Посадская реформа 1649 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Увеличение повинностей, лежавших на посадских людях в течение всего XVII в., вызывало у многих из них стремление избавиться от посадского тягла путем перехода в так называемые закладчики, то есть путем отдачи себя под покровительство сильных феодалов - духовных и светских. Особенно эта тяга в закладчики усилилась в первой половине XVII в. . Посады настойчиво и упорно боролись с "закладничеством". Они неоднократно обращались к правительству с челобитными об организации сыска закладчиков и возвращения их в "посадское тягло". В ответ на челобитные посадов правительство создавало специальные Сыскные приказы, которые занимались розыском и возвращением закладчиков на посады. Сыскные приказы искали отдельных закладчиков по росписям, представленным посадами. Это были частные меры, которые не достигали больших результатов. Вот почему после Московского восстания 1648 г. посадские люди на Земском соборе 1648 - 1649 гг. настойчиво потребовали ликвидации частновладельческих слобод на посадах и включения в посадское тягло всех, занимавшихся посадским делом, то есть торгами, ремеслами и промыслами. Программа посадских людей состояла в разрешении вопросов о возвращении горожанам отторгнутых у них разными путями земель; об уничтожении "закладничества" и принуждении всех, занимающихся по городам торговлей и промыслами, нести посадское тягло. Программа дворян, помимо вопроса о реформе судов и управления, содержала еще вопросы о ликвидации "бедности" и "разорения" помещиков. Правительство, состоявшее из крупных землевладельцев, бояр, разделилось на две партии. Одна половина, партия боярина князя Я.К. Черкасского, считала необходимым осуществить требования поместной армии, для чего шла на раздачу помещикам части церковных земель. Другая - это были сторонники Б.И. Морозова - склонялась к осуществлению массового "посадского строения". Первые были против отчуждения боярских и иных владельческих слобод в пользу посадов, а вторые, в число которых входил и патриарх, естественно, должны были оспаривать возможность отчуждения в пользу дворянства церковных земель. Все должности боярина Б.И. Морозова после его отставки в июне 1648 г. перешли к боярину Я.К. Черкасскому, который до октября возглавлял правительство. Б.И. Морозов добился 31 октября отставки Я.К. Черкасского и продолжил осуществление своего старого плана переустройства русских городов, изгнания с русского рынка привилегированных иностранных торговцев, как того требовали русские гости, и вместе с намерением еще сильнее, чем раньше, ударить по своим врагам из старо-вотчинного боярства, а вместе с ним и церкви, отобрав у них все частновладельческие города и торгово-промышленные слободы. Около этой программы объединил Б.И. Морозов своих сторонников и, по-видимому, царя, а также сумел подыскать такого талантливого и энергичного исполнителя, каким явился один из его родственников, боярин князь Ю.А. Долгоруков. 30 октября 1648 г. били челом государю о "посадском строении" выборные гости, гостиной и суконной сотен, московских черных сотен и слобод и городовые посадские люди. В тот же день с аналогичным по содержанию челобитьем выступили также стольники, стряпчие, дворяне московские, дворяне и дети боярские из городов, повторяя и поддерживая с небольшими отступлениями челобитную посадской курии Ответной палаты . В своей челобитной от 30 октября 1648 г. посадские люди и дворяне требовали ликвидации "белых слобод". 13 ноября 1648 г. "царь указал и бояре приговорили": ликвидировать белые слободы в городах и переписать их население в разряд посадских тяглецов, для чего начать реформу "посадского строения", поручив ее проведение приказу Сыскных дел. Партия боярина Б.И. Морозова в конечном итоге провела через Земский собор свой вариант главы XIX Соборного уложения, предусматривавший насильственную конфискацию у бояр и монастырей принадлежавших им "белых слобод" в пользу "государевых черных посадов". Царь Алексей Михайлович назначил князя Ю.А. Долгорукова главой приказа Сыскных дел 19 ноября, и в тот же день ему был прислан государев указ от 13 ноября о начале "посадского строения". Осенью 1648 г. Ю.А. Долгоруков в короткий срок организовал работу приказа Сыскных дел. Главной задачей, которая возникла перед приказом, была задача внутренней организации порученного ему важного дела. Работа над этим пошла одновременно в трех направлениях. Во-первых, князь Ю.А. Долгоруков немедленно оповестил местную администрацию и заинтересованные группы населения о своих задачах и через воевод, приказных и посадские миры принял меры против возможного расхищения подлежащего отчуждению имущества его владельцами . Во-вторых, быстро был начат сбор необходимых материалов для предстоящей работы. В-третьих, он приступил к разработке тех юридических начал, которые должны были лечь в основание намеченной реформы. Для производства сыска закладчиков и отписки слобод приказ Сыскных дел нуждался в ряде материалов: в списках посадов, в сведениях о количестве в них черных и белых дворов и слобод. Данные о слободах нередко описывались не с посадами, а с уездом и в описаниях города не значились . Далее Ю.А. Долгорукову необходимо было собрать относящиеся к его задаче законодательные материалы: государевы указы, наказы прошлых приказов Сыскных дел, которые касались вопросов о "закладчиках и беломестцах" в городах, и т.п. В ноябре 1648 г. Поместный приказ получил государев указ: "Выписать из переписных книг всех городов со 154 г. (1646 г. - С.Щ.), что по тем переписным книгам на посадах посадских дворов и всяких чинов людей на дворах: дворников и торговых и ремесленных и вольных людей по именам, и в слободах, которые поставлены на посадских и на выгонных и на белых землях около посадов, торговых и ремесленных людей по именам же. А то со всех книг списав все в книги прислать. из Поместного приказа за дьячьими приписьми в приказ Сыскных дел к боярину ко князю Юрию Алексеевичу Долгорукову да к дьякам, к Ивану Патрекееву да к Степану Чернышеву, для сыску государева дела" . Главной опорой предпринимаемого "сыска и строения посадов" должны были явиться не "старые дозорные и писцовые книги", а данные новейшей, только что составленной переписи, собранные два-три года назад. Данными старых переписей князю Ю.А. Долгорукову не имело смысла интересоваться. Независимость приказа Сыскных дел в выработке закона о посадах, составившего главу XIX Уложения, от Приказа Соборного уложения видна из того, что, во-первых, князь Ю.А. Долгоруков непосредственно получает государев указ и приговор бояр о строении посадов, а не через приказ боярина князя Н.И. Одоевского. Далее, 25 ноября 1648 г., "всяких чинов выборные люди" принесли свою челобитную об изменении порядка отчуждения "белых слобод" не к боярину князю Н.И. Одоевскому, а в приказ Сыскных дел. Наконец, когда 18 декабря 1648 г. "разных городов земские старосты и посадские люди" снова выступили с челобитной об отчуждении к посадам также подгородных сел и деревень, то государев указ по "докладной выписке" снова идет непосредственно в приказ Сыскных дел, что является признаком того, что и доклад по челобитной был сделан из него же . Обыкновенно начальство приказа самостоятельно редактировало указы, исключая из докладов то, что ему казалось несущественным. Таким же образом составлялась и указная книга в приказе Сыскных дел, "которая затем составила в целом наказ для самого приказа и вошла в состав Соборного уложения в качестве его XIX главы" . С лета и осени 1649 г. в приказ Сыскных дел непосредственно и через другие инстанции потянулись с челобитными все задетые и обиженные реформой: патриарх, архиепископы, епископы, монастырские власти, бояре, окольничие, думные и ближние чины. Они шли с протестами, жалобами, обвинениями "стройщиков" в неправильном толковании Соборного уложения, в подкупности и "по-норовке посадским людям". Вотчинники и помещики, например, нередко заявляли, что среди захваченных и отписанных в посады тяглецов есть их беглые крестьяне. Князь Ю.А. Долгоруков опирался на государев указ об отказе в таком иске (в пример отказа здесь ставился ответ по иску, имевшему место в Калужском посаде) и без доклада царю отказывал по ним. Реже в приказе Сыскных дел появлялись посадские "посыльщики" с целью подтолкнуть приказ Сыскных дел, ускорить выходивший от него "государев указ", после которого книги стройщика, производившего отписку, становились законом, или с целью защитить книги стройщика от нападок пострадавших. Напряженная борьба стала разворачиваться вокруг этой посадской реформы на местах по посадам, между приказом Сыскных дел и всеми прочими инстанциями, а также в Боярской думе за влияние на решение государя по любой челобитной о "посадском строении" из дошедших до него. Важно отметить, что эта реформа по посадскому строению проходила при поддержке всех посадов, и стройщики Ю.А. Долгорукова по "сказкам" общин посадских людей отбирали захваченные светскими и духовными феодалами земли и приписывали всех живущих там людей в государево "тягло". Поданное в приказ Сыскных дел или спущенное сюда "с верху" челобитье вызывало здесь разбор и решение затронутого в нем вопроса. Если дело представлялось ясным или невозможно было противостоять тем или иным влияниям со стороны недовольных, то приказ Сыскных дел подтверждал или разъяснял свой заказ стройщику. В более сложных случаях приказ пересматривал представляемые документы, книги стройщиков, наводил нужные справки, если требовалось, вызывал стройщика и ставил его на очную ставку с истцом (или с его представителем) и затем решал дело "по государеву указу и по приговору боярина князя Ю.А. Долгорукова и дьяков" таких-то. Разрешая внутри приказа вопросы второстепенные, Ю.А. Долгоруков переносил более важные вопросы на разрешение царя и Боярской думы. На отбор вопросов, отправлявшихся к царю и Боярской думе для обсуждения, влияли следующие обстоятельства: например, обращение истца непосредственно к государю, когда челобитная с пометой думного дьяка "сходила с верху" и в ней было предписание составить выписку по делу самому царю; могло иметь значение также положение самого истца, ведь приговоры Боярской думы выносились также по делам бояр, дворян, патриарха и церковных иерархов. Порядок составления выписки и передача ее из приказа Сыскных дел в Боярскую думу был обычным. В выписку включалось: изложение челобитной, выписки из писцовых, "строельных" и межевых книг, если они были по делу нужны, соответствующие статьи Соборного уложения, под которые приказ Сыскных дел подводил данный случай, а также позже него вышедшие царские указы и боярские приговоры, если они имели отношение к спорному вопросу. Докладная выписка имела "припись" дьяка и "справу" подьячего приказа Сыскных дел. Постановлением Земского собора от 2 января 1649 г. были отменены "урочные годы" для сыска беглых крестьян. Стройщики приказа Сыскных дел по показаниям посадских людей устанавливали и местонахождение беглых крестьян. Однако не помогали помещикам в их аресте и не стремились вернуть беглецов их владельцам. Много крестьян, воспользовавшись составлением новых документов в ходе реформы "посадского строения", убегало от своих владельцев и записывалось в число посадских "тяглецов". В докладной выписке, составленной приказом Сыскных дел 12 марта 1652 г. для Боярской думы, дается общий итог взятых в Москве и в городах на посадах дворов и людей: "10095 дворов, а людей в них 21036 человек" . Эти официальные цифры были сильно занижены приказом Сыскных дел. Организаторы реформы были заинтересованы в сознательном занижении перед боярами, церковными иерархами и дворянством истинных масштабов государственных конфискаций у них людей, различной собственности и недвижимого имущества, числившегося прежде в ликвидированных теперь "белых слободах". С лета 1652 г. патриарх Никон резко стал высказываться о реформе "посадского строения". После этого царь, убедившись в окончании посадской реформы, поспешил ликвидировать приказ Сыскных дел, чтобы положить конец жалобам церковных феодалов и погасить возникающие конфликты в своем окружении. Царь Алексей Михайлович приказал осенью 1652 г. весь архив приказа Сыскных дел по отписанным в казну белым слободам передать в подчиненный ему лично Приказ тайных дел. Анализируя работу приказа Сыскных дел князя Ю.А. Долгорукова, стоит особо выделить, что главный удар при проведении посадской реформы 1648 - 1652 гг. пришелся на церковное землевладение . Отобранные "стройщиками" князя Ю.А. Долгорукова у церковных феодалов земли составили более 60% всех дворов, отписанных к посадам. Также четко видно, что реформа "посадского строения" проводилась в городах для пополнения царской казны. Таким образом, был достигнут своего рода "компромисс" в окружении царя между представителями Я.К. Черкасского и Б.И. Морозова, которые при проведении посадской реформы добились ослабления могущества церковных феодалов, а также создали резерв государственных земель с крестьянами, части из которого правительство могло теперь щедро раздавать вновь набранным служилым людям. Проведение реформы "посадского строения" приказом Сыскных дел князя Ю.А. Долгорукова явилось важным политико-экономическим процессом в деле укрепления основ российской государственности, прочную правовую основу которого составляло Соборное уложение 1649 г.

Смирнов П.П., Сперанский А.Н. Посадские люди // Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в. / Под ред. А.А. Новосельского. М., 1955. С. 216.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 4. N 32.
РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Владимир. N 9. Л. 188 - 225.
РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Новгород. N 41. Л. 1 - 5.
Зерцалов А.А. Новые данные о земском соборе 1648 - 1649 гг. // Чтения в обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1887. Кн. 3. С. 19.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 4. N 32.
Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М., 1948. Т. 2. С. 280.
Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М., 1948. Т. 2. С. 699.
РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Суздаль. N 1. Л. 88 - 285; Владимир. N 9. Л. 1 - 225; Новгород. N 41. Л. 1 - 501.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.

Соборное уложение 1649 года - таблица

Причины принятия Соборного уложения 1649 года

В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.

Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.

Источники Уложения и работа по его созданию

Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:

  1. Судебники 1497 и 1550 годов. Основа российской правовой системы 16 столетия.
  2. Указные книги приказов, где были собраны основные законы и распоряжения, выходившие в конце 16 – первой половине 17 веков.
  3. Литовский статут 1588. Основной закон Речи Посполитой этого периода послужил образцом юридической техники. Отсюда были взяты правовые формулировки, фразы, рубрики, а также идеи о положении крестьянства.
  4. Челобитные, поступавшие на рассмотрение в государственные органы от боярства. В них были указаны основные просьбы и пожелания относительно существующей правовой системы. Также во время работы комиссии ее участникам посылали челобитные из различных регионов страны.
  5. Кормчая книга (Номоканон). Это сборники законов, которые касались церковного дела. Эта традиция пришла из Византии. Кормчую книгу используют при управлении церковью, а также при организации церковных судов.

Характеристика Уложений по отраслям

В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:

Государственное право

Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.

Уголовное право

Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:

Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:

Гражданское право

Семейное право

Соборное уложение не касалось напрямую семейного право, поскольку оно было в компетенции церковного суда. Однако отдельные статьи свода законов касались семейной жизни, описывая основные принципы семейных отношений. Так, родители имели большую власть над детьми, например если дочь убила кого-то из родителей, то ее казнили, а если родитель убивал ребенка, то он получал год тюрьмы. Родители имели право бить детей, а им запрещено было жаловаться на родителей.

Семейное право по Соборному уложению

Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).

Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:

Дополнения к закону в 17 веке

Историческое значение

Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:

  1. Это был первый свод законов, который был отпечатан типографическим способом.
  2. Соборное уложение ликвидировало большинство противоречий, которые существовали в законах конца XVI- первой половины XVII столетия. Вместе с тем, Уложение учитывало предыдущие достижения российской законодательной системы, а также передовой опыт соседних государств в сфере законотворчества и кодификации.
  3. Сформировала основные черты будущей абсолютной монархии, опорой которой становилось дворянство.
  4. Окончательно сформировало крепостное право в России.

Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.

Первые государи дома Романовых очень похожи друг на друга, во всяком случае общего у них гораздо больше, чем различий. Царями все они становились в юном возрасте (Михаил и Алексей в 16, Федор в 14 лет), а умирали, не дожив до старости (Федор, например, умер в 20 лет). Они не отличались яркой индивидуальностью и сильным характером, как иные из их предшественников и потомков (Иван Грозный, Петр I), были набожными, добрыми семьянинами, чаще демонстрировали склонность к компромиссам, нежели к радикальным мерам.

Во внешней политике сразу после избрания на царство Михаила Федоровича самым важным было добиться мира с Польшей и Швецией, которые все еще не отказались от намерений посадить на московский трон своих принцев. Шведы, отброшенные от Пскова, пошли на заключение мирного договора в Столбово в 1617 г.; они возвращали Новгород, но полностью отрезали Россию от Балтийского моря (см. Русско-шведские войны XVI — XIX вв.). После неудачного похода королевича Владислава на Москву В 1618 г. с Польшей заключили Деулинское перемирие, по которому Россия теряла Смоленск и Черниговщину. Перед домом Романовых встала задача вернуть утраченное и продолжить историческую борьбу за Балтику, за наследие Киевской Руси, за безопасность южных границ. Швеция, Польша и Турция были главными противниками России. Но они враждовали и друг с другом, поэтому дипломатия Романовых пыталась использовать эти противоречия с пользой для себя. Вместе с тем она придавала большое значение развитию торговых и дружественных отношений со странами, не запятнавшими себя враждебными действиями против России, — Англией, Голландией, Персией.

В 1632 г. Россия начала войну с Польшей за Смоленск. Русская армия осадила город, но потерпела поражение. По Поляновскому миру 1634 г. границы между воюющими сторонами не изменились, однако Владислав, ставший уже польским королем, окончательно отказался от претензий на российский престол.

Вскоре в борьбу за Украину вступила Турция и нанесла ряд поражений полякам. Россия в расчете на создание оборонного союза христианских государств против Османской империи объявила в 1672 г. ей войну, заключив предварительно договор с Польшей. Но надежды на широкий антиосманский союз не оправдались, вследствие чего правительство Алексея Михайловича, а затем и Федора Алексеевича попало в сложное положение. Тяжелые, кровопролитные бои развернулись за Чигирин — гетманскую столицу Правобережной Украины. В 1677 г. турки были разбиты, но в 1678 г. русские после упорной борьбы были вынуждены оставить город. По Бахчисарайскому миру 1681 г. Турция отказывалась от претензий на Киев и левый берег Днепра, а Россия — от Чигирина (см. Русско-турецкие войны XVII–XIX вв.).

По принятому в 1649 г. Соборному уложению сельские и городские жители постоянно прикреплялись к месту своего жительства и устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Благодаря этому в огромной, но редконаселенной стране (к 1678 г. в России проживало около 10,5 млн человек) могла функционировать система содержания костяка русской армии — дворянского ополчения — за счет взимания податей с крепостных, черносошных, дворцовых крестьян и посадских людей. Традиционным для России того времени был принцип посошного налогообложения, ставивший размер податей в зависимость от количества и качества земли, находившейся во владении налогоплательщика. Правительство первых Романовых взяло курс на замену поземельного обложения подворным, что давало возможность шире привлекать к несению государственных повинностей тех, кто землей не владел (торговцев и ремесленников). Эта реформа, проведенная при Федоре Алексеевиче (в 1679–1681 гг.), позволила значительно увеличить доходы государства.

Разумеется, первым Романовым не хватало той энергии и решимости, которая отличала Петра, но очевидно и другое: с XVIII в. российскими государями было безвозвратно утрачено многое из того позитивного, что связывалось с представлениями о царской чести и власти именно при первых Романовых, — приверженность национальным традициям, набожность, целомудрие, человечность и простота в обращении, стремление искать пути развития страны на собственной основе.


Подготовка Уложения

Первым сводом законов Московского государства был Судебник, принятый в 1497 г. при Иване III. В 1550 г. в самом начале царствования Ивана Грозного был составлен новый более полный Судебник. Однако и Судебник 1550 г. не охватывал всех вопросов судопроизводства и государственного устройства. В связи с этим Судебник дополнялся царскими указами, которые заносились в Указные книги. Каждый приказ руководствовался своей Указной книгой, составленной из царских распоряжений по делам, отнесенным к компетенции данного приказа. Известны Указные, или Уставные книги Холопьего, Разбойного, земского и Поместного приказов. За столетие, прошедшее после 1550 г., таких книг и отдельных указов накопилось великое множество. Зачастую они противоречили друг другу, что порождало путаницу и злоупотребление. Как отмечал историк М. Дьяконов, "законодательный вопрос, уже решенный раз по докладу какого-либо приказа, мог быть возбужден во второй раз и в третий и.д. другими приказами, которые ничего не знали об изданном указе". В Московском государстве осознавали потребность в систематизации законов и принятии единого кодекса. Об этом свидетельствуют челобитья служилых людей. Так, в 1637 г. по окончанию неудачной Смоленской войны дворяне и дети боярские из разных городов просили "государеву уложенную судебную книгу". Вопрос о реформе судопроизводства поднимался и на Земском соборе 1642 г. Несмотря на назревшую необходимость упорядочивания законов, власти пошли на это только после Соляного бунта в Москве 1 июня 1648 г. и ряда народных восстаний, прокатившихся по многим городам страны (подробнее о городских восстаниях в разделе "Бунташный век").

Источники Соборного Уложения

Комиссия князя Одоевского в сжатые сроки подготовила проект Уложения, взяв за основу ряд кодексов и юридических сборников. Источниками Уложения послужили:

1) "Кормчая книга"(от слова "кормчий") — церковно-юридическое пособие, применявшееся в основном для церковного управления. Из Кормчей книги были взяты законы, основанные на библейских заповедях Пятикнижия и Второзакония, а также "градские законы греческих царей", то есть нормы византийского законодательства, датируемые IX в. ". По подсчетам исследователей 209 статей Соборного Уложения имели своим источником византийское право, и столь широкое использование градского закона с его архаичными жестокими постановлениями весьма характерно.

2) Литовский Статут (в редакции 1588 г.) — кодекс законов Великого княжества Литовского, входившего на равных правах с Польшей в федеративное государство Речь Посполитую. Статут действовал на территории княжества Литовского, был написан на белорусском языке и даже в большей степени, чем Судебники Ивана III и Ивана Грозного, унаследовал нормы Русской Правды, свода законов некогда общего для литовских и русских земель Киевского государства. Шесть глав Уложения полностью и три частично представляют собой буквальный перевод или перефраз Литовского Статута. Вместе с тем следует учитывать, что Литовский Статут, особенно в его последней редакции, являлся кодексом шляхетского государства с выборным королем и всесильными сеймом и воеводскими сеймиками. В Московском государстве было иное политическое устройство, и по этой причине о прямом заимствовании речи быть не могло. Так, был полностью исключен важнейший в Статуте раздел "О вольностях шляхетских" и даже само слово "шляхтич" — вместо него в Уложении всюду употребляется "кто-нибудь", "кого-нибудь". По Литовскому статуту право объявления войны предоставляется сейму, по Уложению — это прерогатива царя.

3) Судебник 1550 г. и "Стоглав" — постановления церковного собора 1551 г., состоящие из ста глав.

4) Царские указы, собранные в Указные книги приказов. Так, источником главы "О поместных землях" послужила главным образом указная книга Поместного приказа, главы "Суд о холопех" — указная книга Холопьего приказа, главы "О разбойных и татиных делех" — указная книга Разбойного приказа.

5) Приговоры Боярской думы. Боярские приговоры легли в основу ряда статей Уложения, причем иногда приговоры перекладывались почти дословно с минимальной литературной правкой

Кроме того, в подготовленный комиссией Одоевского проект был внесен ряд новых статей по челобитным участников Земского собора. По подсчетам исследователей, 82 статьи Уложения были приняты по инициативе и при непосредственном участии выборных, а глава "О посадских людях" была заново переписана по челобитным посадских людей, выбранных на собор.


Соборное Уложение окончательно оформило крепостное право, подведя юридический итог под долгим процессом прикрепления крестьян к земле и ограничения их гражданских прав. Глава XI "Суд о крестьянах" устанавливала бессрочный сыск беглых крестьян. Таким образом бесповоротно отменялась практика урочных лет. Теперь беглые, независимо от срока давности, должны били быть возвращаемы прежнему владельцу. Основанием крепостной зависимости признавались писцовые книги, которые велись Поместным приказом.

В Соборном Уложении была закреплена посадская реформа. Поскольку социальный кризис в городах являлся одним из тех побудительных толчков, который привел к созыву Собора и принятию Уложения, посадской реформе уделялось большое внимание. Реформа была проведена под нажимом жителей посадов. 30 октября 1648 г. выборные от служилых и посадских людей подали ряд челобитных с требованием вернуть в посады все подгородные слободы, городские дворы и торговые заведений, которые не несли посадское тягло. На основании этих челобитных была составлена глава XIX "О посадских людех". Соборное Уложение ликвидировало "белые слободы", принадлежавшие патриарху, монастырям, боярам и думным людям. На жителей этих слобод, которые "всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служб не служат" теперь накладывалось такое же тягло, как и на посадских людей. Белые слободы", устроенные в городах, предписывалось "взяти в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли". Соборное Уложение закрепляло за посадским населением ряд привилегий. Отныне только посадским людям дозволялось заниматься торгово-промышленной деятельностью. Боярским и монастырским зависимым людям, купившим такие заведения, предписывалось немедленно продать их посадским людям "и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати". Крестьнам. привозившим в город сельскохозяйственные продукты, разрешалось торговать ими только с возов в гостиных дворах.

Вместе с тем в посадской реформе, наряду с облегчением положения посадских людей, четко проявилась тенденция к прикреплению их к посадам. Отчасти это было похоже на прикрепление крестьян к земли и владельцам. В данном случае таким верховным владельцем для жителей посадов выступал царь, и не случайно они именовали себя "государевы посадские люди". Как и крепостные крестьяне, посадские люди не могли самовольно покинуть место жительство, сменить род занятий. От посадского тягла не спасала военная служба. Соборное Уложение предписывало вернуть в черные сотни всех, кто ушел в солдаты, пушкари, затинщики и т.д. Лишь третий сын посадского человека имел право стать стрельцом. Отныне, после ликвидации "белых слобод", от тяжких податей нельзя было избавиться даже ценой собственной свободы. Посадским — "взятым за государя" в случае если они закладывались за кого-либо светского или духовного феодала грозило суровое наказание — "бити их кнутом по торгам и ссылати их в Сибирь на житье на Лену".

Соборное Уложение нанесло ощутимый удар по самостоятельности и богатству церкви. Борьба вокруг огромных земельных владений монастырей велась еще в конце конце XV — XVI в. В 1580 г. было запрещено вотчинникам передавать свои вотчины во владение духовенства по завещанию "на помин души", а в 1584 г. были запрещены и прочие виды приобретения духовенством земель. Но духовенство умело обходило эти законы, что вызывало недовольство светских феодалов. И только Соборное Уложение запретило духовным лицам и духовным учреждениям приобретать вотчины. В качестве компромисса за духовенством были оставлены ранее приобретенные вотчины.

Соборное Уложение серьезно ограничило церковный иммунитет. Небольшая по объему глава XIII "О Монастырском приказе" делало духовное сословие подсудным в общем порядке. Монастырскому приказу были также подсудны и крестьяне, принадлежавшие духовным феодалам. Только за патриархом и его служащими сохранялись прежние льготы.

Духовенство выражало недовольство этой реформой. Никон, который в 1649 г. в сане архимандрита Новоспасского монастыря приложил руку к Уложению, став патриархом называл Уложение "проклятою книгою, дьявольским законом". В большой записке он утверждал, что первоначальное намерение законодателей заключались в том, чтобы просто собрать старые законы "ни в чем же отменно". Обманом же "ложнаго законодавца" князя Одоевского были допущены нарушения прав духовенства. Поэтому Никон не признавал законности Уложения и не раз просил государя Уложение "отставить", т. е. отменить. Монастырский приказ был ликвидирован уже после низложения Никона.

Энциклопедия феодального права

Соборное Уложение 1649 г. с полным основанием можно назвать энциклопедией феодального права. Разумеется, необходимо учитывать, что статьи Соборного Уложения не были сведены в строгую систему. Некоторые главы, включенные в Уложение по требованию участников Земского собора, носили частный характер. Не была преодолена казуальность в изложении норм права. Тем не менее в Соборном Уложении содержались элементы государственного права, в частности определялся статус главы государства — государя: глава II "О государьской чести", глава III "О государеве дворе". Вопросам международного права посвящена глава VI "О проезжих грамотах в иные государства". Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления, в том числе вопросы государственной службы: глава VII "О службе ратных людей", глава XXIII "О стрельцах", глава XXIV "Указ об атаманах и казаках", налогообложения: глава IX "О мытах и о перевозех", глава XVIII "О печатных пошлинах", глава XXV "Указ о корчмах". К сфере гражданского права относились обобщения всех важнейших изменений в статусе поместного и вотчинного землевладения: глава XVI "О поместных землях" и глава XVII "О вотчинах". Кроме вопросов, связанных с поместным и вотчинным землевладением, Уложение содержало и другие институты гражданского права. По Уложению можно составить представление о семейном и наследственном праве Древней Руси. В Уложении рассматривались вопросы имущественных прав и обязательств. Впервые регламентировался институт сервитутов, то есть ограничения прав собственности одного субъекта для защиты интересов другого.

Читайте также: