Попытки модернизации россии в первой четверти xix века кратко

Обновлено: 14.06.2024

Своеобразием развития промышленного переворота в России было то, что население было бедным и неграмотным; вольнонаемный труд преобладал в форме отходничества; в стране отсутствовал необходимый капитал; внутренний и внешний рынки были недостаточно развиты. Очень важно отметить, что государство развивало промышленность ради решения военных проблем, поэтому рост капиталовложений в тяжелую индустрию происходил за счет легкой промышленности и сельского хозяйства. При этом Россия оказалась единственной среди промышленных стран того периода времени, которая предпринимала индустриализацию, не располагая сильным аграрным сектором.

Промышленный переворот в России начинался, как и в Англии, с легкой промышленности. В 10 – 30-е гг. XIX в. Внедрялись паровые машины английского производства в хлопчатобумажную промышленность, хотя первая отечественная паровая машина Ползунова была изобретена ещё в 1790 г. В 30 – 60-е гг. XIX в. фабричные формы производства активно внедрялись уже и в тяжелую промышленность. Благодаря этому возникло отечественное машиностроение и началось строительство железных дорог. Первые машиностроительные заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах, но эта отрасль была недостаточно развитой вплоть до конца XIX в. В результате промышленного переворота с 1804 по 1864 г. производительность труда в отечественной промышленности выросла почти в 5 раз, выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, выпуск продукции тяжелой промышленности –в 2,5 раза, добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, а добыча нефти –в 2,5 раз. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире.

Очень важно отметить, что государственная политика в это время имела ярко выраженный запретительно-протекционистский характер. С начала ХIХ в. правительство неоднократно принимало меры для активизации промышленной и торговой деятельности, с целью пополнения казны и защиты российской промышленности. Для этого в 1810, 1816, 1819, 1850 и 1857 гг. повышались таможенные пошлины на ввозимое и вывозимое сырьё, и поощрялся ввоз оборудования и вывоз готовой продукции. Однако протекционистский характер таможенного законодательства не отвечал нуждам развивающегося государства, т. к. в отличие от развитых стран в России доходы от внешней торговли шли преимущественно на военные нужды и на непроизводительное потребление правящих кругов.

Отмена крепостного права в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота. После отмены крепостного права промышленный переворот прошел как бы два этапа.

В 60 – 70-е годы осуществлялась перестройка промышленности. К 1860 г. 80 % рабочих составляли вольнонаемные. В конце 70-х – начале 80-х годов XIX в. на основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные промышленные районы – Северо-Западный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в отдельных частях России была одной из специфических особенностей ее экономики. При этом новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкую промышленность (текстильную, пищевую и бумагоделательную). В этих отраслях ручной труд быстро заменялся машинным, создавались новые и реконструировались старые предприятия. Медленнее осуществлялись перемены в тяжелой промышленности, так при производстве железа и чугуна стали использовать вместо конного привода паровые двигатели (Петербургский чугунолитейный завод и др.).

Отмена крепостного права привела, с одной стороны, к переходу промышленности на вольнонаемный труд, а с другой – к формированию рынка рабочей силы, который стал одной из причин временного спада, особенно в отраслях промышленности, использовавших труд крепостных. Поэтому наблюдалось замедление темпов производства, особенно в традиционных промышленных районах, в частности, на Урале. Наиболее сильно кризис проявлялся в металлургии: за два года, с 1860 по 1862, выплавка чугуна снизилась на 25 %.

Заметно сократилось число промышленных заведений и количество рабочих в суконном производстве. Наиболее передовая отрасль российской промышленности – хлопчатобумажная, еще до реформы базировавшаяся на использовании вольнонаемного труда, в первой половине 60-х годов испытала тяжелые последствия вследствие сокращения ввоза американского хлопка, вызванного Гражданской войной в США.

В 60-е гг. начинается переориентация государственной политики, во-первых, её ориентируют на расширение внутреннего рынка за счет стимулирования инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство, а, во-вторых, её направляют на оказание помощи сельскому хозяйству. Экономическая поддержка сельского хозяйства осуществлялась в основном через фискальную политику (снижение налогов на производство за счет равномерного распределения бремени по всем сословиям). При этом если все европейские страны решали задачу аграрного перенаселения как проблему малоземелья, в России же наличие свободных земель сохраняло базу для экстенсивного типа развития.

В 80 – 90-е годы произошел бурный экономический подъем, что стало следствием завершения промышленного переворота. Основная промышленная продукция России стала производиться на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно стали развиваться новые отрасли –угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В это время резко возросла роль Донецкого бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров в Петербурге и Нижнем Новгороде.

На всем протяжении рассматриваемого столетия Российская текстильная промышленность эффективно осваивала передовые европейские промышленные и научно-технические достижения при участии иностранных предпринимателей. К 1812 г. только в Москве существовало уже 11 бумагопрядильных фабрик с 780 прядильными машинами. В их число входили ситценабивные фабрики, принадлежавшие иностранцам, главным образом немцам и французам (Лютшу, Битенажу, Остериду, Веберу и др.).

Быстрыми темпами увеличивался ввоз из Англии усовершенствованных инструментов, оборудования и машин для оснащения русских текстильных фабрик. Если в 1815 – 1816 гг. было ввезено машин и оборудования всего на 83 тыс. рублей ассигнациями, то в 1850 г. – на 2685 тыс. кредитных рублей (около 8397 тыс. рублей ассигнациями). Резкий скачок поставок оборудования к началу 1850-х годов был обусловлен тем, что в 1842 г. в Англии был отменен запрет на вывоз прядильных и ткацких машин.

Во второй четверти XIX в. продолжалось приглашение зарубежных специалистов на уже действующие предприятия. Вслед за англичанами к текстильной отрасли промышленности проявили интерес французские предприниматели. Основным полем их деятельности была Москва, где старейшим предприятием, основанным французским подданным, являлась ситценабивная фабрика, которую в 1825 г. открыл выходец из Эльзаса И. Штейнбах. В 1833 г. французский предприниматель П. Гужон основал в Москве шелкоткацкую фабрику. С 1846 г. начала выпуск продукции ситценабивная фабрика А. Гюбнера.

К середине XIX в. отечественное прядильное и ситцепечатное производство было основано на привезенных из-за границы машинах. Благодаря этому хлопчатобумажные ткани стали самым дешевым материалом для пошива одежды. При этом, чем беднее было население, тем больше среди него был спрос на хлопчатобумажные изделия. Хлопчатобумажное производство при участии зарубежных предпринимателей и специалистов за первую половину XIX в. выросло в 50 раз, и Россия, полностью обеспечив себя хлопчатобумажными тканями, начала их экспорт в страны Азии.

В текстильной промышленности, несмотря на наличие большого числа иностранных предпринимателей, преобладал отечественный капитал, занимавший в ней прочные позиции еще с мануфактурного периода предшествующего столетия. Имена Абрикосовых, Бахрушиных, Бурылиных, Гарелиных, Коноваловых, Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и других помнят в нашей стране и сегодня, в начале XXI в.

Французы внесли большой вклад в создание свеклосахарной промышленности, приняв участие в строительстве четырех заводов в Подольской губернии и одного в Харьковской. Получаемое на этих предприятиях сырье поступало большей частью на французские кондитерские фабрики в Москве и других городах России. Начиная со второй четверти XIX в. промышленный переворот постепенно захватывает отечественную тяжелую промышленность. Однако он проходил гораздо медленнее, так как в отличие от текстильной промышленности (которая располагалась в исторически сложившихся районах производства), металлургические и металлообрабатываю щие предприятия, например, большей частью возводились на новых местах, на Юге России. При этом Россия стремилась использовать передовые технические достижения и опыт крупного машинного производства стран Западной Европы и США.

Так, в российском чугунолитейноми железоделательном производстве по зарубежным проектам были установлены первые прокатные станы. Применялся разработанный английским изобретателем Г. Бессемером конверторный способ передела жидкого чугуна в сталь и др. На предприятиях тяжелой промышленности России внедрялись высокопроизводительные машины (станки, паровые и электрические двигатели) и современное заводское оборудование.

В техническом перевооружении черной металлургии и создании машиностроения наряду с англичанами участвовали выходцы из Германии. В это же время машинное производство с использованием иностранных технологий начинает проникать в сельскохозяйственное машиностроение. На заводе сельскохозяйственных машин Вильсона по американским проектам был начат выпуск молотилок и плугов. Американские промышленники обосновывали необходимость их производства непосредственно в России дороговизной ввоза в страну, наличием высоких тарифных барьеров.

Зарубежные предприниматели все шире привлекались к выполнению казенных заказов, так они стояли у истоков отечественной военной промышленности. В годы Крымской войны, когда был прекращен импорт вооружений из Англии, в России открыли торговлю оружием и приступили к строительству заводов бельгийские оружейные фабриканты. Имя одного из них –Леона Нагана прочно вошло в русский язык в качестве названия системы револьвера, долгое время состоявшего на вооружении в русской армии.

В губерниях Царства Польского на средства русского правительства фактически был создан немецкий фабричный район, успешно конкурировавший с русскими промышленниками. Промышленники Московского района уже в 1830 г. возбудили ходатайство по ликвидации привилегий, предоставленных предпринимателям-иностранцам. Такие протесты повторялись неоднократно. Но у иностранцев было преимущество: они имели возможность получать кредиты не только в России, но и на своей родине.

Строительство новых предприятий обусловливало высокий спрос на капитал, который в значительной степени мог быть удовлетворен за счет иностранных инвестиций. Заграничные займы и инвестиции, использование передового зарубежного производственного и коммерческого опыта должны были стать важным фактором экономического роста России.

Россия катастрофически отставала в области железнодорожного строительства от капиталистических стран Запада. Технический переворот на транспорте, начавшийся в 30 – 40-х годах XIX в., проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт изначально был сферой применения наемного труда. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. (Это было одним из характерных примеров формирования государственного капитализма.)

Приступив к сооружению собственной железнодорожной сети, российское правительство попыталось напрямую воспользоваться зарубежным техническим опытом, пригласив инженеров из-за границы для участия в проектировании путевого хозяйства, мостов и путепроводов. Однако в дореформенной России не смогли разрешить неотложные народнохозяйственные задачи. К 1861 г. протяженность действующих железных дорог составляла всего около 1,5 тыс. километров, тогда как в Англии она была в 10 раз больше – до 15 тыс. километров.

Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. В 50-е годы в России протяженность железных дорог увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись по железным дорогам. Железнодорожное строительство теснее связало Россию с Европой.

В 1856 г. были основаны торговые пароходства на Балтийском и Черном морях, что положительно сказалось на состоянии российской внешней торговли.

В XIX в. в России бурно развиваются вначале почтовые, а затем и телеграфные средства связи. К началу XIX в. в России насчитывалось свыше 460 почтовых станций. С 1837 г. почтовые отправления стали перевозить по железной дороге. Почтовой связью Россия была связана с большинством европейских государств. Эта связь способствовала внешней торговле, обеспечивая, в частности, денежные переводы.

Важной вехой стал выпуск в 1840 г. в Англии почтовой марки. В 1858 г. почтовые марки появились в России. Телеграфная связь в 1853 г. была установлена с Англией, Германией, Австро-Венгрией и другими европейскими странами. В дальнейшем наземные телеграфные линии были протянуты в Китай, Персию и Турцию. Были проложены подводные телеграфные кабели, связывающие Россию с Данией, Швецией и Японией. В последующий период почтовые, телеграфные и телефонные коммуникации стали обслуживать весь комплекс международных связей России со странами Европы и Азии.

Источник: Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. изд. под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. — 320 с.

К началу 19 века, с приходом на престол Павла 1 (1796-1801 гг.) были приняты меры по укреплению самодержавной власти и усилению дисциплины в армии и государстве. Он отменил или ограничил действие екатерининских жалованных грамот 1785 г., ограничил права и деятельность дворянского самоуправления, отменил свободу дворян от телесного наказания. Было подтверждено право помещиков ссылать крепостных на поселение. Крепостнические порядки были распространены на Дон, Приазовье и Южную Украину.

В марте 1801 г. в результате нового дворцового переворота к власти пришел молодой император Александр I (1801-1825 гг.), который одним из первых в России осознал необходимость реформ в крепостных отношениях. Внутренняя политика: тяготение к либерализму, негласный комитет, ограничение сферы крепостных отношений.

1801 - указ о праве купцов, мещан и казенных крестьян приобретать ненаселенные земли, что подрывало монополию дворян на частное землевладение.

1802 – учреждение министерств вместо коллегий.

1814 - конституция в Польше.

1818 - Новосильцев - секретный план переустройства России, нет репрессий против тайных кружков.

Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского. В конце 1804 г. он завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда Учреждений:

1. законодательных (выборные думы - от волостной до Государственной).

2. судебных (волостные, уездные, губернские суды, Сенат – члены избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором).

3. исполнительных (административных) (выборные правления - волостные, уездные и губернские, министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет).

Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия:

2. среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне).

3. "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги). Из-за крепостного права не получали избирательных прав.

Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы, сменен генералом Аракчеевым.

Однако к 1818 году под руководством Н.Н. Новосильцева был разработан проект "Уставной грамоты Российской империи" - первой конституции за всю историю России. Она предусматривала создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России.

В соответствии с проектом Конституции Никиты Муравьева ("Союз спасения", 1816 г.) Россия после переворота должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и законодательным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты народных представителей. Конституция отменяла все феодальные сословия, предполагала коренную и решительную ломку всего феодально-крепостнического аппарата управления. Реализация основных положений конституции открывала широкую дорогу буржуазному развитию страны.

Более радикальный и последовательно буржуазный характер носила "Русская правда" Павла Пестеля ("Южное общество", 1821 г.), предусматривавшая упразднение крепостничества и сословного строя. Пестель предлагал установить после свержения самодержавия диктатуру Временного революционного правления сроком на 10 лет, установить республику с Верховным собором, Народным вето и Державной думой. Исполнительная власть вверялась пяти лицам, избираемым Народным вече сроком на 5 лет. Во главе России должен был стоять президент, которым становился один из избранной пятерки. Проект Пестеля отвергал принцип федеративного устройства, Россия предполагалась единой и неделимой.

Николай I (1825-1855), третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов.

Внутренняя политика Николая1:

1. Усиление значения императорской канцелярии (6 отделений):

- контроль за исполнением приказов царя;

- кодификация законов – приведения в порядок;

- политический сыск, контроль за настроением в обществе (самое главное отделение, возглавил Беркендорф);

- управление учебными заведениями;

- подготовка крестьянских реформ;

2. Создание секретных комитетов в 1837-38 (министерств гос. имуществ), цель: постепенное раскрепощение крестьян, руководитель Киселев:

А) снижение размеров налогов;

Б) увеличение земельных налогов;

В) отменялось право помещика ссылать крепостных в Сибирь;

Г) запрещались публичные торги и подарки в виде крепостных;

Д) крестьян нельзя продавать без земли;

Е) разрешение приобретать недвижимость крестьянам – 1842 - указ об обязанных крестьянах (отпуск крестьян без земли по решению помещика с условием обязательной аренды);

3. Реформа в системе образования, ужесточение порядков учебных заведений, чистка программ и разделение учебных заведений на группы для каждого сословия;

4. Усиление цензуры;

5. Издание в 1830 году 51-томного Полного собрания законов Российской империи (Сперанский), 15-томный Свод законов Российской Империи.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу. Отождествляя Россию с самодержавием, император Александр I (1801-1825) стремился, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий. Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет (Строганов, польский князь Чарторыйский, граф Кочубей и граф Новосильцев). Реформы государственного управления. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор. Его роль и полномочия все больше усиливались.

Крестьянский вопрос.В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Назревала необходимость изменения существующего положения. Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьшении своих привилегий. Будучи господствующим сословием и опорой самодержавия, дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде. Поэтому правительство в начале XIX в. попыталось хотя бы прикрыть его наиболее уродливые и порицаемые обществом формы. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки.Система образования.В первой половине 19 в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала совершенствования и расширения системы образования. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием. Нарушалось самоуправление (автономия), введенная университетским уставом 1804 г. Министерство просвещения, созданное в 1802 г., было в 1817 г. преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу. Отождествляя Россию с самодержавием, император Александр I (1801-1825) стремился, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий. Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет (Строганов, польский князь Чарторыйский, граф Кочубей и граф Новосильцев). Реформы государственного управления. В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор. Его роль и полномочия все больше усиливались.




Крестьянский вопрос.В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Назревала необходимость изменения существующего положения. Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьшении своих привилегий. Будучи господствующим сословием и опорой самодержавия, дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде. Поэтому правительство в начале XIX в. попыталось хотя бы прикрыть его наиболее уродливые и порицаемые обществом формы. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки.Система образования.В первой половине 19 в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала совершенствования и расширения системы образования. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием. Нарушалось самоуправление (автономия), введенная университетским уставом 1804 г. Министерство просвещения, созданное в 1802 г., было в 1817 г. преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях.

XIX век поставил перед Российской империей ряд вызовов. Чтобы успешно справляться с ними, страна должна была меняться. В начале XIX века процент городских жителей империи был незначительным, а основным населением России было крестьянство. Большинство крестьян были крепостными. Император Александр I пытался ограничить крепостное право, но сталкивался с противодействием знати. Наибольших успехов удалось добиться в присоединенных землях: Прибалтике и Польше.

В эпоху Николая I были предприняты новые меры для модернизации страны. В его правление была введена в действие первая железная дорога, начался промышленный рост, который привел к увеличению населения городов. Император признавал крепостное право злом, принимал законы облегчавшие положение крестьян, но не решился на его отмену. Половинчатые меры Николая I стали одной из причин поражения в Крымской войне, которая подвела итог правлению этого монарха. Результаты царствования Николая I показали необходимость отмены крепостного права и проведения социальных реформ.

Модернизация при Александре I

Реальная политика оказалась традиционной

Ориентированной на сохранение привилегий дворянства.

Отмена крепостного права

Реорганизация органов власти Министерства – на европейский лад.

Законы 1816- 1819 предоставили крестьянам личную свободу..

Свободы в Варшаве. Решение аграрного вопроса.

1824 – облегчение ухода в города.

Была расширена сеть университетов получивших гарантии невмешательства властей в их внутренние дела.

Была ослаблена цензура ( временно ).

Модернизация при Николае I

Новые общественные течения (западники и славянофилы).

Споры о бюрократической модели управления и крепостном праве.

Парламентская монархия английского образца.

В царствование Николая было принято около 100 указов ,улучшавших положение крестьян.

Даже в среде помещиков росло понимание того крепостное право бесчеловечно и экономически неэффективно.

Начался 19 век в России с последнего государственного переворота, в ходе которого был убит император Павел Первый (23 марта 1801) . На престол встал сын Павла Александр, который сам участвовал в заговоре против отца. Хотя переворот и закончился человеческой жертвой, но люди праздновали смерть императора, в лавках не оставалось ни одной бутылки вина.


Правление Николая I (1825 - 1855)
Николая совершенно не готовили к царствованию, так как шансов на правление у него почти не было.
Вступив на престол, Николай решает полностью реформировать империю. Он считает, что в России слишком много либеральности, которая в конечном счете обернулась вооруженным восстанием 14 декабря 1825 года. Николай не доверяет дворянству, так как представители аристократического слоя населения вышли на Сенатскую площадь и устроили восстание с целью убить правителя. Он создает Тайную канцелярию, занимающуюся государственными делами. При Николае Первом количество чиновников в России возросло в 6 раз. Новый правитель хотел создать регулярное государство, напоминающее военный полк, но получилось совсем иначе. Россия стала чиновничьей страной. В ней процветали бюрократия и казнокрадство. Россия погрязла во взятках. Итогом всего этого стала катастрофа 1855-1856 года - Крымская война.
Все реформы, проделанные Александром, в одночасье были аннулированы. Некогда самое мощное в Европе государство показало свою неподготовленность и беспомощность: отсутствие железных дорог, плохое вооружение русское армии, отсутствие подготовленных кадров. Техническая отсталость Российской империи была очевидна всему миру. Поражение в Крымской войне стало поражением и для самого императора. Император умирает, а на престол вступает его сын Александр.

Правление Александра II (1855 — 1881)
На плечи Александра легли все ошибки, допущенные отцом. Он был вынужден проводить либеральные реформы, так как другого пути на путь к модернизации для России не было. Спасти Россию мог только капитализм и отмена крепостного права.
Именно Александр Второй спас Россию от крепостничества. 19 февраля 1861 года вышел указ об отмене крепостного права.
Реформы императора были довольно удачные, но в народе их не принимали. Одни люди считали, что реформы привели к обнищанию страны, а другие хотели убить государя. На Александра Второго было совершено 10 покушений.
2 апреля 1879 года Александр погибает от рук российских террористов в тяжелых мучениях.

Правление Александра III (1881-1894 )
Убийство Александра Второго не могло не сказаться на политике следующего императора. Александр Третий вступает на престол и начинается политика реакции. Император считает, что его отец провел слишком много реформ и решает, что нужно вернуться к политике его деда. При Александре Третьем активно развивается промышленность и экономика, но при этом государство очень жестко следит за либеральными свободами.
Главным источником доходов России был хлеб, который экспортировался в Европу. Но этот источник был ненадежным. Новый министр финансов решает провести реформу и вводит пошлину на производство спиртных напитков. Теперь все производство было сосредоточено в руках государства, возникла так называемая государственная монополия на водку.

Вывод
Несмотря на войны, внутриполитические проблемы, попытку революции и изменение социально политической жизни, Россия в конце 19 века была одной из самых сильных держав мира. Империя развивалась как внешне, так и внутренне.

Читайте также: