Праксис и гнозис кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одним из ответвлений психологии и нейронауки является нейропсихология. Она изучает процессы взаимосвязи работы головного мозга с поведенческими характеристиками человека. Одним из таких процессов является гнозис.

Узнавание возникает на основании накопления определенного опыта и схоже по принципу образования с условными рефлексами. Далее происходит процесс закрепления в памяти.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Агнозия — расстройство, возникающее при нарушении каких-либо анализаторов, отвечающих за процесс узнавания.

Своевременное развитие гнозиса

На определенном этапе развития человечества между различными анализаторами стали проявляться ассоциативные связи, что и привело к появлению гнозиса. Ощущения, вырабатываем разными анализаторами, взаимодействуя, трансформировались в гностические навыки.

Степень важности того или иного вида гнозиса менялась в зависимости от ступени эволюционного развития общества. Для древнего человека основную роль играли вкусовой и обонятельный гнозис. С их помощью формировалось распознавание съедобной и несъедобной, ядовитой пищи.

По мере развития гнозиса, стала отпадать необходимость использования определенных ощущений, они заменились знаниями. Например: человек знает, что лимон — кислый фрукт, для подтверждения этого факта ему нет необходимости использовать вкусовые ощущения, они заменяются гностическими навыками.

Развитие различных видов гнозиса происходит на протяжении всей жизни человека. Некоторые навыки тесно связаны с процессом мышления, поэтому их своевременное формирование имеет большое значение для правильного физического и психического развития личности.

Несвоевременное развитие гнозиса может приводить к задержке речевого или психического развития, появлению различных расстройств, что влияет на качество жизни человека.

Гностическая деятельность является базовой для формирования навыков владения различного типа действиями.

​Праксис — совокупность предметных действий. Действия могут быть различными: от процесса одевания и до определённых профессиональных навыков.

Виды гнозиса

Виды гнозиса соответствуют рецепторам, которые имеются у человека. Каждый из типов узнавания имеет свои отличия и особенности:

  • зрительный;
  • слуховой;
  • вкусовой;
  • тактильный;
  • обонятельный.

Наиболее актуальными в современном мире выступают зрительный и слуховой гнозис.

Зрительный

Зрительный вид подразделяется на несколько типов.

1. Предметный. Играет важную роль в ориентации человека в окружающем мире. Помогает различать предметы. Он является начальным этапом формирования зрительного гнозиса.

В возрасте до двух лет у ребёнка начинается развитие узнавания предметов, посредством простых картинок и игрушек. Предлагаемые малышу изображения и игрушки должны максимально отражать оригинальный предмет. Знакомство происходит с предметным миром, далее добавляются характеризующие их признаки, которые помогают отличать их друг от друга.

2. Становление цветового гнозиса происходит поэтапно. Первыми ребёнок учится определять яркие цвета: красный, синий, зеленый. Затем — коричневый, белый, черный, оранжевый. Дети еще долгое время могут изображать предметы, используя отличные от реальных цвета. Это объясняется тем, что правильное восприятие формируется не сразу. Не стоит исправлять цветовое восприятие действительности ребёнком, оно может быть проявлением его определённого психологического состояния.

К семи годам усваиваются знания об оттенках спектра. Соответствие оттенка цвету является показателем развития мышления, зрелости зрительного гнозиса.

3. Лицевое распознавание занимает обособленное место среди других зрительных видов. Оно начинает проявляться с узнавания лица матери и других близких ребёнку людей. Далее обретаются навыки распознавания и запоминания других лиц.

4. Симультанный гнозис является важным показателем развития мышления. Он отвечает за умение видеть целое и детали, разделять основное и второстепенное.

Слуховой

Слуховой вид гностической деятельности проявляется в распознавании предмета по характеризующему его звуку.

Начальные его этапы формируются в детском возрасте, когда ребёнок со временем может узнавать ту или иную игрушку по ее звучанию.

Слуховой гнозис является деятельностью, поэтому правильное его формирование невозможно без его реализации. Большое значение для его развития имеют музыкальные занятия в саду, когда дети проговаривают, пропевают звуки.

Слуховой вид подразделяется на:

  1. Неречевой — идентификация шумов природы, уличных и музыкальных звуков.
  2. Речевой вид слуховой гностической деятельности является значимым для полноценной жизни человека. Он проявляется в усвоении и воспроизведении звуков речи.

Тактильный

Тактильный гнозис или стереогноз — способность определять предметы посредством прикосновений.

Узнавание материала на ощупь по его структуре, выявление формы предмета, болевые или тепловые ощущения — все это тактильный вид гностической деятельности.

Вкусовой

Вкусовая гностическая деятельность — способность определить по вкусовым признакам определенный вид продукта.

Обонятельный

Обонятельный гнозис — способность определять предмет, продукт, действие или явление по запаху.

Нарушения гнозиса

Гнозис

Нарушения гностических функций приводят к различным видам агнозий. Они подразделяются на агнозии внешнего пространства и агнозии внутреннего пространства.

К расстройствам внешнего пространства относятся:

1. Зрительная агнозия. При данном виде расстройства сохраняется острота зрения и цветоощущения.

  • Предметная — характеризуется невозможностью узнавать привычные предметы. Человек может описать их вид, форму или признаки. Однако, не способен назвать предметы. Данное заболевание диагностируется рисунками Попельрейтера. Они представляют собой перечеркнутые изображения или изображение предметов, наложенных друг на друга.
  • Агнозия на лица. Человек способен назвать и воспринимать отдельные части лица, само лицо, но не может обозначить, какому человеку принадлежит данное лицо. Такой вид расстройства встречается при болезни Альцгеймера.
  • При агнозии на цвета нарушается способность определять отдельные цвета или оттенки одного спектра. Характеризуется неспособностью человека назвать цвет определенного предмета.
  • Буквенная. Сохраняется способность писать буквы, но нарушена способность их назвать.
  • Цифровое расстройство восприятия заключается в невозможности назвать цифры.
  • Оптико-пространственнаяагнозия — нарушение ориентации в пространстве. Теряется способность верно оценить расстояние до объекта, определить право или лево. Нарушается топографическое ориентирование и умение рисовать объемные фигуры.
  • Симультантная агнозия или синдром Баллинта характеризуется нарушением возможности скомпоновать отдельные зрительные образы в общую картину.

2. При слуховой агнозии теряется возможность отличать предметы или действия по звуку. Примерами такого расстройства может быть неспособность опознать по лаю собаку, по звону — упавшую монету, по шуму — льющуюся из крана воду. Может нарушаться способность узнать мелодию или отличить мелодии друг от друга.

3. При тактильных нарушениях (сенситивная агнозия) человек теряет способность отличать признаки вещей посредством прикосновений: текстуру предмета, мягкость, шероховатость.

​Астереогноз — расстройство, подразумевающее потерю умения обозначать предмет на ощупь, без зрительного контакта. Иногда сопровождается невозможностью верно определить размеры предмета.

4. Обонятельная, вкусовая агнозии трактуются, как потеря вкусовых и обонятельных ощущений.

5. Соматоагнозия — расстройство восприятия внутреннего пространства.

Значение, роль коры больших полушарий головного мозга человека

В статье мы рассмотрим локализацию функций, участки, анализаторы, поля, участки, области зоны коры больших полушарий головного мозга человека (мужчины, женщины). Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, рефлексологи выделяют 4 основных положения, применительно к практической деятельности невропатолога, современного учения о локализации функций в коре головного мозга.

1. Очень сложная морфологическая и функциональная дифференциация коры больших полушарий головного мозга. Лобная доля больше отвечает за двигательные функции. Теменная, затылочная и височная зоны больше отвечают за чувствительные функции.

2. Динамичность и относительность локализаций функций коры головного мозга. Определенный участок коры головного мозга, обеспечивая какую-то одну функцию, в то же время в разнообразных сочетаниях с другими ее полями может участвовать в осуществлении различных корковых функций и образовывать новые кортикальные связи. Это имеет значение в процессах компенсации при таких состояниях, как поражение коры головного мозга, нарушение коры головного мозга, смерть или повреждение коры головного мозга, отмирание, незрелость коры головного мозга.

3. Формирование специальных корковых областей в процессе практической деятельности.

Функция творит центр

Локализация функций и симптомов

Проводя топическую диагностику рефлексотерапевт, невролог, невропатолог, микроневропатолог, детский невролог, взрослый невролог определяет не только локализацию поражения корковых центров, но и локализацию симптомов. Простые корковые функции связаны с проекционными пластинками коры (пятой и четвертой), имеющими непосредственную связь с периферией и являющимися корковыми отделами анализаторов. Сложные корковые функции связаны с ассоциативными слоями коры (вторым и третьим). Последние слои соединены горизонтальными волокнами с другими участками коры головного мозга в пределах одного полушария и не имеют прямого выхода на периферию. Большое значение в обеспечении сложных корковых функций имеют также комиссуральные связи между полушариями, проходящими через мозолистое тело.

Простые корковые функции обычно представлены в обоих полушариях головного мозга. Сложные корковые функции чаще имеют асимметричное представительство в правом или левом полушарии головного мозга. Итак, какие бывают поля, участки, области, типы коры головного мозга, отделы, анализаторы, части коры головного мозга?

Двигательная кора головного мозга, двигательные центры головного мозга, двигательные анализатор, моторный

Главным корковым отделом двигательного анализатора, его первичным полем, является предцентральная извилина, в верхних отделах которой находится проекционная область мышц стопы, голени, бедра, в средней части – туловища и руки, в нижней трети – лица. Двигательная иннервация построена по соматотопическому принципу. На этом уровне осуществляются тонкие дифференцированные движения. Кроме того, имеются дополнительные двигательные зоны – это вторичные поля двигательного анализатора и третичные поля двигательного анализатора. Дополнительные двигательные зоны обеспечивают сложные автоматизированные двигательные акты. Например, в парацентральной дольке находятся корковые центры тазовых органов. В задних отделах верхней лобной извилины находится переднее адверсивное поле. Заднее адверсивное поле располагается на границе верхней теменной дольки и затылочной области. Задние отделы средней лобной извилины отвечают за сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону. Задние отделы нижней лобной извилины осуществляет движения типа орального автоматизма – глотание, жевание, лизание.

Чувствительная кора головного мозга, чувствительные центры головного мозга, чувствительный анализатор

Главным корковым отделом поверхностных и глубоких видов чувствительности является постцентральная извилина, где также имеется соматотопическое представительство участков периферии, аналогичное вышеуказанному. К поверхностной чувствительности относятся температурная чувствительность, болевая чувствительность, тактильная чувствительность.

Стереогноз, стереогнозис

Сложные виды чувствительности локализованы в коре полушарий головного мозга на уровне верхней теменной дольки, где отсутствует соматотопика. К сложным видам чувствительности относятся стереогностическая чувствительность (стереогноз, стереогнозис), двумерно-пространственная чувствительность, чувство локализации и дискриминации. Зрительная проекционная зона (зрительная зона коры) занимает область шпорной борозды – внутренняя поверхность затылочной доли. Слуховая проекционная зона (слуховая зона коры) занимает центр верхней височной извилины и извилину Гешля. Вестибулярная проекционная зона находится рядом со слуховой. Обонятельная проекционная зона локализуется на внутренней поверхности височной доли, в извилине гиппокампа. Вкусовая проекционная зона находится рядом с последней, а также в области покрышки и островка Reili.

Теперь остановимся на локализации сложных корковых функций.

Обычно сложные корковые функции локализуются в левом полушарии головного мозга у правшей и в правом полушарии головного мозга у левшей.

Речевой анализатор, центр Вернике, центр Брока, функция речи - сенсорный центр

Функцию речи обеспечивает сенсорный центр (центр Вернике), который располагается в заднем отделе верхней височной извилины. При поражении центра Вернике наблюдается сенсорная афазия. Также функцию речи обеспечивает двигательный центр (центр Брока), который располагается в области задних отделов нижней лобной извилины. При поражении центра Брока наблюдается моторная афазия. При патологии на стыке височной и затылочной долей формируется амнестическая афазия и семантическая афазия. Речевые зоны коры головного мозга.

Лексический анализатор, центр лексии, функция чтения

Функции чтения обеспечивает лексический центр (центр лексии). Центр лексии располагается в угловой извилине.

Графический анализатор, центр графии, функция письма

Функции письма обеспечивает графический центр (центр графии). Центр графии располагается в заднем отделе средней лобной извилины.

Счетный анализатор, центр калькуляции, функция счета

Функции счета обеспечивает счетный центр (центр калькуляции). Центр калькуляции располагается на стыке теменно-затылочной области.

Праксис, праксический анализатор, центр праксиса

Гностический центр, центр гнозиса

В правом полушарии у правшей, в левом полушарии головного мозга у левшей представлены многие гностические функции. При поражении преимущественно правой теменной доли может возникать анозогнозия, аутопагнозия, конструктивная апраксия. С центром гнозиса также связаны музыкальный слух, ориентация в пространстве, центр смеха.

Память, мышление

Наиболее сложные корковые функции – это память и мышление. Эти функции не имеют четкой локализации.

Память, функция памяти

В реализации функции памяти участвуют различные участки. Лобные доли обеспечивают активную целенаправленную мнестическую деятельность. Задние гностические отделы коры связаны с частными формами памяти - зрительной, слуховой, тактильно-кинестической. Речевые зоны коры осуществляют процесс кодирования поступающей информации в словесные логико-грамматические системы и словесные системы. Медиобазальные отделы височной доли, в частности гиппокамп, переводят текущие впечатления в долговременную память. Ретикулярная формация обеспечивает оптимальный тонус коры, заряжая ее энергией.

Мышление, функция мышления

Функция мышления – это результат интегративной деятельности всего головного мозга, особенно лобных долей, которые участвуют в организации целенаправленной сознательной деятельности человека, мужчины, женщины. Происходят программирование, регуляция и контроль. При этом у правшей левое полушарие является основой преимущественно абстрактного словесного мышления, а правое полушарие связано главным образом с конкретным образным мышлением.

Развитие корковых функций начинается с первых месяцев жизни ребенка, достигает своего совершенства к 20 годам.

Зоны коры головного мозга

В последующих статьях мы остановимся на актуальных вопросах неврологии: зоны коры головного мозга, зоны больших полушарий, зрительная, зона коры, слуховая зона коры, моторные двигательные и чувствительные сенсорные зоны, ассоциативные, проекционные зоны, моторные и функциональные зоны, речевые зоны, первичные зоны коры головного мозга, ассоциативные, функциональные зоны, фронтальная кора, соматосенсорная зона, опухоль коры, отсутствие коры, локализация высших психических функций, проблема локализации, мозговая локализация, концепция динамической локализации функций, методы исследования, диагностики.

Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Глава 5. Праксис

5.1. Понятие праксиса и его неречевые виды

Гностические функции, в свою очередь, служат базисными для овладения связанными с ними действиями, т.е. различными видами праксиса. Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим.

Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом К Вернике, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.

Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.

А.Р. Лурия, основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса — кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.

Выделяется два вида диспраксии – афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая). Афферентная – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.

Три вида праксиса

Перед началом коррекционной работы важно знать, что существует три вида праксиса: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Всегда развитие малыша начинается с тела.

Далее развиваем мелкую моторику рук. Это и зрительно-пространственная координация: глаз-рука. Сможет ли малыш пальчиками правильно просунуть предметы в узкое или круглое отверстие, выложить по образцу квадрат из счетных палочек, перебрать фасоль, вдеть шнурок в отверстие. Не умеет – учим.

Этапы коррекции диспраксии

В коррекционной работе важно соблюдать все этапы и не перескакивать на следующий, пока не пройден предыдущий. Если нарушена слоговая структура слова, не надо начинать работать над звукопроизношением. Можно совмещать работу над тремя видами праксиса. Например, развивая общую моторику, можно подключить работу с пальчиками рук и проговариванием тех слогов, которые доступны ребенку.

В работе все начинается с тела. Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса. В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств. Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса. В это понятие входит способность ребенка двигаться и управлять собственным телом. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги. Чтобы ребенок научился чувствовать свое тело, можно дотронуться до его носа, щеки, губ и других частей тела. С закрытыми глазами он должен показать, до какой части дотронулись. Часто у неловких детей нарушено поведение, потому что они не чувствуют тело.

Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз и т.п. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом.

Когда ребенок научится владеть телом, он должен учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставляем нитку в игрушечную иголку, кидаем мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. Выполняем команды: шаг вперед, назад, вправо, влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя. Потом учимся расставлять предметы относительно друг друга. Мышка перед кошкой, справа от куклы, за собачкой и т.д. Учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).

При развитии пространственно-временных отношений на этом этапе сюда входит моторное планирование – определение последовательности не только предметов относительно друг друга, но и последовательности действий. Что сначала, а что потом. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию и только потом выполнить. Камешки можно заменить любыми предметами: игрушками, мячами, ложками, вилками. Даже во время одевания можно дать такую инструкцию: надень сначала куртку, а потом шапку. Постепенно усложняем инструкцию до трехступенчатой. При выполнении этих действий нейронные связи в коре головного мозга начинают меняться.

Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Такой захват должен быть сформирован к 1,5- 2 годам. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Развитие мелкой моторики рук необходимо любому ребенку еще и для того, чтобы начать писать в 1-ом классе. Если пальцы слабые – писать будет медленно и коряво. Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, кидаем мяч, метаем дротики, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев). Нажимаем на пластилин указательным пальцем, выдавливаем зубную пасту, голову черепахи из сенсорной игрушки. Учимся держать карандаш: раскрашивание, обводка, штриховка, пишем крючочки, палочки.

Важно также развивать зрительно-пространственную координацию: глаз-рука. Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. Далее в рамках развития временно-пространственных отношений переходим работать на плоскости (листе бумаги). Нарисуй круг справа от квадрата, треугольник под кругом и т.п. Такая ориентировка важна не только в плане развития устной речи, но и развития письма. Так как буквы начинаем писать с начала строки, в определенной последовательности в слове, не выходя за границы строки.

Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово.

Соблюдая четкую последовательность в работе, можно добиться отличных результатов.

Читайте также: