Поведение организмов скиннер кратко

Обновлено: 08.07.2024

Буррхус Фредерик Скиннер(1904-1990), более известный как Б. Ф. Скиннер, был американским психологом, оказавшим большое влияние за его вклад в развитие теории бихевиоризма и за свой утопический роман. Уолден два (1948).

Скиннер - наиболее признанный психолог в течениях бихевиоризма, и его теория была одной из самых влиятельных в психологии. Бихевиоризм предполагает, что любое поведение является реакцией на определенные стимулы в окружающей среде или последствиями истории человека.

Хотя бихевиористы обычно признают важную роль наследственности в определении поведения, они сосредотачиваются в первую очередь на факторах окружающей среды. Таким образом, они отличаются от когнитивных психологов, которые придают большое значение мыслям.

Краткая биография

Скиннер родился в Пенсильвании в 1904 году и начал работать над своими идеями человеческого поведения после получения докторской степени в Гарварде. Его работы включают Поведение организмов (1938) и роман, основанный на его теориях, Уолден два (1948). Он исследовал бихевиоризм по отношению к обществу в более поздних книгах, в том числе За пределами свободы и человеческого достоинства (1971).

Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Скиннер развил страсть к письму. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Два года спустя он решил следовать новому направлению своей жизни; он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.

Скиннер считал свободную волю иллюзией, а человеческое действие зависело от последствий предыдущих действий. Если последствия плохие, велика вероятность, что действие не повторится. Напротив, если последствия будут хорошими, действие может повториться. Скиннер назвал это принципом подкрепления.

Чтобы усилить поведение, Скиннер использовал оперантное обусловливание и для его изучения изобрел камеру оперантного обусловливания, также известную как ящик Скиннера.

К 1920-м годам Уотсон оставил академическую психологию, и другие бихевиористы стали влиятельными, предлагая новые способы обучения помимо классической обусловленности.

Образ мышления Скиннера был немного менее радикальным, чем у Уотсона. Скиннер считал, что у нас есть разум, но просто более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.

Введение в бихевиоризм

«Дайте мне дюжину здоровых, хорошо обученных детей, чтобы я мог их обучать, и я обещаю выбрать одного наугад и обучить его, чтобы он стал специалистом во всем, что я выберу: врач, юрист, художник, бизнесмен, нищий. или вор, независимо от его таланта, наклонностей, наклонностей, навыков, призвания и расы его предков.

Джон Уотсон, Бихевиоризм, 1930.

Согласно принципам бихевиоризма, все формы поведения усваиваются в среде, в которой мы растем. Бихевиористы не верили в биологические определения.

Более того, они в первую очередь интересовались поведением, которое можно было наблюдать, и считали, что нет большой разницы между обучением, которое происходит у людей, и тем, что происходит у животных.

Как зародился бихевиоризм?

Русский врач Павлов был первым, кто изучал теории бихевиоризма в 1890-х годах. Классическая павловская обусловленность была открыта случайно, когда он обнаружил в эксперименте по пищеварению своих собак, что у его собак выделялась слюна, когда он входил в комнату. , даже не взяв с собой еды.

Подводя итог, классическая обусловленность включает обучение, которое связывает безусловный стимул, который по умолчанию вызывает реакцию тела (например, рефлекс), с новым стимулом, так что последний также несет ту же реакцию.

Бихевиоризм по Беррусу Фредерику Скиннеру

Оперантное обусловливание связано с оперантами: намеренными действиями, которые влияют на окружающую нас среду. Скиннер начал выявлять процессы, которые сделали возникновение определенных оперантных форм поведения более или менее вероятным.

Оперантная обусловленность Скиннера

Как мы уже говорили, Скиннер считается отцом оперантной обусловленности, но его работа основана на законе эффекта Торндайка. Скиннер ввел в закон эффекта новый термин: подкрепление. Усиленное поведение имеет тенденцию повторяться; поведение, которое не подкрепляется, имеет тенденцию к исчезновению (ослаблению).

  • Нейтральные операторы. Это реакции окружающей среды, которые не увеличивают и не уменьшают вероятность того, что поведение будет повторяться.
  • Эти ответы увеличивают вероятность того, что поведение будет повторяться. Подкрепление может быть положительным или отрицательным.
  • Это ответы, которые уменьшают вероятность повторения поведения; наказания ослабляют рассматриваемое поведение.

Все мы сталкивались с примерами поведения, на которое повлияло подкрепление и наказание. Когда мы были детьми, например, если мы говорили во время урока, учитель велел нам заткнуться. Этот ответ учителя представляет собой наказание, которое, по крайней мере, предположительно, должно ослабить поведение при разговоре с партнером во время урока.

В подростковом возрасте, например, ношение определенного стиля или бренда одежды может быть положительно поддержано сверстниками того же возраста посредством лести, общественного признания или просто доброго жеста. Это усиливает и повышает вероятность того, что поведение, связанное с ношением одежды определенного бренда, будет повторяться.

Положительное подкрепление

Скиннер продемонстрировал, как работает положительное подкрепление, поместив голодную крысу в свой ящик Скиннера. Коробка содержала рычаг с одной стороны, и крыса, проходя через коробку, случайно нажала на рычаг. Сразу же кормовой шарик упал в небольшой контейнер рядом с рычагом.

Крысы быстро научились переходить прямо к рычагу после того, как побывали в ящике несколько раз. Последствия получения еды при нажатии на рычаг гарантировали, что они будут повторять такое поведение снова и снова.

Позитивное подкрепление усиливает поведение, обеспечивая последствия, которые человек считает полезными. Например, если ваш учитель дает вам деньги каждый раз, когда вы выполняете домашнее задание, вы с большей вероятностью будете повторять поведение выполнения домашнего задания в будущем, укрепляя это поведение.

Отрицательное подкрепление

Например, когда у вас болит голова, вы принимаете аспирин, чтобы облегчить ее. Тот факт, что боль исчезает, является отрицательным стимулом для поведения, связанного с приемом аспирина, повышая вероятность ее повторения в будущем, когда у вас появится головная боль.

Скиннер изучал, как работает отрицательное подкрепление, снова поместив крысу в свой ящик Скиннера и подвергнув ее воздействию неприятного электрического тока, который причинял ему некоторый дискомфорт. На этот раз рычаг на коробке остановил электрический ток.

Крысы сначала нажали рычаг случайно, но вскоре научились нажимать на него, чтобы остановить электрический ток. Последствие выхода из тока гарантировало, что они повторяли действие каждый раз, когда их помещали в коробку или каждый раз, когда они чувствовали электричество.

Фактически, Скиннер даже научил крыс избегать электрического тока, включив свет непосредственно перед появлением электрического тока. Крысы рано научились нажимать на рычаг, когда загорался свет, потому что они знали, что это предотвратит включение электрического тока.

Наказание

Наказание определяется как противоположность подкрепления, поскольку оно предназначено для ослабления или устранения реакции, а не для увеличения ее вероятности. Это неприятное событие, которое уменьшает последующее поведение.

Как и в случае с подкреплением, наказание может работать как путем непосредственного применения неприятного стимула, такого как удар электрическим током после реакции, так и путем удаления потенциально полезного стимула.

Например, вычитание денег из чьей-либо заработной платы для наказания за нежелательное поведение. Следует отметить, что не всегда легко отличить наказание от отрицательного подкрепления.

Когда дело доходит до применения наказания, возникает несколько проблем, например:

Моделирование поведения

Еще один важный вклад Скиннера - это концепция моделирования поведения посредством последовательного подхода. Скиннер утверждает, что принципы оперантного обусловливания могут быть использованы для создания чрезвычайно сложного поведения, если вознаграждения и наказания осуществляются таким образом, который побуждает рассматриваемый организм все ближе и ближе приближаться к желаемому поведению.

Чтобы такой результат произошел, условия (или непредвиденные обстоятельства), необходимые для получения награды, должны изменяться каждый раз, когда организм делает шаг ближе к желаемому поведению.

Согласно Скиннеру, большая часть человеческого поведения (включая язык) может быть объяснена как продукт такого типа последовательного подхода.

Модификация поведения

Модификация поведения - это набор терапий или техник, основанных на оперантной обусловленности. Основной принцип - изменить события окружающей среды, связанные с определенным поведением человека. Например, подкрепляйте желаемое поведение и игнорируйте или наказывайте нежелательное.

Однако это не так просто, как кажется. Например, постоянное закрепление желаемого поведения - это, по сути, подкуп.

Есть несколько видов положительного подкрепления. Первичное подкрепление происходит, когда награда сама по себе усиливает поведение. Вторичное подкрепление происходит, когда что-то подкрепляет поведение, потому что ведет к основному подкреплению.

Образовательные практические приложения

В обычной учебной ситуации оперантное кондиционирование применяется к темам, связанным с классами и обучением, а не к содержанию, относящемуся к обучению.

Что касается применения моделирования поведения в образовательных целях, простой способ моделирования поведения - это предоставить Обратная связь (обратная связь) относительно успеваемости учащегося (например, комплименты, знаки одобрения, поощрения).

Например, если учитель хочет побудить своих учеников отвечать на вопросы в классе, он должен хвалить их при каждой попытке, независимо от того, правильный ответ или нет. Постепенно учитель будет хвалить учеников только тогда, когда их ответы верны, а со временем будут хвалить только исключительные ответы.

Нежелательное поведение, такое как опоздания с приходом в класс и доминирование в обсуждениях в классе, может быть устранено игнорированием учителем, а не усилением путем привлечения внимания учителя к такому поведению.

Также важно знать, что вы добились успеха, поскольку это мотивирует к дальнейшему обучению. Однако важно варьировать тип предоставляемого подкрепления, чтобы поведение поддерживалось. Это непростая задача, поскольку учитель может показаться неискренним, если он слишком много думает о том, как ему следует вести себя, хваля ученика.

Другие практические приложения и критическая оценка

Оперантное обусловливание можно использовать для объяснения множества форм поведения, от процесса обучения до зависимости и усвоения языка. Он также имеет практическое применение, например, в образовательных целях, которые мы описали ранее, в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике.

В экономике хорошо известным приложением оперантного кондиционирования является экономика токенов, система, через которую человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Жетоны собираются, а затем обмениваются на что-то значимое для человека.

Использование исследований на животных, связанных с оперантным обусловливанием, также поднимает вопрос об экстраполяции результатов.

Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщать итоговые результаты исследований с животными на поведение человека, поскольку их анатомия и физиология различны, и они не могут размышлять о своем опыте или вызывать разум, терпение и память, как люди.

Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Беррес Фредерик Скиннер

Эксперименты ученого

крыса в опыте Скиннера

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг – посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, – не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Формирование поведения по Скиннеру

Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Но Скиннер определяет эту целенаправленность в терминах обратной связи. Иными словами, на поведение воздействуют определенные последствия животного.

Скиннер был согласен со взглядами ученых Уотсона и Торнадайка на двоякую природу психического развития. Они считали, что на формирование психики оказывают влияние два типа факторов – социальные и генетические. При оперантном обучении подкрепляются особые операции, которые совершаются субъектом. Иными словами, генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды.

Скиннер также считал, что оперантное обусловливание может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.

голуби играют в пинг-понг

Положительное подкрепление

виды поощрений

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени – зарплата – способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

процесс наказания

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Скиннер - автор теории научения в психологии

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
  • Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
  • Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
  • Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
  • Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
  • Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

мотивация по Скиннеру

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Личность и концепция научения

формирование поведения

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

berres-frederik-skinner-3.jpg

В 1972 году Американская психологическая ассоциация назвала Берреса Фредерика Скиннера самым выдающимся психологом XX века. Зигмунд Фрейд остался вторым. Одного этого факта достаточно, чтобы заинтересоваться ученым, о котором у нас не так уж много известно.

Б.Ф.Скиннер (1904-1990) был представителем бихевиоризма, он развивал идеи Ивана Павлова и Джона Уотсона во второй половине XX века. Как и его великие предшественники, в своей профессии, а часто и в жизни он не признавал компромиссов, доводя каждую идею до логического конца и не считаясь с тем, будет ли это шокировать окружающих. А еще он был увлечен практическим воплощением своих идей, и хотя далеко не все его замыслы были реализованы, он останется в истории как создатель программированного обучения.
Мне кажется, это был интересный и необычный человек.

Скиннер как изобретатель
Один небольшой эпизод из детства Скиннера неплохо иллюстрирует суть его подхода к психологии (хотя о психологии он тогда вряд ли думал). Дело в том, что он постоянно забывал вешать свою пижаму в шкаф, что не нравилось его маме. А Скиннер был любящим сыном и хотел, чтобы мама была довольна.
Как бы подошел к этой проблеме "классический" психолог? Возможно, он стал бы рассуждать о силе воли и необходимости ее тренировки. Психоаналитик с хорошей вероятностью стал бы копаться в конфликтах и противоречиях отношений матери с сыном. Что сделал юный Скиннер? Он сконструировал несложный механизм: соединил веревочкой крючок в шкафу с табличкой над дверью. Когда пижама висела на крючке, механизм не действовал. Если пижамы не было, табличка загораживала дверной проем. На ней было написано "Повесь пижаму". И проблема была решена раз и навсегда
Идея с пижамой в каком-то смысле является метафорой бихевиоризма: вместо копания в дебрях психики, задать внешнюю ситуацию так, чтобы она неизбежно привела к нужному результату.

Уже будучи психологом, Скиннер сконструировал специальную воздушную камеру для младенцев. Он придумал ее, когда родилась его младшая дочь Дебора, чтобы облегчить жене уход за девочкой. В камере поддерживалась комфортная для младенца температура, ее передня часть была стеклянной, а внизу лежала мягкая подстилка, которую было легко менять. Маленькая Дебора Скиннер находилась в камере без одежды, у нее была неведомая другим младенцам свобода движений, а маме уже не нужно было постоянно следить за ней, достаточно было кормить ребенка и поддерживать чистоту. Дебора провела в такой камере первые два года жизни.


Психологам конечно было интересно, как повлияло на судьбу девочки такое необычное воспитание. В сети есть информация о том, что Дебора Скиннер пыталась покончить жизнь самоубийством, что она страдала серьезными нервными расстройствами. Но на самом деле она выросла психически и физически здоровой, стала художником и писателем и написала статью под названием "Я не подопытная крыса", где опровергла все слухи о себе. Главные последствия двух лет, проведенных в необычных условиях, это очень цепкие пальцы ног и привычка спать без одеяла.
Попытка Скинера наладить промышленное производство подобных камер провалилась из-за отсутствия спроса, хотя несколько сотен камер было продано.

Развитие теории: научение по Скиннеру
Основной вклад Скиннера в психологию - это развитие теории научения. Как и основатель бихевиоризма Уотсон, он был сторонником схемы "стимул - реакция". Он полагал, что для того, чтобы выработать нужное поведение (реакцию), необходимо и достаточно правильно организовать окружающую среду (стимулы). Скиннер считал основные идеи Уотсона недостаточно обоснованными экспериментами и опередившими свое время.
Павлов и вслед за ним Уотсон считали условный рефлекс (или, языком бихевиоризма, обусловливание) основным механизмом научения. Однако, если вдуматься, то станет понятно, что условная реакция лишь повторяет уже имеющиеся формы поведения в новых условиях (слюна у собаки капает в ответ на горящую лампочку точто так же, как в ответ на попадание пищи в желудок). Остается непонятным, как развиваются новые формы поведения. Именно на этот вопрос и ответил Скиннер.

Еще до Скиннера был известен "метод проб и ошибок", который изучали с помощью "проблемного ящика". Это такая клетка с хитрым запором, снаружи котроой ставилась пища. Чтобы получить ее, животное (собака, кошка, крыса) должно было научиться открывать запор.
Животное, оказавшись в клетке, делает много беспорядочных движений, и одно из них случайно открывает запор. Когда его снова сажают в проблемный ящик, нужное движение скорее всего оно сделает несколько быстрее, потом еще быстрее, пока наконец не научится делать его как только попадет в ящик.

Скиннер ввел понятие о двух видах научения. В первом, по Павлову, подкрепление предшествует действию (сначала собака получает еду, когда загорается лампочка и только потом она начинает выделять слюну при виде лампочки). А во втором варианте действие предшествует подкреплению: крыса нажимает на рычаг, который открывает выход из проблемного ящика, и после этого, выбравшись из ящика, получает еду. Теперь вероятность того, что крыса выполнит то же самое действие (нажмет на рычаг), повышается.


Именно такой способ научения, по мнению Скиннера, является основным механизмом формирования сложных форм поведения у человека и животных.

Второй компонент теории научения Скиннера - метод последовательных приближений. Весь путь по выработке нужного поведения разбивается на несколько этапов. Нужно последовательно и систематически подкреплять каждый из этапов, подводя к нужной форме поведения и вознаграждая каждое действие, приближающее к цели.
К примеру, необходимо научить голубя ударять клювом по маленькому кружку. Голубя награждают зернышком сначала за заход на нужную половину клетки, потом за поворот головы к нужной стенке, потом за касание клювом кружка, потом только за удар по кружку Кстати, это напоминает систему дрессировки животных Владимира Дурова


.

Во время Второй мировой войны Скиннер, используя свои методы научения, создал прообраз самонаводящейся ракеты: он обучал голубей, находящихся внутри ракеты, клевать изображение мишени, на которую она была нацелена. С помощью клевков голуби контролировали движение ракеты и направляли ее к цели, пока она не попадала в цель и не взрывалась (вместе с голубем). Разработка была признана перспективной, но не была доведена до реализации, поэтому ни один голубь не пострадал.

Скиннер считал, что метод последовательных приближений лежит в основе обучения ребенка первым словам. Сначала любой лепет ребенка вызывает восторг родителей (подкрепление), потом они потихоньку привыкают к нему (перестают подкреплять), и восторг (подкрепление) вызывают только звуки, отдаленно напоминающие человеческие слоги, а на следующем этапе - только нечто, похожее на слова. Не исключено, что слово "мама" является самым первым у подавляющей части человечества именно потому, что вызывает наибольший восторг у самого близкого ребенку человека. Есть сплетня (за достоверность не ручаюсь) что первым словом ребенка одной известной дамы-политика, родившегося, когда мама была предельно занята своей карьерой, было "няня". Если это действительно так, то вполне "по Скиннеру".

По мнению Скиннера,научение человека отличается от научения животных тем, что человек стремится к сотрудничеству (если стремится). Эффективность обучения (и у тех и у других) зависит от частоты и регулярности подкрепления. Научение часто бывает неудачным, потому что люди, сами того не желая, за одно и то же то хвалят, то ругают (подкрепляют то положительно, то отрицательно) или подкрепляют совсем не то, что собираются. Иными словами, нежелательные формы поведения легко могли бы исчезнуть, если бы воспитатели действовали правильно и не были вынуждены наказывать за то, что вначале сами непроизвольно поощряли.
Вот житейская иллюстрация к этом тезису.

Маленькому мальчику купили новые ботиночки, родственники ставят его на диван, чтобы ботиночки были лучше видны. Мальчик получает позитивное подкрепленире в виде внимания и улыбок родных. На следующий день он возвращается с прогулки, идет в ботинках по комнате, пытается залезть на диван и получает отрицательное подкрепление в виду ругани или наказания. Чему он научится на этом опыте.


Безусловными достоинствами программированого обучения являются возможность обучаться в индивидуальном темпе, не делая ошибок, и почти стопроцентная эффективность метода. Однако вряд ли можно полностью изгнать из обучения живой контакт с преподавателем, которого лишен этот метод, к тому же он еще довольно скучный. Тем не менее, еще в докомпьютерную эпоху был создан целый ряд "программированных учебников", в котором были последовательно реализованы концепции Скиннера. А с массовым распространением компьютеров появилось огромное количество разнообразных обучающих программ, так или иначе опирающихся на эту концепцию.


Скиннер и иллюзия свободы

В своих поздних работах Скиннер вышел за пределы конкретных психологических теорий и экспериментов и покусился на святая святых современного демократичсекого общества - понятия свободы, воли, ответственности. В своей книге "По ту сторону свободы и достоинства" он утверждал, что "Свобода - ярлык, которым мы клеймим поведение, когда не знаем или не понимаем его причин". Или, выражаясь в терминах бихевиоризма, это реакция на стимул, оставшийся для нас неизвестным.

"Бред", - скажут все, кому дороги ценности свободы, и мне очень хочется присоединиться к ним. Но.
Вспомните знаменитый эксперимент с 25-м кадром. Рекламный кадр с призывом, к примеру, пить Кока-Колу вставлялся в кинофильм так, что на сознательном уровне был незаметен (слишком быстро мелькал). Однако после выхода из кинотеатра зрители исправно покупали Кока-Колу гораздо чаще, чем те, кто кадра не видел.
Этот эксперимент многократно критиковали, но никто не подвергал сомнению опыты с так называемым постгипнотическим внушением, которые проводились еще в конце XIX века. К примеру, девушке внушают, что после пробуждения от гипнотического сна она раскроет зонтик. Она просыпается, глядит в окно и говорит: "Кажется дождик собирается, надо проверить зонтик" - и раскрывает его.

И зрители в кино, и девушка, раскрывавшая зонтик, были уверены, что действуют свободно, однако если знать причину их поведения, или, на языке бихевиоризма, стимул, определивший реакцию (рекламный кадр, внушение), то мы понимаем, что их поведение было отнюдь не свободным.
Вот и задумайтесь над тем, много ли правды в тезисе Скиннера о том, что наша свобода - не более, чем иллюзия. А заодно о том, какие стимулы определяют наш "свободный выбор"..

Ах до чего поpой обидно что хозяина не видно
Ввеpх и в темноту уходит нить
А куклы так ему послушны и мы веpим пpостодушно
В то что куклы могут говоpить

А заодно желающие могут примерить на современную ситуацию слова Скиннера: "Наиболее репрессивные формы контроля - это именно те, которые укрепляют в человеке ощущение свободы". Я их довольно часто вспоминаю, когда думаю о политических новостях.

Скиннер покушался также на другое фундаментальное понятие демократического общества - ответственность:

"Если мы не в состоянии указать на причины, определяющие поведение индивида, то говорим, что он сам несет за него ответственность. Прародители физической науки уже однажды пошли по этому пути, но к счастью, сейчас ветер дует уже не из-за Эола, точно так же, как и дождь идет не по воле Юпитера."

Я часто думаю, в идеях Скиннера гораздо больше здравого, чем хочется считать.
Впрочем, многие ученые заслуживают уважения, даже если мы не разделяем их идеи. Мне кажется, к Скиннеру это относится в полной мере.

Бихевиоризм предполагает, что все виды поведения являются реакцией на определенные стимулы в окружающей среде или последствия истории человека. Хотя бихевиористы в целом признают важную роль наследования в определении поведения, они в основном сосредоточены на факторах окружающей среды.


Он является наиболее признанным психологом в области бихевиоризма, и его теория была одной из самых влиятельных в психологии..

Будучи студентом колледжа Гамильтона, Скиннер развил страсть к письму. Он попытался стать профессиональным писателем после окончания учебы в 1926 году, но добился небольшого успеха. Два года спустя он решил следовать новому направлению в своей жизни; он поступил в Гарвардский университет для изучения психологии.

Скиннер считал свободную волю иллюзией и действиями человека как зависящими от последствий предыдущих действий. Если последствия плохие, существует высокая вероятность того, что действие не повторится. Наоборот, если последствия будут хорошими, вполне вероятно, что действие будет повторено. Скиннер назвал это принципом подкрепления.


Чтобы усилить поведение, Скиннер использовал оперантное кондиционирование и для его изучения он изобрел камеру оперантного кондиционирования, также известную как бокс Скиннера..

В 1920-х годах Уотсон оставил академическую психологию, и другие бихевиористы начали оказывать влияние, предлагая новые способы обучения помимо классической обусловленности..

Мышление Скиннера было немного менее экстремальным, чем у Уотсона. Скиннер считал, что у нас есть разум, но просто изучать наблюдаемое поведение вместо внутренних психических событий просто более продуктивно.

Введение в бихевиоризм

«Дайте мне дюжину здоровых, хорошо образованных детей, чтобы я мог обучать их, и я обещаю выбрать одного наугад и обучить его стать специалистом во всем, что я могу выбрать: врач, юрист, художник, бизнесмен, нищий или вор, независимо от его таланта, склонностей, склонностей, способностей, призваний и расы его предков ".

Джон Уотсон, бихевиоризм, 1930.

Согласно принципам бихевиоризма, все виды поведения извлекаются из среды, в которой мы растем. Бихевиористы не верили в биологические определения.

Кроме того, они были в основном обеспокоены поведением, которое можно наблюдать, и полагали, что не было большой разницы между обучением, которое происходит у людей, и тем, которое происходит у животных..

Как начался бихевиоризм??

Русский доктор Павлов был первым, кто изучил теории бихевиоризма в 1890-х годах. Классическая обусловленность Павлова была обнаружена случайно, когда он обнаружил в эксперименте по пищеварению своих собак, что они выделяют слюну, когда он входит в комнату. , даже не принося еду с.


Подводя итог, классическая обусловленность подразумевает обучение, которое связывает безусловный стимул, который по умолчанию вызывает реакцию в организме (например, рефлекс) с новым стимулом, так что последний также несет тот же ответ.

Бихевиоризм по Буррусу Фредерику Скиннеру


Работа Скиннера основывалась на классической обусловленности как слишком простой, чтобы составить полное объяснение сложного человеческого поведения. Скиннер считал, что лучший способ понять поведение человека - это проверить причины действия и его последствия. Он назвал этот подход "оперантное кондиционирование".

Оперантная обусловленность связана с оперантом: преднамеренными действиями, которые влияют на окружающую нас среду. Скиннер начал идентифицировать процессы, которые делали появление определенных оперантных поведений более или менее вероятным.

Оперантное кондиционирование Скиннера

Как мы уже говорили, Скиннер считается отцом оперантной обусловленности, но его работа основана на законе эффекта Торндайка. Скиннер ввел новый термин в законе эффекта: подкрепление. Усиленное поведение имеет тенденцию повторяться; поведение, которое не подкреплено, имеет тенденцию вымирать (ослабевает).

  • Нейтральные операторы. Являются ли реакции окружающей среды ни повышением, ни уменьшением вероятности того, что поведение повторится.
  • Эти ответы увеличивают вероятность того, что поведение повторится. Подкрепление может быть положительным или отрицательным.
  • Это ответы, которые уменьшают вероятность того, что поведение повторится; наказания ослабляют рассматриваемое поведение.

У всех нас есть примеры поведения, на которое повлияли подкрепления и наказания. Например, когда мы были детьми, если мы говорили на уроке, учитель велел нам молчать. Этот ответ учителя является наказанием, которое, по крайней мере, предположительно, должно ослабить поведение разговора с одноклассником во время урока.

Например, в подростковом возрасте ношение одежды определенного стиля или марки может быть положительно подкреплено сверстниками того же возраста с помощью лести, общественного признания или просто доброго жеста. Это усиливает и повышает вероятность повторения поведения в одежде определенной марки.

Положительное подкрепление


Скиннер продемонстрировал, как работает положительное подкрепление, положив голодную крысу в свою коробку Скиннера. Коробка содержала рычаг с одной стороны, и крыса, перемещаясь по коробке, случайно нажала на рычаг. Сразу же, гранула еды упала в небольшой контейнер рядом с рычагом.

Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как несколько раз были в ящике. Последствия получения еды при нажатии на рычаг гарантировали, что они будут повторять поведение снова и снова.

Позитивное подкрепление усиливает поведение, предоставляя следствие, которое человек считает полезным. Например, если ваш учитель дает вам деньги каждый раз, когда вы выполняете домашнюю работу, вы с большей вероятностью будете повторять в будущем поведение по выполнению домашней работы, усиливая это поведение..

Отрицательное подкрепление

Например, когда у вас болит голова, вы принимаете аспирин, чтобы облегчить ее. Тот факт, что боль исчезает, является негативным стимулом для поведения при приеме аспирина, что повышает вероятность его повторения в будущем, когда у вас болит голова.

Скиннер изучал, как работает отрицательное подкрепление, снова помещая крысу в коробку Скиннера и подвергая ее воздействию неприятного электрического тока, который вызывал у него некоторую степень дискомфорта. На этот раз рычаг коробки вызвал остановку электрического тока.

Крысы сначала нажали на рычаг случайно, но вскоре научились нажимать на него, чтобы остановить электрический ток. Последствия выхода из потока гарантировали, что они будут повторять действие каждый раз, когда их помещают в коробку, или всякий раз, когда они чувствуют электричество..

На самом деле, Скиннер научил крыс даже избегать электрического тока, включив свет непосредственно перед появлением электрического тока. Крысы вскоре научились нажимать на рычаг при включенном свете, потому что они знали, что это предотвратит включение электрического тока.

наказание

Наказание определяется как противоположность подкреплению, так как оно предназначено для ослабления или устранения ответа вместо увеличения его вероятности. Это отвратительное событие, которое уменьшает поведение, которое следует за.

Как и в случае с подкреплением, наказание может сработать либо непосредственно, применяя неприятный стимул, такой как удар электрическим током после ответа, либо устраняя потенциально полезный стимул..

Например, дисконтирование денег с чьей-либо платы за наказание за нежелательное поведение. Необходимо отметить, что не всегда легко различить наказания и отрицательные подкрепления.

Существует несколько проблем при использовании наказаний, таких как следующие:

  • Наказанное поведение не забыто, оно подавлено. Такое поведение возвращается, когда наказания нет.
  • Наказание может вызвать усиление агрессии. Это может показать, что агрессия - это способ решения проблем.
  • Наказания создают страх, который обобщает нежелательное поведение, например, страх ходить в школу.
  • Много раз наказание не моделирует поведение по отношению к желаемой цели. Подкрепление говорит вам, что делать, в то время как наказание говорит вам, что не делать.

Моделирование поведения

Другим важным вкладом Скиннера является понятие поведенческого моделирования через последовательное приближение. Скиннер утверждает, что принципы оперантной обусловленности могут быть использованы для создания чрезвычайно сложных форм поведения, если награды и наказания выполняются таким образом, чтобы побуждать данный организм быть ближе и ближе к желаемому поведению..

Чтобы этот результат имел место, условия (или непредвиденные обстоятельства), необходимые для получения вознаграждения, должны меняться каждый раз, когда организм предпринимает шаг, чтобы приблизиться к желаемому поведению..

Согласно Скиннеру, большая часть человеческого поведения (включая язык) может быть объяснена как продукт этого типа последовательного приближения.

Модификация поведения

Модификация поведения - это набор методов лечения или техник, основанных на оперантной обусловленности. Основным принципом является изменение экологических событий, связанных с определенным поведением человека. Например, усилить желаемое поведение и игнорировать или наказать нежелательные.

Однако это не так просто, как кажется. Например, всегда поддерживать желаемое поведение - значит подкупать.

Существует несколько видов положительного подкрепления. Первичное подкрепление происходит, когда награда усиливает поведение самостоятельно. Вторичное подкрепление происходит, когда что-то усиливает поведение, потому что оно приводит к первичному подкреплению.

Практические образовательные приложения

В обычной ситуации обучения оперантная обусловленность применяется к темам, связанным с классами и учебой, а не к содержанию, связанному с обучением.

Что касается образовательного применения поведенческого моделирования, то простым способом моделирования поведения является предоставление обратная связь (обратная связь) относительно работы ученика (например, комплименты, сигналы одобрения, поощрение).

Например, если учитель хотел бы призвать своих учеников отвечать на вопросы в классе, он должен хвалить их при каждой попытке, независимо от того, является ли ответ правильным или нет. Постепенно учитель будет хвалить учеников только тогда, когда их ответы верны, и со временем будут восхваляться только исключительные ответы..

Нежелательное поведение, такое как задержки по прибытии в класс и доминирование в обсуждениях в классе, может быть погашено игнорированием учителя, вместо того, чтобы усиливаться привлечением внимания учителя к этому поведению..

Знание того, что вы добились успеха, также важно, так как оно мотивирует будущее обучение. Тем не менее, важно изменить тип предоставляемого усиления, чтобы поведение сохранялось. Это не простая задача, поскольку учитель может показаться неискренним, если он слишком много думает о том, как он должен себя вести, хвалить ученика.

Другие практические применения и критическая оценка


Оперантная обусловленность может быть использована для объяснения большого количества видов поведения, от процесса обучения до зависимости и овладения языком. Он также имеет практическое применение, например, образовательные, которые мы описали ранее, и в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике..

В экономике известным применением оперантной обусловленности является экономия токенов, система, посредством которой человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Чипсы собираются и затем обмениваются на какой-то значимый объект для индивидуума.

Использование исследований животных на оперантной обусловленности также ставит вопрос об экстраполяции результатов.

Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщить на поведение человека заключенные результаты исследований с животными, поскольку их анатомия и физиология различны и не могут отражать их опыт или ссылаться на разум, терпение и память как людей..

Оперантное обусловливание Скиннера

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.
  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

    ;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Читайте также: