Познавательная активность субъекта кант кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кант Иммануил (1724-1804) - нем. философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

• "Критика чистого разума"; теоретический, мышление, дает науку

• "Критика практического разума"; нравственный закон, априори человек свободен

• "Критика способности суждения".

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритическогопериода были проблемыбытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

В основе философских исследований Канта критическогопериода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .) лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями (когда разум приходит к своим границам) (Антино́мия (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование).

1. Мир конечен — мир бесконечен.

2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.

3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.

4. Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Ноумен-вещь в себе, феномен-вещь для нас!

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности; восприятие представление

• формы рассудка; априорные, категории

• формы разума, априорные, идеи

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872).
Несмотря на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов.

Содержание

1. Основные принципы немецкой классической философии.……….…………..2
2. Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума………………………………………………………………2
3. Система и метод философии Гегеля…………………………………………….5

Работа состоит из 1 файл

Философия.doc

1. Основные принципы немецкой классической философии.……….…………..2

2. Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума……………………………………………………………… 2

3. Система и метод философии Гегеля…………………………………………….5

1. Основные принципы немецкой классической философии

Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872).

Несмотря на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов.

Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.

Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.

Все эти принципы развивались на идеалистической основе. Впервые выступил против таких основ немецкой философии Л. Фейербах.

2. Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума

В критический период с позиций дуализма (дуализм, от лат. dualis двойственный, - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи) он исследует специфику познавательных способностей субъекта, законы деятельности разума и его границы.

Впервые в философии Кант ставит вопрос о том, что не познаваемый объект, о познающий субъект является главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания. Процесс познания у Канта строится на дуалистическом расчленении действительности на два мира - мира материальных вещей и мира человеческого сознания, неспособного познать этот объективный мир.

Нашей чувственности присущи априорные формы познания - это пространство и время. Пространство - априорная форма внешнего созерцания, а время - априорная форма внутреннего созерцания.

Рассудку присущи такие априорные формы мышления, как понятия и суждения, а разуму - априорные умозаключения, доходящие до идей о безусловном.

Кант утверждает, что ни чувственное созерцание, ни понятия рассудка не дают научного знания, поскольку ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Научное знание есть синтез чувственности и рассудка. Поэтому вопрос состоит в том, как осуществить этот синтез и как обосновать всеобщность и необходимость научного знания. Условием синтеза многообразия чувственного созерцания с рассудочными формами, которыми' охватывается это содержание, является единство человеческого сознания, которое тоже априорно. Другим связующим звеном между рассудком и чувственностью становится воображение.

Высшей познавательной способностью человека, по Канту, является разум, руководящий деятельностью рассудка и способный порождать идеи, т.е. понятия о безусловной целостности и единстве обусловленных явлений (понятия о душе, мире, о Боге).

Кантовские идеи - это не сверхчувственные сущности, это представление о цели, к которой стремится наше сознание. Разум побуждает рассудок стремиться к абсолютному знанию, но эта цель оказывается недостижимой.

Оценив антиномии как иллюзии внеопытного применения разума, Кант устанавливает границы знания и открывает место вере. Но, утверждая, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, он выступает против вмешательства религии в дела науки. Однако он говорит, что вера в Бога необходима, так как без нее нельзя примирить требования нравственного сознания с царящим в жизни людей злом.

3. Система и метод философии Гегеля

Философия Гегеля - это высший этап развития идеалистической философии второй половины XVIII и начала XIX в.в. Учение Гегеля относится к объективному идеализму, сам философ называл его абсолютным идеализмом. Основой всего существующего Гегель считал движение понятий - развитие абсолютной идеи, т.е. абстрактную, оторванную от человека мысль.

Материальные процессы, развиваясь, приводят к появлению жизни, человека и человеческого общества. С появлением человека абсолютная идея прорывает чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания и мышления людей. На этой стадии абсолютная идея выступает в форме абсолютного духа, который представляет собой обогащенную в ходе своего саморазвития абсолютную идею.

Ступень абсолютного духа выступает в трех формах: в форме субъективного духа - индивидуального сознания, в форме объективного духа, т.е. общества, и в форме абсолютного духа, т.е. таких форм общественного сознания, как искусство, религия, философия.

Заканчивается история философии Гегеля тем, что свое учение он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Таким образом, им самим провозглашенный принцип развития вступает в противоречие с его замкнутой системой.

Гегель, как и все мыслители до него, под философской системой понимал достижение полного, абсолютного исчерпывающего знания. В угоду этой традиции Гегель объявляет свою философскую систему венцом • развития абсолютной идеи. В практической области абсолютный дух, по Гегелю, олицетворяет прусская монархия, на которой и заканчивается развитие общества.

Центральное место в философской системе Гегеля занимает логика -учение о саморазвитии понятий, образующих основу всего существующего. Такая трактовка процесса развития мира имеет свои гносеологические корни, лежащие в процессе самого познания (напомним, что гносеология - это учение о познании мира человеком).

Философия Гегеля дает описание реального процесса производства и накопления знаний, описания положения вещей, на почве которого действует профессиональный теоретик, узкий специалист в сфере духовного производства. В этой философии предстает иллюзорное отражение деятельности чистого теоретика, его труда в обществе. Знание, которое он получает в процессе образования, дается ему в форме понятий, т.е. в форме словесно-знакового выражения. И понятия являются для теоретика и исходным, и конечным пунктом его специфической деятельности, целью этой деятельности. Теоретик не исследует вопрос о природе понятий, причине их возникновения и развития, а при таком подходе объективно-идеалистическая трактовка мира становится неизбежной.

Заслуга Гегеля состоит в разработке диалектики и во всесторонней критике метафизического метода мышления (как уже отмечалось, диалектика - это учение о развитии; противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики).

Философия Гегеля - это идеалистическая диалектика, представляющая собой совокупность логических законов и категорий. Он обосновывает принцип всеобщности и необходимости развития, осуществляющегося путем выявления и преодоления внутренних противоречий, взаимопревращения противоположностей. Гегель учил, что переход количества в качество осуществляется скачкообразно, что развитие идет через отрицание старого новым. Согласно гегелевскому диалектическому методу, основу саморазвития, самодвижения составляет внутреннее противоречие, которое существует объективно в абсолютной идее и является формой ее движения. Гегель утверждал, что противоречие движет миром и является основой его жизненности.

До Гегеля было широко распространено мнение, что все процессы мира протекают постепенно, без прерывов постепенности. Гегель отверг эту метафизическую концепцию и обосновал положение, что на основе постепенных количественных изменений через прерыв постепенности (скачок) старое качество превращается в новое.

Характеризуя форму самодвижения понятий, Гегель сформулировал положение о диалектическом отрицании, развитии через отрицание отрицания. Каждое положение - тезис порождает свое отрицание -антитезис, результатом которого является синтез, удерживающий и сохраняющий в себе некоторые черты отрицаемого старого.

Отсюда Гегель сделал вывод о том, что движение идет от низших форм к высшим, т.е. поступательно, но в этом поступательном движении имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе.

Однако Гегель непоследователен в проведении своих диалектических принципов.

Диалектический метод исходит из всеобщности и необходимости развития во всех сферах, а его философская система требует оборвать развитие с достижением абсолютной идеей высшей стадии развития.

Диалектический метод Гегеля основан на всеобщности противоречий, а система же, обрывая развитие, требует установления непротиворечивого абсолютно истинного состояния.

Диалектический метод предполагает преобразование существующей действительности, а система, напротив, ее оправдывает. Из-за своей противоречивости философия Гегеля давала простор для различных политических выводов.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Философия.doc

Активность субъекта познания.

Кант впервые в истории философии обосновал мысль о том, что предметом познания, науки является не предмет, существующий сам по себе ("вещь в себе"), а опыт, совокупность чувственных представлений, которые, по существу, обусловлены активностью субъекта. Другими словами, действительным предметом научно-теоретического познания является такой предмет (совокупность опыта), возможность и действительность которого с самого начала обусловлены априорными формами созерцания - пространством и временем - и априорными формами рассудка, т.е. логическими категориями.

Эта мысль Канта внесла действительно новое в рассмотрение проблемы знания, т.е. теперь стало ясно, что за пределом субъекта существует действительность сама по себе, а все, с чем имеет дело человек, его познание, не существует вне субъекта и его активности. По мнению мыслителя, преимуществом математики и естествознания по сравнению с философией является то, что они каким-то образом это поняли раньше.

Антиномии чистого разума.

Для проверки нашей способности мыслить Кант создает антиномии – одинаково доказуемые (или недоказуемые) противоположные утверждения. Диалектические антиномии пронизывают произведение Канта. Рядом с положением вырастает контрположение, своеобразный антитезис, без которого тезис не полон, ошибочен.

  1. Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве – мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен во времени и пространстве.
  2. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено их простого - хотя бы атомы Демокрита – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.
  3. Причинность, согласно законам природы, есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допустить свободную причинность, ничем не обусловленную волю и свободу человека, его свободный выбор между добром и злом – не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы.
  4. Есть бог или нет его? Бог принадлежит миру или как часть его или как причина, безусловно, необходимое существо – нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира как его причины.

Подобным же способом И.Кант доказывает и внеопытный характер других антиномий и тем самым снимает сам вопрос, в них сформулированный.

Вывод, который делает И.Кант из вышесказанного, однозначен: поскольку идеи чистого разума есть только идеи и не более того, так как эти идеи не имеют аналога в опыте, не могут быть исследованы средствами опыта и поэтому их истинность или ложность не может быть доказана теоретическим путем.

Ни один из этих тезисов, по Канту, нельзя ни отвергнуть, ни доказать окончательно. Отсюда Кант приходит к выводу, что вещь в себе остается непознаваемой. Стремясь схватить мир, как целое, раскрыть его сущность, разум с необходимостью наталкивается на противоречие. Противоречие – неизбежный момент мышления.

Принято считать 1 , что творчество Канта делится на 2 периода. В основу этого деления положено понимание самим Кантом задач философии.

Первый период – заканчивается началом 70-х гг.

Этот период связан в основном с изучением естественно-научных проблем.

В этот период Кант убеждён в способности человеческого ума познать скрытую сущность мира. В этот период Канта больше интересует мир, чем человек.

Второй период – критический (с нач. 70-х гг.)

Предпосылки теории познания Канта:

1. диалог сенсуализма и рационализма, который длился в философии на протяжении двух веков (XVII – XVIII)

2. философия французского Просвещения

3. философия Дэвида Юма

4. Возможна аналогия между Кантом и Коперником 2 .

Основная проблема и главные понятия теории познания Канта

Согласно Юму, научные суждения (утверждения и отрицания) в сущности ничем не отличаются от эмпирических обобщений.

Согласно Канту, достоверность научного знания заключается в его логической необходимости и всеобщности. Однако знания, опирающиеся на эмпирическую индукцию, не могут обладать необходимым и всеобщим характером.

Для того чтобы ввести логику анализа данной проблемы, Кант все возможные суждения делит на 2 большие группы, и в каждой группе оказывается пара суждений:

1) суждения априорные и противоположные им – апостериорные.

2) суждения аналитические (это тавтологии, не дающие нового знания, приращения знания. Например: треугольник имеет 3 угла) и противоположные им – суждения синтетические, которые дают приращение знания. Приращение знания в таких суждениях происходит за счёт того, что к субъекту присоединяется предикат.

Научное знание тем и ценно, что оно состоит из особых суждений, а именно из априорных синтетических суждений.

Априорное суждение – это суждение, в котором связь субъекта и предиката отвечает двум признакам:

1. эта связь носит необходимый и всеобщий характер

2. эта связь не образуется на основе наблюдения, а мыслится как бы из самого разума.

ש во-первых, в математике,

ש во-вторых, в теоретическом естествознании и

ש кроме того, следует прояснить статус метафизики, т.е. выяснить, является ли

Кант провозгласил неразрывную взаимосвязь, с одной стороны – чувственного и содержательного, а с другой стороны – рационального и формального начал в научном познании.

Научное познание представляет собой, по Канту, синтез

v содержания, исходными элементами которого являются, в конечном счёте,

данные чувств, и

v формы, которая априорна, т.е. существует до и независимо от опыта.

Понятие опыта у Канта используется в следующих смыслах:

1) в широком смысле

Опытное знание – это всё научное знание. В этом смысле границы возможного опыта – это границы возможностей самой науки.

2) Опыт – это знания, базирующиеся, в конечном счёте, на чувственных данных. Опыт – это содержательное знание.

Априорные формы. По Канту, познание начинается с ощущений, но далеко не всё знание напрямую выводится из ощущений. Существует знание, которое порождается нашей познавательной способностью как таковой (такое знание и представляет собой априорные формы). Такое знание – это, например, знание пространства и времени как таковых.

По Канту, именно априорные формы придают знанию необходимый и всеобщий характер, но при этом они не превращают наши знания в отражение вещей как они существуют сами по себе.

Под феноменом понимается вся познаваемая действительность, мир явлений, который, по Канту, конструируется самим субъектом познания путём синтеза априорных форм и материала познания, в конечном счёте, доставляемого ощущениями. Феномен конструируется не эмпирическим субъектом*, а особым субъектом – всеобщим субъектом, или, по выражению Канта, трансцендентальным субъектом.

1. вещь в себе – это внешний непознаваемый источник наших ощущений

2. вещь в себе – это любой недоступный опыту объект (например, Бог)

Каждому из видов познания, согласно Канту, соответствует особая познавательная способность человека:

v математическое познание, математика базируется на чувственности, т.е. на способности

созерцания (в данном случае способность созерцания – это способность наглядно представлять себе вещь как целое)

v теоретическое естествознание базируется на другой познавательной способности –

v метафизика основывается на разуме.

1. трансцендентальная эстетика – это учение о чувственности. Здесь основной вопрос: как возможна математика в качестве науки.

2. трансцендентальная аналитика – это учение о рассудке. Основной вопрос: как возможно естествознание в смысле науки.

3. трансцендентальная диалектика – это учение о разуме. Основной вопрос: возможна ли метафизика в качестве науки.

Кант использует 2 понятия:

опыта и не имеющий к этому опыту никакого отношения.

процессе формирования опыта (это значит: составляющий необходимое априорное условие всякого возможного опыта).

Кант среди априорных форм* выделяет:

1. априорные формы чувственности (чувственного созерцания)

2. априорные формы рассудка.

Эти формы принадлежат трансцендентальному субъекту; они ответственны за организацию опытного знания; благодаря априорным формам являющийся нам мир предстаёт в качестве целого, пронизанного закономерностями (упорядоченного целого).

Учение Канта о познавательных способностях

Чувственность

Необходимой эмпирической основой познания являются ощущения, возникающие в результате воздействия вещей в себе на нашу способность к восприятию.

Случайные и разнородные ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности, а именно пространства и времени.

Пространство как особого рода чистое созерцания систематизирует внешние ощущения; а время как особого рода чистое созерцание систематизирует, упорядочивает внутренние ощущения.

Согласно Канту, представления о длительности и протяжённости есть условия возможности вообще любых явлений. Например: чтобы воспринимать нечто одно после другого, нам нужно изначально, до всякого конкретного восприятия иметь чистое представление о длительности как таковой.

Вещь в себе не имеет ни пространственных, ни временных характеристик, а мир в качестве феномена с неизбежностью существует в пространстве и во времени.

Пространство и время делают необходимыми и всеобщими истины математики. В рамках математики Кант выделял арифметику и геометрию. Геометрия, по Канту, базируется на пространстве как априорной форме внешнего чувства, арифметика – на времени как априорной форме внутреннего чувства.

Рассудок – это способность обобщать содержания чувственных созерцаний (наглядных представлений) посредством категорий.

Категории (у Канта их насчитывается 12) – это априорные формы рассудка.

Кант все свои 12 категорий объединяет в 4 группы:

1. категории количества

2. категории качества

3. категории отношения

4. категории модальности

самотождественность самого познающего субъекта) и

проявляющееся в продуктах рассудочной деятельности).

Метафизика – это склонность, укоренённая (заложенная) в устройстве самого человеческого разума, которая пытается выдать себя за строгую науку.

Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суждений в метафизике Кант связывает с исследованием природы разума.

Когда рассудок забывает о своих границах (о границах своего применения) и пытается познать вещи в себе в содержательном смысле (т.е. научно), тогда и возникает метафизика.

§ Психологическая идея содержит в себе абсолютное (безусловное) единство

§ Космологическая идея касается вопроса о мире, представленном совокупностью

условий существования всех явлений как целого.

§ Теологическая идея выражает абсолютное единство условий всех предметов

Рациональная психология (учение о душе), рациональная космология (учение о мире в целом), рациональная теология (учение о Боге) представляют собой основные разделы метафизики. К каждой из своих идей разум приходит путём особого умозаключения и в каждом из этих 3-х умозаключений разум обнаруживает свою диалектическую сущность. Соответственно диалектика разума делится на 3 части:

1. паралогизм (соответствует психологической идее)

2. антиномия (соответствует космологической идее)

3. идеал разума (соответствует теологической идее)

Притязания (претензии) рациональной космологии с необходимостью ведут к возникновению антиномий. Антиномия – это условно говоря: два тезиса (тезис и антитезис), каждый из которых доказывается с той же силой убедительности, как и логически противоположный ему тезис, но, если А и не-А равнодоказуемы, то отсюда, по Канту, следует, что оба эти высказывания (утверждения или отрицания) не могут считаться научными. Кант выделяет в рамках космологической идеи 4 антиномии соответственно 4 группам категорий:

1. Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

2. Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что состоит из простого.

Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

Эти две антиномии Кант называет математическими, т.к. они касаются количественных характеристик мира.

!3! Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допустить ещё свободную причинность.

Антитезис: нет никакой свободы (в феноменальном мире), всё совершается в мире только по законам природы.

4. Тезис: к миру принадлежит (либо как часть его, либо как его причина) безусловно необходимая сущность (Бог).

Антитезис: нигде (ни в мире, ни вне мира) нет никакой абсолютно необходимой сущности как причины мира.

Эти две антиномии Кант называет динамическими, т.к. они касаются качественных характеристик мира.

Человек – это существо странное, двойственное: с одной стороны – это эмпирическое существо, которое подчинено природным законам, с другой стороны – человек наделён разумом и поэтому он находится в то же время в царстве свободы (он свободен).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Читайте также: