Постимпрессионизм в скульптуре особенности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

Связанные понятия

Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год. Наиболее важный этап приходится на 1905—1907 годы. Характерный приём фовизма — обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен.

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Упоминания в литературе

Постимпрессионизм – общий термин, охватывающий вид искусства, которое одновременно и принимает и отвергает некоторые принципы импрессионизма. Начало постимпрессионизма совпадает с кризисом импрессионизма в 80-х годах XIX века. Почти все постимпрессионисты ранее примыкали к импрессионизму. Постепенно художники стали искать новые средства не для выражения сиюминутного и преходящего в жизни – фиксации одного мгновения, что свойственно импрессионизму, а для воплощения неких длительных состояний прекрасного – духовных и материальных. К постимпрессионизму относят творчество таких художников, как де Тулуз-Лотрек, Сезанн, Ван Тог и Гоген.

Связанные понятия (продолжение)

Барбизонская школа (фр. École de Barbizon) — группа французских художников-пейзажистов. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы.

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Жанровая живопись (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров, уличных сцен и т. п.

Модернизм в изобразительном искусстве — совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Модернизм — художественное направление середины XX века, рамки которого иногда расширяют с 60-х годов XIX века по 70-е годы XX столетия. Модернизм затрагивает изобразительный стиль и содержание искусства. Модернизм определяют как своеобразную философию и новую форму художественного мышления.

Фигуративизм или фигуративное искусство — направление в искусстве, описывающее объекты, особенно картины и скульптуры, которые сохраняют сходство с реальными объектами, от которых произведены, и, таким образом, по определению репрезентативны.

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы.

Информализм, информальное искусство, информель (фр. art informel) — направление в искусстве, возникшее во второй половине 40-х годов XX века во Франции (в Париже). Обычно под этим понятием объединяют различные течения в абстрактном искусстве, возникшие в послевоенной Европе.

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной.

Парижская школа (фр. École de Paris) — условное обозначение для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900 до 1960-х годов. Часто их подразделяют на представителей трёх периодов.

Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.

Синтетизм (от фр. synthétiser — охватывать, объединять) — художественное течение внутри постимпрессионизма.

Прерафаэли́ты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Лирическая абстракция — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения. Произведения лирического абстракционизма — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Принято считать, что основоположниками лирической абстракции были Аршиль Горки, Андрей Ланской.

Японизм (от фр. Japonisme, яп. ジャポニスム) — направление в европейском искусстве XIX столетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Ван Гог и других импрессионистов. Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм.

Гаагская школа живописи — наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.

Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.

Геометри́ческая абстра́кция (другие названия — холодная абстракция, логический, интеллектуальный или геометрический абстракционизм) — форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных вне иллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путём сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

Старые мастера (нем. Alte Meister, англ. Old Master) — принятое в германской и англо-саксонской традициях обозначение выдающихся художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия.

Общество осенних салонов, укороченное название Осенний салон (фр. Société du Salon d’automne, также Salon d’automne) — объединение деятелей искусства во Франции, основанное в 1903 году архитектором Францем Журденом в сотрудничестве с такими художниками, как Жорж Руо, Эдуар Вюйяр, Альбер Марке. В создании общества также принимали участие такие заслуженные мастера живописи, как Сезанн, Ренуар, Одилон Редон, Эжен Каррьер. Ренуар и Каррьер были избраны почётными президентами общества.

Пасте́ль (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Наи́вное иску́сство (франц. art naïf; англ. naïve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Парижский салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции, официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств.

Постимпрессионизм - прародитель искусства новейшего времени

Течение возникло в 80-х годах XIX века. В полотнах есть место символам , нередко используются широкие раздельные мазки , как у импрессионистов. Композиции в основном статичные. Цветовая гамма сочная , но она не режет глаз , а успокаивает — это главное отличие от полотен экспрессионистов. Картины хорошо смотрятся в интерьере. Важное отличие импрессионистов и постимпрессионистов: первые старались поймать мгновенное впечатление , секунду , вторые — выразить длительное состояние. В их картинах нет ощущения мимолетности момента.
Самые известные представители направления: Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Поль Сезанн. Фактически они дали развитие большинству новых направлений искусства: Ван Гог проложил путь экспрессионизму , Гоген — символизму и модерну , а Сезанн расширил понимание того , как строить композицию , передавать цвета и внутренние состояния мастера на полотне. Многие художники заимствуют его творческие приемы по сей день. К постимпрессионистам причисляют также работы Анри Тулуз-Лотрека, мастера графики и рекламного плаката.

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

Большинство постимпрессионистов были самоучками и бедняками, и только спустя годы их вклад в искусст

Итак, в статье "Несколько слов о модернизме" речь уже шла о данном направлении искусства, но лишь о моменте возникновения.

Импрессионизм — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.

Импрессионисты выступали против условностей классицизма и академизма, сильных, иногда, бунтарских страстей романтизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент настоящего времени.

Из родственных течений этапа декаданса ближе всего к импрессионизму находится символизм. Однако и импрессионизм, и символизм (как и декаданс) не являются стилевыми категориями, они лишь отражают некоторые стороны творческого метода. Поэтому многие художники, начиная работать как символисты (и во вполне академической манере письма), затем переходили к импрессионистическому методу. И в целом так можно сказать обо всех течениях модернизма.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ.

Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872 год.

Центральными фигурами этого направления были Моне , Ренуар , Дега , Писсарро и др. Вклад каждого из них уникален.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей.

В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе (Пленэр), простой мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности.

В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии.

Оскар Клод Моне — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Эти и другие работы Моне см. по ссылке .

Эдуард Мане — французский живописец, гравёр. Предшественник, современник и вдохновитель импрессионистов. Был увлечен импрессионизмом сам, но не являлся художником-импрессионистом как таковым.

Эти и другие работы Мане см. по ссылке.

Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.

Эти и другие работы Ренуара см. по ссылке.

Жакоб Абраам Камиль Писсарро — французский живописец, один из ведущих мастеров импрессионизма, и ставший учителем и наставником для молодых художников.

Эти и другие работы Писсаро см. по ссылке.

Илер-Жермен-Эдгар де Га или Эдгар Дега — французский живописец, один из оригинальнейших представителей импрессионизма.

Эти и другие работы Дега см. по ссылке.

Импрессионизм получил распространения и за пределами Франции, приведём несколько представителей в качестве примера.

Федерико Дзандоменеги – итальянский художник-импрессионист, участник группы маккьяйоли.

Маккьяйоли — группа итальянских художников, сформировавшаяся во Флоренции к началу 1860-х годов. К 1880-м годам движение распалось, а ряд членов группы (Дж. Де Ниттис, Ф. Дзандоменеги) обратились к импрессионизму.

Эти и другие работы Дзандоменеги см. по ссылке.

Эти и другие работы Ниттиса см. по ссылке.

Иван Иванович Труш — живописец-импрессионист, мастер пейзажа и портретист. Родился в городе Львов. В 1891-1897 учился в Краковской школе искусств у Я. Матейко и Я. Станиславского, в Вене. В Мюнхене у А. Ашбе.

Эти и другие работы Труша см. по ссылке.

В России импрессионизм широкого распространения не получил. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. И тем не менее импрессионизм оказал влияние на русских художников (и появлялись художники, желающие полностью реализоваться своё творчество в импрессионистическом стиле, и художники, создавшие несколько работ в данном стиле).

Леонард Викторович Туржанский — русский художник-импрессионист, мастер пейзажной живописи. Художественное образование получил в МГХПА им. С.Г. Строганова (современное название университета).

Эти и другие работы Туржанского см. по ссылке .

Сергей Арсеньевич Виноградов — русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств. Был увлечён импрессионизмом. Создал ряд картин в данном стиле. Образование получил: Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Санкт-Петербургская академия художеств.

Эти и другие работы Виноградова см. по ссылке.

Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня. На этой волне интереса был открыт Музей русского импрессионизма, в котором постоянная экспозиция охватывает значительный период времени: от картин мастеров, заложивших основы импрессионистической стилистики в нашей стране, до работ известных всему миру современных художников. Подробнее см. Музей русского импрессионизма.

В ПАРКЕ. 1880 ГОД. Константин Алексеевич Коровин — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи. Главный декоратор и художник московских театров. Картина другого художника Виноградова из галереи выше, как раз, посвящена ему. И о его ученике, Герасимове шла речь выше. (Обо всех картинах в галерее подробнее на сайте Музея русского импрессионизма).

МОНМАРТР НОЧЬЮ. 1934 ГОД. Александр Михайлович Герасимов — российский, советский художник-живописец, архитектор, теоретик искусства, педагог, профессор. Народный художник СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Ученик К.А. Коровина.

ЛЕТО. 1911 ГОД. Николай Петрович Богданов-Бельский — русский художник-передвижник, действительный член Императорской Академии художеств, председатель Общества имени Куинджи. Некоторое количество работ создал в стиле импрессионизм.

В ПАРКЕ. 1880 ГОД. Константин Алексеевич Коровин — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи. Главный декоратор и художник московских театров. Картина другого художника Виноградова из галереи выше, как раз, посвящена ему. И о его ученике, Герасимове шла речь выше. (Обо всех картинах в галерее подробнее на сайте Музея русского импрессионизма).

Постимпрессионизм — термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй половины 1880-х гг. до начала 20 в.

Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др.

Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни.

Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, по их мнению, недоставало.

Поль Сезанн — французский живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

Художественное наследие Сезанна составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений.

Эти и другие работы Сезанна см. по ссылке .

Винсент Виллем Ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом.

Эти и другие работы см. по ссылке .

Эжен Анри Поль Гоген — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом.

Эти и другие работы Гогена см. по ссылке .

Постимпрессионизм также получил распространение за рамками Франции, например, в работах венгерского художника Тивадара Костка Чонтвари.

Другие его работы см. по ссылке.

Группа Наби (Les Nabis) — парижское творческое объединение, основанное в 1888 году Полем Серюзье (Paul Sérusier). Творчество группы Наби — важное промежуточное звено между академизмом и импрессионизмом, популярными в конце XIX века, и художественными направлениями начала XX столетия. Картины набидов близки к постимпрессионизму, символизму и модерну. Их трудно причислить к одному большому течению, так как молодые художники черпали вдохновение из разнообразных источников, создавая нечто новое и уникальное для своего времени.

В группу входили живописцы Морис Дени, Эмиль Бернар, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель, Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье, Этьен Террюс, график и живописец Феликс Валлотон, священник и живописец Ян Веркаде, рисовальщик, живописец и писатель Анри-Габриэль Ибель и другие.

Несколько позднее к группе присоединились Поль Рансон, скульптор Аристид Майоль, занимавшийся в то время живописью и гобеленом, венгерский живописец Йожеф Риппл-Ронаи, скульптор Жорж Лакомб, датский художник Могенс Баллин.

Друзья проработали вместе около десяти лет. Последняя выставка набидов состоялась в Париже в 1899 году.

Несколько его работ в постимпрессионизме.

Его работа постимпрессионизма.

Другие работы группы "Наби" см. по ссылке.

Далее разберемся с терминологией пуантилизма и неоимпрессионизма.

1. Пуантилизм (от франц. pointiller писать точками) — течение в живописи конца 19 - начала 20 вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными точечными мазками. Иногда относят к неоимпрессионизму, а иногда к постимпрессионизму. Иногда выделяют как отдельное небольшое направление в живописи. Также иногда синонимично называют как дивизионизм . Давая следующее определение:

Пуантилизм, или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы.

2. Дивизионизм (от франц. division разделение) — живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Ж. Сёра и П. Синьяком; основывается на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на холсте чётко различимыми раздельными мазками в расчёте на оптическое смешение этих мазков при восприятии картины зрителем. Систему применяли А. Э. Кросс и отчасти К. Писсарро во Франции, Дж. Сегантини в Италии, Т. ван Рейселберге в Бельгии, в некоторых произведениях И. Э. Грабарь в России.

Неоимпрессионизм получил распространение также в Бельгии (Т. ван Рейселберге), Италии (Дж. Сегантини), где мастера неоимпрессионизма обычно сочетали его приёмы с объёмнопространственной трактовкой жанровых композиций и портретов.

В итоге имеем следующее:

Неоимпрессионизм — определение для обозначения течения во французской живописи конца 19 века, содержащее в себе стилистическое направление пуантилизм, или дивизионизм, и современные на тот момент, открытия оптики.

Жорж-Пьер Сёра – основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.

Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись. И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи.

Работа Камиль Писсарро, созданная в 1888, под влиянием пуантилизма Сёра.

Поль Синьяк. Пуантилизм.

Работа русского художника Николая Мещерина

Итальянский художник-дивизионист Анжело Морбелли

Импрессионизм в литературе — один из литературных стилей, распространившийся в мире в конце XIX – начале XX веков, опиравшийся на мимолётные впечатления и ассоциации. Появился под влиянием одноимённого европейского живописного стиля.

В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

Также же по обыкновенно относят весьма неоднородных писателей. Так например, Гольц, Шляф, Демель, Гауптман, Лилиенкрон, Ст. Георге, Томас Манн, Рильке, Альтенберг, Шницлер — в Германии и Австрии, братья Гонкуры, Маллармэ, Верлен, даже Бодлер — во Франции, Оскар Уайльд — в Англии и Кнут Гамсун — в Норвегии, — все эти писатели разными литературоведами признаются импрессионистами.
Уже из этого перечня ясно, что если их всех назвать импрессионистами, то нельзя импрессионизм трактовать как однородное явление. Их объединяет только внешнее, кажущееся единство.

Характерная тематика русского импрессионизма в литературе — мотивы смерти, гибели, угасания, отчаяния, тоски, обреченности, одиночества, ухода в мир мечты и т. д. (Анненский, Бальмонт, Зайцев, Блок, Белый и др.).

Музыкальный импрессионизм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Применение термина "импрессионизм" к музыке во многом условно: музыкальный импрессионизм не вполне аналогичен одноимённому течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов - передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов-символистов, для которого характерен культ "невыразимого".

Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. франц. композиторов проявляются в тяготении к поэтически-одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академических условностей.

В начале 20 в. музыкальный импрессионизм распространился за пределами Франции, обретая у различных народов специфические национальные черты. В Испании: М. де Фалья, в Италии: О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творческие идеи франц. композиторов-импрессионистов. Своеобразен английский музыкальный импрессионизм с его "северной" пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Древнего Востока. Влияние французского импрессионизма испытали в нач. 20 в. и некоторые русские композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества).

Постимпрессионизм — это собирательное название множества разрозненных течений живописи конца XIX — начала XX века. В тот период формировались новые художественные школы, которые оказывали друг на друга сильное влияние. Постимпрессионизм ускорил завершение переходного периода от традиционного академического искусства к живописным стилям ХХ века.

История развития и основные направления постимпрессионизма

Постимпрессионизм появился во Франции в середине 1880-х годов в результате кризиса импрессионизма и попыток мастеров кисти найти созвучные новому веку изобразительные средства. Постимрессионисты отказывались изображать на холсте мимолетное впечатление действительности, стремились раскрыть суть предметов и запечатлеть длительное состояние окружающего мира.

Постимпрессионизм и импрессионизм, несмотря на некоторую абсурдность звучания этого выражения, длительное время существовали параллельно. У художников-новаторов не было единой программы, методов и выразительных средств для преодоления устоявшихся догм в живописи. Многие постимпрессионисты изначально тяготели к импрессионизму, но постепенно отказались от его эстетики в пользу декоративной стилизации своих произведений.

Постимпрессионизму характерно бурное одновременное развитие большого количества новых разнородных направлений. Помимо неоимпрессионизма, свой след в истории искусства оставили и другие течения:

Под влиянием Поля Гогена на севере Франции в исторической области Бретани работали художники Понт-авенской школы: Эмиль Бернар (Émile Bernard), Поль Серюзье (Paul Sérusier), Шарль Лаваль (Charles Laval).

Отдельные сообщества художников-постимпрессионистов на рубеже XIX-XX веков создавались в других уголках мира: в Англии (Кэмден Таун Групп), Канаде (Группа семи), скандинавских странах (здесь работали норвежские мастера изобразительного искусства Эдвард Мунк (Edvard Munch), Петер Крейер (Peder Krøyer) и датсуий художник Вильгельм Хаммерсхей (Vilhelm Hammershøi).

Отличительные черты постимпрессионизма

Постимпрессионизм послужил ощутимым толчком к развитию новых направлений в живописи: символизму, кубизму, модерну и экспрессионизму, с которыми его объединяет многое. Но есть и уникальные отличительные черты:

  • сосредоточение на истинной сути материальных вещей и явлений;
  • обращение к эмоциям для установки глубокой связи со зрителями;
  • потребность в передаче длительного, а не одномоментного состояния реального и чувственного мира;
  • акцент на символическом содержании произведения;
  • яркость цветовой гаммы;
  • доминирование плоскости, сознательный отказ от трехмерного изображения образов.

Знаменитые художники-постимпрессионисты — Ван Гог, Сезанн, Гоген и другие

Имена великих мастеров-импрессионистов хорошо знакомы даже весьма далеким от искусства людям. Достойны упоминания в нашей статье многие художники, но мы ограничимся лишь несколькими из них:

Поль Сезанн (Paul Cézanne) — ровесник многих выдающихся импрессионистов, один из самых авторитетных художников в современной живописи. Использовал метод контраста для построения цвета прочной формы. Считал, что творцу не нужно подражать природе, а необходимо самовыражаться в своих произведениях. Сезанн — создатель радикально нового способа трактовки общепринятой прямой перспективы.

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) — экстраординарная личность со сложной судьбой. Его признали гением только после смерти. На протяжении всей жизни много экспериментировал, отвергал академическое представление о живописи. Создал неповторимую узнаваемую манеру рисования с насыщенными цветами, размашистыми мазками, элементами декоративности и многосмысленности. Оказал решающее влияние на становление нового стиля в искусстве — экспрессионизма.

Жорж Сёра (Georges Seurat) — создатель пуантилизма, уникальной техники изобразительного искусства. Заменил произвольные мазки на своих картинах досконально выверенными точками. Умело подбирал контрастные цвета, чтобы отобразить на холсте застывшее мгновенье. Его картины наполнены стилизованными фигурами упрощенной формы в удивительной хроматической гармонии.

Анри Руссо (Henri Rousseau) — художник-самоучка, выдающийся представитель примитивизма, автор множества экзотических пейзажей, в том числе с изображением джунглей. Творчество Руссо отличают четко очерченные формы, насыщенность цвета и подробно прорисованные детали. Работами художника восхищался знаменитый кубист Пабло Пикассо (Pablo Picasso).

Анри Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse-Lautrec) — выходец из знатной семьи аристократического рода, в детстве получивший тяжелую травму и ставший инвалидом. Умело изображал жизнь артистической богемы, внес большой вклад в искусство написания афиш. Создавал произведения на социальную тематику в игривой и легкой манере. Вёл скандальную жизнь и злоупотреблял алкоголем, с презрением относился к буржуазному обществу.

Современники не оценили по достоинству большинство картин постимпрессионистов. Многие художники получили мировую известность только после своей смерти. Но сегодня их работы пользуются огромной популярностью и украшают экспозиции ведущих музеев мира.

Яркие произведения признанных мастеров можно найти и в каталогах портала Very Important Lot. Участвуйте в онлайн-аукционах, чтобы получить уникальную возможность стать полноправным владельцем достойной картины.

Значение такого художественного направления как постимпрессионизм сложно переоценить в контексте становления художественной традиции современного искусства. Однако, для большинства людей роль этого феномена не ясна, да и в художниках-постимпрессионистах запутаться несложно, ведь их искусство, на первый взгляд, не объединяют никакие привычные нам художественные критерии стиля. Что ж, попробуем разобраться.

К середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма. Многие художники, примыкавшие к этому течению, стали сомневаться в правильности его аксиом. Их не удовлетворял чрезмерно рациональный взгляд импрессионистов на жизнь и желание слепо подражать природе. Тогда же стали формироваться многочисленные разрозненные направления и художественные школы, что вообще характерно для искусства начала XX века. По сути, все они могут быть квалифицированы как постимпрессионизм. Тем не менее, сейчас основоположниками постимпрессионизма принято считать четырех художников, которые подвели своеобразный итог искусству XIX века и задали вектор развития последующим поколениям художников. Речь идет о Поле Сезанне, Винсенте Ван Гоге, Поле Гогене и Жорже Сёра.


ПОЛЬ СЕЗАНН
Какое место в искусстве рубежа веков следует отвести Сезанну? С одной стороны, он был ровесником импрессионистов, выставлялся вместе с ними и, безусловно, был вдохновлен современными ему художественными идеями. Но вместе с тем он никогда не принимал импрессионизм безоговорочно, а все его творчество пронизывает приверженность наследию старых мастеров. Таким образом, взяв за основу как классическую школу, так и новаторские идеи современников, Сезанн пошел собственным путем, решая поставленные им интеллектуальные и технические задачи.




Композиция рациональна и сбалансирована: блюда с фруктами почти симметрично расположены вокруг кувшина, который образует вершину композиционного треугольника. Художественная революция Сезанна, как мы видим, затронула отнюдь не композиционное решение, отвечающее классическим принципам. Он располагает объекты так, чтобы подчеркнуть иллюзию трехмерности, изображает предметы одновременно с двух точек зрения (в так называемой двойной перспективе). Например, кувшин изображен Сезанном сразу в двух ракурсах: фронтально, на уровне глаз, и сверху, таким образом, что видно его горлышко. Тот же прием использован и в изображении деревянного стола. Сезанн жертвует традиционным изобразительным языком ради наиболее достоверного изображения предметов. Это, с одной стороны, делает композицию более плоской, а с другой, доказывает, что общая правдоподобность куда важнее правдоподобности отдельных элементов.

Говоря об этой композиции, необходимо отметить и другие новые решения, введенные Сезанном и ставшие важнейшими для последующих поколений художников. Во-первых, в каждом предмете Сезанн пробовал выявить его геометрическую основу. Если говорить о натюрмортах, то яблоки на его полотнах становились шарами, груши – конусами, а кувшины или бутылки – цилиндрами. То же касается и пейзажей: Сезанн стремился свести изображения разных объектов к последовательности геометрических фигур. В отличие от импрессионистов, которые словно растворяли предмет в градации света и цвета, Сезанн определенно стремился вернуть ему массу, форму и твердость. Это был революционный подход к изображению предмета, приведший в итоге к редукции детали ради геометрической формы, а в творчестве следующих поколений художников – уже полному отрыву от объекта.




На следующий год Ван Гог познакомился в Париже с импрессионистами, в результате чего перешел к яркой, чистой палитре. Только в отличие от французских художников он использовал цвет куда более произвольно, чтобы как можно полнее выразить себя. Также у импрессионистов Ван Гог обучился технике спонтанного мазка. Однако и тут он выработал собственную манеру накладывать краски на холст густыми и ритмичными мазками.

Одновременно с этим на творчество художника сильнейшее влияние оказали японские гравюры с их ярко выраженными диагоналями, плоскими планами, резкими контурами и сильными контрастами.

Эти технические приемы, освоенные Ван Гогом, служили его основной цели – наполнению содержания картины эмоциональным смыслом. Можно сравнить две картины, написанные в Арле, чтобы увидеть, как он использует символику цвета, стиль письма и композиционные решения для передачи субъективного восприятия реальности.




Другим важным достижением Ван Гога является выработанная им манера письма, которая отличается стремлением разнообразить фактуру. Техника импасто не была нова, но мазок Ван Гога был гораздо выразительнее и энергичнее, что способствовало большей экспрессии его полотен.




Искажая изображение, гипертрофируя детали, обращаясь к неестественно яркому колориту с целью передать свое ощущение увиденного, Ван Гог предвосхищает одно из самых значительных направлений живописи XX века – экспрессионизм.

Сюжет картины корнями уходит в реальность: это история о том, как бретонцев после проповеди посетило божественное видение борьбы Иакова с ангелом. Но работа Гогена относится к реальному миру лишь отчасти из-за включения в композицию библейской истории и мифологических аллюзий. Уже сама композиция картины явственно говорит об этом: мощная ветвь дерева, расположенная по диагонали, разрезает полотно пополам. Очевидно, что Гоген использует ее как границу между действительностью и фантазией. Слева внизу - группа бретонок, они написаны в сдержанных цветах и в целом выглядят реалистично, за исключением некоторого несоблюдения пропорций и декоративности изогнутых линий. А в правой части картины – игра их воображения: сцена сражения Иакова с ангелом. Для вымышленного пространства Гоген выбирает неестественный оранжево-красный цвет, который подчеркивает фантазийность события и несет символическую и декоративную нагрузку: ведь Гоген решил отказаться от правдоподобия ради общего замысла и драматизма аллегории. Что символизирует борьба? Духовную брань на земле? Или самого Гогена, борющегося с внутренними демонами?

В этой ранней картине уже наметились основные тенденции творчества Гогена, которые полностью раскроются в таитянский период. Это и большие плоскости чистого цвета при отсутствии теней (опять же влияние японских гравюр), и двухмерность композиции, и искажение естественного цвета, и простоватые бретонки, предвосхитившие таитянок, и наполненность картины символическими образами.




Эта композиция отличается причудливым сочетанием французской и полинезийской традиций. Художественные образы, равно как и весь контекст, воспроизводят полинезийские декорации, тогда как композиция основана на классических принципах: основание треугольника образуют три женские фигуры у водоема, вершиной является идол. Задний план составляет идиллический пейзаж, который контрастирует с водой, написанной абстрактными цветовыми пятнами чистого цвета, создающими мистическое впечатление. Подобные цветовые блоки помогают создать двухмерное изображение – простое искусство, к которому стремился Гоген. К тому же он исказил естественный цвет для достижения наибольшей художественной выразительности.

Символика Гогена становится еще более очевидной, если присмотреться к лежащим женским фигурам, изображенным в позе эмбриона, египетским мотивам в фигурах двух женщин в левой части композиции и вымышленному идолу. Картина является своего рода аллегорией и олицетворяет страх художника за непорочность и простоту жизненного уклада острова. Интересно, что у Гогена исчезают конкретные символы, характерные для прежней живописи, и картина сама становится символом, призванным будить в зрителе субъективное переживание.

Уже в свое время Гоген был причислен к символистам, в первую очередь благодаря писателям, за то, что отказался от натурализма импрессионистов и вернул искусство в область воображения.


ЖОРЖ СЁРА
Источники стиля четвертого постимпрессионизма – Жоржа Сёра – достаточно очевидны. Он долго изучал академическую живопись, а затем и открытия современных мастеров. К тому же художник много читал и вскоре, как и другие постимпрессионисты, стал сомневаться в принципах импрессионизма: ведь живопись, цель которой - мгновение, не может говорить о вечном. Таким образом, с одной стороны, Сёра хотел сохранить яркую палитру и повседневные сюжеты импрессионистов, а с другой, - привнести структуру и прочность: систематизировать новаторские цветовые решения, сделать формы более конкретными и разбавить их натурализм научной методологией.




Итак, рассмотрев творчество четырех лидеров постимпрессионизма, можно сделать вывод, что объединенные стремлением уйти от ограничений, которые накладывал импрессионизм, они смогли вернуть искусству его важнейшую составляющую – воображение. Эти художники отказались от слепого подражания природе, считая, что такой подход не способен передать всю глубину реальной жизни, и стремились своим творчеством сделать своего рода художественную интерпретацию увиденного. Яркие индивидуальности, они не объединились при жизни в какую-либо художественную группу, но, хоть и с разных сторон, двигались в одном направлении – к познанию истинной сущности вещей.

Объединенные общей художественной целью, они выработали индивидуальные живописные стили и, безусловно, оказали значительное влияние на формирование искусства последующих поколений.

Если Ван Гог обращался к насыщенным цветам, чтобы выразить эмоцию, то Гоген наращивал интенсивность палитры и искажал цвета ради сюжета. Ведь большинство из них у него окрашены мистическими или религиозными настроениями. В этом весь символизм художника.

Сёра же сыграл огромную роль в формировании неоимпрессионизма, течения, стремившегося объединить творчество с научными достижениями. В самом деле, художник считал возможным объяснить искусство с научной точки зрения. Отсюда, во-первых, увлеченность теорией цвета, которая привела его к дивизионизму, а во-вторых, точность и продуманность композиционных построений.

Таким образом, все четыре художника стремились к ясности своего художественного языка. Стиль каждого из них стал результатом многочасовых работ, тщательных размышлений и опыта всей жизни. Они стремились к упрощению сложного, чтобы придать своему творчеству осмысленность первоначального замысла, в котором композиция, форма и цвет гармонично объединены. Все вместе и каждый по отдельности, они определили вектор развития всего искусства XX века.

Читайте также: