Права человека в казахстане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Участие в международной системе защиты прав человека

Основные документы ООН [5] Участие Казахстана Основные документы СНГ [6] Участие Казахстана
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Присоединение в 1998 г., заявление о допущении индивидуальных жалоб сделано в 2008 г. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека Не подписана.
Международный пакт о гражданских и политических правах Ратификация в 2006 г. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод Не подписана (по другим данным [7] , ратифицирована в 2007 г.)
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах Ратификация в 2009 г. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам Подписана.
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах Не подписан . .
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Ратификация в 2006 г. . .
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Присоединение в 1998 г. . .
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Ратификация в 2001 г. . .
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Присоединение в 1998 году, заявление о допущении индивидуальных жалоб сделано в 2008 г. . .
Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Ратификация в 2008 г. . .
Конвенция о правах ребёнка Ратификация в 1994 г. . .
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах Ратификация в 2003 г. . .
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии Ратификация в 2001 г. . .
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Не подписана. . .
Конвенция о правах инвалидов Подписана в 2008 г. . .
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов Подписан в 2008 г . . .
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений Присоединение в 2009 г . . .

Примечания

См. также

Ссылки

Государственные органы Казахстана:

    (англ.)
  • Документы БДИПЧ ОБСЕ (казах.) (рус.) (англ.) и СНГ о выборах в Казахстане

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

  • Права человека по странам
  • Право Казахстана

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Права человека в Казахстане" в других словарях:

Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

Парламентские выборы в Казахстане (2012) — ← 2007 2017 → Выборы в мажилис парламента Казахстана 15 января 2012 года … Википедия

Католицизм в Казахстане — Католические структуры Казахстана Католическая церковь Казахстана часть всемирной Католической церкви. Число католиков в стране составляет около 20 … Википедия

Парламентские выборы в Казахстане (2007) — ← 2004 2012 → Выборы в мажилис парламента Казахстана 18 августа (по партийным спискам) и 2 … Википедия

Казахизация — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Казахстанско-российские отношения — Казахстано российские отношения … Википедия

Абдильдин, Жабайхан Мубаракович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Абдильдин. Жабайхан Мубаракович Абдильдин (16 февраля 1933 года, с. Майтюбек, Майский район, Павлодарская область, КазССР, СССР) академик и вице президент Национальной академии… … Википедия

Султанов, Куаныш Султанович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Султанов. Куаныш Султанович Султанов … Википедия

Нагашбай Шайкенов свято следовал этим максимам. Он был настоящим подвижником права и верил, что только в правовом государстве возможны и свобода, и рыночная экономика, и гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Идею права и защиты прав личности он отстаивал всегда и пытался воплотить в законах, подготовкой которых он руководил, и в Конституции, которую он написал.

Конституция РК 1995 года

Какова была историческая необходимость принятия Конституции 1995г.? Ведь первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г., всего лишь за полтора года до принятия действующей.

Когда приняли Конституцию 1993 г., было много высказываний, что она на века. Я в то время опубликовал статью, в которой утверждал, что через 2-3 года в Конституцию придется вносить изменения, так как это Конституция переходного периода, ситуация экономическая и политическая тогда менялась очень быстро. Правда, я не ожидал, что придется принимать новую Конституцию.

После этого началась работа по подготовке изменений в Конституцию. Однако в марте 1995 г. разразился новый политический кризис, связанный с признанием Конституционным Судом нелегитимным Верховного Совета.

В этих условиях встал вопрос о разработке новой Конституции.

Кто автор Конституции?

Постановлением Президента РК от 22 мая 1995 г. был создан Экспертно-консультативный Совет при Президенте РК по проекту новой Конституции РК.

Членами Совета были 9 человек, из них 3 чиновника:

Шайкенов Н.А. - Министр юстиции, д.ю.н.

Колпаков К.А. - представитель Президента РК в Верховном Совете, к.ю.н., будущий Министр юстиции.

Мухамеджанов Б.А. - зав. отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы аппарата Президента, следующий Министр юстиции.

Остальные 6 членов - это ученые:

4 специалиста по конституционному праву: академик Сапаргалиев Г.С., проф. Ким В.А., проф. Котов А.К., проф. Нурпеисов Е.К.

2 специалиста по гражданскому праву: проф. Басин Ю.Г. и академик Сулейменов М.К. Я был назначен научным руководителем Совета.

Кроме того, было 3 иностранных эксперта:

Жак Аттали - советник Госсовета Франции;

Роллан Дюма - председатель Конституционного совета Франции;

Алексеев С.С. - председатель Научного совета Исследовательского центра РФ.

Нас называют авторами конституции. Но мы не авторы, мы эксперты. В постановлении Президента от 22 мая 1995 г. записано: завершить работу к 10 июня. Меньше месяца. За месяц Конституцию не напишешь. Мы, конечно, работали каждый день с утра до вечера, но обсуждали уже готовый текст.

Кто же был автором?

Идеологом Конституции был Президент Назарбаев Н.А. В одной из книг он писал, что прочитал конституции 20 стран, потом пригласил юристов. При этом назвал наши фамилии.

Но на самом деле текст написал Нагашбай Шайкенов.

Конституционные права и свободы человека и гражданина

В этой же статье имеется п. 5, гласящий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Это означает, что права и свободы человека неразрывно связаны с правами и свободами других лиц и что права и свободы человека неразрывно связаны с правом и нравственностью.

Права человека и дискуссия о понятии права

Права человека являются естественными правами в отличие от прав гражданина, которые возникают только в связи с наличием у личности гражданства или иного правового статуса (иностранца, лица без гражданства). Может ли повлиять включение естественных прав в Конституцию РК на решение дискуссии о понятии права?

В литературе выделяют различные типы правопонимания, но в основном их сводят или к трем, или к двум.

Три типа правопонимания, которые обычно выделяют, - это: естественно-правовой, этатистский, социологический.

1. Естественно-правовой подход (юснатурализм) - один из древнейших вариантов правопонимания. Естественное право понималось как постоянное и жизненное, и подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. Его связывали то с теологическим (божественным) основанием, то с естественными правами и свободами человека, то с неким правовым идеалом, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.

Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма (естественного права) имеют сходство в следующих моментах:

2) естественное право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека (реифицированная социальная реальность);

Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного права. Позитивное или положительное право - это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах или иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека [3] .

2. Этатистский подход - относится к классическому варианту правопонимания, сформировавшемуся в рамках классической научной рациональности. Согласно этому подходу право всегда является созданием государства или опосредуется государством и понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона.

3. Социологический подход - возник на излете классического типа научной рациональности (вторая половина XIX в.). Право понимается как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право - это не то, что выражено в законе, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях [4] .

Можно сформулировать два положения, которые мне представляются правильными:

1. Все существующие типы правопонимания можно свести к двум: узкое (нормативное, легистское) и широкое (юридическое, антилегистское) типы правопонимания и понятия права.

2. Любые концепции правопонимания не отвергают нормативности права. Более того, они основываются на позитивном праве, от него отталкиваются и на его основе строят свои концепции правопонимания. Тем более это неоспоримо для континентальной системы права, ибо только современная американская реалистическая правовая школа отрицает нормативность права.

Для цивилиста из всего этого вытекает одна простая истина: нормативное понимание права существует при любых концепциях правопонимания - или как единственно верное по нормативной концепции права или как часть широкого понимания права по другим антилегистским концепциям правопонимания.

Включение прав человека в Конституцию РК означает, что естественные права включены в нормативно-правовую систему Казахстана и регулируются Конституцией РК и другими нормативными правовыми актами РК.

Права человека как естественные права принадлежат человеку независимо от того, где и когда он появился на свет, но охрана и регулирование этих прав производится государством путем включения их в правовую систему через закрепление норм об этих правах в Конституции как основном законе государства.

Право на жизнь - это естественное право человека, однако лишение человека жизни может рассматриваться или как преступление, или как правомерное действие - применение государством высшей меры наказания. Таким образом, право на жизнь включается в нормативно-правовую систему государства.

Именно закрепление в Конституции дает естественным правам человека поддержку и защиту в соответствии с законодательством РК.

Именно из этого надо исходить при включении естественных прав в правовую систему Казахстана: не законы Казахстана определяют содержание прав человека, а права и свободы человека определяют содержание и применение законов.

Права человека и гражданина: конституционные или гражданско-правовые?

Согласно Конституции РК к конституционным правам и свободам относятся, в частности, права: на признание правосубъектности и защиту своих прав и свобод (ст. 13), на равенство перед законом и судом (ст.14), на жизнь (ст. 15), на личную свободу (ст. 16), на защиту достоинства (ст.17), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 18), на определение национальной, партийной и религиозной принадлежности (п. 1 ст. 19), на пользование родным языком и культурой (п.2 ст. 19), на свободу слова и творчества (ст. 20), на свободное передвижение по территории и свободный выбор местожительства (ст. 21), на свободу совести (ст. 22), на свободу объединений (ст. 23), на свободу труда (ст. 24), на неприкосновенность жилища (ст. 25) и другие.

Однако, что характерно, большинство этих конституционных прав являются также гражданско-правовыми и закреплены в ГК.

Для наглядности я приведу ряд классификаций личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом.

По структурно-функциональному признаку личные неимущественные права в гражданском праве могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина (физические лица), в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность;

2) личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина (физического лица), включая право на имя (фамилию, отчество), право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на частную (личную) жизнь, право на свободу передвижения. [5]

По целям осуществления рассматриваемых прав они могут быть классифицированы следующим образом:

1) личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в том числе право на жизнь, право на здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду;

2) права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе, включая право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь, достоинство и деловую репутацию;

3) права, обеспечивающие автономию личности (права на тайну и неприкосновенность личной жизни);

4) права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности личности [6] .

Предлагается также следующая классификация:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица: право на имя, право на защиту чести и достоинства, а также тесно связанные с ним право на опровержение и право на ответ;

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан, включающие право на телесную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, право на неприкосновенность личного облика, а также право личного изображения;

3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности и тайны личной жизни граждан: право на неприкосновенность жилища, личной документации, право на тайну личной жизни, в том числе адвокатскую, медицинскую тайну, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения, сведений, полученных средствами массовой информации [7] .

Как видим, многие конституционные права и свободы одновременно являются гражданско-правовыми личными неимущественными правами. Как это можно объяснить? И как объяснить, что конституционные нормы, регулирующие конституционные права и свободы, одновременно являются или превращаются в нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения?

Конституционное право как комплексная суперотрасль права. Соотношение с гражданским правом

В теории конституционного права делались попытки разрешить эту проблему, причем иногда весьма оригинальным образом, я бы сказал, поэтически-математическим.

И после такого поэтического сравнения автор сам же признает неопределенность предмета конституционного права, невозможность отграничить его от предмета других отраслей права. Не надо даже опровергать автора, достаточно просто процитировать его:

Какой же есть выход из данной ситуации?

Правильным является мнение, что предмет конституционного права носит двуединый характер, т.е. включает в себя две группы общественных отношений:

1) общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права в общем, а конкретная регламентация осуществляется нормами других отраслей права;

2) общественные отношения, которые регулируются только нормами конституционного права (организация государственной власти и т.п.) [10] .

Таким образом, совершенно очевидно, что конституционное право как отрасль права состоит из двух самостоятельных частей:

Конституционное право представляет собой суперотрасль права, надотрасль, стоящую над всеми отраслями национального права и выступающую их основой.

Отсюда возникает вопрос, к какой группе отраслей - публичному или частному праву - относится конституционное право?

Конституционное право обычно относят к публичному праву, причем к его основной части [11] . Однако иногда его называют публично-частным правом [12] .

С решением вопроса о публично-правовой или частно-правовой природе конституционного права связано решение другого вопроса: где проходит грань между конституционным и другими отраслями права?

Или эту грань невозможно определить?

Возвращаясь к образу ствола и ветвей, как определить, где и в какой точке ствол переходит в ветви? А если у дерева два ствола?

А так оно и есть: один ствол - конституционное государственное право, другой ствол - конституционные основы отраслей национального права. Этот ствол состоит из отдельных частей. каждую из которых составляют нормы отдельной отрасли национального права: гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д. Соответственно из каждой такой части вырастают отдельные ветви, каждая из которых составляет отдельную отрасль права: соответственно гражданского, административного, уголовного, трудового и т.д.

Если пример, с трудовым правом не убеждает, то как отнестись к такой норме: граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество (п. 1 ст. 26 Конституции РК). Несомненно, это нормы гражданского права. Они закрепляются и получают дальнейшее развитие в ГК (ст.ст. 191, 192 и другие). Несомненно также, что это нормы и конституционного права.

Нормы гражданского права закреплены во многих статьях Конституции Республики Казахстан, - например, ст. 6 о государственной собственности, ст. 2 о правах и свободах человека и гражданина (в частности, п. 4 ст.12 о правах и обязанностях иностранцев и лиц без гражданства), ст. 13 о правосубъектности, ст. 18 о личных имущественных правах, ст. 20 об информации, ст. 21 о праве свободного передвижения, ст. 22 о свободе совести (объединяться в религиозные организации), ст. 23 об общественных объединениях, ст. 25 о праве на жилище, ст. 26 о праве граждан на частную собственность и на предпринимательство, ст. 29 - услуги на охрану здоровья, ст. 30 - услуги на получение образования, подпункт 4) ст. 66 о праве Правительства РК на организацию управления государственной собственностью.

То же самое можно сказать и о других отраслях права. Все отрасли права как основные, так и комплексные, получили или должны получить закрепление в Конституции. Конституция является основой, базой и источником всех отраслей права.

Это значит, что Конституция является источником и конституционного, и всех других отраслей права. Это значит, что одна и та же норма находится в составе и конституционного права, и в составе, например, гражданского права.

Как раз этот вопрос является камнем преткновения для всех конституционалистов: как можно допустить, чтобы одна и та же правовая норма находилась одновременно в составе сразу двух отраслей права.

Между тем эта проблема легко решается с позиции теории комплексных отраслей права.

Конституционное право - эта суперотрасль, надотрасль, стоящая над всеми отраслями права. Оно стоит во главе пирамиды отраслей права. И все отрасли права берут из него начало. Нормы этих отраслей, проросшие в конституционное право, являются ведущими, основой и началом этих отраслей права. Но поскольку отрасли права являются и публичными, и частными, то и нормы конституционного права в этой части являются и публичными, и частными. А отрасль права, объединяющая в себе публичные и частные нормы, по моей концепции, является комплексной отраслью права.

Конституционное право, на мой взгляд - это комплексная суперотрасль права.

Права человека – это юридически обеспеченные возможности личности, получившие свое юридическое закрепление в период буржуазных революций. До этого, с античных времен до средних веков, философами развивались идеи свободы и равенства, которые стали основой прав человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина традиционно классифицируют следующим образом: 1) Политические права – юридически обеспеченные возможности граждан связанные с участием в принятии решений государственными органами, участием в управлении государством (например, избирательное право, право служить на государственной службе). 2) Гражданские права – юридически закрепленные возможности человека по пользованию такими общепризнанными благами как жизнь, здоровье, свобода и другими естественными возможностями, присущими каждому. 3) Экономические права - имущественные и иные неимущественные возможности человека, обеспеченные государством, основанные на инициативной деятельности и имеющие своей целью получение дохода. (Например, осуществление различных видов предпринимательства). 4) Социальные права – юридически и экономически обеспеченные государством возможности гражданина получать материальную помощь от государства в определенных законом случаях (например, при достижении пенсионного возраста и т.д.). 5) Культурные права – юридически обеспеченные возможности интеллектуального развития личности (например, право на образование, на творчество).

В Конституции (статьи 10-39) закрепляется следующие права человека. 1) Право человека на признание его правосубъектности. 2) Право защищать свои права и свободы всеми, не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 3) Право на судебную защиту своих прав и свобод. 4) Право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 5) Равенство перед законом и судом. 6) Право на защиту от какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. 7) Каждый имеет право на жизнь. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. В Конституции содержатся и другие права человека.

Права граждан Республики Казахстан, закрепленные в Конституции. 1) Право на свободу объединений. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. 2) Право на обеспечение жильем. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. 3) Право иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 4) Право на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. В Конституции содержатся и другие права граждан.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности что и граждане, если иное не предусмотрено законодательством.

Понятие, генезис и виды прав человека

Права человека – это юридически обеспеченные возможности личности, получившие свое юридическое закрепление в период буржуазных революций. До этого, с античных времен до средних веков, философами развивались идеи свободы и равенства, которые стали основой прав человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина традиционно классифицируют следующим образом: 1) Политические права – юридически обеспеченные возможности граждан связанные с участием в принятии решений государственными органами, участием в управлении государством (например, избирательное право, право служить на государственной службе). 2) Гражданские права – юридически закрепленные возможности человека по пользованию такими общепризнанными благами как жизнь, здоровье, свобода и другими естественными возможностями, присущими каждому. 3) Экономические права - имущественные и иные неимущественные возможности человека, обеспеченные государством, основанные на инициативной деятельности и имеющие своей целью получение дохода. (Например, осуществление различных видов предпринимательства). 4) Социальные права – юридически и экономически обеспеченные государством возможности гражданина получать материальную помощь от государства в определенных законом случаях (например, при достижении пенсионного возраста и т.д.). 5) Культурные права – юридически обеспеченные возможности интеллектуального развития личности (например, право на образование, на творчество).




В Конституции (статьи 10-39) закрепляется следующие права человека. 1) Право человека на признание его правосубъектности. 2) Право защищать свои права и свободы всеми, не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 3) Право на судебную защиту своих прав и свобод. 4) Право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 5) Равенство перед законом и судом. 6) Право на защиту от какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. 7) Каждый имеет право на жизнь. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. В Конституции содержатся и другие права человека.

Права граждан Республики Казахстан, закрепленные в Конституции. 1) Право на свободу объединений. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. 2) Право на обеспечение жильем. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. 3) Право иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 4) Право на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. В Конституции содержатся и другие права граждан.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности что и граждане, если иное не предусмотрено законодательством.

Эта статья могли быть созданы или отредактированы в обмен на нераскрытые платежи, нарушение Википедии Условия эксплуатации. Может потребоваться очистка, чтобы соответствовать требованиям Википедии. политика содержания. ( Октябрь 2020 )

Права человека в Казахстан всегда описываются независимыми наблюдателями как плохие. Хьюман Райтс Вотч говорит, что «Казахстан сильно ограничивает свобода собраний, речь, и религия. В 2014 году власти закрыли газеты, заключили в тюрьму или оштрафовали десятки людей после мирных, но несанкционированных протестов, а также оштрафовали или задержали прихожан за исповедание религии вне контроля государства. Критики правительства, включая лидера оппозиции Владимир Козлов, остался под стражей после несправедливых судебных разбирательств. Пытка остается обычным явлением в местах лишения свободы ". [1]

Политическая структура Казахстана концентрирует власть в руках президента. Президент Нурсултан Назарбаев был лидером страны с 1989 по 2019 год. В 1989 году он был назначен первым секретарем Коммунистическая партия из Казахская ССР, и был избранный первый президент страны после ее независимости от Советский союз в декабре 1991 года. Ни один из выборов, проводившихся в Казахстане, не соответствовал международным стандартам. [2] [3]

В сентябре 2020 года Казахстан подписал Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, взяв на себя обязательство отменить смертную казнь. [5] Это было очень положительно воспринято правозащитными организациями и международным сообществом. Amnesty International назвала эту новость обнадеживающей. [5]

Содержание

Политика, свобода слова и пресса

Некоторые сторонние наблюдатели, в том числе HRW, отмечают растущее беспокойство в правительстве Казахстана после недавних демократических революций в бывших советских республиках, включая Грузия, Украина и Кыргызстан. Усилия по ограничению инакомыслия накануне выборов 2 декабря 2005 г. могли указывать на попытку правительства предотвратить такие преобразования в Казахстане. [7]

В 2016 году в Астане прошел круглый стол на тему: День прав человека, 10 декабря. Мероприятие собрало казахстанских официальных лиц и представителей международных организаций, таких как Международная организация по миграции (МОМ), ЕС, Программа Развития ООН (ПРООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). [8]

10 ноября 2018 г. Дмитрий Сенявский а профсоюз Лидер в Казахстане подвергся нападению и жестокому избиению со стороны неизвестных и был доставлен в больницу. [9] В Международная организация труда (МОТ) часто призывала правительство Казахстана изменить ограничивающие торговые законы и соблюдать свои обязательства в отношении международных трудовых прав. [10]

Право на справедливое судебное разбирательство

Согласно отчету правительства США, опубликованному в 2014 году, в Казахстане:

Закон не обеспечивает адекватной независимой судебной власти. Исполнительная власть резко ограничила судебную независимость. Прокуроры выполняли квазисудебную роль и имели право приостанавливать судебные решения . Коррупция очевидна на всех этапах судебного процесса. Хотя судьи были одними из самых высокооплачиваемых государственных служащих, адвокаты и наблюдатели за соблюдением прав человека утверждали, что судьи, прокуроры и другие должностные лица вымогали взятки в обмен на благоприятные решения по большинству уголовных дел. [11]

Религиозная свобода

В целях содействия межконфессиональному диалогу и предотвращения религиозных конфликтов во всем мире в Казахстане регулярно проводится Конгресс лидеров мировых и традиционных религий. Первый съезд состоялся в 2003 году, в нем приняли участие 17 религиозных делегаций. [15]

2006 выселение Харе Кришна

Протесты

Забастовка нефтяников в Жанаозене, 2011 г.

16 декабря 2011 г. произошли столкновения между протестующими и полицией из-за требований первых улучшить условия труда и повысить заработную плату. Протестующие состояли в основном из нефтяников с нефтяных месторождений, которые в ответ уволили сотни рабочих. Очевидцы утверждали, что полиция открыла огонь по безоружным демонстрантам в г. Жанаозен, но по словам правительственных чиновников полиция была вынуждена защищаться. Столкновения произошли, когда полиция пыталась очистить городскую площадь в свете 20-го события в Казахстане. День независимости. Были признаки попыток цензуры исходящей информации: пользователи Интернета сообщали о трудностях доступа к независимым новостным сайтам и Twitter. По официальным данным, после столкновений мертвыми были найдены 15 человек. [20]

Протесты против земельной реформы 2016 г.

В апреле и мае 2016 г. Казахи протестовали [pl; RU] в связи с изменениями законодательства в отношении собственности на землю. Двести активистов и протестующих были арестованы. [21]

Протесты 2019 года

Протесты прошли в феврале после того, как пять сестер погибли в результате пожара, когда их родители работали в ночную смену, и гнев распространился на социальные сети онлайн, что привело к новым протестам. Нурсултан Назарбаев отправил в отставку правительство и 19 марта 2019 года сложил с себя формальную должность президента, сохранив при этом другие руководящие должности. После досрочных президентских выборов 2019 года в Казахстане, результаты которых, похоже, свидетельствуют о подавляющей победе временного президента Касым-Жомарт Токаев, было несколько акций протеста в городах Нур-Султан и Алматы. Более 100 протестующих были задержаны на площади Астаны в Алматы, так как активисты призывали к бойкоту выборов. Среди задержанных были иностранные и местные журналисты, освещавшие это событие. Сообщается, что доступ в Интернет в Нур-Султане и Алматы значительно замедлился, возникли трудности с доступом к сайтам социальных сетей и предотвращением прямых трансляций. Двадцать протестующих были задержаны также в южном городе Шымкент. [22] Акции протеста продолжились в сентябре. [23] Октябрь [24] и декабрь 2019 г. [25]

Диалог прав человека

Эти диалоги составляют важную часть общей стратегии ЕС по поощрению уважения прав человека и основных свобод, устойчивого развития, мира и стабильности. [27] 12 ноября 2014 года Европейский Союз и Казахстан провели шестой раунд ежегодного диалога по правам человека в Брюсселе. [28] Казахстанскую делегацию возглавлял г-н Йоган Меркель, первый заместитель генерального прокурора, которого сопровождал г-н Вячеслав Калюжный, директор Национального центра по правам человека, и другие высокопоставленные должностные лица. [28] Делегацию ЕС возглавлял г-н Сильвио Гонзато, директор по правам человека и демократии Европейской службы внешних связей. [28] Диалог прошел в позитивной и конструктивной атмосфере. [28] ЕС приветствовал разработку Казахстаном действующего национального превентивного механизма для мониторинга мест содержания под стражей и призвал к дальнейшим шагам по укреплению Управления омбудсмена и Национального центра по правам человека. [28] ЕС признал недавнее участие Казахстана во втором цикле Универсального периодического обзора (УПО) в Совете ООН по правам человека и призвал власти Казахстана рассмотреть вопрос о принятии ряда рекомендаций УПО, которые он изначально не поддерживал. [28] Ожидается, что следующий раунд диалога ЕС-Казахстан по правам человека состоится в Астане в 2015 году. [28] [ нуждается в обновлении ]

20–21 ноября 2018 г. в Брюсселе прошел 10-й диалог по правам человека между ЕС и Казахстаном. ЕС отметил улучшения Казахстана в отношении законодательства и политики по отношению к гражданскому обществу. Было подчеркнуто, что Казахстану следует продолжать предпринимать шаги по созданию благоприятной среды, в том числе для НПО, юристов и журналистов. [29]

ОБСЕ и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности проводят совместные учебные программы по правам человека. [30]

Верховенство закона

Казахстан занял 65 место в рейтинге Индекс верховенства закона 2015. Страна поднялась на шесть позиций в рейтинге по сравнению с предыдущим годом. [31]

В 2015 году Казахстан внес поправки в закон о деятельности неправительственных организаций (НПО). Закон гарантирует НПО свободный доступ к государственному, международному и частному финансированию, позволяя им активно участвовать в социальном и политическом развитии страны. [32]

В январе 2017 года президент Казахстана предложил реформу, направленную на делегирование некоторых полномочий президента парламенту. Ожидается, что эта инициатива создаст более сильную систему сдержек и противовесов в Казахстане. [33]

Казахстан является членом Гаагская конференция по международному частному праву (HCCH) с мая 2017 года. HCCH направлен на содействие гармонизации принципов коллизионного права в различных предметах в рамках международного частного права, что способствует продвижению верховенства закона. [34]

Национальный совет общественного доверия Казахстана также играет важную роль в продвижении верховенства закона. Это консультативный орган, который был создан Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым 17 июля 2019 года, чтобы сделать правительство более отзывчивым к людям. [35]

Казахстан сотрудничает с ТЫ СКАЗАЛ в рамках пятилетней программы обеспечения верховенства закона на сумму более 7 миллионов долларов, запущенной в сентябре 2020 года. [36] Верховный суд Казахстана и Министерство информации и общественного развития тесно сотрудничают с USAID в рамках программы по повышению общественного доверия и демонстрации большего соответствия международно признанным стандартам. [36]

Этническое разнообразие

Казахстан поддерживает сосуществование разных культур. В Ассамблея народа Казахстана поддерживает около 200 центров, где дети и взрослые могут изучать 30 различных языков. [37]

В 2015 году Ассамблея народа Казахстана (АНК) объявила День благодарности новым праздником Казахстана. Предложение о его создании внес Президент Нурсултан Назарбаев. День благодарности отмечается 1 марта и знаменует историческое прошлое и многонациональное единство страны. [38]

59,2% населения Казахстана составляют казахи, 29,6% - русские, а 10,2% составляют немцы, татары, украинцы, узбеки и уйгуры. В Казахстане проживают представители более 140 этносов, и около 818 этнокультурных объединений действуют под эгидой Ассамблеи народа Казахстана. [39]

Права детей

Уполномоченный по правам человека в Казахстане и Представитель ЮНИСЕФ в Казахстане приняли Заявление о намерениях о сотрудничестве. Стороны договорились предпринять необходимые действия для развития независимой системы мониторинга обеспечения прав детей в Казахстане. [40]

Казахстан является участником ООН Конвенция о правах ребенка.

Уполномоченный по правам человека

Институт Уполномоченного по правам человека (Уполномоченного по правам человека в Казахстане) был создан 19 сентября 2002 года Указом Президента Республики Казахстан. [41] Уполномоченный и связанная с ним организация, Национальный центр по правам человека, уполномочены расследовать вопросы прав человека в правительстве в соответствии с указом президента Назарбаева. [42]

Национальный совет общественного доверия

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев учредил Национальный совет общественного доверия в июле 2019 года в качестве диалоговой площадки, позволяющей правительству быть более отзывчивой к общественности. Совет провел свое первое заседание 6 сентября 2019 года. Заседание Совета было посвящено следующим темам: декриминализация клеветы, реформа пенитенциарной системы и судебной системы, гендерный баланс и расширение прав и возможностей женщин. [43]

Новый закон о митингах значительно упростил правовое регулирование мирных собраний. Согласно закону, общественные места в городах страны могут использоваться гражданами для проведения мирных собраний. Кроме того, срок уведомления о мирных собраниях сокращен с 15 до 5 дней. [44]

Читайте также: