Потребность в детях кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности:

· поддерживать постоянную температуру тела.

Часть потребностей здоровый ребенок способен удовлетворять самостоятельно, некоторые – только с помощью взрослых, но в целом новорожденный не может выжить без заботы о нем со стороны окружающих его людей.

Потребность в поступлении кислорода удовлетворяется за счет самостоятельного дыхания.

Не требует коррекции потребность во сне. В ЦНС преобладают процессы торможения, поэтому новорожденный спит 22 часа в сутки, поэтому очень важно обеспечить ему комфортные условия для удовлетворения этой потребности.

Ребенок должен спать в собственной кроватке, боковые стенки кроватки должны обеспечить свободный доступ кислорода, не занавешивать кровать. Не использовать мягкий матрац. Новорожденный должен лежать на ровной, твердой поверхности, подушка ему не нужна. Можно немного приподнять головной конец.

Удовлетворение потребности в питании новорожденных и детей первого года жизни являются естественное (грудное), смешанное и искусственное вскармливание.

Возрастные особенности пищеварения детей 1-го года жизни:

1. функциональная незрелость пищеварительной системы

2. незрелость защитных механизмов пищеварительного тракта.

Единственно правильным и оптимальным видом вскармливания детей 1-го года жизни является грудное вскармливание. Оно обеспечивает:

1. получение достаточного количества пищи

2. получение достаточного количества Б. Ж. У. витаминов и микроэлементов.

1. раннее прикладывание к груди

2. кормление по требованию в 1-ый месяц жизни

3. вскармливание исключительно грудным молоком первые 5 мес. Жизни

4. исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном вскармливании

5. вскармливание грудным молоком не менее 1-1,5 лет (отнятие от груди в осенне-зимний период).

В случае развития гипогалактии (уменьшение к-ва молока), или агалактии

(полное отсутствие молока), ребенка переводят на смешанное или искусственное вскармливание.

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка только женским грудным молоком впервые 5 мес., а с 5 мес. – ещ6 и прикормы.

Смешанное вскармливание – это вскармливание, при котором ребенок в первой половине года жизни наряду с молоком матери получает дополнительное питание, называемое докормом в виде молочных смесей, составляющих более 1/5 всего рациона.

Искусственное вскармливание – это вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни не получает грудного молока или его количество составляет менее 1/5 суточного рациона.

Для удовлетворения потребности ребенка в питании оптимальным является грудное вскармливание, дополнять питание водой не рекомендуется.

Преимущества грудного вскармливания:

· легко усваивается и полностью используется;

· защищает ребенка от инфекции

· эмоциональный контакт матери и ребенка;

· благоприятное развитие ребенка;

· быстрое восстановление организма матери после родов;

Психологические преимущества грудного вскармливания:

· способствует формированию между матерью и ребенком тесных, нежных взаимоотношений, от которых мама получает эмоциональную удовлетворенность;

· дети меньше плачут, быстрее развиваются;

· при кормлении ребенка ночью меньше забот для мамы;

· способствует интеллектуальному развитию ребенка.

В течение нескольких дней после родов вырабатывается молозиво, оно густое, желтоватого цвета за счет наличия большого количества жира. Оно содержит так же защитные факторы (иммуноглобулины, лейкоциты, макрофаги), а так же обладает слабительным действием, что помогает освободить кишечник ребенка от мекония, предотвратить желтуху. В молозиве много витамина А, усиливает иммунитет и предотвращает развитие заболеваний глаз.

С 4 – 5 дня после родов вырабатывается переходное молоко, богатое жиром и по составу приближается к зрелому молоку.

Раннее молоко – продуцируется в начале кормления, позднее молоко – в конце кормления. В позднем молоке больше жиров, по цвету оно белее раннего.




Раннее молоко имеет голубоватый оттенок, вырабатывается в большом объеме, обеспечивает потребность ребенка в жидкости, именно поэтому не рекомендуется дополнительное питье в первые 4 – 6 мес жизни. Если ребенок будет утолять жажду водой, он станет меньше потреблять грудного молока и чувство голода у него возникнет раньше.

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности:

· поддерживать постоянную температуру тела.

Часть потребностей здоровый ребенок способен удовлетворять самостоятельно, некоторые – только с помощью взрослых, но в целом новорожденный не может выжить без заботы о нем со стороны окружающих его людей.

Потребность в поступлении кислорода удовлетворяется за счет самостоятельного дыхания.

Не требует коррекции потребность во сне. В ЦНС преобладают процессы торможения, поэтому новорожденный спит 22 часа в сутки, поэтому очень важно обеспечить ему комфортные условия для удовлетворения этой потребности.

Ребенок должен спать в собственной кроватке, боковые стенки кроватки должны обеспечить свободный доступ кислорода, не занавешивать кровать. Не использовать мягкий матрац. Новорожденный должен лежать на ровной, твердой поверхности, подушка ему не нужна. Можно немного приподнять головной конец.

Удовлетворение потребности в питании новорожденных и детей первого года жизни являются естественное (грудное), смешанное и искусственное вскармливание.

Возрастные особенности пищеварения детей 1-го года жизни:

1. функциональная незрелость пищеварительной системы

2. незрелость защитных механизмов пищеварительного тракта.

Единственно правильным и оптимальным видом вскармливания детей 1-го года жизни является грудное вскармливание. Оно обеспечивает:

1. получение достаточного количества пищи

2. получение достаточного количества Б. Ж. У. витаминов и микроэлементов.

1. раннее прикладывание к груди

2. кормление по требованию в 1-ый месяц жизни

3. вскармливание исключительно грудным молоком первые 5 мес. Жизни

4. исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном вскармливании

5. вскармливание грудным молоком не менее 1-1,5 лет (отнятие от груди в осенне-зимний период).

В случае развития гипогалактии (уменьшение к-ва молока), или агалактии

(полное отсутствие молока), ребенка переводят на смешанное или искусственное вскармливание.

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка только женским грудным молоком впервые 5 мес., а с 5 мес. – ещ6 и прикормы.

Смешанное вскармливание – это вскармливание, при котором ребенок в первой половине года жизни наряду с молоком матери получает дополнительное питание, называемое докормом в виде молочных смесей, составляющих более 1/5 всего рациона.

Искусственное вскармливание – это вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни не получает грудного молока или его количество составляет менее 1/5 суточного рациона.

Для удовлетворения потребности ребенка в питании оптимальным является грудное вскармливание, дополнять питание водой не рекомендуется.

Преимущества грудного вскармливания:

· легко усваивается и полностью используется;

· защищает ребенка от инфекции

· эмоциональный контакт матери и ребенка;

· благоприятное развитие ребенка;

· быстрое восстановление организма матери после родов;

Психологические преимущества грудного вскармливания:

· способствует формированию между матерью и ребенком тесных, нежных взаимоотношений, от которых мама получает эмоциональную удовлетворенность;

· дети меньше плачут, быстрее развиваются;

· при кормлении ребенка ночью меньше забот для мамы;

· способствует интеллектуальному развитию ребенка.

В течение нескольких дней после родов вырабатывается молозиво, оно густое, желтоватого цвета за счет наличия большого количества жира. Оно содержит так же защитные факторы (иммуноглобулины, лейкоциты, макрофаги), а так же обладает слабительным действием, что помогает освободить кишечник ребенка от мекония, предотвратить желтуху. В молозиве много витамина А, усиливает иммунитет и предотвращает развитие заболеваний глаз.

С 4 – 5 дня после родов вырабатывается переходное молоко, богатое жиром и по составу приближается к зрелому молоку.

Раннее молоко – продуцируется в начале кормления, позднее молоко – в конце кормления. В позднем молоке больше жиров, по цвету оно белее раннего.

Раннее молоко имеет голубоватый оттенок, вырабатывается в большом объеме, обеспечивает потребность ребенка в жидкости, именно поэтому не рекомендуется дополнительное питье в первые 4 – 6 мес жизни. Если ребенок будет утолять жажду водой, он станет меньше потреблять грудного молока и чувство голода у него возникнет раньше.

Наиболее стабильным, практически неизменяемым на протяжении всей жизни человека элементом структуры репродуктивного поведения является потребность в детях.

Потребность в детях — это своего рода закрепленный в психологических структурах личности опыт прошлых поколений, отголосок прошлых условий жизни.

При прочих равных условиях число рождений будет больше там, где преобладают ориентации на семейные ценности (на детей прежде всего), поскольку это преобладание обусловит восприятие окружающих условий как благоприятных для реализации имеющейся потребности в детях (независимо от того, каковы эти условия на самом деле или в глазах других).

Ни потребность в детях, ни условия жизни сами по себе (по отдельности) не предопределяют результатов репродуктивного поведения. Эти результаты — итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая определяет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удовлетворения потребности в детях.

Потребность в детях — главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов. Одновременно она — элемент общей системы потребностей личности., занимающий место на наивысшем уровне иерархии человеческих потребностей — среди социальных потребностей, наряду с такими, как потребность в браке, семье, творчестве, самореализации, образовании, свободном времени и т.д. Их концентрированным выражением является потребность в детях. Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях (и это мы подчеркиваем здесь особо и настоятельно) не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими и потребностью в самосохранении).Именно поэтому не существует никаких границ ее ослабления: никакие физиологические механизмы не в состоянии защитить ее от этого.

Не связана потребность в детях и с сексуальной потребностью. Как было сказано ранее, рождение детей имеет лишь своим предусловием, посредником сексуальное поведение. Человек с давних времен может нарушать и нарушает автоматизм репродуктивного цикла, удовлетворение сексуальной потребности не. предполагает обязательного рождения ребенка и притом чем дальше, тем в меньшей степени сексуальные отношения являются средством деторождения.

Чтобы ребенок родился, необходима специальная мотивация, не биологическая по своей природе.

Потребность в детях зависит от духовно-нравственного климата в обществе. В секулярном обществе рождаемость выше уровня простого воспроизводства населения просто невозможна. Общество, ставшее на путь модернизации обречено на вымирание.

Потребность в детях у сегодняшних россиян колеблется на уровне малодетности, то есть один-два ребенка, причем доминирует установка на одного ребенка.

В последнее время существует установка части подрастающего поколения на преднамеренную бездетность.

Существует гипотеза, что в секулярном обществе вообще какой-либо рост рождаемости невозможен.

Однако репродуктивную потребность можно повысить целенаправленной государственной политикой. Необходимо, чтобы в области конкуренции человеческих потребностей семья и дети не были вытеснены иными потребностями.

Страна, которая хочет проводить демографическую политику посредством депопуляции — повышения потребности семьи в детях, должна обеспечить соответствующую поддержку семьям. И только после этого нужно проводить социальную политику, направленную на повышение престижа семьи и брака, чтобы люди стремились вступать в семью и обзаводиться детьми, и не одним ребенком, как сейчас, а как минимум тремя.

Когда у тебя есть дети, ты живешь как собака, но умираешь как человек. А когда нет детей, живешь как человек, но умираешь как собака.

Человек наследовал свою биологию от животного мира. Природа диктует каждому живому существу на земле удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, воспроизводить себе подобных для продления рода. Животное рождается, живет и умирает только ради продолжения своего рода. Другого смысла жизнь животного не имеет. В человеке, не смотря на его разум, природой заложен тот же механизм развития, тот же смысл жизни. Человек, появившись на свет, получает от своих родителей все необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, воспроизводит себе подобных. Вырастив и воспитав детей, родители со временем умирают, и это естественный конец существования любого живого существа. Но смерть людей воспринимается нами особенно трагично в том случае, когда их жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Если человек не успел оставить потомство, исчерпав генетически определенное ему время жизни, или ушел в мир иной по другой причине, всегда встает вопрос: а не напрасно ли он прожил жизнь? Я говорю не о великих людях, оставивших свой интеллектуальный след в истории нашей цивилизации – их единицы. Смысл жизни большинства женщин и мужчин – родить и воспитать ребенка, даже если они этого и не осознают. Ни что так не сближает людей, как общая радость от рождения и воспитания детей.

Некоторые женщины не имеют потребности в ребенке до тех пор, пока им достаточно влюбленности и внимания мужчины. Инстинкт деторождения заявляет о себе при уменьшении у влюбленной пары взаимного полового влечения или ослаблении эмоционального контакта. Женщина первой чувствует эти вначале малозаметные изменения в отношениях. Рождение ребенка для нее становится не смыслом и целью любви, а ее заменой, местом приложения нерастраченной нежности, заботы, внимания, сострадания.

Бывает, женщины рожают ребенка не испытывая в нем потребности, только с одной целью – удержать партнера. Надеясь на то, что если часть отцовской любви в благодарность за рождение ребенка и не перейдет на мать, ребенок все равно послужит якорем, удерживающим мужчину на месте. К сожалению, они не учитывают особенности мужской психологии и их надежды часто не оправдываются. Мужчины, использующие это средство для сохранения семьи, напротив, добиваются гораздо лучших результатов. А если детей несколько и они нуждаются в заботливом, внимательном отце, редкая женщина решится разорвать отношения, поставив свои интересы выше семейных.

Особенно большие трудности в удовлетворении потребности, связанной с воспитанием детей, возникают в семьях, где один из партнеров не является биологическим отцом или матерью ребенка. Как правило, дети от предыдущих браков остаются жить с матерью и женщины нередко болезненно реагируют на отношения партнера к неродному ребенку. Они проецируют на себя все слова, сказанные в адрес их детей, и критически оценивают любые поступки по отношению к ним. В таких семьях расхождение или согласие во взглядах на процесс воспитания детей часто оказывает определяющее влияние на взаимоотношения партнеров.

Многие современные юноши и девушки, ставящие перед собой большие цели в социальном плане, воспринимают желание партнера иметь детей как попытку закабалить их. Потребность в рождении и воспитании детей может не только сблизить мужчину и женщину, но и сделать их врагами, в том случае если один из них попробует удовлетворить эту потребность, не посоветовавшись с партнером. Это касается не только женщин, но и мужчин, считающих, что женское дело рожать, а не рассуждать. Даже в браке рождение нежеланного ребенка, нарушившее жизненные планы одного из партнеров, обременившее его незапланированными материальными затратами и обязанностями, непременно ухудшит фон эмоционального общения, а это может иметь далеко идущие последствия. Настойчивое желание добиться удовлетворения этой потребности с человеком, по каким-то причинам еще не готовым к этому, может напугать и оттолкнуть его. В свою очередь, женщины и мужчины, не нашедшие понимания такому проявлению своей любви, часто испытывают глубокое разочарование в партнере, не оценившем их предложение.

Может, я поступил негуманно, посоветовав решить вопрос таким путем, но это лучше, чем рисковать жизнью девушки или пытаться определить ее кавалера на лечение к психиатру. Уверен, для него этот эпизод в жизни послужит хорошим уроком, научит преждевременно не строить планы, сдерживать свою чрезмерно страстную влюбленность и требовательность. Для нас эта история пример того, что переменные, входящие в формулу, как и в математике, могут иметь отрицательные значения, вследствие чего и результат будет получен соответствующий.

Природой в человеке заложен мощнейший механизм, в котором задействованы все системы организма. Половой инстинкт, являющийся основой нашего существования, проявляется в потребности иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. Эта потребность особенно важна для женщин, изначально стоящих ближе к природе и являющихся источником жизни. Если близость пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает партнеров и переводит их отношения на более высокий уровень.

По мнению Джеффри Янга, создателя схема-терапии, всего существует шесть базовых потребностей ребенка:

✔ потребность в безопасности,

✔ связь с другими;

И если каждая из этих потребностей удовлетворена, то ребенок, в целом, будет психологически зрелым. А если какая-то из этих потребностей в нашем детстве не закрывалась, то вырастая, мы сталкиваемся с рядом психологических проблем, которые мешают нам жить гармоничной жизнью.

Давайте рассмотрим каждую из них более подробно. Статья будет длинной, но, поверьте, эта информация стоит того, чтобы дочитать до конца. Потому что благодаря знаниям о базовых потребностях, вы поймете, откуда берутся наши психологические проблемы во взрослой жизни и сможете по-другому взглянуть на воспитание своих детей.

1. БАЗОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Некоторые психологические ловушки залегают глубже других. И самые глубокие и тяжёлые для коррекции - это те ловушки, которые связаны с базовой безопасностью. Безопасность играет для младенца важнейшую роль. Потому что, пока мы маленькие, то отсутствие безопасности воспринимается нами как возможность смерти.

Ощущение базовой безопасности ребёнком строится на том, как к нему относится его семья - то есть, те люди, которые должны его любить, заботиться и защищать. И если этого в детстве ребенка не было, то он нигде не ощущает себя в безопасности. Такое бывает, когда ребенок растёт в неблагополучной семье, в которой его родители нестабильны и ведут себя непредсказуемо, либо когда в детстве он столкнулся с насилием - физическим, психологическим или сексуальным.

В итоге, такой ребёнок чувствует, что в любой момент может произойти что-то ужасное - тот, кого он любит, в любой момент либо причинит ему боль (если он столкнулся с насилием и жестоким обращением), либо бросит его (если ребенок в детстве перенёс отвержение). Оба эти ощущения приводят к тому, что став взрослым, такой человек чувствует себя уязвимым. Зачастую такие люди импульсивны, непредсказуемы и склонны к саморазрушению.

В первую очередь это сказывается на их отношениях - они либо влюбляются в партнёров, которые их отвергают, либо строят отношения с жестокими и деспотичными партнёрами, которые причиняют им боль.

У таких людей формируется зависимость от нестабильности. Хорошие, порядочные и надёжные партнёры кажутся скучными и не вызывают сексуального влечения. А вот все деструктивные личности, способные держать их в напряжении и катать на эмоциональных горках, притягивают таких людей, как магнит. В итоге, они либо многократно вступают в разрушительные для себя отношения и ещё больше травмируются, либо вовсе избегают их из страха получить новые душевные раны.

Психологические ловушки, формирующиеся на основе потери базовой безопасности - это ловушка Отверженности и ловушка Недоверия и жестокого обращения.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ.

Еще одна базовая потребность ребенка - это эмоциональная связь с другими. Для того, чтобы она развилась, нам нужно получать любовь, внимание, заботу, уважение, сопереживание, ласку, понимание и наставление. И всё это нам необходимо получать не только от нашей семьи, но и от наших сверстников.

Есть 2 вида эмоциональной связи:

1. Близкие отношения, которые выстраиваются с нашей семьёй, возлюбленными и близкими друзьями. Это наши самые тесные эмоциональные связи, на основе которых формируется привязанность.

2. Социальные связи - это наша связь с социумом, чувство общности и сопричастности. Это отношения с нашими знакомыми, коллегами или какими-то другими группами.

Если в детстве потребность в эмоциональной связи не удовлетворялась, то, вырастая, такой человек всегда будет чувствовать себя одиноким. Даже имея семью, близкие отношения и широкий круг общения, в глубине души такой человек чувствует отчужденность. Он может строить поверхностные связи, казаться искренним и открытым, но настоящего сближения с другими он не допускает. Это те люди, которые никогда не признаются, что на самом деле творится у них на душе. Они вроде бы с вами, но свои истинные чувства и переживания они будут прятать даже от самих себя. Таким образом человек попадает в ловушку Эмоциональной депривации - внутреннее чувство пустоты и ощущения, что вас никогда не услышат и не поймут.

Иногда эмоциональная депривация в детстве приводит человека в ловушку Изгнания из общества. В этом случает он тоже чувствует одиночество, но при этом у него формируется ощущение, что он изгой, не такой как все. Ему кажется, что этот мир никогда не примет его и он не сможет стать частью общей системы. Он чувствует себя непонятым другими, не находит себе места среди людей, поэтому отстраняется от социума и предпочитает жить обособленно.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Третья базовая потребность ребёнка - это потребность в самостоятельности.

Ребёнок в процессе своего развития должен развить в себе навыки самостоятельности и научиться жить независимо. Став взрослым, он должен быть способным переехать от родителей, найти свой собственный путь и жить, не завися от моральной и финансовой поддержки родителей. По сути, он должен стать взрослой личностью и жить, опираясь на самого себя.

Для того, чтобы ребёнок стал самостоятельным, родители должны позволять ему принимать решения и брать на себя ответственность. Они должны предоставлять ребёнку определённую свободу в действиях.

И конечно, когда родители нас гиперопекают, делают всё за нас и трясутся над каждым нашим чихом - ни о какой самостоятельности речи не идёт. Если родители сами были тревожные и внушали нам, что мир - опасное место, в котором за каждым углом нас поджидают маньяки, насильники и грабители, и при этом научили нас бояться, вместо того, чтобы дать нам навыки обеспечения безопасности - вырасти в полноценную независимую личность у такого ребёнка не получится.

Вырастая, такой человек попадает либо в ловушку Уязвимости, когда он боится выходить из дома, бесконечно подозревает у себя разные болезни и пишет завещание каждый раз, когда у него 37,7, либо же в ловушку Зависимости, когда ему кажется, что он не способен решать большинство повседневных задач самостоятельно и ему обязательно нужен кто-то, кто будет опекать его и наставлять. У такого человека нет навыков самостоятельности, потому что родители всегда принимали решения вместо него и брали на себя всю ответственность. Поэтому теперь он и во взрослом возрасте ничего не может сделать сам, не спросив совета у кого-то более сильного и мудрого.

Если у таких детей всё таки получается уйти от родителей (что происходит крайне редко), то они быстро находят им замену - другую опекающую фигуру в виде партнёра, друга или начальника.

В отношениях такие люди всегда попадают в зависимость - они пытаются слиться с партнёром, раствориться в его более сильной личности, либо же перекладывают на него ответственность за все важные решения.

В работе такие люди обычно не чувствуют себя достаточно компетентными, поэтому стараются избегать должностей с большой ответственностью.

4. САМООЦЕНКА.

Четвёртая базовая потребность - это потребность в самооценке. Это ощущение, что вы имеете важное значение для своей семьи и близких, а также ценны для этого мира в целом.

Если в семье нас любят, сверстники нас уважают, а в школе мы чего-то достигаем - наша самооценка формируется здоровой.

Но если в семье нас постоянно критикуют, сверстники нас отталкивают или насмехаются, а учёба в школе даётся нам с трудом, то, став взрослым, такой человек продолжает сомневаться в себе и в своих способностях. Он чувствует себя уязвимым, тяжело переносит критику и отказы. Он настолько боится испытаний и трудностей, что обычно избегает их, даже не попытавшись.

В итоге такой человек может попасть в две ловушки - либо в ловушку Неполноценности, либо в ловушку Несостоятельности.

Ловушка Неполноценности даёт ощущение, что во мне есть какой-то дефект или ущербность, а значит, меня никто никогда полюбит таким, такой я есть. Ощущение, что со мной что-то не так, во мне есть какая-то внутренняя поломка, испорченность. Иногда - ощущение какой-то внутренней грязи, от которой не получается отмыться. Или ощущение, что я недостоин хорошего отношения, потому что внутри я жалкий и мерзкий. Эта ловушка часто идёт в комплексе с другими ловушками, о которых я писала ранее.

Ловушка Несостоятельности проявляется как чувство, что я менее успешен и талантлив, чем мои сверстники. Я ничего не добился, я неудачник, я не состоялся как профессионал, как семьянин или как личность.

Обе эти ловушки объединяет одно и то же чувство - стыд. Имея любую из этих ловушек, определяющим будет то, что вы постоянно будете стыдиться самого себя.

5. САМОВЫРАЖЕНИЕ.

Пятая важная потребность в детстве - это потребность в самовыражении. Это свобода в выражении своих чувств, желаний и естественных наклонностей, которая базируется на нашей вере в то, что наши нужды и потребности так же важны, как и нужды других людей. Это свобода действовать спонтанно, без тотального родительского контроля и запретов. Свобода выбирать те занятия, которые нам по душе, а не те, которые нравятся родителям. Свобода творить и проявлять себя, не боясь, что кто-то за это осудит или накажет.

Когда ребёнку разрешают самовыражаться - он учится распознавать свои собственные интересы и предпочтения. Поэтому так важно спрашивать ребёнка, что он хочет сегодня одеть, во что он хочет поиграть, что он выберет на завтрак. Даже если это выбор между яблоком и бананом - у ребёнка должна быть свобода выбора. Также, нужно поощрять его творческие порывы, даже если он их выразил в виде загогулин на обоях. Потому что детский мозг не понимает, что его ругают именно за испорченные обои. Он это расценивает как то, что его ругают за самовыражение.

В здоровой семье ребёнку разрешают не только учиться и заниматься чем-то полезным. Его также поощряют за отдых и развлечения. Ему позволяют выражать эмоции, будь то гнев, обида или грусть.

Если же в вашей семье вас наказывали и стыдили за ваши потребности, чувства и желания, отмахивались от вас, когда вы показывали свои рисунки и поделки, то, став взрослым, вы часто испытываете бессилие. Вы не умеете действовать спонтанно или легкомысленно. Вы стыдитесь своих "детских" или "глупых" проявлений и стараетесь жить по правилам. Для вас намного важнее делать что-то социально одобряемое - работать, учиться, быть хорошим семьянином. А все ваши творческие порывы и эмоциональные потребности задвигаются на дальний план.

В таких семьях было принято не считаться с чувствами и потребностями детей. Родители часто были недовольны, если ребёнок делал что-то неидеально. Также, такое бывает, когда ребёнку пришлось рано повзрослеть и взять на себя заботу о ком-то из взрослых. Поэтому, во взрослой жизни такой человек сталкивается с двумя ловушками - Покорность и Завышенные стандарты.

Есть три признака, говорящих о том, что у вас есть эти ловушки:

1. Вы подстраиваетесь под других, готовы много терпеть и приносить себя в жертву ради других. Вы стараетесь всем угодить, но при этом забываете про свои собственные нужды. Вы скромны и часто ведёте себя как праведник, при этом тайно ожидая, что кто-то оценит вас за вашу самоотверженность.

2. Вы слишком скованы и сдержаны. Это те люди, которых я называю "застегнуты на все пуговицы". Зачастую это трудоголики, борцы за порядок, педанты, аккуратисты и перфекционисты.

Часто у таких людей можно наблюдать эмоциональное уплощение - человек не способен испытывать яркие эмоции, он холоден, спокоен и безразличен. В их жизни нет спонтанности, они подавляют свои душевные порывы, т.к. либо боятся осуждения и попадают в ловушку Покорности, либо пытаются оправдать чьи-то высокие требования и попадают в ловушку Завышенных стандартов.

3. У вас очень много невыраженного гнева. Отказавшись от самовыражении, такие люди копят в себе раздражение и хроническую неудовлетворенность, которые иногда вырываются наружу и проявляют себя в виде депрессии, панических атак или нервных тиков.

6. РЕАЛИСТИЧНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Последняя базовая потребность - это потребность в ограничениях. Обычно, эта проблема противоположна проблеме с самовыражением и проявляется в виде эгоцентризма, зацикленности на себе, капризности или высокомерии. Главная проблема здесь в том, что человек настолько сосредоточен на себе и своих потребностях, что начинает игнорировать нужды и желания других людей.

В детстве таким не людям не хватало контроля и реалистичных ограничений. Вас не учили понимать и учитывать нужды других людей, видеть границы дозволенного, контролировать и дисциплинировать себя. Вам многое спускалось с рук, и поэтому у вас сформировалось чувство, что вам всё можно и ничего вам за это не будет.

Наши родители должны не только поощрять и баловать нас. Они также должны уметь показывать ребёнку, что все его действия имеют какие-то последствия. Мудрые родители не балуют чрезмерно и не дают ребёнку излишнюю свободу. Они учат его контролировать себя, нести ответственность за свои поступки и соблюдать дисциплину. Ему прививают эмпатию и сопереживание, учат ставить себя на место другого, заботиться о чувствах других людей и уважать их желания и потребности.

Вполне естественно, что если в детстве вас чрезмерно баловали, исполняли все ваши прихоти и потакали вашим слабостям - у вас не сложилось представление об реалистичных ограничениях. Таким образом ваши родители учили вас манипулировать другими, не давали разумных наставлений и разрешали не сдерживать гнев. В результате этого вы не умеете уступать и идти на компромиссы, вам сложно жить по правилам и контролировать свои эмоции. Вы выросли эгоцентриком и попали в ловушку Избранности.

Но может быть и так, что ваши родители были эмоционально холодны и многого вас лишали. Вас всё время критиковали и обесценивали. И тогда чувство избранности родилось намного позже, как результат нарциссической травмы. Вы стали проявлять нарциссические черты, как способ компенсировать ущерб, нанесённый вашей самооценке, и выстроить бронь от лишений и обесценивания.

Ловушка Избранности может портить вам жизнь. Люди не задерживаются рядом с вами, поэтому вам сложно выстроить близкие отношения. Из-за неумения контролировать себя, вы способны распустить себя или уйти в зависимости. Неспособность сдержать эмоции будет отталкивать от вас других людей и может привести к крупным конфликтам.

Ощущение вседозволенности позволит вам нарушать закон, ездить пьяным за рулём или ещё каким-то образом нарушать общественные нормы. А проблемы с дисциплиной помешают вам построить карьеру или выстроить свой бизнес.

Обычно люди с ловушкой Избранности склонны отрицать у себя наличие каких-либо проблем (как и люди с нарциссическим расстройством личности). У них нарушены границы и зачастую им проще обвинить в своих бедах кого-то другого, чем самого себя. И только долгая работа над собой и принятие своих теневых проявлений позволяют увидеть в себе эти недостатки и взять за них ответственность.

Поработать с темой детства можно на моём онлайн-курсе "Исцеление детства". Приглашаю всех желающих!

Читайте также: