Поворот к патриотизму в середине 30 х годов кратко литература

Обновлено: 07.07.2024

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.

М.И. Цветаева. Сведения из биографии.

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы : развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии.

Теория литературы : развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

А.П. Платонов. Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

И.Э. Бабель. Сведения из биографии.

Теория литературы : развитие понятия о рассказе.

М.А. Булгаков. Сведения из биографии.

Теория литературы : разнообразие типов романа в советской литературе.

А.Н. Толстой*. Сведения из биографии.

Теория литературы: исторический роман.

М.А. Шолохов. Сведения из биографии.

Теория литературы : развитие понятия о стиле писателя.

Литература русского Зарубежья*

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин , В. Набоков , Вл. Максимов , А. Зиновьев , В. Некрасов , И. Бродский , Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом , юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Н.А. Заболоцкий.* Сведения из биографии.

Утверждение непреходящих нравственных ценностей , неразрывной связи поколений , философская углубленность , художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

Литература периода Великой Отечественной войны и

первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

А.А.Ахматова . Жизненный и творческий путь.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Теория литературы : проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Теория литературы : традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.


1. Общественно–политическая ситуация 30–х годов.
2. Основные темы произведений 30–х годов.
3. Ведущие жанры в литературе 30–х годов.

1. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
4. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
7. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.


В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам).
В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.
Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Действительно, спасибо за данную информацию. В школе сыну задали конспект на тему литературы и поэзии 30-х годов. У Вас почерпнули много полезной информации. С уважением.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

«Сладкий храп и слюнища возжею с губы.

Идеал русской лени. В нем столько похабства!

Да у нас еще этого рабства.

Кто охотник поспать-похрапеть, как не раб?

Освященный всей рабскою жизнью былого,

Русский храп был в чести: не какой-либо храп —

Далее поэт обобщал:

В фельетоне высмеивались патриоты, гордившиеся чудесами вроде царь-пушки, которая не стреляет, и царь-колокола, который не звонит:

«Носом землю — убогие, темные! — рыли,

А весь свет перекрыли:

Одначе, без звона!

Пушка — первая в мире!

Одначе, пустая игрушка

Для расейского глазу:

Не стреляла ни разу!

В Кремле по священным углам

Стоял исторический хлам.

Расейская старая горе-культура —

Разоренная, рабски-ленивая, дикая,

В хвосте у культурных Америк,

Поэт предрекал, что дело социализма будет провалено,

«если не переделаем нашей гнилой,

Фельетон завершался призывом:

«Чтоб ушли бедняки из кулацкой уздечки…

Призыв был обращен к жителям деревни и к горожанам — недавним выходцам из села, которые якобы и были заражены наследственными российскими пороками в наибольшей степени.

«Добросовестность — это у немцев,

Именно с них и надо брать пример.

В противном случае участь наша незавидна:

«Враги, нашей гибели ждущие гады,

Прочтут о Перерве и будут так рады…

И ждать, будут ждать: за Перервою первой,

Если дальше позорно так дело пойдет,

Наш советский-де строй сам собой пропадет,

«Минин стоит раскорякой

Пред дворянским кривлякой,

Подряжая вояку на роль палача

И — всем видом своим — оголтело крича:

«патриот, дворянин и кулак Хомяков

Выдал правду об этом в сокрушительном вздохе:

«Вся Россия была богомерзкий сосуд!

Князь Пожарский был отдан под суд

«никакой тут особенной нет новизны.

Патриоты извечно по части казны

Он призывает не верить иным историкам, которые в оправдание своих героев могут только божиться:

Минин с Пожарским — не воры!

Сам Д. Бедный точно знает,

«Что на краски октябрьского чудо-парада,

Ухмыляясь, бронзовым взором глядят

По мнению поэта, во имя исторической справедливости должен бы быть возведен в степень героя и поставлен рядом с Мининым

«Хозя Кокос! Крымчак.

якобы тоже имеющий огромную заслугу в деле освобождения России. Умный Хозя был, уверяет Д. Бедный со ссылкой на Карамзина, тем,

«при помощи чьей махинации

«подлецам и лжецам… патриотам,

Что любят былую Россию оплакивать,

Его гниль, червоточины все,

Д. Бедный знает единственного историка, который в таком деле преуспел и которого он всячески рекомендует:

«У Покровского малые школьники даже

«Как сладостно — отчизну ненавидеть.

И жадно ждать ее уничтоженья!

И в разрушении отчизны видеть

Извиняясь за столь сильно выраженные байронические настроения, автор полагал:

«Любить? — Любить умеет всякий нищий,

Между тем на политико-идеологическом поприще утверждалась тенденция противоположного свойства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Приход Гитлера к власти в Германии и закрепление поворота к патриотизму в СССР

Приход Гитлера к власти в Германии и закрепление поворота к патриотизму в СССР Окончательному закреплению поворота к признанию великой роли отечественной истории и патриотических чувств в сплочении советского общества способствовали известные события в Германии. 30

Культивирование патриотизма как средства отражения внешней угрозы

Культивирование патриотизма как средства отражения внешней угрозы Утвердить навсегда характерные для 1920-х годов представления об интернационализме, патриотизме, русском языке, русской истории и ее деятелях не удалось. Отмеченная еще В.И. Лениным полоса «самого резкого

Выдвижение истории и патриотизма на острие государственной политики

Выдвижение истории и патриотизма на острие государственной политики Осознание неизбежности войны заставило руководство Союза ССР пересмотреть свои прежние взгляды на роль исторической дисциплины в школьном и вузовском образовании. Было признано необходимым

Лики современного русского патриотизма

Глава 16 ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ

Глава 16 ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ В XIX столетии целые общества полнее чем когда-либо прежде готовили себя к войне, армии оснащались куда более мощным оружием. Новые способы ведения войны получали развитие в Европе и Америке, но проникали во все уголки мира. В

5. ЧЕМ НАЦИОНАЛИЗМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПАТРИОТИЗМА?

5. ЧЕМ НАЦИОНАЛИЗМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПАТРИОТИЗМА? Все просто: национализм - это любовь к своей нации, а патриотизм - любовь к своей стране."Есть точка зрения, согласно которой патриотизм включает в себя и любовь к своему народу. Однако это ниоткуда не следует. Нам просто

IX Первые признаки грозы в народе

IX Первые признаки грозы в народе Вечер предвещал наступление грозных событий.На бульварах группами собирался народ. В сумерки эти группы стали расти и превратились в целые сборища, которые вскоре смешались и слились в сплошную массу. Огромная толпа с каждой минутой

9. Признаки распада

9. Признаки распада Теперь, когда мы далеко отошли от прошлого, небезынтересно вспомнить, как постепенно шла разрушительная работа внутри государственного организма, приведшая к развалу империи.Многие германцы до сих пор ошибочно считают, что причиной падения империи

Тоталитарные признаки

Признаки дезинтеграции[40]

Признаки удачи

Признаки удачи Тем временем весь мир облетела новость о том, что в североосетинском городе Беслане террористы захватили школу. Что в заложниках двести, не то триста детей. Матери захваченных в заложники детей стояли у милицейского оцепления и кричали, что не может быть в

Глава 11 Первые межпланетные старты, первые неудачи

Глава 11 Первые межпланетные старты, первые неудачи Едва улеглось ликование с запусками первых спутников, как в СССР и в США приступили к разработке новых планов космических исследований. Вполне естественно, что следующими целями, которые привлекали внимание ученых и

Признаки цунами


Какими были тридцатые годы двадцатого века для России? Сложными и неоднозначными. На этом уроке мы узнаем, как развивалась русская литература в 30-е годы XX века. Выясним, на каких принципах строилась советская литература. Определим основные черты соцреализма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская литература 1930-х годов"

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, как развивалась русская литература в тридцатые годы двадцатого века.

· Выясним, на каких принципах строилась советская литература.

· Определим основные черты соцреализма.

Как всегда, разговор о литературном процессе мы начинаем с обращения к истории. Какими были 30-е годы XX века для России? Сложными и неоднозначными.

С одной стороны, можно говорить о невероятных успехах в развитии молодого государства. Строились новые фабрики, заводы, электростанции и магистрали. Появлялись новые города. Производство, наука и техника выходили на небывалый уровень. Мы можем вспомнить имена учёных и конструкторов того времени. Это теоретики космонавтики Константин Циолковский и Сергей Королёв. Авиаконструкторы Андрей Туполев, Яковлев, Николай Поликарпов. Физики Игорь Курчатов, Лев Ландау и Пётр Капица. Ботаники Николай Вавилов и Иван Мичурин. И так далее.


Итак, 30-е годы – это время грандиозных достижений и всеобщего оптимизма. Но при этом нельзя забывать о страшных, болезненных признаках того времени: репрессиях, ссылках, вредительстве и саботаже на производстве, шпионаже, доносах, массовых арестах, голоде, подозрительности и страхе.


В начале 30-х годов появилась новая литературная организация – Союз писателей СССР. И новый творческий метод – соцреализм. Основными чертами соцреализма называют оптимизм, воспевание трудовых подвигов народа, устремлённость в будущее. Можно обнаружить сходство соцреализма с классицизмом.

Например, как и герой классицизма, герой соцреализма прежде всего гражданин. Он служит интересам и целям государства. И эта борьба для него важнее личных чувств, терзаний и поисков смысла жизни. Герой соцреализма – это человек действия. У него есть цель – построение светлого будущего. И в борьбе за достижение этой цели для него заключается смысл жизни. В поиске своего места в жизни тоже нет необходимости – место героя соцреализма в строю соратников.

Новым жанром, который полностью отвечает канонам соцреализма, стал производственный роман. Действие производственного романа разворачивалось на строительстве электростанций, заводов, при пуске новых агрегатов на промышленном производстве.

Не стоит думать, что производственный роман – это скучное описание строительства очередного промышленного гиганта. Для талантливого писателя не существует скучных жанров. Поэтому в рассказах о погоне за рекордами находилось место и для тонких психологических наблюдений, и для философских размышлений. А для остроты сюжета часто вводилась детективная линия. Героям соцреализма приходилось не только строить светлое будущее, но и бороться с промышленным шпионажем и вредительством на производстве. Часто врагом выступали стихийные силы природы, которые человек должен покорить.

Новая советская литература – это литература, созданная народом и для народа. Какой она должна быть? Прежде всего, простой и понятной. Доступной рабочему народу, лишённому возможности получить великолепное образование. Поэтому советская литература объявила войну формализму. Сложность текста, его вычурность, эксперименты с построением текста и стихосложением, большое количество многоуровневых метафор – всё это категорически не одобрялось.

А уже в XX веке стала популярной песня с такими словами:

Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовёт, и ведёт,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт!

Написал её Василий Иванович Лебедев-Кумач.

В 30-е годы расцвёл талант целой плеяды поэтов-песенников. Михаила Исаковского и Михаила Светлова, Алексея Суркова, Виктора Гусева. Советская авторская песня проста по форме и глубока по содержанию. Это сближает её с народной песней. Интересно, что в этот же период времени возникает множество искусных стилизаций под старинный романс и русские народные песни. Развитию песенного жанра способствовал и кинематограф. Песни из любимых кинофильмов быстро становились народными.

Если советская литература взяла курс на народность, почему подвергались гонениям новокрестьянские поэты? Они ведь воспевали крестьянский труд и русскую деревню, скажете вы. Но давайте вспомним. Новокрестьянские поэты отрицали прогресс. Их идеалом была Святая Русь – религиозная, патриархальная, сказочная. И конечно же монархическая. Вполне понятно, почему такую поэзию провозгласили идеологически вредной.

В 1931 году в Петрограде и Москве прошла серия конференций, посвящённых проблемам фольклористики. По итогам этих конференций задачу изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора назвали приоритетной. Организовывались экспедиции этнографов и фольклористов.

Как мы уже заметили, новая советская литература не отрицала русскую культуру и историю, а наследовала то, что не представлялось идеологически вредным. С одной стороны, для советской литературы 30-х годов характерно утверждение настоящего и обращённость в будущее. Непременно светлое и счастливое будущее, которое строится сейчас. Ценой невероятных усилий и изнурительного труда. С другой стороны, писатели обращались и к великому прошлому России.

Мы уже не раз говорили о том, что в тяжёлые годы человеку помогает выжить чувство юмора. В самые трудные времена появляются самые яркие, самые острые сатирические произведения. Стоит вспомнить сатирическую прозу Михаила Булгакова и Михаила Зощенко.


Мы видим, что несмотря на попытки власти подчинить литературу и привести её к определённым стандартам, литература 30-х годов развивалась очень бурно. 30-е годы подарили нам множество литературных шедевров.

Более того, современные исследователи отмечают, что и в зарубежном искусстве того периода наблюдалось стремление к простоте. Там постепенный отказ от формализма был естественным, а не насильственным, как в русской литературе. И объяснялся он усталостью от авангарда. Ведь в стремлении создавать всё более причудливые формы легко потерять содержание.

Читайте также: