Портрет ребенка в поликультурном пространстве россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

1 ФГОС: дошкольное образование в поликультурном пространстве © Кафедра дошкольного образования © Е.В. Коточигова

3 Идеи поликультурности в рамках российского образовательного пространства Причины: глобализация открытое информационное общество трудовая мобильность военные конфликты политический и экономический кризис Мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию: Документы ООН Совета Европы ЮНЕСКО

5 Задачи поликультурного подхода актуализация диалога и взаимодействия культур; сохранение и создание новых языковых ценностей; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия личности с элементами других культур

7 А что в дошкольном образовании? Процесс образования ребенка дошкольного возраста разворачивается в поликультурной образовательной среде дошкольного образовательного учреждения, которая, являясь частью поликультурной среды и общества, сохраняет все их сущностные черты. Поликультурная образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация

8 Поликультурность – дошкольное образование 1. Направленность на развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на организацию процесса накопления им опыта взаимодействия с миром, приобщения к человеческим отношениям, познания и проникновения в культуру. 2. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость процесса образования ребенка. 3. Субъект-субъектное педагогическое взаимодействие как содействие, что предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников воспитательно-образовательного процесса

9 Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда Авторский коллектив: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.Г. Гогоберидзе, В А. Деркунская, С.А. Езопова, Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.К. Ничипоренко, В.А. Новицкая, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, М.Н. Полякова, Л.С. Римашевская, Р.И. Яфизова

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование ставит целью: создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения. Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.

Содержание программы по поликультурному образованию включается в разделы: познавательное развитие, игра, художественная литература, музыкальное и эстетическое развитие, продуктивная деятельность, физическая культура и другие. Нами был избран вариант интеграции с основной образовательной программой, который направлен на изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счет введения тем поликультурного образования. Поликультурное воспитание - основа патриотического воспитания дошкольников.

Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания таким ученым как Геннадий Дмитриевич Дмитриев. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами, над этими вопросами работают педагоги-исследователи – Е.С.Б абунова; Т.Ф. Бабынина и другие.

Поликультурное воспитание у нас в детском саду осуществляется в трех направлениях:

В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать красоту национальной музыки.

Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Именно они знакомят дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют национальный колорит красок и узоров.

Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.

Мы считаем, что вся работа по поликультурному воспитанию, проводимая нашим педагогическим коллективом совместно с родителями – это духовно – нравственная составляющая образования. Так как без духовности становятся бесполезные самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии, таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.

Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Мы стараемся активно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, так как это важный момент поликультурного образования в детском саду. Мы осуществляем его через информационные зоны, беседы, анкетирование и официальный сайт детского сада.

Педагоги разрабатывают и проводят мероприятия, конкурсы, праздники и развлечения с участием семьи. Совместно с родителями воспитанников проводятся и организуются фотовыставки, изготавливаются народные костюмы для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры. Мы ставим задачи перед педагогами детского сада - максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок и сделать родителей своими союзниками в воспитании детей.

Игра– ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает мир, свое место в нем и вырабатывает собственную модель поведения.

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, является:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей.

Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Разработан цикл занятий по патриотическому воспитанию и поликультурному воспитанию. Воспитатели проводят открытые занятия и знакомят своих коллег с промежуточными результатами поликультурного воспитания.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене. Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

У нас – общая история и общее будущее. Будем продолжать учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Люблю тебя, моя Росси,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Экскурсия по России

(показ слайдов с картинками на которых изображены различные виды транспорта, популярные в разных странах).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой из предложенных видов транспорта будет наиболее удобен нам для путешествия, чтобы мы смогли поехать все вместе и хорошо рассмотреть все красоты и богатства нашей России.

(дети предлагают свои варианты, аргументируют свои ответы, приходят к выводу, что наиболее приемлемым является железнодорожный транспорт, так как соблюдены все условия безопасности).

Ребята, поезда в разных странах тоже бывают разными (показ слайдов, где изображены поезда во Франции, электрички в Германии, Японии, Англии и Бразилии). Я предлагаю по ходу нашего путешествия, нарисовать портрет России и посмотреть – что же у нас получится. Мы возьмем с собой карту России и будет заносить на ней пометки. Итак, вагоны у нас уже готовы, но без кого не может двинуться поезд? (ответы детей). Давайте выберем машиниста поезда. Ребята, разрешите на правах взрослого человека, я возьму на себя должность помощника машиниста, чтобы мы не заблудились с вами в пути.

(машинист и пассажиры занимают свои места).

Музыкальный руководитель: Когда поезд отправляется, машинист дает длинный гудок, сейчас я покажу какой, а далее этот гудок будет давать наш машинист.

(включается аудиозапись гудка поезда с последующим стуком колес)

Музыкальный руководитель: Ребята, поиграли, нам пора отправляться в путь, садимся по местам. Давайте сделаем зарисовки. На этой остановке нам встретился символ России – березка. (на карту помещается изображение берёзы).

Ящик на коленях скачет -

То поет, то горько плачет (гармонь)

А на ней три волоска,

Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)

(На карту помещаются балалайка и гармонь).

Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

На каких народных инструментах играем мы с вами?

Музыкальный руководитель: Отправляемся на следующую станцию. В каждой стране есть своя национальная игрушка – В Италии Пульчинелла, в Чехии – крот из мультфильма (показ слайдов) Дети, а вы знаете нашу национальную русскую игрушку? Да, конечно, вы слышали, что одним из символов России является русскаяматрёшка.

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

И вся семья в матрёшке,

Как в доме деревянном.

Поют матрёшки в хоре.

Живут, не зная горя

И дружно, и счастливо,

И весело на диво.

Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки – озорницы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ребята! Так что же все-таки означает слово Русь? (Ответы детей). В рассказе писателя С. Романовского для детей написано об этом. Послушайте, пожалуйста.

– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвел!

– На русь! – ахнул я.

– На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

– Анна Ивановна, а что такое – русь?

– Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да, все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал что ли никогда?

Я слова вымолвить не могу. Русь – светлое место!

Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!”

А теперь обратите внимание на нашу карту. Какой красивый получился портрет России! Какие же цвета здесь преобладают – светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь – это страна света. Через музыкальные образы природы, традиций Родины мы составили музыкальный портрет России. Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. Наш город – наша малая Родина – это часть России.

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия функционирования школы в поликультурном мире формируют вызовы, требующие не только сохранения и дальнейшего развития отдельных национальных культур и культуры России в целом, но и также формирование и развитие конструктивного диалога культур, основанного на взаимном уважении и принятии, межкультурном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Наш регион находится на пересечении восточно- и западно- азиатских миров. Благодаря этому Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ордена Дружбы народов гимназия № 3 им. А.М. Горького" г. Уфа находится сегодня в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространство для развития в широком контексте.

Воспитание детей в поликультурном пространстве.

Хисматуллина Ф.Б.

Город Уфа, МБОУ гимназия №3 им. А.М. Горького.

Если мы хотим достичь

настоящего мира во всем мире,

то начинать надо с детей.

Махатма Ганди

В начале третьего тысячелетия становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность населения большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий. В данных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области национальной культуры, гармоничное национальное самосознание, толерантность и способность к межкультурному диалогу.

Это своеобразный заказ эпохи, настоятельно требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для дальнейшего развития.

Современные условия функционирования школы в поликультурном мире формируют вызовы, требующие не только сохранения и дальнейшего развития отдельных национальных культур и культуры России в целом, но и также формирование и развитие конструктивного диалога культур, основанного на взаимном уважении и принятии, межкультурном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Принципами поликультурного пространства образовательного учреждения как среды педагогической поддержки личности учащегося выступают следующие:

- поликультурности и национальной идентичности;

- гуманизации и демократизации образования;

- интеграции и глобализации;

- равенства и справедливости;

- открытости и свободы действий в образовании.

Для современного общества для характерным для него сосуществованием множества культур создание единого поликультурного образовательного пространства является весьма актуальной.

Наш регион находится на пересечении восточно- и западно- азиатских миров. Благодаря этому Муниципальное общеобразовательное учреждение ордена Дружбы народов гимназия № 3 им. А.М. Горького г. Уфа находится сегодня в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространство для развития в широком контексте.

1. Актуальность выбора темы статьи обуславливается прежде всего тем, что в республике Башкортостан проживают представители разных национальностей, каждому из которых принадлежит свой яркий и оригинальный язык, своя культура, свои обычаи и традиции.

2. В такой многоязычной и поликультурной среде языком общения является русский.

3. В республике функционируют многонациональные образовательные учреждения, где воспитательно- образовательный процесс осуществляется не только на русском, но и на родных языках.

Поликультурное образовательное пространство- это не только- учреждения, созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения(детские сады, школы, гимназии и т.д.), но и другие социальные системы и явления- люди, учреждения, мир, общественные процессы, СМИ, ведущие идеи, ценностные ориентации - все то, что обуславливает изменения в мультикультурном обществе.

Так, структура поликультурного пространства нашего образовательного учреждения представлена в работе следующими составляющими: поликультурный коллектив учащихся, многокультурный состав педагогов и родителей, кросскультурный характер педагогического процесса, социокультурная среда образовательного учреждения. Образовательное учреждение региона представляет собой поликультурную систему, в которой осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей народов, населяющих республику, посредством внедрения принципов национально-культурной сообразности и билингвального образования.

Назначение поликультурного пространства нашей гимназия выражается в решении социальных, образовательных и воспитательных задач в рамках ФГОС:

- Формирование у детей позитивной социальной активности, выработки умений вступать в межкультурный диалог, воспитания у детей чувства открытости, доброжелательности, терпимости; идентификация личности в поликультурной среде.

- Развитие межнационального мировоззрения, способов толерантного поведения.

- Создание условий для сохранения детьми собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой.

- Приобщение обучающихся к изучению истории религии как составной и неотъемлемой части культуры человечества и формирование необходимых и достаточных знаний по вопросу среди обучающихся.

На сегодняшний день МБОУ гимназия № 3 им. А.М. Горького г. Уфа является инновационным образовательным учреждением с углубленным изучением английского, немецкого, французского языков, а так же башкирского и татарского языков.

Таким образом, поликультурное пространство нашего образовательного учреждения призвано способствовать сохранению традиций, открытию новых культурных перспектив; ориентации на разнообразие и открытость в отношении новых культур, вероисповеданий; знакомству детей с многообразием народных традиций, норм поведения и с современной их культурной интерпретацией; формированию у учащихся способности к принятию разных культур и бережного отношения к ним.


Если говорить о проблеме формирования поликультурной личности, то можно рассматривать ее разных сторон. Но мы хотим уделить внимание именно о формировании поликультурной личности в дошкольных заведениях, о тенденция современного мира в формировании поликультурной личности, о путях формирования и развития.

Выше мы упомянули о том что наша страна многонациональна и безусловна тема поликультурности не смогла не задет нас. Будущее в руках молодежи. Завтрашняя молодежь, ходить сегодня в детские сады и школы. Поэтому уместно, говорить о формировании поликультурной личности в дошкольных заведениях.

Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Первая среда ребенка это его семья. Какой бы национальности не были бы родители, ребенок с детство уже знакомиться со своей культурой, знает слова, какие-то национальные черты. А уже потом в зависимости от страны где проживает уже изучает язык и особенности исконного народа.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей [1, 84].

Одним из важнейших звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Чрезвычайно сложно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье [2].

В нашем случай, многие дети, которые ходят в ДОУ не зависимо от национальности уже знают, что их Родина Казахстан, знают многие национальности и некоторые праздники (национальные, религиозные). Так как мы с детского сада уже даем детям дух поликультурности. Когда отмечаем праздник Наурыз и День Единства народа Казахстана. Многие дети в малые свои годы уже знают свою речь, понимают государственный и межнациональный языки. Учитывая, что в наших ДОУ, дети разных национальностей ходят в одни группы в казахскую или же в русскую, а так же при Ассамблеи народа Казахстана есть воскресные школы для изучения родного и государственного языка, наши дети билингвисты, знающие не только один язык. Это неоспоримый факт. Мы хотим сделать акцент на то что, изучая языки дети в малым возрасте уже понимают культурные различие и то что надо обходиться с другими национальностями бережно (толерантно).

Межкультурный диалог это не только желание понять представителя другой нации или этноса, это и желание познать историю и культуру на языке оригинале. В последнее время уделяется большое внимание на вопрос, связанным с изучением языков с раннего возраста. Связи с этим в Казахстане введен трехъязычия с дошкольного возраста.

Казахстане уже сформировались основные тенденции определяющие развитие методики полиязычия. Согласно законодательству об образовании в РК 2007 года все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знания обучающимися казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.

Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык — русский язык — английский язык.

− изучение языков идет параллельно, языки не пересекаются, опорой является родной язык;

− обучение иностранному языку это обучение речевому мышлению, овладение новыми средствами выражения мыслей и миром изучаемого языка.

Мы должны соблюдать этот принцип: ставим в первую очередь государственный язык. Из какой бы национальности или же вероисповедание не был ребенок он должен знать государственный язык на высшем уровне. Наше будущее в наших руках. Если мы сейчас будет учитывать все мировые и новые тенденции и давать еще больше знании и возможности нашим детям, то и будущее нас ожидает яркое. Так как, самые лучшие инвестиции — это счастливые, здоровые, успешные дети.

Знание языков это ключ к изучению других сфер наук на языке оригинала для лучшего усвоение знании. Поэтому изучать языки не бывает рано или поздно.

Исходя из этого отрывка мы можем говорить о возможностях детей, которые могут изучить разные языки в раннем возрасте. Изучая язык, мы можем полностью раскрыть ребенку культуру и историю разных нации и этносов. Это облегчить ребенку познать красочный мир. И так мы сможем формировать поликультурную личность в раннем возрасте.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, язык, ребенок, казахский язык, Казахстан, ранний возраст, русский язык, государственный язык, культура, уж.

Читайте также: