Права человека в дореволюционной россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня защита прав россиян стала одной из главных задач государства, которой с каждым годом уделяется все больше внимания. В этом вопросе Россия соответствует стандартам ведущих стран мира, где права человека стали профильным объектом национальной политики и международных отношений.

В последние годы акции по отстаиванию прав национальных меньшинств, женщин, детей и др. становятся ведущими темами гражданской активности, точкой консолидации. Права – это политика нового века.

Поэтому сегодня как никогда важно разбираться во всех тонкостях правовых вопросов, знать историю их возникновения, развития, причины проблем и последствия, к которым они приводили. Только обладая такими всесторонними познаниями, можно не опасаться занять неправильную сторону, непреднамеренно нарушить чьи-то права или позволить ограничивать свои.

События столетней давности изменили не только политическое устройство, но и колею экономического развития нашей страны. Именно те годы можно считать рождением современной правовой системы в России, тогда была озвучена задача уравнять права всех граждан и начались обсуждения проектов достижения этой цели.

Кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко в серии своих исследовательских материалов расскажет о том, как революционные события изменили правовой статус россиян.

Для этого он произвел исторические расследования, включающие системный анализ того, как менялись права разных категорий жителей страны (крестьян, женщин, детей, рабочих…), кому и почему было выгодно ограничивать их права и какие интересы преследовали борцы за то, чтобы они получили определенную часть прав.

Кульминация этих расследований приходится на 1917 год, однако автор сумел протянуть нити причин и последствий из этого исторического клубка перемен в обе стороны: от момента зарождения Руси до второй половины ХХ века.

Введение

Вся история цивилизованных государств – это история расширения прав человека, это рост степени защищенности этих прав. Построение правового государства – идеальная цель для всех обществ. О такой цели говорится и в российской Конституции. Если коммунизм оказался утопией, то контуры правового государства уже реально видны в практике наиболее продвинутых стран. Стало быть – это идеальная, но и реальная, достижимая цель.

Собственно, какого-то качественного скачка в переходе к правовому государству, видимо, и быть не может. Эволюционные количественные изменения постепенно приближают разные государства к тому, чтобы называться правовым.

Исходя из преамбулы Законов Хаммурапи и других первых сводов законов человеческого общества логично, наверное, утверждать, что уже в самых первых писаных законах, созданных человеком разумным, запечатлена мечта о правовом государстве. Но путь к нему оказался очень долгим.

Разумеется, рассматривая эволюцию прав представителей разных сословий в России, мы не можем измерять эти права меркой Всеобщей декларации прав человека. Это было бы недопустимой модернизацией. Человеческое общество пришло к разработке и принятию такого документа только в 1948 году, после многих веков рабства, бесправия, насилия, угнетения и страшных кровопролитных войн без правил.

Но опираться на данную Декларацию, в которой сформулировано современное понимание прав человека, нам придется: ведь там прописан весь мыслимый набор неотъемлемых прав человека. Это будет нашей точкой отсчета и абсолютным критерием. Мы будем отслеживать приближение объема прав каждого сословия в России к этому максимуму.

*Первый материал правовых расследований читайте на сайте РАПСИ 12 сентября

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18в. в США и во Франции естественноправовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России. Одним из первых защитников таких идей был Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественноправовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.Чичерин защищал свободу, равенство и права людей. Он характеризовал человека как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли. Он отмечал, что свободная воля составляет основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность – есть определяющее начало всех общественных отношений. Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко всем: все люди есть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему, и равны между собой. Человеческая свобода – явление историческое, а не природное, т.е. это гражданская свобода, подчиненная общему закону. Новгородцев стремился утвердить нравственный идеализм в юриспруденции. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой ду-ховной и нравственной основы права. Человечество, согласно Новгородцеву, всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Он делает выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов. Идеи свободы, равенства и прав людей получили глубокую разработку и защиту в творчестве Соловьева. Он трактовал взаимосвязи естественного и положительного права как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Понятия личности, свободы и равенства составляют сущность естественного права. Он полагал, что в основе права лежит свобода как характеристический признак личности. Правом определяется отношение лиц. ТО, что не есть лицо, не м.б. субъектом права. Но свобода лица превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково епризнается их свобода. Право есть свобода, обуслов-ленная равенством. Соловьев считал, что принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага. Экономическую задачу гос-ва он видел в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального благосостояния как необходимое усл-ие для достойного человеческого существования. Свобода личности была главной проблемой творчества Бердяева. Он отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность – категория духовная. Он подчеркивал, что личность есть субъект, а не объект среди объектов и не вещь среди вещей. Центральное место занимают понятия абсолютных и неотчуждаемых прав чел-ка, имеющих божественное (и духовное) происхождение и идущих от Бога, а не от природы, общ-ва, гос-ва. Корни этого права в том, что от Бога происходит лишь свобода, а не власть. Неотчуждаемые права выступают как форма выражения и существования в земном мире личной свободы. Бердяев считал, что Декларация прав Бога и декларация прав чел-ка есть одна и та же декларация.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18в. в США и во Франции естественноправовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России. Одним из первых защитников таких идей был Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественноправовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.Чичерин защищал свободу, равенство и права людей. Он характеризовал человека как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли. Он отмечал, что свободная воля составляет основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность – есть определяющее начало всех общественных отношений. Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко всем: все люди есть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему, и равны между собой. Человеческая свобода – явление историческое, а не природное, т.е. это гражданская свобода, подчиненная общему закону. Новгородцев стремился утвердить нравственный идеализм в юриспруденции. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой ду-ховной и нравственной основы права. Человечество, согласно Новгородцеву, всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Он делает выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов. Идеи свободы, равенства и прав людей получили глубокую разработку и защиту в творчестве Соловьева. Он трактовал взаимосвязи естественного и положительного права как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. Понятия личности, свободы и равенства составляют сущность естественного права. Он полагал, что в основе права лежит свобода как характеристический признак личности. Правом определяется отношение лиц. ТО, что не есть лицо, не м.б. субъектом права. Но свобода лица превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково епризнается их свобода. Право есть свобода, обуслов-ленная равенством. Соловьев считал, что принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага. Экономическую задачу гос-ва он видел в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального благосостояния как необходимое усл-ие для достойного человеческого существования. Свобода личности была главной проблемой творчества Бердяева. Он отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность – категория духовная. Он подчеркивал, что личность есть субъект, а не объект среди объектов и не вещь среди вещей. Центральное место занимают понятия абсолютных и неотчуждаемых прав чел-ка, имеющих божественное (и духовное) происхождение и идущих от Бога, а не от природы, общ-ва, гос-ва. Корни этого права в том, что от Бога происходит лишь свобода, а не власть. Неотчуждаемые права выступают как форма выражения и существования в земном мире личной свободы. Бердяев считал, что Декларация прав Бога и декларация прав чел-ка есть одна и та же декларация.

На рубеже 19-20 веков права граждан Российской империи не были однозначно законодательно закреплены. По факту царь признавал наличие у своих подданных основных, как сегодня называют, прав человека. Среди них право на свободу, жизнь, личную тайну, имущество и т.п. Все это декларировалось в различных, порой противоречащих друг другу нормативно-правовых актах. Сложившаяся ситуация, отсутствие четких прав и обязанностей, было одним из факторов спровоцировавших первую русскую революцию (1905-1907 гг.).





На совещании перед принятием апрельского свода законов граф Пален высказал мнение, поддержанное всеми:

Так самодержавная монархия в России стала конституционной.

I. Права человека – почему так важны?

Некоторые примеры, что бы проиллюстрировать это зло:
Геноци;д— действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
• убийства членов этой группы;
• причинения тяжкого вреда их здоровью;
• мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
изъятия детей из семьи;
• предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
С 1948 года геноцид признаётся ООН международным преступлением.
В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.
• На территории современной Намибии европейцы выгнали племена гереро и нама в 1904—1907 годах в пустыню, отрезав доступ к питьевой воде и пище. Тех, кто пытался приблизиться к источникам воды расстреливали – даже женщин и детей.
• Истребление и депортация христиан в Османской империи в 1915—1923 годах
• Систематическае, индустриализованное истребление евреев (Холокост), цыган и др. групп, нацистской Германией во время Второй мировой войны, принудительная стерелизация и т. п.
• Изьятие у коренных племён Австралии детей, чтобы воспитать их в белых семьях.

Раб из Северной Америки 1860 -ые
Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

• Трудовые права (право на труд и свободу труда);
• Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
• Право на социальное обеспечение;
• Право на жилище;
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
• Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.
Экономические
• Свобода труда;
• Свобода промышленности и торговли;
• Свобода приобретения собственности и распоряжения ею;
• Право наследования;
• Право на владение, пользование и распоряжение землёй.
• Культурные
• Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:
• Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;
• Право на образование;
• Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
• Свобода преподавания.
Экологические
Право на благоприятную окружающую среду;
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.5


Со временем власть смягчилась, СССР распался. И страна, кажется, встала на путь к свободе и человечности. Но каков результат на сегоднешний день?

Основными причинами изменения категории для России стали:

Екатерина. Вы проделали гигантскую работу.
У меня есть 2 замечания
Человек, не сдерживаемый культурными запретами оказывается более жестоким, чем хищник. Это заметил еще Дарвин. Это можно объяснить наличием разума подсказывающего, что врагов нужно уничтожать и запугивать, чтобы они не мешали творить то что человек задумал. Это есть оборотная сторона разумности. Разумности не обузданной законами. Хищник просто нападает, душит добычу, чтоб утолить голод.
Жестокости тут нет вообще.

Второе замечание.
Когда появляются первые намеки на права человека это значит, что с траектории биологической эволюции человек вступил на траекторию культурной или социальной эволюции. На этой траектории человек должен делать то, что в биологической эволюции выполняет естественный отбор. Человек сам себя селекционирует. Если отключит разум то скатится на траекторию биологической эволюции, где нет никаких прав ни у кого. Ты умный, если сумел адаптироваться и выжить. Спорить с этим бесполезно. Этим человек и отличается от других живых существ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Несомненной заслугой А.Н. Радищева было развитие теории разделения и равновесия властей.

Центральное место в творчестве русского юриста и философа П.И. Новгородцева занимает защита естественно-правовых идей свободы и прав личности. Согласно его философии, человечество всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Де­лая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, Новгородцев обосновывает идею свободного социаль­ного развития.

Философ Н.А. Бердяев в своем учении о свободе отличает лич­ность от индивида. Индивид — категория натуралистическая, биоло­гическая, социологическая, а личность — категория духовная.

Тем не менее в дореволюционной России была и другая часть мыслителей, относившаяся к консерватив­ному направлению (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев и др.). Они под­вергли критике идеи западноевропейского и отечественного либера­лизма, резко выступали против равенства сословий перед законом, а лучшей формой правления в России, по их мнению, яв­ляется абсолютная монархия.

1 См.: Радищев А.Н. Опыт о законодательстве // Радищев С.Я. Избранные фило­софские и общественно-политические произведения. С. 557.

Читайте также: