Правление царя сервия туллия кратко 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

После пятого царя Древнего Рима, Луция Тарквиния Приска, этруска по происхождению, к власти пришёл латинянин Сервий Туллий. Произошло это следующим образом.

Родной город его родителей, Корникул, был захвачен римскими войсками во время одной из войн римлян с союзом латинских племён. Спурий Туллий, отец будущего царя, происходил из царского рода. Он погиб во время штурма города, его беременная жена Окрисия попала в плен. Её взяла к себе в качестве рабыни Танаквиль, супруга римского царя. Узнав, кем была раньше её новая рабыня, она освободила Окрисию, а родившегося вскоре Сервия воспитала как царского сына.

Сохранилась легенда, что однажды вокруг головы спящего в атриуме мальчика загорелось пламя в виде короны. Слуги хотели его затушить, но Танаквиль поняла, что перед ними божественное знамение, и остановила их. Когда Сервий проснулся, пламя исчезло. После совершеннолетия Сервия, за него выдали Примеру, дочь царя Тарквиния. Он был представлен римлянам как преемник монарха, участвовал в битвах и прославился уже в юном возрасте.

Но сыновья покойного четвёртого римского царя, Анка Марция, устроили заговор. Они сумели убить царя Тарквиния Приска, но его вдова скрыла факт смерти своего супруга от народа. Объявили, что царь ранен и до выздоровления назначил своим, как сказали бы сейчас, ВРИО, своего зятя Сервия Туллия. На следующий день Сервий Туллий с вооружённым отрядом пришёл на городскую площадь, чтобы судить заговорщиков. Их приговорили к изгнанию с конфискацией имущества. Сыновья Анка Марция бежали, заговор лишился своих предводителей и распался. Только тогда Танаквиль объявила о смерти своего супруга от ран. Сервий Туллий был утверждён сенатом и стал законным царём Рима.

Заключив союз с латинами, Сервий Туллий разбил этрусков и разрушил их крупнейший город – Вейю. В остальном его правление прошло мирно. Больше всего этот царь прославился реформами, которые впоследствии стали называть Сервиевой конституцией. При нём был заложен фундамент всей политической системы Рима как государства. В чём же эти реформы заключались?

Политические права получили не только патриции, но и плебеи. Одновременно на плебеев были возложены обязанности по воинской службе и выплате налогов. Всё население Рима разделили на трибы – 4 городские и 26 сельских. Все семьи римских граждан делились на 6 классов, в зависимости от имущественного состояния. Каждый класс, в случае войны, выставлял определённое количество воинских центурий, было оговорено также и полагавшееся при этом вооружение. Кроме пехотинцев, появилось сословие всадников, из граждан, которые могли содержать боевого коня и имели средства на соответствующую боевую подготовку, вооружение и амуницию.

Также при Сервии Туллии сам город Рим существенно расширился. Были застроены оставшиеся холмы, которые окружила новая городская стена. Рим окончательно стал “Городом на семи холмах”, а стену так и прозвали – Сервиева. Кроме того, Сервий Туллий построил ещё два храма – в честь богинь Дианы и Фортуны. Римлянам он запомнился и заботой о бедных: раздачей земель неимущим, оплатой долгов из царской казны и освобождением должников из рабства.

Реформы царя вызвали недовольство многих патрициев, что привело в конечном итоге к заговору. Честолюбивый сын предыдущего царя, Луций Тарквиний, женился на дочери Сервия, Туллии Младшей. Однажды он созвал сенат и провозгласил царём себя. Когда Сервий Туллий, к тому времени уже старик, пришёл в здание сената чтобы прогнать самозванца, Луций сбросил его со ступеней на каменный помост. Чтобы свергнутый царь не созвал верных ему людей, особенно обожавших своего царя плебеев, Луций послал отряд, чтобы добить раненого. Супруга Луция, проезжавшая по той же улице на колеснице, переехала труп своего отца. Улица, на которой это произошло, с тех пор носила название “Бесчестной” или, по другому переводу, “Проклятой”.

Новый царь не хотел устраивать положенной по обычаю похоронной процессии через форум. Ночью слуги унесли тело царя и похоронили его за городом в безымянной могиле. Но многие поколения римских плебеев продолжали праздновать день рождения Сервия Туллия.

Сервий Туллий (Servius Tullius) — согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

Содержание

Происхождение и избрание на царство

Сервий Туллий родился 13 августа в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя — Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль — жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Пламя погасло лишь тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи хотя и рабом, но любимцем в царском доме, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Начало правления

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

Государственные реформы

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э..

Сыновья Тарквиния Приска и гибель Сервия Туллия

Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую — за гордого Луция, а честолюбивую меньшую — за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию.

сервий туллий

Сервий Туллий родился 13 августа в латинском городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В сражении погиб отец будущего царя — Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль, жене Тарквиния Приска. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Когда ребенок проснулся, пламя погасло, не причинив ему никакого вреда.

Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи любимцем в царском доме, хотя и рабом, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Юноша пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния сыновьями Анка Марция, Сервий принял правление по совету и настоянию Танаквиль, объявившей, что Тарквиний еще жив и передает правление до своего выздоровления Сервию. Когда же последний достаточно утвердился на престоле, он открыто выступил царем и только потом уже велел утвердить себя в своем достоинстве сенату. Происхождение от рабыни, возможно, придумано сказанием на основании имени Сервия (слуга), но то что Сервий достиг престола незаконным путем — это факт исторический. Может быть, он принадлежал к сословию плебеев, которому обеспечил свободу и политические права, и всегда почитался благодетелем и защитником низшего и бедного класса народа.

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия.

По легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

сервий туллий

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ. При нем римское общество было радикальным образом реорганизовано.

Прежде всего, это знаменитая реформа, состоявшая в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но само ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Граждане под присягой должны были установить денежную стоимость всей своей собственности. Если кто-то давал ложные сведения, то у него отбирали все имущество, а его самого продавали в рабство.

Плебеи все еще составляли политически неустроенную массу, в то время как патриции одни держали в своих руках управление государством. Но плебеи числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло оказаться небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели — без этого было невозможно комплектование войска и собирание податей.

В соответствии с реформой родовые трибы были заменены территориальными. С этой целью Сервий разделил всю римскую территорию на 30 округов, или триб, — 4 городских (tribus urbanae) и 26 сельских (rusticae), вследствие чего все население распалось на соответственное число отделов, или триб. Весьма вероятно, что не только плебеи, но и патриции и клиенты были включены в эти местные трибы. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в 3 веке до н.э.). Кроме этого местного деления всего народа на трибы, Сервий предпринял еще и второе деление его, а именно, распределение по классам и центуриям, причем он, подобно Солону в Афинах, принял за основу деления имущественное состояние, ценз.

Такое устройство имело целью слить в одно политическое целое оба сословия и отмерить каждому отдельному гражданину, без различия происхождения и сословия, а единственно на основании его имущественного состояния его политические права в народном собрании. Все общество в этом делении считалось войском и распадалось на следующие отделы:

Всадники (equites) — 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

Пехота, разделенная на 5 классов и 170 центурий:

  • I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).
  • II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).
  • III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).
  • IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).
  • V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

Стоящие вне классов, из 5 центурий, а именно:

  • ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;
  • музыканты при войске (tubicines и cornicincs), 2 центурии;
  • proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

В народном собрании при поголовном голосовании принимался в расчет голос каждой отдельной центурии. Поэтому когда богатые и знатные всадники и первый класс были заодно, то они своими 98 голосами решали дело по-своему. Устройство, следовательно, было таково, что богатство имело перевес; но и беднейший плебей принимал участие по крайней мере в голосовании, в решении важнейших дел государства, хотя влияние его было весьма незначительно.

Такие собрания всего народа назывались центуриатскими комициями (comitia centuriata), и Сервий перенес на эти собрания те права, которые прежде имели comitia curiata, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне.

классы

Кроме упомянутой политической цели, Сервиево деление по центуриям имело и военную цель. Распределенный таким образом народ представлял римское войско и назывался также exercitus. Пять классов были в то же время пятью отделами войска, вооруженными разным оружием. Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения. Второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей. Третий класс не имел и набедренников. Четвертый класс имел только пики и метательные копья. Пятый — пращи и метательные камни. Следовательно, чем богаче был человек, тем больше средств он должен был тратить на свое вооружение.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству.

Согласно Ливию, перепись Сервия насчитала около 80 000 граждан, то есть взрослых мужчин, способных к службе в армии. Правда современные ученые предполагают, что в конце 4 века до н. э. население города составляло около 35 000 человек. Но и при такой численности на поле боя могли выйти более 9 000 мужчин призывного возраста, т.е. один легион из 6 000 человек, 2 400 легковооруженных воинов и 600 всадников. По меркам того времени это была весьма крупная армия. Рим стал обладать довольно большой силой.

В целом, Сервий своими политическими учреждениями дал римскому народу гражданский порядок, определил его политические права и положил новое основание всему его государственному развитию. Римский народ во все времена признавал за ним эту заслугу и всегда сохранял благодарную память благодушному, человеколюбивому царю, защитнику угнетенных.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов, уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине 4 века до н.э., а Сервий, по-видимому, просто построил нечто вроде земляного вала.

стена сервия туллия

Стена Сервия Туллия

Но как ни благоприятствовало ему счастье со дня его рождения, конец Сервия был трагический. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он решил выдать за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую — за гордого Луция, а честолюбивую меньшую — за нерешительного Аруна.

Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию. Побуждаемый преступной и властолюбивой Туллией, Тарквиний соединился с партией патрициев, недовольной нововведениями Сервия, и, окруженный своими приверженцами, выступил в сенате царем. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция.

убийство сервия2

Убийство Сервия Туллия, царя Рима. Луи Жан Франк Лагрин, 1770

туллия

Туллия переезжает на колеснице тело своего отца. Жан Барден, 1765

Любимец народа Древнего рима — Сервий Туллий

Сервий Туллий

Легенду происхождения Сервия фактически одинаково излагают и Дионисий Галикарнасский и Тит Ливий, но Дионисий (так же как и Овидий) приписывает Сервию другого отца — бога Вулкана. Цицерон же утверждает, что Окрезия зачала сына уже будучи рабыней, от гостя царя.

Приход к власти

По преданию, жена Луция, Танаквиль, как-то раз увидала огненное сияние вокруг головы мальчика и расшифровала это как знак его высокого положения в будущем. Женщина посоветовала мужу растить приемного ребенка, не отделяя его от собственных детей.

Приход к власти Сервия Туллия

Возмужавший Сервий стал зятем Тарквиния. После гибели мужа от рук сыновей Анка Марция, Танаквиль объявила, что Луций тяжело, но не смертельно ранен и просит, чтобы римский народ до его выздоровления возглавил Сервий Туллий.

Так Сервий стал временным правителем (прекарием). Изгнав сыновей Анка Марция из города, и конфисковав их имущество, Сервий Туллий объявил о смерти царя Луция. Он созвал на собрание патрициев и сенат, и с их поддержки стал полноправным властителем.

Альтернативная версия. Император Клавдий знал историю этрусков (и даже написал 20 томов на эту тему). Выступая в 48 году н. э. в сенате он заявил, что история рождения Сервия Туллия от рабыни – миф, и что был он этрусским разбойником, которого звали Мастарна. Он проник в Рим для спасения своего плененного друга Целия Вибенны. Поселившись в царском доме Тарквиния, разбойник сменил имя и захватил власть без избрания сенатом. Однако по поводу этой легенды мнения антиковедов разделяются.

Внешняя политика

Военные походы Сервия на этрусские города были успешны. Он принудил их признать верховную власть Рима. Теперь Рим стал городом на 7-ми холмах (к нему относились Эсквилийский, Витинальский, Квиринальский, Палатинский, Капитолийский, Целийский и Авентинский холмы).

Миф или реальность?

Тит Ливий пишет о присоединении к Риму во времена правления Сервия Квиринальского и Виминальского холмов, Дионисий Галикарнасский уверяет, что это были Виминальский и Эсквилинский холмы.

Античные источники пишут о возведении Сервиевой стены, оградившей 7 холмов и превратившей Рим в Septimontium. А вот современные археологи настаивают на том, что стена была построена почти двумя веками позже – в 1-й половине 4 в. до н.э.

Реформы Сервия Туллия

Основная реформа Сервия Туллия

Плебеи не могли участвовать в Народном собрании, занимать должности и не обладали политическими правами. Эта ситуация угрожала народным бунтом. Туллий включил плебеев в гражданскую общину, т.е. дал им политические права (возможность голосовать, а значит — управлять государством) и доступ к общинным землям. Однако воспользоваться этими благами могли только богатые плебеи.

Вместе с правами граждан Рима плебеи приобрели и обязанности, которых до сих пор у них не было — уплачивать налоги и нести военную службу.

Царь помог неимущим, запретил одевать оковы на должников. Он заплатил их долги и выделил кусочки земли (из государственной), чем вызвал возмущение патрициев.

Все преобразования и реформы были заложены Сервием в основу так называемой Сервиевой конституции.

Имущественная реформа

Мужское население – и патрициев и плебеев — царь поделил на 5 разрядов (классов) по нескольким параметрам:

Класс/разряд населенияДеление по размеру земельного участка, в югерах (югер – ¼ гектара)Деление по размеру годового дохода в ассах (асс – медная монета в 327,5 гр.)Деление по центуриям - сотням (1 центурия – 100 человек)
Iсвыше 20-ти100 000 и более18 (всадники) и 80 (тяжеловооруженная пехота) – из них 50% -люди от 18 до 46 лет
IIот 15 до 2075 00020 (пехотинцы)
IIIот 10 до 1550 00020 (пехотинцы)
IVот 5 до 1025 00020 (пехотинцы)
Vдо 5-тине менее 12 50030 (легковооруженные пехотинцы)

Пояснения

Граница между бедными и нищими в 11 тысяч либеральных ассов (по Титу Ливию), в описываемое время была достаточно немалой суммой. Поэтому предполагается, что пересчет стоимости имущества указан в ценах более позднего времени — времени Октавиана Августа.

Так как набрать по 100 человек на 1 центурию не удавалось, по факту количество людей в центуриях часто было меньше сотни.

Из созданных Сервием 193-х центурий одну составляли невооруженные пролетарии — совершенно неимущие люди (в их собственности были только их дети). Они остались за рамками классового разделения.

Пролетарии – беднейшее, но юридически свободное сословие римских граждан. Они не платили налог за детей и за имущество, освобождались от военной службы.

Четыре оставшихся центурии были особыми – они состояли из трубачей и горнистов, плотников, и оружейников.

На каждый класс возлагались военные обязанности, соответствующие их положению:

  • Богатые люди (1-й разряд) должны были содержать коня и являться в полном тяжелом вооружении. Количество выставляемых воинов у них было самым большим, так как вооружаться надо было за свой счет (а они могли себе это позволить). Вооружение воинов первого разряда — это круглый щит и панцирь, бронзовый шлем и набедренник, меч и копье. В бою они стояли впереди фаланги.

Всадники были привилегированной группой, они состояли из самых богатых и молодых людей. По Титу Ливию их было 12, а не 18 центурий. Расходы на приобретение и содержание коня частично компенсировало государство, а частично – специальный налог, взимаемый с незамужних женщин.

Ни пехотинцы, ни всадники жалованья не получали!

Для представителей 2-4-го класса – амуниция была облегченной.

  • 2-й разряд распадался (как и 1-й) на два возрастных сегмента. В вооружении они не имели панциря, а их щиты были вытянутыми и более легкими.
  • 3-й разряд также состоял из молодых и старых воинов (по 10 центурий). В их вооружении уже не было не только панциря, но и набедренника.
  • 4-й разряд (с возрастной градацией на 2 части) имели в наличии только щит, меч, копье и дротик.
  • Самые бедные (5-й класс) были вооружены лишь пращами (что мог купить бедняк?), иногда – копьями. Они сражались вне фаланги. В этот же класс входили музыканты и ремесленники, сопровождающие войско (по 2 центурии).

Праща – холодное оружие (веревка или ремень с петлей на конце) для метания камней или снарядов.

Территориальная реформа

Далее шло разделение римлян на 4 городские трибы и 17 сельских (позже их стало 35-ть). После этого деления хлебный паек стал раздаваться в т.ч. плебсу.

Трибы – деление римских граждан сначала по родовому признаку (рамны, тиции и люцеры), а затем – по территориальному.

В трибах проводились собрания граждан – трибутные комиции, на которых определялось имущественное положение, проводилась перепись населения, сбор налогов, набор в войско.

Тит Ливий сообщает, что первая перепись населения показала, что в Риме проживало 80 тысяч человек (не включая рабов).

Кроме того, Сервий Туллий ввел:

  • Цензорские списки – перечень проживающих в данном округе свободных граждан и их имущество.
  • Новую форму Народных собраний – центуриатные комиции. В них голосование проводилось по центуриям. Каждая сотня имела только один голос. Так как в первом разряде было больше всего сотен, то и на народных собраниях этот разряд получил право подавать больше голосов, чем люди из небогатых разрядов. Следовательно, в руках 1-го разряда оказалась вся законодательная власть.

Военная реформа Сервия Туллия

Однако куриальные собрания патрициев как и прежде решали вопросы войны и мира, избрания нового царя и т.д. Также за ними оставались должности сенаторов и патронов, судей и жрецов, только добавилась обязанность – согласовывать решения центуриальных комиций.

Легенда о хитром жреце

Сервий Туллий воздвиг храм в честь Фортуны (богиня счастья), и убедил латин построить храм богини женственности и плодородия – Диане на Авентине. На строительства храма Дианы со всех городов Латинского союза были собраны взносы.

В день завершения строительства у одного латинянина разродилась корова. Теленок был необычайно крупный. В эту же ночь мужчине приснилось, что высшей властью будет обладать тот народ, представитель которого принесет это парнокопытное в жертву Диане.

Приведя теленка на Авентин, латинянин поведал об этом римскому жрецу. Хитрый жрец предложил мужчине сперва омыть руки под проточной водой, и пока латинянин ходил к Тибру, заколол его теленка.

Так жрец приобрел славу себе и власть для римлян.

Во времена Сервия были установлены праздники:

  • богиней смерти, так как являла собой могилу всего;
  • покровительницей браков;
  • устроительницей миропорядка;
  • упразднительницей землетрясений.

Реформы Сервия Туллия ослабляли патрициев и разрушали родовой строй древнеримского общества. Неравенство в правах между богатыми и бедными усилилось — у богатых стало их еще больше, но и траты богатых на налоги и римскую армию были больше.

Интересен тот факт, что Сервий Туллий, как и любой царь римский мог провести реформу, только если для этого уже были предпосылки, то есть градация населения по группам уже существовала (просто официально ее никто не объявлял).

Сервию же удалось обойти сакральные нормы, формально их не нарушив. В основу его идеи легло деление народа по возрастам. Раньше возрастное деление было только внутри курии – сугубо мужского военного союза. Сервий Туллий распространил это деление по всему Риму, разбив город на трибы (участки).

Интересно. Пожизненная должность царя, как военачальника при достижении 60 лет должна была прекращаться, но он мог передать ее военному заместителю.

Система возрастных классов, которую предложил Сервий Туллий:

Конец правления

Родных сыновей предыдущего царя Тарквиния Приска (по Титу Ливию) или его внуков (по Дионисию Галикарнасскому) – надменного Луция и миролюбивого Арунса (Аррунта) — Сервий сделал членами семьи, отдав им в жены своих дочерей – Туллию Старшую и Туллию Младшую.

Однако, не смотря родство, поддержку народа и бурную политическую деятельность Сервия, Луций Тарквиний не смог признать его власть. Он захотел свергнуть царя и сговорился с женой своего брата (дочерью Сервия) – Туллией, которая считала, что ее отцу не место во главе государства.

Туллия и Луций жестоко расправились со своими супругами и затем поженились. Гонимые жаждой власти, они не остановились и перед убийством старого Сервия.

Луций созвал сенаторов и народ на форум, где стал всячески поносить старого царя, а когда Сервий поднялся к Луцию и потребовал от него немедленно покинуть трон и форум, Луций приподнял его и со всей злостью, на которую был способен, швырнул старого правителя с лестницы. Так погиб Сервий Туллий.

Убийство Сервия Туллия

Луций не позволил похоронить убитого тестя, но Туллия все же похоронила отца, только сделала это неподобающим образом – ночью тело престарелого Сервия было просто зарыто в землю.

Своими поступками Туллия осквернила и себя, и домашних богов, предопределив недолговечность и трагичность их царствования.

Читайте также: