Стадия интеллекта у животных кратко

Обновлено: 08.07.2024

Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнение условий жизнедеятельности, которое приводит к более динамичным и разнообразным движениям. Усложняются строение тела, отражательные функции, регулятивные механизмы движений

Формой психики животных в анатомо-физиологическом смысле является нервная ткань или ее аналог в простейших формах жизни животных. По мере развития у животных сформировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная и, наконец, центральная.

В зоопсихологии существуют такие параметры, как форма психического отражения, ведущий поведенческий тип, строение нервной системы. По ним выделены три основные стадии развития психики животных.

Стадия элементарной сенсорной психики

Стадия элементарной сенсорной психики проявляется в чувствительности к отдельным свойствам среды, имеет форму элементарных ощущений. Поведение животных основывается на одном свойстве. Внутри стадии происходили эволюционные изменения. Зоопсихолог К.Э.Фабри определяет уровни эволюции: низший и высший.

К низшему уровню относятся организмы, которые находятся на границе растительного и животного мира: жгутиковые, губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

К высшему уровню принадлежат многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных животных.

У них сложное строение нервной системы, двигательный аппарат имеет сложную дифференциацию. Соответственно, поведенческие проявления сложны и многообразны.

Рассмотрим поведение паука, который ловит насекомое в паутине. Поведение паука сложное, побуждается вибрацией крыльев насекомого, которая передается через паутину. После прекращения вибрации движения паука в сторону насекомого не наблюдаются. Но если вибрационные моменты есть, например, они создаются камертоном. Паук направляется к камертону и наносит ему удар челюстями.

Из всего многообразия мира животные способны воспринять абсолютно малую его часть. Этот узкий спектр, состоящий из нескольких свойств среды, оказывается достаточным для того, чтобы выжить в естественных условиях.
В ходе эволюции на этой стадии животные обрели достаточно сложную поведенческую форму – инстинкт.

Инстинкт – поведенческий вид, который реализуется особыми формами действий наследственного, программированного,стереотипного характера, при помощи которых животное, не подвергаясь специальному обучению, может приспособится к окружающим условиям среды.

Можно привести примеры из деятельности пчел, муравьев, чье поведение выглядит сложным, порой необъяснимым.

Муравьи, чувствуя приближение ненастья, закрывают все входы в муравейник. Находясь на большом расстоянии от муравейника, без труда находят дорогу к нему. У муравьев можно наблюдать совершение набегов на своих сородичей с похищением у них куколок. Муравьи образуют живые цепи, по которым вверх взбираются их собратья и добывают таким образом строительный материал.

В предыдущем примере поведение паука, нападающего на камертон, совершенно для него нецелесообразно и бесполезно. Также как поведение чаек, которые высиживают любые предметы, напоминающие яйцо. Инстинкты привязаны к условиям, которые соответствуют модели врожденного поведения. Когда условия изменяются, теряется свойство целесообразности. Психика животного способна отражать только отдельные свойства среды. Вопрос изменения наследственных форм поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики волновал ученых. Зоопсихолог Р.Йеркс пытался обучить дождевых червей находить путь в лабиринте, ведущий в гнездо. Если червь полз в другом направлении, он получал удар током. После 180 проведенных опытов, результат оказался положительным. Проводились другие опыты, они дали такой же результат. Ученый сделал вывод о том, что способность к изменению поведения и обучению на стадии элементарной сенсорной психики низкая и отражает лишь некоторые фрагменты жизнедеятельности животных.

Стадия перцептивной психики

Стадия перцептивной психики – это способность отражения внешней действительности в форме набора качеств, вещей.

На этом этапе также можно выделить высший и низший уровни. К высшему уровню относятся все млекопитающие. Они обладают сложным типом пластичного поведения, где присутствует анализ и синтез окружающих условий. Такие явления, как анализ и синтез могут проявляться только на основе развитой формы психического отражения. Строение центральной нервной системы усложнилось, прежде всего это касается развития коры головного мозга. Произошли изменения и в развитии органов чувств, органов движений.

Животные могут выстраивать свое поведение не только относительно цели, но и тех условий, в которых она дана. Отсюда возникает способ действия и закрепляется в поведении. Появляются навыки – способы действий, которые выработались и закрепились в поведении животного. Когда условия среды меняются, животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий.

Таким образом происходит приспособление животных к среде, в которой они обитают. Врожденные программы поведения меняются, уступая место процессу научения.

Путем научения животными приобретается и накапливается индивидуальный опыт. Они закрепляют в своем поведении краткий путь к пище, нахождение выхода, обхождение преград, использование сигналов для обороны. Проводились эксперименты по научению животных, они были связаны с образованием условных рефлексов.

Академик И.П.Павлов занимался выработкой у собак условных рефлексов, которые закрепляли значение сигнала за различного рода раздражителями (классический условный рефлекс). Раздражителями являлись вспышка света и звонок, они использовались при поступлении пищи и приобретали значение сигнала.

Психолог Б.Ф.Скиннер исследовал инструментальные рефлексы. В особой клетке с задвижками и рычажками находилось животное. При помощи этих приспособлений можно было открыть окошко в клетке и получить пищу. Крысы находили нужный рычаг, формируя и закрепляя индивидуальный опыт. Научение развивает у животных элементарные формы памяти. Это подтверждено экспериментально.

При наблюдением за животными в естественной среде и в условиях эксперимента можно сделать вывод о том, что животные способны анализировать ситуацию, сохранять образы внешней действительности и сохранять полезные реакции.

Формирование навыков происходит посредством подражания, выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок при изменении условий окружающей среды. На стадии перцептивной психики у животных сохраняются и инстинкты, но они тоже изменяются, приспосабливаясь к конкретным условиям жизни.

Стадия интеллекта

На стадии интеллекта находится небольшое число представителей животного мира – высокоорганизованных видов млекопитающих человекоподобных обезьян. Психика животного отражает целостные ситуации и отношения между предметами. Возникают поведенческие проявления сложной формы – решение задачи.

Такое явление называется инсайтом – внезапным пониманием ситуации, при этом не привлекается прошлый опыт.

Исследователь Н.Н.Ладыгина-Котс наблюдала за сложными действиями обезьян. Шимпанзе изготавливали из двух палок одно орудие, вставляя палки в пазлы. Затем применяли палку в своей деятельности, выталкивали пищу из узкой трубы. Такое поведение имеет две фазы: подготовки и осуществления. Фаза подготовки побуждается объективным отношением между предметами: палкой и пищей.

К.Э.Фабри останавливается еще на одной особенности поведения обезьян. Он рассматривает манипулятивные действия – сложные действия с использованием предметов.

Можно отметить цикл исследований З.А.Зорина, А.А.Смирнова, где удалось установить сложные поведенческие формы обезьян : овладение простейшими аналогами человеческой речи. Животные выполняли действия по устным указаниям исследователя. Но понимали ли они его? Остается вопросом. Более подробные исследования показали, что обезьяны больше ориентировались на жестикуляцию, интонацию. Но не исключено, что отдельные особи могли понимать устную речь.

Возникновение стадии интеллекта связано с изменениями в строении головного мозга, структура стала более сложной. Существенные изменения произошли в лобных долях коры головного мозга. Среди стадий развития психики животных стадия интеллекта является верхней границей. Далее следует сложный и длительный этап историко-эволюционного развития человека.

Первая стадия - стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии животное реагирует только на отдельные воздействующие на него свойства предметов внешнего мира, имеющие для него определенный биологический смысл, т.е. существенно связанные с теми воздействиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животного. Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений.

Эта стадия включает в себя два уровня: низший и высший.

Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Развитая раздражимость. Реакция на биологически значимые свойства среды происходит через изменение скорости и направления движения. Слабая пластичность поведения, несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая двигательная активность.

На этом уровне находятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень характеризуется наличием ощущений. Появляется важнейший орган манипулирования - челюсти. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.

На этом уровне находятся кольчатые черви, моллюски, некоторые другие беспозвоночные.

На этой стадии деятельность животного носит более сложный характер, обусловленный более разнообразной средой обитания и соответственно изменившимся образом жизни, определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется уже не в форме элементарных ощущений, а как более сложное отражение в виде более или менее расчлененных образов.

Низший уровень – отражение окружающего происходит в форме образов предметов. Происходит объединение воздействующих свойств в целостный образ. Главный орган манипуляции - челюсти. Сформированы двигательные навыки, преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности довольно разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, полет и т.п.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных). Развитое защитное поведение.

На этом уровне находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Высший уровень характеризуется элементарными формами решения задач. Высоко развиты инстинктивные формы поведения. Способность к научению путем выработки навыков.

На этом уровне находятся позвоночные с хорошо развитой нервной системой, высоким уровнем развития сенсорики: органы зрения, слуха, равновесия, кожной и мышечной чувствительности и т.д.

Третья стадия - стадия интеллекта характеризуется как весьма сложной деятельностью, так и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии развития психики является способность решать двухфазные задачи. Они включают в себя сначала подготовительную фазу, когда животное побуждается к деятельности не самим тем предметом, на который она направлена, не самой целью деятельности, а тем, что является лишь средством, или способом достижения данной цели действия. Вторая – это фаза собственно осуществления данной деятельности, когда она направлена уже на тот предмет, который служит непосредственным ее побудителем. На этой стадии развития одна и та же задача может решаться уже многими способами с использованием различных операций. Для психического отражения действительности на этой стадии развития характерно, что объектом его являются не только вещи, предметы действительности сами по себе, но и отношения между ними, различные ситуации.

Найденные принципы решения задачи могут быть перенесены в новые условия. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

На этой стадии находятся высшие позвоночные – обезьяны, дельфины.




Первая стадия - стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии животное реагирует только на отдельные воздействующие на него свойства предметов внешнего мира, имеющие для него определенный биологический смысл, т.е. существенно связанные с теми воздействиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животного. Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений.

Эта стадия включает в себя два уровня: низший и высший.

Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Развитая раздражимость. Реакция на биологически значимые свойства среды происходит через изменение скорости и направления движения. Слабая пластичность поведения, несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая двигательная активность.

На этом уровне находятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень характеризуется наличием ощущений. Появляется важнейший орган манипулирования - челюсти. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.

На этом уровне находятся кольчатые черви, моллюски, некоторые другие беспозвоночные.

На этой стадии деятельность животного носит более сложный характер, обусловленный более разнообразной средой обитания и соответственно изменившимся образом жизни, определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется уже не в форме элементарных ощущений, а как более сложное отражение в виде более или менее расчлененных образов.

Низший уровень – отражение окружающего происходит в форме образов предметов. Происходит объединение воздействующих свойств в целостный образ. Главный орган манипуляции - челюсти. Сформированы двигательные навыки, преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности довольно разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, полет и т.п.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных). Развитое защитное поведение.

На этом уровне находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Высший уровень характеризуется элементарными формами решения задач. Высоко развиты инстинктивные формы поведения. Способность к научению путем выработки навыков.

На этом уровне находятся позвоночные с хорошо развитой нервной системой, высоким уровнем развития сенсорики: органы зрения, слуха, равновесия, кожной и мышечной чувствительности и т.д.

Третья стадия - стадия интеллекта характеризуется как весьма сложной деятельностью, так и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии развития психики является способность решать двухфазные задачи. Они включают в себя сначала подготовительную фазу, когда животное побуждается к деятельности не самим тем предметом, на который она направлена, не самой целью деятельности, а тем, что является лишь средством, или способом достижения данной цели действия. Вторая – это фаза собственно осуществления данной деятельности, когда она направлена уже на тот предмет, который служит непосредственным ее побудителем. На этой стадии развития одна и та же задача может решаться уже многими способами с использованием различных операций. Для психического отражения действительности на этой стадии развития характерно, что объектом его являются не только вещи, предметы действительности сами по себе, но и отношения между ними, различные ситуации.

Найденные принципы решения задачи могут быть перенесены в новые условия. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

На этой стадии находятся высшие позвоночные – обезьяны, дельфины.

Читайте также: