Литература древней индии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Она настолько разнородна и создавалась на таком большом количестве языков, что не может быть сколь-либо полно описана, исходя из рамок работы. Поэтому здесь фрагментарно будут изложены лишь основные вехи литературного бытия.

Ведическая литература состоит из произведений четырех категорий:

Религиозная индийская мысль считает Веды откровением бога Брахмы, каждый из четырех ликов которого создали по одной Веде.

Эпическая литература возникает в первой поло. вине первого тысячелетия до н. э., но оформляется в 4 в. до н. э.— 4 в. н. э.

Литература Индии в средние века характеризуется угасанием литературы на санскрите и пракритах, с одной стороны, и появлением литературных произведений на местных языках, с другой стороны. Наряду с этим в Индию вместе с завоевателя-ми-мусульманами приходят новая культура и новые языки (сначала тюркский, а затем персидский), которые принесли с собой и новые жанры, главным образом персоязычной литературы (газели, касыды, марсия и рубаи).

Литература бхакти появляется как оппозиционная не только сословно-кастовому расслоению общества, но и всему тому, что сеяло рознь между людьми. Во многом это связано с повышением социально-культурной активности низших каст, с проникновением в Индию идей суфизма, с ослаблением воздействия ортодоксального индуизма. Литература бхакти возникла в различных сектах и общинах индуизма. Она

способствовала росту индо-мусульманского синтеза и стимулировала творчество многих поэтов, отказывавшихся от традиционной придворной литературы на санскрите и пытавшихся писать на разговорных языках. Основная идея движения бхакти — равенство всех перед богом, осуждение кастовых различий, индо-мусульманской розни. Наиболее известными поэтами бхакти считаются Кабир, Сурдас, Мнрабан, Тулсидас. Поэзия бхакти имела два направления: сагунпантхи , т. е. путь почитания конкретного божества, наделенного определенной формой и качеством. Обычно это направление прославляет на севере Вишну и его перевоплощения (Раму и Кришну), а на юге — Шиву. Второе направление — ниргунпантхи , т. е. путь почитания абстрактного божества без формы и качества. Направление выражало себя созданием философско-религиозной лирики. Движение бхакти зародилось в Тамилнаде в 6-8 вв. К13 в. его первое течение, связанное с культом Шивы, охватило почти всю Южную Индию. К 16 в. движение, связанное с культом Вишну, распространилось в большей части Северной Индии Дальнейшее развитие индийской литературы с различными местными языками, на весьма краткой характеристике некоторых мы и остановимся. Рамки работы не позволяют дать описание всех 16 основных литератур Индии на региональных языках.

Литература хинди. Вбирает в себя два понятия:

1. литературу на языках хинди, охватывающую примерно 10-12 языков, на которых создавались литературные произведения авадхи, брадж, кхари боли, майтхили и др. 2. современный литературный язык хинди, сформировавшийся в основном в начале

19 в. и во второй половине 20 в. фактически вытеснивший из литературного процесса другие языки хинди. В своем развитии литература хинди прошла ряд этапов, которые так или иначе связаны с историей страны и которые отражают социально-политические процессы, происходившие в стране. Историю литературы хинди принято начинать с литературы протестантских сект секты сиддхов и натхов, о которых речь шла выше;

Следующим этапом становится поэзия бхакти , или поэзия любви и преданности (14-17 вв). Религиозно-реформаторское движение бхакти, охватившее всю страну, оказало огромное влияние на всю последующую индийскую литературу и, особенно на литературу хинди. Всю поэзию и поэтов бхакти на хинди можно подразделить на четыре группы:

1. поэты-отшельники, почитавшие абстрактное божество (ниргунпантхи), к которым в первую очередь относится величайший поэт средневековья Кабир (1440-1513),

2. суфийские поэты, самым значительным представителем которых был Малик Мухаммед Джаяси (1499-1542),

На смену поэзии бхакти приходит поэзия рити или поэзия маннеризма, знаменовавшая собой утрату гуманистических традиций и общественного звучания (1650-1875). Основными причинами подобной ситуации был упадок Могольской империи и появление в Индии европейских завоевателей. Литературное творчество становилось достоянием узких чаще всего придворных кругов. Тема возвышенной любви к Кришне все более и более приобретает эротическую окраску, а сами произведения отличаются усложненным языком, обилием тропов, пышностью метафор, различными формалистическими изысками.

Основоположником современной литературы хинди считается Бхаратенду Харишчандра (1850-1885), драматург, поэт, публицист. Его творчество знаменует собой эпоху формирования национального сознания индийцев (1875-1900), что связано как с первой войной за независимость (1857-1859), так и с ростом просветительства в Индии. Кроме того, Бхаратенду был одним из первых, кто начал использовать хинди как язык поэзии (в то время языком поэзии считались авадхи и брадж). На хинди написаны и все 18 пьес (оригинальные и переводы с санскрита). Оригинальные пьесы имеют явно сатирическую направленность и основаны на реальном материале. В силу этого Бхаратенду называют и зачинателем просветительского реализма.

Яшпал (1903-1976), Упендранатх Ашк (1910-1997), Рангея Рагхав (1923-1962), Вриндаванлал Варма (1989-1969) и некоторые другие.

Бенгальская литература .

Возникает на рубеже первого тысячелетия нашей эры вместе с формированием древнебенгальского языка. Она не имеет достаточно четкой периодизации, поэтому здесь мы остановимся только на основных этапных моментах ее становления и развития.

Продолжение кришнаитской темы в бенгальской литературе связано с движением бхакти. В 16-17вв наблюдается расцвет бенгальской лирической поэзии, что во многом связано с именем Чойтонно Деба (1486-1533), принадлежавшего к демократическому направлению этого движения. Его имя стало символом и предметом поклонения для последующих бенгальских поэтов, посвятивших ему много первоклассных произведений, ставших шагом вперед на пути создания светской литературы.

Новая бенгальская литература, которую обычно называют просветительской, во многом связана с развитием социально-экономических отношений в Бенгалии и ее столице Калькутте. С укреплением позиций англичан, с созданием первых учебных заведений европейского типа, с изданием прессы на национальных языках начинается знакомство бенгальцев с европейской культурой, расширяется кругозор их знаний.

Младшим современником Тагора был Шоротчондро Чоттопадцхай (1876-1938), которого считают самым видным представителем реализма в бенгальской литературе.

Представители второго направления придерживались левой, иногда даже марксистской ориентации. Среди них ведущее место занимает творчество Манника Бондопаддхая, одного из организаторов Антифашистской ассоциации писателей и артистов Бенгалии. Его романы о жизни мелкой городской буржуазии, крестьян, рыбаков и мелких служащих стали популярными не только в Бенгалии. К представителям третьего, модернистского направления относят поэтов Бншну Де и Бимолчондро Гхоша, которые с течением времени от модернизма перешли к революционному романтизму.

Тамильская литература .

С 16 по 18 в. тамильская литература находилась в состоянии относительного упадка, что объясняется рядом политических причин (Тамилнаду оказался на задворках огромной Виджаянагарской империи, а затем в Южную Индию проникают европейцы). В 18 в. англичане практически подчиняют себе Тамилнаду. Литература лишается поддержки феодальных правителей и становится уделом творчества отдельных лиц, включая итальянского миссионера, создававшего поэмы на библейские темы и плутовские рассказы на тамильском языке под псевдонимом Вирамамунивар.

В 19 в. возникает просветительская литература . В Тамилнаду создаются учебные заведения по европейскому образцу, повышается интерес к древней истории и литературе, усилиями миссионеров создаются грамматики и словари современного тамильского языка. В 1831 г. появляется первый журнал, а в 1883 г. начинает выходить газета на тамильском языке. В этот же период создаются первые прозаические произведения. Зачинателем современной тамильской прозы считают Арумугу Навалара (1823-1879). В 1876 г. публикуется первый тамильский роман, написанный Веданаянгамой Пиллаи (1824-1889).

Начало 20 в. отмечается в Тамилнаду подъемом национально-освободительного движения, что не могло не сказаться на литературном творчестве, в котором происходит решительный поворот к реальной жизни, потребовавшем от писателей и поэтов нового содержания и новых форм. Этот поворот во многом связан с творчеством одного из самых значительных тамильских поэтов современности Суппирамания Баради (1882-1921). В своих произведениях Баради проповедовал идеи социальной справедливости, призывал служить своим талантом народу. Своими работами Баради как бы завершил формирование современного тамильского языка.

Современная тамильская проза, поэзия и драматургия развивается в общем, русле индийской литературы, дав немало хороших и весьма профессиональных образцов указанных жанров.

Литература урду прошла сложный путь развития от придворно-аристократической до народно-патриотической. Язык урду грамматически имеет чисто индийскую основу: его современная грамматика практически идентична грамматике современного литературного языка хинди, хотя становление Урду как языка произошло ранее становления хинди. Урду возник на стыке персидско-таджикской и персидско-индийской литературы и использовал в своем лексическом арсенале арабо-персидскую я собственно индийскую лексику (общую с хинди). Отсюда проистекает и жанровая особенность урду, который изначально тяготел к жанрам персидской поэзии, хотя тематически больше склонялся к индийской действительности.

Распространению урду в Северной Индии способствовало с одной стороны, суфийское движение, представители которого использовали персоязычную форму, наполненную индийским содержанием, что делало их произведения популярными среди индийцев. С другой стороны, этому процессу способствовал и распад Могольской империи, что заметно подорвало позиции персоязычной литературы и усилило позиции урду. Основными представителями средневекового урду, который принято называть классическим, являются два знаменитых поэта Назир Аурангабад и -(Вали Мухаммад, 1740-1830) и Галиб (Асадулла-хан, 1797-1869).

Назир первым среди поэтов ввел в свои произведения персонажей из простого народа. Традиционно мусульманские сюжеты перемежаются у него с общеиндийскими и индуистскими. Его язык близок к разговорному языку г. Агры, где он жил.

Галиба считают основным поэтом-классиком средневековья. Он начинал как софийский поэт, но потом отошел от суфизма и начал проповедовать братство людей независимо от их религии. Он сочувствовал простым людям, прославлял их труд. Он также сочувственно встретил события 1857-1859 гг. Прозаические, главным образом эпистолярные произведения Галиба подготовили становление современной прозы на урду. Его поэзия определила развитие поэзии урду в первой половине 19 века.

Во второй половине 19 века в литературе урду наступает период просветительства. Под влиянием европейской цивилизации и главным образом под влиянием событий 1857-1859 гг. Писатели и поэты начали отказываться от традиционных мусульманских или индуистских сюжетов и обращаться к событиям реальной действительности, Литература, которая до этого служила целям занимательности или открытой религиозной пропаганды, в произведениях просветителей приобрела публицистический, гражданский характер, превратилась в средство воздействия на общественную мысль. Новое направление в литературе связывается с именем

Сайида Ахмад-хана (1817-1898) который, вместе со своими сторонниками пытался распространять достижения европейской культуры и науки среди мусульманского населения Индии. В этом просветителям стали оказывать поддержку выпускники делийского колледжа (основан в 1825 г.) и Алигархского мусульманского университета, основанного в 1875 г. по инициативе Сайида Ахмада-хана.

В начале 20 в. под воздействием роста национально-освободительного движения в литературе урду начали звучать национально-патриотические мотивы. Произведения авторов того времени призывали к сплочению индусов и мусульман перед лицом общего врага. Одно из ведущих мест в литературе урду этого времени занял

Мухаммад Икбал (1877-1938), крупный индийский поэт и философ. Основная идея его творчества — освобождение родины и возрождение ислама (об исламе Икбал писал главным образом на персидском языке).

На становление современной прозы урду заметное влияние оказало творчество Премчанда (1880-1936). Из последователей Премчанда можно отметить художников левой ориентации Саджада Захира (1905-1973) и Фаиза Ахмад Фаиза (1911-1984), принимавших активное участие в создании Ассоциации прогрессивных писателей Индии.

Среди прозаиков последнего времени нужно отметить творчество Кришана Чандара (1914-1977), писателя самого широкого творческого диапазона: От лирической повести до сатирического романа, От публицистического очерка до фантастической истории (часть работ написана им на языке хинди), а также таких писателей, как Саадат Хасан Манто (1912-1955), Али Сардара Джафри (1913).

После раздела Индии на собственно Индию, и Пакистан урду стал государственным языком Пакистана. За 50 лет, прошедших с момента раздела, наметились определенные различия в развитии индийского и пакистанского урду и литературы на урду в этих странах. Индийский урду обнаруживает тенденцию к индуизированию, что касается как лексики, так и содержания произведений.

Рамки работы позволяют остановиться на описании только четырех литератур Индии. За пределами нашего внимания остались Англоязычная, Ассамская, Гуджарат ская, Кашмирская, Каннарская, Малаяламская, Маратхская, Орисская, Панджаб-ская, Персоязычная, Синдхская литературы, а также литература народа телугу.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" в других словарях:

Индийская литература — считается одной из древнейших. В Индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих языках. Устное народное творчество сильно развито. Индуистская литература составляет важную часть индийской культуры. Содержание 1… … Википедия

Индийская литература — I. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТ РА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Древнеиндийская литература, точнее, литература на древнеиндийских и среднеиндийских яз. (см. Индийские языки), охватывает лит ую продукцию огромного периода, начиная от второго (а по мнению некоторых ученых … Литературная энциклопедия

Индийская литература — древнейшим памятником И. литературы являются веды (см.) и примыкающая к ним обширная прозаическая литература, разрабатывающая и дополняющая их содержание. Период, к которому относится создание собственно вед, или стихотворных их частей, так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Литература Индии — Индийская литература считается одной из древнейших. В Индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих языках. Устное народное творчество сильно развито. Индуистская литература составляет важную часть индийской… … Википедия

ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА — ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность национальных и межнациональных литератур Южной Азии, типологически близких; одна из крупных макрообщностей в мировом литературном процессе. Уже в рамках индийской древней литературы определились некоторые… … Литературный энциклопедический словарь

Индийская древесная сорока — Индийская древесная сорока … Википедия

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… … Философская энциклопедия

Индийская большая дрофа — Научная классификация промежуточные ранги … Википедия

Индийская перевёртка (почтовая марка) — Индийская перевёртка англ. Inverted Head 4 Annas … Википедия

Литература Индии, история и обзор
Atma
Темы: литература и мифология веды история смрити
Индийская литература насчитывает более сорока веков и является одной из древнейших в мире.
Ведическая литература, как полагают, была создана в конце 2 тыс. до н.э., к ней относятся: "Самхиты" - сборники гимнов и молитв.
Наиболее древней из Самхит является "Ригведа", состоящей из 10 книг (мандал).
Несколько более поздним произведением является "Атхарведа", состоящая из 731 гимна и подразделяемая на 20 книг.
"Самаведа"(сборник песнопений) состоит из 1549 гимнов.
"Яджурведа" состоит из гимнов и прозаических отрывков (яджус).
"Брахманы" создавались в 6-8 вв. до н.э и представляют собой толкования к ведам.
"Араньяки"("Лесные книги"), как полагают, созданы для аскетов, уходящих в лес и ведущих одинокий образ жизни.
"Упанишады" - религиозно-философские произведения.
В 200 "Упанишадах" были собраны сокровенные знания, доступные только посвященным. Как предполагается, первые "Упанишады" создавались в 3-7 вв. н.э.
Эпическая индийская литература возникает в 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э.
Наиболее древним эпическим произведением считается "Махабхарата" ("Великая Индия").
Ее создание приписывают отшельнику Вьясе. Махабхарата считается самым большим литературным произведением в мире (100.000 строк).
"Рамаяна", состоящая из 24 тысяч строк, создана приблизительно в 4 в. до н.э. Ее авторство приписывают отшельнику Вальмики. "Пураны"("Древние сказания"), созданные в средние века, содержат большое количество легенд и мифов.
В основном в "Пуранах" повторяются сюжеты из "Махабхараты" и "Рамаяны".
Распространение буддизма в Индии произвело на свет такое явление, как палийская литература.
Одним из языков, на котором велась проповедь буддизма был пали ( по преданию, именно на этом языке проповедовал Будда).
Первым произведением этой литературы считается "Типитака ("Три корзины") - собрание буддийских конических текстов, состоящее из трех книг.
Основное содержание "Типитаки" было изложено на первом буддийском соборе в 477 г. до н.э.
Джатаки ("Повести о житиях бодхисаттв"), как полагают, созданы в 4-3 вв. до н.э.
Это - сборник притч, иллюстрирующих постулаты буддизма.
Литература кавья, или классическая санскритская литература зародилась во 2 в. до н.э.
Ее наиболее ранние представители Ашвагоша (2 в. н.э.), Бхаса (3-4 вв.н.э).
Наиболее знаменитым представителем классической санскристской литературы является "индийский Шекспир" Калидаса (4 в. н.э.).
До нас дошли несколько драм и поэм этого автора: "Узнанная по кольцу Шакунтаы", "Облако-вестиник" и другие.
Литература бхакти возникает в Тамиланду в 6-8 вв. Наиболее яркими ее представителями являются Кабир, Сурдас, Мирабаи, Тулсидас.

Литература хинди (литература на языках хинди) возникает приблизительно в 7-11 вв. Первоначально она создавалась на более чем десяти языках.
В 19 - первой половине 20 вв. сформировался современный литературный язык хинди.
Основоположником современной литературы хинди считается Бхаратенду Харишчандра (1850-1885).

Бенгальская литература возникла на рубеже первого тысячелетия нашей эры.
Наиболее ранним ее памятником считается "Чоржапод" (10-12 вв.) - сборник стихотворных гимнов, принадлежащих перу разных авторов. Ярким представителем бенгальской литературы и широко известным в России является Рабиндбранат Тагор (1861-1941).
Истоки тамильской литературы исходят к началу нашей эры.
Одним из самых значительным представителей современной тамильской литературы был Суппираманья Баради (1882-1921). Литература урду возникла в Декане в средние века.
Первоначально она считалась чисто придворно-аристократической литературой.
Одним из известнейших ее представителей является Вали Мухаммед (1667-1707).

Индийская литература насчитывает более сорока веков и является одной из древнейших в мире.

Ведическая литература, как полагают, была создана в конце 2 тыс. до н.э., к ней относятся:

  • "Самхиты" - сборники гимнов и молитв. Наиболее древней из Самхит является "Ригведа", состоящей из 10 книг(мандал).
  • Несколько более поздним произведением является "Атхарведа", состоящая из 731 гимна и подразделяемая на 20 книг.
  • "Самаведа"(сборник песнопений) состоимт из 1549 гимнов.
  • "Яджурведа" состоит из гимнов и прозаических отрывков(яджус).
  • "Брахманы" создавались в 6-8 вв. до н.э и представляют собой толкования к ведам.
  • "Араньяки"("Лесные книги"), кеак полагают, созданы для аскетов, уходящих в лес и ведущих одинокий образ жизни.
  • "Упанишады" - религиозно-философские произведения. В 200 "Упанишадах" были собраны сокровенные энания, доступные только посвященным. Как предполагается, первые "Упанишады" создавались в 3-7 вв. н.э.

Эпическая индийская литература возникает в 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э.

  • Наиболее древним эпическим произведением считается "Махабхарата"("Великая Индия"). Ее создание преписывают отшельнику Вьясе. Махабхарата считается самым большим литературным произведением в мире(100.000 строк).
  • "Рамаяна", состоящая из 24 тысяч строк, создана приблизительно в 4 в. до н.э. Ее авторство приписывают отшельнику Вальмики.
  • "Пураны"("Древние сказания"), созлданные в средние века, содержат большое количество легенд и мифов. В основном в "Пуранах" повторяются сюжеты из "Махабхараты" и "Рамаяны".

Распространение буддизма в Индии произвело на свет такое явление как палийская литература. Одним из языков, на котором велась проповедь буддизма был пали ( по преданию, именно на этом языке проповедовал Будда).

  • Первым произведением этой литературы считается "Типитака("Три корзины") - собрание буддийских конических текстов, состоящее из трех книг. Основное содержание "Типитаки" было изложено на первом буддийском соборе в 477 г. до н.э.
  • Джатаки ("Повести о житиях бодхисаттв"), как полагают, созданы в 4-3 вв. до н.э. Это - сборник причт, иллюстрирующих постулаты буддизма.

Литература кавья, или классическая санскритская литература зародилась во 2 в. до н.э. Ее наиболее ранние предстваители Ашвагоша( 2 в. н.э.), Бхаса( 3-4 вв.н.э). Наиболее знаменитым предствителем классической санскристской литературы является "индийский Шекспир" Калидаса( 4 в. н.э.). До нас дошли несколько драми поэм этого автора: "Узнанная по кольцу Шакунтаы", "Облако-вестиник" и другие.

Литература бхакти возникает в Тамиланду в 6-8 вв. Наиболее яркими ее представителями являются Кабир, Сурдас, Мирабаи, Тулсидас.

Литература хинди (литература на языках хинди) возникает приблизительно в 7-11 вв. Первоначально она создавалась на более чем десяти языках. В 19 - первой половине 20 вв. сформировался современный литературный язык хинди. Основоположником современной литературы хинди считается Бхаратенду Харишчандра (1850-1885).

Бенгальская литература возникла на рубеже первого тысячелентия нашей эры. Наиболее ранним ее памятником считается "Чоржапод" (10-12 вв.) - сборник стихотворных гимнов, принадлежащих перу разных авторов. Ярким представителем бенгальской литературы и широко известным в России является Рабиндбранат Тагор (1861-1941).

Истоки тамильской литературы исходят к началу нашей эры. Одним из самых значительным представителей современной тамильской литературы был Суппираманья Баради (1882-1921).

Литература урду возникла в Декане в средние века. Первоначально она чисталась чисто придворно-аристократической литературой. Одним из известнейших ее представителей является Вали Мухаммед(1667-1707).

Читайте также: