Постмарксизм кратко и понятно

Обновлено: 01.07.2024

Дать точную дефиницию понятию “постмарксизм” сложно. В литературе нельзя встретить сколько-нибудь законченного и четкого его определения. Авторы ограничиваются лишь общими фразами.

И это понятно: марксизм сегодня находится на стадии своего нового оформления. Не все пути намечены, не все цели поставлены и не все задачи определены.

Ключ к пониманию постмарксизма следует искать в трансформациях современного капитализма.

В общих же чертах постмарксизм – понятие, используемое для обозначения социально-философского течения, выделившегося из неомарксизма во второй половине 1980-х годов. Постмарксистами называют тех мыслителей, которые после коллапса реального социализма продолжили работу в русле марксистской традиции, но уже с существенно видоизмененными методологическими основаниями[5].

Постмарксизм как понятие подразумевает продолжение традиции марксизма и необходимость пересмотра некоторых теоретических положений марксизма-ленинизма. В наиболее тяжелые для социалистического движения годы (1980 – 1990-е) постмарксисты сохранили приверженность марксистским гуманистическим (разработка и теоретическое обоснование освобождения человечества от угнетения и материальной нужды) и научным принципам (акцент на антагонистической природе социума), чем способствовали сохранению преемственности марксистской мысли [5].

Одна из основных проблем постмарксизма в том, что в настоящее время нет четкого разделения общества на классы, следовательно, нет субъекта, который мог бы стать во главе социального прогресса. Ранее этим субъектом являлся пролетариат, теперь же перед последователями Маркса стоит задача заново найти этот субъект.

Постмарксизм не упорствует в своей позиции, а стремиться сохранить истину путем новых сочетаний, компромиссов, взаимодополнений[6].

Итак, при попытке дать определение получим, что постмарксизм – это современная трансформация классической теории Карла Маркса как ответ на изменившиеся формы капиталистического хозяйствования и либеральной идеологии, базирующаяся на переосмысленных ключевых положениях социальной теории марксизма.

Одна из главных теоретических работ шведского социолога Йорана Терборна вышла в русском переводе с приличным опозданием. За двенадцать лет, прошедших с момента ее издания на английском, многие надежды на перспективы мирового левого движения успели улетучиться. Причем актуальность чтения Маркса за это время, отмеченное уже двумя глобальными кризисами, резко выросла, но одна из главных установок Маркса, согласно которой философы прежде только объясняли мир, а теперь пора его изменить, вероятно, сама окончательно стала фактом истории философии. Николай Проценко — о том, почему вывод Терборна, согласно которому классический марксизм уже не спасти, пока полностью подтверждается.

Йоран Терборн. От марксизма к постмарксизму? М.: Издательский Дом Высшей школы экономики, 2021. Перевод Николая Афанасова. Содержание

Три тоста за Маркса

В поисках утраченного марксизма


Йоран Терборн

Глобальное отступление левых сил в ходе экономического кризиса 1970–1980-х годов, сопровождавшегося поворотом от национализации к приватизации и от разных версий социализма к неолиберализму, Терборн рассматривает как результат совпадения трех системных процессов.

Во-вторых, еще одна надежда послевоенного марксизма — бывшие колонии Азии и Африки, получившие независимость, — оказались фатально неадекватными требованиям социалистического планирования и направляемого государством экономического развития. В-третьих, в странах ядра мировой капиталистической системы новые источники создания капитала и технологии управления бросили вызов дееспособности государства, которое в 1950–1960-е годы, казалось, усвоило левую повестку Модерна: развитие стало восприниматься прежде всего как перераспределение доходов в пользу некогда — и все менее — опасного класса, в итоге оказавшегося на периферии социума. Но, как выяснилось, это была лишь краткая интермедия в истории капитализма, определенно выходящей за пределы анализа Маркса.

В частности, Терборн постоянно подчеркивает, что многие марксисты недооценили силу государства, которое, как гласит всепобеждающее учение, должно рано или поздно отмереть в силу некой объективной исторической необходимости. Сначала левые на глобальной периферии фатально недооценили потенциальное насилие со стороны правых, либо находящихся у власти, либо имеющих доступ к ее механизмам, что привело их к кровавым поражениям — от Индонезии в 1965 году до Чили, Аргентины и других латиноамериканских стран в следующем десятилетии. А далее неолиберальные государства, подтвердив свою способность добиваться политических целей — от борьбы с инфляцией до проведения в жизнь различных социальных программ, — фактически перехватили левую повестку в большинстве стран. В 2007 году Терборн с определенными симпатиями смотрел на такие латиноамериканские страны с левыми режимами, как Венесуэла, Эквадор и Боливия, но дальнейшее их развитие едва ли может вызвать у любого вменяемого правительства желание повторить их левые эксперименты.

Постмарксизм в хвосте постмодернизма

Содержание

История

Возникновение постмарксизма датируется поздними 1960-ми годами. Развитие шло под влиянием ряда тенденций того времени. Ослабление отечественной версии марксизма показало, что сильные марксисты есть и за пределами СССР. Это происходило одновременно со студенческими волнениями во Франции (1968 год), бурным развитием маоизма, а также с началом расцвета коммерческого телевидения, которое начало показывать кадры с Вьетнамской войны.

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

  • Социология
  • Марксистская философия
  • Критическая теория

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Постмарксизм" в других словарях:

Постмарксист — Постмарксизм социофилософское течение, основывающееся на трудах и идеях предложенных Карлом Марксом, однако ставящее под критическое рассмотрение ключевые элементы марксистской теории. Свое развитие постмарксизм начинает от событий 1968 г.,… … Википедия

Марксизм — Основатель марксизма Карл Маркс … Википедия

Абсолютная прибавочная стоимость — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

Марксизьм — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

Марксист — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

Марксистская философия — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

Марксисты — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

НЕОМАРКСИЗМ — неоднородное и противоречивое филос. и социологическое течение, пытавшееся приспособить марксизм к реалиям 20 в. Иногда проводится различие между Н. в узком смысле и Н. в широком смысле. В Н. в узком смысле включаются западноевропейские… … Философская энциклопедия

Список теоретиков марксизма — Теоретики марксизма люди, внесшие значительный вклад в развитие марксистской теории и раскрывавшие в своих работах различную социально экономическую и политическую проблематику общественных отношений с точки зрения марксистской теории.… … Википедия

Вожди марксизма — Теоретики марксизма люди, внесшие значительный вклад в развитие марксистской теории и раскрывавшие в своих работах различную социально экономическую и политическую проблематику общественных отношений с точки зрения марксистской теории.… … Википедия

Постмарксизм это тенденция в политическая философия и социальная теория который разрушает Карл Маркссочинения и марксизм собственно, в обход ортодоксальный марксизм. Термин постмарксизм впервые появился в Эрнесто Лаклау и Шанталь Муффтеоретическая работа Гегемония и социалистическая стратегия. Можно сказать, что постмарксизм как политическая теория зародился в Университет Эссекса Лаклау и Муфф. С философской точки зрения постмарксизм противостоит деривационизму и эссенциализм (например, он не рассматривает экономику как основу политики, а государство - как инструмент, который однозначно и автономно функционирует в интересах данного класса). [1] Недавние обзоры постмарксизма предоставлены Эрнесто Скрепанти, [2] Йоран Терборн [3] и Грегори Мейерсон. [4]

Содержание

История

Философ-марксист С.Стоянович предложил термин "постмарксизм" для того, чтобы показать в каком виде марксизм может существовать в конце XX столетия, после краха реального социализма. Постмарксизм однозначно отказывается от притязаний на роль универсальной философской системы и признает, что ни одной системе современности не под силу объяснить сегодняшнюю плюральную действительность. Он отказывается и от всяких идеологических симпатий, определяющих "избирательный подход" к творчеству Маркса и Энгельса.
Постмарксисты полагают, что необходим пересмотр наследия марксизма из новой перспективы. Но при таком пересмотре должен приниматься во внимание факт "цельности" творчества Маркса. Главное для постмарксизма - не упорствование в своей позиции, а стремление сохранить истину путем новых сочетаний, компромиссов, взаимодо-полнений.
Постмарксистскими называют взгляды Э.Лаклау и Ш.Муфф.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в западной социально-философской мысли оформилось направление, получившее название "коммунитаризма". В основе коммунитаризма лежит марксистская идея социальной сущности человека. Коммунитаризм появился в качестве теории, призванной ответить на вопрос о причинах "дефицита" общественной нравственности в западных обществах. Глобализация экономики и политики предполагает усиление ответственности людей за последствия своих индивидуальных и коллективных действий. Ответственность - это нравственная добродетель, не относящаяся к числу главных в концепции политико-правового либерализма. Для либерализма характерно явное и скрытое оправдание индивидуализма и социального атомизма, отрицание социальных добродетелей. Когда же необходимость последних стала очевидной, проявилась и неспособность либерализма выработать механизмы формирования в человеке социально значимых нравственных качеств.
А.Макинтайр, М.Вальцер, Ч.Тейлор, А.Этциони и другие авторы, которых называют ведущими теоретиками современного коммунитаризма, утверждают, что только в обществе человек может сформировать свою сущность. При этом коммунитаристы полагают, что не всякое общество выступает в качестве среды, положительно влияющей на индивиды, а лишь небольшие, локальные общественные объединения (Community, Gemeinschaft).

Читайте также: