Послание к евреям кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большинство толкователей и исследователей послания апостола Павла к Евреям на первый план ставят ту мысль, что главной темой Послания к Евреям является изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. Такой тенденцией тема взаимоотношения между Заветами уходит на второй план, а иногда и умаляется. Однако стоит отметить, что тема взаимоотношения Заветов очень важна в послании апостола Павла к Евреям. Этой темой, словно красной нитью, пронизано все послание целиком. С помощью Ветхого Завета апостол Павел обосновывает все богословие своего послания.

Цель данной дипломной работы сводится к раскрытию учения о взаимоотношениях Ветхого и Нового Заветов со страниц послания апостола Павла к Евреям. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:

· Выявить преемственную связь между Ветхим и Новым Заветами в послании апостола Павла к Евреям.

· Проанализировать ссылки на Священное Писание Ветхого Завета, встречающиеся в послании к Евреям. Рассмотреть их как необходимое обоснование всех положений послания, а так же изучить их способ и форму цитирования.

· Рассмотреть некоторые особенности типологических структур послания.

· Уточнить понятие превосходства Нового Завета, которое часто встречается в послании к Евреям.

Объектом исследования является Священное Писание Нового Завета, в частности текст послания апостола Павла к Евреям.

Предметомисследования является взаимная связь, которая существует между Ветхим и Новым Заветами, а так же характер этой связи.

К методам, которые использовались в данной дипломной работе, можно отнести: анализ самого Послания апостола Павла к Евреям, анализ литературы, посвященной исследованию послания к Евреям, а так же сравнение источников, которые были использованы при написании данной работы.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

Первая глава посвящена краткому обзору послания к Евреям. Необходимо узнать о проблеме авторства послания, об адресате и о цели послания по той причине, что этим во многом объясняется использование автором послания темы взаимоотношений Заветов.

Во второй главе раскрывается связь между двумя Заветами исходя из рассмотрения Христологии послания к Евреям. В этой главе говорится об Иисусе Христе как о завершении пророческой вести.

В третьей главе рассматривается поднятый автором послания вопрос Завета. Новый Завет рассматривается как завершение и исполнение Ветхого Завета исходя из пророчества пророка Иеремии.

Четвертая глава посвящена рассмотрению связи прообразовательного значения ветхозаветной скинии и ее жертв с совершенной жертвой Иисуса Христа.

В пятойглаве говорится о том, как автор послания приводит примеры веры ветхозаветных праведников с целью укрепить своих читателей в вере.

В заключении будет подведен итог выполненной работы и будут сформированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Глава 1. Краткий обзор послания к Евреям: проблема авторства, адресат и цель послания

В ряду посланий апостола Павла к Евреям помещается последним. Причиной этого является не позднее его написание, а долговременное сомнение составителей канона в принадлежности его апостолу Павлу. Послание к Евреям является спорным по своей апостольской принадлежности в числе Новозаветных писаний. Это обусловлено тем, что в послании нет вступительного приветственного слова, и имя автора не названо. Отсутствует также вплоть до 13 главы 19 стиха 1-ое лицо единственного числа, что не характерно для яркой личности апостола в иных посланиях, а так же, греческий текст послания отличается необычной для апостола Павла классической правильностью языка. Обширно обсуждавшаяся в библейской науке проблема авторства послания к Евреям окончательного своего решения не нашла. Приведем доводы современной критики о подлинности послания.

Однако в древнецерковной практике послание употреблялось как Павлово. Для этого имеется ряд оснований: отмеченное Оригеном Павлово богословие, упоминание о Тимофее ( Евр.13:23 ), италийских братьях ( Евр.13:24 ), наличие 1-го лица ед. числа в Евр.13:19, 22–23 . Отсутствие имени автора можно объяснить тем, что италийские переписчики послания, зная недоброжелательное отношение евреев к ап. Павлу, благоразумно скрыли его авторство. Но они не скрыли самих себя – в послании речь ведется, главным образом, от 1-го лица множественного числа. К ап. Павлу относится знание Ветхого Завета, знакомство с иудейским религиозным строем. Очень характерное для ап. Павла послесловие ( Евр.13:18–25 ).

2. Место, время написания и адресат Послания

Евреи, к которым пишет послание Апостол, были иерусалимские или вообще палестинские. Это видно из того, например, что Апостол выражает надежду видеть их. Но увидеть всех евреев было, естественно, невозможно; поэтому надо думать, что сказанное относилось к иерусалимским иудеям. Указание на тяжелое положение христиан из иудеев также наводит на мысль о иудеях Палестины, где враждебность против христиан была самой сильной.

3. Повод к написанию и цель Послания

Послание к Евреям вызвано заботой Апостола о духовном состоянии христиан из иудеев, которые никак не могли отрешиться от своих национальных мессианских идей и от мечты видеть пришествие Христа в качестве земного царя. Они не могли отказаться от своей обрядности и закона, от своего узко-национального патриотизма. Когда же начались гонения, то христиане из иудеев, видя, что мессианские ожидания, которые они связывали с христианством, не сбываются, вообще разочаровывались в вере и возвращались в иудейство.

Целью послания било поддержать и утешить уверовавших евреев ввиду их тяжелой участи среди братьев-преследователей. Апостол ставит целью показать преимущество Нового Завета перед Ветхим и значение последнего как прообраза будущих благ, и тем самым убедить христиан хранить веру и не колебаться в ожидании Небесного Царства, невзирая на нынешние временные страдания.

4. Разделение и содержание Послания

Главная тема послания – изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. В центре повествования – Христос как действительный и превосходнейший Установитель нового и вечного союза Бога с человеком. Он – вечный Первосвященник, поставленный Богом не в земной, а в небесной скинии. Его жертва – Он Сам, вошедший в эту скинию с жертвой собственной Крови, которой Он омыл грехи верующих и навсегда искупил их (гл. 7).

Другая тема – спасение, которое достигается только в Церкви, через единение со Христом в Евхаристии ( Евр.10:19–20 ). Земная, историческая Церковь – страждущая, но в своей эсхатологической завершенности она есть торжествующий собор праведников на небеси. Небесный Иерусалим ( Евр.12:22–23 ), Художник и Устроитель которого есть Бог ( Евр.11:10 ).

На протяжении всего послания проходит мысль об исполнении, завершении Ветхого Завета и в Новом через принесение жертвы Христовой, в которой совершилось и наше искупление ( Евр.10:14 ). И хотя в действительности христиане переживали скорби, стоял еще и храм Иерусалимский с его жертвами, послание возводит мысль верующих к конечному завершению начатого прославления. В послании временное и историческое рассматривается в неразрывной связи с вневременным, вечным. С этой точки зрения надо понимать и жертву Христову, и наше участие в ней в служении, и наше спасение.

Послание, кроме краткого послесловия ( Евр.13:22–26 ), состоит из 2-х разделов:

В догматической части раскрывается превосходство Иисуса Христа как установителя Нового Завета над ветхозаветными установителями. Это достигается через изображение:

а) превосходства Христа над пророками ( Евр.1:1–3 );

б) высшего достоинства Христа перед Ангелами ( Евр.1:4–2, 17 );

Христос есть Сын Божий ( Евр.1:2–3 ), Ангелы же – служебные духи, посылаемые Богом для спасения людей ( Евр.1:14 );

в) превосходство Христа перед Моисеем ( Евр.2:18–4, 13 ), поскольку Бог выше твари и Сын выше слуги;

г) превосходства первосвященства Христа над священством Аароновым, левитским ( Евр.4:14–8, 5 );

Нравоучительная часть ( Евр.10:13–13, 21 ) начинается с увещания к твердости исповедания веры, к взаимной любви, к дисциплине жизни и др. ( Евр.10:19–11, 4 ). Апостол предлагает примеры веры ветхозаветных праведников ( Евр.11:1–40 ), вера которых нашла оправдание в христианстве ( Евр.12:1–3 ).

Различными способами Апостол побуждает христиан к терпеливому прохождению земного поприща (12 гл.):

а) увещает подражать вере праведников ( Евр.12:1–4 );

б) грозно предостерегает о неминуемых наказаниях за отступничество ( Евр.12:5–29 ).

В гл. 13 Апостол призывает евреев к братолюбию ( Евр.13:1–7 ), призывает их подражать вере и добродетельной жизни своих наставников и молиться о них ( Евр.13:7–18 ).

I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Евр.1:1–10, 8)

1. Превосходство Иисуса Христа перед пророками. Ангелами и Моисеем ( Евр.1:1–4, 13 )

а) Превосходство Христа перед пророками ( Евр.1:1–3 )

б) Превосходство Иисуса Христа перед Ангелами (Евр.1:4–2, 18)

в) Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (Евр.3:1–4, 13)

2. Превосходство первосвященнического служения Христа перед служением левитским (Евр.4:14–6, 20)

а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа ( Евр.4:14–5, 10 )

Первосвященство Христа раскрывается сравнением его с обычным священством:

б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (Евр.5:11–6, 20)

3. Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр.7:1–8, 6)

а) Первосвященство Мелхиседека ( Евр.7:1–10 )

б) Первосвященство Иисуса Христа (Евр.7:11–8, 6)

1. Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама ( Евр.7:13–14 ). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение.

4. Сравнение двух заветов (Евр.8:7–10, 18)

а) Пророчество Иеремии о лучшем завете ( Евр.8:7–13 )

Превосходство Ходатая Нового Завета Христа свидетельствует о превосходстве самого Нового Завета ( Евр.8:6 ). Чтобы показать это превосходство, ап. Павел приводит свидетельство самого Ветхого Завета. Господь устами пророка Иеремии объявляет Своему народу намерение утвердить с ним новый завет, написанный уже не на скрижалях каменных, безжизненных, но на скрижалях сердца.

Новый Завет открывает большую близость Бога к человеку, взывает к духу и сердцу человека. В нем главное – уже не закон, заповеди и жертвы, но милость, прощение грехов, примирение с Богом, нисхождение Бога к человеку для того, чтобы и человек взошел к Богу, опытно достигал Богопознания ( Евр.8:11–13 ).

б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (Евр.9:1–10)

в) Новозаветная скиния и совершенная жертва Иисуса Христа (Евр.9:11–28)

Превосходство Новозаветной Жертвы вновь выясняется Апостолом из сопоставления ее с ветхозаветными жертвами. Она рассматривается с точки зрения:

1. ценности жертвы;

2. силы жертвы;

3. места приношения жертвы;

4. посредством чего приносится жертва.

Далее, в ( Евр.9:15–28 ), Апостол доказывает, почему была необходима смерть Установителя Нового Завета – Господа Иисуса Христа. Христу необходимо было умереть для того, чтобы стал ходатаем Нового Завета, т. е. посредником между Богом и людьми. Но то, что разделяло Бога и людей – грех – требовало по закону смерти людей или же ходатая, посредника, каковым стал Христос по плоти ( Евр.9:15 ). С другой стороны, Христос как первосвященник захотел оставить людям как бы завещание будущих благ. Но всякое завещание получает силу только после смерти завещателя ( Евр.9:16–17 ).

г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (Евр.10:1–18)

Пророк Иеремия также предсказывает наступление Нового Завета, который Господь напишет в сердцах и умах людей; он и принесет с собой прощение грехов, следовательно, упразднит все ветхозаветное служение с его кровавыми жертвами, бессильными омыть грехи совести ( Евр.10:16 ; Иер.31:33–34 ).

НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (Евр.10:19–13, 19)

1. Увещания к принятию веры (Евр.10:19–39)

б) Субъективные условия приближения к Богу выражены в 5 пунктах ( Евр.10:22–23 ):

1. Искренность сердца;

2. Совершенная вера;

3. Очищение совести в покаянии;

4. Очищение и освящение тела в таинстве крещения;

5. Исповедание веры и пребывание в христианской надежде.

Христианин, сознательно отступающий от Христа после того, как познал Его величие, славу, благодать и истину, не имеет уже другой жертвы, которая могла бы его оправдать и загладить его грех отступления. Такой человек отрицает именно ту единственную жертву, которая заглаживает всякий грех. Поэтому ему больше не остается ожидать ничего, кроме страшного наказания.

2. Определение и значение веры (Евр.11:1–3, 6)

Апостол здесь указал два свойства веры:

3. Примеры веры (Евр.11:4–40)

( Евр.11:9–10, 17–23, 32–40 читаются в неделю Святых Отец)

а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7)

Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки.

б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19)

в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (Евр.11:20–22)

г) Пример веры Моисея (Евр.11:23–29)

д) Примеры веры после Моисея (Евр.11:30–40)

5. Увещание к терпению и твердости в вере (Евр.12:1–13, 17)

а) Увещание к подражанию вере свидетелей ( Евр.12:1–4 )

б) Значение наказаний (Евр.12:5–11)

в) Увещание к святости (Евр.12:12–17)

Исав выразил равнодушие к Божиим обетованиям, связанным с первородством, и легко променял их на жалкую снедь, – так и блудники лишают себя великой чести сынов Божиих ( Быт.25:29–34 ; Евр.12:16–17 ).

г) Предостережения от отступничества (Евр.12:18–29)

Чтобы предостеречь евреев от отступничества от веры, ап. Павел напоминает им:

д) Призыв к добродетельной жизни (Евр.13:1–7)

Апостол призывает к братолюбию и страннолюбию, указывая на дорогой для евреев пример ветхозаветного гостеприимства Авраама, который, приняв странников, оказал гостеприимство Ангелам ( Евр.13:1–2 ; Быт.18:3; 19, 2 ). Он призывает также оказывать помощь узникам за веру, исходя из христианского сострадания ко всем страждущим ( Евр.13:3 ).

В памяти всех была мученическая кончина апостолов Иакова Заведеева (42 гл.), Иакова брата Господня (62 г.) и многих других. Апостол призывает подражать вере их, т. е. хранить веру в любых обстоятельствах, даже до смерти.

е) Наставления взыскующим будущего града (Евр.13:8–16)

ж) Увещания к повиновению своим наставникам (Евр.13:17–21)

( Евр.13:17–21 читается как Апостольское зачало в дни памяти святителей)

Кроме молитвенной памяти о наставниках и подражания их вере ( Евр.13:7 ), ап. Павел призывает также к покорности и повиновению им ради великого их труда о спасении вверенных им душ. Успех же их труда зависит не от них одних, но и от послушания вверенных им.

Под наставниками Апостол разумеет епископов, пресвитеров, которым вверил Господь Свою Церковь. Этот стих одновременно есть призыв и к наставникам: неусыпно заботиться о спасении всех членов Церкви, ибо за них придется дать ответ перед Богом. Но спасение, в конечном счете, есть дело Божие, потому ап. Павел, как добрый пастырь, воссылает молитву к Богу о усовершении вверенных ему душ ( Евр.13:20–21 ).

ПОСЛЕСЛОВИЕ (Евр.13:22–25)

В заключение ап. Павел просит принять его Послание для назидания, сообщает об освобождении из уз Тимофея, передает приветствия от италийских братий и благословение.

Вопросы для повторения Послания к Евреям

I. 1. Почему возникает вопрос о писателе Послания?

3. Что можно сказать о месте и времени написания Послания и его адресате?

4. В чём состоял повод, цель и главная тема Послания?

II. 1. Как показывает ап. Павел превосходство Христа перед пророками ( Евр.1:1–3 )?

б) как изображает Апостол божественное достоинство Христа ( Евр.1:2–3 )?

в) какие имена прилагает Апостол ко Христу ( Евр.1:4–13 )?

г) что можно сказать об Ангелах ( Евр.1:7, 14 )?

2. В чем еще видим превосходство Христа как Богочеловека ( Евр.2:5–9 )?

4. Изложить содержание Апостола на Благовещение ( Евр.2:10–18 ).

5. В чем заключается превосходство Христа перед Моисеем и почему о нем говорит Апостол ( Евр.3:1–6 )?

8. О чем увещает Апостол евреев ( Евр.3:7–15 )?

III. 1. Как называет ап. Павел первосвященническое служение Христа ( Евр.4:14–16 )?

2. Что общего и отличного в служении Христа и Аарона ( Евр.5:1–10 )?

3. В чем укоряет Апостол евреев ( Евр.6:11–14 )?

5. Для кого невозможно покаяние ( Евр.6:4–6 )?

6. Каким примером иллюстрирует это Апостол ( Евр.6:7–8 )?

7. Какого мнения был ап. Павел о евреях ( Евр.6:9–10 )?

8. Чем возбуждает ап. Павел к вере ( Евр.8:11–20 )?

IV. 1. Каким ветхозаветным прообразом воспользовался ап. Павел для раскрытия первосвященства Христа и почему ( Евр.6:20–7, 1 )?

3. Что известно о Мелхиседеке ( Евр.7:1–7 )?

4. Что означает признание его Авраамом ( Евр.7:2 )?

5. Какое новозаветное событие прообразовала встреча Мелхиседека и Авраама ( Евр.7:7–17 )?

6. Когда произошла замена Ааронового священства новым ( Евр.7:9–10 )?

7. Чем сопровождается замена священства ( Евр.7:11–12 )?

8. В каком отношении находится священство Христа к закону Моисея ( Евр.7:13–17 )?

9. Как характеризует Апостол Закон Моисеев ( Евр.7:18–19 ), а как священство Христа ( Евр.7:20–8, 6 )?

10. Какими ветхозаветными пророчествами показал Апостол божественное установление новозаветной жертвы ( Евр.8:8–13 )?

V. 1. Как была устроена первая скиния ( Евр.9:1–10 )?

2. Чему назидает евреев Апостол напоминанием об устройстве скинии?

3. В какой праздник читаются стихи ( Евр.9:1–7 )?

4. В каких отношениях выясняет Апостол совершенство новозаветной жертвы ( Евр.9:11–14 )?

5. Почему была необходима смерть Установителя Нового Завета ( Евр.9:15–28 )?

6. В чем особенно видно несовершенство ветхозаветных жертв ( Евр.10:1–4 )?

7. Какие ветхозаветные пророчества о Новом Завете приводит Апостол в 10 гл. ( Евр.10:5–17 )?

VI. 1. Как должны приступать верные к новозаветному жертвеннику ( Евр.10:22–25 )?

2. Какое предупреждение против отступления от веры дает Апостол ( Евр.10:26–27 )?

3. Как призывает Апостол к терпению евреев ( Евр.10:32–39 )?

4. Как побуждает Апостол евреев к вере (11 гл.)?

а) как определяет Апостол сущность веры ( Евр.11:1 )?

б) в чем состоит значение веры ( Евр.11:3, 6 )?

5. Какие примеры веры дает ап. Павел? ( Евр.11:4–40 ):

б) пример веры Авраама и Сарры ( Евр.11:8–19 );

в) вера Исаака, Иакова, Иосифа ( Евр.11:20–22 );

г) пример веры Моисея ( Евр.11:23–29 );

д) пример веры после Моисея ( Евр.11:30–37 );

е) каков смысл страданий праведников ( Евр.11:35–40 )?

VII. 1. К чему увещает ап. Павел в начале 12-й главы ( Евр.12:1 )?

2. Кого в пример ставит ап. Павел ( Евр.12:3–4 )?

3. Какой смысл скорбей ( Евр.12:5–11 )?

4. Как увещает ап. Павел евреев к святости жизни ( Евр.12:12–17 )?

5. С чем сравнивает апостол грех блуда ( Евр.12:16–17 )?

6. Как предостерегает Апостол от преступления ( Евр.12:18–29 )?

7. Каким примером к братолюбию и страннолюбию возбуждает Апостол евреев ( Евр.13:1–3 )?

Послание Евреям составляет значительную и важную часть новозаветного канона. В неповторимой манере превозносятся в нем Личность и дело Господа Иисуса Христа. И потому им вносится бесценный вклад в доктрины о Его воплощении, Его заместительной смерти и Его священстве. Среди других истин, постижению которых весьма способствует это послание, - истина о взаимосвязи между Новым и Ветхим заветами и толкование последнего, а также истина о жизни по вере. Без учения, содержащегося в этой Богодухновенной книге, Церковь была бы неизмеримо беднее.

Но несмотря на его несомненную ценность, мало достоверного известно о непосредственной причине и истории написания послания, а также о том, кто был его автором. Все это, тем не менее, не сказывается сколько-нибудь серьезно на истинах, выраженных в книге. Они как бы остаются "вне времени" и отвечают своему назначению независимо от того, в каких обстоятельствах она возникла.

Автор.

Немало имен предполагалось в этой связи, но окончательно вопрос так и не был решен. Традиция, говорящая о Павле как об авторе Послания к Евреям, весьма древняя и решительно оспорена так и не была. Она возникла еще во 2 веке в Александрии. Климент Александрийский считал, что первоначально это послание было написано Павлом на дренееврейском языке, а затем переведено на греческий Лукой.

Стиль послания побуждал Оригена сомневаться в том, что оно написано Павлом, однако, он не хотел идти вразрез с традицией. Известны его слова, что только Бог знает, кто написал эту книгу.

Долгое время авторство приписывалось Павлу главным образом на Востоке. На Западе эту точку зрения, по-видимому, стали отстаивать Иероним и Августин. В наше время и стиль послания и ряд его специфических особенностей стали рассматривать как свидетельствующие об авторстве Павла. При этом, однако, выдвигались весьма субъективные аргументы, и высказывались малообоснованные предположения.

В то же время надо признать, что когда Послание к Евреям читается по-гречески и сравнивается при этом с известными письмами Павла, действительно возникает впечатление, что общий духовный настрой книги созвучен Павлу, хотя очевидны и нюансы для Павла определенно нехарактерные. Подобные ощущения, может быть, и не одержали бы верх, если бы раннецерковная традиция не знала в этой связи других имен, кроме Павла. Как об авторе Послания к Евреям издавна говорится о сотруднике Павла - Варнаве.

Начало этой традиции на Западе было положено Тертуллианом (примерные даты жизни: 160-170 - 215-220 гг.). В некоем тексте полемического характера он цитировал из Послания к Евреям, оговариваясь, что цитирует из послания Варнавы (он говорил об этом не как о своем предположении, а как о факте известном его читателям). Позднее эту точку зрения, что автором Послания к Евреям является Варнава, приводил Иероним, а в 4 веке она возникает в писаниях Григория из Эльвиры и Филастера.

Есть основания полагать, что в древний каталог канонических книг, обнаруженный в западном манускрипте под названием "Кодекс Клэрмонтанус", Послание к Евреям было включено как написанное Варнавой. Свидетельства в пользу этого не слишком многочисленны, но важны; возможно, значение имеет тот факт, что они пришли с Запада.

В книге имеется единственная географическая ссылка - на Италию (13:24), и если традиция относительно Варнавы права, то нет ничего удивительного, что она зародилась в этой части мира. Представляется, что Варнава удовлетворяет и другим требованиям, которые могли бы быть предъявлены автору этого послания. Поскольку он был из левитов (Деян. 4:36), то естественен обнаруживаемый автором заинтересованный подход к той религиозной системе норм и установлений, которая известна как левитская. Далее.

Поскольку Варнава был близко связан с Павлом, нетрудно объяснить и схожесть их мыслей, что нашло явное отражение в послании. Кроме того, Тимофей был обращен ко Христу в тех местах, по которым пролегал маршрут первого миссионерского путешествия апостола Павла (Деян. 16:1-3), и, значит, по всей вероятности, Варнава знал Тимофея.

Если к моменту написания послания Павла уже не было в живых, неудивительно и то, что Тимофей собирался присоединиться к бывшему сотруднику апостола (Евр. 13:23). Трения, возникшие когда-то между Павлом и Варнавой (Деян. 15:37-39), давно уже были позабыты, и позднее, в своих посланиях, Павел тепло писал о племяннике Варнавы - Марке (Кол. 4:10; 2-Тим. 4:11).

Конечно, авторство Варнавы не более может быть доказано, чем опровергнуто авторство Павла. Если все-таки действительно он написал Послание к Евреям, то оно может считаться "апостольским", т. к. Варнава назван в Священном Писании апостолом (Деян. 14:14). В любом случае Богодухновенность этой книги несомненна.

Время написания.

Маловероятно, что Послание к Евреям было написано после 70 г. по Р. Х., так как в нем не упоминается о разрушении храма в Иерусалиме. Если бы к моменту его написания упомянутое событие уже произошло, это позволило бы автору аргументированно свидетельствовать об отмирании ветхозаветной системы жертвоприношений; между тем, создается впечатление, что для него эта система все еще пребывала в действии (8:4,13; 9:6-9; 10:1-3).

Стих 3 в главе 2 нет необходимости рассматривать как подразумевающий христиан второго поколения. Кроме того, послание было написано явно при жизни Тимофея, которого автор знал (13:23). Если автор послания не Павел, то тогда 13:23, возможно, свидетельствует о том, что Павла ко времени написания послания уже не было в живых. Иначе Тимофей дождался бы и освобождения Павла из тюрьмы, чтобы присоединиться к нему. По рассмотрении всех данных возникает предположение, что скорее всего Послание к Евреям было написано в 68 или 69 г. по Р. Х.

Предпосылка и обстановка написания книги.

Однако, в какую конкретную общину входили эти люди, установить невозможно. Возможно, оно было адресовано группе евреев, входивших в Римскую церковь. В пользу последнего, пожалуй, говорит лишь ссылка на приветствие "италийских" в 13:24 Предполагающие, что автором послания был Варнава, считают, что оно адресовано было кипрским христианам, поскольку Варнава был киприотом. Но ни одно из упомянутых предположений не звучит по-настоящему убедительно.

Наиболее вероятно, судя по всему, что Послание к Евреям было адресовано какой-то христианской церкви, состоявшей главным образом из евреев. Под постоянным давлением со стороны своих не уверовавших во Христа соплеменников они проявляли тенденцию возвратиться к "вере отцов".

В конечном счете, однако, точные адресаты послания имеют так же мало значения, как и автор его. Независимо от того и от другого, Церковь на протяжении веков рассматривала это послание как исполненное силы слово Бога Отца, несомненно говорившего в Сыне.

План книги:

II. Часть I: Царственный Сын Божий (1:5 - 4:14)

А. Превознесение Царя-Сына (1:5-14)

Б. Первое предупреждение (2:1-4)

В. Царь-Сын как непревзойденный Вождь (2:5-18)

1. Назначение Вождя (2:5-9)

2. Связь Вождя с Его последователями (2:10-18)

Г. Второе предупреждение (главы 3-4)

1. Призыв к верности (3:1-6)

2. Предостережение в свете несостоятельности, явленной Израилем в прошлом (3:7 - 4:11)

Вопрос авторства

икона апостол Павел

  • свт. Климент, папа Римский;
  • священномученики Иустин Философ и Ипполит Римский.

Однако, существовали и некоторые сомнения, поэтому в Римской церкви книга эта считалась неканонической почти до конца IV в. , когда все же признано было ее апостольское происхождение.

  • отличие стиля этого послания от других Павловых сочинений;
  • отсутствие оригинала текста на еврейском языке;
  • то, что автор не говорит о своем авторитете Апостола, как это представлено в других его текстах, и вообще не упоминает своего имени.

Православные богословы

Что же до греческого языка, на котором известен текст, то, согласно св. Луке, образованный Павел хорошо знал гречес кий, владея также риторикой, поэтому мог не только говорить, но и писать на этом языке.

И все же стиль именно этого текста определенным образом ставит богословов в тупик: здесь действительно отсутствует традиционное для тех лет приветствие, а вот заключительная часть вполне соответствует античной традиции. Из вытекают различные версии о том, что:

Когда и при каких обстоятельствах был написан текст

Поэтому наиболее вероятная датировка текста – около 60 г. по Р.Х. Некоторые же историки определяют дату написания как 63 или 64 г., когда Павла освободили из-под ареста в Риме.

Кому адресовано

Полезные материалы

Основные темы послания по главам

Св. Павел утверждает новообраще нных христиан из евреев, разрешает некоторые сомнения их по поводу соотношения веры во Христа и закона Моисеева.

Сын Божий (1 глава)

Величие человека (2 глава)

Христос и Моисей (глава 3)

Но евреям, воспитанным на Законе, все же трудно отойти от его традиций. Глубоко почитаем ими был пророк Моисей, авторитет которого как совершителя воля Божией о Его народе, бесспорен. Но ныне, когда люди спасены Самим Богом:

Покой верующих (глава 4)

К тому же, почитая прор. Моисея, не стоит ли вспомнить 40-летнее странствование иудеев по пустыне и то, что не поверившие пророку не получили Землю Обетованную. Не повторится ли история снова, когда теперь не поверят Самому Богу? От этого предостерегает св. Павел. Итак, заключает он:

Что же ожидает верующих? Как и современников прор. Моисея – Земля Обетованная. Но это – не земное царство и величие. Покой Божий, о котором говорит Послание – соединение с Господом, вечная жизнь. Но это – долгая, трудная дорога, на ней нужна покорность, доверие. Сокроется ли от Господа сердце человека?

Итак, Закон, как тень будущего, ныне упразднен, ныне – новое священство, иная жизнь. Нужны ли теперь жертвы, очистительные обряды? Нет, ибо настало время, предсказанное пророками:

Но Апостол и предостерегает верных – не уклоняйтесь от веры, не ропщите, дорога в Царство Небесное – это страдание в этом мире.

« Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. (Евр. 10:36-37 )

Кто ждал Христа (глава 11)

11 глава, рассказывающая история ожидания Господа, читается в Неделю св. праотец перед Рождеством Христовым, укрепляя верующих: ибо мы живем во времена уже исполнившейся надежды человечества на Спасение.

Как пройти дорогу? (глава 13)

О толкованиях

Считается, что первым, кто написал толкование на этот текст св. Павла, был Ориген, один из уважаемых богословов II — III вв. Однако, его произведение дошло до наших дней только в виде отрывков.

Не дошли до нас полностью также объяснения текста:

  • свт. Кирилла Александрийского;
  • блж. Феодорита Кирского;
  • Феодора Мопсуестийского.

Самым значительным из известных ныне считается толкование свт. Иоанна Златоуста. В 34 проповедях он подробно разбирает каждую главу.

Кроме того, на Руси имели значительную популярность толкования еп. Болгарского Феофилакта и византийского автора Евфимия Зигабена.

Из более поздних объяснений можно выделить труд свт. Феофана Затворника ( XIX в.)

Писание Апостола Павла, очевидно, одно из последних в его земной жизни – как бы итог всей проповеди, выстраданные учителем язычников истины веры. Недаром с трепетом читаем его и мы, современные христиане. Ибо, как пишет Апостол:

Читайте также: