Позитивистская теория происхождения права кратко
Обновлено: 05.07.2024
Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положительного права.
Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
К негативным моментам теории следует отвести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
Тип правопонимания- естественно-правовой подход
Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.
Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам относятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, нормальные условия человеческого существования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.
В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и справедливых представлений о праве.
Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Суть теории естественного права в том, что:
• право и закон – не одно и то же;
• законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
• право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
• право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
• фактически право и мораль едины;
• не всегда законы соответствуют естественному праву;
• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории являются: прогрессивность; признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).
К основным недостаткам теории естественного права относятся: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права; различное понимание людьми идей справедливости.
Тип правопонимая- социологический подход
Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд.
Суть социологической теории составляют следующие положения:
• право и закон нетождественны между собой;
• закон – писаное право;
• право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).
Право – система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.
Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопорядка.
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги.
Объективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчинены государство и граждане. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.
Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.
Понятие и признаки права.
Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.
1) Общезначимость – право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения.
2) Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней.
Общеобязательность означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права.(распространяется как на граждан, так на должностных лиц и государство)
3) Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяется на всех членов, независимо от их участия в правотворческой деятельности.
4) Неразрывная связь права с государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через уполномоченные правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.
Связь права с государством проявляется в том, что нормы права издаются от имени государства, гарантируются государством и санкционируются им.
5) Формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и имеют письменное закрепление.
6) Нормативность. Заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
8) Системность права проявляется в том, что право —образующие систему права нормы структурированы в группы (отрасли, подотрасли, институты).
Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каждый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться государству.
Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясняет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.
Теория естественного права (договорная). Наиболее видные представители Т. Гоббс Дж. Локк, Ш. Монтескье. Согласно этой теории в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.
Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители — К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта. Теория понимает право как продукт народного духа, сознания народа,который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормыправа. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители — Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.
Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь тоспортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные право и системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
По мнению сторонников этого направления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
Марксистская теория происхождения права (материалистическая). Представители и основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс.
Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их видать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.
Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители – С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов, Л. Малько и др.
Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.
Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.
Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каждый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться государству.
Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясняет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.
Теория естественного права (договорная). Наиболее видные представители Т. Гоббс Дж. Локк, Ш. Монтескье. Согласно этой теории в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.
Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители — К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта. Теория понимает право как продукт народного духа, сознания народа,который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормыправа. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители — Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.
Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь тоспортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные право и системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
По мнению сторонников этого направления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
Марксистская теория происхождения права (материалистическая). Представители и основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс.
Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их видать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.
Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители – С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов, Л. Малько и др.
Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.
Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .
Смотреть что такое "Позитивистская концепция происхождения права" в других словарях:
Глава 3. Происхождение права — Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Нормативная система первобытного обществаРитуалыОбрядыМифы (мифологические системы)Обычай … Элементарные начала общей теории права
Философия права — 1) Рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская Философия. Энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская философия: словарь
Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия
Венгрия — (Magyarország) Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság). I Общие сведения В. государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. с Австрией, на Ю. с… … Большая советская энциклопедия
ИСТОРИОГРАФИЯ — (от история (см.) и греч. grapo пишу, букв. описание истории) 1) История ист. науки, являющейся одной из важнейших форм самопознания человеческого общества. И. наз. также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической… … Советская историческая энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Историография — (от История и . графия) 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например, И. Великой Октябрьской социалистической революции), или совокупность… … Большая советская энциклопедия
Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия
i) Положительная сторона - возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
Теория естественного права.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о
божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании.
Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Значение принципов
1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм.
2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений.
3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.
4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Виды принципов:
1) свойственные праву в целом (общеправовые)
а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.
б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.
в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.
г) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, нормативные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.
д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.
е) За многовековую историю развития права постепенно сложились правовые аксиомы:
i) закон обратной силы не имеет;
ii) все, что законом не запрещено, дозволено;
iii) никто не может быть судьей в собственном деле;
iv) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)
3) группе смежных отраслей, а также крупным правовым институтам (межотраслевые).
i) Положительная сторона - возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
Теория естественного права.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о
божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании.
Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Значение принципов
1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм.
2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений.
3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.
4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Виды принципов:
1) свойственные праву в целом (общеправовые)
а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.
б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.
в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.
г) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, нормативные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.
д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.
е) За многовековую историю развития права постепенно сложились правовые аксиомы:
i) закон обратной силы не имеет;
ii) все, что законом не запрещено, дозволено;
iii) никто не может быть судьей в собственном деле;
iv) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)
3) группе смежных отраслей, а также крупным правовым институтам (межотраслевые).
Читайте также: