Позитивная психотерапия н пезешкиана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Позитивная психотерапия — это психотерапевтический метод, который появился на стыке гуманистического и психоаналитического подхода, его создателем является Носсрат Пезешкиан — немецкий психотерапевт родом из Ирана. Название метода происходит от латинского слова positum, которое означает реальное, данное, такое, какое есть. Аналогию можно проследить в фотографии: негатив — это снимок с обратными цветами, а позитив — изображение, которое отражает реальность такой, какой она является. Для эффективного разрешения проблем нам важно сфокусироваться на обеих сторонах проблемы — трудной жизненной ситуации и человеке, который в ней находится. Каждая проблема содержит в себе не только трудности, но и ресурсы для разрешения. Например, истощение, возникшее вследствие перегрузок на работе, указывает нам на необходимость восстановления, заставляет обратить внимание на потребности организма и души. Нет смысла бороться с истощением, нам необходимо увидеть стоящие за ним смысл, потребности и ценности и изменить жизнь. В этом заключается позитивный подход к решению проблем.

Позитивная психотерапия является холистическим методом и воспринимает человека как целое. Каждый из нас существует в четырёх сферах реальности — телесной, сфере достижений, контактов и духовности. Для оптимального функционирования человека важно поддерживать между ними баланс, ни одна из них не может быть объявлена самой важной, каждая нуждается в должном внимании.

Метод позитивной психотерапии основывается на трёх принципах, а его методы покоятся на трёх китах. Три принципа:

  1. принцип надежды — мы верим в то, что любая ситуация может быть измена к лучшему;
  2. принцип баланса — мы осознаём, что типичной причиной проблем являются крайности, поэтому важно придерживаться умеренности для профилактики проблем;
  3. принцип консультации — для решения любой проблемы важно быть в контакте с реальностью и с людьми, лучше говорить о потребностях сторон в конфликте, чем догадываться и фантазировать о других.

Три кита:

  1. Позитивная концепция человека — убеждение о том, что каждый человек по факту своего рождения стремится к благу и обладает потенциалом для реализации себя.
  2. Дифференциальный анализ — система диагностики причин человеческих проблем через учение об осознанных и бессознательных конфликтах, а также актуальных способностях. Анализ помогает точно локализовать проблему и спланировать процесс психотерапии.
  3. Пятиступенчатая стратегия — подход к разрешению проблем через пять стадий контакта клиента и психотерапевта, которые помогают бережно и экологично осуществлять жизненные изменения.

Позитивная психотерапия — это метод, в котором мы апеллируем и к разуму и чувствам, он сочетает в себе структурированный подход к работе и свободу самовыражения клиента и психотерапевта. Кроме того, её особенностью является транскультуральность — наличие способов понимания людей разных культур, внимательность к той среде, из которой вышел человек, в силу чего позитивная психотерапия оказывается хорошим способом разрешения конфликтов, в том числе межэтнических.

Носсрат Пезешкиан писал, что каждый человек — это рудник с драгоценностями. Задачей психотерапии, таким образом, оказывается решение проблем путём развития человеческого потенциала. Кроме того, создатель метода подчёркивал, что психотерапия — слишком ценна, чтобы существовать только в кабинете специалиста. Консультанты и психотерапевты этого метода активно работают на улучшение общественных отношений, стремясь содействовать формированию более гуманного и справедливого социального пространства.

Позитивная психотерапия - метод краткосрочной психотерапии, предложенной Носсратом Пезешкианом в 1968 году. Метод направлен на мобилизацию внутренних ресурсов человека для принятия позитивных решений в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

Позитивная психотерапия – это метод, который дает знания о человеке, учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его во всем многообразии.

Основные положения позитивной психотерапии

2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия. Так задумано Творцом, что все самое ценное спрятано внутри нас или же в виде маленьких семян зреет на протяжении всей нашей жизни. Пезешкиан писал, что человек – шахта, полная драгоценных камней. Одна из задач – отыскать скрытый ценный клад, поднять его из недр человеческой души и показать миру в виде использования природных задатков и талантов, что в конечном итоге приводит к самореализации человека. Исполнение своей жизненной миссии – это основа удовлетворения в жизни.

3. Неоспоримым достоинством метода является его доступность всем социальным и возрастным группам. Простота языка, системный подход, обучение самопомощи привлекает все больше людей к методу из разных профессиональных групп. Принцип простоты и универсальности дает возможность легко применять идеи Пезешкина каждому в повседневной жизни в трудные моменты жизни без базового психологического образования.

4. Ценность данной психотерапии в том, что проблема рассматривается под углом транскультурного подхода. Специалист данного метода обладает особой чувствительностью и ценными знаниями о разнообразных духовных и культурных особенностях народов мира. Принимается, а не оспаривается уникальность жизненного опыта отдельных людей и целых народов. Специфика среды, духовная атмосфера, в которой родился и вырос человек, не рассматривается как предрассудок, а уважается. Транскультурный подход метода предлагает сконцентрировать внимание не на различиях, а на сходстве человеческой расы. В центре метода исследуются два вопроса:

  • Что у всех людей общего?
  • Чем люди отличаются?

5. Философия позитивной психотерапии рассматривает человека в процессе его изменений комплексно: признается движение и тела, и души и духа, анализируется их тесная взаимосвязь. Во время психотерапии в центре профессионала индивидуально-биологические, психосоциальные и духовные аспекты личности. Такой подход помогает обрести внутреннюю целостность.

6. Применение принципов метода не ограничиваются психотерапией и консультированием, оно распространяются на другие прикладные области. Очень результативно используются идеи Пезешкиана в образовании, проведении тренингов, профилактике здоровья и управлении в бизнесе. Метод очень хорошо зарекомендовал себя в сфере коучинговых услуг на современном рынке.

7. Много психотерапевтических направлений обращает внимание на патологические нарушения личности, болезни. В позитивной психотерапии акцент во всем процессе взаимодействия психотерапевта с клиентом делается на человеческих возможностях как основном и первичном моменте его исцеления. Метод видит причину возникающих проблем личности в подавленных и неразвитых областях духовного межчеловеческого общения. Это приводит к источникам конфликтов, нарушений в жизни.

8. Основой метода стало три важных его принципа.

Принцип надежды, который сфокусирован на человеческих ресурсах. Он помогает прочувствовать способности, принять на себя ответственность за все то, что происходит в личной жизни.

Принцип баланса, который рассматривает жизнь и развитие клиента в четырех важных областях:

– будущее (фантазии, мечты, идеалы).

Суть данного принципа – стремление к восстановлению их естественной гармонии. Недостаток внимания или развития одной из сфер человеческого бытия привносит дисгармонию, создает определенный дефицит, что проявляется в жизни как недовольство, отчаяние, удрученность или болезнь.

Принцип самопомощи, который представлен в методе в виде 5-шаговой метамодели. Ее можно применить как стратегию гармонизации, адаптации и развития личности. Вначале это делает психотерапевт, а затем в процессе самопомощи человек сам применяет ее для себя или же помогает своему окружению: членам своей семьи, коллегам по работе, друзьям.

Позитивная психотерапия как метод призвана помочь человеку не потеряться в потоке стремительных событий эпохи, найти себя и поверить в то, что как птица рождена для полета, так и человек создан для счастливой жизни.

Мы руководствуемся тремя основными принципами

Первый из них — принцип надежды воплощает гуманистическую основу метода. Мы считаем, что человек от рождения способен адаптироваться и совершенствоваться. Его способности развиваются по мере обретения и осмысления жизненного опыта, а позднее - с помощью целенаправленной тренировки. Мы выделяем две базовых способности человека:

  1. любить (вступать в отношения с окружающим миром и людьми, чтобы удовлетворить свои потребности) и
  2. познавать (развивать свои знания и умения, чтобы лучше удовлетворять потребности).

Межкультурный подход

Н. Пезешкиан, будучи иранцем вырос в Германии и знал не понаслышке, насколько важно учитывать особенности культуры в общении, в том числе и в терапевтическом, и к каким проблемам может привести закрытость, косность и предрассудки. Межкультурный подход позволяет увидеть за конфликтами богатство уникального опыта и превратить разногласия в возможность взаимного обогащения и развития.

Уже более 20 лет мы помогаем дипломированным врачам, психологам, социальным работникам и педагогам повышать их профессиональное мастерство. Их обучают лучшие преподаватели Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии и Висбаденской Академии Психотерапии, которая входит в 10 лучших обучающих институтов Германии.

Позитивная психотерапия аккредитована как модальность для Европейского и Мирового Сертификатов психотерапии.

Н.Пезешкиан. Позитивная психотерапия

Основоположником метода позитивной психотерапии является доктор медицинских наук, немецкий психотерапевт, профессор Носсрат Пезешкиан (1933-2010). Позитивная психотерапия, разрабатываемая Н. Пезешкианом с 1972 г., представляет собой краткосрочную психотерапию. В ней прослеживается взаимосвязь системы "болезнь – культура - семья – воспитание и психотерапия".

Позитивная терапия направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели.

Позитивная психотерапия применяется при разрешении семейных проблем.

Позитивная психотерапия основывается на трех основных принципах – надежды, баланса и консультирования. В работе используются: притчи, метафоры, истории, афоризмы, анекдоты. В настоящее время можно использовать в дополнении к этому методу Метафорические фотокарты в семейном консультировании.


В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента.

Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт .

Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии.

Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями.

Доктор медицинских наук Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей : любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д. В свою очередь актуальные способности автор метода позитивной психотерапии разделил на первичные и вторичные актуальные способности. В каждой группе по 12 актуальных способностей.

Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию :

1. Наблюдение/ дистанцирование;

3. Ситуативная поддержка;

5. Расширение системы целей.

На первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Постоянный стресс зачастую приводит к депрессии. Идет анализ и проработка этих событий.

На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. На этом этапе с клиентом обсуждаются 4 формы переработки конфликтов . Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими проблемами и физиологическим проявлением, анализируют различные причины, которые привели к болезни, т.е. психосоматические проявления. На этом этапе исследуют удовлетворенность и степень реализации своих потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее.

Для понимания поведения человека в настоящем обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Так, например, мужчина или женщина, которые жили и воспитывались в раннем детстве в неполной семье, при всем своем желании иметь идеальную семью, повторяют жизненный опыт своих родителей, желая того или нет. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.

На третьей ступени (ситуативная поддержка) выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы.

На четвертой ступени (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения.

На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Формируются новые варианты решения проблем клиента. Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.

В процессе терапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник , состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО). В ДАО анализируются актуальные способности как самого клиента так и человека, с которым возник тот или иной конфликт. Это может быть партнер по браку или кто-то из членов семьи. Выявляются критичные актуальные способности, которые приводят к разногласию между партнерами, к конфликтной ситуации, проблеме клиента. Актуальные и базовые конфликты в свою очередь ведут к психосоматическим проявлениям. Н. Пезешкиан разработал вопросники по каждой актуальной способности. И вопросы, связанные с анализом актуальных и базовых конфликтов.

По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: "бегство" в сферу "тело", "бегство" в сферу "деятельность или уход от деятельности", "бегство" в сферу "контакты или изоляция", "бегство" в сферу "фантазия".

Для лучшего понимания метода рекомендуется изучить книги Н.Пезешкиана, список которых представлен ниже. Достаточно полно о методе говорится в книге Пезешкиана "Психосоматика и позитивная психотерапия".

Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии

Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. – 128 с.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.

Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 288 с.

Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.


Книга Логинова О.И. Арт-терапия. Терапевтический рисунок . Подробно здесь>>

Читайте также: