Правление медичи 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семья Медичи… могущественные и влиятельные. Правители Тосканы и Флоренции, предводители Ренессанса, законодатели моды, лидеры культурной революции.

К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, Лоренцо Медичи, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, Козимо, смог заметно приумножить наследство. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция. Их банки были одними из крупнейших в Европе. Но вместе с богатством и влиянием Медичи росло недовольство аристократии.

История династии Медичи

Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.

Лоренцо Медичи.

В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. Джулиано было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. И первое, что он сделал, когда власть оказалась у него в руках — обеспечил себе безопасность. Он знал, что успешная система управления должна быть основана на личной преданности и личном взаимодействии. Поэтому он начал предлагать свою помощь всем простым людям Тосканы, рассчитывая на возможную поддержку с их стороны. Ведь влиятельные люди города были куда ближе, чем правительство. Благодаря оказываемым услугам и огромному кругу друзей, Лоренцо получил во Флоренции почти безграничную власть. Поэтому, после инцидента с нападением, сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. Во Флоренции пронеслась волна насилия.

Фото2.jpg

Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства

После этого случая, Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.

Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.

Судьба любой творческой карьеры в городе зависела от одного его слова. Он создал первую художественную школу, где вскоре обнаружил неподражаемого Микеланджело. Известному художнику и скульптору на тот момент было всего тринадцать лет. Лоренцо Великолепный ввел его в свою семью, где мальчик рос вместе с его детьми. Искусство переживало небывалый подъем, но политическая и финансовая ситуация были на грани краха.

Костры тщеславия

Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со Средневековьем.

В 1492 году Лоренцо Медичи тяжело заболел. Страх за будущее династии не давал ему спокойно покинуть этот мир. Он придумал новую основу власти для своих наследников. Это была церковь. Лоренцо потратил практически целое состояние, чтобы его сын Джованни Медичи в шестнадцать лет стал кардиналом. В будущем, он станет известным как Папа Римский — Лев Х.

Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии. И несмотря на то, что Джованни был кардиналом, а Джулио настоятелем монастыря, их церковные связи не имели особого веса. Флоренция была теперь не в их руках.

После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции. Однако по пути армия Медичи остановилась в городе Прато, где учинила жестокую бойню. Узнав об этом кровавом происшествии, власти флорентийской республики сдались без боя. Таким образом, Медичи снова были у власти. Но этого им было мало.

После смерти своего покровителя, Юлия II, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но глупо исключать, что взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал именоваться Папой Львом X.

Союзники Джованни Медичи

Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. К тому же жители города глубоко уважали церковь, чтобы питать к Папе Римскому негативные чувства. Вместе с тем, Джованни Медичи очень скоро стал использовать свое положение для укрепления рода. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала. Теперь в семье Медичи был и Папа, и кардинал.

Лев X.

Между тем, в 1516 году кардиналы замыслили убийство Папы Римского. К счастью самого Льва Х, он был предупрежден о заговоре. Злоумышленников ждала неизбежная смерть. После этого Медичи стали проникать во все сферы власти, обеспечивая себя союзниками повсюду. Они назначали близких им людей на высокие посты, наделяли властью братьев, кузенов и зятьев.

В 1521 году Лев Х внезапно умер. И спустя два года новым Папой Римским стал Джулио Медичи. Он унаследовал охваченную конфликтами Европу. Зашедшая далеко реформация привела к стенам священного Рима целые армии. Для них в католичестве больше не было ничего святого, а Рим они считали сплошным грехом. Город был безжалостно разграблен, а погибших в первый же день оказалось восемь тысяч человек. Новоявленный же Папа, Климент VII, в это время прятался в замке Святого Ангела. Немного позднее, при помощи подкупа, он сбежал в свой родной город.

Екатерина Медичи.

Вдохновленные примером взятия Рима, противники Медичи устроили мятеж и во Флоренции. Разгневанная толпа крушила все, что олицетворяло правление известной семьи. Собрав войско, Климент VII хотел остановить этот разгром. Но в руках мятежников оказалась единственная законная наследница династии — Екатерина Медичи. Ей было одиннадцать лет, и заговорщики бросили бы Екатерину в солдатский бордель, однако Папа Римский отозвал армию и заключил мир.

Свою племянницу через три года он выдал замуж за сына короля Франции. И кто бы мог подумать, что неизвестная на тот момент Екатерина Медичи оставит такой противоречивый и яркий след в истории Европы.

К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, Лоренцо Медичи, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, Козимо, смог заметно приумножить наследство.

История династии Медичи

Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их не на шутку беспокоил.

В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. Джулиано было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. После инцидента с нападением сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. По Флоренции пронеслась волна насилия.

Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства

После этого случая Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.

Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.

Костры тщеславия

Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со Средневековьем.

После смерти Лоренцо Великолепного, ополчившийся на него Савонарола организовал публичные сжигания. В костер были брошены светские книги, картины, музыкальные инструменты и многие вещи, касающиеся искусства того времени.

Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии.

После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции.

После смерти своего покровителя, Юлия II, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал папой Львом X.

Союзники Джованни Медичи

Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала.

По пре­да­нию, Медичи пе­ре­се­ли­лись во Фло­рен­цию из тос­кан­ско­го го­род­ка Муд­жел­ло. Пер­вое упо­ми­на­ние о Медичи во фло­рен­тий­ских до­ку­мен­тах от­но­сит­ся к 1221 году. Раз­бо­га­те­ли тор­гов­лей и рос­тов­щи­че­ст­вом. Ак­тив­ную роль в по­ли­тической жиз­ни Фло­рен­ции иг­ра­ли со 2-й половины XIV века, опи­ра­лись на под­держ­ку народных ни­зов [Саль­ве­ст­ро Медичи (около 1331-1388 годов) имел от­но­ше­ние к вос­ста­нию чом­пи, 1378 год]. Ос­но­ва­те­лем ди­на­стии Медичи счи­та­ет­ся Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360-1429 годы), ко­то­рый, став фи­нан­си­стом Римского дво­ра, зна­чи­тель­но ук­ре­пил эко­но­мическое мо­гу­ще­ст­во и влия­ние сво­ей се­мьи. Он суб­си­ди­ро­вал строи­тель­ст­во Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти и церковь Сан-Ло­рен­цо, по­ло­жив на­ча­ло ши­ро­кой ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти Ме­ди­чи.

С име­нем вну­ка Ко­зи­мо Ста­ро­го - Ло­рен­цо, про­зван­но­го Ве­ли­ко­леп­ным (1449-1492 годы, пра­вил с 1469 года; смотрите Ло­рен­цо Ме­ди­чи), свя­зан пе­ри­од наи­выс­ше­го рас­цве­та ре­нес­санс­ной куль­ту­ры Фло­рен­ции. Сын и пре­ем­ник Л. Ме­ди­чи - Пье­ро (1472-1503 годы, пра­вил с 1492 года; в 1494 году из­гнан на­ро­дом, не­до­воль­ным уси­ле­ни­ем фи­нан­со­во­го гнё­та). Власть Медичи во Фло­рен­ции бы­ла окон­чатель­но вос­ста­нов­ле­на в 1530 году. В 1532 году император Карл V по­жа­ло­вал гер­цог­ский ти­тул вну­ку Пье­ро - Алес­сан­д­ро (1510-1537 годы). По­сле убий­ст­ва по­след­не­го в 1537 году во гла­ве го­су­дар­ст­ва встал гер­цог Ко­зи­мо I (1519-1574 годы), пред­ста­ви­тель др. ли­нии Медичи, ве­ду­щей своё про­ис­хо­ж­де­ние от Ло­рен­цо (1394-1440 годы), млад­ше­го бра­та Ко­зи­мо Ста­ро­го.

В 1569 году Ко­зи­мо I по­лу­чил от па­пы ти­тул ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го. Про­во­дил мер­кан­ти­ли­ст­скую по­ли­ти­ку, по­кро­ви­тель­ст­во­вал тор­гов­ле, раз­ви­тию ма­ну­фак­тур и сельскому хозяйству. По­сред­ст­вом фис­каль­ных мер со­брал зна­чительные сред­ст­ва на строи­тель­ст­во фло­та и ве­де­ние за­вое­вательной вой­ны. В ре­зуль­та­те во­енной кам­па­нии 1554-1555 годов при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям Сие­ну. По­кро­ви­тель­ст­во­вал нау­кам и искусству. Под­держ­кой Ко­зи­мо I поль­зо­ва­лись Фло­рен­тий­ская ака­де­мия, университет в Пи­зе, ху­дож­ни­ки, зод­чие, гу­ма­ни­сты (Дж. Ва­за­ри, А. Брон­зи­но, Б. Вар­ки и др.). По­ли­ти­ку Ко­зи­мо I про­дол­жи­ли его сы­но­вья Фран­че­ско I (1574-1587 годы), по­ощ­ряв­ший за­ня­тия ес­тественными нау­ка­ми и ос­но­вав­ший Кру­ска ака­де­мию дел­ла, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I; 1587-1609 годы), с име­нем ко­то­рого свя­за­но уч­ре­ж­де­ние му­зея Уф­фи­ци, строи­тель­ст­во пор­та в Ли­вор­но и про­ве­де­ние боль­ших ме­лио­рационных ра­бот в Тос­ка­не.

В XVII веке воз­глав­ляе­мое Медичи го­су­дар­ст­во на­ча­ло при­хо­дить в упа­док (не­смот­ря на это, Медичи по-преж­не­му под­дер­жи­ва­ли лю­дей нау­ки и искусства, в ча­ст­но­сти Г. Га­ли­лея). По­след­ний пред­ста­ви­тель пра­вя­щей ди­на­стии по муж­ской ли­нии - Джан Гас­то­не (1723-1737 годы) был без­де­тен, со смер­тью его се­ст­ры Ан­ны Ма­рии Луи­зы в 1743 году вла­де­тель­ная ли­ния до­ма Медичи пре­сек­лась.

Два пред­ста­ви­те­ля ро­да фло­рен­тий­ских Медичи из­би­ра­лись па­па­ми: сын Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го - Джо­ван­ни, под име­нем Льва X, и пле­мян­ник Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го - Джу­лио, под име­нем Кли­мен­та VII. К ро­ду Медичи при­над­ле­жа­ли так­же французскиеко­ро­ле­вы Ека­те­ри­на Ме­ди­чи и Ма­рия Ме­ди­чи.

Глав­ные пред­ста­ви­те­ли до­ма Ме­ди­чи

Глав­ные пред­ста­ви­те­ли бо­ко­вой ли­нии. Ко­зи­мо I (1519-1574 годы), гер­цог Фло­рен­ции с 1537 года, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1569 года; его сы­но­вья Фран­че­ско I (1541-1587 годы), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1574 года, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I) (1549-1609 годы), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1587 года; Ко­зи­мо II (1590-1621 годы), сын Фер­нан­до I, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1609 года; Джан ­Га­сто­не (1723-1737 годы), пра­внук Ко­зи­мо II. К бо­ко­вой ли­нии Медичи при­над­ле­жа­ла ко­ро­ле­ва Фран­ции (же­на Ген­ри­ха IV) Ма­рия (1575-1642 годы), вну­ч­ка Ко­зи­мо I.

Се­мья Ме­ди­чи и ху­дож­е­ст­вен­ная куль­ту­ра Ита­лии

Пред­ста­ви­те­ли ди­настии Ме­ди­чи ока­зы­ва­ли силь­ное влия­ние на раз­ви­тие искусства и куль­ту­ры Ита­лии на про­тя­же­нии около 3 сто­ле­тий; ме­ди­чейский па­тро­наж по­зво­ля­ет про­сле­дить эво­лю­цию форм ме­це­нат­ст­ва в Ев­ро­пе XV-XVII веков.

Пер­вые пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Ме­ди­чи в первой половине XV века дей­ст­во­ва­ли в рам­ках позд­нес­ред­не­ве­ко­вых тра­ди­ций. Дви­жи­мые бла­го­чес­ти­ем и гражданским дол­гом, они фи­нан­си­ро­ва­ли об­щественные ра­бо­ты по ук­ра­ше­нию важ­ных для ком­му­ны па­мят­ни­ков, а так­же церк­вей и мо­на­сты­рей, про­яв­ляя при этом ис­клю­чи­тель­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный вкус в вы­бо­ре ху­дож­ни­ков и про­ек­тов. Джо­ван­ни ди Бич­чи вхо­дил в жю­ри зна­ме­ни­то­го кон­кур­са 1401 года на соз­да­ние брон­зо­вых врат фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия, фи­нан­си­ро­вал строи­тель­ст­во Вос­пи­та­тель­но­го до­ма (архитектор Ф. Бру­нел­ле­ски), в церкви Сан-Ло­рен­цо ос­но­вал се­мей­ную по­гре­баль­ную ка­пел­лу (Ста­рая сак­ри­стия, архитектор Бру­нел­ле­ски, скульп­тур­ный де­кор До­на­тел­ло), сле­дил за воз­ве­де­ни­ем над­гро­бия Баль­дас­са­ре Кос­сы (ан­ти­па­пы Ио­ан­на XXIII) во фло­рен­тий­ском бап­ти­сте­рии (ав­то­ры - До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео).

Для его сы­на Ко­зи­мо Ста­ро­го (Стар­ше­го) по­доб­ная дея­тель­ность бы­ла од­ним из спо­со­бов ис­ку­пить грех рос­тов­щи­че­ст­ва, во мно­гом спо­соб­ст­во­вав­ший про­цве­та­нию ди­на­стии Ме­ди­чи. Ко­зи­мо при­дал ме­це­нат­ст­ву но­вый, по­ис­ти­не ре­нес­санс­ный мас­штаб. Он тра­тил ог­ром­ные сум­мы на боль­шие ар­хитектурные на­чи­на­ния, сре­ди них: во Фло­рен­ции - пе­ре­строй­ка монастыря Сан-Мар­ко (для ко­то­ро­го так­же со­брал цен­ную биб­лио­те­ку), Па­лац­цо Ме­ди­чи, скульп­тур­ный де­кор Ста­рой сак­ри­стии в церкви Сан-Ло­рен­цо, вил­ла в Ка­ред­жи, мон. Ба­дия во Фье­зо­ле. Гума­ни­сти­че­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, Ко­зи­мо хо­ро­шо раз­би­рал­ся в ар­хи­тек­ту­ре и искусстве, ин­те­ре­со­вал­ся ан­тич­но­стью и об­ра­щал­ся к луч­шим фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам сво­его вре­ме­ни: Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, До­на­тел­ло, П. Уч­чел­ло, Фи­лип­по Лип­пи, А. дель Кас­та­ньо, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но.

Сы­но­вья Ко­зи­мо Ста­ро­го - Джо­ван­ни и Пье­ро, не имея средств для фи­нанси­ро­ва­ния круп­ных ар­хитектурных про­ек­тов, про­яв­ля­ли ин­те­рес к соб­ст­вен­но кол­лек­цио­ни­ро­ва­нию, ос­но­ван­но­му на ин­ди­ви­ду­аль­ных при­стра­сти­ях (их порт­рет­ные бюс­ты в ан­тич­ных оде­ж­дах бы­ли вы­пол­не­ны Ми­но да Фье­зо­ле в 1450-х годах). Джо­ван­ни со­би­рал мо­не­ты, ста­туи и ма­ну­ск­рип­ты, по­стро­ен­ная по его за­ка­зу Вил­ла Ме­ди­чи во Фье­зо­ле со­от­вет­ст­ву­ет опи­са­ни­ям древ­ней тос­кан­ской вил­лы у Пли­ния Млад­ше­го. Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но бы­ли за­ка­за­ны 12 рель­е­фов с изо­бра­же­ния­ми це­за­рей для ук­ра­ше­ния Па­лац­цо Ме­ди­чи. Че­рез от­де­ле­ние ме­ди­чей­ско­го бан­ка в Брюг­ге Джо­ван­ни за­ка­зы­вал ни­дерландскую жи­во­пись и шпа­ле­ры. Пье­ро под влия­ни­ем дво­ров Северной Ита­лии (в пер­вую оче­редь д’Эсте в Фер­раре) про­яв­лял вкус к бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ным и по­ли­хром­ным по­верх­но­стям, ин­те­ре­со­вал­ся ге­раль­ди­кой.

Вы­шед­шие из ро­да Медичи па­пы Лев Х и Кли­мент VII вне­сли не­ма­лый вклад в раз­ви­тие сти­ля Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в Ри­ме и его ут­вер­жде­ние во Фло­рен­ции. Но­вый ста­тус по­зво­лил им об­ра­тить­ся к мас­штаб­ным пуб­лич­ным про­ек­там, в т. ч. к ар­хи­тек­тур­ным и гра­до­строи­тель­ным. Лев Х по­кро­ви­тель­ст­во­вал ли­те­ра­то­рам П. Бем­бо, Ф. Гвич­чар­ди­ни, Б. Кас­тиль­о­не, Я. Сан­над­за­ро, М. Дж. Ви­да. Про­дол­жил на­ча­тое па­пой Юли­ем II ук­ра­ше­ние Ва­ти­ка­на: фи­нан­си­ро­вал ра­бо­ты Ра­фа­эля и его мас­тер­ской (рос­пи­си Ва­ти­кан­ских станц и лод­жий, кар­то­ны для шпа­лер Сик­стин­ской ка­пел­лы, порт­ре­ты); в 1515 году соз­дал долж­ность хра­ни­те­ля римских древ­но­стей (Romanarum Antiquitatum Praes) для на­блю­де­ния за рас­коп­ка­ми и со­хра­не­ния ан­тич­ных древ­но­стей, на ко­то­рую был на­зна­чен Ра­фа­эль.

При дво­ре Ко­зи­мо I, ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го, искусство и ар­хи­тек­ту­ра ста­ли эф­фек­тив­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми реа­ли­за­ции ди­на­стических ам­би­ций. Что­бы под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ность со свои­ми пред­ками XV века, Ко­зи­мо I от­рес­тав­ри­ро­вал дво­рец Медичи, под­дер­жи­вал библиотеку Лау­рен­циа­на, за­ка­зал Дж. Ва­за­ри порт­рет Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го. В пе­ре­стро­ен­ном Бан­ди­нел­ли Па­лац­цо дел­ла-Синь­о­рия (Па­лац­цо Век­кьо), на не­ко­то­рое вре­мя став­шем ре­зи­ден­ци­ей ве­ли­ко­го гер­цо­га, Ва­за­ри и Ф. Саль­виа­ти соз­да­ли фре­ски, про­слав­ляю­щие род Медичи, и в ча­ст­но­сти са­мо­го Ко­зи­мо I. На 2-м эта­же по­стро­ен­но­го по его за­ка­зу зда­ния Уф­фи­ци Ко­зи­мо раз­мес­тил ху­дожественные кол­лек­ции Медичи, за­ло­жив тем са­мым ос­но­вы бу­ду­ще­го му­зея.

Фран­че­ско I ув­ле­кал­ся нау­ка­ми, ес­те­ст­во­ис­пы­та­ни­ем, от­да­вал пред­поч­те­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кус­ст­вам, мно­гие из ко­то­рых прак­ти­ко­вал лич­но. Его ча­ст­ные апар­та­мен­ты в Па­лац­цо Век­кьо вклю­ча­ли в се­бя в т. ч. со­кро­вищ­ни­цу и сту­дио­ло, ук­ра­шен­ное в со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой В. Бор­ги­ни (по­свя­щён­ной гос­под­ству че­ло­ве­ка над при­ро­дой бла­го­да­ря нау­кам и ис­кус­ст­вам) фре­ска­ми, кар­ти­на­ми, мо­заи­ка­ми и ста­ту­эт­ка­ми. Для сво­ей вто­рой же­ны Бьян­ки Ка­пел­ло по­стро­ил вил­лу в Пра­то­ли­но (архитектор Б. Бу­он­та­лен­ти) с са­дом, пол­ным тер­рас, гро­тов, фон­та­нов, ста­туй и ме­ха­нических за­тей.

Став ве­ли­ким гер­цо­гом Тос­кан­ским, пре­вра­тил кон­ный мо­ну­мент в са­мый рас­про­стра­нён­ный тип городского па­мят­ни­ка, ус­та­но­вив свои ста­туи (скульп­тор Джам­бо­ло­нья и его мас­тер­ская) во Фло­рен­ции и за­ви­си­мых от неё го­ро­дах Пи­за, Ли­вор­но и Арец­цо, ста­тую Ко­зи­мо I - во Фло­рен­ции. На­чал возведение мав­зо­лея Ве­ли­ких гер­цо­гов (пристроен к церкви Сан-Лоренцо) - ка­пел­лы деи-Прин­чи­пи (1604 год, архитектор М. Ни­гет­ти по про­ек­ту До­на Джо­ван­ни Ме­дичи), бо­га­то ук­ра­шен­ной внут­ри об­ли­цов­кой из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней.

При дво­ре его сы­на Ко­зи­мо II ра­бо­тал Ж. Кал­ло. Пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Медичи в XVII веке по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли те­ат­ру, по тра­ди­ции ока­зы­ва­ли под­держ­ку фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ли современную жи­во­пись, как итальянскую, так и се­ве­ро­ев­ро­пей­скую. При фло­рен­тий­ском дво­ре ра­бо­та­ли А. Мань­я­ско, С. Ро­за и др. ху­дож­ни­ки. Тра­ди­ции се­мьи Медичи (ме­це­нат­ст­во, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние) про­дол­жи­ла Ека­те­ри­на Ме­ди­чи, бу­ду­чи ко­ро­ле­вой Фран­ции.

Ме́дичи (итал. Medici ) — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как спонсоры самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения [1] .

Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Содержание

Происхождение



Происхождение фамильного имени точно неизвестно, по одной из версий, один из родоначальников клана был врачом (medico) при дворе Карла Великого. По другой версии, семья первоначально занималась аптечной торговлей. Семейное предание возводит происхождение рода к рыцарю Карла Великого по имени Аверардо, который поселился в долине Муджелло близ Флоренции в конце VIII века. Третья версия гласит, что Медичи являются прямыми потомками военных вождей франков.

В XII веке семья Медичи переселилась из Кафаджало (долина Муджелло) во Флоренцию, обосновалась в районе Сан-Лоренцо, занялась ростовщичеством и стала быстро богатеть. Первым из Медичи в судебных архивах Флоренции упоминается под 1201 годом некий Кьяриссимо Медичи. Его прямой потомок Ардинго де Медичи уже в 1296 году был избран на высший государственный пост Флоренции — гонфалоньер справедливости. В последующие 20 лет еще двое представителей семьи Медичи были избраны на этот пост.

Основателем политического могущества Медичи стал племянник Вьери Медичи Джованни ди Биччи (1360—1429), избранный гонфалоньером справедливости в 1421 году. Сыновья Джованни, Козимо (1389—1464) и Лоренцо (1394—1440), были первыми активными политическими деятелями Флорентийской республики.

Подъем



Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459-1461)

Medici tree.jpg


В начале XV века Джованни Медичи достиг высших должностей, а в 1434 году его сын Козимо, воспользовавшись недовольством народа знатью за частые войны и тяжёлые налоги, захватил в свои руки власть. С этих пор до конца столетия фамилия Медичи управляет республикой и приобретает громкую известность покровительством всем направлениям Ренессанса. При сыне Козимо, Пьеро ди Козимо, популярность Медичи уменьшилась: против них был составлен заговор, который хотя и окончился неудачей, но вовлек Флоренцию в войну с Венецией. Сыновья Пьеро ди Козимо, Лоренцо и Джулиано, восстановили прежнее значение фамилии. Заговор Пацци в 1478 году и умерщвление Джулиано только усилило влияние Медичи.

После смерти Лоренцо в 1492 году его старший сын Пьеро ди Лоренцо уступил Карлу VIII, двинувшемуся на Неаполь, несколько важных пунктов во владениях Флоренции, за что был изгнан как изменник родине. В 1494 году была восстановлена демократическая республика. Все попытки Пьеро ди Лоренцо (умер в 1503 году) вернуть прежнее положение остались безуспешными, и только в 1512 году партия Медичи снова стала во главе республики.

Папство и изгнание из Флоренции

Когда в 1513 году кардинал Джиованни, брат Пьеро, вступил на папский престол под именем Льва Х, сын Пьеро — Лоренцо — и другой племянник папы, кардинал Ипполито (1511—1535)— сын Джулиано, герцога Немурского — заняли прежнее положение во Флоренции. Папа дал Лоренцо герцогство Урбинское и устроил его брак с родственницей французского королевского дома, Мадлен де ла Тур д’Овернь. После смерти Лоренцо в 1519 году, оставившего только дочь Катарину — будущую жену французского короля Генриха II, власть оставалась в руках Джулио до того, как он стал в 1523 году папой под именем Климента VII. Во главе флорентийской республики стали тогда Алессандро Медичи — побочный сын Лоренцо, и кардинал Ипполито — побочный сын герцога Немурского.

Великие герцоги Тосканские

Французская политика Климента VII, вызвавшая разграбление Рима немцами, привела к изгнанию Медичи из Флоренции в 1527 году. Тогда папа заключил союз с Карлом V и с его помощью возвратил Флоренцию Алессандро. После десятимесячной осады Флоренция в 1530 году сдалась немецким войскам. Алессандро Медичи, женившийся на Маргарите — побочной дочери Карла V — получил от него наследственную монархическую власть во Флоренции с титулом герцога. Распутство герцога создало массу недовольных, которые после безуспешных жалоб на него Карлу V составили заговор. Алессандро был убит своим родственником Лоренцино в 1537 году, но убийца вынужден был бежать и был убит в Венеции в 1548 году.

Последний период

Со смертью Алессандро кончилась линия Медичи, шедшая от Козимо Старшего. Попытки флорентийцев восстановить республику окончились неудачей: Карл V настоял на передаче власти герцога Козимо Медичи, потомку брата старшего Козимо, Лоренцо. Ловкий политик и тиран по натуре, Козимо I (1537—1574) поставил своей задачей образовать из Тосканы одно государство и сосредоточить в своих руках абсолютную монархическую власть. Жестоко преследуя при помощи инквизиции своих противников, он конфискациями и монополиями собрал значительные средства, с помощью которых создал флот, завоевал Сиену и находил себе союзников во внешней политике. От папы Пия V он приобрел титул великого герцога и торжественно короновался в Риме.

Заботясь о династических интересах, Козимо старался расширять свою фамилию: покровительствовал Оттавиано Медичи и его сыновьям (один из которых — Алессандро — был впоследствии папой Львом XI), хотя эта фамилия принадлежала к другому роду. Он признал членом своей фамилии Джан-Джаакомо Медикини, миланца по происхождению, и помог его брату получить папский престол под именем Пия IV. Верный семейным преданиям, Козимо покровительствовал просвещению и реставрировал Университет в Пизе.

Сын и преемник Козимо I — Франческо (1574—1587) — держался направления отца, но значительно уступал ему талантами и находился в подчинении у своей второй жены Бьянки Капелло, влияние которой было особенно вредно для финансов. Франческо основал Академию della Crusca и покровительствовал естественным наукам. Его преемником был его младший брат — кардинал Фернандо (Фердинанд) I (1587—1609) — лучший из герцогов Медичи. Противодействуя интригам своего младшего брата и соперника Пьетро, Фернандо был свободен от тиранической политики своих предшественников, особенно губительной в экономической сфере. Покровительствуя наукам и искусству (он основал музей Уффици), Фернандо особенно заботился о земледелии и торговле: облегчил налоги, уменьшил тяжесть монополий, осушил Мареммы, устроил гавань в Ливорно. Во внешней политике он несколько сблизил Флоренцию с Францией, выдав дочь своего предшественника Марию за Генриха IV. Сложив с себя сан кардинала при вступлении на престол, Фернандо женился на Христине Лотарингской. Его сын от этого брака, Козимо II, был его преемником (1609—1621).

Упадок Флоренции

Правление Козимо II, с фантастическими планами завоеваний на Востоке и полным подчинением Испании, было началом упадка Флоренции. Только покровительство просвещению (Козимо II поощрял Галилея, и в его честь тот назвал открытые им четыре самых крупных спутника Юпитера Медицейскими звездами, или Медицейскими лунами) оставалось неизменным и при нём, и при его сыне и преемнике, Фердинандо II (1621—1670). Первые семь лет во главе правления стояли, как регентши, бабка и мать Фердинандо, австрийская принцесса Мария-Магдалина. В это время Тоскана дошла почти до полного одичания. Фердинандо усердно старался улучшить положение страны, но без особого успеха. Из многочисленных братьев Фердинандо особенно известны Маттео, принимавший участие в 30-летней войне, и, последняя знаменитость из дома Медичи, кардинал Леопольдо, защищавший вместе с Фердинандо Галилея.

Сын и преемник Фердинандо, Козимо III (1670—1723), отличавшийся особым ханжеством и педантизмом, не мог остановить упадка Флоренции. У сыновей его не было потомства. Козимо III заставил своего брата, кардинала Франческо, сложить духовный сан и жениться, но и этот брак остался бесплодным. Наследник Козимо, сын его Джованни-Гасто (1723—1737), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти никакого участия в управлении. Со смертью его сестры Анны-Марии в 1743 году прекратилась владетельная линия Медичи. Из второстепенных ветвей фамилии Медичи до настоящего времени во Флоренции сохранились Медичи-Торнаквинчи (Tornaquinci), маркизы Кастелина, и в Неаполе князья Оттайяно (Ottaiano) и герцоги Сарло.

Читайте также: