Права человека в иране кратко

Обновлено: 07.07.2024

Около 44 процентов студентов университетов и четверть всех преподавателей вузов Ирана составляют женщины, а 30 процентов всех работающих жительниц страны имеют высшее образование. Это данные из национального доклада Ирана, представленного в Совете по правам человека. Между тем эксперты ООН и правозащитные организации сообщают о повсеместных нарушениях прав женщин, включая их полное подчинение мужчинам, детские браки и сексуальное насилие.

Иранские власти рапортуют о том, что число-женщин руководителей в стране увеличилось до 19 процентов, в судебной системе работают 970 женщин-судей, а в муниципальных выборах приняли участие 15,5 тысяч иранок.

В национальном докладе отмечается, что в области всеобщего образования существуют еще проблемы, но они успешно решаются: согласно официальной статистике, уровень грамотности в возрастной группе от шести лет и старше увеличился в прошлом году до 89 процентов.

В Управлении ООН по правам человека подготовили собственную подборку материалов по ситуации в Иране – это выводы спецдокладчиков ООН, в том числе странового, а также заключения членов профильных комитетов - по правам ребенка и по правам инвалидов.

Так, эксперты ООН отмечают, что женщины в Иране не пользуются равными правами с мужчинами в вопросах брака, развода, опеки над детьми и наследования. Мужья имеют неоспоримое право на развод. Замужняя женщина не может получить паспорт без разрешения супруга. Девочки с семи лет обязаны носить хиджаб вне зависимости от религиозной принадлежности.

В обычный брак девочки в Иране могут вступать в 13 лет, а мальчики – по достижении 15 лет. Гражданский кодекс обязывает жену удовлетворять сексуальные потребности мужа в любое время. По мнению экспертов, это позволяет мужьям безнаказанно насиловать девочек-новобрачных.

Нарушения прав человека отмечаются и в других сферах. Например, согласно данным, собранным независимыми экспертами ООН, за последние три года в Иране закрыты семь миллионов веб-сайтов, включая Фейсбук, Твиттер, Инстаграм и веб-сайты правозащитных и оппозиционных политических групп.

"Права народа" - таково название главы 3 Конституции Исламской Республики Иран, регулирующей правовое положение человека и гражданина.

Правовое положение личности подробно регламентируется действующей Конституцией Исламской Республики Иран. Правам и обязанностям личности посвящена глава 3 Конституции (ст. 19-42). Ст. 19 Конституции устанавливает, что весь иранский народ, т.е. любая нация или община, обладает равными правами независимо от цвета кожи, расы, языка и других различий.[10]

В российской юридической литературе довольно часто встречается мнение о том, что права женщин в Иране ущемлены якобы на основании норм исламского шариата, и в этой же литературе Иран упоминается как государство, где права женщин нарушаются. Справедливости ради, необходимо отметить, что в действующей Конституции не только подробно перечислены основные права женщин, но к тому же на правительство возложена ответственность за обеспечение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Так, например, нормы ст. 21 Конституции устанавливают способы реализации этих прав:

1. Предоставление условий для всестороннего развития женщины и защиты ее моральных и материальных прав.

2. Защита матерей, особенно в период беременности и воспитания ребенка, а также содержание на иждивении детей-сирот.

В этой же статье говорится о защите прав вдов, женщин преклонного возраста и т.п.

Ст. 26 Конституции закрепляет, что партии и политические объединения, а также профсоюзы и исламские мероприятия и признанные религиозные меньшинства обладают свободой, если их деятельность не противоречит основам суверенитета, национального единства, исламской морали, а также основам исламской республики. В этой же статье закреплено, что каждый гражданин Исламской Республики Иран имеет право принимать участие в вышеуказанных общественных объединениях.[11]

В Исламской Республике Иран Конституцией гарантируется свобода печати, прессы, если она не противоречит общему порядку и нормам ислама (ст. 24 Конституции). Также признается право на проведение мирных собраний и демонстраций, не противоречащих основам ислама.

Что касается вопроса о политических правах женщин в Республике Иран, то многие отечественные ученые-востоковеды полагают, что в республике присутствует так называемый половой ценз, ограничивающий избирательные права женской части населения. Данное положение является ошибочным, в Исламской Республике Иран такого ценза нет и женщины могут свободно реализовывать активное и пассивное избирательное право, и немало представительниц женского пола являются членами законодательного органа государства (меджлиса). Также они представлены в органах местного самоуправления и занимают крупные посты в правительстве.

Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц. В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу.

В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права. Например, право на социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии. Государство должно обеспечить эти права всем гражданам из средств государственного бюджета, а также из личных пожертвований граждан. В этой связи необходимо отметить, что мечеть как религиозное учреждение играет большую роль в реализации положения вышеуказанной статьи. Среди социальных прав Конституция (ст. 30) закрепляет право на бесплатное среднее образование, и на государство возлагается обязанность расширения бесплатного высшего образования.

В Конституции детально рассматриваются права процессуального характера, среди которых: запрет незаконного ареста, применения пыток при допросе; запрещается также принуждать гражданина давать свидетельские показания. По отношению к заключенным запрещается унижать их честь и достоинство. Нарушитель в этом случае подлежит наказанию. Последние две статьи этой главы посвящены вопросу гражданства. Так, ст. 41 закрепляет, что иранское гражданство является исключительным правом любого гражданина Ирана. Государство не вправе лишить гражданства своего гражданина, кроме тех случаев, когда сам гражданин отказывается от своего гражданства или приобретает гражданство другого государства. Иностранцы могут получить иранское гражданство в соответствии с действующими законами.




Ст. 42. Иностранцы имеют право приобрести иранское гражданство в соответствии с действующими законами и могут быть лишены гражданства в случае приобретения гражданства другого государства или по собственному желанию.

Глава 4. Система органов государственной власти в Исламской Республике Иран

"Права народа" - таково название главы 3 Конституции Исламской Республики Иран, регулирующей правовое положение человека и гражданина.

Правовое положение личности подробно регламентируется действующей Конституцией Исламской Республики Иран. Правам и обязанностям личности посвящена глава 3 Конституции (ст. 19-42). Ст. 19 Конституции устанавливает, что весь иранский народ, т.е. любая нация или община, обладает равными правами независимо от цвета кожи, расы, языка и других различий.[10]

В российской юридической литературе довольно часто встречается мнение о том, что права женщин в Иране ущемлены якобы на основании норм исламского шариата, и в этой же литературе Иран упоминается как государство, где права женщин нарушаются. Справедливости ради, необходимо отметить, что в действующей Конституции не только подробно перечислены основные права женщин, но к тому же на правительство возложена ответственность за обеспечение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Так, например, нормы ст. 21 Конституции устанавливают способы реализации этих прав:

1. Предоставление условий для всестороннего развития женщины и защиты ее моральных и материальных прав.

2. Защита матерей, особенно в период беременности и воспитания ребенка, а также содержание на иждивении детей-сирот.

В этой же статье говорится о защите прав вдов, женщин преклонного возраста и т.п.

Ст. 26 Конституции закрепляет, что партии и политические объединения, а также профсоюзы и исламские мероприятия и признанные религиозные меньшинства обладают свободой, если их деятельность не противоречит основам суверенитета, национального единства, исламской морали, а также основам исламской республики. В этой же статье закреплено, что каждый гражданин Исламской Республики Иран имеет право принимать участие в вышеуказанных общественных объединениях.[11]

В Исламской Республике Иран Конституцией гарантируется свобода печати, прессы, если она не противоречит общему порядку и нормам ислама (ст. 24 Конституции). Также признается право на проведение мирных собраний и демонстраций, не противоречащих основам ислама.

Что касается вопроса о политических правах женщин в Республике Иран, то многие отечественные ученые-востоковеды полагают, что в республике присутствует так называемый половой ценз, ограничивающий избирательные права женской части населения. Данное положение является ошибочным, в Исламской Республике Иран такого ценза нет и женщины могут свободно реализовывать активное и пассивное избирательное право, и немало представительниц женского пола являются членами законодательного органа государства (меджлиса). Также они представлены в органах местного самоуправления и занимают крупные посты в правительстве.

Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц. В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу.

В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права. Например, право на социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии. Государство должно обеспечить эти права всем гражданам из средств государственного бюджета, а также из личных пожертвований граждан. В этой связи необходимо отметить, что мечеть как религиозное учреждение играет большую роль в реализации положения вышеуказанной статьи. Среди социальных прав Конституция (ст. 30) закрепляет право на бесплатное среднее образование, и на государство возлагается обязанность расширения бесплатного высшего образования.

В Конституции детально рассматриваются права процессуального характера, среди которых: запрет незаконного ареста, применения пыток при допросе; запрещается также принуждать гражданина давать свидетельские показания. По отношению к заключенным запрещается унижать их честь и достоинство. Нарушитель в этом случае подлежит наказанию. Последние две статьи этой главы посвящены вопросу гражданства. Так, ст. 41 закрепляет, что иранское гражданство является исключительным правом любого гражданина Ирана. Государство не вправе лишить гражданства своего гражданина, кроме тех случаев, когда сам гражданин отказывается от своего гражданства или приобретает гражданство другого государства. Иностранцы могут получить иранское гражданство в соответствии с действующими законами.

Ст. 42. Иностранцы имеют право приобрести иранское гражданство в соответствии с действующими законами и могут быть лишены гражданства в случае приобретения гражданства другого государства или по собственному желанию.

Глава 4. Система органов государственной власти в Исламской Республике Иран

Западные государства для того, чтобы показать, что они якобы встревожены ситуацией с правами человека в мире, каждый день публикуют все новые доклады.

Однако в какой степени эти доклады соответствуют реальности? И может ли публикация подобного рода докладов служить доказательством искренности и прозрачности стран Запада в соблюдении ими прав человека?

Западные государства судят о правах человека в других странах, основываясь на двойные стандарты и критерии. Поэтому доклады, составляемые ими о состоянии прав человека, лишены объективности и беспристрастия.

Министерство иностранных дел Великобритании, в ходе аналогичного действия, основываясь на лживые и необоснованные утверждения, состряпала доклад, чтобы показать, что Исламская Республика Иран якобы не соблюдает права человека.

Западные государства, чтобы продемонстрировать, что они якобы обеспокоены ситуацией с правами человека в мире, в большинстве случае основываются на субъективные и пристрастные отчеты, и судят другие страны на основе двойных стандартов. Поэтому подобного рода доклада вместо того, чтобы защищать права человека, на самом деле преследует цель достижения алчных интересов Запада.

Ахмед Шахид, специальный докладчик Организации Объединенных Наций по правам человека в Иране, в течение последних лет составляет свои доклады на основе сфабрикованных утверждений и высказываний пристрастных лиц, игнорируя религиозные и культурные ценности исламского общества. Он якобы обеспокоен практикой казни контрабандистов наркотических веществ, тогда как контрабанда наркотиков считается страшным преступлением в Иране и поэтому для виновных предусмотрено суровое наказание в законе Исламской Республики Иран.

Содержание резолюций, утверждаемых против Исламской Республики Иран под предлогом нарушения прав человека, свидетельствует о том, что составление и публикации подобного рода резолюций преследуют совсем иные цели, чем защита прав человека. В то время, как Иран, принимая во внимание его идеологическую основу, богатую историю, культуру и цивилизацию, имеет предельно ясную и прозрачную позицию по отношению к соблюдению прав человека. Исламская Республика Иран неоднократно подчеркивала, что не может игнорировать нарушение гражданских и национальных прав обездоленных и угнетенных народов мира, в частности Палестины, Ирака и Афганистана.

Даже краткий обзор принципов Конституции Исламской Республики Иран хватит, чтобы осознать, что общие принципы и правила, записанные во Всеобщей декларации прав человека, предусмотрены законом и полностью соблюдаются Ираном. К тому же большинство принципов исламских прав человека соответствуют международным правам. Конечно же, существуют некоторые разногласия между исламскими критериями и прозападными критериями прав человека. Однако эти разногласия не означают, что Исламская Республика Иран и юридические и гражданские правила ислама не учитывают понятия и критерия гражданских прав и базовых свобод.

Во множестве принципов Конституции Исламской Республики Иран, в особенности в ее третьей главе, именуемой национальные права, подчеркивается необходимость соблюдения прав и базовых свобод. Также в шестой главе подчеркивается равенство всех граждан Ирана перед законом, равенство в использовании возможностей, и не приемлемость дискриминации.

Эти примеры, а также другие положения Конституции Ирана свидетельствует о внимании к основным пунктам Всеобщей декларации прав человека со стороны Конституции Исламской Республики Иран. Хотя из-за не полной реализации некоторых принципов Конституции могут возникать некоторые расхождения в сфере прав человека, тем не менее, ни одно государство в мире не может утверждать, что действует в области прав человека абсолютно безукоризненно.


Права женщин в Иране тема щекотливая и неоднозначная. Одни представляют иранок забитыми и укатанными в черное с ног до головы, другие говорят об их чуть ли не европейском образе жизни. О темной стороне иранского общества далее в статье.

Права женщин в Иране можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, в сети немало отзывов туристов, которые рассказывают об открытости и определенной свободе иранок, о том, как они руководят всеми в семье. С другой стороны, меня часто спрашивают, правда ли, что женщину могут забить камнями и ей обязательно ходить с головы до ног в черном? Многие стараются сгладить острые углы жизни в Иране и показывают только хорошее, однако в этой статье я решила рассказать всю правду без прикрас. Об этом не любят рассказывать иностранцам.

Обязательный хиджаб

11 февраля 1979 года в Иране победила Исламская революция. Она положила конец либеральной политике шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Справедливо отметить, что форма правления нового государства была принята по результатам всеобщего референдума. Около 99% проголосовавших были за то, чтобы стать гражданами Исламской республики.

Можно понять простых людей. Имам Хомейни наообещал много всего хорошего: полную свободу от вмешательства других государств во внутреннюю политику, бесплатное электричество, газ и воду, всеобщее бесплатное образование и пр. Народ думал, что все имеющиеся блага сохранятся, и к ним добавятся новые. На деле получилось так, что сегодня, через 40 лет, большинство населения борется за базовые права и просто выживает. Но статья не об этом…

Права женщин хиджаб

Хиджаб – это первые “ягодки”, с которыми столкнулись иранские женщины после установления новой власти. До этого женщины в Иране могли сами выбирать, во что одеваться: хочешь, носи чадру, хочешь – мини-юбку. Теперь улицы стали патрулировать басиджи, серьезые мужчины и грозные женщины в черной чадре. Они отрезали галстук у мужчин и насильно надевали платок на женщин.

Сегодня в Иране совершенно невозможно представить, чтобы кто-нибудь вышел на улицу без платка или в шортах. Специальный отряд правоохранительных органов тщательно следит за внешним видом всех прохожих. Не важно, иранцы они или иностранцы – закон Исламской республики един для всех. Тех, кто переступают границы дозволенного, насильно сажают в минивэн и доставляют в полицейский участок. В интернете полно подобных видео.

Иранки абсолютно не согласны с таким положением дел. Последние несколько лет стали популярны одиночные акты протеста, когда девушки снимают платок в публичном месте. Они не поддаются навязчивым советам окружающих и ничего не боятся. Подробнее о тех, кто защищает права женщин в Иране, читайте ниже.

Дискриминация по половому признаку

Разрыв в оплате труда

В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.

Эволюция женской моды в Иране

Эволюция женской моды в Иране

Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.

Посещение стадиона

Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!

Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.

Права женщин посещение стадиона

Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.

Езда на велосипеде

Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах. Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это.

Права женщин Езда на велосипеде в Иране

Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.

Пение и танцы

На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.

В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.

Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.

Домогательство на улице

Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.

Права женщин домогательство на улице

Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.

Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.

Ограничение прав и свобод

Свобода передвижения

Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.

Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.

А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.

Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.

Право на образование

Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.

Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.

Права женщин университет

Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.

Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.

Работа вне дома

Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.

Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.

Права женщин в семье

Насильственный брак

Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.

Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.

Права женщин Насильственный брак

Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.

В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.

Многоженство

Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.

Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.

Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.

Право на развод

Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.

Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота 🙂 При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.

Протесты в Иране 2018

Политические протесты в январе 2018 года

Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:

  • муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
  • муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
  • в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.

Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.

Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.

Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.

Правозащитная деятельность

В 21 веке иранские женщины уже не сидят безропотно дома, боясь сказать слово поперек мужчине. Они активно отстаивают свои права и очень хотят, чтобы права женщин в Иране защищались так же хорошо, как и права мужчин.

Масих Алинеджад – одна из первых, кому удалось привлечь внимание широкой публике к проблеме обязательного хиджаба и нарушения прав женщин в Иране. Ее кампания началась со страницы на Фейсбуке My stealthy freedom (Моя украденная свобода), где она призывала иранок фотографироваться в публичных местах без платка. После этого последовали Белые среды (Charshanbe sefid) – один день в неделе все не согласные с режимом выходили из дома с белым платком на голове. Кампания получила такую широкую поддержку, что об этом говорило даже официальное телевидение Ирана!

Сегодня Масих Алинеджад ведет свой главный журналистский проект, программу Tablet. Она выходит в интернете один раз в неделю и освещает самые главные события в Иране. Программа пользуется огромной популярностью – впервые иранцы получили доступ к правдивой информации без прикрас.

права женщин Насрин Сотудех

Насрин Сотудех

Другая иранская правозащитница, Насрин Сотудех, много лет проработала адвокатом. Ее неоднократно обвиняли в нарушении общественного порядка, плохом поведении и пр. Насрин брала только те дела, в которых ущемлялись права женщин. В марте 2019 года в общественности пробежала волна возмущения и негодования. По очевидно сфабрикованному делу Насрин была осуждена почти на 40 лет тюрьмы. Как говорится, спасибо, что в живых оставили и не приговорили к смертной казни.

Читайте также: