Антропов алексей петрович биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Алексей Антропов (Aleksey Antropov; 14 марта 1716 — 12 июня 1795 гг.) — известный русский художник XVIII столетия, выдающийся представитель барочного стиля в отечественном изобразительном искусстве. Алексей Антропов был знаменитым портретистом, иконописцем и мастером художественной росписи. Лучшими шедеврами его творчества по праву считаются портреты элиты Российской империи. Большинство картин мастера в наши дни хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а его биография до сих является предметом пристального изучения историков искусства.

Алексей Антропов также был прекрасным наставником, он много времени и сил отдавал обучению молодых художников. Среди его учеников наиболее известны имена Дмитрия Левицкого (Dmitry Levitzky) и Петра Дрождина (Pyotr Drozhdin).

Биография Алексея Антропова

Вместе с другими членами команды молодой Антропов с 1732 года принимал участие в оформлении интерьеров известных петербургских императорских построек, в том числе Зимнего, Летнего и Аничкова дворцов. А основам станковой живописи его обучал французский мастер Луи Каравак (Louis Caravaque), который в течение нескольких десятилетий был придворным художником в Санкт-Петербурге.

В 1749 году Алексею Антропову было присвоено звание ученика живописца, и вскоре талантливый мастер наконец получил первый самостоятельный заказ. По высочайшему повелению императрицы Елизаветы I он занялся росписью нового киевского православного храма. В течение 3 лет молодой человек руководил работами по внутреннему оформлению Андреевской церкви и самостоятельно создал росписи кафедры, купола и центрального алтаря.

Из Киева Алексей Антропов уехал в Москву, где в 1755-57 годах занимался росписью внутреннего убранства Головинского дворца. В первопрестольной столице он познакомился с графом Иваном Шуваловым — главным покровителем недавно основанного московского университета. Влиятельный вельможа помог мастеру по возвращении в Петербург получить престижную должность смотрителя за иконо- и живописцами в Синоде, которую Антропов занимал с 1761 года до самой смерти.

Первые парадные портреты Алексей начал писать еще до поездки в Киев под руководством Луи Каравака, но ранние работы не принесли ему широкой известности и до наших дней не сохранились. Только в 1759 году, после написания портрета Анастасии Измайловой, уже немолодой 43-летний художник наконец добился признания публики. Спустя год он получил звание мастера живописи и после этого приобрел славу популярного русского портретиста.

Взошедший в 1762 году на российский престол Петр III высоко ценил творчество Алексея Антропова и намеревался сделать его придворным художником. Но царствование внука Петра Великого продлилось всего полгода, после чего он лишился не только власти, но и собственной жизни. А императрица Екатерина II уже не настолько симпатизировала живописцу, хотя и поручила ему оформление коронационных празднований в Москве.

До конца жизни Алексей Петрович Антропов совмещал службу в Священном Синоде с написанием картин. Он создал немало портретов влиятельных российских вельмож и организовал в Петербурге собственную частную школу для молодых художников. А незадолго до смерти, в 1789 году, стареющий мастер совершил очень благородный поступок — отдал собственный дом в полное распоряжение императорскому Синоду, чтобы организовать в нем начальную школу.

Алексей Антропов умер от лихорадки 12 июня 1795 года. Его тело было предано земле на центральном кладбище Санкт-Петербурга, где и сегодня покоятся останки великого живописца.

Самые известные картины Алексея Антропова

Знаменитый русский художник подарил потомкам немало прекрасных шедевров. И все же, к самым известным картинам Алексея Антропова относятся:

Алексей Антропов по праву считается великим русским мастером портретной живописи. Созданные им художественные образы влиятельных личностей XVIII века до сих пор поражают зрителей тщательностью прорисовки мельчайших деталей и резким контрастом красок.

Алексей Петрович Антропов, биография и картины

А. П. Антропов один из первых русских художников-портретистов XVIII века. Его работы отличаются точностью натуры, вниманием к деталям, четкостью композиции. Занимался он так же росписью дворцов и храмов в стиле барокко и классицизма.

Алексей Петрович родился в Петербурге 25 марта 1716 года. Отец его был гвардейцем Семеновского полка, участвовал в Полтавском сражении. Оставив службу, работал слесарем при Оружейном дворе и в Канцелярии от строений.

В 16 лет Алексей вместе с тремя братьями поступает в Канцелярию от строений, заменявшую Академию художеств, учиться живописи. Его учителями были Луи Каравак, И. Вишняков, А. Матвеев, М. Захаров. В 1739 его зачисляют в штат Канцелярии от строений. В 1742 Антропов участвует в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны, а также пишет несколько ее портретов.

В Петербурге под руководством Ивана Вишнякова художник расписывает Зимний, Летний, Петергофский, Царскосельский, Аничковый дворцы. В 1749 получает звание подмастерья. Годом позже писал декорации в Оперном доме под началом итальянцев Валериани и Перезинотти.

В 1755 году Алексей Петрович возвращается в Москву, где участвует в росписи Головинского дворца. В 1757 ему выдают аттестат живописца. Годом позже художник возвращается в Петербург и снова поступает в распоряжение Канцелярии от строений. Он берет уроки у венецианца Пьетро Ротари, известного своим мастерством в портретном жанре.

В 1759 по протекции И. И. Шувалова Антропов получает место живописного мастера в недавно основанном Московском университете. Через два года он был определен в Синод в качестве надзирателя за живописцами и иконописцами. Основал свою частную школу живописи. Учениками Антропова были Д. Левицкий и П. Дрождин.

Антропов участвовал в оформлении торжеств по случаю коронования Екатерины II в 1762-1763 гг. В 1789 передал свой дом властям для организации художественного училища. Умер художник от горячки в возрасте 79 лет в 1795 году

Прежде всего Антропов известен как портретист. Он писал парадные портреты русских императоров и императриц, духовенства, знати. Главные его работы: портрет А. М. Измайловой, М. А. Румянцевой, атамана Ф. И. Краснощекова, Петра III, семейства Бутурлиных.

Состоя на службе в Синоде, Антропов создал ряд портретов духовных лиц: архиепископов П. Левшина, С. Кулебяки, Г. Петрова, духовника Елизаветы I Ф. Я. Дубянского. Также мастер писал много икон.

В образах Антропова еще видно влияние парсун. Это статичные позы, условность изображения, темный фон, тщательная прорисовка аксессуаров, подчеркивающих статус модели. По картине легко можно определить социальное положение изображаемого, а вот о его внутренней жизни судить сложно, поскольку у всех людей одинаково нейтральное выражение лица. Но по мере взросления его как художника, обучения у зарубежных мастеров, в работах Алексея Петровича появляются черты европейской манеры живописи. Он пытается изобразить характер человека, его индивидуальность. Особенно это видно в довольно реалистичном для парадного портрета образе императора Петра III.

В своих работах Антропов пытается найти гармонию между традиционными канонами портрета XVII века и стремлением показать душевные качества своих моделей. В этом кроется секрет скромного обаяния картин Антропова и его особенность. Произведения Антропова являются важным этапом в развитии русского портретного искусства.

Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Антропов родился 14 марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.

В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Антропов скончался 12 июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

ТВОРЧЕСТВО

В творчестве Алексея Петровича Антропова явственно прослеживается преемственность между живописцами-пенсионерами эпохи Петра I и художниками второй половины XVIII века. Наибольших успехов мастер добился в жанре портрета. Именно в этой области Антропову принадлежит решающая роль в упрочении национальных традиций, выразившихся в реалистически точном и непредвзятом отображении действительности.

Ранние станковые произведения А. П. Антропова докиевского и киевского периодов, к сожалению, сохранились в очень небольшом количестве. К ним можно отнести портрет императрицы Елизаветы Петровны (середина XVIII в., ГРМ) и еще одно изображение этой правительницы (между 1744 и 1751 гг., Сергиево-Посадский музей-заповедник), которое А. П. Антропов скопировал с парадного портрета работы своего учителя Луи Каравакка.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Между 1744 и 1751

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1753 Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Конец 1750-х гг Портрет великого князя Петра Федоровича. 1753

В Петербурге начинается новый этап творчества художника. Он поступил в обучение портретному искусству к Пьетро Ротари — итальянскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. Ученик копировал манеру своего учителя и участвовал вместе с ним в выполнении живописных заказов, получая от него советы и наставления. Известна антроповская копия с портрета великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг. ГТГ) работы П. Ротари.

Портрет А.М. Измайловой. 1759 г

Вполне убедительно предположение И. М. Сахаровой, что знаменитый портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ) стал своего рода экзаменом на звание портретиста по окончании учебы у придворного маэстро (Сахарова Я.М. Алексей Петрович Антропов. — М., 1974. С. 60.). Художественные достоинства портрета А. М. Измайловой действительно свидетельствуют о более высоком, нежели ранее, уровне мастерства. В своей живописной манере Антропов впоследствии отчасти следовал Ротари — два года обучения не прошли даром.

Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, завоевал художнику солидную репутацию в высших кругах — к нему весьма охотно стала обращаться с заказами петербургская знать.

С конца 1750-х годов можно говорить о начале вполне самостоятельного художественного пути А. П. Антропова — портретиста. Расцвет его творчества приходится на 60-е годы, когда он создал свои лучшие полотна, такие, как портреты М. А. Румянцевой (1764, ГРМ) , В. В. Фермора (1765, НИМ РАХ), А. В. Бутурлиной (1763, ГТГ), Д. И. Бутурлина (1763, ГТГ) и портрет неизвестной (1760-е гг., ГТГ).

Во всех этих произведениях художник отнюдь не стремится проникнуть в сложный мир душевных переживаний тех, кого он изображает, но лишь предельно точно фиксирует их внешность. Вместе с тем в портретной манере А. П. Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствуется влияние старых живописных традиций конца XVII — начала XVIII вв. Связь с техникой иконы и парсуны очевидна во многих его произведениях. Особенно показателен портрет атамана Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ), сильно напоминающий одновременно парсуну и украинский портрет.

Портрет атамана Ф. И. Краснощекова

Выполнение церковных работ в Киеве могло только укрепить эти живописные склонности мастера, так как на Украине вплоть до середины ХVIII века были сильны иконно-парсунные традиции. К тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы. Подобная направленность сказалась на целом ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос. музей А.С. Пушкина), а также на многочисленных портретах духовных лиц, которых ему часто приходилось писать в качестве художника, состоявшего при Синоде. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), архиепископа Гавриила Петрова (1774, ГИМ), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761, ГЭ), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея).

Портрет архиепископа Гавриила Петрова. 1774 Портрет Ф. Я. Дубянского 1761 Портрет А.Л. Апраксиной. Конец 1750-х гг

Живописные качества работ А. П. Антропова, восходящие к парсуне, выразились в застылости поз, условно-объемной моделировке головы, приближенности лица к первому плану, глухом нейтральном фоне, тщательной, но при этом часто плоскостной прописанности аксессуаров, традиционном иконном сочетании красного и зеленого, желтого и голубого цветов.

У художника, как и у многих других русских живописцев XVIII столетия, портретный образ выступает прежде всего как символ определенного сословного положения изображаемого — портрет человека превращается в социальный знак.

Живописец петербургского дворянства и высшего духовенства, А. П. Антропов создает портреты, по которым можно безошибочно судить об общественном статусе заказчика, о его должности, материальном преуспевании; награды говорят о его успехах по службе.

Социальная репрезентативность просматривается не только в помпезных царских портретах, но и в небольших камерных.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Из фактов личной жизни художника известно, что у него была жена, Елена Васильевна, и поздний, и к тому же единственный, сын Василий, но его судьба неизвестна.

25 декабря 1789 года Антропов организовал частное училище, в котором сам же и преподавал и которому завещал все свое имущество.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены.

После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Антропов Алексей Петрович

знаменитый русский художник

Художник Антропов Алексей Петрович.

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

Художник Антропов Алексей Петрович.

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Художник Антропов Алексей Петрович.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: