Послание президента 2000 года кратко

Обновлено: 01.06.2024

1 декабря Владимир Путин обратится к Федеральному собранию с традиционным ежегодным посланием. Это обращение для президента станет 13-м по счету, а в целом в России этот формат существует с февраля 1994 года — тогда с посланием Федеральному собранию впервые в истории обратился Борис Ельцин.

2000 год. Путь к эффективному государству

2001 год. Невмешательство государства в жизнь людей

Со своим вторым обращением президент выступил 3 апреля 2001 года. Оно было посвящено социально-экономическим вопросам, а основное внимание президент уделил необходимости ввести четкое разделение полномочий между центром и регионами, уменьшить вмешательство государства в жизнь простых граждан, обеспечить прозрачность юридической системы и крупного бизнеса. В этом обращении Путин также особо подчеркнул решение государства не перераспределять собственность.

2002 год. Конкуренция на мировой арене и завершение чеченской кампании

Третье обращение прозвучало 18 апреля 2002 года и в отличие от предыдущих было в большей степени посвящено внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам. В частности, усилению конкурентоспособности России на мировой арене, в том числе в вопросах экономики. Говоря о внутренних вопросах, президент предложил правительству реструктурировать госаппарат, а также призвал продолжить военную реформу и завершить военную стадию операции в Чечне.

2003 год. Выход в мировые лидеры

В четвертом обращении к Федеральному собранию, 16 мая 2003 года, Владимир Путин продолжил начатую год назад тему укрепления позиция России на мировой арене. Президент особо подчеркнул, что в обозримом будущем Россия должна прочно занять место среди сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира, в ближайшие 10 лет удвоить валовый внутренний продукт и добиться полной конвертируемости рубля. Кроме того, президент призвал сократить функции госорганов и завершить процесс политического урегулирования в Чечне.

2004 год. Переход к длительному планированию

В своем пятом обращении, прозвучавшем 26 мая 2004 года, Владимир Путин сделал особый акцент на социальной сфере — так, в числе первоочередных задач он назвал увеличение доступности жилья, модернизацию здравоохранения и развитие образования. Однако ключевым в его обращении стал ориентироваться в государственном планировании на сроки более длительные, чем четыре или пять лет.

2005 год. Вопросы истории

Обращаясь к Федеральному собранию в шестой раз, 24 апреля 2005 года, Владимир Путин впервые коснулся вопросов новейшей российской истории, дав ей краткую оценку. В центральной части своей речи президент вернулся в теме создания эффективного государства, призвав построить его в существующих границах. Также в обращении прозвучали вопросы борьбы с коррупцией, повышения зарплат бюджетников и одна из ключевых тем последующих лет — привлечения инвестиций в отечественную экономику.

2006 год. Проблемы демографии

Выступая с седьмым обращением 10 мая 2006 года, президент также вернулся к одной из главных тем своего первого обращения — демографической проблеме, выделив несколько способов ее преодоления: снижение смертности, повышение эффективности миграционной политики и повышение рождаемости. Кроме того, речь в этом обращении шла о противостоянии терроризму и ядерной угрозе, а также о необходимости укрепить престиж государственной власти и поддержать бизнес.

2007 год. План комплексной модернизации России

12 посланий президента России: ключевые темы, тезисы, обещания

В рамках своего восьмого обращения к Федеральному собранию, которое состоялось 26 апреля 2007 года, Владимир Путин представил план комплексной модернизации России в XXI веке, согласно которому, национальными приоритетами являются рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования. Основными стали тема патриотизма и единства народа. Кроме того, в своей речи президент призвал к ужесточению ответственности за экстремистские действия, а также заявил о наложении моратория на исполнение Россией положений договора ДОВСЕ до исполнения его всеми странами НАТО.

В 2008, 2009, 2010 и 2011 годах с обращением к Федеральному собранию выступал президент Дмитрий Медведев. Главными темами его выступлений стали борьба с коррупцией, в том числе в судебной системе, вопросы адекватного применения уголовного наказания, поддержка малого бизнеса и модернизация экономики, а также актуальные общественные вопросы — в том числе конфликт вокруг Химкинского леса и массовое убийство в станице Кущевской. Но одним из самых известных и обсуждаемых стал призыв президента сократить количество часовых поясов, прозвучавший во время обращения 2009 года.

2012 год. Вопросы питания и деофшоризация экономики

12 декабря 2012 года с посланием к Федеральному собранию после своего избрания на пост президента вновь обратился Владимир Путин. В своем девятом по счету обращении он заявил о необходимости в течение 4–5 лет обеспечить независимость страны по основным продуктам питания, а затем стать крупнейшим в мире поставщиком в этой сфере. Кроме того, президент призвал удвоить дорожное строительство, чтобы обеспечить транспортную доступность на всей территории страны. По традиции также президент коснулся вопросов демографии, инвестиций в национальную экономику и оплаты труда бюджетников. Однако в рамках этого обращения впервые президент обратился к теме деофшоризации национальной экономики и призвал ограничить возможности чиновников заводить счета и недвижимость за границей.

2013 год. Межнациональный мир и трудовая миграция

Тему вывода российской экономики из офшоров Владимир Путин продолжил в своем десятом обращении, состоявшемся 12 декабря 2013 года. Экономическую часть своей речи президент продолжил реформе системе банковского надзора. В оставшееся время президент подробно остановился на вопросах построения межнационального мира и регулирования трудовой миграции.

2014 год. Амнистия капитала и Украина

В 11-м послании президента, представленном 4 декабря 2014 года, центральное место заняла внешнеполитическая тема и, в частности, ситуация, сложившаяся к тому моменту на Украине. В рамках этого обращения президент заявил, что Россия не будет подчиняться давлению Запада в вопросах ситуации на Украине, пообещав при этом, что Россия никогда не пойдет по пути самоизоляции и поиска врагов.

Кроме того, Владимир Путин коснулся темы амнистии капиталов, специально разработанной для того, чтобы мотивировать владельцев зарубежных счетов вернуть деньги в Россию, и сделал особый акцент на объединении усилий бизнеса и науки, призвав компании и исследовательские центры совместно искать решения задач, которые будут ждать Россию через 10–15 лет.

2015 год. Сбитый Су-24 и декриминализация экономических статей

12-е обращение президента к Федеральному собранию состоялось 3 декабря 2015 года — в нем получили развитие почти все темы, обозначенные в течение предыдущих лет: развитие национальной экономики и привлечение в нее инвестиций, помощь малому и среднему бизнесу, развитие регионов, решение демографических проблем. Так, в экономическом блоке своей речи президент анонсировал продление амнистии капитала на полгода, а также заявил о необходимости декриминализировать преступления по ряду экономических статей (в случае первого правонарушения), предложил распространить особый статус свободного порта на все гавани Дальнего Востока и пообещал запустить специальную систему грантов для поддержки НКО, действующих в малых городах и селах. В социальном блоке президент заявил о продлении программы материнского капитала на два года, а центральной темой внешнеполитической части его речи стала реакция на ноябрьские события, когда турецкими ВВС над территорией Сирии был сбит российский бомбардировщик Су-24.

В соответствии с Конституцией представляю Послание Федеральному Собранию России. Речь пойдет о приоритетах в государственной работе.

Многое уже начато и делается сообща. Но есть и перспективные задачи, которые потребуют напряженных усилий. Мы договорились с руководством обеих палат встретиться после моего выступления и пообсуждать основные параметры Послания, с которым я выступаю перед вами. Очень надеюсь, что этот разговор поможет эффективной организации дальнейшей работы.

В этот раз представление Послания происходит не в начале года, а в его середине. И причиной тому, вы знаете, объективные обстоятельства, в первую очередь - проведение выборов Президента России. Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение.

Прошедшие полгода показали, что в обществе уже есть достаточно высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны. Дан старт конструктивной - хотя и сложной - совместной работе законодательной и исполнительной власти. Вновь сформированное федеральное правительство доказывает способность к системной и плановой работе. Одобрены в целом программные документы о социально-экономическом развитии страны.

Во многом виден государственный подход к делу. Я признателен и Федеральному Собранию, и Правительству за то, что, не теряя времени, мы сообща начали готовить и проводить в жизнь важные для страны решения. Я хочу поблагодарить всех граждан России, поблагодарить тех, кто поддержал нас в этих начинаниях. И в дальнейшем рассчитываю на активное участие всех в делах российского государства.

Крупным событием последних месяцев стало рассмотрение законов, совершенствующих федеративные отношения, а также меняющих положение дел в социальной и налоговой сферах. Их введение станет точкой отсчета нового времени - и в государственном строительстве, и в правилах поведения в экономике. В России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения установленных государством норм.

Едва ли не самой острой проблемой последних лет был неразумный уровень налогообложения. Об этом много говорилось, однако дело не двигалось. Дискуссия шла по замкнутому кругу, и уже мало кто верил, что положение может измениться. Сегодня сделаны первые шаги. Задаются новые законодательные параметры - тем самым задаются новые правила. Но работа в этой области, и мы только что обсуждали это с Председателем Правительства, идет еще очень и очень трудно.

Введение единой ставки подоходного налога, снижение размеров отчислений в социальные внебюджетные фонды помогут вывести доходы из тени. Ослабление налогового бремени позволит добросовестным предпринимателям уверенно развивать собственное дело в своей собственной стране. Надо признать: диктату теневой экономики и "серых" схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство - способствовало нечеткостью правил и неоправданными ограничениями.

Долгое время мы выбирали: опереться на чужие советы, помощь и кредиты или развиваться с опорой на нашу самобытность, на собственные силы. Перед подобным выбором стояли очень многие страны.

Если Россия останется слабой, то нам действительно придется делать такой выбор. И это будет выбор слабого государства. Это будет выбор слабых. Единственным же для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной - не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними.

Сегодня, когда мы идем вперед, важнее не вспоминать прошлое, а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобы все мы - предприниматели, властные структуры, все граждане - глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России. Политика, построенная на основе открытых и честных отношений государства с обществом, защитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовым условием нового "общественного договора".

Прежде чем говорить о приоритетах и ставить задачи, назову самые острые проблемы, стоящие перед страной.

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти, любой власти. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам - а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются, - уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек.

Вдумайтесь в эту цифру: это - седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных.

Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономическая слабость России. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу вас обратить на это особое внимание.

На первый взгляд экономика страны сейчас выглядит неплохо. Растут валовой внутренний продукт, промышленное производство, инвестиции, сбор налогов. Однако экономический рост, как и в период оживления в 97-м году, находится на грани риска. Два года назад видимое благополучие, основанное на масштабных государственных заимствованиях, рухнуло под воздействием мощного финансового кризиса.

Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Хочу это подчеркнуть - только на фоне вчерашних. И они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Отклоняясь от текста, хотел бы вернуть вас к тому, о чем сказал вначале, - к налоговой реформе. Я прошу депутатов Государственной Думы внимательно посмотреть на предложения Правительства в контексте того, что я только что сказал.

С таким положением мы не можем мириться. И дело не только в нашей национальной гордости, хотя и это важно. Вопрос стоит гораздо острее и гораздо драматичнее. Сможем ли мы сохраниться как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи международных кредитов и от благосклонности лидеров мировой экономики?

России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива; которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика - это главная гарантия демократического общества и основа основ сильного и уважаемого в мире государства.

Россия сталкивается и с серьезными внешними проблемами. Наша страна вовлечена во все мировые процессы, включая экономическую глобализацию. Мы не имеем права "проспать" и разворачивающуюся в мире информационную революцию.

Мы не можем и не должны проигрывать стратегически. Именно поэтому недавно утверждена концепция внешней политики - обновленная концепция внешней политики. В ней признано верховенство внутренних целей над внешними. Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. И основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни.

Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия. Это - и попытки ущемления суверенных прав государств под видом "гуманитарных операций" или, как модно сейчас говорить, "гуманитарных интервенций"; и трудности нахождения общего языка в проблемах, представляющих региональную или международную угрозу.

Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перекройке мира.

Наши усилия избавить Россию от этой опасности подчас трактуются необъективно и односторонне, становятся поводом для разного рода спекуляций. В этой связи важным направлением внешнеполитической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России. Достоверная информация о событиях в нашей стране - это сегодня вопрос ее репутации и национальной безопасности.

Ответ на эти и многие другие вызовы невозможен без укрепления государства. Без этого нельзя решить ни одну общенациональную задачу. И хотя укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской политики, дальше деклараций и пустых разговоров мы никуда не продвинулись за эти годы. Никуда!

Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы: свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Спор о соотношении силы и свободы стар, как мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма.

Но наша позиция предельно ясна: только сильное - если кому-то не нравится слово "сильное", скажем эффективное - и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы; способно создать условия для благополучной жизни людей и процветания нашей Родины.

Корни многих наших неудач - в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности - то она не замечает, то чрезмерно опекает общество.

При этом господствует представление, что всё в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за всё. Но очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позицией средств массовой информации.

За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные перемены: Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Однако буква закона и реальная жизнь подчас далеки друг от друга. В России построен лишь каркас гражданского общества. И сейчас требуется совместная терпеливая работа, чтобы оно стало полноценным партнером государства. Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл "гражданскими вольностями". Поэтому еще так трудно найти выход из ложного конфликта между ценностями личной свободы и интересами государства.

Между тем сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами.

В демократическом обществе постоянную связь между народом и властью обеспечивают политические партии. Благодаря выборам этот важнейший инструмент получил сегодня наибольшие возможности для развития. Без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства.

На фоне вековых традиций парламентаризма и многопартийности в других странах особенно заметны недостатки нашей партийной системы. Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства.

России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. И не нужны очередные чиновничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более - подменяющие ее. Опыт показал - и мы увидели это за последние несколько лет - что подобные образования погибают мгновенно, как только попадают из тепличных условий в конкурентную среду.

Сегодня назрела необходимость в подготовке закона о партиях и партийной деятельности. По-моему, проект уже есть в Думе, и мне кажется, нужно над ним поработать активнее. Возможно, и кандидатов на пост главы государства должны выдвигать только общественно-политические объединения. Я понимаю, что это серьезный вопрос, он требует отдельной, широкой дискуссии.

Отдельный разговор - о современном состоянии профсоюзного движения. Тенденции формализма и обюрокрачивания не обошли стороной и эти объединения граждан. В новых условиях профсоюзы не должны "тянуть" на себя государственные функции в социальной сфере. Не надо этого делать. Гражданам России нужны не очередные посредники в распределении социальных благ, а профессиональный контроль за справедливостью трудовых контрактов и соблюдением их условий.

В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации. Так много и так часто мы говорим об этой проблеме. Отстаивая право на свободу, российские журналисты часто рисковали собственной карьерой, что там карьерой - и жизнью рисковали! Многие из них погибли. Но свободная пресса в России состоялась.

Однако российские средства массовой информации, как и общество в целом, - пока еще находятся в стадии становления. Надо сказать об этом прямо. В них, как в зеркале, отражаются все проблемы и "болезни роста" страны. Ведь они работают здесь, у нас в стране, а не наблюдают за событиями с какого-то острова. Какое общество, какая власть - такая у нас и журналистика. Поэтому когда мне часто говорят: "Вы займитесь СМИ, сделайте то и то", - давайте обществом в целом будем заниматься, тогда и средства массовой информации изменятся. Но без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать.

К сожалению, пока не удалось выработать четкие демократические правила, гарантирующие подлинную независимость "четвертой власти". Хочу это подчеркнуть - подлинную. Журналистская свобода превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борьбы.

Как Президент страны считаю своим долгом обратить на это внимание общественности.

Цензура и вмешательство в деятельность средств массовой информации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа. Но цензура может быть не только государственной, а вмешательство - не только административным. Ведь экономическая неэффективность значительной части средств массовой информации делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров этих средств массовой информации. Позволяет использовать СМИ для сведения счётов с конкурентами, а иногда - даже превращать их в средство массовой дезинформации, средство борьбы с государством.

Поэтому мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса.

Свобода слова была и останется незыблемой ценностью российской демократии. Это - наша принципиальная позиция.

Хотел бы остановиться еще на одной важной теме. Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - это духовные и нравственные цели.

Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, - я, во всяком случае, в этом убежден - начало нового духовного подъема.

Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали. И не нужно специально искать национальную идею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное - понять, в какую Россию мы верим и какой хотим Россию видеть.

При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом.

Переходя к приоритетам в экономической политике, нужно прежде всего разобраться, чем вызван нынешний экономический рост, устойчив ли он, насколько уязвим для внешних воздействий. Я говорил об этом в самом начале, здесь бы хотел остановиться поподробнее.

С одной стороны, сегодняшние показатели - отчасти результат благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Все в этом зале прекрасно понимают, о чем я говорю. С другой, - начинает меняться поведение предприятий, субъектов рынка, они все более ориентируются на платежеспособный спрос, снижают издержки производства. Этого тоже нельзя не замечать, это факт.

В то же время есть опасность, что эти тенденции не смогут закрепиться. Ведь глубинные причины неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними, медленно меняются базовые принципы работы экономики. Эти проблемы заключаются в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. Сегодня участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, потреблении. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, в обязательности исполнения законов, защите прав собственности.

Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство - абсолютно в этом убежден - является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса - кризиса, проявления которого хорошо известны.

Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику

МОСКВА, 3 декабря. /Корр. ТАСС Ольга Доронина/. 4 декабря президент России обратится с ежегодным посланием Федеральному собранию. Для Владимира Путина это одиннадцатое выступление перед парламентом в таком формате.

ТАСС вспоминает, о чем Путин говорил в своем первом послании российскому парламенту.

Президент Российской Федерации обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

ст. 84 п."е" Конституции РФ

Свое первое обращение Владимир Путин в статусе вновь избранного президента огласил 8 июля 2000 года.

До этого послание традиционно заслушивалось в начале года. Первый президент РФ Борис Ельцин выступал перед палатами парламента шесть раз: четыре раза в феврале и дважды - в марте. Последнее его послание состоялось в марте 1999 года, спустя семь месяцев после начала кризиса 1998 года.

Изменение даты было связано с проведением президентских выборов, которые потребовались после добровольной отставки Ельцина в канун нового 2000 года.

По результатам выборов 26 марта 2000 года Путин одержал победу, получив поддержку почти 53% россиян. Инаугурация состоялась 7 мая, а спустя два месяца и один день президент обратился к Федеральному собранию.

Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение

Первое выступление Путина состоялось в Мраморном зале Кремля. Оно длилось 48 минут 58 секунд. Речь была озаглавлена "Какую Россию мы строим".

Продолжительность посланий президента. Инфографика.

Свое первое послание Путин огласил в Мраморном зале 14-корпуса Кремля - там же, где до него выступал Борис Ельцин. Из 20 президентских посланий в этом зале заслушивалось 14. Президент выступал с трибуны, за его спиной сидели председатели Совета федерации Егор Строев (по правую руку от главы государства) и Госдумы Геннадий Селезнев (по левую руку).

В 2008 году президент Дмитрий Медведев впервые выступил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. В отличие от 14-го корпуса Кремля, являющегося административным зданием, Кремлевский дворец - парадная резиденция главы государства.

После переизбрания в 2012 году Путин продолжил зачитывать послания в этом зале.

Борьба с теневым сектором экономики

Одной из первых заявленных в послании задач стала борьба с теневым сектором экономики. В ходе выступления Путин несколько раз возвращался к этой теме.

В России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения установленных государством норм

Одной из самых острых проблем последних лет Путин назвал "неразумный уровень налогооблажения". Вывести налоги из тени должны были помочь введение единой ставки подоходного налога (была введена в размере 13% в 2001 году), снижение размеров отчислений в социальные внебюджетные фонды. "Ослабление налогового бремени позволит добросовестным предпринимателям уверенно развивать собственное дело в своей собственной стране", - не сомневался глава государства.

Он признавал и вину государства: нечеткость правил и неоправданные ограничения способствовали диктату теневой экономики и "серых" схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж.

О выборе силы

Перед Россией стоит выбор: опереться на чужие советы, помощь и кредиты или развиваться с опорой на свою самобытность и собственные силы. И новый глава государства обозначил вектор, которого он неизменно будет придерживаться в последующие годы:

Единственным же для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной - не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними

О численности населения

Одной из самых острых проблем, с которой Россия вошла в новое тысячелетие, президент назвал вымирание нации. Численность населения России ежегодно уменьшалась на 750 тыс. человек и, по прогнозам, через 15 лет могла сократиться на 1/7 - на 22 млн человек.

Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией

В 2001 году была принята концепция демографического развития до 2015 года. Эффект от принимаемых мер проявился в 2009 году - тогда падение общей численности населения остановилось, общий прирост составил 96 тыс. человек. А в 2013 году, по данным Росстата, впервые был зафиксирован естественный прирост (на 24 тыс. человек).

Об экономической ситуации

Ситуацию в экономике президент оценивал критически: экономическая слабость России оставалась серьезной проблемой, несмотря на наметившийся экономический рост.

Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания

Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних, подчеркивал президент, но по сравнению с другими странами они скромные и связаны с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Рост ВВП России в 2000 году составил 0%. В 2007 году темпы роста российской экономики составили 8,5%. Снижение произошло после кризиса 2008 года: в 2009 году был зафиксирован отрицательный показатель в 7,8%, но уже в 2010 году ВВП вырос на 4,5%. Рост ВВП в 2013 году - 1,3%. По итогам 2014 года экономический рост прогнозируется на уровне 0,7-0,8%.

О приоритете внешней политики

Незадолго до послания Путин утвердил концепцию внешней политики России, которая пришла на смену документу 1993 года. "В ней признано верховенство внутренних целей над внешними", - пояснил Путин собравшимся парламентариям. Основу внешней политики, продолжил он, составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач.

Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия. Это - и попытки ущемления суверенных прав государств под видом "гуманитарных" операций, или, как модно сейчас говорить, "гуманитарных" интервенций. И трудности нахождения общего языка в вопросах, представляющих региональную или международную угрозу

В 2000 году Путин призвал "не проспать" мировую информационную революцию и содействовать "объективному восприятию России".

О борьбе с терроризмом

Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира, признавал Путин, говоря о международном терроризме и попытке перенести эту угрозу внутрь страны.

К этой теме Путин вернется и в конце послания, затронув ситуацию в Чечне. Территория республики стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Причину этого президент увидел в отсутствии государственного единства. Контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, целостность государства была сохранена. "Но какой ценой. " - добавил Путин.

Режим контртеррористической операции в Чечне был введен 30 сентября 1999 г. в ответ на вторжение с территории республики отряда боевиков под командованием Басаева и Хаттаба в соседний Дагестан. Режим КТО был официально отменен 16 апреля 2009 г.

О гражданском обществе

Путин констатировал, что в России построен лишь "каркас гражданского общества".

Корни многих наших неудач - в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросается в крайности: то она не замечает, то чрезмерно опекает общество

Но сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека.

Президент подчеркнул значимость политических партий и указал на недостатки существующей партийной системы.

Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках

В конце 2002 года был принят закон "О выборах президента РФ". Новая редакция этого закона принята в апреле 2014 г. Допускается как выдвижение кандидата на пост главы государства партиями, так и самовыдвижение.

Путин высказался за подготовку закона о партиях и партийной деятельности. И допустил, что кандидатов на пост президента должны иметь право выдвигать только общественно-политические объединения.

Исключительную роль в становлении гражданского общества глава государства отвел средствам массовой информации: "Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать". При этом журналистская свобода, по мнению Путина, в то время превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борьбы. СМИ используют для сведения счетов, превращают в средство массовой дезинформации и средство борьбы с государством.

Путин пообещал, что власть строго будет выполнять запрет на цензуру и не будет вмешиваться в дела СМИ: "Свобода слова была и останется незыблемой ценностью российской демократии".

Экономические приоритеты

Говоря об экономических приоритетах, Путин указал на излишнее участие государства в вопросах собственности, предпринимательстве. Одновременно государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, защите прав собственности, обязательном исполнении законов.

В Посланиях президента Федеральному Собранию 2000 года основное внимание было уделено экономическим вопросам. В частности, президент отметил необходимость проведения серьезной налоговой реформы, призванной снизить налоговое бремя на граждан и бизнес. Не остался без внимания и вопрос создания правовых гарантий развития экономики страны, как экономики свободного предпринимательства и честной конкуренции. Среди политических аспектов упор был сделан на необходимость государственной модернизации в части совершенствования политической системы и строительства эффективного государства, находившегося под влиянием сепаратистских настроений.

В 2001 году сильнее зазвучали политические и социальные аспекты. Выступая тогда перед Федеральным Собранием, Владимир Путин впервые поставил вопрос о дебюрократизации государственного аппарата и мягко указал на необходимость проведения административной реформы в части пересмотра государственных функций. Кроме того, тогда же был поднят вопрос о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами. Из вопросов социальной политики президентом была отмечена необходимость перехода на страховой принцип медицинской помощи и существенных изменений пенсионной системы.

Выступление 2002 года тема административной реформы стала основной в выступлении Путина. Здесь он четко обрисовал меры, которые должно было предпринять правительство для того, чтобы государственный аппарат стал более эффективным. В этом же году президент впервые высказал недовольство оценками кабинета министров относительно экономического роста в стране. Кроме того, президент более конкретно вернулся к проблемам местного самоуправления, уже более настойчиво указав на нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что органы местного самоуправления.

Из экономических вопросов президент сделал упор на проблемы малого бизнеса, дальнейшего проведения реформ естественных монополий. Однако больший акцент был сделан на необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и развития ипотечного кредитования в рамках жилищно-коммунальной политики государства.

В прошлогодней речи президента центральными стали три темы. Во-первых, Владимир Путин поставил задачу на долгосрочную перспективу - удвоение ВВП за десять лет. Во-вторых, призвал правительство всерьез заняться вопросом преодоления бедности. И третьим пунктом стала тема модернизации Вооруженных Сил. Кроме того, Владимир Путин говорил о необходимости консолидации страны. В 2003 году президент снова выступил с критикой в адрес кабинета министров, указав на снижение темпов экономического роста и медлительность Белого дома в отношении административной реформы. Как и в предыдущие годы, президент отметил важность интеграции России в экономическое сообщество, отметив тот факт, что Россию постепенно вытесняют с перспективных рынков, что и является одной из причин снижения роста экономики.

Материал подготовил Владимир Кузьмин . Подробности читайте в ближайших выпусках "РГ"

Статья посвящена исследованию посланий Президента Федеральному собранию Российской Федерации 2000–2001 гг. Автор выдвигает предположение, что качественным изменением правового дискурса является включение нового типа источников права в виде документов стратегического планирования. Данное наблюдение позволяет автору взглянуть на разбираемые документы в новом качестве. Статья содержит анализ ключевых тем посланий Президента Федеральному собранию РФ 2000– 2001 гг. и позволяет судить о политико-правовой траектории развития Российской Федерации.

Ключ. слова

Об авторе

Историко-архивный институт РГГУ.
Россия
Акрамов Александр Рустамович – заместитель декана по учебной работе факультета истории, политологии и права

Список литературы

5. Иванова А.Б. Исследование причин распространения теневой экономики в России // Эконом. журн. ВШЭ. 1999. № 4. С. 543.

18. Гаврилов М.В. Контент-анализ посланий Президента России Федеральному собранию // Полит. анализ. 2003. № 4. С. 64–82.

19. Дроздов А.М., Зорькин В.Е. Некоторые размышления о значении ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Юрид. мысль. 2006. № 3. С. 32–34.

24. Сравнительная характеристика посланий Президента.

25. Назипов А.З. Распознавание динамических жестов. Получение траектории жеста // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. 2015. № 1. С. 76–78.

Дополнительные файлы

Обратные ссылки


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Читайте также: