Неореализм в международных отношениях кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Государства стали рассматриваться не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций. Международные организации наиболее яркое отражение распределения сил в мире. Например, постоянные военные союзы.

2. Государство не всегда вольно в своих действиях и свободно в преследовании своих целей.

3. Государства вынуждены вступать в соглашения под влиянием структуры международной системы.

4. Система МО (глобальный уровень) оказывает решающее значение в современных МО. Структурная триада Уолтца (три основных принципа структуры МО).

* Государство в МО руководствуется мотивом выживания

* Основные участники - государства. Негосударственные игроки могут стать влиятельными участниками МО, когда они приобретут силу сопоставимую с силой государства.

* Государства неоднородны, у них разные возможности и потенциал. Это определяет структуру МО и поведение государств. В связи с этим ломается старая силовая иерархия и возникает новая.

6. Важен порядок. Порядок - естественное состояние МО, которое обеспечивается должным распределением сил.

7. Анархичность МО становится относительной и регулированной. Б.Бузан

Мир более упорядочен. Анархия становится зрелой. Центр силы отсутствует, но государства не абсолютно вольны.

8. Цель государства – иметь силу и занять место в международной иерархии, а не применять ее.

10. Государства сами формулируют национальные интересы, они не даны сверху.

17. Либерализм и неолиберализм как теории международных отношений.

1. Отказ от тайной дипломатии

2. Стремление к общей морали

5. Распространение демократизма.

Основная задача как не допустить войны и увеличить компоненту сотрудничества. Для либералов важно сотрудничества, война - аморальна.

В начале 20 века в либерализме прослеживаются 3 течения:

1. Возможность правового регулирования и МО. 1899, 1907 гг. конференции в Гааге.

2. Упорядочить анархию в МО через международные организации. Идея коллективной безопасности и создание Лиги Наций.

* Идея безопасности. С помощью безопасности государства согласовывают действия, устанавливают правила. И таким образом безопасность первого государства зависит от безопасности целого ряда государств.

3. Сокращение вооружения. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

Основные положения классического либерализма:

1. Человек не агрессивен по своей природе. Он нацелен ан сотрудничество.

2. Война – это проблема, которую можно решить только совместными усилиями.

3. Международное сообщество должно осознать, что необходимы международные институты, способные предотвратить вооруженный конфликт.

4. Государствам необходимо реформировать свои политические системы, с тем, чтобы демократическое правление внутри каждой страны способствовало установлению мира и развитию сотрудничеств на планете.

5. На международной арене действую не только силовые, но и другие факторы, такие как экономика и мораль.

6. В свете либерализма появляется теория институционализма, заключающаяся в регулировании МО и внешней политики государства с помощью международных институтов (организаций).

Скачок популярности либерализма пришелся на 40-е гг. 20 века:

* В 1944 году состоялась Мирная конференция в Сан-Франциско.

* Выработка всеобъемлющего международного права (устав ООН)

* Увеличение числа Международных организаций. Создание универсальной системы коллективной безопасности

* Создание плеяды международных организаций.

* В период холодной войны либерализм не исчез. Оба государства апеллировали к международному праву.

Либерализм неотделим от США. Это исконно либеральная нация. Как государство идея, миссия – единственное. Что объединяет американцев.

Либерализм расцвел после конца Второй мирровой войны. А в 90-е стал доминирующей парадигмой.

Неолиберализм. Современная интерпретация либерализма. Основатели Робер Кохэн и Джозеф Най.

1. Сила и могущества – недейственный инструмент реализации политики. Экономические и правовые рычаги более эффективны.

2. Наряду с государствами на международной арене действуют межправительственные организации: ООН, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии), ВТО (бывшее ГАТТ), неправительственные организации, ТНК).

3. Государственный суверенитет относительный, а не абсолютный. Проблема глобализации.

4. Комплексная взаимозависимость (каналы и цепочки политической связи).

1. Государства стали рассматриваться не только сами по себе, но и с учетом тех структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций. Международные организации наиболее яркое отражение распределения сил в мире. Например, постоянные военные союзы.

2. Государство не всегда вольно в своих действиях и свободно в преследовании своих целей.

3. Государства вынуждены вступать в соглашения под влиянием структуры международной системы.

4. Система МО (глобальный уровень) оказывает решающее значение в современных МО. Структурная триада Уолтца (три основных принципа структуры МО).

* Государство в МО руководствуется мотивом выживания

* Основные участники - государства. Негосударственные игроки могут стать влиятельными участниками МО, когда они приобретут силу сопоставимую с силой государства.

* Государства неоднородны, у них разные возможности и потенциал. Это определяет структуру МО и поведение государств. В связи с этим ломается старая силовая иерархия и возникает новая.

6. Важен порядок. Порядок - естественное состояние МО, которое обеспечивается должным распределением сил.

7. Анархичность МО становится относительной и регулированной. Б.Бузан

Мир более упорядочен. Анархия становится зрелой. Центр силы отсутствует, но государства не абсолютно вольны.

8. Цель государства – иметь силу и занять место в международной иерархии, а не применять ее.

10. Государства сами формулируют национальные интересы, они не даны сверху.

17. Либерализм и неолиберализм как теории международных отношений.

1. Отказ от тайной дипломатии

2. Стремление к общей морали

5. Распространение демократизма.

Основная задача как не допустить войны и увеличить компоненту сотрудничества. Для либералов важно сотрудничества, война - аморальна.

В начале 20 века в либерализме прослеживаются 3 течения:

1. Возможность правового регулирования и МО. 1899, 1907 гг. конференции в Гааге.

2. Упорядочить анархию в МО через международные организации. Идея коллективной безопасности и создание Лиги Наций.

* Идея безопасности. С помощью безопасности государства согласовывают действия, устанавливают правила. И таким образом безопасность первого государства зависит от безопасности целого ряда государств.

3. Сокращение вооружения. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

Основные положения классического либерализма:

1. Человек не агрессивен по своей природе. Он нацелен ан сотрудничество.

2. Война – это проблема, которую можно решить только совместными усилиями.

3. Международное сообщество должно осознать, что необходимы международные институты, способные предотвратить вооруженный конфликт.

4. Государствам необходимо реформировать свои политические системы, с тем, чтобы демократическое правление внутри каждой страны способствовало установлению мира и развитию сотрудничеств на планете.

5. На международной арене действую не только силовые, но и другие факторы, такие как экономика и мораль.

6. В свете либерализма появляется теория институционализма, заключающаяся в регулировании МО и внешней политики государства с помощью международных институтов (организаций).

Скачок популярности либерализма пришелся на 40-е гг. 20 века:

* В 1944 году состоялась Мирная конференция в Сан-Франциско.

* Выработка всеобъемлющего международного права (устав ООН)

* Увеличение числа Международных организаций. Создание универсальной системы коллективной безопасности

* Создание плеяды международных организаций.

* В период холодной войны либерализм не исчез. Оба государства апеллировали к международному праву.

Либерализм неотделим от США. Это исконно либеральная нация. Как государство идея, миссия – единственное. Что объединяет американцев.

Либерализм расцвел после конца Второй мирровой войны. А в 90-е стал доминирующей парадигмой.

Неолиберализм. Современная интерпретация либерализма. Основатели Робер Кохэн и Джозеф Най.

1. Сила и могущества – недейственный инструмент реализации политики. Экономические и правовые рычаги более эффективны.

2. Наряду с государствами на международной арене действуют межправительственные организации: ООН, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии), ВТО (бывшее ГАТТ), неправительственные организации, ТНК).

3. Государственный суверенитет относительный, а не абсолютный. Проблема глобализации.

4. Комплексная взаимозависимость (каналы и цепочки политической связи).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.

Современные теории международных отношений

Неореализм

Основные положения неореализма:

Сходства неореализма и политического реализма:

  1. Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.
  2. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал.

Продолжение в следующем выпуске…

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

Неореализм, развитый в значительной степени в пределах американской политологии, стремится переформулировать идеи политического реализма Э. Х. Карра, Г. Моргентау, и идеи Р. Нибура в строгую и позитивистскую социологию.

Теория

Основные положения

Государства, как считает Уолтц, схожи с точки зрения потребностей, но не в возможностях для их удовлетворения. Место расположения государств в мире определяет их возможности и потенциал. Структурное распределение возможностей ограничивается (равно как и сотрудничество между государствами) из-за опасения относительного успеха, достигнутого другими государствами, а также из-за возникновения вероятности зависеть от этих государств. Стремление каждого государства максимизировать свою власть на мировой арене, приводит к балансу сил, который и формирует международные отношения. Это также дает начало дилемме безопасности, с которой сталкиваются все нации. Есть два пути, которыми государства могут уравновешивать власть: внутреннее балансирование и внешнее балансирование. Внутреннее балансирование происходит потому, что государства взращивают их собственные возможности и потенциал, увеличивая экономический рост и/или увеличивая военные расходы. Внешнее балансирование происходит, поскольку государства вступают в союзы, чтобы противостоять власти более мощных государств или союзов.

Неореалисты утверждают, что есть по существу три возможных системы согласно изменениям в распределении возможностей, определенных числом великих держав в пределах международной системы. Однополярная система содержит только одну великую державу, биполярная система содержит две великих державы, и многополярная система содержит более, чем две великих державы. Некоторые неореалисты заключают, что биполярная система более устойчива (государства менее склонны к борьбе за власть и системным изменениям) чем многополюсная система, потому что балансирование может происходить только через внутреннее балансирование, так как нет никаких дополнительных великих держав (сверхдержав), чтобы сформировать союзы. Поскольку в биполярной системе есть только внутреннее балансирование, а не внешнее, то вероятность просчета и шансы на войну между великими державами уменьшаются.

Новизна неореализма

Основные положения неореализма:

Сходства неореализма и политического реализма:

  • Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.
  • Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал.

Критика неореализма

Неореалисты пришли к выводу, что, поскольку война есть следствие анархической структуры международной системы, то, вероятно, она продолжится и в будущем. Они утверждают, что упорядоченность принципов международной системы принципиально не изменилась со времен Фукидида с появлением ядерного оружия.

Начиная с появления в 1979 и до конца холодной войны неореализм был доминирующей теорией международных отношений. Его неспособность объяснить внезапный и мирный крах Советского Союза поставила под сомнение утверждение Уолтца, что биполярные системы должны быть более устойчивыми чем многополюсные системы. Уолтц говорил, что стабильность путают с длительностью, что не означает мир, и что биполярная система была действительно более устойчивой в последнем смысле.

Другая главная критика неореализма (и классического реализма вообще) говорит о неспособности объяснить длительный мир великой державы начиная со Второй мировой войны и увеличивающегося сотрудничества государств. Альтернативные объяснения, которые сосредотачиваются на ролях учреждений, норм, и внутренних режимов, продолжили предлагать альтернативу реалистичному подходу, хотя реалистичные теории продолжают иметь главное влияние на текущую работу и теорию.

Другие критики утверждали, что государства не участвуют в балансирующем поведении, как предсказывает неореализм, и вместо этого, часто предпочитают побеждающую сторону на выборах, или сторону с более сильной стороной в международном кризисе. Уолтц отвечает, что его теория объясняет действия средних и великих держав, и что маленькие уязвимые государства действительно часто побеждающая сторона на выборах, в конечном счете их действия не формируют курс международных отношений до существенной степени.

Основные положения неореализма:

6. Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. Согласно неореализму, международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.

7. Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношения.

9. Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.

10. Неореализм отличает стремление к методологической строгости.

11. Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

12. Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы[12].

Сходства неореализма и политического реализма:

1. Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.

Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал.

Читайте также: