Права ребенка в россии кратко 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Право на жизнь, имя фамилию и отчество, право на семью, заботу и защиту со стороны семьи и государства, право на посещение школы и образование, на свободу выражения своих мыслей, собственного мнения.
Каждый ребенок имеет право на равенство, получение информации, медицинскую помощь, отдых и досуг.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Дети – очень уязвимы и беззащитны, они не могут противостоять взрослым. Чтобы защитить эту категорию населения, почти сто лет назад впервые начался процесс по формированию прав детей. Теперь во всем мире действует Конвенция о правах ребенка, которой придерживаются 193 страны.


Защита детей

В начале ХХ столетия взрослые начали задумываться над тем, чтобы создать документ, который бы защищал самых беззащитных граждан – детей. Дети полностью зависят от взрослых, у них нет права голоса на выборах, нет экономического и политического влияния. Было понятно, что нужно закрепить за ними определенные права.

Дети всего мира нуждаются в защите

Рис. 1. Дети всего мира нуждаются в защите.

Права – это правила, по которым люди живут в той или иной стране. С их помощью устанавливаются отношения людей в обществе.

Первая декларация содержала 5 основных принципов, защищающих детей от торговли, рабства и насилия. Это был настоящий прорыв в мировой юриспруденции, однако женевский документ нуждался в доработке.

Декларация была доработана ООН, и в 1959 году был представлен обновленный ее вариант. В нем представлены 10 принципов, согласно которым взрослые должны воспитывать детей.

которые читают вместе с этой





Принципы декларации прав ребенка

Если говорить вкратце, то в декларации прописано, что все самое лучшее, что есть у человечества, принадлежит детям и не может быть у них отобрано по чьей-то прихоти.

Рассмотрим 10 принципов декларации прав ребенка:

  • Абсолютно все дети на Земле, независимо от расы, национальности, возраста, социального статуса и места рождения имеют одинаковые права. Они ни в коем случае не могут быть изменены, уменьшены или вовсе отменены.
  • С рождения каждый ребенок в любой точке мира имеет право полноценно расти и развиваться, как физически, так и духовно.
  • Дети являются гражданами своей страны, поэтому родители должны дать своему малышу имя, а государство – гражданство.
  • Для нормального роста и развития все дети в любой точке мира должны получать качественную медицинскую помощь. Также они должны быть обеспечены жильем и социальным уходом.
  • При наличии инвалидности ребенок должен быть окружен вниманием и соответствующим уходом.
  • Дети имеют абсолютное право на родительскую любовь и заботу, но если ребенок – сирота, о нем должно позаботиться государство.
  • Дети всего мира имеют право на образование, развитие и игры, с помощью которых они лучше познают окружающий мир.

Родители обязаны следить за развитием своих детей. Они должны воспитывать в них доброту, сочувствие, сопереживание ближнему. С ранних лет ребенок должен осознавать, что ни в коем случае нельзя обижать других детей, мучить беззащитных животных.

  • Помощь и защиту ребенку нужно предоставлять в первую очередь.
  • Все дети должны быть надежно защищены от любых проявлений жестокости и насилия. Запрещены любые телесные наказания, угрозы, грубость, унижение, любое травмирование нежной детской психики.
  • Дети имеют полное право на жизнь в любви и взаимопонимания. Нельзя воспитывать их в духе ненависти к представителям других социальных слоев, рас, религий. С помощью родителей ребенок должен с раннего детства уяснить, что все люди на Земле равны между собой.

В дальнейшем на основании этих 10 принципов была создана Конвенция, цель которой – регулирование отношений детей и взрослых, прав несовершеннолетних.

Конвенция – это договор, который должен в обязательном порядке соблюдаться сторонами, которые его подписали.

Эту Конвенцию полностью поддержали 193 стран во всем мире, в том числе и Россия. На основании этого документа были внесены изменения в Гражданский и Семейный кодекс. Все нарушители прав ребенка караются законом. Очень важно, чтобы дети знали о своих правах и в случае их нарушения не боялись обращаться за помощью.

Что мы узнали?

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.

Имя дается ребенку родителями, отчество – по имени отца, фамилия – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.

Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.

Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.

2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.

Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. Развод родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.

Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.

Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.

Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.

4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).

Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.

Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.

5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.

Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.

Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.

7. Ребенок имеет право на доступ к информации.

Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.

В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.

9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.

Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.

10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.

Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.

Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. Многодетным семьям государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.

11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.

В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.

12. Ребенок имеет право на образование.

Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.

Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.

Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.

13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

Цель работы: научить ребёнка знать не только свои права, важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Организация объединенных наций Всеобщей декларацией прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

ВложениеРазмер
prava.pptx 2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Права, обязанности и ответственность ребёнка. Учитель начальных классов:Козырева Р.С МБОУ СОМШ № 44 им. В.Кудзоева г.Владикавказ

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН. Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 г. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ. Наша страна присоединилась к Конвенции 13 июля 1990 г. Этот наиважнейший документ вступил в силу 2 сентября 1990 г.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА  Право на жизнь  Право на имя при рождении  Право на медицинскую помощь  Право на образование  Право на отдых и досуг  Право иметь имущество  Право свободно выражать свои взгляды  Право на свободное перемещение  Право на заботу и воспитание родителями  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства  Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. Каждый ребёнок имеет право на: - родительское воспитание; - проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения; - защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребёнком уход.

ПРАВА РЕБЁНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ Каждый ребёнок имеет право на: - жизнь и развитие; - помощь государства в своем развитии; - достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; - охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи; - особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.

ПРАВА ДЕТЕЙ НА УЧЁБУ И ОТДЫХ. Каждый ребёнок имеет право на: - воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства; - поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке; - бесплатное обязательное начальное образование; - среднее и профессиональное образование; - образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в самом полном объёме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе; - получение информации, способствующей всестороннему развитию; - отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.

ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ Каждый ребёнок имеет право на особую защиту: - от любого вида опасности или насилия; - от похищения; - от злоупотребления наркотиками; - от торговли детьми и эксплуатации детского труда; - при любых формах притеснения в связи с различиями в цвете кожи, вероисповедании, имущественном положении и т.д.; - при чрезвычайных ситуациях (вооружённых конфликтах, в случае разлучения семей или нахождения вне дома); - когда ребёнок вступает в конфликт с законом; - когда ребёнок становится беженцем; - когда ребёнок становится инвалидом.

С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин: • имеет право на получение паспорта; • даёт письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями; • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей); • вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки; • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; •осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; • допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

• имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе; • несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке; • может обучаться вождению мотоцикла; • имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам; • может вступать в молодёжные общественные объединения; • подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.); • подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда; • может быть исключён из школы за нарушения. имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращённая рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы). С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:

С 16 лет - Шестнадцатилетний гражданин • имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин; • несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребёнка , при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права; • может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. • может быть членом кооператива, акционерного общества; • имеет право управлять мопедом при езде по дорогам; • подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке; • несёт уголовную ответственность за любые преступления.

С 17 лет - Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдаётся приписное свидетельство). С 18 лет - Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Обязанности и ответственность Статья 29. Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ Каждый ребёнок обязан: - Придерживаться общепринятых правил поведения; - уважать права и культурную самобытность других; - слушаться родителей и лиц, их заменяющих; - получать основное общее образование; - соблюдать правила поведения, правила техники безопасности и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах; - Если обязанности не выполняются – наступает ответственность, ответственность по закону.

Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ Ребёнок несёт ответственность: - перед своей совестью; - перед родителями и лицами их заменяющими; - перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования; - ребёнок несёт ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребёнок которому исполнилось 11 лет, может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает: - административная ответственность; - дисциплинарная; - ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы; - ответственность за нарушения трудовой дисциплины; - гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключённым сделкам; - ответственность за возмещение причинённого вреда. С 16 лет наступает: - административная и полная уголовная ответственность.

1.В каких документах говорится о правах и обязанностях ребёнка ? Декларация прав человека Конвенция по правам ребёнка Конституция Российской Федерации Устав школы Викторина

12 декабря 20 ноября 1 июня 2.Соотнесите дату и их значение.

3.Выбери обязанности школьника: . Защищать своё Отечество . Добросовестно учиться . Беречь школьное имущество . Уважать участников и работников школы . Выполнять устав школы . Платить налоги . Выполнять правила внутреннего распорядка.

4.Составьте правильно пословицы. Грамоте учиться – а потехе час. Делу время, всегда пригодится. Жить – суда боится . Правда родине служить . Дело- мастера боится . Тот герой , не сиди на печи . Хочешь есть калачи – кто за родину горой .

1. Грамоте учиться – всегда пригодится. Право на образование 2. Делу – время, а потехе – час. Право на отдых 3. Правда суда не боится. Право на защиту 4. Дело мастера боится. Право на труд 5. Жить – родине служить. Служить отчеству 6. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Право на труд Какие права отражены в пословицах ?

5. Тест. Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей? А) родители Б) педагоги В) полиция С какого возраста подросток может устроиться на работу? А) с 14 лет Б) с 15 лет В) с 16 лет В каком возрасте наступает уголовная ответственность ? А) с 14 лет Б) с 16 лет В) с 18 лет

6. Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних? -Штраф -Конфискация имущества -Арест -Пожизненное лишение свободы -Обязательные работы -Исправительные работы -Лишение наград -Лишение свободы -Лишение права заниматься определенной деятельностью

Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь, при условии, что знает, как этими правами следует воспользоваться .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы


Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реа.


Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т.


• Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Классный час проводится с целью научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу.


Классный час по теме"Права, обязанности и ответственность подростка" 2 класс. 2018г.

Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.Продолжить отработку умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе; Дать возможность учащим.


Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Классный час для учащихся начальной школы.


Презентация "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Права, обязанности и ответственность ребенка.ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА- Право на жизнь- Право на имя при рождении- Право на медицинскую помощь- Право на образование- Право на отдых и досуг- П.

Читайте также: