Послеоктябрьское творчество маяковского кратко

Обновлено: 10.05.2024

У Маяковского события революции и послеоктябрьской истории страны, даже самые незначительные, служат утверждению большой поэтической идеи. В поэме "Хорошо! " - это идея возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства, ставшего для трудящихся подлинным отечеством. Оно еще очень молодо, отечество трудового народа. Об этом ненавязчиво напоминают вкрапленные в ткань поэмы ассоциации с юностью, молодостью. Это образ ребенка на субботнике, метафоры: земля молодости, страна-подросток, весна человечества. Такой подход к фактам действительности имел принципиальное значение. Реализм поэмы - это реализм утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. "Жизнь прекрасна и удивительна! " - таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, любовно подмечая ростки нового прекрасного в жизни страны, поэт не устает напоминать и о том, что "дрянь пока что мало поредела", что еще "очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг". Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками - "Во весь голос". Эта поэма - одно из самых ярких и талантливых выступлений поэта в защиту социалистической направленности творчества. Это не только разговор с потомками, но и исповедь-отчет революционного поэта перед самой высокой инстанцией - центральной контрольной комиссией коммунистического общества.

Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом, свободном человеке и счастливом мироустройстве. Обещанная большевиками коммуна стала тем самым идеалом, который заменил в футуристических утопиях поэта неохристианские модели. Коммунистическая идея не только отвечала футуристическим мечтам о грядущем земном рае, но и придала им определенность, конкретный смысл и прикладной характер.

Сегодня пересматривается мир снова.

До последней пуговицы в одежде

Жизнь переделаем снова.

• принцип социального заказа;

• принцип литературы факта;

• принцип искусства — жизнестроения.

Маяковский обращается в этот период к тем те­мам, которые так или иначе были связаны с актуаль­ными проблемами жизни республики:, теме револю­ции и гражданской войны (героико-патриотической теме); теме, связанной с содержанием поэзии и ролью поэта в обществе; теме любви.

Романтик в жизни и творчестве, В. Маяковский видел свой долг в том, чтобы вернуть каждому человеку на Земле чувство собственного достоинства. В дореволюционном творчестве это выражалось в форме индивидуального протеста. Когда революционно настроенные массы выступили против социальной несправедливости, Маяковский ощутил своё единение с народом.

3. Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным во что бы то ни стало.

4. В творчестве В.В. Маяковского сатира занимает исключительно важное место. Говоря о главной функции его поэзии, нельзя забывать, что новое утверждалось в острой и непримиримой борьбе со старым. Поэт боролся с врагами социализма с тех пор, как осознал себя его частью, оружием борьбы избрав именно сатиру. В дореволюционные годы он, в основном, обличает старые порядки и идеологию, в послеоктябрьские – активно защищает новый строй.

Наибольшее количество сатирических произведений Маяковский написал после Октябрьской революции. Тематика их разнообразна и обусловлена двумя центральными задачами – изображением социальных противоречий буржуазного мира (этому посвящены стихотворения, написанные под впечатлением поездок поэта за рубеж) и обличением мещанства и бюрократизма.

Этот принцип объясняет образ главного героя – жертвы капитализма и расизма. Перед нами темный, забитый человек. Но это – не вина, а беда Вилли, результат социальных, экономических, культурных условий, в которых он живет. Этот человек не может себе даже представить бунта против белых угнетателей. Поэтому он никак не реагирует на удар мистера Брега после того, как попытался высказать свое мнение о распределении труда между белыми и черными.

Таким образом, можно заключить, что сатира Маяковского очень своеобразна в тематическом, художественном и жанровом отношении. Более того, коммунистическая партийность, которой она пронизана, ее откровенная публицистичность и агитационность в сочетании с жизненной достоверностью и значительностью тех проблем, которые в ней поставлены, определяют новаторский характер всего сатирического творчества поэта.

Литература

2. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. - М.: Просвещение, 2000.

4. Елена Васильева, Юрий Пернатьев. "100 знаменитых писателей", "Фолио" (Харьков), 2001.

Практическая работа.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914 году.

чтоб обязательно была звезда! –

не перенесет эту беззвездную муку!

Третья часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому. Игра слов, переход от одного к другому, акценты, достигающиеся за счет использования знаков препинания – все это создает неповторимый эмоциональный настрой, внутренний надрыв.

Мне очень нравится это стихотворение. Каждый раз, когда его читаешь, находишь ранее незамеченные оттенки и смыслы. О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбыпрочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?

1913

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

До дней последних донца,

И никаких гвоздей!

– Что общего между солнцем и поэтом? (У обоих работа трудна, беспрерывна, борьба со всем отрицательным.)

Маяковский, адресуясь к читателю-другу, для разговора о поэзии выбрал форму задушевной, полушутливой беседы, в которой утверждал мысль о высоком назначении поэзии. Поэт защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного или самого тяжелого труда, если он одухотворен целью, если он помогает людям в борьбе за счастье. Сам Маяковский весь свой талант, всю силу своего ума отдавал борьбе за светлое, солнечное завтра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Послереволюционное творчество В.В. Маяковского* *Данная презентация, посвящен.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Послереволюционное творчество В.В. Маяковского* *Данная презентация, посвящен.

Послереволюционное творчество В.В. Маяковского* *Данная презентация, посвященная послереволюционному творчеству В.В. Маяковского, представляет собой вторую часть мультимедийного сопровождения к системе уроков по творчеству поэта. Первая часть представлена в презентации Абдуллаевой Д.Б.

Цели и задачи: Расширить возможности восприятия учащимися учебной темы за сч.

Цели и задачи: Расширить возможности восприятия учащимися учебной темы за счет использования изобразительного ряда и аудиоматериалов. Разнообразить формы работы на уроке, используя сопоставительный анализ источников и поэтических текстов. Активизировать знания учащихся по теории и истории литературы. Закрепить навыки учащихся в анализе поэтического текста. Используя мультимедийное сопровождение, реализовать проблемный подход к изучению литературы. Сформировать интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. С помощью компьютерной презентации сформировать у учащихся полное представление о культурно-исторической эпохе, личности и творчестве поэта. Сформировать у учащихся личностное отношение к поэзии В.В. Маяковского.

«Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (да и для других москвич.

О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! Каким названьем тебя ещё з.

О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! Каким названьем тебя ещё звали? Как обернёшься ещё, двуликая? Стройной постройкой, грудой развалин? Тебе обывательское о, будь ты проклята трижды! – и моё, поэтово о, четырежды славься, благословенная! - . В чем состоит двойственность отношения поэта к революции .



Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в совет.

Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.

Хорошо у нас в Стране советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот.

…Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского.

I Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут зага.

I Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие II Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить III море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид. IV Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданью…

«Всем В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. П.

Читайте также: