Постсоветское пространство в 90 е гг xx века кратко

Обновлено: 04.07.2024

К скоротечному развалу СССР бывшие республики были совершенно не готовы, что убедительно подтвердили последующие этапы трансформации большинства постсоветских государств (за исключением прибалтийских):

· за пятнадцать лет независимого существования постсоветские государства не смогли достигнуть советского уровня ВВП,

· в большинстве из них политическое управление до сих пор осуществляется в той или иной мере авторитарными методами, поддерживаемыми большинством населения и сдерживаемыми преимущественно международным давлением.

На первом этапе трансформаций украинское общество институционально ничем существенно не отличалось от российского или белорусского, общими были в тот период и характеристики массового сознания, и социально-классовая структура, и уровень жизни населения.

Трудно назвать хотя бы один социальный институт, который не был бы полностью или частично разрушен в результате постсоветских преобразований. Принципиальные изменения не коснулись разве что института семьи. Разрушение старых социальных институтов осуществлялось законодательным путем. 1) Каким бы экономически неэффективным ни был процесс приватизации государственной собственности в первые годы его осуществления, он основывался на легальном базисе, исключающем возможность государственной монополии на собственность в сфере производства и торговли. 2) Как бы близок по духу ни был институт исполнительной власти в постсоветских государствах к советской партийной монополии, его законодательно определенные полномочия и сам способ функционирования (на основе демократических выборов) принципиально отличаются от института однопартийной власти.

В этот период практически одномоментно возникают и приобретают легальность новые основополагающие социальные институты:

· президентская вертикаль власти,

· многопартийная система без доминирующей роли запрещенной КПСС,

· частная собственность и крупный бизнес,

· деидеологизированные силовые структуры.

Фактически создается совершенно новая институциональная инфраструктура, которая в тот период пользуется преобладающей поддержкой населения. Легитимный статус приобрела система учреждений, которые по сути своей не были способны осуществлять функции, необходимые для подкрепления декларативно принятых норм и ценностей демократического общества:

· властная элита не готова была к диалогу с оппозицией и общественностью,

· судебная власть оставалась зависимой от исполнительной,

· предприниматели ощущали себя обладателями не “священной”, а украденной у государства собственности,

· наука, культура, образование продолжали свое существование как “остаточный сектор” государственной экономики.

И массовое сознание, декларативно поддерживавшее рыночную экономику, политическую демократию и правовое государство, сохраняло в полном объеме патерналистские стереотипы, психологию зависимости от государства и беспомощности перед его произволом.

Наиболее ярким примером развития бывших советских республик является Украина. В системе координат “закрытое — открытое общество” Украина занимала весьма своеобразную позицию “полуоткрытого общества” с значительным продвижением к открытости по линии политических свобод и крайне незначительным — в экономической сфере. “Украинская модель” первого этапа посткоммунистической трансформации общества, при всей ее экономической неэффективности, оказалась состоятельной в одном — способности сохранить в стране мир и избежать открытой внутренней агрессии и кровопролития. Именно в этом первый Президент Украины Л. Кравчук видел определенный успех своей внутренней политики, который свидетельствовал в пользу избранной властями “консервативно-охранительной” стратегии развития государства и общества в условиях общих для всех посткоммунистических стран социально-экономических потрясений. Действительно, с точки зрения внутриполитической стабильности, Украина оказалась одной из немногих бывших советских республик, которым удалось избежать непримиримой конфронтации различных политических сил и кровопролитных конфликтов.

Хотя власти Украины постоянно подчеркивали свою приверженность западной идеологии и свое стремление к интеграции с Западом, образовавшееся “государство-кентавр” (с головой, направленной на Запад, но не способное реально двигаться в вожделенном направлении из-за упирающегося “социалистическими копытами” базиса) являло собой “переходный социум”, чей статус становился все более неопределенным с точки зрения демократической и рыночной перспективы. Под воздействием разнонаправленных импульсов политического и экономического развития “общественный организм” эволюционировал в направлении, противоположном первоначальным декларированным ожиданиям, когда на фоне массового разочарования в чудодейственности демократических деклараций усилилась ностальгия по утраченному “социальному порядку”.

1991 – 1992 гг.

· Ориентация на рыночные механизмы регуляции экономики

· Массовая поддержка государственной независимости

· Коммунистическая партия утрачивает массовую поддержку

· Ответственность за кризис возлагается на коммунистический режим

Гг.

· Ориентация на государственную поддержку производственного сектора

· Преобладающая поддержка реинтеграции с СССР

· Коммунистическая партия — главная оппозиционная сила и претендент на власть

· Ответственность возлагается на демократически избранную власть

Процесс становления такого рода институциональной системы был сопряжен с заметным ухудшением экономической ситуации в стране — падением ВВП, ростом безработицы, снижением уровня жизни населения, на фоне которого происходило нарастание пессимистических настроений, неудовлетворенности жизнью, неуверенности в будущем и недоверия к властным структурам. Но, тем не менее, сохранялась определенная социальная стабильность, позволившая властным структурам осуществить ряд важных для последующего преодоления социально-экономического кризиса политических и экономических реформ: была принята Конституция, осуществлены денежная реформа и массовая приватизация, в результате чего уже в 1998 году большинство предприятий перешли в частную собственность. Во многом благодаря этому ко второму сроку президентства Л. Кучмы была создана база для начала экономического подъема, в котором был реально заинтересован бизнес-класс, первоначально взращенный главным образом на псевдо- и внерыночных операциях – трастовых и валютных аферах, бартере и поиске ренты, основанном на дотациях из государственного бюджета и присвоении права на приоритетное использование природных ресурсов. Парадокс десятилетнего правления Л. Кучмы заключался в том, что экономически провальный период с 1994 года по 1999 год характеризовался политической стабильностью, тогда как вполне успешный с экономической точки зрения второй президентский срок сопровождался бурными политическими волнениями и бесславно закончился на невиданных до этого в посткоммунистическом мире 12% роста ВВП. К 2004 году, когда наблюдался существенный рост уровня жизни и социального самочувствия большинства населения, многие граждане Украины проявили повышенный интерес к политическим коллизиям, связанным с окончанием “эпохи Кучмы” и необходимостью выбора его преемника.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

1) Раскрыть причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.

2) Проанализировать информационный материал об участии международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

3) Рассмотреть материал о характере международного положения РФ и планов НАТО в отношении России

ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

1. В чем проявлялось обострение межнациональных противоречий в Российской Федерации?

2. Какие меры принимало правительство для решения проблем?

После распада СССР не существовало гарантий, что Российскую Федерацию не постигнет та же судьба. Ведь автономные республики РСФСР в 1990 - 1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Межнациональная напряженность начинала ощущаться и внутри России. Разрушение советской идентичности привело к росту этнического самосознания. Характерна в этом плане волна переименований республик России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и т. д. Новые названия отражали рост этнической идентификации.

В октябре 1992 г. в Пригородном районе Северной Осетии начался вооруженный конфликт между осетинами и ингушами. 1 ноября 1992 г. по указу Президента Б. Н. Ельцина в зону конфликта были введены войска и к 4 ноября с вооруженными столкновениями было покончено, но последствия их не преодолены по сей день.

Угрозу распада России по модели СССР руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора. Подписать договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 областями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с республиками, другой - с краями, областями, Москвой и Петербургом, третий - с Еврейской автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанавливались для республик.

Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, сняла часть проблем, зафиксировав равноправие субъектов Федерации в отношениях с Центром. Однако на территории Чечни референдум и выборы не проводились. В Татарстане голосование проводилось, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни выборы, ни референдум в республике не состоялись.

Прекращение противостояния ветвей власти позволило федеральному Центру приступить к решению проблемы регионального сепаратизма. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Практика подписания договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации не ограничилась Татарстаном. Были заключены 46 договоров. В итоге некоторые регионы (например, Башкортостан, Москва, Татарстан, Якутия) получали значительно большие права, чем прочие субъекты Федерации. Противостоять этому Центр не мог в силу отсутствия дееспособного государства.

Следует отметить, что в наследство от СССР России достался статус ядерной державы, около 60% экономического потенциала, большая часть территории, богатой природными ресурсами. В то же время в наследие достались и серьезные проблемы, такие, как долговые обязательства бывшего СССР (около 70 млрд. долл.), изношенность основных фондов промышленности (около 70%), межнациональные проблемы, духовный кризис, связанный с утратой многими россиянами привычных жизненных ориентиров.

Падение уровня жизни большей части населения, развал системы социальной защиты, рост безработицы повысили напряженность в обществе, вызвали недовольство значительной части населения реформами и способствовали нарастанию политического кризиса в начале 90-х гг. Следует изучить материалы о Конституционном кризисе 1993 г., понять причины противостояния между Президентом Б.Н. Ельциным и депутатами Верховного Совета по поводу принятия новой Конституции, уяснить опасность противостояния, приведшего к кровавым события 3-4 октября в Москве, угрозе начала гражданской войны., итоги этого кризиса. Следует проанализировать новую систему органов государственной Власти по Конституции РФ 1993 г. Следует отметить, что политическое противостояние Президента Б.Н.Ельцина и других политических партий, прежде всего КПРФ, продолжалось на протяжении всех 90-х гг., что проявилось во время Президентских выборов 1996г, при принятии законов, попытке коммунистического большинства в 1999 г. организовать импичмент Президенту Ельцину, и, наконец добровольной отставке самого Ельцина, который признал вину в нерешенных в 1990-е гг. социальных и экономических проблемах.

В свою очередь нерешенные экономические проблемы способствовали росту сепаратизма и обострению межнациональных проблем и стремлению выйти из состава России. Эти процессы наглядно проявились, в Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Татарстане, Якутии и др. регионах. В то же время отношения со станами СНГ так же испытывали кризис. Не были реализованы надежды на сближение их. Политика большинства бывших советских республик вызвала межнациональные конфликты. Россия столкнулась с необходимостью проводить миротворческие операции на территории бывшего СССР (в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане) принимать беженцев из соседних государств, что легло дополнительным бременем на её экономику.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким было экономическое положение в Российской Федерации после распада СССР?

2. Охарактеризуйте реформы правительства Е.Т.Гайдара, В.С. Черномырдина, С. Кириенко, С.М. Примакова, С. Степащина, В. В, Путина в 90-е гг.

3. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 г.? Каковы были последствия дефолта 1998 г.?

4. В чем заключался конституционный кризис 1993г.? Как он развивался, какие имел последствия?

5. Охарактеризуйте политическую обстановку в стране в конце ХХ в.

6. В чем состояли сложности отношений России с другими странами СНГ?

7. Приведите примеры операций ООН по поддержке мира в различных регионах Земли, в том числе и на пространстве бывшего СССР? Какие задачи решаются с помощью миротворческих операций?.

8. Каковы основные направления и итоги внешней политики России в 90-е гг.?

9. Какую позицию заняла Россия по отношению к расширению НАТО на Восток? Какие государства вступили в НАТО в 90-е гг и начале 2000-х гг.?

10. Как строились отношения НАТО и России в 90-е гг.?

11. Что из себя представлял Косовский кризис 1998 г. и какую позицию заняла Россия?

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР), — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году.

Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.

Содержание

Население

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Государства и географические регионы



Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

  • Прибалтика: Латвия, Литва и Эстония.
  • Центральная Азия: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения.
  • Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан.
  • Восточноевропейские страны: Украина, Белоруссия и Молдавия.
  • Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.

Исторические связи

Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась её государственность. Её корни восходят к общему протогосударству (Киевская Русь). Впоследствии территории Украины и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Польши.

Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье — Великим княжеством Литовским) были под властью Тевтонского ордена, Дании, Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке, и стали независимыми государствами после Первой мировой войны.

По официальной позиции СССР, подтверждённой МИД России, вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году в состав СССР соответствовало всем нормам международного права по состоянию на 1940 год. Признав целостности границ СССР на июнь 1941 года de facto на Ялтинской и Потсдамской конференциях, ряд западных государств вместе с тем отказывались признать этот факт де-юре вплоть до 1975 года, когда участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки, подписав Заключительный акт Совещания, признали нерушимость европейских границ в целом, и тем самым легитимность границ СССР на 1975 год. [2] .

СНГ и Прибалтика

СНГ и Прибалтика [3] (СНГ и Балтия) — название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991—1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).

Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) — региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.

Новый Союз

Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.

Союзное государство России и Белоруссии

Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.

Конфедеративный Союз России и Белоруссии или Союзное государство России и Белоруссии было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко.

Евразийский Союз

В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).

В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана. [4]

Региональные организации

После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).

Далее упоминаются международные организации, которые полностью или по большей части состоят из постсоветских государств.

Содружество Независимых Государств



Постсоветские государства: Члены СНГ Члены Евросоюза и НАТО постсоветские страны, не входящие в СНГ или НАТО и ЕС

Организация Договора о Коллективной Безопасности

В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.



Евразийское Экономическое Сообщество



Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже премьер-министр Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005 [6] , когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.

Центрально-Азиатское Сотрудничество



Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества



Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка, и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Другое мнение

По мнению министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, понятие постоветского пространства устарело [7] :

Экономика



После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. В 1994 г. инфляция достигла 400% на Украине, и 1258% в Казахстане. В то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1%). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. В 2004 г. только прибалтийские государства, Армения, Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. В России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП.

Войны и конфликты

За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить. [8]

Сепаратистские конфликты

Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.

Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:

  • Приднестровье и Гагаузия, конфликты за независимость от Молдавии
  • Абхазия и Южная Осетия, конфликты за независимость от Грузии.
  • Чечня, конфликт за независимость от России.
  • Нагорный Карабах, конфликт за независимость от Азербайджана.

После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.

Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.

Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).

Гражданские войны

Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.

  • Гражданская война в Грузии (1991—1993), между силами Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе. Война закончилась после того, как российские войска поддержали правительство Шеварднадзе в обмен на вступление Грузии в СНГ.
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997).

Революции

Государственные перевороты

Цветные революции

В трёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции, которые привели к власти оппозицию:

В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:

    — попытка Васильковой революции в Белоруссии. — Попытка цветной революции в Армении. [9] — Попытка цветной революции в Молдавии. [10] — Революция через социальные сети в Белоруссии. — Снежная революция в Южной Осетии. — массовые антиправительственные выступления в России.

Политические кризисы

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Постсоветское пространство" в других словарях:

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: СУВЕРЕНИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ. ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ — (Москва, 1997) работа Ж.Т. Тощенко , посвященная социологическому анализу этнополитических проблем как эпицентра общественной жизни. События последнего десятилетия в этой сфере достигли драматического размаха, выраженного в военном, политическом… … Социология: Энциклопедия

Пространство (значения) — Пространство понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в обыденной речи, а также в различных разделах знаний. Пространство на уровне повседневного восприятия Математика Трёхмерное пространство Аффинное пространство Банахово… … Википедия

Единое экономическое пространство — Единое экономическое пространство … Википедия

Распад СССР — История России … Википедия

Население СССР — Население СССР, Союза Советских Социалистических Республик. Содержание 1 Предыстория 2 Численность 3 Данные Госкомстата[9][10] … Википедия

Читайте также: