Позитивистская теория происхождения права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положитель­ного права.

Положительным здесь нужно признать возможность ус­тановления стабильного правопорядка, детального изуче­ния догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нор­мативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отвести вводи­мую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие воз­можности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

Тип правопонимания- естественно-правовой подход

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятст­вовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нрав­ственных и справедливых представлений о праве.

Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес­кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права в том, что:

• право и закон – не одно и то же;

• законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людь­ми) и приняты государственными органами;

• право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

• право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

• фактически право и мораль едины;

• не всегда законы соответствуют естественному праву;

• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории являются: прогрессивность; признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естествен­ного) права, то есть конкретных формально-определенных юридичес­ких норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права; различное понимание людьми идей справедливости.

Тип правопонимая- социологический подход

Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев. Видным ученым современной американ­ской социологической школы права считается Р. Паунд.

Суть социологической теории составляют следующие положения:

• право и закон нетождественны между собой;

• закон – писаное право;

• право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практи­ка, правоприменение).

Право – система правоотноше­ний, реальное поведение людей, регулируемое правом. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понима­ния правопорядка.

Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопо­рядка.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги.

Объективное право составляют правила социальной солидарно­сти, которым подчинены госу­дарство и граждане. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обя­зательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым пред­писаниям в интересах общего блага.

Понятие и признаки права.

Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

1) Общезначимость – право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения.

2) Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней.

Общеобязательность означает, что все члены общества непременно должны выполнять требования, содержащиеся в нормах права.(распространяется как на граждан, так на должностных лиц и государство)

3) Публичность – право принимается от имени всего общества и распространяется на всех членов, независимо от их участия в правотворческой деятельности.

4) Неразрывная связь права с государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через уполномоченные правотворческие органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

Связь права с государством проявляется в том, что нормы права издаются от имени государства, гарантируются государством и санкционируются им.

5) Формальная определенность – правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и имеют письменное закрепление.

6) Нормативность. Заключается в том, что право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.

8) Системность права проявляется в том, что право —образующие систему права нормы структурированы в группы (отрасли, подотрасли, институты).

Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, со­ставляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каждый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться государству.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясняет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.

Теория естественного права (договорная). Наиболее видные представите­ли Т. Гоббс Дж. Локк, Ш. Монтескье. Согласно этой теории в обще­стве существует два права: естественное и благоприобретенное. Ес­тественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.

Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители — К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта. Теория понимает право как продукт народного духа, сознания народа,который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый ком­понент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от слу­чайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действую­щего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.

Образование права осуществляется путем постепенного раскры­тия народного духа в историческом процессе. Народный дух опреде­ляет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормыправа. Наиболее полным и последовательным источником разви­тия народного духа являются народные обычаи. Законы также отра­жают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и после­довательно проводится законодателем. Поэтому главная задача зако­нодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.

Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители — Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.




Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь тоспортивный клуб, тор­говое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое пра­во. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные право и системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному госу­дарством.

По мнению сторонников этого на­правления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответству­ющую правовую аргументацию.

Марксистская теория происхождения права (материалистическая). Представители и основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс.

Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отно­шений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобяза­тельных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, ко­торый экономически и политически господствовал в обществе. С по­мощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потреб­ности и пытался их видать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.

Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители – С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов, Л. Малько и др.

Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.

Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каждый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться государству.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясняет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.

Теория естественного права (договорная). Наиболее видные представите­ли Т. Гоббс Дж. Локк, Ш. Монтескье. Согласно этой теории в обще­стве существует два права: естественное и благоприобретенное. Ес­тественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.

Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители — К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта. Теория понимает право как продукт народного духа, сознания народа,который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый ком­понент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от слу­чайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действую­щего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.

Образование права осуществляется путем постепенного раскры­тия народного духа в историческом процессе. Народный дух опреде­ляет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормыправа. Наиболее полным и последовательным источником разви­тия народного духа являются народные обычаи. Законы также отра­жают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и после­довательно проводится законодателем. Поэтому главная задача зако­нодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.

Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители — Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.

Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь тоспортивный клуб, тор­говое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое пра­во. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные право и системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному госу­дарством.

По мнению сторонников этого на­правления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответству­ющую правовую аргументацию.

Марксистская теория происхождения права (материалистическая). Представители и основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс.

Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отно­шений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобяза­тельных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, ко­торый экономически и политически господствовал в обществе. С по­мощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потреб­ности и пытался их видать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.

Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители – С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов, Л. Малько и др.

Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое "Позитивистская концепция происхождения права" в других словарях:

Глава 3. Происхождение права — Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Нормативная система первобытного обществаРитуалыОбрядыМифы (мифологические системы)Обычай … Элементарные начала общей теории права

Философия права — 1) Рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская Философия. Энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — рус. философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская философия: словарь

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Венгрия — (Magyarország) Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság). I Общие сведения В. государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. с Австрией, на Ю. с… … Большая советская энциклопедия

ИСТОРИОГРАФИЯ — (от история (см.) и греч. grapo пишу, букв. описание истории) 1) История ист. науки, являющейся одной из важнейших форм самопознания человеческого общества. И. наз. также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической… … Советская историческая энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Историография — (от История и . графия) 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например, И. Великой Октябрьской социалистической революции), или совокупность… … Большая советская энциклопедия

Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

Теория естественного права.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о

божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризую­щие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распрост­раняются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформули­рованы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Значение принципов

1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования право­вых норм.

2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивиду­альных юридических решений.

3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.

4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Виды принципов:

1) свойственные праву в целом (общеправовые)

а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность пра­ва, стремление к поиску компромисса между участниками пра­вовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть со­размерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмеще­ние, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.

б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права чело­века составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.

в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

г) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.

д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке.

е) За многовековую историю развития права постепенно сло­жились правовые аксиомы:

i) закон обратной силы не имеет;

ii) все, что законом не запрещено, дозволено;

iii) никто не может быть судьей в собственном деле;

iv) нельзя осуждать дваж­ды за одно и то же правонарушение.

2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)

3) группе смежных отраслей, а также круп­ным правовым институтам (межотраслевые).

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

Теория естественного права.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о

божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризую­щие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распрост­раняются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформули­рованы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Значение принципов

1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования право­вых норм.

2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивиду­альных юридических решений.

3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.

4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Виды принципов:

1) свойственные праву в целом (общеправовые)

а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность пра­ва, стремление к поиску компромисса между участниками пра­вовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть со­размерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмеще­ние, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.

б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права чело­века составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.

в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

г) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.

д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке.

е) За многовековую историю развития права постепенно сло­жились правовые аксиомы:

i) закон обратной силы не имеет;

ii) все, что законом не запрещено, дозволено;

iii) никто не может быть судьей в собственном деле;

iv) нельзя осуждать дваж­ды за одно и то же правонарушение.

2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)

3) группе смежных отраслей, а также круп­ным правовым институтам (межотраслевые).

Читайте также: