Поведение человека в экстремальных ситуациях кратко

Обновлено: 07.07.2024

Произошла трагедия. Сгорел самолет, погибли люди. В социальных сетях и медиа моментально зародились дискуссии — часто осуждающие — о том, как вели себя пассажиры самолета в минуту опасности. Участники этих дискуссий пытались примерить ситуацию на себя: кто бы в панике доставал ручную кладь, а кто — спасал других пострадавших? Кто сохранил бы хладнокровие, а кто — замер в ужасе?

Как мы реагируем на критические ситуации?

Изначально, люди рождаются с тремя реакциями на опасность: бороться, бежать или замереть. Если опасность такая, с которой мы можем бороться, — мы боремся. Если бороться мы не можем и нам необходимо спастись — мы убегаем. Если у нас нет ни той, ни другой возможности — мы замираем или прячемся.

Можно ли предугадать свое поведение?

Можно ли повысить эффективность своих действий?

Как понять, искажено ли ваше восприятие опасности?

Можно ли пытаться спасать других без специальных навыков?

В экстремальной ситуации необходимо сосредоточиться, успокоиться, начать анализировать, оценивать и, по возможности, контролировать ситуацию. В этих условиях необходимо конструктивно и позитивно общаться с окружающими, использовать технику релаксации, иметь представление о выживаемости и безопасности.

В экстремальных условиях человек должен сосредоточиться на изучении обстановки, на конкретной ситуации, в которой он находится. Нужно знать, что опасность может исходить отовсюду, поэтому ее трудно предугадать. При неожиданном повороте событий главное - не растеряться, адекватно воспринять событие. Практика говорит о том, что в условиях чрезвычайных ситуаций у человека временно возникает состояние растерянности, когда он не воспринимает увиденное и услышанное, снижается восприятие окружающей его обстановки.

Однако человек быстро осваивается и начинает воспринимать происходящее адекватно. Позднее наступает состояние усталости и переутомления. В этих состояниях нельзя допускать, чтобы уровень тревоги стал непереносимым, т.к. это приводит к срывам, агрессивному поведению против окружающих и даже против самого себя. Постоянное состояние напряженности опасно для здоровья человека, т.к. быстро истощает его психо-физиологические возможности и приводит к ошибкам в поведении.

Опытный человек, переживший или работавший ранее в кризисных условиях, лучше чувствует свою защищенность и испытывает меньший стресс. Однако это явление может быть не только положительным, но несет в себе и негативные последствия, т.к. постоянная угроза провоцирует нервное напряжение организма.

Осознайте, что самое страшное - позади. Вы остались живы и должны выжить. Имейте в виду, что по статистике большее количество умерших от ран - люди, ударившиеся в панику. Умирают они от страха, от шока, а не от последствий ранения. Предсказывать развитие ситуации в зонах катастроф - занятие сомнительное. Всякое может случиться. Не пускайтесь в авантюры, связанные с проникновением в очаг поражения. Не играйте со смертью.

При авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут возникнуть внезапно и одновременно. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи. Профессионалов - медицинских сестер и врачей на каждого пострадавшего просто не хватит, да и прибыть в район беды они могут не всегда быстро, как этого требует ситуация. Вот почему немедленная помощь может быть оказана только теми, кто окажется рядом с пострадавшим в порядке взаимопомощи, или самим пострадавшим, если он способен, в порядке самопомощи.

Кроме того, любая травма может случиться в быту, во время похода или экскурсии, на отдыхе, в любом самом непредвиденном месте. Поэтому приемами и способами первой медицинской помощи должен владеть каждый человек.

Взрывы при террористических актах, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте - все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам. Роль своевременно и умело оказанной медицинской помощи несомненна. Ее основной и главный принцип - предупреждение и ослабление опасных последствий. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Однако до настоящего времени основное внимание исследователей было направлено преимущественно на изучение последствий подобных ситуаций — медико-психологических, экономических, социально-политических и т. д. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших и заложников до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным. Вместе с тем именно специфика реакций пострадавших, а также их динамика во времени во многом определяют стратегию и тактику антитеррористических операций, спасательных, медицинских и медико-психологических мероприятий как непосредственно в период чрезвычайной ситуации, так и в последующем.

Результаты исследования людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф

В связи со спецификой условий и с учетом этических принципов, к обследованию привлекались преимущественно потерпевшие, военнослужащие и спасатели, которые либо не нуждались в оказании неотложной медицинской помощи, либо принадлежали к категории пострадавших с легкими и средними степенями тяжести поражений. В силу этого большинство полученных данных характеризовались определенной фрагментарностью, а целостные представления формировались путем сопоставления разрозненных наблюдений.

Полученные данные позволили выделить в динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) 6 последовательных стадий:

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности.

Апеллируя к событиям в Беслане, следует признать, что тяжесть и динамика состояния пострадавших может быть существенно иной. Когда человек лишается родителей, мир пустеет, но, тем не менее, как это не горько — это соответствует обыденным представлениям и естественному ходу событий. Когда умирают дети, все краски мира меркнут, на многие годы и десятилетия, а иногда — навсегда.

После подобных трагических ситуаций, как правило, усиливается сплоченность нации и одновременно люди испытывают потребность в каких-то ярких переменах, чтобы в жизни все стало честнее, благороднее, искреннее, лучше, чем было раньше, что налагает особые обязательства на представителей всех государственных органов.

Стресс – признаки и методы борьбы

Поведение человека, пережившего страх или панику в чрезвычайной ситуации, ощутимо меняется. Он может страдать провалами в памяти, нарушениями психики, речи или координации движений. Экстремальная психология изучает факторы, которые вызывают изменение состояния и поведения людей в критической ситуации, занимается разработкой мер по устранению стресса и профилактической подготовкой людей к нестандартным событиям. Сегодня мы подробно поговорим об этом виде психологии, его задачах и методах.

Какие задачи решает экстремальная психология?

Стресс – признаки и методы борьбы

Изображение Myriams-Fotos с сайта Pixabay

улучшить психоэмоциональное состояние личности для работы в нестандартных условиях (безвоздушное пространство, солнечная радиация, высота, вода);

разработать методы, способные защитить людей от отрицательного психогенного воздействия;

решить проблемы насильственного, техногенного или природного характера.

Чтобы разрабатывать методику борьбы с кризисными проявлениями, нужно знать, что представляет собой экстремальное событие и как оно может повлиять на состояние человека.

Критическая ситуация – это неконтролируемое изменение обстановки, угрожающее жизни, здоровью или благосостоянию. Такое явление может привести к человеческим жертвам и/или тяжким последствиям для общества. Экстремальная ситуация характеризуется внезапным наступлением, насыщенностью событий, ростом сложности и напряженности, порождением опасности.

Факторы, которые негативно воздействуют на психику, поведение, физическое здоровье и общее состояние личности – это:

природные катастрофы стихийного (лесной пожар, горный обвал, землетрясение, ураган, наводнение) или климатического типа (ливень, град, снег, аномальная жара или холод);

проблемы социального характера (конфликты, военные действия);

биологическая опасность (эпидемии, болезни, инфекции, которые поражают людей, животных, растения);

техногенные чрезвычайные ситуации (происходят в связи с производственной деятельностью людей, могут привести к взрывам, авариям, выбросу радиоактивных веществ, загрязнению природы).

Сопутствующими катализаторами негативного состояния личности в экстремальной ситуации могут быть:

болезни и травмы;

невозможность получить сведения о здоровье близких людей и сохранности имущества;

монотипия (состояние, возникающее из-за повторяющихся действий и способствующее ухудшению памяти, внимания, появлению скуки и потере интереса к происходящему);

смена часовых поясов;

групповая принудительная изоляция;

необходимость пребывания на публике (такое состояние знакомо публичным личностям);

угроза жизни и здоровью.

Стресс и его признаки

Стресс – признаки и методы борьбы

Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay

Стресс – это реакция человека на внешние негативные раздражители физического или психологического характера. Организм во время и после стресса реагирует ухудшением состояния: у человека может подняться давление, температура, начаться головокружение, тошнота, может заболеть голова или спина.

Определить, что человек пережил стресс, можно, если он:

ощущает себя беспомощным;

чувствует явную нехватку времени;

невнимателен к себе;

испытывает сильное чувство голода;

замечает у себя дрожание рук;

ощущает тревожность или страх;

не может сконцентрировать внимание или принять решение.

Психология экстремальных ситуаций выделяет три этапа развития стресса:

Ощущение тревоги (повышение давления, учащение пульса) при первоначальном действии внешних раздражителей. На этой стадии организм самостоятельно включает защитную функцию, и зачастую ее действия бывает достаточно для преодоления стресса.

Сопротивление. Если раздражитель продолжает негативно воздействовать на человека, активизируются дополнительные защитные резервы организма.

Истощение организма. На этой стадии ресурсы человека на исходе из-за активного сопротивления стрессу, из-за чего может ухудшиться состояние здоровья.

Понятно, что каждая личность индивидуальна и переживает стресс по-разному, в зависимости от состояния организма, возраста, индивидуальных особенностей характера и психологической подготовки. Некоторые люди отличаются хорошей устойчивостью и даже в экстремальных ситуациях сохраняют способность адекватно думать и действовать.

Последствия пребывания в экстремальных ситуациях для человека

Стресс – признаки и методы борьбы

Изображение Pete Linforth с сайта Pixabay

Если человек выжил в критической ситуации, постепенно шоковое состояние проходит. Но люди, получившие физические и/или психологические травмы, могут и по прошествии значительного времени испытывать негативные реакции: появляются фобии (боязнь замкнутого пространства, воды, высоты, определенных звуков); преследуют кошмары во сне, галлюцинации; нарушается память (провалы в памяти, непрошенные воспоминания); возникает чувство вины (например, за гибель людей или родственников).

Способы диагностики в экстремальной психологии

Стресс – признаки и методы борьбы

Изображение Chokniti Khongchum с сайта Pixabay

Кризисные психологи разрабатывают способы определения уровня тревожности и методы борьбы с ней. Степень тяжести состояния пациента можно выявить при помощи бесед и тестов.

Важен также и тип возникшей тревожности. Реактивная тревожность может проявиться после некоторых значительных событий как плохих, так и позитивных. Личностная же тревожность – это хроническое состояние, которое способствует восприятию человеком большинства ситуаций как угрозы.

Основные вопросы в тесте на определение уровня стресса следующие:

Испытываете ли вы сожаление?

Вы возбуждены или спокойны?

Чувствуете, что вам угрожает опасность?

Вы испытываете радость?

Вас волнует вероятность неудачи?

Вы хладнокровны и сконцентрированы?

Вы стараетесь избежать экстремальных событий и ситуаций?

Вы часто отвлекаетесь на мелочи?

Обычно на каждый вопрос пациент может предложить четыре варианта ответа, кризисный психолог выставляет баллы, которые и подсчитываются в финале теста. По набранному количеству таких баллов выносится диагностический вердикт.

Какие существуют методы борьбы со стрессом?

Стресс – признаки и методы борьбы

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Безусловно, если стрессовое состояние человека становится явным и влияет на качество жизни, необходимо обратиться к коррекционному специалисту (психологу, психотерапевту, психиатру).

Пытайтесь отвлечься на любимое дело (чтение, рисование, игра).

Сложная и ответственная работа даст возможность отключиться от негативных эмоций, как бы сместив фокус от переживаний на другие важные дела.

Спорт не только отвлечет от случившегося, но и даст положительные мысли о том, что с помощью активных упражнений можно наладить здоровье и приобрести красивую фигуру.

Осваивайте дыхательные техники. Чтобы успокоиться помогает дыхание животом (выдыхайте медленно, вдыхайте насколько возможно глубоко).

Подумайте о приятном – это приглушит чувство тревоги.

Запишите на бумаге все мысли и переживания, которые вас тревожат.

Выстраивайте график и соблюдайте гармоничный режим питания, прогулок, спортивных упражнений и работы.

Откажитесь от вредных привычек.

Наберитесь терпения, помните, что вам придется пройти большой путь и изменить в себе и своей жизни многое, чтобы преодолеть стресс.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психология поведения человека в условиях ЧС

“ Действие спасает от страха.

Оно спасает и от страха,

и от слабостей, даже от холода

Антуан де Сент-Экзюпери

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха . Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Пример, вылет из-за угла . В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью .

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность (всплеск руками).

Особые условия , в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость .

ЭС опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие

- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций . Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

- понижение утомляемости , - исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

- повышение готовности к решительным и смелым действиям . Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

- активизация познавательной деятельности . Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти;

- актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция;

- проявление интереса, энтузиазма;

- в решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности;

НО !, у многих в ЭС срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, понижается восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое.

Примеры эмоций : страх, испуг, боязнь, ужас,

, иначе говоря в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

а) резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения ; Дезорганизация поведения может проявляться в неожиданной утрате приобретенных навыков, которые, казалось, доведены до автоматизма.

б) резкое торможение активных действий; ступор, оцепенение СТЕНИЧЕСКИЕ

в) повышение эффективности действий. Бег( фуги) АСТЕНИЧЕСКИЕ

Эти разновидности опасны, т.к. в их основе лежит страх и паника

В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления - полная обездвиженность, в которой человек физически не способен выполнить команду. Такие реакции чаще всего наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтому во времяЧС они нередко остаются в помещении, и при эвакуации их приходится выносить.

Исследования показали, что реакции, противоположные заторможенности, наблюдаются у 85-90% людей, оказавшихся в опасной для жизни ситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными. Ориентирование в окружающей обстановке поверхностное.

Паническое состояние людей, при отсутствии руководства ими в период эвакуации, может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию и даже игнорированию свободных и запасных выходов.

В то же время исследования структуры толпы, охваченной паникой, показали , что в общей массе под влиянием состояния аффекта находится не более 3 % человек с выраженными расстройствами психики, не способных правильно воспринимать речь и команды. У 10-20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы.

Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места , у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, " у страха глаза велики ", нарушается дыхание, начинается сердцебиение " сердце готово вырваться из груди ", спазмы периферических кровеносных сосудов - " побелел как мел ", появляется холодный пот, слабеют мышцы - " опустились руки или колени подогнулись ", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно - сосудистой системы.

Чтобы в экстремальной ситуации принять правильное решение, крайне важно, по возможности, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

1. Никогда не паникуйте, вам это не поможет, а только приведёт к трагическим последствиям.

Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресурсов психики человека на ее преодоление. Это - повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Такая форма реагирования, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна?

Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

В заключении хотелось бы сделать вывод

нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические особенности поведения человека в экстремальной ситуации

Психологические особенности поведения человека в экстремальной ситуации
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель: рассмотреть индивидуально-психологические характеристики личности и психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1. Индивидуально-психологические характеристики личности безопасного типа


В литературных источниках отмечается, что на особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях в наибольшей степени влияют индивидуально-психологические свойства личности, которые представлены на рис. 15.

восприятие реальности

Рис. 15. Индивидуально-психологические характеристики личности

отношение к ситуации

Рис. 16. Факторы формирования отношения к опасной ситуации

Значимость-ценность - определяется переживаниями, вызванными успешной деятельностью.
Значимость-тревожность - определяется переживаниями, вызванными трудностями, негативными последствиями.
Значительное влияние на поведение человека в опасной ситуации оказывает имеющийся опыт действий. Установлено, что опыт действий повышает уверенность в своих силах и возможностях при решении проблемных вопросов, в то же время, чрезмерная самоуверенность может привести к неоправданному риску.
Ресурсы личности - индивидуально-психологическая характеристика личности, определяющая способности поддержания чувства стабильности и целостности в различных ситуациях.
Способности проявляются в таких направлениях как: -способность переносить и переживать сильные воздействия; -способность сохранять позитивный настрой и уверенность в своих силах;
-способность взаимодействовать с другими людьми и реализовывать свои потребности;
-обладать навыками рефлексии, силой воли и инициативностью, быть нацеленным на личностный рост;
-способность предвидеть последствия и обладание навыками самопомощи.


2. Изменения психической деятельности в чрезвычайных ситуациях


3. Основные направления психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях


Практическая работа


Определение стрессоустойчивости личности


Цель работы: определение уровня стрессоустойчивости с помощью теста (Л.Д. Столяренко, 2002).
Предлагаемый тест позволяет оценить уровень стрессоустойчивости. С целью получения объективных результатов на вопросы необходимо отвечать правдиво, выбирая нужный вариант по каждому утверждению. После выполнения задания подсчитывается суммарное количество баллов, и определяется уровень стрессоустойчивости по таблице.
Тест

стрессоустойчивость тест

Интерпретация результатов

стрессоустойчивость

Меньшее количество баллов показывает высокий и очень высокий уровни стрессоустойчивости, что характеризует значительную толерантность к воздействию факторов среды, и способность к сохранению здоровья. Первый и второй уровни стрессоустойчивости свидетельствуют о повышенном уровне тревожности, при этом большое количество ситуаций воспринимаются как угрожающие, сопровождающиеся высоким уровнем психической напряженности, что негативно отражается на состоянии здоровья. Рекомендации могут быть направлены на снижение уровня личностной тревожности, изменению когнитивной оценки ситуаций, а, следовательно повышению стрессоустойчивости.


Контрольные вопросы и задания


Контрольные тестовые задания

1. Укажите индивидуально- психологические характеристики личности, влияющие на восприятие реальности:
а) ответственное отношение к любой деятельности;
б) позитивное отношение к окружающим;
в) особенности нервной системы;
г) особенности характера;
д) отношение к самому себе;
е) высокий уровень функциональных возможностей организма;
ж) опыт действия в травмирующих ситуациях.

2. Установите соответствие между типами отношения человека к самому себе и характерными особенностями:

1. Примитивно-эгоистическое.
2.Объективно-индивидуалистическое. что усугубляет стресс.
3 .Объективно-реалистическое.

3. Ресурсы личности это:
а) индивидуально-психологическая характеристика, определяющая способности формирования адекватного отношения к опасности;
б) индивидуально-психологическая характеристика, определяющая способности оценки факторов риска в экстремальных ситуациях;
в) индивидуально-психологическая характеристика, определяющая способности поддержания чувства стабильности и целостности в различных ситуациях.

4. Укажите основные направления проявления способностей:
а) способность сохранять позитивный настрой;
б) обладать навыками рефлексии;
в) способность переживать и переносить сильные воздействия;
г) способность сохранять уверенность в своих силах.

5. Психогении это:
а) состояния, при которых проявляются отсроченные реакции на травматический стресс;
б) состояния, при которых развиваются клинические проявления стрессовой реакции;
в) состояния, при которых развиваются изменения психической деятельности человека
в результате острой или хронической психической травмы.

6. Установите соответствие между фазами психологического шока, и процессами, происходящими на каждой из них:
1 .Фаза психологического шока.
2. Фаза воздействия.
3. Фаза критики.

А. Человек проявляет сильные эмоциональные реакции на травматическое событие, характеризующееся большой интенсивностью.
Б. Человек начинает критически относиться к себе и своим поступкам.
В. У пострадавшего снижается способность к ориентации в окружающей среде, наблюдается дезорганизация деятельности.

7. Укажите основные компоненты процесса выздоровления.
а) фиксация на травме;
б) развитие посттравматических расстройств;
в) отреагирование;
г) принятие реальности;
д) адаптация к новым обстоятельствам.

8. Установите соответствие между принципами по оказанию первой психологической помощи пострадавшим и характерными особенностями:
1 .Принцип нормализации.
2. Принцип партнерства и повышения
3. Принцип индивидуальности.

А. Каждый человек имеет свой уровень стрессоустойчивости, достоинства личности.
Б. Возникающие трудности в общении могут приводить к снижению самооценки.
В. Человек осознает, что переживаемые им экстраординарные чувства являются нормальными.

10. Психологический дебрифинг это:
а) психотерапевтическое воздействие, приводящее к психическим изменениям;
в) организованное обсуждение травматических событий с целью минимизировать
вероятность тяжелых психологических последствий.

11. Установите соответствие между частями дебрифинга и мероприятиями, проводимыми в каждой из них:
1 .Первая часть.
2. Вторая часть.
3. Третья часть.

А. Идет обсуждение произошедшего, с целью получения защиты и поддержки.
Б. Определение эмоционального состояния участников и силы стресса.
В. Пострадавшие получают полную информацию о ЧС, формируют планы на будущее.

12. Укажите черты, характерные для гипертимного типа акцентуации характера:
а) характерны веселое, бодрое настроение, общительность, самостоятельность;
б) характерны перепады настроения, с возникновением депрессивных состояний;
в) характерна неуверенность, ощущение собственной неполноценности.

13. Укажите черты, характерные для неустойчивого типа акцентуации характера:

а) характерны любовь к развлечениям, склонность к воровству и алкоголизму;
б) характерны желание быть в центре внимания, иметь восхищение окружающих,признание достижений;
в) характерны одиночество и необщительность.

14. Установите соответствие между психогенными реакциями и их определением:

1 Десинхроноз.
2. Аффект.
3. Паника.

А. Рассогласование ритма сна и бодрствования, приводящее в конечном итоге к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Б. Состояние, при котором нарушается мышление, с потерей сознательного контроля и осмысления происходящего.
В. Состояние, характеризующееся сильным кратковременным возбуждением, особым эмоциональным состоянием, связанным с изменением важных жизненных обстоятельств.


Темы рефератов


1. Индивидуально-психологические характеристики личности безопасного типа.
2. Психологические особенности поведения человека в ЧС.
3. Психотравмирующее воздействие экстремальных факторов.
4. Психологическая помощь пострадавшим в ЧС.
5. Основные типы акцентуаций характера.
6. Психогенные реакции и их характеристика.

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с.

Читайте также: