Поздний романтизм в литературе кратко
Обновлено: 02.07.2024
5. Поздний романтизм и распад романтического движения.
Уже на рубеже 1810-20-х годов в романтизме наметился
внутренний слом, указывавший на то, в каком именно направ-
лении трансформировалась романтическая творческая утопия по
мере нарастания кризиса. Перед лицом крушения своих перво-
начальных вселенских замыслов и в процессе критического са-
моанализа романтическое сознание постепенно, но неуклонно
приобретало все более консервативные черты. Наследники ран-
него романтизма, наученные горьким опытом разочарований,
оказались поставлены перед тяжелым выбором : либо отказать-
ся от противостояния миру и его законам и тем самым приз-
нать поражение всей романтической программы в целом, либо
довести это противостояние до полного отрицания ценности
мира и, следовательно, превратить его в бегство от реаль-
ности. Вторая тенденция в конце концов возобладала.
Странно наблюдать эту удивительную и парадоксальную ме-
таморфозу романтического движения. Живой интерес ранних ро-
мантиков к прошлому превращается теперь в ностальгическое
тяготение к патриархальности и архаике, культивирование на-
ционально-культурной самобытности - в своего рода "почвен-
ничество", поэтизирующее бессознательную народную стихию;
образ грядущего нового мифа в романтическом воображении
постепенно бледнеет , а мифотворческий энтузиазм сменяется
стремлением приобщиться к мифу традиционному, попытками
раствориться в вековой мудрости мировых религий. Такие тен-
денции видны уже в творчестве немецких романтиков "гейдель-
бергского кружка" А.фон Арнима_0 (1781-1831), К.Брента-
поэтов "озерной школы" (особенно Вордсворта и Саути); в
русской культуре они нашли выражение в славянофильстве. В
1830-е годы и в последующие два десятилетия именно они ста-
новятся определяющими для всего европейского романтизма в
Некоторые из деятелей романтического движения пережили
на этом пути глубокий духовный переворот, конечным выраже-
нием которого было религиозное обращение. Так, примерным
католиком и ревнителем христианской монархии становится на
склоне лет Ф.Шлегель; к философскому истолкованию истин
христианского откровения обращается в своем позднем твор-
честве Ф.В.Й.Шеллинг; теософское мировоззрение, опирающееся
на традиционную протестанскую мистику, строит Ф.Баадер
(1765-1841); оставляет концертную деятельность и принимает
сан аббата один из крупнейших реформаторов романтической
музыки Ференц Лист(1811-1886); от германской языческой ми-
фологии к средневековому христианству обращает взор в своем
последнем творении (опере-мистерии "Парсифаль") бунтарь и
мифотворец Р.Вагнер(1813-1883). Подобный итог был, в общем,
вполне предсказуемым : от энтузиазма к бунту и отчаянию, от
бунта и отчаяния - к смирению.
Этот поворот к традиционализму (а часто и к политическо-
му консерватизму, как это было в случае Ф.Шлегеля и Р.Ваг-
нера) обусловил резкое падение влияния романтизма и усилил
антиромантические настроения в европейской культуре. Он
способствовал и разложению самого романтического движения;
распавшись на множество отдельных представителей, романтизм
как единое и самостоятельное идейное течение перестал су-
ществовать уже в шестидесятые годы. Поэтому воздействие
позднего романтизма на европейское сознание было в целом
скорее негативным : главным результатом этого воздействия
стало отторжение романтических установок, своеобразная
борьба с романтизмом, во многом определившая историко-куль-
турные процессы второй половины ХIХ века. С ориентацией на
преодоление романтизма в его поздних формах тесно связаны и
важнейшие философские новации этого периода, - классический
марксизм (напомним, что в юности К.Маркс отдал дань роман-
тической музе), философия Ф.Ницше, позитивизм, - и глубокие
перемены в художественном мышлении, приведшие к формирова-
нию реализма и натурализма в искусстве, и становление "на-
учного" социализма, осознававшегося как альтернатива позд-
неромантическому консервативному идеалу, и расцвет утилита-
ризма в моральном сознании эпохи.
Однако здесь, как обычно, сработал механизм любого про-
тивостояния : все, что делается вопреки какому-то образцу,
долгое время несет на себе следы этого образца. В этом
смысле романтическое сознание оставалось неизжитым вплоть
до начала ХХ века, а в чем-то остается таким и сегодня. К
сожалению, в столь кратком очерке нет возможности подробно
это показать. Скажем лишь, что нет, вероятно, ни одной из
романтических интуиций, не пережившей хотя бы недолгого
второго рождения если не в конце прошлого, то по крайнем
мере в нашем столетии. Поэтому без понимания специфики ро-
мантического мировосприятия и логики его развития невозмож-
но правильно понять всю европейскую культуру ХIХ-ХХ веков.
Немало можно было бы сказать о бесчисленных отражениях ро-
мантического миросозерцания в зеркале последующего культур-
ного развития Европы : о переосмыслении эстетической утопии
романтиков в модернистском и авангардном искусстве, о мета-
морфозах романтического понимания мифа в мифотворческих
экспериментах ХХ века, о значении романтических представле-
ний о бессознательном для возникновения психоанализа, о
связи романтической концепции любви с современной этикой
взаимоотношения полов, а романтического понимания языка - с
современной философией и лингвистикой и т.д. Но это уже не
история и судьба самого романтизма, а история и судьба его
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л. 1973.
Зарубежная литература : Романтизм. Хрестоматия. М. 1990.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1986.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.
Избранная проза немецких романтиков. Т.1-2. М. 1979.
Дейч А. Судьбы поэтов. Гельдерлин, Клейст, Гейне. М.
Шлегель Ф. Эстетика.Философия.Критика. Т.1-2. М. 1983.
Эстетика немецких романтиков. М. 1987.
XXII. КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.
Раздел: Культурология
Количество знаков с пробелами: 642548
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
Презентация на тему: " Поздний романтизм - направление в литературе, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных, фантастических обстоятельствах." — Транскрипт:
3 Эрнст Теодор Амадей Гофман (24 января 1776, Кёнигсберг 25 июня 1822, Берлин ) немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Вольфганга Амадея Моцарта, изменил имя в 1805 г. Псевдоним как композитора Иоганн Крайслер.
5 Виктор Мари Гюго (26 февраля 1802, Безансон 22 мая 1885, Париж ) французский писатель ( поэт, прозаик и драматург ), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).
9 Мари - Анри Бейль (23 января 1783, Гренобль 23 марта 1842, Париж ) французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стендаль. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.
13 Чарльз Диккенс ( ) английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало.
19 %D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4 %D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9 %D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4 %D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9 %D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 %D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 %D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD %D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD %D0%BB%D1%8C %D0%BB%D1%8C %D0%BA,_%D0%9E%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B5_%D0%B4%D0%B5 %D0%BA,_%D0%9E%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B5_%D0%B4%D0%B5 %D1%81,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7 %D1%81,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7 %D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA %D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA %D1%80%D1%82%D1%8E%D1%80 %D1%80%D1%82%D1%8E%D1%80
Успехи реалистической прозы, прежде всего в романном жанре, не отменили успехов романтизма в поэзии, в частности в лирике и в поэзии средних форм — балладе и поэме. В 1850-е годы романтизм переживает короткий расцвет, в 1860-е годы снова наступает упадок, который длится довольно долго, хотя отдельные всплески романтического искусства эстетически волнуют общество.
Все эти новые качества позднего романтизма в наибольшей степени воплотились в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и А. К. Толстого.
Что такое романтизм?
Романтизм - это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.
Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.
В более общем смысле романтизм - это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.
Эпоха романтизма - когда он появился?
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основная черта романтизма - стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества и воображения, критику логических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению индивидуальности человека, следование природе. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм - это культ природы, чувств и естественного в человеке.
Среди других особенностей романтизма - стремление личности к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Романтизм провозглашал ценность личности и индивидуализма. Герой-романтик - особенная и зачастую таинственная личность. Внешние события находят отражение в его внутреннем мире. В душе у него постоянно происходит борьба противоречий.
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтический герой одинок, поскольку стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник - не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад.
Для героя-романтика свобода дороже жизни. Если он чувствует внутреннюю правоту, то готов пойти ради нее на все. Романтический герой - цельная личность. В нем всегда четко определяется главная черта характера.
Романтизм в литературе
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Кроме того, романтизм предполагает пересмотр религии. Согласно идеям немецкого философа Фридриха Шлейермахера, истинная религия - это чувство и вкус бесконечности.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Действие начинается в необычном месте - в монастыре на Кавказе, то есть герой находится в уединении, одиночестве. Тесные стены монастыря противопоставлены величественной природе Кавказа.
Сам образ героя окутан тайной: о жизни Мцыри рассказывается очень мало, почти отсутствует описание его внешности. При этом ярко раскрыт внутренний мир персонажа. Мцыри - бунтарь, и это отражено в трех кульминационных днях, когда герой обретает желанную свободу. Героя не понимает и не принимает окружающий мир.
Романтизму также свойственно четкое разделение мира на две стороны - черное и белое. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе, поэтому, оставаясь верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.
Читайте также: