Послушать кикимору а к лядова в рабочую тетрадь написать кратко о музыкальных инструментах челес

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Гос академ симф оркестр СССР_ дирижер Евгений Светланов - Кикимора. Народное сказание_ соч..mp3

Выбранный для просмотра документ Фольклор в музыке русских композиторов.doc

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский рожок.

Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать музыкальный кругозор.

Развивать музыкальную память.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Ожидаемый результат:

Знать понятие программная инструментальная музыка.

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Музыкальный материал:

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Ход урока:

Организация учащихся на урок.

- Сегодня у нас будет сказочный урок. Слайд №1

- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) Слайд №2

- Давайте вспомним, что такое фольклор?

III. Основной этап урока.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).

- А вы знаете кто такая Кикимора?

Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №6.

В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.

Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.

Дух тревожных снов, мечтаний,

Привидений с огоньками,

Синим цветом замелькавших,

И вводящих во смущенье, -

Он Кикиморой зовётся.

Уж зловредная бабёнка:

С тельцем тонким как соломка,

С головой напёрстка меньше,

С носом длинным, любопытным,

Да к тому же, и гребёнка

Век волос её не знала.

Днём сидит себе тихонько,

Но уж ночью разойдётся:

Погремит, пощиплет живность,

Свесит головы детишкам,

Пищу сделает прокисшей

И шипит в лицо мужчинам,

Обернувшись серой кошкой.

Большего вреда не сладит,

Но досаду вызывает.

Пробудившись от кошмара,

Запряжёт хозяин дровни,

Их застелет мехом наверх,

А потом возьмёт метёлку,

Подметёт, прочтёт заклятье,

Да свезёт и мех, и дровни

В лес и Лешему оставит

Своего врага ночного.

Ну, а можно обереги

Сотворить на именины

Этой нечисти домашней,

Да поставить угощенье

Для неё и для супруга;

Пусть себе сидят, пируют,

И не делают худого.

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

2. Слушание и анализ музыкального произведения. Лядов Кикимора

- Понравилась ли вам эта сказочная картина?

-Что именно понравилось вам в музыке?

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

- Что напоминает эта часть музыки?

Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная. Слайд №17.

И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части картины.(с 4:30 минуты)

Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Слайд №18.

- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?

- Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).

IV . Вокально-хоровая работа.

1.Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

Определение характера, настроения, содержания песни.

Отработка в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх, ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной мелодии).

Разучивание мелодии с текстом.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- Что вам наиболее понравилось?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

- Какую песню вы сегодня разучили?

Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

История создания

Анатолий Константинович Лядов

Лишь спустя более чем двадцать лет в собственных рукописях, сочинитель нашел давно забытые записи о сказочном герое. В 1904 году была полностью закончена партитура первого произведения из знаменитого триптиха. Премьера прошла в марте того же года в концерте симфонического собрания. Дирижером был знаменитый Феликс Блуменфельд. Концерт прошел крайне успешно. Критики впоследствии напишут, что сочинение потрясло публику до глубины души.

Феликс Блуменфельд

Лядов
сборник Сахарова

Интересные факты

Содержание произведений

Баба-яга

Музыка полностью демонстрирует образ Бабы-Яги. Сам автор подтверждал наличие яркого, конкретного образа. Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств:

  • Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты;
  • Большое количество флажолетов.
  • Динамика то нарастает до ff, то затихает до pp.
  • Обилие общих форм движения: пассажи.
  • Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.

Главное действующее лицо характеризует отдельная тема. Для ее музыки свойственна не только угловатость, но и переменчивость инструментов. Интересно, что тема проводится сначала в тембре низкого гнусавого фагота , затем сумрачное звучание достигается по средству использования бас-кларнета, наиболее яркое и сочное звучание темы придает английский рожок. После абсолютно диких пассажей у струнных, демонстрирующих полет колдуньи, тема вступает у ксилофона . Постепенно все затихает. Вновь наступает день, Баба-Яга уже давно улетела. Тихо звучат флейты на фоне скрипичного тремоло, и все растворяется в утреннем тумане. Сон ли это был или явь, никто не скажет. Главное, что сказка существует, пока звучит музыка.

Нельзя отрицать, что Лядов был настоящим мастером оркестровки, ведь ему удалось добиться максимального попадания в образ.

Волшебное озеро

Глубоко в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека находится озеро. Но не простые воды текут в нем, а волшебные. Вокруг тишина. Только ночью отражается в нем и луна, и звезды. Еле волны колышутся от дуновения ветра. Все вокруг фантастично и сказочно. Все застывает, время остановилось, чтобы любоваться красотой окружающей природы.

Добиться подобной невесомой атмосферы композитор смог благодаря использованию множества характерных музыкальных приемов:

  • Отсутствуют конкретные темы;
  • Важную роль играет прозрачность гармонии;
  • Фактура невесомая;
  • Колорит струнных с сурдинами воссоздает шелест;
  • Легкие тембры: деревянно-духовые, в частности флейты, арфы, челесты;
  • Большое количество мелизмов: тремоло, трели;
  • Спокойная динамика ограничена диапазоном от pp до p;
  • Ритм баркаролы (четверть и восьмая).

Форма выбрана трехчастная с контрастной серединой и определяется по ладотональному родству. Тональность – Des-dur.

Оркестровка выражается в яркой изобразительности образов:

  • Шелест травы и колыхание волн – струнные с сурдиной;
  • Глубина водного пространства – отдаленность крайних регистров;
  • Сияние звездного неба – звенящие тембры арфы и челесты.

Кикимора

У кудесника в горах каменных живет и растет Кикимора. Рядом с ней кот Баюн рассказывает ей сказки невиданные и неслыханные. В колыбели из чистого хрусталя качают и лелеют Кикимору с утра и до позднего вечера. Вырастает через семь лет тонкая, черная Кикиморка и имеет голову с наперсток. А кричит и стучит она на весь лес. Нет покоя с утра и до ночи, с вечера и до утра вопит она нечеловеческим голосом. Люто злится на людей и зверей.

Программа четко разделена на разделы:

  • Вступление. Хроматическое изломанное движение у низких деревянно-духовых инструментов символизирует обстановку в чудесном лесу.
  • Тема у английского рожка – это колыбельная кота Баюна.
  • Соло челесты создает холодное звучание хрустальной колыбели, которая качается с утра до вечера. Вступление завершается.
  • Presto – основной раздел, описывающий взрослую Кикимору. Главная тема состоит из интонационных элементов вступительного раздела. Форшлаги – это главный звукоизобразительный элемент.
  • Различные метаморфозы темы в основном разделе сочетаются с четкой ритмической пульсацией.
  • Кульминация отражена топочущим мотивом, основанном на терции.
  • Заключение. Пиццикато низких струнных и жалобный флейтовый писк.

Произведение выполнено с юмористическим оттенком, характерным для творчества Лядова. Кикимора имеет легкий лукаво-иронический характер. Явный гротеск сближает с жанром скерцо. Автор использует множество выразительных приемов, чтобы подчеркнуть иронию над злым образом:

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Сказочный образ Кикиморы ярко представлен А. Лядовым при помощи средств музыкальной выразительности: динамическими нарастаниями и спадами (от пиано к сфорцандо и наоборот), форшлагами, резкими акцентами, высоким регистром (во второй части).

Вспыльчивость и резкость Кикиморы представлена одним из приемов музыкального развития - контрастом. Сначала музыка тихая, убаюкивающая, затем резкая, громкая, а потом она вновь затихает.

Маленькие дети и классическая музыка ) 06.04.2014 --> Смотрели: 131 (19) Маленький венский марш 06.04.2014 --> Смотрели: 146 (27) Rondo Alla Turca 06.04.2014 --> Смотрели: 88 (9) *** 06.06.2012 --> Смотрели: 296 (59) Танец воздуха. Мэджик капет Дэниэла Вурт 13.11.2011 --> Смотрели: 470 (22)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Жажда нового содержания, уводящего от повседневности, декларируется Лядовым в словах: "Мой идеал - найти в искусстве неземное. Искусство - царство того, чего нет на свете, я прозой жизни так объелся, что хочу только необыкновенного - хоть на голову становись. Дайте сказку, дракона. Русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив. "

Народное сказание для оркестра (1909) "Кикимора"

0_4250a_85ef562a_XL (700x513, 178Kb)

Лесное озеро Н.М. Ромадин

928216bfd996 (700x528, 90Kb)

Музыка

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

0_4d2cf_313024b6_XL (700x488, 134Kb)

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Читайте также: