Потребности человека в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первобытные люди - (основание) - физиологические потребности (добывание пищи, воды, высекание огня, шитье одежды из шкур, воспроизведение) - потребность в безопасности (защита от хищников, соседних племен, болезней - шаманы) - социальные потребности (нет) - потребность в уважении (не существовала) - потребность в саморазвитии (нет)
Современные люди - (основание пирамиды) (покупка еды в магазине, вода из крана, одежда из магазина, дети по уму) - (человек может обратиться за помощью в милицию, к врачу) - (мы строим свои отношения - дружба, любовь исходя из своих симпатий) - (существует, человек нуждается в оценке обществом и самооценке) - (человек постоянно ставит себе цели и задачи к самосовершенствованию)

Че тут сравнивать! Первобытные люди - базовый уровень. Средневековые - социальные потребности. Современные люди - самоактуализация.

В период Средневековья (V – XIV вв.) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение. Уже с IV в., ( в России с X в.) христианство превращается в официальную государственную идеологию и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

1. Я, Господь, Бог твой.…. Да не будет у тебя других богов, перед лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7. Не прелюбодействуй

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Духовные потребности были объединены в семь основных духовных дел:

1. Согрешающего исправляти.

2. Неведующего наставляти.

3. Сомневающемуся добре наставляти.

4. О спасении ближнего Господа молити.

5. Печального утешати.

6. Нести неправды с терпением.

7. Обиды повинным прощати.

Назывались также семь смертных грехов, которых следовало избегать, искупать путем молитвы и покаяния и самосовершенствования и им же противостоящие добродетели

1. Гордыня – Смирение

2. Сребролюбие (жадность) – Нелюбостяжание

3. Блуд (похоть) – Целомудрие

4. Гнев – Кротость

5. Чревоугодие – Воздержание

6. Зависть – Доброжелательство

7. Уныние – Упование

Христианство стремилось воспитать в людях потребность умение анализировать и оценивать свои поступки. Люди, подавившие в себе греховные влечения и потребности, объявлялись примером для подражания как праведники и святые. Библейские заповеди были искажены средневековой церковью и превращены в догмы, препятствующие развитию общества и человека. Все прогрессивное (наука, искусство, творчество) объявлялось ересью и истреблялось огнем и мечом (костры инквизиции).




Другой мыслитель – флорентийский дипломат и философ Николо Макиавелли (1469-1529 гг.). Считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления – все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагала абсолютный приоритет общественных потребностей над личными.

Эпоха Возрождения, возрождая традиции античности, вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. Сформировался новый тип научного знания – экспериментальная наука. Проводились медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволявшие глубже понять потребности человека, зависящие от его физической организации. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство.

В период Средневековья (V – XIV вв.) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение. Уже с IV в., ( в России с X в.) христианство превращается в официальную государственную идеологию и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

1. Я, Господь, Бог твой.…. Да не будет у тебя других богов, перед лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7. Не прелюбодействуй

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Духовные потребности были объединены в семь основных духовных дел:

1. Согрешающего исправляти.

2. Неведующего наставляти.

3. Сомневающемуся добре наставляти.

4. О спасении ближнего Господа молити.

5. Печального утешати.

6. Нести неправды с терпением.

7. Обиды повинным прощати.

Назывались также семь смертных грехов, которых следовало избегать, искупать путем молитвы и покаяния и самосовершенствования и им же противостоящие добродетели

1. Гордыня – Смирение

2. Сребролюбие (жадность) – Нелюбостяжание

3. Блуд (похоть) – Целомудрие

4. Гнев – Кротость

5. Чревоугодие – Воздержание

6. Зависть – Доброжелательство

7. Уныние – Упование

Христианство стремилось воспитать в людях потребность умение анализировать и оценивать свои поступки. Люди, подавившие в себе греховные влечения и потребности, объявлялись примером для подражания как праведники и святые. Библейские заповеди были искажены средневековой церковью и превращены в догмы, препятствующие развитию общества и человека. Все прогрессивное (наука, искусство, творчество) объявлялось ересью и истреблялось огнем и мечом (костры инквизиции).

Другой мыслитель – флорентийский дипломат и философ Николо Макиавелли (1469-1529 гг.). Считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления – все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагала абсолютный приоритет общественных потребностей над личными.

Эпоха Возрождения, возрождая традиции античности, вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. Сформировался новый тип научного знания – экспериментальная наука. Проводились медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволявшие глубже понять потребности человека, зависящие от его физической организации. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство.


Иллюстрация: Iconographic Collections / Wikipedia Commons

Есть те, кто приказывает, чтобы мальчики силою сжатых ягодиц удерживали внутри звуки, животом издаваемые, но подобная попытка соблюсти приличия вредна, поскольку вызывает болезни. Если есть выбор, то лучше выпустить газы в одиночестве. В противном случае следует, как водится, прикрыть кашлем непотребный звук.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

В Средние века полагали, что вонь кишечных газов — это запах самого дьявола. Поскольку на небесах все источало тонкие ароматы, люди верили, что ад является во всех отношениях противоположностью рая, — это же касалось и запахов. Считалось, что на шабашах колдуны и демоны катаются в моче и экскрементах, а также пьют и едят их. Во время процессов над ведьмами одним из главных обвинений против несчастных женщин было то, что они якобы целовали ледяной зад Сатаны. Таким образом, естественные выделения человеческого тела — кал, моча и сперма — использовались неестественным образом.

Телесные потребности и выделения в Средние века пробуждали в людях интерес, что приводило к самым разнообразным верованиям. Как же относились к публичному испусканию газов в пособиях по этикету? Эразм Роттердамский, как мы уже упоминали, уделял в своем труде внимание этому вопросу.

О болезнях: прислушайтесь к старой максиме о звуках, животом издаваемых. Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

Сидя за столом, следовало избегать движений, которые могли породить звук, вызывающий ассоциации с порчей воздуха.

Качаться на сиденье, ерзая с одной ягодицы на другую, — это манера человека, часто пускающего ветры или притворяющегося, будто он так поступает.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

Подобные инструкции говорят о том, что еще во времена Эразма газы не являлись запретной темой, которую нельзя было бы обсуждать открыто и рационально. Эразм Роттердамский приводит аргумент медицинского характера: по его мнению, лучше уж пукнуть, нежели сдержаться и в итоге заболеть. Правда, он все же рекомендует по возможности соблюдать приличия, призывая либо пускать ветры беззвучно, либо маскировать конфуз кашлем или иным громким звуком. На практике, однако, дела обстояли иначе. Книги Франсуа Рабле, например, рисуют отличную картину нравов того времени и рассказывают, что в XVI в. к порче воздуха относились с изрядной долей юмора. Во всяком случае, проблема эта в те времена не слишком беспокоила посетителей постоялых дворов и пивных погребов.

Хотя в наши дни случайный пук может привести к неловкой ситуации, все же эта тема не является табу. Порча воздуха постоянно служит предметом шуток не только среди школьников, но и, например, обыгрывается в различных телешоу. За раскрепощающим смехом, однако, по-прежнему скрывается чувство неловкости, которое мы пытаемся смягчить с помощью веселья.

Дефекация и мочеиспускание

Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется.

Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)

Джованни делла Каза. Галатео, или Об обычаях (1558)

Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу. Общественных туалетов, предназначенных для простонародья, было очень мало: так, к примеру, в конце XIII — начале XIV в. в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, из-за чего жильцы ничтоже сумняшеся предпочитали справлять нужду прямо в текущую неподалеку Темзу. Также подходящими местами для отправления естественных надобностей считались внутренние дворики и темные переулки. Не было ничего необычного в том, что как в домах знати, так и в лачугах бедняков на видном месте красовался горшок с плавающими в нем экскрементами. Когда один лондонский купец, живший в XVII в., не нашел в чужом доме горшка, он без лишних экивоков помочился в камин. Дворяне также справляли нужду без особых стеснений, и порой дворцовые камины заменяли им нужники.

В Эдинбурге, например, еще в XVIII в. пешеходам следовало соблюдать крайнюю осторожность и быть очень внимательными, чтобы не оказаться под душем из мочи и фекалий: ночные горшки раз в сутки опорожняли из окон прямо на мостовую. Вежливым считалось заранее громким голосом предупредить проходивших мимо, чтобы они успели убраться из-под окон. Выплеснутые испражнения оставались на улице до утра, когда городские службы принимались за очистку мостовых.

Неспешное появление нужников

Разумеется, более предпочтительным вариантом, нежели ночной горшок, была уборная. В Средние века наиболее передовые в санитарном отношении помещения имелись в монастырях, где монахи и монахини жили в чистоте не только духовной, но и физической: отходы из уборных выводили либо по канализационным трубам, либо через специально выкопанные под нужниками канавы. Поскольку распорядок жизни в монастырях был строгим и подчинялся общим правилам, естественные нужды также справляли по часам, и поэтому монастырские туалеты зачастую оснащались большим количеством отверстий. Также в Средние века в дворянских замках были распространены общие для всех обитателей туалеты, которые стремились сделать более удобными, размещая их вблизи дымовой трубы, чтобы было теплее.

Однако уже в XVII столетии почетное сиденье старались всячески прятать. Например, в жилищах французского дворянства можно было подчас обнаружить стопки скучно выглядевших книг, и под обложкой верхней из них скрывалось туалетное отверстие.

Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности. Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание.

Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свой кал в качестве удобрения. С возникновением канализации человеческие экскременты в буквальном смысле слова провалились под землю.

В период Средневековья (V-ХIV вв) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение. Уже с IV в. (в России - с X в. христианство превращается в официальную государственную идеологию, и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою, концепцию человека и его потребностей.

С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное (грешное, “тварное”) и возвышенное праведное небесное начало. Человек должен любить и бояться Бога, стремиться к спасению своей души и к совершенству, развивая в себе небесное, божественное начало. Влияние божественного начала на личность внешне выражается в ряде потребностей, которые возникают у праведника: строгое соблюдение церковных норм поведения, отказ от обогащения, совершение добрых дел и т.п. Земное, грешное начало исходит от дьявола и побуждает грешника к неповиновению церкви, к несправедливости, распутству и всем “смертным греха. Соответственно, разумными признаются потребности прежде всего духовные и религиозные - которые ведут к праведной жизни, а неразумными, греховными - те, которые осуждаются церковью и губят душу, превращая человека в грешника.

Крупнейший представитель патристики, Августин Блаженный (354-430 гг), обнаружил противоположные начала не только в человеческой личности, но и в обществе в целом. В знаменитой работе “О Граде Божьем” он трактует всю историю цивилизации чисто религиозно. Это история борьбы “града божьего” - христианской церкви - и “града земного” - противостоящей ей силе дьявола. Доброе божественное и злое дьявольское начала мобилизуют в человеке: хорошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности

Например, христианство стремилось воспитать в людях умение анализировать, оценивать свои поступки (исповедь). Результатом такого анализа должна была стать способность избегать мыслей, влечений и тем более поступков, которые осуждались церковным мировоззрением. Люди, подавившие в себе греховные влечения и потребности, объявлялись примером для подражания как праведники и святые. Созданный христианством стандарт поведения людей и человеческих сообществ в целом требовал жесткого контроля над потребностями и управления ими. Подчиненность личности социальной общности с ее непримиримой религиозной идеологией могла сохраняться только при условии этого жесткого контроля над потребностями и путями их удовлетворения.

Однако даже в Средние века церковь была не в состоянии полностью подчинить себе всю культуру, весь образ мыслей людей. Поэтому в обществе возникали разные, даже противоположные представления о человеке, его поведении и потребностях. Рассмотрим эти противоположные подходы на примере средневековой России.

Как отмечает А.Ф. Замалеев, русская православно-церковная концепция человека основывалась на трех главных постулатах:

Отрицание земного человека и пренебрежение его чувственно-плотским, “тварным” (т.е. сотворенным, материальным) бытием, осуждение любви к реальному миру. Согласно Феодосию Печерскому (1036-1074) и Нилу Сорскому (1433-1508), воспитание православного христианина должно основываться только на “божественной истине”, а земные, светские науки заслуживают строгого осуждения.

Одобрение таких черт характера, как “тихость” и “коснение” (медлительность, нерешительность, неисполнение). Любое дело должно делаться не торопясь, медленно, неспешно.

Своеобразное средневековое отношение к труду, “делам”. Вера в Христа требовала, конечно, совершения добрых дел, но под “делами” понималась при этом не творческая преобразовательная деятельность человека (общественная активность, техническое творчество), а “малые дела” - посты, молитва и раздача милостыни. “Относительно же мирских дел (хозяйственных, торговых, ремесленных) церковь внушала убеждение, что человек не должен стремиться делать их быстро, прилагать какие бы то ни было дополнительные усилия. Если человек поступал иначе, ему приписывалось "тяжкое и звероподобное рвение", признаваемое не только греховным, но и губительным.

С чем связан такой подход к быстрой и умелой работе? Прежде всего, считалось, что таким образом нарушается богоустановленный этикет. Умелость, быстрота - свойства свободного, независимого человека. Благодаря им он как бы выпадает из сферы провиденциального давления, утрачивает богопочтение. Поэтому православно-церковная антропология требовала от всякого человека "недоумения” веры в то, что без божественной помощи невозможно совершить никакое дело”.

Как видим, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потребность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к праведной богоугодной жизни.

Такой религиозной антропологии противостояла другая тенденция, подчеркивавшая ценность труда, человеческого разума, самостоятельности личности. Эта идея ярко выражена, например, в “Поучении” великого князя Владимира Мономаха (1053-1125). В нем подчеркивается ценность, уникальность и неповторимость каждого отдельного человека. В то же время всех людей объединяет, сплачивает природа и активное, деятельное отношение к миру. “Владимир Мономах отбрасывает христианский индивидуализм, ограниченный верой в личное спасение, и заменяет его идеей общеполезного дела, служения земным интересам. Труд для него - высшее проявление богоугодности в человеке”. Только труд и знание, а не вера и “тихость”, возвышают личность, делают ее справедливой и сильной. Аналогичные мысли о важности труда, знаний, земного назначения человека позже развиваются в сборнике изречений и афоризмов “Пчела”, в “Молении” Даниила Заточника и других популярных на Руси текстах.

Таким образом, утверждения о поголовной религиозности и богобоязненности русского народа искажают историческую правду. Наряду с официальной религиозней идеологией выдающиеся российские мыслители почти тысячу лет назад начали создавать по существу антицерковную, еретическую концепцию человека, в чем-то созвучную с идеологией гуманизма и с представлениями современной науки. В этой концепции религиозные потребности и ценности не отрицались, но все же оттеснялись на второй план. Наиболее важными и требующими первоочередного удовлетворения признавались даже не простые базовые потребности, а потребности в познании, в труде, развитии личности и благе социальной общности (хотя их реализацию и считали угодной Богу). Признание потребности в активной деятельности предвосхищало мировоззрение эпохи капитализма и позже было широко использовано в протестантских религиях.

Сегодня для человека существует множество благ, облегчающих жизнь: электричество, автомобили, телефоны, бытовая техника. Повседневная жизнь упрощена практически до максимума. Пандемия приучила нас даже к доставке еды, так отсеялись и походы в супермаркет. Технологический прогресс привел нас к тому, что мы имеем сейчас. А что делали люди тысячу лет назад, ведь у "средневекового" человека не было ничего, кроме веры. Как они жили и решали бытовые вопросы? Читайте в нашем материале.


Феминизм в 21-м веке процветает, но как бы он упростил жизнь обычной женщины в Средние века. Ведь без стиральной машины, пылесоса, нянь и клининговых услуг день "средневековых" дам походил один на другой. Девушки выходили замуж в 12-18 лет и рожали по десять детей, чтобы быть точно уверенными в том, что хотя бы у трех из них есть будущее – остальные умирали в младенчестве или детстве. Так и проходила их жизнь: роды, уход за ребенком, стирка, готовка, уборка и так по кругу.

А стирали раньше руками. К примеру, на Руси, как и во многих других странах, при чистке одежды использовали валек – это деревянная пластина с короткой ручкой, изготовленная из березы, липы или осины. Стирка обычно затевалась на целый день, поэтому к реке с огромными вещевыми баулами женщины шли с самого утра. Прачки пропитывали соком алоэ или бузиной белье, а затем укладывали его на доски и били вальком. Керосин и вовсе использовали в качестве отбеливателя.


В большой семье много времени требовалось не только на стирку, но и на заготовку продуктов впрок. На ранних этапах развития человечества в хранении продуктов смысла не было, ведь вся добытая еда сразу употреблялась в пищу из-за кочевого образа жизни. В Средние века наши предки поменяли свою жизнь и основательно занялись земледелием. Так, появилась потребность хранить выращенные за лето продукты в течение всего года.

В те времена изобрели и такие способы сохранения пищи, как копчение, консервирование и маринование. А затем стали хранить ее в подвалах и глубоко вырытых ямах. Также на Руси использовали специальное помещение – ледник. По сути, это обычный погреб, только в зимнее время туда плотно укладывали снег и кубы льда вместе с соломой. Созданная конструкция ледника была ничем не хуже нынешнего холодильника. Продукты питания, действительно, сохранялись на протяжении года.


Дома в Средние века были без окон и с земляным полом. От окон отказались из разумных соображений – зимой их просто нечем было закрывать. Даже их отсутствие не спасало от холодов. Единственным теплым местом в лачугах был очаг, возле него и спали всей семьей.

В зимнюю пору возле печи грелись не только люди, но и животные. Весь домашний скот и птица переживали морозы в доме, иначе они бы просто погибли.


Да, домашних животных берегли, ведь их мясо было самым настоящим деликатесом. Сегодня мы можем чаще питаться курицей, рыбой, говядиной или свининой. А постоянными спутниками "средневекового" человека были неурожаи и голод. В те времена пищу употребляли два раза в день – утром и вечером. Похоже на питание крайне занятого современного горожанина. В обычный день стол наших предков выглядел следующим образом: хлеб, каша, вареные овощи и похлебки.

А мясо "средневековый" человек ел крайне редко. На это влияла не только нищета, но и то, что 166 дней в году приходились на посты. Поэтому птицу и скот ели только по праздникам. Сладости тоже были редким явлением во время трапезы. Десертом был мед, а у зажиточных жителей можно было заметить сахар, который стоил очень дорого, а также считался лекарством.


Помимо еды и воды у человека есть еще одна важная потребность – испражняться. Нетрудно догадаться, что туалетов, каковы они в современном понимании, не было. Люди справляли нужду за домом или в яму, если жили не в городе.

Однако в Средние века стали появляться и городские жители. Горожане вместо туалета использовали любые емкости, содержимое которых впоследствии сливали прямо на дорогу или в выгребные ямы, если они были. По сути, люди просто ходили по своим отходам.

Читайте также: