Диалектика в античности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ниже приводятся выдержки из работы И.Н. Мочаловой "Диалектика в античной философской традиции : от софистов до неоплатоников

( я про себя называю эту работу "Биография диалектики"- очень понятно и со знанием вопроса написана работа). (Полный текст Работы)

Диалектика в античной философской традиции:

от софистов до неоплатоников (выдержки)

Диалектика для Сократа:


Если для софистов словесное искусство – мастерство, профессионализм владения которым во многом определяет социальный статус человека, то для их современника Сократа искусная беседа становится формой жизни, формой, вне которой она теряет свой смысл. Даже смерть понимается Сократом как возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами, героями. Новый ценностный статус диалога придает и новое содержание диалектике. Сократ понимает ее не только как особую разговорную практику, но и как особый метод постижения истины и условие нравственного совершенства, ибо знание добродетели и бытие добродетельным тождественны.

Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.) б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Важнейшая задача диалектики как логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д., т.е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.

Путь восхождения к безусловному Платон называет диалектикой, искусством философствования. Диалектику восходящую – от чувственного к идеальному – дополняет нисходящая диалектика – от высшей идеи через разделение к уточнению детальной картины иерархической структуры идеального мира.

Платоновское различение чувственного и умопостигаемого планов бытия преодолевало антитезу Гераклита и Парменида. Элеаты также полагали неизменным лишь умопостигаемое, но и них возникали две проблемы: как возможно существование многого и как существует небытие.

Категории диалектики - это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики.

Античную диалектику называли наивной и стихийной, так как уже говорилось ранее она опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения.

По замечанию Гегеля, "внешняя, пустая диалектика", не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а "гибкость понятий" (т.е. их "текучесть", изменяемость) применяется чисто субъективистски, а не объективно. Античную диалектику называют "субъективистская диалектика".

ДИАЛЕКТИКА учение о взаимной связи, взаимной обусловленности всех явлений. Проблемы этой диалектики поднимаются в учении Гераклита из Эфеса. Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: “все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга. Согласно его воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”, т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем. Диалектика Гераклитаучитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменную природу.2)Диалектика –искусство ведения диалога, ведения спора. В процессе диалога достигается истина.Диалектика у Сократа – это искусство ведения беседы, как искусство достижения истины посредством выявления противоречивых истин у собеседника. Сократ вывел конструктивный метод диалога, 4 приема:1)Ирония (направляет на анализ суждения) 2)Майевтика – искусство точно и своевременно задавать вопросы 3) Индукция-искусство наведения(рассмотрение точек зрения и выбор наиболее предпочтительной) 4)Определения (о понятия, в котором отражена суть предмета) Тезис: чтобы определит понятие необходимо определить его сущность. Платон: Диалектика Платона - вслед за диалектикой Сократа – имеет основным своим предметом понятия. Платон показал диалектику перехода противоположных понятий друг в друга, строго соблюдая при этом логический принцип противоречия. В этом отношении он подготовил логическое учение Аристотеля.Аристотель: В основном, Аристотель разрабатывал диалектику как учение о вероятностном знании и отчасти как метод научного мышления вообще. Диалектика должна выявлять противоречия в познании, чтобы преодолеть их и прийти к безусловному знанию в аподейктике, где действует уже силлогический способ достижения истины. В диалектику эту входит установление некоторых общих положений, так называемых общих мест – topoi, т.е. общих логических приемов научного исследования, при помощи которых диалектик решает альтернативу, возникающую в споре или в собственном размышлении. Задача аристотелевской диалектики: найти способ составлять на всякую предложенную тему силлогизм из правдоподобных знаний.

Особенности античной диалектики:1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией, она опирается на созерцание, на непосредственный опыт. 2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к высшему (или “золотой век” позади, или круговорот).

Вопрос№7 Философия Элейской школы. Апории Зенона.

У Парменида, его ученика Зенона, а позднее – у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной философии.

И так, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Вопрос№8 Философия софистов

Библиографическое описание:
Мочалова И.Н. ДИАЛЕКТИКА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 319-326.

ДИАЛЕКТИКА (ἡ διαλεκτικὴ sc. τέχνη, от глаг. διαλέγομαι – разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контек­стах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии.

Древняя Академия. Высокая оценка Платона и востребованность диа­лектического искусства сделали диалектику одним из основных предметов обучения в Академии. Учениками Платона была разработана система обу­чения, включавшая изучение диалогов-образцов, составление собственных речей, содержащих доказательства как тезиса, так и антитезиса, и диало­гов, воспроизводящих в редуцированной форме характер бесед, состоящих из аргументов за и против. Кроме того, ученики принимали участие в т. н. сократических играх, когда под руководством учителей они должны были отстаивать предложенный тезис, раскрывать слабость аргументации про­тивника, приводя его к противоречию. Целью этих упражнений была по­беда, а не поиск истины, что делало академическую диалектику во мно­гом схожей с софистической практикой и вызывало недовольство Платона (Resp. 535d).

Т. обр., стоическая диалектика представляет собой, с одной стороны, истинный метод, определяющий принципы и границы познания, критерий истинного и ложного знания, а с другой – само истинное знание, владеть ко­торым может только мудрец, по мнению стоиков и являющийся истинным диалектиком (SVF II 124; ср.: II 130).

Высокая оценка диалектики Платоном и стоиками, тщательная ее разра­ботка Аристотелем и стоиками определят место диалектики в средневеко­вой культуре: войдя в число семи свободных искусств (тривиум или квадри­виум), диалектика на века сохранит одно из значимых мест как в структуре философского знания, так и в образовательной практике.

  • SichirolloL. ΔΙΑΛΕΓΕΣΘΑΙ. Dialektik von Homer bis Aristoteles. Hildesheim, 1966;
  • KerferdG.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1981;
  • Berti E. Gorgia e la dialettica antica, – Sei lezioni sulla sofi sti­ca. A cura di C. Natali. Roma, 1992, p. 11–26;
  • Dimostratione, argomentazione dialettica e ar­gomentazione retorica nel pensiero antico. Ed. A.M. Battegazzore. Genoa, 1993;
  • История античной диалектики. М., 1972;
  • Богомолов А. С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982;
  • Савельев А.Л. Учение древних диалектиков о видах и частях речи, – Академия. Вып. 5. СПб., 2003, с. 73–109.

Dialectic after Plato and Aristotle. Ed. by T. Bénatouïl and K. Ierodiakonou. New York, 2018.

Содержание

История развития понятия

Диалектика в Античности

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Диалектика в традиционной китайской философии

Диалектика в Средние века

В немецкой классической философии

Диалектика марксизма

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Именно поэтому следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи.

Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля: [2]

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Диалектика в советской и российской философии

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика, и к попыткам неортодоксального ее развития относились с подозрением [источник не указан 83 дня] . После распада СССР диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие.

Диалектика сегодня

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Так, в синергетике подробно разработаны закономерности перехода от количественных изменений к качественным.

Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма

Шопенгауэр

Гегелевскую диалектику и философию активно критиковал его современник Артур Шопенгауэр, знавший Гегеля лично: [3]

Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее. Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения.

Поппер

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими [5] . Но главное, что, правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними [6] . Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

Читайте также: