Послевоенное восстановление стран западной европы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Известно, что после Второй Мировой Западная Европа восстановилась быстрее и качественнее Советского Союза и Восточной Европы.

Через 45 лет после войны СССР исчез с политической карты мира, а Европа стала объединённой и превратилась в первую (вторую) экономику мира.

Является ли это подтверждением эффективности и превосходства капиталистического строя перед социалистическим?

Западная Европа своим восстановлением во многом благодарна Америке, её плану Маршалла и богатству Штатов.

Соединённые Штаты активно богатели перед и во время Второй Мировой Войны. Вспомните хотя бы объёмы ленд-лиза, поставляемые союзникам.

К концу войны экономика Америки смогла перейти с военных рельс на мирное производство. После войны начался бум потребления, домостроительства и рождаемости. Не говоря уж о бытовой технике, торговых центрах и гостиницах.

Посмотрим на американский валовый национальный продукт в 1940 году и в 1950. За 10 лет он вырос с 200 миллиардов до 500 миллиардов долларов. Почувствуйте разницу, как говорится.

Теперь непосредственно об Европе.

Великобритания хоть и числилась в стане стран-победительниц, по факту была разорена. Страна потратила на войну четверть своего богатства, государственный долг вырос в пять раз, до 3,5 млрд.долларов.

Англия во время войны тратила больше, чем зарабатывала и ленд-лиз был жизненно необходим. Но с окончанием войны закончились и поставки. Флот уничтожен, здания разрушены, производства остановлены. Государству приходится национализировать угольную промышленность, автомобильный транспорт, производство электроэнергии.

На этом фоне Англия стала зависимой от поддержки Америки, как и другие европейские страны. Потеряв колонии, Великобритания перестала быть империей после войны.

Восстановление страны началось только в 1950-е года. Ограниченное питание, карточки были в течении 10 лет после войны. Через 10 лет люди могли почувствовать себя в некотором комфорте, купить автомобиль или дом.

Практически каждый взрослый человек был трудоустроен. Было ощущение перемен к лучшему. Была создана программа социальной защиты населения, в том числе, бесплатное здравоохранение.

Всё это стало возможно только благодаря плану Маршалла, благодаря американской поддержке.

Следующая страна Западной Европы - Франция.
Франция была захвачена Германией и находилась под оккупацией до конца войны.

Здания, порты, железные дороги - всё было разрушено. Страна стояла на коленях и была очень голодной. Ограничения в питании были до 1949 года.

Франция оказалась одним из крупнейших получателей американской помощи.

Когда создавался Европейский Союз угля и стали в 1951 году, всего лишь через 6 лет после войны, французский народ, помня прошедшие ужасы, был против. Но лидеры страны видели будущий мир только в объединении, чтобы избежать повторения мирового конфликта.

Восстановиться после войны Франция смогла лишь благодаря помощи Соединённых Штатов и Плану Маршалла.

Правительство Де Голля национализировало экономику страны. В производство, строительство и инфраструктуры были инвестированы огромные средства. План Маршалла позволил поднять с колен производство и сельское хозяйство.

Ну, и Западная Германия. В Германии было разрушено 70% жилья. Территория была поделена на 4 зоны между союзниками. В стране был полный хаос.

Шёл грабёж победителями побеждённых. В течении 3-х лет лет из страны вывозились вагоны трофеев. Начиная от пробирок и автомобилей, заканчивая станками и заводами.

Разыскивались и вывозились специалисты всех отраслей.

Продовольственный кризис в стране продолжался до 1949 года. Западная Германия не могла прокормиться самостоятельно. Царил дефицит и чёрный рынок. Гиперинфляция привела к появлению бартера во взаимоотношениях.

Война уничтожила большую часть домов, дороги, железнодорожные пути, порты. Например, население Кёльна уменьшилось с 750 000 до 32 000 жителей.

К 1948 году стало понятно, что Европа не сможет развиваться без участия Германии в общем процессе восстановления.

В Германию стало поставляться продовольствие, медицинские средства, экономическая помощь по плану Маршалла.

Была проведена замена валюты, снижены налоги, началось строительство дорог, предприятий и жилья.

С 1949 года экономика страны начала поднимать голову и вскоре показала уверенный темп в 7% в год. Растущей экономике, производству требовались работники, поэтому молодёжь из Восточной Германии стала перебегать на Запад.

В 1953 году автомобильная промышленность Западной Германии производила 31000 автомобилей в месяц. К 55 году Фольсваген построил миллион "народных автомобилей".

Золотовалютные резервы страны в 55 году составляли 980 000 долларов. А Федеральный бюджет страны оценивался в 5,5 млрд.долларов. Так как на Германию был наложен запрет на армию и военное производство, она могла сосредоточить свои силы и бюджет на производстве мирного времени, что помогло совершить "немецкое чудо".

Экономика Западной Европы смогла восстановиться во многом благодаря помощи Соединённых Штатов.

Несмотря на противоречивые послевоенные отношения друг к другу людей из разных стран Европы, им удалось создать Единый Экономический Союз. Который одной из своих целей считал недопущение войны в Европе.

Советский Союз и Восточная Европа восстанавливались намного дольше и сложнее. План Маршалла предполагал помощь Союзу и подконтрольной ему Европе. Правительство СССР, опасаясь вмешательство в свои внутренние дела, отказалось от помощи.

Весь период Холодной войны жители Восточной Германии пытались перебежать в Западную Германию. Но никогда наоборот. Экономическое положение Запада, уровень жизни простых людей был намного выше уровня Восточного блока.

Сейчас значение плана Маршалла и всей американской помощи Западной Европы оспаривается некоторыми историками, настаивающими на самостоятельном "поствоенном экономическом чуде".

Подготовка плана Маршалла

5 июня 1947 года Дж. Маршалл выступил с программной речью в Гарвардском университете. В ней он изложил основные принципы по восстановлению послевоенного мира в Западной Европе:

  • отказ от торговых барьеров;
  • модернизация промышленности;
  • восстановление экономики;
  • выживание коммунистов из управленческих структур.

12 июля 1947 года в Париже состоялось собрание представительств 16-ти западноевропейских стран. Были обсуждены размеры помощи каждому государству. В отдельном порядке рассматривалось положение ГДР. Предполагалось, что предоставление ей поддержки будет проходить с параллельным взиманием репараций.

Джордж Маршалл

  • борьба с тоталитарными режимами в Европе, которые были навязаны народам против их воли;
  • оказание помощи Греции и Турции под эгидой противостояния коммунистической угрозе;
  • главенство внешнеполитического курса, направленного на сдерживание СССР;
  • борьба за однополярный мир, в котором на первом месте будут Штаты и их союзники.

Кроме социалистических государств, от помощи по плану Маршалла отказалась Финляндия.

Для реализации плана Маршалла был создан специальный орган — Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и ее возможностей оказать оную помощь.

  • экономическая помощь Европе должна была быть предоставлена в течение 4-х лет;
  • всего на помощь выделялось 13 миллиардов долларов (2,8 миллиарда для Великобритании; 2,5 миллиарда для Франции; 1,3 миллиарда для Италии; 1,3 миллиарда для ФРГ; 1 миллиард для Нидерландов);
  • подчеркивалось, что помощь будет предоставляться только тем государствам, в правительствах которых не будет коммунистов.

Гистограмма плана Маршалла

Все страны-реципиенты согласились с последним пунктом, так как на момент завершения Второй мировой войны Европа фактически оказалась в руинах. Авиаудары разрушили большинство крупных городов, а значит и промышленность вместе с ними. Дополнительно экономическая структура регионов страдала от отсутствия жилья, подрыва сельского хозяйства и неимения транспортных коммуникаций. Последнее означало полную изоляцию для небольших регионов, которые пострадали от войны меньше, но ввиду отсутствия дорог не могли наладить торговлю.

Ни одна из описанных выше проблем не могла быть решена силами государства, так как все средства оказались потрачены на военные нужды. В текущих условиях минимально пострадавшими от Второй мировой войны являлись только США и Канада. Потому страны Западной Европы приняли план Маршалла. Позднее Штаты распространили помощь на Восточную Азию, а также на Японию.

  • устаревшие промышленные отрасли оказались восстановлены и реорганизованы, благодаря чему Европа быстрее оправилась от войны, даже вопреки прогнозам экспертов;
  • восстановился и укрепился средний класс — слой общества, означающий стабильное экономическое и политическое развитие Западной Европы;
  • западноевропейские страны сумели расплатиться по внешнему долгу;
  • влияние коммунистов и СССР серьезно ослабло.

В число европейских и ближневосточных государств, получивших помощь, вошли:

  • Австрия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • ФРГ;
  • Греция;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Исландия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Норвегия;
  • Португалия;
  • Триест (свободная зона);
  • Турция;
  • Франция;
  • Швеция;
  • Швейцария.

Свертывание плана Маршалла

Первым государством, затребовавшим обмен долларов на золото, стала Франция при правительстве Шарля де Голля. Данное заявление зиждилось на том, что многие страны Западной Европы, в том числе Франция, в условиях Второй мировой войны вывезли свои золотые запасы на хранение в США. Однако по окончании боевых действий Штаты не вернули то, что им не принадлежало. Как итог, де Голль вывел Францию из НАТО и отказался от доллара как валюты, предназначенной для международных расчетов, перейдя на единый золотой стандарт. Его примеру по части валютной политики последовали другие западноевропейские страны, которые получали помощь по плану Маршалла.

Золотой стандарт доллара

В результате к 1971 году американский доллар оказался девальвирован, а США пришлось отказаться от золотого стандарта доллара.

С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества. Некоторые политики и публицисты, пользуясь этим, выдвинули лозунги общественного единения, примирения предпринимателей и рабочих.

Борьба за демократизацию новой жизни

Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.

Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил — социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.

Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами. Во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет двух партий, в Италии в 1946 г. подписано соглашение о единстве действий коммунистов и социалистов, а также профсоюзов. Во Франции коммунисты входили в состав коалиционных правительств в 1944—1947 гг., в Италии министры-коммунисты работали в правительствах в 1945—1947 гг.

В странах Северной Европы наибольшим влиянием после войны пользовались социал-демократические партии, находившиеся здесь у власти ещё в 1930-е годы. В Швеции и Норвегии они образовали в 1945 г. однопартийные кабинеты. В первые послевоенные правительства Дании, Исландии наряду с социал-демократами входили также коммунисты.

Избирательные плакаты первых послевоенных выборов в Германии


Избирательные плакаты первых послевоенных выборов в Германии

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40—42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Стабилизация

Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.

Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда — заново.

Даты и события:

  • 1943 г. — в Италии католические деятели — участники Сопротивления создали Христианско-демократическую партию (ХДП).
  • 1944 г. — во Франции образовано Народно-республиканское движение на базе довоенной партии католического толка.
  • 1945 г. — в Германии основан Христианско-демократический союз (ХДС), в 1950 г. к нему присоединился действовавший в Баварии Христианско-социальный союз, в результате возник блок ХДС/ХСС.

В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.

Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.

 ​​​​​​​Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа — К. Аденауэр


Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа — К. Аденауэр

Начало интеграции

 ​​​​​​​Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе


Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе

Даты и события:

В последующие десятилетия интеграция углублялась. С конца 1970-х годов стали проводиться прямые выборы в Европарламент, был учреждён Европейский суд. В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об отмене взаимного пограничного паспортного контроля девятью странами Европейского союза (так изменилось с 1993 г. название Европейского сообщества). С 1999 г. в ряде стран введена новая валюта — евро.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Вторая мировая война нанесла всем участникам (и побежденным, и победителям) огромный урон. Погибло не менее 50 миллионов человек. Материальный ущерб выражался огромной цифрой – 3300 миллиардов долларов. Множество городов, поселков, деревень лежало в развалинах. Перед всеми государствами, участвовавшими в войне, особенно перед ведущими странами, встала сложнейшая задача демобилизации многомиллионных армий, а это значит, что людей надо было быстро трудоустроить, обеспечить возможность получить профессию тем, у кого ее не было, дать жилье, средства на первоначальное обустройство. Но еще более сложной была проблема реконверсии, т. е. перевода экономики на мирные рельсы.

Это были общие для всех проблемы, но была и национальная специфика. Отличия касались прежде всего США. Америка была единственной из ведущих стран мира, которая по большому счету получила выгоду от войны. США производили к концу войны 55 % всей промышленной продукции западного мира. В Форт-Ноксе находилось 75 % мировых запасов золота. Доллар был ведущей валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Всю ее можно разбить на три группы: Англия, на территории которой не велись боевые действия (она подвергалась только бомбежкам), Германия, утратившая временно свой суверенитет и в наибольшей мере пострадавшая от войны, остальные западноевропейские страны – участники войны.

Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически везде он сопровождался острейшей идейно-политической борьбой, в центре которой были два вопроса: о роли государства в осуществлении реконверсии и о характере социальных отношений в послевоенном обществе. Несмотря на призывы к уходу государства из сферы экономики, с которыми выступали политики правого толка и отдельные экономисты типа пресловутого Хайека, политическая элита ведущих западных стран, памятуя о том, как происходил сходный процесс после Первой мировой войны, не спешила следовать этим рекомендациям.

По-иному решались проблемы реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому даже в разгар кризиса 1929–1933 гг. вопрос об отчуждении частной собственности в пользу государства не стоял. Война еще больше укрепила американский истеблишмент во мнении, что бизнес вполне способен эффективно выполнять роль мотора, приводящего в движение экономику. Вместе с тем после кризиса 1929–1933 гг. стало очевидным, что в чистом виде старая схема взаимоотношений бизнеса, государства и индивида не работает и необходима ее корректировка, которая осуществлялась с помощью государственного регулирования экономики. Когда речь шла о чисто экономических вопросах, даже наиболее рьяные сторонники федерального вмешательства в эту сферу, такие, как А. Хансен и Э. Бэрли (крупнейшие либеральные экономисты тех лет), полагали, что необходимо делать акцент на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.

Важно отметить, что те сдвиги, которые произошли в первые послевоенные годы в социально-экономической сфере, нашли соответствующее отражение и в политико-правовой области. Практически все ведущие политические партии Западной Европы в большей или меньшей степени восприняли идеологию и практику реформизма. Даже английские консерваторы заявили, что они не выступают против реформ как таковых, правда, сопроводив это заявление множеством оговорок. В США оплотом реформизма продолжала оставаться демократическая партия, которая прочно усвоила либерально-этатистские принципы и строила свою политику в соответствии с ними. Что касается их основного оппонента – республиканской партии, то она тоже не отвергала с порога идеи государственного регулирования социально-экономических отношений, а лишь настаивала на том, чтобы ограничить масштабы этого вмешательства, сделать его более рестриктивным в отношении профсоюзов и более отвечающим интересам предпринимателей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ВЕРСАЛЬСКАЯ СИСТЕМА ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА МИРА

ВЕРСАЛЬСКАЯ СИСТЕМА ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА МИРА Победив, союзники связали побежденных системой международных договоров. Версальским мирным договором (1919) с Германией. Сен-Жерменским мирным договором (1919) с Австрией. Нейиским договором (1919) с Болгарией. Трианонским

3. Особенности восстановления отдельных отраслей промышленности в республиках

3. Особенности восстановления отдельных отраслей промышленности в республиках Осуществление новой экономической политики оказало влияние на структурные изменения в промышленности. Задачи накопления требовали ускоренного восстановления тех отраслей, которые могли бы

Глава 6 Начало послевоенного возрождения флота

Глава 6 Начало послевоенного возрождения флота Ограничения, наложенные на Германию Версальским договором в июне 1919 года, были столь жестоки, что потребовалось особое обращение начальника адмиралтейства к личному составу флота, в котором он просил рассматривать их как

§ 1. Советский Союз в политической системе послевоенного мира

§ 1. Советский Союз в политической системе послевоенного мира История Советского государства после окончания Отечественной войны, со второй половины 40-х, и 80-х гг. характеризуется в немалой степени и яркими страницами. К сожалению, во многих публикациях последних лет эти

§ 1. Успехи послевоенного восстановления 1953-1956 годов

§ 1. Успехи послевоенного восстановления 1953-1956 годов Итак, 1953 г. ознаменовался для Северной Кореи рядом важнейших событий, которые повернули ее историю в строго определенное русло. 27 июля 1953 г. в пограничном между Севером и Югом пункте Пханмунчжом было подписано

Про праздники послевоенного детства и борьбу с переохлаждением

Про праздники послевоенного детства и борьбу с переохлаждением Сегодня, вспоминая о мороженом — этой сладкой радости времен своего детства и даже юности, мои перевалившие за шестьдесят сверстники умиляются и просветляются.Ну как же, как же! И небо было голубее. И зимой

Глава 6. Начало послевоенного возрождения флота

Глава 6. Начало послевоенного возрождения флота Ограничения, наложенные на Германию Версальским договором в июне 1919 года, были столь жестоки, что потребовалось особое обращение начальника адмиралтейства к личному составу флота, в котором он просил рассматривать их как

Воздушные змеи над зоной. Очерки из истории послевоенного ГУЛАГа

Воздушные змеи над зоной. Очерки из истории послевоенного ГУЛАГа Есть символ, объединяющий самое мощное и продолжительное восстание в ГУЛАГе — Норильское, и самое яркое и трагическое — Кенгирское. Это воздушный змей, парящий высоко в голубом небе, и облачко белых

Тайна послевоенного прорыва

Читайте также: