Поступки лидии михайловны кратко

Обновлено: 08.07.2024

К сожалению, в конце концов директор школы, живущий за стенкой, прекращает такие отношения между учительницей и учеником. Лидию Михайловну он увольняет из школы и обвиняет в совращении малолетнего, приучении его к азартным играм. Но так ли обстояло дело на самом деле?

Лидия Михайловна совершила героический поступок, рисковала своей карьерой ради того, чтобы помочь мальчику. Как человек нравственный, умеющий сочувствовать и понимать горе других, она не могла просто сидеть и бездействовать, видя, как плохо приходится её ученику. Из рассказа нам становится понятно, что и к другим ребятам из своего класса она относилась очень внимательно – заходя в кабинет, она здоровалась с учениками и тщательно оглядывала каждого из них, интересовалась из жизнью и самочувствием. Всё это подтверждает то, что наша героиня – образец настоящего человека, которому не всё равно на окружающих.

Вариант 2

Но разве автор так оценивает поступок своей преподавательницы? А мы? Кроме точки зрения директора, есть и точка зрения рассказчика, уже взрослого, который вспоминает маленького себя в ретроспективе, ведь для него события, описанные в рассказе, во многом автобиографичны. По мнению директора, играть с учеником в азартные игры на деньги – недопустимо. Ведь Василий Андреевич даже не пытается отыскать причины поступка Лидии Михайловны, его решение категорично и непоколебимо.

Но автор-рассказчик, он вспоминает свою учительницу с теплотой и любовью, потому что он знает, что, кроме уроков французского, она преподала ему еще и урок настоящего христианского милосердия. Игра была не целью, а средством для достижения цели – помощи Володе. Она рисковала свои рабочим местом, карьерой, репутацией, отношением к ней окружающих, и в конце концов действительно лишилась всего этого, ведь ей пришлось уехать из-за увольнения. Но во всех этих обстоятельствах, сложившихся против нее, она не перестает быть человеком. Она показала маленькому Володе, что это значит – не жалеть себя ради другого, кто бы он ни был, даже если ты потерпишь осуждение. Лидия Михайловна посчитала, что проблема ее ученика имеет к ней непосредственное отношение, приняла ее к сердцу ближе, чем себя саму.

Таким образом, я склоняюсь к точке зрения автора-рассказчика. Посредственные взгляды директора, ограниченные только его должностными обязанностями и узким пониманием педагогической чести, вряд ли у кого-то вызовут сочувствие.

Лидия Михайловна для нас и для автора навсегда останется образцом жертвенности и человеколюбия.

Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

Несколько интересных сочинений

Не только люди, но и животные, могут быть героями литературных произведений. Как, например, собачка Муму из одноимённого рассказа И.С. Тургенева. Дворник Герасим увидел её трёхнедельным щенком

В балладе Жуковского Лесной царь мы видим отца, который везёт ребёнка к лекарю. Малютка болен, и с каждой минутой ему становится всё хуже.

Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу

Поступок

Лидия Михайловна, учительница французского языка, всеми силами пыталась накормить мальчика, который по-настоящему голодал. Так как рассказчик, имея чувство собственного достоинства, отказывался на любые предложения учительницы помочь, она решает пойти на хитрость: предложить главному герою сыграть в игру ее детства. Сначала она просто показывает правила игры, затем предлагает ему играть на деньги, что подвергается осуждению директора школы, который жил по соседству с Лидией Михайловной.

Мнение директора

Конечно, с точки зрения педагогики учительница французского языка поступила неправильно: считается недопустимым играть со своим учеником на деньги. Поэтому решение директора школы настолько категорично: он увольняет Лидию Михайловну.

Оценка рассказчиком

Учительница не могла совершить педагогическое преступление своим поступком, потому что с помощью него она смогла преподать ученику уроки: уроки доброты и милосердия.

Именно поэтому рассказчик вспоминает Лидию Михайловну с душевной теплотой и трепетом. С помощью мнения главного героя выражается и авторская позиция относительно действий учительницы: он уважает ее желание помочь ребенку.

Лидия Михайловна играет с мальчиком на деньги, желая помочь ему в денежном плане. Делает она это для того, чтобы он мог пережить трудные для себя времена.

Мнение директора не совпадает с оценкой поступка учительницы главным героем. Автор дает право читателю самому выбирать позицию.

Лидия Михайловна является учительницей французского языка и классным руководителем главного героя.

Ниже представлен образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе "Уроки французского": описание внешности и характера учительницы, ее цитатный портрет.

Смотрите: Все материалы по рассказу "Уроки французского"

Учительница Лидия Михайловна в рассказе "Уроки французского"

". Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. "

Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников:

". Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. "

". Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят. "

". Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее. "

". я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность. "

". я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. "

Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы:

". Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор. "

". В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку. "

Лидия Михайловна - упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык:

". пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других. "

". А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. "

". Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. "

Лидия Михайловна в душе - ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать:

". А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала. "

Лидия Михайловна и уроки французского


Лидия Михайловна предлагает главному герою заниматься французским языком дополнительно - чтобы улучшить оценки. Мальчик ходит к учительнице домой. Однажды она показывает ему игру в "замеряшки" - игру на деньги. С тех пор они постоянно в нее играют. Так мальчик зарабатывает себе деньги на еду и перестает голодать:

Однажды директор школы обнаруживает, что учительница и ее ученик играют на деньги. Директор осуждает Лидию Михайловну за аморальное поведение. В результате Лидия Михайловна увольняется из школы:

". Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще. Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое. "

После увольнения Лидия Михайловна уезжает из Сибири домой на Кубань. Она и ее ученик больше никогда не видятся:

". Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. "

Спустя некоторое время Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с Кубани. В посылке - яблоки, которые мальчик никогда раньше не ел:

". мне пришла на школу по почте посылка в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. "

Это был цитатный образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе "Уроки французского": описание внешности и характера героини, ее цитатный портрет.

Но на самом деле, она была обычной девушкой с невероятно добрым сердцем, которая старалась помочь мальчику, оказавшемуся в крайне непростой ситуации. Когда она узнала, что он играл в карты на деньги, так как крайне сильно в них нуждался, то не просто не рассказывает об этом директору школы, но также и подносит ему посылку, в которой содержатся продукты. Однако, мальчик не принял данной посылки, так как он был скромным юношей. И тогда учительница решает пойти на некоторую хитрость – она пригласила мальчика к себе домой для того, чтобы позаниматься с ним французским. Помимо уроков французского, она старалась помочь ему в жизненных проблемах, которых у мальчика было немало. Она жила по такому принципу, что учителя в глазах своих учеников должны оставаться понимающими людьми, и помогать им не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами.

Благодаря ее легкости характера и наивности, мальчик быстро находит с ней общий язык, и за довольно короткое время осваивает французский язык. Но, все же, нельзя сказать, что это история со счастливым концом. Ведь, в одном из моментов, когда она решает помочь мальчику материально, поддаваясь ему в игре в карты на деньги, их застает директор учреждения, после чего ей приходится уехать в свой родной край. Но даже после того, как ей приходится уехать, она не забывает о мальчишке, и отправляет ему постоянные посылки с едой. Произведение получилось очень поучительным, ведь оно содержит в себе идею того, что необходимо нести добро, и оставаться человечным даже несмотря на то, какие последствия могут быть от таких проявлений.

Урок милосердия

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Учитель французского языка

Начиная с предмета преподавания, автор привлекает внимание к школе послевоенных лет. Почему выбирает писатель французский язык для главной героини? Более правильным кажется литература, строящаяся на воспитании души. Но здесь другой подход. Автор показывает, что девушка точно знала, кем будет. Французский язык ей был труден в школе. Она доказала себе и окружающим, что сможет его освоить, и будет помогать таким же как она добиваться успехов в его овладении. Упорство молодого педагога подкупает.

Урок человечности

Директор школы

Василий Андреевич серьезный человек, а девушка не считает, что это основное качество учителя.

Образ учительницы

Рассказ начинается с описания школьного предмета, автор акцентирует внимание читателя, что действие происходит в послевоенные годы. Многих сразу же интересует вопрос, почему главная героиня преподает именно французский язык. Вполне логичной стала бы литературы, являющаяся основой для:


Но писатель выражает другой подход к преподаванию. Ведь девушка отчетливо осознавала, что иностранный язык, который давался ей с таким трудом, станет ее основным жизненным направлением. Пройдя через множество испытаний, героиня доказала окружающим людям и себе лично, что в стремлении к мечте можно добиться успеха. Далее она помогает подобным себе овладеть сложным предметом. Упорство и целеустремленность учительницы подкупают каждого читателя.

Героине удалось воспитать в себе стойкие нравственные качества, в которых читатель не сомневается ни минуты. Весь ее внутренний мир скрыт за положительными и смелыми поступками.

Характер педагога

Портрет испуганного ребенка встает перед глазами. От педагога ничего нельзя было спрятать.

Другое качество характера – упорство. Уже закончив обучение, Лидия Михайловна продолжает заниматься французским: слушает записи на пластинках. Женщина упорно помогает мальчику. Она отправляет посылку с макаронами, затем, уже с Кубани, с яблоками. В учителе нет обиды. Она не связывает увольнение с ребенком, ради которого пошла на уловки.

Образ учителя в русской литературе 20 века

Будущий
прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.
Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.

На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

Имя.

Портрет.

Интерьер.

Поступки.

Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Она пытается подкармливать его, несмотря на протесты с его стороны. Но она старается сделать это незаметно, чтобы не задеть гордость мальчика, хотя он, впоследствии, все же понимает, что это делает его учительница.

«— Это вы сделали, — сказал я дрожащим, срывающимся голосом.

— Что я сделала? О чем ты?

— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы…

— Почему ты решил, что это я?

— Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

— Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.

— Совсем не бывает. Знать надо было.

Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.

Мальчик пытается заработать себе на пропитание азартной игрой , за выигрыши его избивают старшие дети. Это сразу замечает учительница, но не сообщает об этом директору школы, защищая мальчика.

Когда директор застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу призналась, что это была ее идея, и взяла всю ответственность на себя, осознавая что это грозит для нее увольнением. «— Вы играете на деньги с этим. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Но, даже тогда, когда она уехала из города обратно на Кубань, она продолжила заботиться о мальчике и прислала ему коробку с макаронами и яблоками: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Заключение

В представленных выше произведениях учителя не просто преподают свой предмет, они помогают своим ученикам в разных жизненных ситуациях и подают им пример правильной жизненной позиции своими поступками и моральными устоями.

Эти образы авторы произведений создали на основе реальных событий из жизни людей того времени, используя основные литературные приемы создания художественного образа.

Литература

  1. Быков В.В. Обелиск; Сотников: повести : пер. с бел./ Василь Быков.- М.: Детская литература, 2010
  2. Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 2003
  3. Интернет

Читайте также: