Порядок землепользования у казаков кратко

Обновлено: 05.07.2024

В царской России русская интеллигенция очень много знала о многих прекрасных заморских странах, но она почти ничего не знала о своей собственной стране, о населявших ее народах, их подлинной истории, их быте и имени. Вследствие этого у большинства русской интеллигенции сложились очень превратные и предвзятые понятия о народах, населявших бывшую Россию, а особенно о казаках. Такие косные представления о других народах не служили и не послужат взаимному пониманию между этими народами, но, наоборот эта заплесневелая косность может лишь больше оттолкнуть один от другого, увеличить еще больше находящуюся между ними пропасть.

В силу особого уклада политической и общественной жизни казаков, они никогда не признавали частной собственности на землю. Земля считалась собственностью всех казаков, живущих на ней.

(И в то время, как вопрос землепользования издавна представлял предмет сложных и противоречивых исканий общественной и научной мысли всего культурного человечества, он был казаками разрешен давно и к общему благу всех населявших Казачью Землю и имевших к ней отношение. Из-за этого вопроса в истории всех народов была масса тяжелых и кровавых потрясений. И лишь в последнее время в области разрешения этого насущного вопроса явилась мысль национализации земли, ибо принцип частной собственности на землю бесчисленное множество раз приводил к страшной, кровопролитной реакции народных масс.

Казачий и землепользования, учрежденный казаками много веков перед этим, находит теперь свое оправдание и признание передовым человечеством и считается теперь более правильным разрешением этого наболевшего вопроса. Как раз этот принцип общинного исключил во время свободного, независимого существования казаков внутренние социальные и политические противоречия и помог создать крепкое, здоровое общество).1

С присоединением казаков к России царским правительством было много раз проявлено вмешательство в этот укоренившийся признак казачьего землепользования. Но казаки решительно отстаивали свою особенность землевладения, справедливо видя в этом пагубное последствие на их внутреннюю народную жизнь, на разрушение их общественной сплоченности и единства. .

Но все цари, вопреки воле и желания казаков щедро раздавали казачью общественную землю своим любимцам, а затем новоиспеченному ими же казачьему дворянству. Такое самовольное хозяйничание несло на казачьи территории постепенное установление крепостничества, со всеми его темными сторонами. Это дворянство наделялось царями не их землями, а за счет казаков. Такое беспардонное распоряжение казачьими землями, а равно как, и увеличение количества казачьего населения уже в царствование Александра II проявились признаки грозного ухудшения экономического положения казаков, которое все больше и больше ухудшалось вплоть до революции 1917 года.




Ввиду того, что царским указом приказано было, вопреки казачьим установлениям, наделять с 1869 года генералов по шести земельных надела, штаб-офицеров по четыре, а обер-офицеров по два, кроме своего личного надела; вследствие того, что цари щедро раздавали не принадлежащую им казачью общественную землю чиновникам и дворянам, к началу XX века, например в Области Войска Донского, была такая картина: на общей площади в размере 15.020.442 десятин (десятина равна 2,7 акра) приходилось на станичные общинные наделы землей лишь 9.316.149 десятин, а земли дворянские занимали 4.569.598 десятин земли. Кроме того, свыше 900.000 десятин войсковой казачьей земли царским правительством было сдано на Дону конезаводчикам, для развода лошадей для русской кавалерии. Причем, за эти земли царским правительством платилась в войсковую казну арендная плата в размере 3 копеек, а само правительство за эти земли с коннозаводчиков взимало по 3 рубля с десятины, фактическая же аренда за десятину в соседних с конезаводствами станицах была 18 рублей за десятину…

К началу 1914 года количество населения Казачьих Земель значительно увеличилось, и земельный надел казака во многих станицах был на такой высоте, что многочисленные казачьи семьи не в состоянии за него снаряжать своих членов на военную службу. Во многих станицах, земельный надел казака был даже на 3-4 десятины. И лишь в станицах, менее густонаселенных, с почвой менее плодородной еще сохранялся надел от 7-9 десятин. Но в них бывали частые неурожаи, которые не раз вызывали голод казаков, о чем можно привести весьма много фактических данных.

Следует при этом отметить, что когда, в 1906 году казачья фракция в Государственной Думе вносила предложение об оказании помощи голодающим казачьим округам, постигнутым неурожаем, падежом скота и даже эпидемиями, то, Дума отказала в помощи казакам, которые тогда как раз спасли Русскую империю от разрухи и хаоса. Таковы факты, такова действительность…

Интересно, что даже русский полковник Генерального штаба Медведев, проводивший по поручению царского правительства исследование экономического положения казаков, установил, что казак несет в 73 раза больше тягот, нежели русский крестьянин. Такова действительная картина с богатыми земельными наделами казаков. .

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)



Сами казаки всегда считали, что земля казакам никогда не была пожалована государями, а владели они ею по праву, уплатив за неё в своё время казачьей кровью своих предков.

По книге Валерия Никитина "Традиции казачества"

На фото: картина Гавриляченко Сергея Александровича (заслуженный художник России)

1 января

Получили места под поселение и в начале мая начали селиться на отведённых местах исторические курени бывшего Запорожского казачьего войска.

Ныне это станицы и города: Батуринская, Брюховецкая, Ирклиевская, Динская, Пластуновская, Васюринская, Старовеличковская, Каневская, Платнировская, Прочноокопская, Тимашёвская (ныне город Тимашёвск), Усть-Лабинская (ныне город Усть-Лабинск) и некоторые другие.

В последних говорилось: «Буде кто определённой должности учнёт ради дел требовать, или брать, или возьмёт с кого плату, или подарок, или посул, или иной подкуп или взяток, доставлять яко лихоимца в правительство.

Буде кто злообычен в пьянстве, беспрерывно пьян или более времени в году пьян, нежели трезв, такого присылать в правительство для определения на воздержание.

И ещё одно событие 1 января 1794 года. При приграничной крепости Кавказской на реке Кубани донскими казаками (435 душ мужского пола) была поселена станица Кавказская.

1843 год:

Образована самостоятельная Кавказская епархия (в Ставрополе), в ведение которой относилась область войска Черноморского. Первым епископом был Иеремия. Как свидетельствуют архивные документы, впервые Иеремия посетил столицу Кубанского края - город Екатеринодар в мае 1844 года.

1848 год:

В Екатеринодаре создана межевая комиссия, положившая начало землеустроительной службе Кубани.

1869 год:

Открылась первая общедоступная библиотека в городе Екатеринодаре.

1882 год:

1890 год:

В селе Великом Кубанской области родился Василий Дровянников – воспитанник Кубанского музыкального техникума и Московского музыкального образцового техникума, студии Большого театра; прошедший стажировку в Италии (в легендарном миланском Teatro alla Scala) и с 1925 по 1941 год являвшийся солистом Большого театра, исполнителем басовых партий.

1901 год:

Открыт приём в музыкальные классы Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Заведовал музыкальными классами Павел Махровский.

1904 год:

Образован Кубанский комитет РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), возглавивший деятельность социал-демократов Кубанской области и Черноморской губернии. В его состав вошли М.М.Костеловская, В.С.Попов, А.Г.Щербинин, М.О.Шишкин, С.И.Мартыновский и другие революционеры.

1910 год:

Певческий хор Кубанского казачьего войска возглавил регент Яков Тараненко (собиратель народных песен).

1914 год:

1937 год:

Президиум Азово-Черноморского крайисполкома принял решение о создании Краснодарского театра музыкальной комедии.

1948 год:

В посёлке Ахтырском Абинского района Кубани в семье сельских учителей родился Юрий Гречко – поэт, журналист, член Союза писателей СССР, Союза российских писателей, лауреат Всесоюзной литературной премии имени Максима Горького, член правления Краснодарской краевой организации Союза российских писателей.

1960 год:

Строительство завода было начато ещё в 1956 году. Параллельно, группа рабочих (50 человек) проходила обучение в Ленинградском научно-исследовательском керамическом институте, а затем практику на Дулевском фарфоровом заводе. Так сформировалось ядро коллектива, которому предстояло осваивать новое для Кубани производство.

В марте 1960 года предприятие выпустило первую партию фарфоровой посуды. А в 1964 стало производить и фаянсовую продукцию. Два года спустя в Москве состоялась выставка-продажа кубанского фарфора, имевшая успех.

6. Особенности использования земель и земельных участков

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2014 N 1090)

(см. текст в предыдущей редакции)

Казачьи общины, член казачьей общины имеют право пользоваться в местах традиционного проживания казачества, а также в местах размещения новых казачьих поселений землями и земельными участками, необходимыми для восстановления традиционного уклада жизни казачества, обеспечивающего сочетание государственной службы с решением вопросов жизнеобеспечения казачьих общин в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Презентация на тему: " Лекция 9. Ментальность казаков в эволюции общественно-правовых воззрений Административное устройство кубанских станиц. Порядок землепользования у казаков." — Транскрипт:

1 Лекция 9. Ментальность казаков в эволюции общественно-правовых воззрений Административное устройство кубанских станиц. Порядок землепользования у казаков. Положение и статус войскового, отдельских и станичных атаманов. Роль общих собраний казаков в принятии важнейших решений. Порядок судопроизводства у казаков и традиционная система наказаний.

2 Ментальность образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность индивида или группы, проявляющиеся в поведенческих шаблонах, устойчивых ценностных установках, деятельности, обычной жизни, традициях

3 Административное деление кубанского казачьего войска

4 Община кубанских казаков Это - поземельная соседская организация мелких производителей; Экономическое объединение и низшая административная единица. Ее экономическую сторону составляли мероприятия по распределению и эксплуатации земельного надела (переделы полей, лугов, использование пастбищ и лесов). В административном отношении община исполняла фискальные и полицейские обязанности. Отличительная черта – ярко выраженный военизированный характер, особенно на ранних этапах существования. В общине проходила вся жизнь казака, от рождения до смерти, отсюда он отлучался на время воинской службы или походов. Общинников объединяли производственные интересы, коллективная ответственность перед государством, правосудие, религиозная жизнь, организация досуга, взаимопомощь. Регулирование внутриобщинных отношений производилось на основании законодательных актов и накопленного опыта, нашедшего отражение в обычаях и традициях казачества

5 Властным институтом в казачьем обществе было народное собрание – "круг", "рада" Орган административного, гражданского и уголовного управления под председательством достойнейшего из казаков, носившего титул атамана. Решения круга, рады беспрекословно выполнялись всеми казаками. Круги и рады были инициаторами различных начинаний, особенно военных. На Дону, в Запорожской Сечи на войсковом круге, раде решались вопросы, касающиеся только всего войска, как то: выборы Войскового атамана, есаулов, Войскового писаря, духовенства, прием в казаки, объявление походов, дележ добычи, прием царских послов, рассмотрение дел по преступлениям против всего Войска, против веры и т.д.

6 Высшей властью в Кубанском казачьем войске обладал наказной атаман Наказной атаман также был и начальником Кубанской области. При нем создавалось областное правление, которому подчинялись правления отделов. Руководство отделами осуществляли поставленные войсковым наказным атаманом атаманы отделов, которые вместе с правлением следили за общественным порядком, распоряжались полицией, утверждали выборных станичных атаманов и контролировали их деятельность, ведали мобилизациями, учебными сборами и т.д.

7 Институт суда С одной стороны сложился под влиянием традиций и судебной практики в Запорожской Сечи и на Дону. С другой стороны - под влиянием административных и судебных учреждений российского правительства.

8 Система наказаний Любой старый заслуженный сечевик был батьком для начинающего служить "молодика". Батьки в случаях правонарушений и провинностей запорожца выступали судьями и исполнителями судебных приговоров. Это была первая судебная инстанция, ведавшая мелкими проступками, – драками, воровством, ослушаниями и пр. В таких случаях суд и расправа скоро следовали один за другим. За совершение преступления куренной сам лично наказывал кием провинившегося, подобно отцу, наказывающему детей. Вторую, высшую инстанцию, представлял суд кошевого судьи или кошевого начальства. В таких случаях появлялись зачаточные формы следствия и судопроизводства, а исполнение приговора поручалось другим лицам.

9 Суд на сходе В момент приведения в исполнение приговора о телесных наказаниях все иногородние со схода изгонялись. Приговор в исполнение казаки приводили по жребию. После судебного схода все его участники держали трехдневный покаянный пост, ежедневно усиленно молились и только после бани шли в церковь к исповеди каяться за нарушение заповеди "Не судите да не судимы будете…!"

10 Официальное судопроизводство На письменное судопроизводство Кубани оказала влияние Высочайшая грамота Екатерины II. В ней войсковому правительству были предоставлены "расправа и наказание впадающих в погрешности в войске«; но вместе с тем войсковое правительство должно было считаться с законами об управлении губерниями, и в важных случаях предписывалось отсылать преступников таврическому губернатору "для осуждения по законам". Очевидно, что во всех этих случаях без письменного делопроизводства суду уже нельзя было обойтись.

Читайте также: