Поворот это кратко в гимнастике

Обновлено: 02.07.2024

вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову).

Различают: перекат вперёд, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись, выполняемый из седа.

согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени).

Различают: группировку лёжа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.

вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Различают: кувырок вперёд, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полёта до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчивающимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене, кувырок назад согнувшись и др.

вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полёта.

Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу и др.

вращательное движение тела назад с опорой на руки.

Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полёта.

Выполняется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет – прыжок назад с рук на ноги.

вскок на ноги, выполненный из упора согнувшись (с лопаток).

Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т.д.

выполняется движением подъёма с поворотом кругом в упор лёжа (с поворотом на 360 градусов указывается особо).

свободное переворачивание тела в воздухе.

Различают: сальто вперёд, маховое сальто, сальто назад, в сторону, сальто с поворотом и др.

небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперёд, руки вверх.

Применяется в качестве связующего звена в прыжковой акробатике.

дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Различают: мост, мост на одной руке, мост на одной ноге, мост на предплечьях, мост разноименный, например с опорой правой ногой и левой рукой, и др.

сед с предельно разведёнными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги).

Различают: шпагат, шпагат правой, левой (указывается нога, находящаяся впереди), одноименный, разноименный, шпагат с наклоном и др.

аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди.

вертикальное положение тела ногами вверх.

Различают стойки: на лопатках, на голове, на руках.

Стойка на руках может быть узкой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке.

Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так:

силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги – в тазобедренных);

перекатом (вращательным движением с последовательной опорой);

махом (правой или левой ногой);

согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах);

прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым);

прыжком (на руки) и др.

Термины для обозначения маховых движений (махов)

Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг –целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами).

Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.

Скрещение – два встречных перемаха.

переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках.

Может быть выполнен одной ногой (её указывают).

смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

спрыгивание со снаряда из виса или из упора.

Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.

выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

Термины упражнений на снарядах

Хват – способ держания за снаряд.

Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный;

хват широкий; хват узкий; сомкнутый; хват глубокий.

положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.

Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя.

Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.

положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры.

Различают: упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.

положение сидя на снаряде.

Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.

переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий.

Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.

Спад – движение, противоположное подъёму.

Опускание – медленный спад.

круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина, жердь и др.), выполняемое из упора.

Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси.

Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.

вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела.Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др.

Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

свободное движение относительно оси вращения.

Способы: силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание – мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.

однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).

Раскачивание – несколько качей.

оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате.

По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."

Дата проведения:06.02.2014г. Место проведения: спортзал МБОУ Оболенская СОШ Серпуховского района Подмосковья.


Техника упражнений на снарядах перекладина(низкая) и опорный прыжок – юноши, брусья р/в, акробатика – девушки.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 8 КЛАСС тема:Акробатические упражнения. Составление акробатической комбинации.

Тема урока:Акробатические упражнения. Составление акробатической комбинации. Раздел:ГимнастикаЦель урока:Составить комбинацию из разученных ранее акробатических элементов. Развитие гибкости и коо.


Раздел: Гимнастика с элементами акробатики. Тема: Акробатические упражнения. Акробатические комбинации. 7 класс

Цель: Совершенствование техники акробатических элементов и составление акробатических комбинаций. Проведение соревнований по акробатике среди девочек.


Термины акробатических упражений

На уроках физической культуры при обучении гимнастике, а особенно при подготовке к олимпиаде по физической культуре(в практической части есть задания по гимнастике) необходимо использовать.

Sport.ua продолжает знакомить читателей с правилами в художественной гимнастике

Правила в гимнастике: что такое поворот?

В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка и равновесия. В текущем материале мы расскажем, что такое поворот. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы поворотов, рекомендуем смотреть таблицу. Равновесия и повороты выполняются в практически одинаковых формах.

- базовое вращение минимум 360

- чёткая и фиксированная форма до конца вращения

- выполняется на полупальцах (Поворот), на полной стопе или на различных частях тела

- Каждое дополнительное вращение на релеве на 360 повышает уровень Трудности на базовую ценность для изолированной и смешанной трудности.

- Каждое дополнительное вращение на всей стопе или другой части тела на 360 повышает уровень Трудности на 0.20 балла.

- Возможное изменение уровня гимнастки (постепенное сгибание опорной ноги; подъем - выпрямление ноги) + 0.10 балла за каждое.

- К элементу можно добавлять волну или вращательное движение со сменой оси (перед или после элемента). + 0,1. Пример: поворот в аттитюде и уходит в колесо.

- Вращение с наклоном туловища назад (для поворотов в заднем равновесии):

- Для поворотов на полу:

- нельзя делать два вращения на полу в переднем шпагате;

- нельзя делать больше двух вращений в заднем шпагате

Какие самые распространенные ошибки при выполнении поворотов?

К поворотам относят также бывшие элементы гибкости и волн (циркули, повороты на груди), ещё примеры.

Существует отдельные смешанные повороты. Это два или больше поворота, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой поворотов + 0.1. Обращаем ваше внимание на то, что существуют смешанные трудности из разных групп элементов тела. То есть, к примеру, можно сделать поворот, переходящий в прыжок. Детальнее об этом мы ещё поговорим.

Для того, чтобы поворот был засчитан, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы крутить повороты? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость. Для поворотов, выполняемых на одной ноге (большинство) необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

В следующем материале речь пойдет о смешанных элементах.

Для примера удачных поворотов мы не будем приводить фото, так как их нужно наблюдать в движении:

2. Повороты в художественной гимнастике:
2.1. Классификация поворотов;
2.2. Структура и основы техники поворотов.

3. Техника исполнения типичных поворотов в художественной гимнастике.


Оценить 17963 0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа №1

«Техника исполнения поворотов

Классификация упражнений без предмета.

Повороты в художественной гимнастике:

Структура и основы техники поворотов.

Техника исполнения типичных поворотов в художественной гимнастике.

Классификация упражнений в художественной гимнастике.

Движения без предмета – основа всех соревновательных упражнений в художественной гимнастике. В качестве самостоятельного упражнения они входят в обязательную программу гимнасток и, кроме того, являются той необходимой двигательной базой, на которой основываются все упражнения с предметами.

В настоящее время упражнения без предмета подразделяются на несколько типов, представленных в классификационной таблице на рис. 1.

Упражнения без предмета

Акробатические и полуакробатические движения

Эти упражнения можно разделить на два класса элементов. Один из них составляют простые упражнения, второй – сложные.

Простые упражнения являются наиболее элементарными, чаще всего они играют в комбинации роль связующих движений. Это прежде всего разновидности ходьбы и бега (чаще стилизованные), перемещения простыми скачками и т.д. К классу сложных упражнений условно отнесены элементы, разучивание которых связано с образованием более или менее сложного двигательного навыка. Это упражнения типа волн, равновесий, поворотов, прыжков, элементы акробатического и полуакробатического характера.

Повороты в художественной гимнастике.

Под поворотом в художественной гимнастике понимаются, по преимуществу, вращательные движения вокруг вертикальной оси тела гимнастки, совершаемые в стоках на одной или обеих ногах. Существует небольшая категория движений типа поворотов, исполняемых и в других, в том числе смешанных положениях.

Сложность и трудность поворотов вокруг вертикальной оси различна. Среди движений этого типа встречаются как элементарные упражнения (близкие, например, к строевому повороту), так и очень трудные.

С технической точки зрения главная задача при выполнении поворотов – это сохранение устойчивости в движении. В этом отношении данные движения сходны по своим биомеханическим характеристикам с равновесиями. Однако в отличие от последних повороты имеют целый ряд особенностей, заставляющих рассматривать их как самостоятельные упражнения.

Классификация поворотов.

Простые повороты не требуют, в сущности, владения какой-либо специальной техникой движения. Характерные для них навыки элементарны и сводятся к заданной перемене положения тела. Сюда относятся простейшие повороты приставлением ноги, переступанием, повороты из скрестного положения ног и др.

Повороты с круговым взмахом относятся к наиболее сложным и трудным движениям этого типа. Для них характерны возможность инерционного исполнения поворота на 360 0 , 720 0 и более. Такие повороты могут исполняться с опорой на одну или обе ноги. В первом случае характерно использование взмаха не только руками, но и свободной ногой. Выделяют малые повороты, выполняемые с согнутой ногой, и большие – выполняемые в положениях типа равновесий. Повороты, выполняемые на двух ногах, могут быть весьма сложными, особенно при повороте в прыжке.

2.2. Структура и основы техники поворотов.

С технической точки зрения все виды поворотов базируются на отталкивании от опоры, при котором относительно оси поворота создается момент внешних сил, вызывающих необходимое вращательное движение. В подавляющем большинстве случаев для этого используется отталкивание ногами или ногой от опоры. Однако в различных видах поворотов этот общий механизм отталкивания реализуется несколько по-разному. Здесь играют роль характер опоры, наличие и интенсивность маховых действий свободными звеньями, необходимость и возможность добиться при повороте инерционного вращения тела вокруг вертикальной оси и другие факторы. Рассмотрим некоторые основные положения, относящиеся к технике поворотов.

Существуют повороты, при которых положение ни той, ни другой ноги не совпадают с осью вращения всего тела при повороте. Таковы, например, повороты на обеих ногах из положения скрестно. В этом случае возникает момент пары сил, который вызывает вращение вокруг некоторой оси, размещенной между стопами.

Эффект вращающий отталкиваний зависит от импульса моменты силы. Импульс момента силы ( S ) есть произведение, полученное от умножения момента силы ( M ) на время его действия ( t ): S = M * t . Таким образом, чем дольше и чем сильнее гимнастка отталкивается ногой, тем активнее будет поворот.

Маховые движения свободными звеньями при повороте играют исключительно важную роль. Действия свободными звеньями должны рассматриваться во взаимосвязи с действиями опорных звеньев и являются неотъемлемой частью механизма махового поворота: движение маховых звеньев (рук, свободной ноги, а также наиболее мобильных в данном конкретном случае сегментов туловища) является первой активной фазой собственного поворота, после которой вращение тела передается на другие звенья, расположенные ближе к опоре. Интенсивность поворота при включении в работу маховых звеньев, как правило, резко возрастает.

Эффективность махового движения звена при повороте зависит не только от мощности движения, но и от пространственного характера махового движения. При круговом взмахе действия свободного звена влияют на исполнение поворота, поскольку плоскость движения звена при махе совпадает с плоскостью поворота. При взмахе, совершаемом точно в горизонтальной плоскости, перенос вращательного движения от махового звена на опорные звенья будет максимальным. Для осуществления этого пришлось бы, например, ускоренный взмах руками (см. 1-ю фазу отталкивания) совершать из положения руки в стороны. Точно так же взмах ногой нужно было бы совершать, предварительно подняв ее до горизонтального положения (вперед, в сторону).

В тех случаях, когда взмах совершается в вертикальной плоскости, движение свободных рук или ног не может быть использовано непосредственно для поворота. Здесь перенос импульса равен нулю, так как вращение свободных звеньев при взмахе и вращение тела при повороте осуществляется вокруг оси, расположенных друг к другу под углом 90 о .

В реальных случаях маховые действия руками и ногой, связанные с активной частью поворота вокруг вертикальной оси, никогда не делаются строго в горизонтальной или тем более в вертикальной плоскостях. Взмах всегда выполняется с движением свободного звена в промежуточных плоскостях.

Взаимосвязь формы и тела гимнастки со скоростью поворота. Интенсивность поворота зависит от эффективности отталкивания, от полученного при отталкивании кинетического момента. Кинетический момент ( K ), или момент количества движения, есть произведение момента инерции тела гимнастки ( I ), взятого относительно заданной оси вращения и угловой скорости системы( w ): К = Iw .

Поскольку кинетический момент тела гимнастки при повороте стремится остаться неизменным (см. выше закон сохранения кинетического момента), величины момента инерции и угловой скорости тела оказываются связанными обратной зависимостью: чем меньше (больше) момент инерции тела гимнастки относительно вертикальной оси (оси поворота), тем больше (меньше) скорость вращения тела. Поскольку момент инерции тела гимнастки зависит от ее позы, от формы тела при исполнении поворота, она может преднамеренно или неосознанно влиять на скорость вращения тела в ходе поворота. Действия гимнастки, обеспечивающие приближение масс тела к оси вращения и таким образом уменьшающие моменты инерции тела относительно оси поворота, приводят к ускорению поворота. Напротив, изменения позы, связанные с удалением масс тела от оси вращения, замедляют поворот.

С указанной точки зрения идеальным был бы поворот в совершенно выпрямленном положении с поднятыми вверх руками. Всякое отклонение от этой позы (например, поднимание свободной ноги, опускание рук или руки, сгибание или прогибание тела) приводит к немедленному замедлению поворота. Наиболее медленными по этой причине оказываются повороты типа вращений в положениях, близких к равновесиям на одной или горизонтальном расположении туловища, свободной ноги и рук.

Техника типичных поворотов в художественной гимнастике.

Рассмотрим наиболее характерные элементы структуры и техники поворотов различных типов. Основное внимание в художественной гимнастике уделяется поворотам, исполняемым с использованием маховых действий.

Спиральные повороты – координационной сложный вид поворотов, близкий по технике и структуре действий к волнам. В технике спиральных поворотов тонко сочетаются разнородные механизмы, своеобразно дополняющие друг друга. В подготовительной стадии движения такого поворота гимнастка делает полуприсед, сгибаясь в коленных и тазобедренных суставах. В дальнейшем это позволяет ей выполнить действия, обеспечивающие поворот.

Основную стадию движения гимнастка начинает движение коленями в сторону поворота, поднимаясь на носки, при этом ее плечевой пояс и руки остаются неподвижными. Такое движение становится возможным благодаря связи с опорой и, по существу, сходно с простыми поворотами.

Последняя часть спирального поворота представляет собой поворот приставлением.

Поворот прямым взмахом относится к числу поворотов, исполняемых маховым движением свободной ноги в одной плоскости при сопутствующих им маховых движениях руками. Типичным случаем такого движения является поворот, исполняемый, например, из положения выпада вперед: перенося тяжесть тела целиком на согнутую впереди ногу и вставая на нее, гимнастка делает взмах вперед другой ногой и руками. Оставляя маховую ногу впереди, гимнастка поднимается на носок опорной ноги и поворачивается кругом, приходя обычно в положение, близкое к равновесию на одной.

Кратко проанализируем это несложное движение, довольно показательное в отношении структуры и техники.

Подготовительные действия такого поворота выражены относительно мало. Они весьма близки по характеру к подготовительным действиям несложных прыжков с места и обычно выражаются в не слишком энергичном замахе назад руками (при повороте взмахом вперед). При заранее освобожденной маховой ноге (например, в случае поворота из стойки на одной, другая назад) подготовительный замах может также и у маховой ноги.

Основные действия поворота связаны с взмахом и собственно поворотом. Может быть выделено несколько показательных фаз этой стадии.

В этой фазе сохраняется закрытая осанка, гимнастка фиксирует взгляд на маховой ноге.

Выполнение описанной части поворота облегчается разворотом (предварительным) маховой ноги в фазе взмаха. Поворот опорных звеньев, кинематически связанных с маховой ногой и туловищем, также облегчается благодаря значительному снижению в данной фазе связи с опорой: при торможении движения маховой ноги тело гимнастки приподнимается, снимая давление на опору (возможен даже подскок); спортсменка встает на носок (что также снижает трение об опору) и в этом положении выполняет поворот.

Завершающие действия заключаются в фиксации положения после взмаха (например, равновесия) или в исполнении последующих связующих движений.

Повороты круговым взмахом и толчком относятся к наиболее сложным движениям данной группы, в которых собственно поворот тела вокруг вертикальной оси выражен наиболее ярко и может протекать по инерции, благодаря чему угловой путь тела во время поворота может достигать 720 о и более.

Построение поворотов такого рода подчиняется общей схеме, которая близка к схеме отталкиваний при прыжках. В этих упражнениях можно выделить 4 стадии действий.

Подготовительная стадия связана с принятием наиболее удобного (и выразительного) положения для отталкивания с одновременным или последующим замахом руками. Таким исходным положением могут быть, например, II , IV позиции, стойка типа выпада и т.п. Руки во время подготовительного замаха отводятся в сторону, противоположную взмаху.

Стадия реализации представляет собой собственно поворот на одной или реже на обоих ногах. В этой части упражнения тело гимнастки движется по инерции. При этом ее поза, подчиняясь поставленным спортивным и художественным задачам, может меняться. Скорость поворота будет соответственно уменьшаться ил увеличиваться, хотя кинетический момент тела неуклонно уменьшается под действием внешнего момента сил трения.

Кратко рассмотрим технику наиболее характерных поворотов, относящихся к данной группе.

Большие повороты выполняются на основе вертикальных, передних, боковых и задних равновесий. Вращение тела в этих положениях может достигать 720 о и более. Они так же, как и малые повороты, могут быть одноименными (что наиболее типично) и разноименными. Изменяя позу в ходе поворота, можно переводить большие повороты в малые и обратно, а также вообще менять характер положения равновесия в стадии реализации.

Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры. Под общ. ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. М., ФиС, 1979.

Мавромати Д. Упражнения художественной гимнастики. М., ФиС, 1972.

Варакина Т.Т., Кудряшова Л.Н., Маркова Т.П. Упражнения с предметами. М., ФиС, 1973.

Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М., ФиС, 1967.

Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М., ФиС, 1971.

Художественная гимнастика. Учебное пособие. Под общ.ред. Л.П. Орлова. М., ФиС, 1973.

ЭЛЕМЕНТ — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризу­ющееся законченностью и невозможностью расчленения на составляю­щие элементы.

СОЕДИНЕНИЕ — совокупность последовательно и слитно исполня­емых элементов, при этом выполнение элемента в соединении каче­ственно отличается от его изолированного выполнения.

КОМБИНАЦИЯ — совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как пра­вило, соскок) элементами.

ОДНОИМЕННЫЕ — движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

РАЗНОИМЕННЫЕ — движения, противоположные: по направле­нию стороне конечности — правой влево или левой вправо; с разно­именным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

ПООЧЕРЕДНЫЕ — движения, выполняющиеся сначала одной ко­нечностью (рукой или ногой), затем другой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ — движения, выполняющиеся одно за дру­гим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амп­литуды.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ — движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметрич­ными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асим­метричными.

на — указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;

в — указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;

с — ставится между элементами, выполняемыми одновременно.

УПОРЫ ПРОСТЫЕ — выполняются опорой только руками.

УПОРЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются: с дополнительной опо­рой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела — руками (рукой), согнутыми ногами, носками.

ВИСЫ СМЕШАННЫЕ — выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.

ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ — выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.

ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ — выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.

Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.

БЕГ — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага — см. Шаг: мягкий — с без­опорной фазой и более эластично; перекатный — с безопорной фазой и более эластично; пружинный — состоит из ряда подскоков с поочеред­ными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, нос­ки оттянуты; острый — выполняется менее резко, свободная нога выно­сится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий — маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.

ВИС — положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

ВОЛНА — целостное движение с последовательным выведением впе­ред и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (рука­ми).

ВСКОК — прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.

ВХОД — из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.

ВЫКРУТ — переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, вы­полняемый вращением в плечевых суставах.

ВЫХОД — из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.

ГРУППИРОВКА — положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.

ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ — выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружи­ну; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение вы­полняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.

КАЧ — колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.

КРУГ — а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) дви­жение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над сна­рядом или полом.

КУВЫРОК — вращательное движение тела с последовательным ка­санием опоры и переворачиванием через голову.

КУРБЕТ* — прыжок с рук на ноги.

МАХ — движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание — несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных на­правлениях; взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направ­лении с возвращением в и. п.; отмах — махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах — движение ногой или ногами над по­лом или снарядом.

МОСТ — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).

МОСТ* — выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.

НАКЛОН — отведение туловища или головы относительно верти­кального положения; разновидности: пружинящий — выполняется не­сколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь — выполняется с касанием пола руками (рукой).

ОБОРОТ — круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приве­денными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.

ОПУСКАНИЕ — спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).

ПЕРЕКАТ — вращательное движение тела с последовательным каса­нием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).

ПЕРЕВОРОТ — вращательное движение тела с полным переворачи­ванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различа­ют П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-

ПЕРЕЛЕТ — перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.

ПЕРЕСКОК — а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.

ПЕРЕХОД — перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).

ПОВОРОТ — движение тела вокруг своей продольной оси; П. туло­вища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота — поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.

ПОДСКОК — небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием в указанном направлении.

ПОДЪЕМ — переход в упор из виса или более низкого упора.

ПРИСЕД — положение на согнутых ногах опорой на носках; полу­присед — положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю сто­пу; упор присев — сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.

ПРЫЖОК — свободный полет после толчка ногами или одной но­гой.

РАВНОВЕСИЕ — стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.

РОНДАТ — переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.

САЛЬТО — безопорное вращательное движение тела после отталки­вания или отпускания рук.

СЕД — положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя — смешанный упор, сочетающий положение сидя и суще­ственную опору руками.

СКРЕЩЕНИЕ — два одновременных встречных перемаха; разновид­ности: прямое С. — выполняется в продолжение одноименного перема­ха; обратное С. — выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).

СОСКОК — спрыгивание со снаряда.

СПАД — переход из упора в вис или более низкий упор.

СТОЙКА — а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху — с указанием опоры.

УПОР — положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.

УПОР — вертикальное положение тела с опорой прямыми, направ­ленными вниз руками

ХВАТ — способ держания за снаряд; перехват — изменение X .

ШАГ — перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. — означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновиднос­ти Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий — с носка с корот­ким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в верти­кальной плоскости; перекатный — с носка, при выносе другой ноги впе­ред опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный — как перекат-

ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый — с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий — с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной — с носка одной ногой и приставлением другой; переменный — сочетание пристав­ного Ш. и обычного; скользящий — скользящим движением выставляе­мой ноги.

ШПАГАТ* — сед с предельно разведенными ногами; Ш. пра­вой (левой) — указана нога, находящаяся впереди.

Основные положения рук

ВНИЗ (в и. п. не указывается)

НАЗАД (до отказа)

ВПРАВО или ВЛЕВО

Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения

(ДУГАМИ) ВПЕРЕД — см. также правила сокращений

(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО

(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ

ДУГОЙ — а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продол­жающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде — движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из ниж­ней точки.

ВНЕ — а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.

ВНУТРИ — а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) по­ложение гимнаста внутри брусьев или лестницы.

ПРОДОЛЬНО — плечевая ось параллельна оси снаряда.

ПОПЕРЕК — плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.

СТОЯ — а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).

ЛЕЖА — положение, при котором гимнаст находится в горизонталь­ном состоянии или ближе к горизонтальному.

СИДЯ — положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).

СПЕРЕДИ — лицом или передней поверхностью туловища к удержи­ваемому снаряду или опоре.

СЗАДИ — спиной к удерживаемому снаряду или опоре.

БОКОМ — указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.

ПРОГНУВШИСЬ — прямое туловище, слегка отведенные назад пле­чи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предус­мотрено техникой исполнения).

СОГНУВШИСЬ — тело согнуто в тазобедренных суставах почти мак­симально.

УГЛОМ — прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.

ВЫСОКИМ углом — прямые ноги максимально приведены к туло­вищу и находятся в положении, близком к вертикальному.

С ЗАХВАТОМ —• прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.

МАХОМ — выполняется за счет инерции движения гимнаста.

СИЛОЙ — выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимна­ста.

РАЗГИБОМ — выполняется за счет ускоренного разгибания в тазо­бедренных суставах.

ПЕРЕВОРОТОМ — выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).

УЗКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги расставлены в стойке вдвое мень­ше, чем в стойке ноги врозь.

ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) — ноги в стойке широко разведены в стороны.



КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса

Общие задачи урока

Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).

Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).

Совершенствовать выполнение изученных акробатических элемен­тов в комбинации (мальчики, девочки).

Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.

Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.

Формировать навыки дружной и согласованной работы при выпол­нении учебных заданий в группах.

Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.

Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:

гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы поворотов, рекомендуем смотреть таблицу. Равновесия и повороты выполняются в практически одинаковых формах.

- базовое вращение минимум 360

- чёткая и фиксированная форма до конца вращения

- выполняется на полупальцах (Поворот), на полной стопе или на различных частях тела

- Каждое дополнительное вращение на релеве на 360 повышает уровень Трудности на базовую ценность для изолированной и смешанной трудности.

- Каждое дополнительное вращение на всей стопе или другой части тела на 360 повышает уровень Трудности на 0.20 балла.

- Возможное изменение уровня гимнастки (постепенное сгибание опорной ноги; подъем - выпрямление ноги) + 0.10 балла за каждое.

- К элементу можно добавлять волну или вращательное движение со сменой оси (перед или после элемента). + 0,1. Пример: поворот в аттитюде и уходит в колесо.

- Вращение с наклоном туловища назад (для поворотов в заднем равновесии):

- Для поворотов на полу:

- нельзя делать два вращения на полу в переднем шпагате;

- нельзя делать больше двух вращений в заднем шпагате

Какие самые распространенные ошибки при выполнении поворотов?

К поворотам относят также бывшие элементы гибкости и волн (циркули, повороты на груди), ещё примеры.

Существует отдельные смешанные повороты. Это два или больше поворота, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой поворотов + 0.1. Обращаем ваше внимание на то, что существуют смешанные трудности из разных групп элементов тела. То есть, к примеру, можно сделать поворот, переходящий в прыжок. Детальнее об этом мы ещё поговорим.

Для того, чтобы поворот был засчитан, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы крутить повороты? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость. Для поворотов, выполняемых на одной ноге (большинство) необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

Читайте также: