Практическое знание это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Житейское познание . Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание . Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание . Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Обыденно-практическое познание - информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Познание ради социальных благ.Известно, что наука присуща не всем человеческим этносам. Сотни народов до сих пор живут вне науки, ограничиваясь некоторыми формами мировоззрения и практики. Последняя представляет собой сугубо человеческий способ жизнедеятельности. Речь идет о социальной активности, предметом которой выступают природа, человек, общественные отношения. Инструментами преобразования являются технические устройства, социальные организации (семья, государство, профсоюзы и т.п.) и знание. Вот почему особое познание есть обязательный компонент практической деятельности. Его функции состоят в определении целей, в формировании методов как средств их достижения, в оценке конечных продуктов. Цель может быть представлена проектом, и в союзе с методом это дает программу.

Наука как один из типов человеческого познания. Но даже на этом фоне особой вершиной выделяется человек как homo sapiens, наше происхождение не совсем ясно, но ученые отдают предпочтение гипотезе выхода древних людей из некоторой группы обезьян. Ключевую роль здесь сыграли самые первые элементы социальной культуры – общинная организация, словесный язык, моральные запреты, изготовление искусственных орудий труда. Человек стал единственным представителем жизни, соединившим силы природы с прогрессом культуры.




Наука как четвертый тип познания. На определенном этапе истории сложились развитые цивилизации Египта, Вавилона, Индии и Китая. Их отличительными чертами стали: развитое поливное земледелие, становление городов, рост ремесел, использование рабского труда. Цивилизации принесли с собой резко возросший в сложности уровень практики. Рабство и другие формы подневольного труда дали большие объемы материальных благ, которые требовали не только расчета и учета, но и должной организации производства. Земледелие в Египте вокруг Нила каждый год нуждалось в новой разметке полей, что породило измерительную геометрию. Религиозный культ многобожия породил свои сложности, связанные с наблюдением неба, гадательной практикой символического характера (китайские гексаграммы), построением огромных культовых сооружений (храмов, египетских пирамид), мумифицированием и т.п.



Научная интеграция и ее формы.Дифференциация в науке дополняется своей противоположностью – интеграцией. Ее объективной основой является единство природы и жизни человека. Сквозной и стратегической тенденцией интеграции выступают установление междисциплинарных связей. Эта линия реализуется по следующим направлениям: 1) сложные и комплексные проблемы; 2) единые и сквозные методы и методология; 3) интегративные результатные формы научного знания.

Философия объединяет науку.Трудно переоценить то влияние на теоретические методы науки, которое имеет философия. Атомизм, детерминизм, идея взаимосвязи необходимости и случайности, ряд других концепций определили магистральные пути изучения природы. Примечательно то, что многие философы-классики были одновременно и великими естествоиспытателями: Пифагор, Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, В. И. Вернадский и многие другие. Интегрирующая роль философии представлена и методологическим анализом. Многие элементы научных методов скрываются за завесой бессознательного и их выявлением как раз и занимаются философы-методологи. Осуществляя рефлексию, они логикой анализа вынуждены налаживать деятельностные связи между отдельными дисциплинами.

Современная наука представлена общенаучными направлениями – математикой, информатикой, синергетикой и глобальным эволюционизмом. Эти образования демонстрируют универсальную широту идей и методов. Математика действует там, где имеют место упорядоченные структуры, безразличные к качественной специфике. За веществом и энергией начинают проступать контуры третьего мирового ресурса – информации, понимание ее роли может революционно изменить облик всей науки. Если в прошлом наука изучала только формы порядка, то нынче в виде синергетика она исследует возможности хаоса, который способен создавать новые структуры. Раньше лишь гуманитарные науки изучали развитие во времени, современное естествознание становится единой наукой об эволюции природы. Все эти направления придают наукам о природе сквозное единство.


С тем тезисом, что социальная практика породила науку, следует с некоторыми оговорками согласиться. Речь идет о союзе практики с философским критическим разумом, где последний доминирует. Когда наука конституировалась и обрела собственную основу, все внешние влияния стали для нее факторами развития: ускоряющими или тормозящими. Кроме того, практика и наука во многом не совпадают. У Хабермаса любой интерес указывает на практику, но это вовсе не так. Нужно различать интерес, ориентированный на благо (практика), и интерес, направленный на специализированные знания (наука). Преобразующее конструирование также следует разделить на материальное (практика) и на идеальное - познавательное (практическое, научное и т.д.). Тогда по этому критерию эксперимент тождествен научной практике, но научно-эмпирическое мышление оказывается за ее пределами.

Нельзя однозначно оценить влияние вненаучного практического опыта на науку. Многое здесь определяется характером активности исследователя. Если обыденные представления привлекаются без должной обработки научными методами, то на этом пути возможны негативные последствия. Здесь можно напомнить историческую ситуацию с Аристотелем, который некритически заимствовал повседневный опыт с движущимися телами в физику.

Практическое познание Научное познание
1 Знание ради блага 1 Знание ради знания.
2 Единство материального и идеального 2 Идеальность эмпирического и теоретического мышления
3 Неспециализированные эмпирические знания 3 Дисциплинарная специализация эмпирических и теоретических знаний
4 Приоритет некритичной веры над сомнением 4 Приоритет проблемного сомнения над верой
5 Несистематичность рецептурных методов 5 Систематичность теоретических нормативных и операциональных элементов метода
6 Приблизительные знания 6 Точность эмпирии и теории

Познание ради социальных благ.Известно, что наука присуща не всем человеческим этносам. Сотни народов до сих пор живут вне науки, ограничиваясь некоторыми формами мировоззрения и практики. Последняя представляет собой сугубо человеческий способ жизнедеятельности. Речь идет о социальной активности, предметом которой выступают природа, человек, общественные отношения. Инструментами преобразования являются технические устройства, социальные организации (семья, государство, профсоюзы и т.п.) и знание. Вот почему особое познание есть обязательный компонент практической деятельности. Его функции состоят в определении целей, в формировании методов как средств их достижения, в оценке конечных продуктов. Цель может быть представлена проектом, и в союзе с методом это дает программу.

Наука как один из типов человеческого познания. Но даже на этом фоне особой вершиной выделяется человек как homo sapiens, наше происхождение не совсем ясно, но ученые отдают предпочтение гипотезе выхода древних людей из некоторой группы обезьян. Ключевую роль здесь сыграли самые первые элементы социальной культуры – общинная организация, словесный язык, моральные запреты, изготовление искусственных орудий труда. Человек стал единственным представителем жизни, соединившим силы природы с прогрессом культуры.

Наука как четвертый тип познания. На определенном этапе истории сложились развитые цивилизации Египта, Вавилона, Индии и Китая. Их отличительными чертами стали: развитое поливное земледелие, становление городов, рост ремесел, использование рабского труда. Цивилизации принесли с собой резко возросший в сложности уровень практики. Рабство и другие формы подневольного труда дали большие объемы материальных благ, которые требовали не только расчета и учета, но и должной организации производства. Земледелие в Египте вокруг Нила каждый год нуждалось в новой разметке полей, что породило измерительную геометрию. Религиозный культ многобожия породил свои сложности, связанные с наблюдением неба, гадательной практикой символического характера (китайские гексаграммы), построением огромных культовых сооружений (храмов, египетских пирамид), мумифицированием и т.п.



Научная интеграция и ее формы.Дифференциация в науке дополняется своей противоположностью – интеграцией. Ее объективной основой является единство природы и жизни человека. Сквозной и стратегической тенденцией интеграции выступают установление междисциплинарных связей. Эта линия реализуется по следующим направлениям: 1) сложные и комплексные проблемы; 2) единые и сквозные методы и методология; 3) интегративные результатные формы научного знания.

Философия объединяет науку.Трудно переоценить то влияние на теоретические методы науки, которое имеет философия. Атомизм, детерминизм, идея взаимосвязи необходимости и случайности, ряд других концепций определили магистральные пути изучения природы. Примечательно то, что многие философы-классики были одновременно и великими естествоиспытателями: Пифагор, Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, В. И. Вернадский и многие другие. Интегрирующая роль философии представлена и методологическим анализом. Многие элементы научных методов скрываются за завесой бессознательного и их выявлением как раз и занимаются философы-методологи. Осуществляя рефлексию, они логикой анализа вынуждены налаживать деятельностные связи между отдельными дисциплинами.

Современная наука представлена общенаучными направлениями – математикой, информатикой, синергетикой и глобальным эволюционизмом. Эти образования демонстрируют универсальную широту идей и методов. Математика действует там, где имеют место упорядоченные структуры, безразличные к качественной специфике. За веществом и энергией начинают проступать контуры третьего мирового ресурса – информации, понимание ее роли может революционно изменить облик всей науки. Если в прошлом наука изучала только формы порядка, то нынче в виде синергетика она исследует возможности хаоса, который способен создавать новые структуры. Раньше лишь гуманитарные науки изучали развитие во времени, современное естествознание становится единой наукой об эволюции природы. Все эти направления придают наукам о природе сквозное единство.


С тем тезисом, что социальная практика породила науку, следует с некоторыми оговорками согласиться. Речь идет о союзе практики с философским критическим разумом, где последний доминирует. Когда наука конституировалась и обрела собственную основу, все внешние влияния стали для нее факторами развития: ускоряющими или тормозящими. Кроме того, практика и наука во многом не совпадают. У Хабермаса любой интерес указывает на практику, но это вовсе не так. Нужно различать интерес, ориентированный на благо (практика), и интерес, направленный на специализированные знания (наука). Преобразующее конструирование также следует разделить на материальное (практика) и на идеальное - познавательное (практическое, научное и т.д.). Тогда по этому критерию эксперимент тождествен научной практике, но научно-эмпирическое мышление оказывается за ее пределами.

Нельзя однозначно оценить влияние вненаучного практического опыта на науку. Многое здесь определяется характером активности исследователя. Если обыденные представления привлекаются без должной обработки научными методами, то на этом пути возможны негативные последствия. Здесь можно напомнить историческую ситуацию с Аристотелем, который некритически заимствовал повседневный опыт с движущимися телами в физику.


О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Ученый с микроскопом

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

  • Ощущения, т.е. отражения определенных свойств предметов материального мира и его явлений путем их воздействия на органы чувств. Данное воздействие позволяет людям ощущать различные свойства вещей, в частности, их форму, цвет, запах и т.д.
  • Восприятия, создающего на основе чувств целостные образы вещей, явлений и процессов. Восприятие помогает сформировать представление.
  • Представления — т.е. получаемый при помощи органов чувств обобщенный и наглядно сформированный образ определенной вещи, процесса либо явления, впоследствии сохраненный в человеческом сознании и воспроизводимый им уже без участия органов чувств.

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

  • Понятия, т.е. мысли, утверждающие общие и существенные характеристики вещей.
  • Суждения – мысли, утверждающие либо отрицающие что-либо о предмете.
  • Умозаключения, под которыми подразумеваются мысленные связи между несколькими суждениями с выведением из них уже принципиально нового суждения. Выводы бывают индуктивными (их получают методом развития частных суждений к общим), дедуктивными (здесь развитие мысли наоборот, идет от общего к частному) и полученными по аналогии.

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

  • Научным познанием называют научно обоснованное получение объективных знаний, отражающих законы, по которым развивается и функционирует окружающая реальность. Данная форма объединяет в себе описание, объяснение и предсказание различных процессов, наблюдаемых и отмечаемых исследователями по мере накопления знаний.
  • Суть обыденной формы сводится к получению знаний посредством наблюдения за каким-либо явлением. Получаемая информация представляет собой совокупность различных данных, не сводимых в единую систему. Целью подобной познавательной деятельности является применение полученных знаний на практике.
  • Художественным (или творческим) познанием называют способ отражения действительности с помощью художественной символики и образов.
  • Философская форма познавательной деятельности формируется вокруг стремления ученых найти разумные и логичные объяснения явлениям, происходящим в нашем мире, одновременно определив место человека в окружающей действительности.
  • Религиозную форму познания относят к самопознанию, с ее помощью индивид изучает религиозные моральные основы, а также познает Бога.
  • Мифологическое познание было характерно для первобытного общества, с его помощью люди могли объяснить непонятные им явления вмешательством высших сил.
  • Самопознанием называю процесс узнавания человеком самого себя, своих личных качеств, свойств и особенностей. К основным методам самопознания относят самоанализ, сравнительный анализ, проводимый индивидом при сравнении себя с окружающими, наблюдение человека за собой и собственным поведением и др.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

  • истинность и объективность полученных знаний;
  • получение информации сопровождается применением специальных методов, характерных для научной деятельности;
  • у исследователя есть возможности проверить добытые им знания;
  • исследование характеризуется высокой степенью теоретической обобщенности.

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

  • Научные наблюдения, т.е. организованную и целенаправленную работу по восприятию исследователем вещей и явлений с получением объективных сведений о них;
  • Эксперименты представляют собой исследования определенных явлений в специализированных, искусственно созданных для этого условиях. Они производятся для проверки уже выдвинутых гипотез и теорий либо для сбора данных, необходимых для начала научного поиска;
  • Анализ способствует мысленному либо реальному разложению конкретной вещи на образующие ее элементы для их детального изучения;
  • Синтез противоположен анализу, с его помощью ученые объединяют различные составные элементы определенного предмета для выявления связей между ними в составе целостной вещи;
  • Моделирование призвано воспроизвести характеристики конкретного предмета с помощью другого предмета, создаваемого специально для этой цели;
  • Метод аналогии заключается в выдвижении исследователем предположения о сходстве двух внешне разных вещей по причине сходства некоторых свойств и признаков данных вещей;
  • Абстрагирование основано на мысленном отвлечении от перечня свойств предмета для понимания сути одного, важнейшего для исследования свойства указанного предмета;
  • Формализация отображает результаты познавательного процесса с помощью формул, понятий и утверждений;
  • Идеализация призвана помочь исследователю мысленно создать не существующий в реальности, но необходимый для исследования абстрактный объект;
  • Математизация помогает выразить свойства изучаемого объекта числовым способом посредством использования разнообразных измерительных методов;
  • Дедукция позволяет ученым делать выводы, двигаясь от общего к частному;
  • Индукция, наоборот, основывается на выводах, сделанных от частного к общему.

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Читайте также: