Портрет барыня с двумя лакеями островский кратко

Обновлено: 06.07.2024

Если можно, то анализ остальных персонажей не помешает. Спасибо!

Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении выйти из-под гнета "самодуров".
Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их "самодурами", так как основополагающий закон для всех — их свобода. Не случайно они относятся приятель к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но тут уже уместно вещать об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать "идеологом" "темного царства". Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает "самодурам" удерживать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее — благословенная Богом почва. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный мотор, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение "темного царства": Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться".
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она основополагающий оппонент героини. Главное ее правило: "Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было". Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят". Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной "грозой". Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: "Ну а без этого нельзя.. . У нас весь жилище на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, охота обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он один в городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. " — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно более того предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но тут уже уместно вещать об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать "идеологом" "темного царства". Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает "самодурам" удерживать людей в страхе. Калинов же для нее — благословенная Богом почва. Механик-самоучка Кулигин — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение "темного царства".
И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает погибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда Катерине удается преодолеть страх, потому что она понимает, что лгать и смирять себя-проступок больший, чем самоубийство.


Главные герои

Кабаниха

Купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, женщина средних лет.

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует всё семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно их придерживается. По её глубокому убеждению, весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на подчинении. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – тиранить своих подчинённых. Это средневековые правила провинциального патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
Подробная характеристика Кабанихи.

Тихон Кабанов

Супруг Катерины, сын Кабанихи, молодой купец.

Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство.
Подробная характеристика Тихона.

Катерина

Жена Тихона, молодая красивая женщина.

Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын выйдет из-под материнского влияния. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, в чём впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Катерины.

Второстепенные персонажи

Варвара

Дочь Кабанихи, невеста Кудряша, юная девушка.

Дочь Кабанихи — полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, научившись обманывать и изворачиваться, она пытается сохранить свою относительную свободу. Кабаниха не является для неё авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печётся о нравственности, стараясь только, чтоб всё было “шито-крыто”.
Подробная характеристика Варвары.

Кудряш

Конторщик купца Дикого, возлюбленный Варвары, молодой парень.

Кулигин

Изобретатель, часовщик-самоучка, мужчина средних лет.

Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чьё имя вызывает положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться: его знания устарели, а для противостояния купцам не хватает смелости.
Подробная характеристика Кулигина.

Савел Прокофьевич Дикой

Богатый и влиятельный купец, мужчина средних лет.

Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
Подробная характеристика Дикого.

Борис

Племянник Дикого, возлюбленный Катерины, молодой человек.

Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создаётся впечатление, что благодаря интеллигентности и образованности, прогрессивным столичным взглядам он сможет противостоять деспотизму купцов. Однако Борис Григорьевич проявляет себя слабым и бесхарактерным человеком. Не оправдав надежд влюблённой в него Катерины, не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя женщину в одиночестве.
Подробная характеристика Бориса.

Феклуша

Странница, блаженная, приживалка Кабанихи.

Приживалка Кабанихи, способная с завидной лёгкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу её привычному обывательскому мирку. В этом образе воплощены дремучее невежество и бескультурие купеческой среды, в которой Феклуше живётся тепло и сытно.
Подробная характеристика Феклуши.

Глаша

Прислуга Кабанихи, молодая девушка.

Девушка, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Она верит россказням Феклуши о странах, где все люди с песьими головами и где судят неправедные судьи.

В этой статье представлена краткая характеристика героев пьесы "Гроза" Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.

Характеристика героев пьесы "Гроза" Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц)

"В городе Калинове, на берегу Волги живет Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова, - женщина грубая, дикая, ханжа и деспотка. Закоренелая в старых варварских понятиях, она является страшным бичом в своем семействе: гнетет сына, подавляя в нем всякое проявление воли, всякий порыв, гнетет невестку, точа ее, как ржа железо, за всякий поступок, несогласный с ее дикими безумными требованиями. Кабанова - это идеал женщины-рабыни, закоснелой в рабстве и порабощающей все, на что только может простираться ее дикий произвол. Что-то адское, сатанинское есть в этой женщине; это какая-то леди Макбет, выхваченная из темных закоулков "тёмного царства".

. Ее грубая натура, воспитанная в грубых, варварских нравах, не может допустить мысли, чтобы муж мог не бить жены, и обращаться с ней кротко, по-человечески. Она видит в этом слабость, и недостаток характера. Жене, по ее мнению, тоже не след ласкаться к мужу и открытое выражать свои чувства - она ведь не любовница, а жена (удивительный аргумент!): все это противно кодексу морали, которого так свято придерживаются в "темном царстве". Жене прилично только раболепствовать перед мужем, кланяться ему в ноги, беспрекословно исполнять его приказания,-- и обманывать его, притворяться, скрывать от него свои мысли и чувства. Подавив всякую волю в сыне, Кабанова не может, однако, поработить совершенно невестку.

Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой - не жизнь, а каторга.

Не будь у Катерины такой . бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей. . Но у нее . [свекровь] - леди Макбет. "

"Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе. Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, - и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может. Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного - луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения.

Дикой, дядя Бориса,- это один из самодуров, которые так великолепно удаются г. Островскому. Без самодура картина из купеческого быта обойтись не может: это уже аксиома. Вот причина, почему и Дикой выведен в "Грозе", хотя он и не нужен для хода пьесы -- и причина, по нашему мнению, вполне законная и разумная. "

". Кабанова не может . поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой - не жизнь, а каторга. Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины,- и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. Катерина находит исход . она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого.

Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис - пошляк страшнейший - отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу."

Тихон Кабанов

"Тихон Иванович, сын Кабановой - . человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, - он тем навлекает на себя постоянное гонение матери.

Тихон рвется куда-нибудь - и напьется,- хотя вином душу отведет, - и мать ни слова против этого: пить и развратничать позволяется нравам "темного царства", лишь бы только все было шито да крыто. . [Тихон] в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса. "

". Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. . Бой-девка - проведет и выведет.

Лицо Варвары обрисовано тоже превосходно, и оно совершенно необходимо по концепции сатиры: Варвара служит наглядным, пластическим доказательством, что деспотизм матери не охранит нравственности дочери, как это и подтверждается миллионами примеров, взятыми из жизни "темного царства". "

". с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса. . Борис - пошляк страшнейший.

Что касается до лица Бориса (хотя нужного в драме, но совершенно бесцветного), то самая его бесцветность - есть его достоинство как лица художественно воспроизведенного: Борис должен быть бесцветен, потому что самодурство дяди вывело в нем всякий цвет. Его бесцветность хороша и в том отношении, что рельефно выставляет всю нелепость любви к нему Катерины. "

"Лучшим из этих аксессуарных лиц - нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме -- является, по нашему мнению, Кулигин,- мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского.

Посмотрите - какое у Кулигина светлое миросозерцание, как чужд ему мистицизм, как ласково и радостно он смотрит на всех, как любит всех, посмотрите, какое у него стремление к знанию, какая любовь к природе, какая жажда принести пользу людям: хлопочет он и об устройстве солнечных часов на бульваре, и об устройстве громоотводов - и все это не для себя, не из видов корысти, не ради спекуляции, а так - ради общего блага, в чистом и благороднейшем значении этого слова.

. [от Кулигина] веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу. Оттого, что в душу . проник луч истины, добра и прекрасного - луч образования. "

"Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского.

Феклуша, толкующая о "Салтане Махмуде турецком", о "Салтане Махмуде персидском" и о том, что в Турции нет судей праведных, а все судьи неправедные, и т. д., эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный источник света и просвещения для жителей "темного царства": всякая нелепость, которая только может придти ей в голову, застрянет обыкновенно на веки-вечные и в голове "темных людей", с религиозным благоговением слушающих ее рассказ о дальних странах - о святых местах, о граде Киеве и проч. и проч.

Немалый источник мистицизма, такою дьявольскою сетью опутавшего душу несчастной Катерины, кроется, по нашему мнению, в этих приживалках-Феклушах, в их рассказах о разных разностях, отуманивающих на всю жизнь сознание бедных "темных людей". "

"Многих может поразить появление несколько раз в продолжение пьесы барыни - старухи, каркающей ни с того ни с сего a la шекспировская ведьма; но это лицо тоже не лишено правды: такие случаи бывают в уездных городах."

Характеристика героев пьесы "Гроза" Островского: описание главных и второстепенных персонажей (действующих лиц) произведения.

Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.

Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. Жители этого городка — люди, привыкшие к обману, тирании, невежеству. Несколько человек из калиновского общества выделялись своим стремлением к лучшей жизни — это Катерина Кабанова, Борис и Кулигин.

Молодая девушка была замужем за слабохарактерным Тихоном, чья суровая и деспотичная мать постоянно угнетала девушку. Кабаниха установила в своем доме очень суровые порядки, поэтому все члены семейства Кабановых ее не любили и боялись. Во время отъезда Тихона по делам Катерина тайно встречается с Борисом — образованным молодым человеком, приехавшим из другого города к своему дяде — Дикому, человеку такого же крутого нрава, как и Кабаниха.

смысл грозы Островского

Смысл названия

Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.

Композиция

В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:

  • Экспозиция: перед нами предстают основные действующие лица (действие 1, сцена 1-2);
  • Завязка, в которой обозначается конфликт. Тихон уезжает, а его мать наставляет и поучает невестку (действие 2);
  • Развитие действия: Варвара организует свидание Бориса и Катерины (действие 3, сцена 1-2)
  • Кульминация, в которой конфликт достигает своей высшей точки. На небе собираются тучи, гремит гром, и все горожане ожидают кары с небес. После разговора о геенне огненной Катерина осознала вину и покаялась перед всеми (действие 4).
  • Финал, подводящий все сюжетные линии к логичному завершению: Катерина остается одна и бросается в омут, Варвара сбегает, Тихон во всем обвиняет мать (действие 5).

Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.

Конфликт

Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.

Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.

Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.

Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.

В конце повествования затравленная горожанами и оставленная своим возлюбленным Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.

Главные герои и их характеристика

имя героясословная принадлежность и рольхаратеристика
катерина кабановадворянка, жена купцаглавная героиня произведения. умная, возвышенная и добрая девушка. искренне презирает мелочность, лицемерие и зашоренность жителей города. мечтает вырваться из этой атмосферы. принципиальна, а потому не смогла скрыть супружескую измену и призналась в этом. однако в итоге оказалась не готова к прямому противостоянию с обществом и, не выдержав травли, покончила с собой.
марфа кабанова (кабаниха)купчиха, вдова, глава семьибогатая купчиха. вдова. поборница ханжеской морали. суеверна, необразованна, ворчлива, однако абсолютно уверена в своей безграничной мудрости. считает себя правой во всех вопросах. установила в доме свою неоспоримую власть. безраздельно управляет сыном — тихоном, ограничивает во всём дочь – варвару, и изводит катерину.
борисплемянник дикого, пытающийся вернуть наследствопрогрессивный молодой человек. желая вернуть деньги, которые положены ему по закону, попал в кабальную зависимость от дикого. как и катерина, искренне презирает консервативных и невежественных жителей калинина, но также не выдерживает прямого противостояния и оставляет катерину, рекомендуя ей покориться судьбе.
кулигинмещанин, изобретатель, сторонник прогрессивного мышлениямеханик-самоучка. один из немногих достойных жителей города, вынужденный, однако, смириться с порочностью и лицемерием его жителей. пытается собрать средства на устройства громоотводов, которые могли бы помочь городу, но терпит неудачу. один из немногих, кто сочувствует катерине.
савел прокофьич дикойкупец, хозяин жизни, важное лицо в городестарый жадный купец. брюзга и самодур. невежественен и самодоволен. периодически обворовывает своих работников. жестоко тиранит и принижает тех, кто беднее и слабее, чем он, включая своего племянника — бориса, но пресмыкается перед теми, кто богаче и влиятельнее его.
тихон кабановсын кабанихи, купецбезвольный сын марфы игнатьевны. до ужаса боится матери, а потому не может защитить от неё даже свою жену. предел его мечтаний – это покинуть дом хотя бы на пару недель, чтобы избавиться от контроля кабанихи. в эти периоды он пьет и гуляет. признаётся кулигину, что во время отъезда сам изменял катерине. только самоубийство катерины вдохновляет его на краткосрочный бунт против матери.
варвара кабановасестра тихонасестра тихона. в отличие от брата, не испытывает безвольного ужаса перед матерью. заметив взаимные чувства между катериной и борисом, она организует их тайную встречу, внося свою лепту в самоубийство главной героини. в конце пьесы сбегает из дома с любовником.

Образы героев пьесы и их краткая характеристика

Главные герои

Характеристика Катерины



Катерина

В соответствии с идейным замыслом пьесы, Островский выделяет в ней те черты, которые не позволяют ей примириться с ложью, цинизмом и обманом, царящими в обстановке не только ее семьи, но и всего города, а подразумевается – и всего общества того времени. Автор сознательно идеализирует свою героиню, придавая ей такие черты, как свободолюбие, цельность, искренность. Но религиозность Катерины, желание действовать в рамках христианской морали, приводят ее натуру в противоречие со своими чувствами и помыслами. Это и послужит причиной трагического финала. Катерине становится невыносимо жить не только из-за осуждения окружающих, настоящая любовь легко преодолевает это осуждение, но из-за внутренних сомнений. Катерина способна на смелые поступки и решительные действия. Когда она узнает, что Бориса отправляют из города в Сибирь, она готова ехать с ним, чтобы быть вместе с любимым человеком.

Историческим прототипом, послужившим основой для собрания образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене.

Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи)

Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она – домашний самодур, недаром ее прозвали Кабаниха. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя.



Кабаниха

Характеристика Тихона Ивановича Кабанова

Характеристика Варвары

Характеристика Бориса Григорьевича

Характеристика Савела Прокофьевича Дикого



Савел Прокофьевич Дикий

Характеристика Ивана Кудряша

Другие персонажи

Второстепенные персонажи создают фон, они хоть и мало действуют, но важны для оформления авторского замысла и придания колорита произведению.

Создав очень разноплановых персонажей, Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы, но возможен ли этот выход без разрушения уклада?

Литрекон дополнил список тем, но если Вам нужно описание еще каких-нибудь конкретных тем или мотивов, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он еще раз дополнит перечень.

Краткое содержание пьесы подробно по действиям

Действие 1

Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной

Действие 2

Варвара понимает, в чем причина Катиных бед – ею слишком рано окольцевали браком, не дав нагуляться. К мужу Катерина испытывает только жалость, она не притворщица по натуре и готова уйти от мужа. Варя всё поминает, но никому ничего не говорит. Скрываться, врать и изворачиваться – обычное дело для семейства Кабановых.

Тем временем Тихон собирается уезжать в столицу. Для него это возможность хоть на несколько дней вырваться из-под материнского крыла. Перед отбытием он наставляет супругу. Дублируя слова стоящей рядом Марфы Игнатьевны, он велит ей вести себя хорошо, слушаться маменьку и на других парней не заглядываться. При упоминании о других мужчинах Кате становится неловко, Тихону стыдно. Оба выглядят униженными. На прощание Кабаниха заставляет Катерину поклониться супругу в ноги.

Кабаниха бранит современные нравы, ругает молодежь. Она недовольна невесткой и выражает недоумение, что та не плачет в разлуке с мужем.

Катерина наконец-то осталась в одиночестве, но она не чувствует себя свободнее. Ей тоскливо. Девушка мечтает о другой жизни, представляя свою альтернативную судьбу, как бы она жила свободно, работала и добро людям делала. Виновницей всех своих бед Катерина считает Кабаниху. Варвара хитростью стремиться организовать Катерине встречу с Борисом. Катерина сомневается, порядочность ей не позволяет пойти на измену. Борис не уверен, что у девушки есть к нему взаимное чувство, но он жаждет увидеться с ней.

Действие 3

Дикой, находящийся в нетрезвом состоянии, ведет беседы с Кабанихой, явившись к ней в гости. В поисках дяди к дому Марфы Игнатьевны приходит и Борис. Ему жаль, что находясь так близко от своей возлюбленной, он лишен возможности лицезреть её. Борис встречает Кулигина. Они отправляются гулять, в беседе рассуждают о богатстве и бедности. Молодые люди становятся свидетелями поцелуя Варвары с Кудряшом. Варя сообщает Борису о месте и времени тайного свидания с Катериной.

Кудряш поёт возле дома Кабановых, Борис делится с ним своими чувствами к замужней девушке. Варвару уводит Кудряш. Появляется Катерина. Она боится встречи с Борисом, хочет его прогнать, возлюбленный пытается успокоить её. Девушка дает волю чувствам. Осознавая греховность своих поступков, она не страшится порицания окружающих. Катя и Борис взаимно признаются друг другу в любви. Мимолетное свидание подходит к концу. Они условились вновь увидеться на следующий день.

Действие 4

Спустя десять дней с предыдущих событий Тихон возвращается из Москвы. Он приехал немного раньше положенного срока.

Над Волгой сгущаются тучи, собирается гроза. Дикой и Кулигин эмоционально беседуют. Вдохновленный механик рассказывает о своих идеях. В ответ на просьбу о материальном содействии получает от Савела Прокопьевича оскорбления.

Раздаются раскрыты грома. Катя предчувствует свою скорую гибель. Странное поведение жены настораживает Бориса. Кабаниха науськивает его, побуждая заставить жену признаться во всех грехах. Появляется Варвара, а вместе с нею Борис. Увидев возлюбленного, Катя бледнеет.

Кулигин призывает не боятся грозы. Народ судачит о том, что это природное явление обязательно кого-нибудь погубит. Катя считает, что это её участь и говорит об этом мужу. Варвара и Тихон пытаются успокоить её, но они не способны понять терзаний девушки.

Умалишенная старуха вновь является, твердя слова о том, что красота погубит девушку, приведет её в омут. Ведомая страхом, Катерина признается в измене. Все десять дней, что мужа не было дома, она встречалась с Борисом. Кабаниха злорадствует.

Действие 5.

Тихон делится своими переживаниями с Кулигиным, обсуждая поступок жены. Он осуждает измену, но в то же время жалеет её. Он обвиняет во всём мать, которую жутко боится. Доброе сердце Тихона готово было бы просить жену, но мать этого не позволит.

Весть о пропаже Катерины приносит дворовая девка Глаша, начинаются поиски. Люди судачат, что какая-то девушка покончила собой, бросившись в воды реки. Тихон понимает, что это и есть Катерина.

В финале Тихон рыдает над телом жены, которую искренне любил, но не смог уберечь. Ей теперь хорошо, думает мужчина, а ему предстоит и дальше мучиться на этой земле.

Проблемы

  1. Дикой груб, скуп, глуп и бесчестен. Он без конца ругает и тиранит домочадцев. С окружающими общается дерзко и повелительно. Родному племяннику он не дает его законную долю наследства. При этом Дикой не отказывает напрямую, а использует труд молодого человека до последнего, то есть проявляет лицемерие. В вопросе о пользе громоотвода Дикой обнаруживает невежество: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.
  2. Кабаниха деспотична, лицемерна, суеверна, жестока и глупа. Она сама же настояла на женитьбе сына, а после стала винить его уже в другом грехе — мать забыл, одну жену любит! Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в ее отношении к религии: на словах она — добрая христианка, а на деле не гнушается насилием, оскорблениями, гневом, ревностью. Именно она настаивает, чтобы сын избил Катерину за измену — это и есть ее жестокость. Никакого всепрощения и смирения в ее поведении не наблюдается. Зато все явления в жизни героиня объясняет бредом странниц, то есть ее интеллектуальное развитие весьма посредственное.
  3. Тихон глуп, слаб, инфантилен и к тому же пьяница. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках. Жене он не помогает, матери же слепо подчиняется.
  4. Борис слабоволен и инфантилен. Он бросает Катерину на произвол судьбы, когда ей очень сильно нужна была его поддержка. Получив взаимность, юноша не несет ответственности за свой поступок. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он все равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви.
  5. Варвара имеет много положительных черт, но все же имеет порок — лживость. Она не идет против законов темного царства, а потакает им на словах — ведет двойную жизнь. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права.

На скамейке около реки сидит двое мужчин: мещанин Кулигин и конторщик Кудряш. Они ведут беседу о красоте природы, как вдруг замечают купца Савла Дикого, который шел со своим племянником Борисом. Мужчины начинают обсуждать Савла Прокофьевича. Купец кроме того, что был важным человеком в городе, обладал также несносным характером. Вечно недовольный мужчина постоянно конфликтовал с земляками и редко выслушивал мнение других людей.
Когда Дикой подошел к ним, выяснилось, что Борис приехал, чтобы наладить отношения со своим дядей. Кроме Савла Прокофьевича у молодого человека больше нет родственников. К тому же он хочет получить наследство после смерти бабушки. Дикой не испытывает любви к племяннику и не настроен отдавать ему деньги.

Борис Григорьевич также задумывается о своем будущем. Он не хочет оставаться здесь и прожигать жизнь впустую. К тому же Борис неожиданно признается себе в том, что влюблен в местную девушку Катерину Кабанову. Молодой человек понимает, что ему не суждено быть вместе с Катериной, поскольку она замужем, но он не может прекратить думать о ней.

Тихону надоели постоянные упреки матери, однако, как он сам признается, у него не хватает силы воли, чтобы противостоять ей. Даже сама Кабанова, которая свято чтит патриархальные устои, обвиняет сына в нерешительности и излишней мягкости характера. Тихон уже устал от такой жизни. Он жалуется своей сестре Варваре на то, что Марфа постоянно его контролирует. Девушка, будучи волевой натурой по характеру, не понимает брата. Варвара не боится Кабанихи, наоборот, любит поступать наперекор матери. Она утверждает, что только Тихон несет ответственность за все, что происходит в его жизни. На что Кабанов еще больше раздражается и уходит к Савлу Прокофьевичу.

Кабаниха же недовольна тем, что, Катя прощается с мужем, как будто она ему ровня. Старая женщина не забывает указать невестке, что женщина должна служить своему мужу. Марфа утверждает, что молодое поколение совсем изменилось. Она рада, что на земле еще есть такие люди, как она, которые могут образумить молодых девушек. Марфа заставляет Катю кланяться мужу в ноги на прощание.

Дикой в пьяном состоянии заявляется к Кабановой. Он зол на то, что все хотят от него денег. Женщина начинает упрекать гостя в его самодурстве, хотя и сама обладает таким же качеством. Позже в дом к Марфе заявляется Борис в поисках Савла Прокофьевича. Молодой человек рад, что может видеть Катерину, но боится с ней заговорить при Кабановой. Вечером, гуляя с Кулигиным, Борис видит, как Варвара целуется с Кудряшом. Девушка сообщает Борису, что хочет устроить ему встречу с Катей и сообщает время и место свидания.

Свидание Кати и Бориса состоялось, как и планировала Варвара. Катерина понимает, что тоже влюблена в Бориса. Она уверена в том, что нашла настоящую любовь, а потому не боится осуждения со стороны окружающих людей. Влюбленные видятся каждый день и понимают, что их чувства растут с каждой встречей. Через десять дней в город возвращается Тихон.

Кабанов идет к Кулигину и рассказывает о признании жены. Тихон винит во всем свою мать и признается, что готов бы простить Катерину, но боится гнева Марфы. Глаша, работающая прислугой у Кабановых, признается, что Катя пропала.

Основная идея

Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

Читайте также: