Правление акбара в индии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Акбар Джелаль-ад-дин (1542-1605) - правитель Могольской империи в Индии с 1556 года. Упрочил власть Могольской династии и расширил путем завоеваний пределы государства так, что они охватывали территорию от Балха на Севере до реки Годавари на Юге (включая Кашмир и нынешний Афганистан) и от моря на Западе до моря на Востоке. Династическими браками Акбар укрепил связи с раджпутскими княжествами, конница раджпутов стала основой армии Акбара. В борьбе с сепаратизмом крупных феодалов провел ряд мер, ограничивших самовластие крупных джагирдаров, предпринял в 1574 году попытку ликвидировать систему джагиров и вместо раздачи земли крупным военачальникам выплачивать им жалованье из казны, а сбор налога со всех земель поручить государственным чиновникам. Эта политика Акбара вызывала сопротивление мусульманских феодалов-джагирдаров. Стремясь достичь согласия между своими подданными в религиозной сфере, Акбар, в отличие от предыдущих мусульманских правителей, стал выдвигать индусов на важные государственные посты. Акбар ввел новую религию "дин-и илахи" ("божественную веру"), являвшуюся эклектической смесью верований и обрядов, почерпнутых в основном из ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. Главой новой религии признавался Акбар, соединивший в своем лице светскую и религиозную власть. Последователи этой веры пользовались благоволением Акбара, а после его смерти стали небольшой религиозной сектой. Акбар был выдающимся государственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным) человеком, обладавшим блестящей памятью, смелым, способным военачальником.

К. А. Антонова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: Антонова К. A., Очерки обществ. отношений и политич. строй Могольской Индии времен Акбара (1556-1605 гг.), М., 1952; Smith V. A., Akbar, the Great Mogul,

Великий могол из последней мохаммеданской династии Баберидов

Акбар - император (великий могол) Индостана, из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526 г., назывался собственно Джель-аль-еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542 г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора Гумайуна. Едва достигнув 13-и летнего возраста, он унаследовал трон своего отца (15 февраля 1556 г.), управляя сперва под опекой своего визиря, туркмена Берам-Хана. Вскоре однако ж А. взял сам железной рукой бразды правления, покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его собственный брат Гаким (1579) и в продолжительных войнах распространил свою власть на весь северный Индостан, включительно с Кашмиром, Гузератом и землями Инда. В то же время он направил все свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации управления расширенных владений и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до, ни после. Первым его делом было примирить и заставить слиться воедино разнородные элементы народонаселения, для чего он одинаково доброжелательно относился к индусам и мохаммеданам, и даже персам и христианам разрешил свободное исповедание их религий. Кроме того он ознаменовал себя как поощритель земледелия и торговли, которую завязал даже с Европейцами, и как друг наук и искусств. Историю его царствования, а равно и результаты всех по его побуждению предпринятых исследований собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум. 1602) в "Akbarnameh", третья часть которой, под заглавием "Ayini-Akbari" переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т., Калькутта, 1783 - 1786; Лондон 1800). А. умер 1605 г.; близ деревни Сикандра, недалеко от Агры, которую он сделал своей резиденцией, воздвигнут ему роскошный надгробный памятник. Ему наследовал сын его Седим, с прозвищем Джигангир. Ср. Неймана "Geschichte des engl. Reichsin Asien" (2 т., Лейпциг, 1857 г.); Ф. Ноер, "Kaiser А". (Лейден, 1881 г.).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Третий император из династии Великих Моголов

Реформы Акбара

Религиозная политика

Реформы Акбара Джалала и его религиозная политика не могли не восприниматься враждебно высшим мусульманским духовенством и крупными феодалами-мусульманами, которые открыто обвиняли императора в отступничестве от ислама, устраивали заговоры и восстания, восстановили против А. Д. любимого сына-наследника Джахангира и спровоцировали убийство его верного сподвижника Абу-л Фазла Аллами, что, по мнению современников, ускорило смерть А. В государственной идеологии современной Индии А. Д. входит в ряд национальных героев; народная память хранит о нем множество легенд и анекдотов, которые популярны и в наши дни.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 209-210.

Укрепил власть Моголов

Правление Акбара

Среди афганских феодалов вновь разгорелась борьба за престол. Власть захватил младший сын Шер-шаха, он правил до 1554 года. После его смерти начались ожесточенные схватки между четырьмя претендентами на трон. Этим воспользовался Хумаюн, пришедший из Ирана с разноплеменной армией, состоявшей из тюрок, персов, афганцев, туркмен и узбеков. Он разбил войска претендентов и занял Дели в 1555 году. Однако он правил недолго: через несколько месяцев, упав с мраморной лестницы, разбился насмерть. Туркмен Байрам-хан, наставник 13-летнего престолонаследника Акбара, поспешил возвести его на трон, оставшись при нем регентом.

В течение почти полувекового правления Акбара (1556— 1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне.

Завоевания Акбара

Первоначально государством фактически правил регент Акбара Байрам-хан. Он отнял Аджмир и крепость Гвалиур у раджпутов и упрочил за Моголами Пенджаб. Однако, будучи шиитом, он раздавал государственные посты своим единоверцам, чем восстановил против себя придворных-суннитов. В 1560 г. власть захватила другая дворцовая группа. Байрам-хан был отправлен в почетную ссылку в Мекку, но по пути, в Гуджарате, был убит.

Какое-то время государством управляла узбекская клика родственников кормилицы Акбара. Ими была присоединена к могольским владениям Мальва. Правитель Мальвы Баз Бахадур бежал из своей страны, позднее поступив на службу к Акбару. Его возлюбленная, танцовщица Рупмати, предпочла смерть плену и покончила с собой. Любовь Баз Бахадура и Рупмати стала темой ряда индийских баллад.

С помощью союзников-раджпутов Акбар покорил сопротивлявшиеся раджпутские княжества, присоединив Читор в 1568 году, Рантхамбхор в 1569 году и подавляющую часть Раджпутаны. Лишь раджа Мевара Партаб Сингх ушел в горы с горсткой последователей и почти четверть века вел борьбу с Акбаром.

На покорение Бенгалии, мусульманский правитель которой (считавшийся вассалом Акбара) объявил себя независимым, ушло больше двух лет. На этом завоевания временно прекратились. На передний план выдвинулись вопросы внутреннего устройства огромной империи.

Реформы Акбара

Еще в 1569 году Акбар отдал приказ построить новый город в Сикри, примерно в 20 км от Агры, где Бабур победил Рану Сангу. По приказу падишаха за несколько лет придворные Акбара выстроили себе на пустынном месте дворцы-павильоны. Возник красивый город из красного песчаника, ставший столицей Акбара и названный Фатхпур-Сикри (т. е. Сикри — город победы). На месте кельи шейха Салима Чишти, предсказавшего Акбару рождение сына, было построено здание. Много позднее его сделали из белого мрамора, и оно стало прообразом последующих беломраморных дворцов и мавзолеев Моголов. Когда город разросся, оказалось, что в нем не хватает воды. Поэтому в 80-х годах двор Акбара покинул Фатхпур-Сикри, который не заселен и в настоящее время. Являясь ценным памятником архитектуры, он служит местом паломничества туристов.

В 1574 году Акбар, стремясь упорядочить взаимоотношения внутри феодального класса, ввел иерархию должностей (мансабов), раздавая военачальникам джагиры сообразно их чину (зату). Однако джагирдары находили способы обойти постановления и тратили на содержание отрядов меньше установленного властями. Пришлось это узаконить и ввести новую градацию (савар). Зат оставался чином, а савар показывал, сколько всадников должен был в действительности содержать военачальник (например, тысячник мог содержать и тысячу, и пятьсот, и даже четыреста всадников). Величина джагира стала зависеть от зата и савара. В результате увеличились пожалования и стал сокращаться фонд государственных земель — халиса.

Религиозная реформа Акбара

Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели что и другие его преобразования, — расширение социальной базы его власти. Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI века.

Акбар, проявляя искренний интерес к различным религиям, стал знакомиться с верованиями индусов, парсов, джайнов и христиан. По его просьбе к нему были присланы из Гоа три миссии иезуитов; руководитель одной из них, Монсеррате, оставил ценные для историков записки. При своем дворе Акбар начал вводить обычаи индусов и парсов.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 213-220.

Век Акбара

До своей смерти Хумаюн так и не успел установить прочную власть, и после него положение Моголов оставалось почти столь же ненадежным, как и тридцать лет назад, когда Бабур впервые завоевал Агру. Если бы не гений Акбара (1542-1605 гг.), все, что было сделано Бабуром и Хумаю ном, могло обратиться в ничто.

Взойдя на трон в тринадцатилетнем возрасте, Акбар обязан жизнью отеческой заботе военачальника своего отца Байрам Хана. Искусный военный, умный политик и глубоко преданный сподвижник Хумаюна, Байрам Хан учил и направлял Акбара, помогая решать первые сложные задачи управления страной. Укреплению новой власти послужила победа на вошедшем потом в историю поле при Панипате в 1556 году. Там Байрам Хан и Акбар одержали победу над еще одним претендентом на трон, Хему, индийским военачальником, узурпировавшим власть над Дели и Агрой. В момент смерти Хумаюна Байрам Хан с Акбаром находились в далеком Пенджабе. Когда Хему захватил Дели, придворные советники рекомендовали Байрам Хану и его юному протеже вернуться в Кабул. Но те не дали себя запугать и решительно выступили навстречу Хему. Это был отважный шаг, задавший тон всему дальнейшему правлению Акбара. В течение четырех следующих лет Акбар позволял Байрам Хану руководить собой, что мало-помалу привело к укреплению власти Моголов в Северной Индии. Однако в 1560 году, когда ему исполнилось восемнадцать, становившийся все более властным Акбар сместил Байрам Хана и взял все рычаги власти в свои руки.

Главные силы раджпутов были сосредоточены в княжестве Мевар. Его правитель Удай Сингх (годы правления 1537-1572) с презрением отвергал любые попытки установить отношения с новыми правителями Дели. В 1568 году Акбар осадил столицу Мевара Читор — крепость, стоявшую на горном утесе посреди пустыни. После жестокой битвы крепость была захвачена, но людей в ней уже не было. Согласно своим правилам, раджпуты предпочли смерть позору. По страшному обычаю джаухар женщины и дети бросались в пламя огромного погребального костра, в то время как мужчины стояли насмерть на стенах. Как и полагалось, практически все они погибли в бою. Тех же, кто уцелел, около 30 тысяч человек, Акбар приказал казнить в назидание остальным раджпутам. Урок не прошел даром. Главные крепости раджпутов Рантхамбор и Калинджар на следующий год сдались без боя, и почти весь Раджастхан признал власть Моголов. Читор, свидетель отваги и героизма раджпутов на протяжении почти тысячи лет, остался необитаемым. Его развалины и сегодня выглядят устрашающе; это один из лучших сохранившихся образцов средневековых крепостей, построенных индусами, его стены вздымаются почти на 500 футов над окружающей равниной. Тишина, как застывшая память о кровавом прошлом, повисла над его стенами, разрушенными домами и руинами храмов.

Следующее завоевание Акбара, богатая провинция Гуджарат, обеспечило Моголам выход к Аравийскому морю. Эта победа была достигнута с поразительной быстротой. Услышав, что в столице провинции Ахмадабаде вспыхнул мятеж, Акбар бросился туда с трехтысячным отрядом конницы. Они покрыли 600 миль за девять дней, на одиннадцатый день победили не успевшую прийти в себя от удивления армию повстанцев и за месяц вернулись назад в столицу. Следующей целью Акбара была Бенгалия, богатейшая провинция на севере Индии, которую он завоевал в 1576 году. В течение следующих лет он постоянно увеличивал свои владения, покоряя одну область за другой: Кашмир в 1586 году, Ориссу в 1592 году, Синд и Белуджистан в 1590-1595 годах. К 1590 году Акбар был полным хозяином Северной Индии и начал обращать взор на юг, на мусульманские княжества Декана. Его наступление в этом направлении не привело к большим завоеваниям, хотя несколько успешных набегов он все же совершил.

Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 155-159.

Литература:

Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб, Алетейя, 2003; Антонова К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605). М.: Издательство Академии наук СССР, 1952; Ванина Е. Ю. Идеи и общества в Индии XVI–XVIII вв. М.: Восточная литература, 1993; Abu-l Fazl Allami. Ain-i Akbari. Vols. I (tr. by H. Blochmann), II& III (tr. by H. S. Jarrett). Delhi: Munshiram Manoharlal, reprint, 1977–1978; Abu-l Fazl Allami. Akbar Nama. Tr. by H. Beveridge. Vol. I–III. Delhi: Ess Publications, 1979; Akbar and the Jesuits: an Account of the Jesuit missions to the Court of Akbar. Tr. by Pierre du Jarric. London: Curzon Press, 1996; Akbar and His India. Ed. by Irfan Habib. Delhi: Oxford University Press, 1997, 1997; Badauni Abd al-Qadir. Muntakhab ut-tawarikh. Vol. I–II. Tr. by G. S. A. Ranking. Vol. III. Tr. by W. Haig. Calcutta: Bibliotheca Indica, 1898–1900; Eraly A. Emperors of the Peacock Throne. The Saga of the Great Mughals. London: Penguin Books, 1997; Mukhia H. The Mughals of India. Malden US — Oxford UK: Blackwell Publishing, 2004; Richards John F. The Mughal Empire. The New Cambridge History of India. Delhi: Foundation Books, Cambridge University Press, 2000; Streusand D. S. The Formation of the Mughal Empire. Delhi: Oxford University Press, 1989.

Каким же был Акбар - потомок Чингизхана и Тамерлана, внук основателя династии Великих Моголов Бабура, правивший целых 49 лет? Вот его портрет, оставленный приглашенными ко двору португальскими иезуитами:
Его осанка и облик красноречиво свидетельствуют о королевском достоинстве, так что любой понимает с первого взгляда - перед ним настоящий владыка. Лоб - высок и открыт, глаза - настолько яркие и лучистые, что напоминают искрящееся на солнце море. Лицо, всегда спокойное, ясное и открытое, исполнено достоинства, а в минуты гнева - устрашающего величия. Цвет лица был светлый, но с легким смугловатым оттенком. Когда он был спокойным и задумчивым, то обладал благородством и великим достоинством. В гневе он был величественен" (1).


Акбар Великий - "царь Соломон Индии по великой премудрости своей" родился 14 октября 1542 г. в Амаркоте в то время, когда его отец Хумаюн был в походе, пытаясь отвоевать то, что принадлежало ему по праву: земли Индии, наследие первого из Великих Моголов – Бабура Тимура. Войско Хумаюна терпело поражение за поражением, и сам он был на грани отчаяния, когда гонец принес радостную весть о рождении наследника. Единственной ценностью, что оказалась тогда под рукой у счастливого отца, были несколько крупинок мускуса. Это благовоние велено было раздать в честь праздника приближенным. Хумаюн все же проиграл битву за Индийский султанат, и маленькому Акбару пришлось провести свое детство в Персии, пока волею судьбы (а по его мнению, волею Всевышнего) он не взошел на индийский престол и не завершил дело своего отца.


Три Великих Могола. Бабур, Акбар, Джахангир

Детству Акбара сопутствовали необычные знамения, предвещавшие ему великое будущее. Говорят, что, будучи еще грудным младенцем, он заговорил со своей кормилицей, утешая ее в трудную минуту; что в трехлетнем возрасте он поднял и перебросил через плечо пятилетнего мальчугана. О зрелом возрасте Акбара также рассказывают много поразительного: как он предсказал рождение сына у отчаявшейся матери, как одним словом исцелял больных и прикосновением укрощал животных. Узнавая о том, что где-то собираются совершить жестокий обряд сати, правитель огромного государства вскакивал на коня и мчался, чтобы лично предотвратить жестокость и спасти жизнь женщин.

Днем и ночью он заставлял читать себе книги и жадно расспрашивал окружающих обо всем, что его интересовало. Но, будучи даже очень занятым, он обязательно находил толику своего времени для ежедневного размышления и сосредоточения. Его тайный недоброжилатель, историк Бадауни сосбщает:
"Много дней подряд по утрам можно было видеть, как он, погруженный в молитву или грустное раздумье. сидел возле дворца (в Фатехпур-Сикри) в безлюдном месте, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов". (3)
В "Рассказах об Акбаре и Бирбале. " можно проследить, как глубоко, масштабно и остро мыслит этот просвещенный правитель о государстве, о мире и месте человека в нем.

Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого бы он не знал. Иезуиты с изумлением отмечали широту интересов императора: "Его можно было видеть погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а в следующее мгновение застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, или занятым резьбой по дереву, или кующим железо - и все это он делал с большим прилежанием, словно это было его особым призванием". (4).

В пору юности с ним случилось необычное событие. Как утверждает предание, ему явился вестник из Мира Высшего, который определил его миссию и судьбу, сказав: "Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нем Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий.
Поистине, долго ты пребывал на пути с Господом. Нужно окончить земную пяту. И голоса Моего не услышишь, и Света Моего не увидишь, и готовность сохранишь идти путем Божеским.
Но когда придет час открыть следующие Врата, то жена твоя, данная Господом, услышит стук Мой и скажет: "Он у ворот". Ты же увидишь Меня, лишь перейдя черту. Но когда жена вступит на последний путь, она увидит тебя в образе Моем.
Ты же будь земной царь и землевладелец потом".


Говардан. Портрет Акбара с теленком и львом. 1630

Едва достигнув 13-ти летнего возраста, он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году, оставившего империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, которую вели между собой сыновья Бабура, 14 февраля в Каланауре в срочном порядке был созван совет и высшие сановники и военачальники провозгласили правителем Акбара. Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан.

Акбар на слоне. Индийская миниатюра.

Владения Великих Моголов ограничивались в то время территорией вокруг Дели. Акбар в продолжительных войнах расширил границы своего государства, завоевав весь северный Индостан, включая Кашмир, Гуджерат и земли Инда. В 1556 Акбар дабы расширить границы империи повел свое десятитысячное войско моголов против пятидесятитысячной армии Хему, оснащенной пушками и боевыми слонами, и несмотря на значительное численное преимущество врага, армия Акбара победила (во многом благодаря прекрасной выучке лучников). Войско Хему было разбито, а сам военачальник – серьезно ранен. Его доставили к юному правителю – он должен был нанести смертельный удар. Но, как бы ни был ненавистен индус Акбару, молодой человек наотрез отказался его убивать.

Так он проявил себя не только удачливым полководцем и доблестным воином, но и великодушным по отношению к побежденным, а так же мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

Акбар стремился сохранить некоторые привилегии, которыми пользовались индийские аристократы. Так, он освободил индийских князей от подушного налога и позволил им носить на ауденции у него оружие, что было их признанным правом в соответствии с их рангом и кодексом чести. Индуисты на службе Акбара лучше знали местное население и обычаи страны и были необыкновенно преданы своему мудрому и справедливому правителю. Лучший полководец Акбара раджа Синг был индусом.

Акбар отменил мусульманский лунный календарь и применял местный — солнечный, он запретил мусульманам убивать и есть священных индуистских коров, отменил смертную казнь за вероотступничество и финансировал содержание самых разных религиозных учреждений вне зависимости от их направлений. Он ставил на первый план справедливость и человеческое достоинство, отодвигая на второй те или иные религиозные предписания. Это сказывалось, в частности, в том, что он боролся против рабства, принятого у некоторых групп мусульман, а приверженцам высших индуистских каст запретил сжигать вдов после смерти их мужей.

Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. Военное искусство Акбара было столь велико, что он не проиграл ни одной битвы. Заметим, что Акбар лично проверял, как идет литье пушек, сам разрабатывал новую военную технику, придумал устройство для одновременного залпа. Вообще, Акбар представлял собой тип идеального правителя того времени: обладая огромной физической силой, был мужественен, умен и очень осторожен. Он предотвратил несколько обычных для той эпохи дворцовых заговоров и окружил себя преданными и надежными царедворцами.

В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое вероисповедание – индуизм, и которая стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.


Акбар с женой Джодой, миниатюра 16-го века.

В 1562 году он издал указ, запрещающий обращать пленников в рабов и примерно в тот же год впервые дал индусам возможность делать карьеру при дворе и занимать государственные должности. Этими реформами он снискал себе поддержку индийской знати и в дальнейшем, опираясь на её военную мощь и используя её в качестве противовеса мусульманским царедворцам, в значительной степени укрепил свои позиции.

16 мая 1562 года его единокровный брат Адхам Хан предпринял попытку покушения на жизнь Акбара и это событие оказало значительное влияние на процесс формирования его личности: из беззаботного юноши он превратился в целеустремленного, волевого мужа. Интересно, что 1562 год стал определяющим не только для становления личности Акбара, но и для его мировоззрения, что было вызвано глубоким духовным кризисом. Он почувствовал, что его жизнь до сих пор была бесцельной и напрасной, поскольку вся его деятельность не приносила блага ни ему, ни окружающим. Он пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, – это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание. Именно эти философия и понимание и стали фундаментом для его последующей жизни и деятельности.

В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ, подобно мудрому строителю, который возведя стены и крышу, спокойно обустраивает дом изнутри. Целью реформ было создание могущественного централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Как правителя его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли. В Агни - Йоге читаем:

Акбар разделил свою державу на 16 областей, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.О богатстве Великих Моголов стали слагать легенды. Именно тогда укоренилось представление об Индии как о сказочной стране. Знавшие свои обязанности крестьяне собирали несколько урожаев в год, купцы получали хорошую прибыль от торговли пряностями и изделиями знаменитых индийских мастеров. А Индия славилась в мире тогда, как, впрочем, и сейчас, своими месторождениями золота и драгоценных камней.

Постоянство и последовательность проводимых Акбаром реформ привели к осуществлению уникального культурного синтеза индуизма и ислама, позволившего империи, основанной Акбаром, просуществовать более полутора веков.

Осознавая тщетность использования силы против Раджпутов, Акбар предпочел вместо этого вести дружеские переговоры и женился на Рани Джодх Бай - принцессе из семьи Каччваха из Амбера. В результате раджпуты стали вхожи к могольскому двору и мусульманское влияние на искусство и архитектуру очевидно на примере дворцов, мечетей, садов удовольствий и храмов по всему штату.Союз с Джодж Бай способствовал привлечению в могольскую армию благородных раджпутов, которых Акбар считал родственными себе по духу, и которые оказывали сильное влияние не только на государственную структуру, но и на весь образ жизни Индии. Но самым главным достоинством Акбара как завоевателя и правителя было его умение управлять коренными народами.

Охота Акбара на львов, миниатюра 16в.

Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину.

"Система мировоззрения, вырабатанная Акбаром, объединила лучшие законы всех верований - индуизма, ислама, христианства, иудаизма, - став государственной идеологией. Суфийское учение о том, что все религии являются различными, равно приемлемыми способами служению Богу, было положено в основу попытки выбрать из всех вер наиболее разумные черты. Эту же мысль доносит буддийский правитель древней Индии царь Ашока:

"С самого раннего детства и до полного возмужания, от расцвета и до старости, Его Величество прошел через самые различные ступени, познал всякого рода религиозные обычаи и сектанские верования и собрал все, что можно найти в книгах, проделав все это с присущим ему талантом выбирать и духом исследования, противоречащим всем принципам (ислама). Таким образом, в его сердце постепенно, подобно рисунку на камне, выросло убеждение, что благоразумные люди есть во всех религиях, как мыслители, избегающие крайностей, а также люди, одаренные чудодейственной силой, имеются во всех нациях. Таким образом, если подлинные знания можно найти повсюду, то почему истина должна быть достоянием только одной из религий. " (7)

Для того, чтобы как следует разобраться в сути ислама и других религий, в 1575 году Акбар строит "Молитвенный дом" для религиозных дискуссий, что само по себе было неслыханным новшеством. Это было прекраснейшее здание с величественным куполом, предназначенное специально для диспутов на богословские темы, в которых сам Акбар принимал деятельное участие.

В начале 1582 года Акбар заболел – его начали одолевать внутренние боли; в этот период он принимал лишь те лекарства, которые ему советовали или прописывали лишь проверенные, преданные друзья и врачи. Затем в течение трёх дней он постился и мало-помалу через месяц выздоровел.

Акба́р, Джелал-ад-Дин Мухаммад (Акбар Великий) (14 октября 1542 — 17 октября 1605) — третий падишах из династии Великих Моголов, тимурид, внук Бабура, прямой потомок Тамерлана. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства.

Содержание

Биография

Акбар Великий был сыном императора Хумаюна. Родился 14 октября 1542 года в городе Амаракоте, расположенном в долине Инда в Синде (ныне провинция Пакистана), где провёл первые 12 лет своей жизни. В 1555 году он вместе со своим отцом Хумаюном переехал, вернулся в Дели, который превратился в центр литературного и художественного возрождения.

В 1556 году Хумаюн умер, и Акбар в возрасте 14 лет стал правителем. Через четыре года он изгнал регента Байрам-хана и, подавив ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году, приступил к расширению границ доставшейся ему в наследство империи. Акбар объединил Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить в стране прочный мир. Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли.



Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Одинаково доброжелательно относившийся ко всем своим подданным, он разрешил свободное вероисповедание всех религий.



Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на не-мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Смерть и наследие



3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра).

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати, легализации повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.


13 ноября 2018

Император Акбар

Ранние годы и великие завоевания

Будущий император Акбар родился 15 октября 1542 года. Местом его появления на свет стала крепость Умаркот в городе Синд (нынешняя территория Пакистана). Подростком Акбар коротал время в сражениях, а вот читать и писать не научился. Тем не менее он проявлял повышенный интерес к литературе и архитектуре. И всё же лучше всего ему давалось искусство войны: приняв бразды правления в 13 лет, он начал вести продолжительные сражения, но не проиграл ни одной битвы. И это учитывая тот факт, что армии противника были заведомо сильнее! Современники утверждают, что на самом деле император Акбар не любил воевать: его вынуждали обстоятельства. Как бы то ни было, по мощи влияния в Азии с Акбаром мог сравниться разве что китайский император.

Религиозное равенство

Личность Акбара

Современники, вспоминая о нём, характеризовали его как личность загадочную, не всегда понятную и последовательную. Периодически Акбар уединялся, чтобы помедитировать. В другой раз по его приказу отпустили всю пойманную дичь. А однажды он сбрил себе волосы и раздал массу золота и драгоценностей нищим. Интересно и то, что он, не владея чтением и письмом, оставил после себя приличную коллекцию стихов. Также сохранились свидетельства, что он перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский. Проявлял он повышенный интерес к различным видам искусств и архитектуре, которые во времена его правления в Индии достигли своего расцвета.

Акбар и Джодха

Одна из выдающихся личностей в истории Индии и величайший правитель Империи Моголов был успешен во всех аспектах. Его военные достижения укрепили авторитет государства. Нетипичная для того времени и континента либеральная форма правления предполагала равенство всех проживающих на территории страны народов. Император Акбар во многом опередил своё время и запомнился как мудрый, дальновидный правитель.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Экcпозиция расположена на втором и третьем этажах Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Читайте также: