Потребительские предпочтения и полезность кратко
Обновлено: 05.07.2024
Структура плана лекции
I. Тема: Теория потребительского выбора.
II. Цели лекции:
1. Дать характеристику теории полезности и факторам, определяющим границу потребительского выбора, оценить благосостояние потребителя и определить практические аспекты при принятии управленческих решений.
2. Раскрыть значение изучаемых проблем для повышения профессионализма сотрудников МВД, формировать экономическое мировоззрение.
III. План лекции.
Введение – 3 мин.
1-й вопрос. Теория полезности и анализ потребительских предпочтений – мин.
2-й вопрос. Граница потребительского выбора и определяющие ее факторы – мин.
3-й вопрос. Формирование индивидуального и рыночного спроса – мин.
4-й вопрос. Оценка благосостояния потребителя - мин.
Подведение итогов, ответы на вопросы курсантов – 3 мин.
IV. Учебная литература.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республик. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 40 с.
2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - Минск, 2006.
3. Бобкова, И.Н. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Мельника. − Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. − 263 с.
5. Экономическая теория: учебн. пособие: в 2 ч. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261 с.
6. Экономическая теория: Учеб. пособие / А.И. Авраменко, И.Н. Бобкова, В.П. Кунцевич и др. ; под ред. А.И. Авраменко. - 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. − 352 с.
7. Экономическая теория: Практикум / А.И. Авраменко, Ю.Р. Тихонов, А.Я. Коховец; под ред. А.И. Авраменко. – Минск: ФУАинформ, 2008. – 480 с.
Дополнительная:
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. - М.: ИНФРА - М, 2000.
10. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 369 с.
11. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др. ]; под ред. М.И. Плотницкого. - Минск, 2004. - 185 с.
12. Микроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 272 с.
13. Микроэкономика. Практикум: учеб. пособие / И.В. Новикова, Т.В. Максименко-Новохрост, В.А. Коврей [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 163 с.
14. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.
15. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 292 с.
16. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2001. – 560 с.
17. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 238 с.
19. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.
20. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2008. – 352 с.
V.Учебно-методическое обеспечение: презентация.
VI. Методика чтения лекции.
Введение
Осознание принципов функционирования рынка базируется на понимании поведения его участников. В той части рыночного механизма, которая представлена спросом, центральной фигурой является потребитель. Поэтому анализ поведения потребителя выступает исходной базой исследования спроса. В этой связи мы должны будем дать ответ на следующие вопросы:
Что лежит в основе потребительского поведения?
Чем руководствуется потребитель при осуществлении выбора?
С какими ограничениями сталкивается потребитель и каково их влияние?
На основании чего принимается решение в условиях альтернативного выбора?
Каков механизм связи между поведением потребителей и формированием спроса?
Теория полезности и анализ потребительских предпочтений
Теория полезности и анализ потребительских предпочтений.
Исходя из такой посылки в качестве потребителей выделяются: 1) домашние хозяйства,которые могут быть представлены как отдельными индивидами, так и семьями, 2) ассоциированные потребители,идентифицирующие себя как группа индивидов, принимающих совместное решение относительно покупок, и 3) государство.
Анализируя поведение потребителя, теория исходит из того, что его мотивация основывается на утилитаристской концепции потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность, находящую свое выражение в получаемом потребителем удовольствии.
Полезность— это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени.
Концепция полезности, применяемая для анализа экономического поведения потребителей, опирается на следующие фундаментальные предположения:
во-первых, полезность выражает субъективную оценку ценности блага.Одно и то же благо может иметь разную, а то и диаметрально противоположную, оценку полезности у разных потребителей;
во-вторых, опираясь на принцип рационального поведения, теория исходит из предположения о том, что каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности,что является руководящим психологическим принципом его поведения;
в-третьих, учитывая, что принятие решений осуществляется в условиях альтернативного выбора, теория исходит из допущения о том, что полезности разных благ сопоставимы;
в-четвертых, предполагается, что потребители способны проводить сопоставление полезности разных благ.
Хотя значимость каждого из названных предположений чрезвычайно важна, ключевую роль в процессе потребительского выбора играет способность потребителя сопоставлять полезности разных благ. Такая способность выражается в потребительских предпочтениях, которые применяются в качестве инструмента соизмерения полезности благ.
Потребительские предпочтения — это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения критерии, субъективные оценки потребителем полезности благ, последовательно применяемые им при выборе между благами. Реализация имеющихся у потребителя предпочтений всегда осуществляется им в рамках неких бюджетных ограничений, которые определяются величиной денежного дохода потребителя и ценами благ. Экономическое содержание этой проблемы сводится к тому, что при выявленных предпочтениях и ценах благ потребителю необходимо так распределить свой ограниченный доход, чтобы получить максимальную полезность.
Потребительский выбор — это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.
Приведенная трактовка потребительского выбора опирается на предположение о суверенитете потребителя, которое является одним из основных допущений при анализе поведения потребителей. Суверенитет потребителя выражает независимость потребителей в отношении осуществляемого ими выбора и указывает на то, что объем и структура спроса отдельно взятого потребителя не зависят от структуры и объемов спроса других потребителей.
Суверенитет потребителя — это власть потребителей над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителей и реализуется ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора.
В микроэкономической теории существуют два подхода: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) анализ полезности.
Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности подразумевает возможность количественного измерения полезности, извлекаемой потребителем при потреблении блага. В качестве теоретической меры полезности, получаемой от потребления блага, была взята условная единица — ютиль (от англ. utility — полезность). Это не означает отрицания субъективной природы полезности, но допускает способность потребителя определять величину полученной им при потреблении данного количества блага полезности — 10 или 20 ютилей. Обладая способностью количественного выражения полезности потребляемых благ, мы могли бы установить и зависимость между объемом потребленных благ и величиной полученной от этого общей полезности в виде функции полезности.
Функция полезности — функция, выражающая величину полученной потребителем общей полезности в зависимости от количества потребленных им в данный период времени благ.
Аналитически функция полезности выражалась бы при этом как
U = f(X, Y, …. Z), (1)
где U — совокупная полезность; f — форма функциональной зависимости; X, Y, …. Z — объемы потребляемых видов благ.
В рамках такого подхода представляется возможным измерить не только уровень общей полезности, но и разность в величинах полезности, получаемой потребителем от потребления разных благ. Это позволило бы проследить характер изменений в величине общей полезности при разных объемах потребления блага. Так как по мере потребления блага происходит насыщение потребителя в этом благе, будет обоснованно предположить, что каждая дополнительная единица блага будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение (рис. 1).
Рис. 1. Кривая общей полезности
Следовательно, принимая решение о покупке, потребитель будет руководствоваться не полезностью блага как таковой, а той дополнительной величиной полезности, которую принесет ему последующая (дополнительная) единица блага, что полностью отвечало бы принципу максимизации, основанному на предельном анализе. Полезность, полученная потребителем от последней (предельной) в потоке потребления единицы блага в данный период времени, получила название предельной полезности.
Самым же существенным в трактовке предельной полезности является то, что, хотя получаемая потребителем общая полезность растет по мере увеличения потребления блага, при фиксированном потребительском наборе увеличение потребления одного из благ сопровождается снижением предельной полезности каждой последующей единицы блага, потребление которого возрастает. Проявляясь при потреблении блага в форме закономерности, эта зависимость получила название закона убывающей предельной полезности, называемого еще первым законом Госсена.
Рис. 2. Кривая предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) говорит о том, что при фиксированном потребительском наборе с увеличением потребления одного из входящих в такой набор благ предельная полезность каждой следующей потребляемой единицы этого блага убывает, а общая полезность при этом возрастает убывающими темпами.
Действие закона убывающей предельной полезности не всегда проявляется в том виде, как это представлено выше. Иногда потребление дополнительной единицы блага сопровождается ростом не только общей, но и предельной полезности. Но и в этом случае действие закона убывающей предельной полезности не отменяется.
Пример: в жаркую погоду второй глоток прохладительного напитка может принести потребителю большее удовлетворение, чем первый, а третий — большее, чем второй. И все же с уверенностью можно утверждать, что вторая двухлитровая бутылка пепси-колы не принесет ему большего удовлетворения в сравнении с первой.
Общий вывод, который следует из сказанного, сводится к тому, что принятие решений в условиях альтернативного выбора осуществляется потребителем под влиянием действия закона убывающей предельной полезности. С учетом этого обстоятельства расходование потребителем дохода на покупку благ представляет собой своеобразный обмен предельной полезности денежных единиц на предельную полезность благ. Поскольку стоящая перед потребителем задача заключается в максимизации общей полезности при данном доходе, то ее решение будет достигнуто тогда, когда предельная полезность денежных единиц будет одинаковой вне зависимости от того, на покупку какого из благ каждая из них истрачена. Другими словами, при фиксированном бюджете потребителю следует распределить его так, чтобы каждая денежная единица принесла потребителю одинаковую предельную полезность. Это означает, что максимальная полезность от покупки достигается потребителем тогда, когда имеет место равенство отношений между предельными полезностями (MU) и ценами (Р) покупаемых благ:
MU (X) / Px = MU (Y) / Py = … (2)
Данное равенство называют вторым законом Госсена.Этот закон гласит, что при оптимальном распределении ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет истрачена.
Теоретическая ценность выводов, сделанных на основании количественного подхода к анализу полезности, заключается в том, что они позволяют интерпретировать поведение потребителя и обосновать выраженную в законе спроса обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Ведь действие закона убывающей предельной полезности указывает на то, что по мере насыщения потребности в данном благе склонность потребителя платить за каждую последующую единицу блага будет уменьшаться. Поэтому для каждого последующего единичного увеличения спроса потребуется пропорционально большее снижение цены, что выразится в отрицательном наклоне кривой спроса. С другой стороны, нацеленный на максимизацию полезности потребитель, в соответствии с эквимаржинальным принципом, всегда будет стремиться к поддержанию равенства для отношений предельных полезностей и цен благ. Когда цена какого-то блага повышается, указанное равенство нарушается. Чтобы его восстановить, у потребителя имеется единственная возможность — повышение предельной полезности этого блага, что возможно только путем сокращения его потребления. Следовательно, при прочих равных условиях любое повышение пены блага будет сопровождаться сокращением спроса на него.
И все же решения главной проблемы, связанной с количественным измерением полезности, кардиналистская концепция полезности не дала. Более того, была доказана принципиальная невозможность создания измерителя полезности. В результате кардиналистский подход был вытеснен ординалистской концепцией полезности.
Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности опирается на постулат о том, что потребитель неспособен дать количественную оценку полезности, но вполне может ранжировать полезность в порядке предпочтительности в соответствии со своими субъективными оценками.
Здесь понятие полезность— это не более чем порядок предпочтения.
При ординалистском подходе к анализу поведения потребителя для характеристики уровня полезности используются не отдельные блага, а наборы (сочетания) благ. При этом анализ опирается на ряд допущений, которые известны как аксиомы потребительского выбора.Назовем важнейшие из них.
Аксиома полной упорядоченности устанавливает, что потребитель обладает способностью сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы благ в соответствии со своими предпочтениями, а упорядоченность наборов выражается в предпочтительности или безразличии.
Аксиома транзитивности предполагает установление такого порядка предпочтений, которому присуща четкая согласованность в предпочтениях потребителя.
Кривая безразличия — это линия, показывающая альтернативные потребительские наборы, которые приносят одинаковую полезность потребителю и потому рассматриваются им в качестве равноценных (рис. 3).
Рис. 3. Карта кривых безразличия
Карта кривых безразличия- это семейство упорядоченных кривых безразличия, которое графически описывает индивидуальные предпочтения потребителя и процесс роста полезности для индивида по мере увеличения потребления им двух благ.
Свойства, которыми обладают кривые безразличия,позволяют более глубоко понять особенности поведения потребителя.
1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон,что вытекает из аксиомы о ненасыщении.
2. Каждая более высоко расположенная кривая безразличия отражает более высокий уровень общей полезности), что отвечает требованиям аксиом упорядоченности и транзитивности.
3. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительского множества.
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются,ибо в противном случае это означало бы нарушение аксиомы транзитивности.
5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это означает, что наклон кривой безразличия уменьшается по мере увеличения потребления потребителем одного из входящих в набор благ. Это чрезвычайно важная характеристика, так как она отражает принцип замены одного блага другим в потреблении. Двигаясь по кривой безразличия, потребитель может обеспечить себе одинаковый уровень полезности при разных количественных комбинациях благ. Увеличение в наборе количества одного блага неизменно должно сопровождаться сокращением другого входящего в данный набор блага. Попросту говоря, ради увеличения в потреблении одного блага мы должны пожертвовать некоторым количеством другого блага. Изменения в наклоне кривой безразличия как раз и будут отражать изменения в готовности потребителя пожертвовать некоторым количеством одного блага ради приобретения некоторого количества другого блага. Действие самого принципа замены универсально и не зависит от специфики предпочтений потребителя. Однако соотношения, в которых осуществляется замена одного блага другим, для разных потребителей могут быть разными, а их количественная определенность выразится в предельной норме замены.
Предельная норма замены — это величина, показывающая то предельное количество входящего в потребительский набор блага, от которого потребитель готов отказаться ради единичного увеличения другого блага, сохранив при этом прежний уровень общей полезности.
Читайте также: