Позитивизм в науке кратко

Обновлено: 02.07.2024

В историческом развитии позитивизма различают три этапа: позитивизм XIX века (О. Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Миль), неопозитивизм (логический позитивизм) первой половины XX века (Л.Витгенштейн, М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах и др.) и постпозитивизм второй половины XX века (К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд).

Позитивизм XIX века

Таким образом, воюя с метафизикой как спекулятивной философией и порой подмечая ее действительные слабые стороны, Конт сам увлекается выдвижением спекулятивных принципов, имеющих весьма малое отношение к науке.

Позитиви́зм (фр. positivisme , от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Содержание

История позитивизма

Основные положения позитивизма

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)

    Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
      вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом. — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов. характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

    Идея эволюции с позиции позитивизма

    Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.

    Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

    Позитивизм - это направление философии. Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории это научное течение прошло 4 стадии: “первый”, “второй”, неопозитивизм и постпозитивизм.

    Основные положения позитивизма

    • Единственный способ познать и изменить мир - это научные методы;
    • Наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;
    • Прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.

    Рис. 1. Сущность позитивизма

    Первый позитивизм

    Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.

    Важно! Основатель позитивизма - Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.

    Огюст Конт - социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты. Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания .

    Рис. 2. Этапы развития позитивизма

    • детства - теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
    • юношества - метафизическая - понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
    • зрелости - позитивная - общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

    Второй позитивизм

    Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия “махизм” и “эмпириокритицизм”. Также приверженец этого направления - французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают “Теорию иероглифов”, в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.

    Рис. 3. Принципы позитивизма

    Неопозитивизм

    Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений.

    Одним из них стал логический позитивизм - основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия - это вид деятельности, цель которого - детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука . Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит - оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.

    Постпозитивизм

    • жесткого ядра - утверждения, которые нельзя опровергнуть;
    • защитного пояса - служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;
    • негативной эвристики - методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.

    Важно! Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический. По мнению исследователей, концепция Лакатоса более совершенна и продумана.

    Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
    Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
    Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.


    УчебНикиф:
    1.8. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

    На этом мы закончим обсуждение тех проблем и трудностей, с которыми столкнулась методологическая концепция логического позитивизма. Приведенные примеры по—видимому дают представление о ее специфических чертах: чрезвычайной узости и жесткости норма и стандартов, стремлении к абсолютной достоверности или хотя бы твердой эмпирической обоснованности научного знания, широком использовании довольно бедных логических средств и почти полном забвении вопросов, относящихся к развитию знания. Все внимание логических позитивистов было сосредоточено на анализе структуры научного знания, на решении проблем, встающих при установлении логических связей между различными частями научной теории и всей теории с ее эмпирическим базисом. Крайняя неисторичность этой концепции выразилась в попытках навязать науке абсолютные и универсальные критерии демаркации и осмысленности, резко отделить эмпирическое знание от теоретического, раз и навсегда задать универсальный идеал строения научных теорий. В течение многих лет концепция логического позитивизма была господствующей в философии науки. Следы этого господства ощущаются и поныне. Обсуждаются проблемы, поставленные в рамках этой концепции, уточняются, исправляются или критикуются решения этих проблем. Даже те философы и ученые, которые отвергают логический позитивизм и его методологию, вынуждены сравнивать свою работу с тем, что и как было сделано логическим позитивизмом. И каждый философ науки должен определить свое отношение к этой методологической концепции.

    Конечно, сейчас практически уже нет философов, которые принимали бы гносеологические предпосылки Венского кружка. Эти предпосылки давно отброшены и, несомненно, должна быть отброшена та часть методологической концепции логического позитивизма, которая непосредственно с ними связана. Однако эта концепция включала в себя и второй существенный элемент — логику и метод логического анализа. Должны ли мы отбросить и изгнать из методологических построений также и этот метод? Некоторые философы науки, отвергая логический позитивизм, отбрасывают его целиком — вместе с его гносеологией и логикой, подчеркивая бесплодность метода логического анализа и методологическую тривиальность его результатов. Такое отношение к методу логического анализа психологически вполне понятно, ибо логические позитивисты абсолютизировали этот метод, объявили его единственным научным методом философствования и в течение долгих лет навязывали его философии науки, дискредитируя и изгоняя все, что не укладывалось в его рамки. Однако если подобное отношение к методу логического анализа понятно, оно, по-видимому, все же не вполне оправдано.

    В чем существо логического анализа как одного из методов философско-методологического исследования? Приступая к обсуждению той или иной методологической проблемы, руководствуются определенным представлением о содержании этой проблемы и о путях ее решения. В некоторых случаях может оказаться полезным перевести проблему в плоскость языка и выразить наше представление с помощью средств символической логики. Например, вопрос о соотношении теории и факта можно поставить как вопрос о соотношении теоретического языка и протокольного предложения. Выражение проблемы в формальном языке придает ей точность и определенную ясность, что иногда способно облегчить поиск решения. При этом часто оказывается, что формальное выражение проблемы не вполне адекватно ее содержательному пониманию. Тогда пытаются улучшить это выражение и сделать его более адекватным. Основы метода логического анализа были заложены в трудах Г. Фреге и Б. Рассела, т. е. задолго до возникновения логического позитивизма. Большой вклад в его разработку внес А. Тарский — выдающийся польский математик и логик. Поэтому было бы неверно считать, что использование метода логического анализа неизбежно связано с принятием философии или методологии логического позитивизма. Более того, хотя логические позитивисты широко использовали метод логического анализа (настолько широко, что именно в этом часто усматривают специфику методологической концепции логического позитивизма), они в силу своих гносеологических установок не смогли воспользоваться им в полной мере, так как ограничили базис этого метода средствами экстенсиональной логики.

    Если устранить это ограничение, то метод логического анализа может оказаться полезен на различных этапах методологического исследования: для бале четкой постановки проблем, для выявления скрытых допущении тон или ином точки зрения, для уточнения и сопоставления конкурирующих решений, для более строгого и систематичного изложения концепций и т. д. Следует лишь помнить об ограниченности этого метода и опасностях, связанных с его применением. Точность выражений, к которым приводит метод логического анализа, часто сопровождается обеднением содержания. Простота и ясность формального выражения некоторой проблемы иногда может порождать иллюзию решения там, где еще требуется дальнейшее исследование и дискуссия. Трудности формального представления и заботы о его адекватности могут увести нас от обсуждения собственно методологической проблемы и заставить заниматься техническими вопросами, как и случилось со многими методологическими проблемами логического позитивизма. Если же помнить об этом и рассматривать формальное выражение методологической проблемы не как конечный результат, а как основу для более глубокого философского анализа, как некоторый промежуточный этап в ходе методологического исследования, то такие формальные выражения иногда могут оказаться полезными.

    Методологическая концепция логического позитивизма начала разрушаться почти сразу же после своего возникновения — не вследствие внешней критики, а благодаря своей внутренней порочности. Попытки устранить эти пороки, преодолеть трудности, обусловленные чрезмерно жесткими гносеологическими установками, поглощали все внимание логических позитивистов, и последние, в сущности, так и не дошли до реальной науки. Методологические конструкции логического позитивизма никогда не рассматривались как отображение реальных научных теорий и познавательных процедур. В них скорее видели идеал, к которому должна стремиться наука. В последующем развитии по мере ослабления жестких методологических стандартов, норм и разграничительных линий происходит постепенный поворот философии науки от логики к истории науки. Методологические концепции начинают сравнивать не с логическими системами, а с реальными историческими процессами развития знания, поэтому на их формирование начинает оказывать влияние история науки. Соответственно изменяется и методологическая проблематика. Анализ языка и статичных структур отходит на второй план.

    На первое место выходят проблемы, встающие в связи с попытками понять развитие научного знания, определить факторы, влияющие на это развитие, установить конкретные механизма перехода от одних теорий к другим. Все эти вопросы, которые ранее не привлекали к себе внимания, с начала 60-х годов стали ареной ожесточенных споров.

    Философия позитивизма и основные этапы её развития

    Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

    В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

    Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

    Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

    Читайте также: