Повести о борьбе с ордынцами кратко

Обновлено: 08.07.2024

5. Монгольский фактор в русской истории: дискуссии исследователей

Основные понятия: нойоны, нукеры, араты, курултай, баскаки, тумен, берендеи, выход, Чингизиды, улус, иго, мурза, багатуры, темники, ямские становища

Вопросы для обсуждения

Воинские повести Древней Руси – особенности жанра. Основные сюжеты и идейное содержание. Главные герои. Правда и вымысел в древнерусских воинских повестях.

Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. / под ред. Т. 6: XIV – середина XV в. СПб.: Наука, 1999. 583 с.; Т. 7: Вторая половина XV в. СПб.: Наука, 1999. 581 с.Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. / под ред. Д.С. Лихачева. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 2000. 526 с.

Задонщина. Древнерусская песня. / сост. и комм. А. А. Зимина, А.С. Макарова. Тула: Приокское книжное изд-во, 1980. 125 с.

Летописные повести о Куликовской битве

Летописные повести о монголо-татарском нашествии

Памятники литературы Древней Руси. XIV – середины XV в. М.: Художественная литература, 1981. 606 с.

Повесть о Куликовской битве: текст и миниатюры лицевого свода XVI в. / под ред. Д.С. Лихачева. Л.: Аврора, 1984. 400 с.

Поле Куликово: сказания о битве на Дону. Сб. / пер. Л.А. Дмитриева, А.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1980. 239 с.

Россия героическая: рассказы русских летописей и воинские повести XIV–XVI вв. / под ред. Ю.К. Бегунова. М.: Молодая гвардия, 1988. 173 с.

Сказания и повести о Куликовской битве / под ред. Л.А. Дмитриева, О.А. Лихачевой. Л: Наука, 1992. 422 с.

Горский, А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. М., 2000. 214 с.

Вернадский, Г.В. История России / Г.В. Вернадский. Т. 3. Монголы и Русь. М.: Аграф, 2000. 480 с.

Егоров, В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. / В.Л. Егоров. М.: Либроком, 2013. 248 с.

Каргалов, В.В. Русь и кочевники / В.В. Каргалов. М.: Вече, 2008. 480 с.

Каргалов, В.В. Свержение монголо-татарского ига / В.В. Каргалов. М.: URSS, 2011. 144 с.

Кривошеев, Ю.В. Русь и монголы. Исследования по истории Северо-Восточной Руси XII – XIVвв. / Ю.В. Кривошеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 468 с.

Лихачев, Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси / Д.С. Лихачев. М.: Современник, 1979. 412 с.

Рудаков, В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII – XV вв. / В.Н. Рудаков. М.: Квадрига, 2009. 248 с.

Творогов, О.В. Литература Древней Руси / О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1981. 128 с.

Трепавлов, В.В. Золотая Орда в XIV столетии / В.В. Трепавлов. М.: Квадрига, 2010. 72 с.

Федоров-Давыдов, Г.А. Общественный строй Золотой Орды / Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1973. 181 с.

7. Агиографическая литература Древней Руси

Как исторический источник

1. Святые на Руси: канонизация и типизация. Особенности агиографической литературы

2. Жития о Борисе и Глебе: образы первых русских святых

3. Князь Александр Невский в житийной литературе. Дискуссии историков о политической деятельности Александра Невского.

4. Церковная биография Сергия Радонежского: правда и вымысел.

Основные понятия: агиография, книжник, апостол, апокриф, страстотерпцы, черноризцы, Ливонский Орден, Тевтонский Орден, корзно

Вопросы для обсуждения

Святые Древней Руси и их канонизация. Типы русских святых. Причины создания житий святых. Особенности житий как исторического источника. Авторы житийной литературы.

Житийный образ Александра Невского: правда и вымысел. Политическая и военная деятельность князя. Споры историков об Александре Невском как деятеле Средневековой Руси. Память об Александре Невском в России.

Сергий Радонежский в древнерусской истории. Реалии и легенды в житии Сергия Радонежского. Роль Сергия Радонежского в развитии монастырской системы в Северо-Восточной Руси XIV века. Трактовки и оценки историков деятельности Сергия Радонежского.

Житие преподобного Сергия Радонежского / сост. М.А. Письменный. М.: РИПОЛ классик, 2003. 160 с.

Житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2007. 63 с.

Русские святые: 1000 лет русской святости. Жития. М.: Азбука, 2000. 813 с.

Святой Александр Невский – защитник земли русской. Сб. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2001. 555 с.

Алексеев, С.В. Александр Невский: жизнь, ставшая житием / С.В. Алексеев // Родина. 2013. № 8. С. 2 – 5.Бегунов, Ю.К. Александр Невский: жизнь и деяния святого и благоверного великого князя / Ю.К. Бегунов. М.: Молодая гвардия, 2003. 259 с.

Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. М.: Молодая гвардия, 2001. 296 с.

Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 181 – 228.

Егоров, В.Л. Александр Невский и Чингизиды / В.Л. Егоров // Отечественная история. 1997. № 2. С. 48 – 58.

Кирпичников, А.Н. Ледовое побоище 1242 года. Новое осмысление / А.Н. Кирпичников // Вопросы истории. 1994. № 5. С.162 – 166.

Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В.О. Ключевский. М.: Астрель, АСТ, 2003. 396 с.

Опрышко, Н.А. Православные святые: почитание и прославление / Н.А. Опрышко. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. 302 с.

Кучкин, В.А. Александр Невский. Государственный деятель и полководец средневековой Руси / В.А. Кучкин // Отечественная история. 1996. № 5. С. 18 – 33.

Соловьев, К.А. Культ Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси / К.А. Соловьев. М.: Компания Спутник Плюс, 2007. 168 с.

Успенский, Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории Древней Руси / Б.А. Успенский. М.: Языки русской культуры, 2000. 124 с.

Шенк, Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263 – 2000) / Ф.Б. Шенк. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.

Энциклопедия православной святости: в 2 т. /сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов. Т. 1. М.: Лик пресс, 1997. 398 с.; Т.2. 398 с.

Рати Батыя опустошили огромную территорию: во время его похода (1237-1241) были взяты, разрушены и сожжены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Чернигов, Переяславль-Южный, Владимир-Волынский, Галич.

Трудно представить общие масштабы бедствия, исчислить людские жертвы — число погибших или угнанных в плен. Непоправимый урон был нанесен и русской культуре. Достаточно выразительным свидетельством является тот факт, что во второй половине XIII в. на Руси почти не ведется каменное строительство, тогда как количество церквей и каменных построек XII и начала XIII в. исчислялось тысячами.

Литературное развитие в XIII — первой половине XIV в. существенно замедляется, и на долгое время, по крайней мере до середины XV в., одной из центральных в русской литературе становится патриотическая тема — прославление подвигов русских воинов, доблести русских князей в годы нашествия Батыя и побед русского оружия во времена Дмитрия Донского.

Этот заключительный аккорд звучит как летописная некрологическая похвала, в которой, однако, восхищение достоинствами прославляемого заглушает скорбь о его кончине. Характерен в этом отношении конец похвалы, в котором совершенно не отразились трагические обстоятельства гибели рязанских князей:
И многи труды и победы по правой вере показаста,
а с погаными половци часто бьяшеся за святыа церкви и
православную веру,
а отчину свою от супостат велми без лености храняша.

В 1223 г. пришли на Русь народы, о которых никто не ведал: не знали ни названия их, ни каков их язык и какова вера. Кто называл их татарами, кто таурменами, а кто печенегами. Известно было только то, что многие земли они завоевали, многие народы пленили. По мнению тверского летописца, Бог допустил такое несчастье из-за гордости и высокомерия русских князей. Любили князья хвалиться своей храбростью и удалью своих дружин. Вот за эту похвальбу и наказал Бог великого князя киевского Мстислава Романовича.

Было на Руси, говорится в летописи, семьдесят богатырей. Один из них, родом из Ростова, звался Александром (Алёшей) Поповичем, служил он великому князю Всеволоду Юрьевичу, а когда Всеволод отдал Ростов своему сыну Константину, то Александр стал служить Константину. Константин же враждовал со своим братом Юрием, который княжил во Владимире. Находясь в дружине Константина, Александр перебил многих людей князя Юрия. Поэтому, когда Константин умер и на престол взошёл Юрий, Попович побоялся, что тот отомстит ему за гибель своих верных слуг. Он созвал всех богатырей на совет, и они решили, что если будут служить разным князьям, то поневоле перебьют друг друга, так как князья постоянно воюют между собой. И приняли они решение служить одному великому князю киевскому, храброму Мстиславу Романовичу. И князь очень гордился и хвалился ими, пока не произошло несчастье.

Захватив половецкие земли, татары подошли к границе Руси, к месту, которое носило название Половецкий вал. Половцы же, не в силах сопротивляться, бежали, и многие были перебиты. Тогда их князь Котян обратился за помощью к своему зятю Мстиславу Галицкому и ко всем князьям русским. И решили князья, что если они не помогут половцам, те возьмут сторону татар, усилив таким образом главного врага. Собрали князья большое войско и выступили в поход. Когда они пришли к Днепру, к ним приехали татарские послы и сказали, что они не собираются трогать русские земли, и предложили мир. Но князья не поверили и убили послов. Мстислав Галицкий перешёл Днепр с тысячью воинов, ударил по татарским сторожевым полкам и победил их. Услышав это, все остальные князья с дружинами перешли Днепр, вступили в бой и гнали татар восемь дней до реки Калки. Здесь князь Мстислав повелел переправляться на ладьях, а сам отправился в дозор. Увидев татарские полки, он повелел своим воинам вооружаться. Другие же князья оставались в лагере, не зная об этом: Мстислав Галицкий не сказал им ничего из зависти, так как между ними была распря.

И вот встретились полки, и начался бой. Подоспели половцы и напали на татар, но вскоре обратились в бегство и во время бегства потоптали станы русских князей. А князья не успели вооружиться, русские войска пришли в смятение, и сражение стало гибельным для них. Великий князь киевский, Мстислав Романович, его зять Андрей и Александр Дубровский не двинулись с места, а устроили над рекой Калкой ограду из кольев и три дня сражались из этого укрепления. Но татары взяли его и перебили защитников. А князей придавили к земле досками и на эти доски уселись пировать. Других князейтатары преследовали до Днепра, из них было убито шестеро,а из простых воинов только каждый десятый вернулся домой. Здесь же погибли и Александр Попович и все семьдесят богатырей.

Между битвой на Калке и нашествием хана Батыя прошло почти шестнадцать лет. За это время не разбогатела русская земля, а ещё больше обезлюдела. Причиной тому были междоусобные войны и голод, случившийся после землетрясения. Летописец отмечает, что землетрясение случилось через восемь лет после поражения русских князей, а нашествие Батыя через восемь лет после землетрясения. Города опустели: люди частью умерли голодной смертью, частью разошлись по другим землям. Татары узнали о таких невзгодах и снова двинулись из восточных стран, покорив сначала Булгарию.

В 1237 г. татары пришли лесами на Рязанскую землю. Сначала направили своих послов, требуя десятину: каждого десятого из князей, десятого из людей и из коней, каждую десятую часть от всего. Князья же рязанские, муромские и пинские решили сражаться с ними. Послали к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу, прося помощи. Но князь не хотел помогать, он сам хотел биться с татарами, чтобы слава победителя досталась только ему. Батый осадил Рязань, огородив её острогом. Князь рязанский Юрий заперся в городе с жителями, а князь Роман отступил к Коломне со своими людьми. Татары взяли Рязань приступом, убили князя Юрия и княгиню, жителей умертвили огнём и мечом и только немногих взяли в плен. Город был сожжён.

Тогда владимирский князь Юрий всё-таки выслал передовое войско, и оно соединилось у Коломны с войском князя Романа. В бою с татарами у Коломны русские дружины снова были разбиты. Затем татары двинулись на Москву и взяли её, перебив всех жителей. Тогда князь Юрий выехал из Владимира собирать новое войско, оставив дома жену, дочь и сыновей Всеволода и Мстислава. Подойдя к городу, татары расположились лагерем — бесчисленное множество воинов оказалось вокруг него. Разбив свои станы у стен Владимира, они пошли на Суздаль и взяли его,грабя исжигая на своём пути сёла, церкви, монастыри. Старых и увечных монахов и монахинь убивали, а молодых уводили в полон.

Затем татары вернулись к Владимиру и пошли на приступ города. Во время захвата Москвы в плен был взят третий сын князя Юрия — Владимир. Татары привели его кстенам города и показалибратьям Всеволоду и Мстиславу, чтобы выманить их из крепости. Братья рвались на помощь Владимиру, но воевода, назначенный Юрием, запретил им покидать укрепление. Наступая со всех сторон, татары быстро разрушили стены. Княгиня с детьми, епископ Митрофан и множество горожан укрылись в церкви Святой Богородицы и были сожжены вместе с ней.

Когда великий князь Юрий узнал о взятии Владимира и гибели своих близких, он, по словам летописца, закричал от горя и стал молиться. В это время к его лагерю на реке Сыть подошли татары. Встретились оба войска, и вспыхнула жаркая битва. Князь был убит, и многие из его дружины погибли здесь. Тело князя нашёл пришедший с Белоозера блаженный епископ Кирилл к отвёз его в Ростов, где похоронили его в церкви Святой Богородицы. А племянник князя, Василько, был взят в плен, и татары упорно пытались принудить его принять их обычаи и воевать на их стороне. Но он отказался отречься от христианской веры, не принимал пищи из рук врагов и был зверски убит. Его тело было подобрано одной благочестивой женщиной, которая завернула его в саван и спрятала в тайном месте. Узнав об этом, епископ Кирилл также перевёз его в Ростов и похоронил рядом с князем Юрием.

В 1240 г. Батый послал Менгухана осмотреть Киев. Тот был поражён его красотой и величиной. Он отправил послов к князю Михаилу Всеволодовичу, желая его обмануть. Но князь послов убил, а сам сумел убежать из Киева в Венгерскую землю. В это время пришёл к Киеву сам Батый с несметным войском. Киевлянам удалось взять в плен татарина, который сообщил о всех воеводах ханских — их было великое множество. Татары день и ночь таранили стены, и им удалось сделать пролом. В проломе горожане отчаянно сражались, но были побеждены. Когда татары взошли на стены, жители за одну ночь возвели новые стены вокруг церкви Святой Богородицы. Утром татары вновь пошли на приступ. Народ спасался на церковных сводах со всем своим добром, и церковь под тяжестью рухнула. Взяли татары город 6 декабря 1240 г.

В тот же год произошло пленение Волынской земли. Затем Батый двинулся против венгров. Король Бела встретил его на реке Солоне, где стоят волынские города Изборск и Львов. Здесь произошёл бой, и Батый одержал очередную победу. Венгры обратились в бегство, татары гнали их до самого Дуная. И оставался здесь Батый три года, грабя венгерские земли.

Пересказала О. В. Ермолаева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

С конца XIII в. начинается возрождение Русской земли, подвергшейся опустошительному разгрому монголо-татарскими полчищами. Сознание необходимо­сти борьбы за свое освобождение приводит к сплоче­нию народных сил, одновременно происходит полити­ческое объединение Руси вокруг единого центра, ко­торым становится Москва.

В начале XIV в. закладываются основы русской государственности, начинается процесс политической централизации. Формирование Русского централизован­ного государства способствовало развитию национально­го самосознания и тесно связанной с ним русской культу­ры. Основной темой литературы становится тема ста­новления централизованного государства, единства рус­ских земель. Сознание необходимости борьбы против ненавистного монголо-татарского ига, обретения нацио­нальной независимости постепенно овладевает умами ши­роких слоев населения. Первыми восстали против пора­ботителей жители Твери: в 1327 г. ханский посол Шевкал (Щелкан), начавший творить насилие над русскими людьми, был сожжен в княжеском дворце. В 1374 г. вос­ставшие нижегородцы перебили ханских послов во главе с их старейшинами. Возглавить борьбу русского народа против поработителей сумел московский князь Дмитрий Иванович (1350—1389). Он сплотил под знамена Моск­вы почти всю северо-восточную Русь и в битве на поле Куликовом 8 сентября 1380 г. нанес сокрушительный удар полчищам Мамая.




В 1466-1472 гг. Афанасий Никитин совершил смелое путешествие в Прикаспийское Закавказье, Иран и Индию, о которой на Руси и в Западной Европе распространялись сказочные предания. Ранее он уже побывал в других странах. Афанасий Никитин был предприимчивым и энергичным купцом и одновременно образованным, наделенным природным умом и дипло­матическим тактом человеком. Когда в Москву летом 1466 г. прибыл Хасан-бек, посол Ширванского царства, находившегося на террито­рии современного Азербайджана, Афанасий Никитин воспользовался этим приездом и с разрешения москов­ского великого князя Ивана III подготовился для торго­вой поездки из Твери Волгой в прикаспийские страны и Персию. Вместе с ним поехали три десятка московских и тверских купцов.

Стиль "хождения" - это стиль дневниковых записей, сопровождаемых иногда лирическими отступлениями, в которых автор печалится по поводу своей оторванности от родины. Язык Афанасия почти свободен от церковнославянизмов, это живой разговорный древнерусский язык, но зато уснащенный словами персидского, арабского и тюркского происхождения. Новаторской чертой книги Никитина является, в первую очередь, обилие в ней автобиографических элементов, позволяющих на всем протяжении ощущать присутствие автора, его личную судьбу и переживания.

На рубеже ХУ-ХУ1 вв. в русской литературе наступает решительный перелом, положивший конец тенденциям лирического и психологического характера литературы предыдущего характера.

1. Рост демократических элементов в литературе 17 века. Начало обмирщения литературы.

2. Проблематика бытовых повестей 17 века.

3. Возникновение демократической сатиры.

4. Сочинения протопопа Аввакума и инока Епифания.

5. Переводная литература конца 17 века.

С конца XIII в. начинается возрождение Русской земли, подвергшейся опустошительному разгрому монголо-татарскими полчищами. Сознание необходимо­сти борьбы за свое освобождение приводит к сплоче­нию народных сил, одновременно происходит полити­ческое объединение Руси вокруг единого центра, ко­торым становится Москва.

В начале XIV в. закладываются основы русской государственности, начинается процесс политической централизации. Формирование Русского централизован­ного государства способствовало развитию национально­го самосознания и тесно связанной с ним русской культу­ры. Основной темой литературы становится тема ста­новления централизованного государства, единства рус­ских земель. Сознание необходимости борьбы против ненавистного монголо-татарского ига, обретения нацио­нальной независимости постепенно овладевает умами ши­роких слоев населения. Первыми восстали против пора­ботителей жители Твери: в 1327 г. ханский посол Шевкал (Щелкан), начавший творить насилие над русскими людьми, был сожжен в княжеском дворце. В 1374 г. вос­ставшие нижегородцы перебили ханских послов во главе с их старейшинами. Возглавить борьбу русского народа против поработителей сумел московский князь Дмитрий Иванович (1350—1389). Он сплотил под знамена Моск­вы почти всю северо-восточную Русь и в битве на поле Куликовом 8 сентября 1380 г. нанес сокрушительный удар полчищам Мамая.

В 1466-1472 гг. Афанасий Никитин совершил смелое путешествие в Прикаспийское Закавказье, Иран и Индию, о которой на Руси и в Западной Европе распространялись сказочные предания. Ранее он уже побывал в других странах. Афанасий Никитин был предприимчивым и энергичным купцом и одновременно образованным, наделенным природным умом и дипло­матическим тактом человеком. Когда в Москву летом 1466 г. прибыл Хасан-бек, посол Ширванского царства, находившегося на террито­рии современного Азербайджана, Афанасий Никитин воспользовался этим приездом и с разрешения москов­ского великого князя Ивана III подготовился для торго­вой поездки из Твери Волгой в прикаспийские страны и Персию. Вместе с ним поехали три десятка московских и тверских купцов.

Стиль "хождения" - это стиль дневниковых записей, сопровождаемых иногда лирическими отступлениями, в которых автор печалится по поводу своей оторванности от родины. Язык Афанасия почти свободен от церковнославянизмов, это живой разговорный древнерусский язык, но зато уснащенный словами персидского, арабского и тюркского происхождения. Новаторской чертой книги Никитина является, в первую очередь, обилие в ней автобиографических элементов, позволяющих на всем протяжении ощущать присутствие автора, его личную судьбу и переживания.

На рубеже ХУ-ХУ1 вв. в русской литературе наступает решительный перелом, положивший конец тенденциям лирического и психологического характера литературы предыдущего характера.

1. Рост демократических элементов в литературе 17 века. Начало обмирщения литературы.

Читайте также: