Поздняя схоластика номинализм дунса скота и уильяма оккама кратко

Обновлено: 02.07.2024

А. П. Курантов, Н. И. Стяжкин Уильям Оккам

Отбросив заблуждения и ереси… и бесчисленные другие ошибки, я уклонился от повиновения лживому папе и всем тем, кто был его другом…

есть веков отделяют нас от того времени, когда жил и работал выдающийся западноевропейский философ, активный борец против папства Уильям Оккам. Его творчество относится к позднему этапу в развитии философии феодального общества, к тому времени, когда схоластика вступила в полосу кризиса и на интеллектуальном горизонте забрезжили первые огоньки, предвещавшие возникновение математического естествознания и философии Нового времени.

Философия феодального общества занимает целое тысячелетие (VI—XVI вв.); не удивительно поэтому, что для нее характерно большое количество проблем и даже творческое разнообразие в характере их решения. Классики марксизма-ленинизма отмечали наличие в ней прогрессивных течений — номинализма, натуралистически-пантеистических доктрин и специфических теологических ересей, исподволь подготавливавших грядущую Реформацию.

Оккам не мог не испытать влияния современных ему западных авторитетов; для него не прошли бесследно и достижения арабоязычной средневековой мысли. Видное место в системе взглядов Оккама занимает проблема отношения к христианской догматике и институту папства. От появления во второй половине I в. христианской религии, означавшего, по словам К. Маркса, крах античного миропорядка, до превращения ее в значительную духовную силу в Римской империи прошло не менее двух столетий, наполненных борьбой императорской власти уже пошатнувшегося Рима с различными христианскими мистическими сектами (христианизированным неоплатонизмом, гностиками, оригенистами). Ко времени Оккама история христианства охватывала уже 13 столетий.

Однако утверждение гегемонии церкви было сложным и длительным историческим процессом. Полная идеологическая победа и всевластие давались ей нелегко, никогда не были абсолютными, а к XIV в. кульминация господства церкви осталась позади. Этому ослаблению церковного диктата способствовали и блестящие памфлеты Уильяма Оккама.

Ф. Энгельс метко охарактеризовал существо духовной супремации церкви в эпоху феодализма. Не случайно поэтому схоластика стала служанкой богословия. Однако было бы заблуждением считать, что ею не обсуждались серьезные философские проблемы, хотя и прикрытые зачастую теологической оболочкой. Философский аспект был присущ уже трем основным проблемам того времени (IV—V вв.), которое можно считать преддверием схоластики.

Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в нач. XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: в Германии — Альберт Саксонский, Николай Кузанский; во Франции — Жан Буридан; в Англии — Уильям Оккам; в Италии —Данте; в Испании — Саламанкская школа. В период гуманизма, Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. Неосхоластика защищает предмет христианской философии. Схоластический — соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле — хитроумный, чисто рассудочный, спекулятивный.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

19. Философская мысль эпохи итальянского Гуманизма и Возрождения. Общая характеристика.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например, знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании

Принято разделять на

·Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати доЛоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.

·С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология,натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определенных особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино,неоаристотелизм Помпонацци и проч.).

·За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт, вступив в тесную связь с конфликтамиРеформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).

Номинализм укрепил позиции светской власти и подготовил почву для идей Возрождения и Реформации. Как именно? Узнаем в этой части, а еще познакомимся с главными представителями номинализма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


В противовес доминиканской схоластике Фомы Аквинского в конце 13 века оформляется очень сильное течение францисканской схоластики — номинализм (от лат. nomen — имя). Поговорим сегодня о нем и двух ключевых его представителях — Дунсе Скоте и Уильяме Оккама.

🧱 Номинализм во многом подготовил почву для идей Возрождения и Реформации, предложив другой взгляд на основные проблемы средневековой философии 👇

💒 Соотношение церкви и государства. Вопреки Аквинату, утверждавшему, что духовная власть выше светской, номиналисты принимают сторону светской власти. Они вплотную подошли к концепции общественного договора — государство учреждается с помощью согласия людей. Церковь не должна стоять во главе государства и использовать костры для утверждения христианских догматов. Папу, если он совершит преступление, можно судить светским судом.

Поговорим о философии Дунса Скота, который наряду с Фомой Аквинским считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья.

🤗 Отсутствие заранее заданных общих понятий очень важно и в богословском смысле. Этот тезис позволяет Дунсу Скоту возвеличить свободу и всемогущество Творца, который не был скован никакими понятиями и алгоритмами в процессе творения. Бог творит вещи, соединяя различные свойства, например, человек = двуногое + бесперое, крокодил = хищник + рептилия. Какие свойства с какими соединить, решает только он — для него нет никаких разумных правил и алгоритмов, которым он обязан следовать. Акт творения имеет волевую природу, он ничем не запрограммирован.

Номинализм укрепил позиции светской власти и подготовил почву для идей Возрождения и Реформации. Как именно? Узнаем в этой части, а еще познакомимся с главными представителями номинализма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


В противовес доминиканской схоластике Фомы Аквинского в конце 13 века оформляется очень сильное течение францисканской схоластики — номинализм (от лат. nomen — имя). Поговорим сегодня о нем и двух ключевых его представителях — Дунсе Скоте и Уильяме Оккама.

🧱 Номинализм во многом подготовил почву для идей Возрождения и Реформации, предложив другой взгляд на основные проблемы средневековой философии 👇

💒 Соотношение церкви и государства. Вопреки Аквинату, утверждавшему, что духовная власть выше светской, номиналисты принимают сторону светской власти. Они вплотную подошли к концепции общественного договора — государство учреждается с помощью согласия людей. Церковь не должна стоять во главе государства и использовать костры для утверждения христианских догматов. Папу, если он совершит преступление, можно судить светским судом.

Поговорим о философии Дунса Скота, который наряду с Фомой Аквинским считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья.

🤗 Отсутствие заранее заданных общих понятий очень важно и в богословском смысле. Этот тезис позволяет Дунсу Скоту возвеличить свободу и всемогущество Творца, который не был скован никакими понятиями и алгоритмами в процессе творения. Бог творит вещи, соединяя различные свойства, например, человек = двуногое + бесперое, крокодил = хищник + рептилия. Какие свойства с какими соединить, решает только он — для него нет никаких разумных правил и алгоритмов, которым он обязан следовать. Акт творения имеет волевую природу, он ничем не запрограммирован.

Читайте также: