Права религиозных объединений кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Россия характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства, равны перед законом и никакая религия "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Отделение религиозных объединений от государства означает:

Что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Что государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является ФЗ от 26.09.1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.




Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Россия характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства, равны перед законом и никакая религия "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Отделение религиозных объединений от государства означает:

Что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Что государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является ФЗ от 26.09.1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Понятие и общая характеристика религиозных организаций как субъекта права

Свобода совести и вероисповедания, как право каждого гражданина исповедовать любую религию, либо, напротив, отказаться от исповедования любой из них, в современных демократических государствах гарантируется на самом высоком законодательном уровне.

При этом следует обратить внимание на то, что одной из составляющих обозначенной гарантии выступает юридическое упорядочение деятельности религиозных организаций, как субъектов, объединяющих последователей соответствующих религиозных течений, в первую очередь, для целей защиты прав и законных интересов самих граждан.

Анализ положений действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что под религиозной организацией, для целей современного правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере предлагается понимать:

Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , а равно иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ на законных основаниях, целью образования которого выступает совместное исповедание и распространение религиозного знания.

При этом подчеркивается, что для признания объединения граждан религиозным необходимо одновременное наличие нескольких условий (признаков): вероисповедание, осуществление религиозных обрядов, церемоний, богослужений, и т.д., а также – обучение религии и соответствующее воспитание собственных последователей.

Поскольку, как было отмечено выше, свобода вероисповедания заключается не только в праве исповедовать любую религию, но и в возможности отказаться от исповедания любой из них, в Российской Федерации на конституционном уровне установлено правило, в соответствии с которым религиозные объединения (в том числе религиозные организация и религиозные группы) отделены от государства и равны перед законом.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, в нашей стране всем легальным религиозным организациям, деятельность которых не противоречит началам российского и международного права, гарантируется равный правовой статус.

Еще одной особенностью религиозных организаций, влияющих на специфику юридического упорядочения их деятельности выступает то, что рассматриваемые субъекты подразделяются на местные и централизованные религиозные организации, в зависимости от территориальной сферы собственной деятельности:

  • Местные религиозные организации – объединения граждан по признаку вероисповедания, состоящие не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет, постоянно или временно проживающие в одной местности или городском (сельском) поселении;
  • Централизованные религиозные организации – образуемая в соответствии с уставом и объединяющая не менее чем три местные религиозные организации.

Общие и специальные права религиозных организаций

Переходя к непосредственной характеристике прав религиозных организаций, следует отметить то, что в наиболее общем виде они могут быть подразделены на две группы: общие права, характерные для любых организаций, в том числе для религиозных, и специфические права именно религиозных организаций.

Так, к первой группе прав, в частности, относится право религиозных организаций на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе, посредством учреждения специальных предприятий, на деятельности которых в полной мере распространяется действие норм гражданского и трудового законодательства РФ. Кроме того, на работников предприятий, образованных при религиозных организациях также распространяются правила о социальном и пенсионном обеспечении.

Вторую группу прав составляют собственно специфические элементы правового статуса религиозных организаций, в числе которых выступают:

  1. Право религиозных организаций действовать руководствуясь внутренними установлениями;
  2. Право основывать и содержать своими силами культовые здания, сооружения, а равно иные объекты, предназначенные для осуществления богослужений, религиозных собраний, и т.д.;
  3. Право осуществлять ритуальные действия в специально выделяемых помещениях лечебно-профилактических учреждений, больниц, учреждений системы исполнения наказаний, и т.д.;
  4. Исключительное право на приглашение иностранных граждан в Российскую Федерацию По данной теме мы уже выполнили реферат Таможенные режимы Российской Федерации подробнее для целей осуществления последними профессиональной, в том числе проповеднической деятельности;
  5. Право производить самостоятельно, а равно приобретать и распространять религиозную литературу, предметы религиозного назначения, и т.д.

Особенности имущественных прав религиозных организаций

Поскольку, как было отмечено выше, религиозным организациям присущи права всех иных юридических лиц, в числе элементов их правового статуса особое место принадлежит разного рода имущественным правам.

Так, анализ специальных нормативно-правовых актов, действующих в настоящее время в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне гарантируется право религиозных организаций использовать для собственных нужд земельные участки, здания и имущества, которые предоставляются им как государственными и муниципальными организациями, так и всеми иными юридическими лицами лиц гражданами.

При этом особо обращается внимание на то, что передача религиозным организациям культовых зданий и сооружений (в том числе с соответствующими земельными участками), находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Непосредственно в собственности религиозных организаций, в силу требований действующего законодательства, могут находиться не только предметы религиозного назначения, но и здания, земельные участки, объекты производственного, культурно-просветительского и иного назначения, а равно любое иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности таких организаций.

Говоря о правах религиозных организациях, следует понимать, что имущество религиозной организации не принадлежит ее учредителям (п.3 ст.48 ГК РФ). В связи с чем, выбывающий участник религиозной организации не вправе претендовать на возврат ранее переданного имущества в собственность религиозной организации.

В случае ликвидации религиозной организации, ее участники также не смогут вернуть переданное ими в собственность организации имущество (п.4 ст.213 ГК РФ).

Права собственности религиозных организаций

Согласно п.1 ст.21 Закона №125-ФЗ в собственности религиозных организаций могут находиться:

объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения;

предметы религиозного назначения;

иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности (в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры).

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством РФ. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (ст.22 Закона №125-ФЗ).

При этом религиозные организации, наделенные имуществом, должны использовать его исключительно для достижения уставных целей (п.4 ст.213 ГК РФ).

Например, религиозная организация может сдавать в аренду (субаренду) имущество, принадлежащее ей на праве собственности и получать выручку от реализации арендных услуг. Однако доходы в виде полученных арендных платежей должны расходоваться на уставные цели религиозной организации.

Религиозные организации могут иметь собственные предприятия, доход от которых также направляется на осуществление религиозной деятельности. На таких предприятиях, как правило, изготавливается церковная утварь, резные иконы, свечи и аналогичная продукция.

Религиозным организациям не возбраняется иметь имущество за границей (п.4 ст.21 Закона №125- ФЗ).

Важно!

В Законе №125-ФЗ содержится специальная норма, которая не позволяет обращать взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения, перечень которого устанавливается Правительством РФ (п.5 ст.21 Закона №125-ФЗ). Это своего рода иммунитет в отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), но в отношении другого имущества действует общий порядок обращения взыскания (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 г. №А05-3232/2015, АС Северо-Западного округа от 01.09.2014 г. №А05-918/2014, определение КС РФ от 19.10.2010 г. №1406-О-О).

Документы для регистрации религиозных организаций

Права на земельные участки

Религиозным организациям, имеющим на праве собственности здания или сооружения религиозного и благотворительного назначения, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно, на безвозмездной основе (п.2 ст.39.5 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям:

для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет (пп.3 п.2 ст.39.10 ЗК РФ);

если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения (пп.4 п.2 ст.39.10 ЗК РФ).

А в случае предоставления земельного участка религиозным организациям для осуществления сельскохозяйственного производства, заключается договор аренды (без проведения торгов) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пп.17 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).

Религиозные организации имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (п.1 ст. 78 ЗК РФ).

Право собственности на земельные участки религиозная организация может получить по договору купли-продажи либо дарения. Для осуществления подобных сделок применяются общие правила, установленные гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация – светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Законодательством Российской Федерации закреплены определенные требования к наименованию религиозной организации: оно должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Так, не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организациииностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности и т.д.

Статус юридического лица и, соответственно, все права и обязанности, предусмотренные для юридических лиц, религиозная организация приобретает с момента внесения записи о ее создании в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись вносится в единый государственный реестр юридических лиц на основании решения органа, уполномоченного в области принятия решения о регистрации религиозных организаций.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В уставе религиозной организации должны быть определены п орядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов; цели, задачи и основные формы деятельности; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности и другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Так, существенным новшеством стало законодательное урегулирование осуществляемой религиозными объединениями миссионерской деятельности.

Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Обязанности по предоставлению отчетности о деятельности религиозной организации распространяются только на те религиозные организации, которые в течение отчетного периода получили денежные средства или иное имущество от иностранных источников; религиозные организации, которые в отчетном периоде таких поступлений не имели, освобождаются от обязанности по предоставлению ежегодной отчетности в уполномоченный орган.

Таким образом, анализ действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность религиозных организации, позволяет сделать вывод о том, что религиозные организации, являются полноправными субъектами гражданского оборота в Российской Федерации, в связи с чем к их деятельности законодательно установлены определенные требования, которыедолжны учитываться религиозными организациями при осуществлении своей деятельности.

Читайте также: