Попеременный двухшажный ход кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подрастающее поколение начинают обучать передвижению на лыжах уже в начальных классах. Техника попеременного двухшажного хода на лыжах — это основополагающий способ программы обучения. Он универсален, так как позволяет передвигаться по различным заснеженным поверхностям местности практически с любым рельефом.

Попеременный двухшажный ход — что это такое?

Попеременный (классический) ход на лыжах формирует технику передвижения каждого начинающего любителя этого зимнего вида спорта. Он позволяет осуществлять передвижение на значительные расстояния со средними показателями скорости. Энергозатраты при данном способе передвижения значительно ниже по сравнению со своими аналогами.

Двухшажный ход оптимально применять на заснеженных поверхностях с плохим скольжением, а также при равномерных подъемах в гору крутизной, не более 2 градусов. Также классический способ передвижения подойдет для преодоления крутых возвышенностей с наклоном 2-5 градусов при условии качественного сцепления лыж с поверхностью и хорошего скольжения по ней.

Коньковый ход визуально напоминает пешую ходьбу с большой амплитудой, но кажущаяся на первый взгляд простота передвижения требует обширной перекрестной координации при работе всех конечностей.

  • вынужденное изменение ритма, а также скорости хода в зависимости от рельефа местности;
  • постоянный контроль работы всех конечностей, их слаженное, попеременное взаимодействие в связи с условиями перепадов высот, периодических спусков и подъемов;
  • различные физические, а также химические показатели скольжения и сцепления лыж со снегом (его состав, влажность, объем).

Как выполнить попеременный двухшажный ход

Современное обучение классическому лыжному ходу осуществляется на основании практических занятий в реальных условиях местности. Тренер несколько раз демонстрирует весь цикл ходьбы с различной скоростью для более качественного усвоения информации.

Слаженное движение конечностей — залог полного освоения техники. Этому аспекту уделяется особое внимание.

Выполнение попеременного двухшажного лыжного хода условно состоит из следующих этапов:

  • Скольжение в свободной форме на одной опорной конечности (обычно начинается с левой, так как правой будет осуществляться толчок). Фаза ходьбы берет свое начало в момент отрыва правой точки опоры от поверхности и завершается в момент касания правой палки снежного покрова.

Важным моментом на данном этапе является минимальная потеря скорости с максимальной концентрацией на последующий толчок лыжной палкой. В конце фазы правый коленный сустав расслабляется при сгибании конечности и отведении назад при помощи инерционных сил.

Максимальный уровень выноса правой руки перед собой должен соответствовать уровню головы спортсмена. Далее лыжник осуществляет наклон тела вперед с одновременным разгибанием правого плечевого сустава, за которым следует постановка палки на поверхность земли. При этом левая рука с палкой временно располагается позади, а после этого также касается земли.

  • На следующем этапе классический ход продолжается с помощью скольжения, при этом левая (опорная конечность) выпрямляется от момента начала касания палкой поверхности земли до начала сгибания левого колена.

Эта фаза должна характеризоваться сохранением скорости движения, а в идеале — ее увеличением. При этом постановка левой палки на поверхность земли осуществляется под наклоном до образования острого угла с вектором направления хода.

При этом правый коленный сустав в согнутом положении начинает движение вниз благодаря вращению тазобедренного сустава и одновременно подводится к левой ноге. При контакте правой ноги со снежным покровом она подводится к противоположной. Левый локтевой сустав при этом разгибается, и рука направляется вниз.

  • В этой фазе скольжение осуществляется в небольшом приседе на левую ногу. Она состоит из постановки левой лыжи на землю, начиная со сгибания левого колена.

В данном движении правая нога максимально подводится к противоположной, а левая рука выносится вперед до уровня головы лыжника. Движения осуществляются максимально быстро с сильным махом ногой и сильным последующим толчком палкой.

  • Движение продолжается с выпада правой ноги и завершается разгибанием левого коленного сустава.

Важной частью этого этапа является мощный выпад, он осуществляется сразу после остановки движения левой лыжи.

  • Заключительный будет состоять в движении с отталкиванием и последующим выпрямлением левой (толчковой) ноги. Движение начинается с разгибания левого коленного сустава, а завершается отрывом одноименной ноги от поверхности земли.

При этом вся масса тела лыжника с максимальным ускорением перемещается вперед. Изначально фаза начинается с отталкивания правой палкой с ее последующим разгибанием, при этом должен образовываться угол в30 градусов между палкой и землей.

Отрыв левой лыжи от поверхности земли сопровождается вторым скользящим шагом правой ногой. Амплитуда движения аналогична первому этапу.

Ошибки в технике попеременного двухшажного хода

Все самые распространенные ошибки при классическом лыжном ходе можно условно отнести к 3 группам:

  1. Траектория движения туловища.
  2. Махи руками и ногами.
  3. Отталкивания руками и ногами.

Траектория движения туловища

  • отсутствует наклон корпуса, снижая тем самым усилие толчка;
  • боковой крен корпуса;
  • резкие вертикальные колебания корпуса до полного выпрямления (увеличивает сопротивление воздуха).

Махи руками и ногами

  • чрезмерное поднятие рук выше уровня лица;
  • излишний вынос рук в стороны;
  • излишнее сгибание локтевого сустава;
  • вынос рук назад после толчка;
  • слишком быстрая смена опорной ноги;
  • мах вперед коленным суставом вместо стопы с голенью;
  • слабые отмашки ног, таза и небольшая амплитуда маховых движений;
  • излишние задирания ног после отталкивания.

Отталкивания руками и ногами

  • толчок рукой не в полную амплитуду;
  • постановка палок шире нормы или близко к ступням;
  • излишнее сгибание рук в локтях в начале отталкивания палками;
  • отсутствие необходимого нажатия на палки;
  • отрыв подошвы ботинка опорной конечности раньше времени;
  • излишнее сгибание ног в коленях;
  • укороченная амплитуда при отталкивании ногами;
  • толчки конечностями назад, а не вниз;
  • отсутствие подсидания на опорную конечность при толчке;
  • полностью выпрямленные нижние конечности при движении.

Описание ошибок по нескольким группам способствует их более быстрому устранению, улучшению техники и качества движения двухшажным лыжным ходом. Для корректировки некоторых причин можно использовать упрощенный одношажный ход или использовать оба поочередно.

Первоначально устраняют ошибки, связанные с работой нижних конечностей, затем верхних, потом с перемещениями туловища. Каждый, в частности ребенок, имеет определенные особенности при лыжной ходьбе, поэтому корректировка техники должна производиться в персональном порядке для каждого лыжника.

Рекомендации по выполнению

Опытные тренеры дают схожие рекомендации по улучшению техники классического лыжного хода. Они базируются на соблюдении некоторых требований и упражнений, а именно:

  • разминка в начале занятий;
  • постепенное увеличение нагрузки и амплитуды работы конечностями со старта;
  • энергичный присед и одновременный мощный толчок палкой;
  • четкие и сильные отталкивания благодаря смещению нагрузки и правильному наклону корпуса.

Разнообразный подход к выполнению рекомендаций дает постепенное улучшение техники хода. Недочеты устраняются не сразу, а по 3-4 за тренировку. Усвоение информации позволяет перейти на более сложные способы лыжного хода, например, на четырехшажный.

Вывод

Лыжные прогулки привлекают взрослых и детей. Для получения удовольствия от зимнего вида отдыха следует освоить попеременный двухшажный ход на лыжах . Техника используется на пересеченных и прямых местностях. Внедрение в постижении лыжного мастерства начинается именно с классической ходьбы соскальзывающим шагом.

Попеременное двухшажное движение

Техника попеременного двухшажного хода на лыжах обусловлена поочередными толкательными движениями при каждом шаге. Двухшажная цикличность обусловлена 2 шагами. В одном шагу происходит скольжение снаряжения по снежному покрову, заканчивая, опираясь на лыжную трость, поставленную в снегу.

Попеременный коньковый ход на лыжах — это 2 шага (скользящих). Толчковое движение осуществляется палками.

  1. Изначально легкое скольжение оканчивается толканием правой конечности, оторвав лыжу от снега.
  2. Далее, лыжник переключается на одноупорное скольжение другой нижней конечностью.
  3. Завершается ход при отталкивающем движении с правой стороны вначале продвижения (голень левой конечности вертикально).
  4. Толкательное движение направлено прямо.
  5. Лыжная трость выносится правой конечностью.
  6. Когда скольжение с левой стороны, правая конечность — присогнута в коленном суставе.
  7. Движения без затруднений, отпущенные.
  8. Расположение опирающейся голени вертикально.
  9. Правая кисть дальше переносит трость.
  10. Левая кисть расслабленна, выбрасывается назад (инерционно).
  11. Торс выдерживается под углом без изменения.

Одноопорные движения продолжаются другой конечностью. После толкания опорная — выпрямляется, тело взлетает.

Правая конечность присогнута в коленке, ослаблена, на заднем плане. Это позволяет сделать взмах с выносом по курсу. Палку выбрасывают правой кистью по курсу (левая — сзади ослаблена). Завершив легкое скольжение, ученик переключается к ведущему выносу конечности. Правая трость вставляется в снег, левая выносится вперед (толчок рукой).

Для результативного толчка реализовывается занос взмахом с правой стороны нижней конечностью. Левая верхняя конечность выбрасывается по курсу, выпрямляя опорную ногу.

Скользящее движение с опорой на палку

На 1 этапе при отталкивании совершается толчок согнутой правой руки в локте. Левая рука выбрасывается по курсу. Интенсивный натиск на лыжную трость не повышает давление на голеностоп (выдерживается скорость). Торс подается по курсу, в финале скольжения опорная нога выпрямляется, с приближением маховой ноги, снаряд соприкасается со снегом. Техника предусмотрена с твердым упором руки-торса-опорной ноги. Таз не подается по курсу, предотвращая преждевременные перекаты, торс максимально наклонен по направлению. Чтобы увеличить отталкивающую силу, уменьшают толчковый угол кисти, левая трость подается вперед.

Когда ноги сравняются, лыжник одновременно при толчке разгибается в тазу. Угол сгиба это мгновение подседания с толчком правой руки (предельный нажим).

Рука активно переносится вперед, нагрузка идет на падающую руку, правая конечность доводить до конца толчковое движение, левая — переносится по курсу. Затем осуществляется толкательное движение с левой стороны, в завершении толчка правую руку ослаблено выкидывают назад. Толкательное движение заканчивают ногой. Курс толчка от голени к бедру, торс (вперед/назад). Результат скоростное сохранение при одноупорном скольжении. Это и есть попеременный двухшажный коньковый ход.

Попеременное двухшажное следование: частые ошибки

Попеременную технику двухшажного хода изучают во время хорошего скольжения. Тогда во время обучения не понадобится много силы при толчках. Если условия плохие, ученики совершают ошибки.

Существенная ошибка это слабая постановка с недостающим натиском или заносом трости вперед (кольцом). Следующей ошибкой лыжников во время прохождения инструктажа, это маленький наклонный угол верхней части торса, ошибочный курс толчка. Во избежание ошибок, уроки проводятся с инструктором.

При осваивании попеременного двухшажного лыжного хода, движения выполняются одно и другой нижней конечностью по несколько подходов. Во внимание берутся также согласованность правой и левой верхней конечности с быстрым выпадом. Продолжительных повторов упражнения не требуется, так как ученик уже ознакомился со скользящим шагом. Повторения нарушают выработанную динамическую стереотипность.

При совершенствовании техники ученики допускают дополнительные ошибки: отвод бедра назад, замедленные подседания, недостаточные махи ногами, неправильная направленность давления на спортивный снаряд, неоконченный толчок голеностопом, преждевременные отрывы от снаряжения каблуком ботинка.

Попеременный двухшажный ход применяется на равнинных участках дистанции и отлогих склонах (до 2°) при плохом и хорошем скольжении; а при особо благоприятных условиях и на средних склонах (до 5°).

Лыжник скользит поочередно то на одной, то на другой лыже по­переменно (на каждый шаг) отталкивается палками. В повторяющийся цикл движений входят два шага. В каждом шаге различают период скольжения лыжи, когда она движется по снегу, и период ее стояния, когда обеспечивается опора для отталкивания лыжей. В цикле различают пять основных фаз.

Фаза I — свободное скольжение. Начинается в момент отрыва лыжи от снега и заканчивается постановкой палки на снег. В свободном скольжении опора на пятку стопы, голень опорной ноги под прямым углом к лыже, бедро наклонено к горизонту на 45—48°, туловище — на 43—47°. Лыжник выносит палку кистью (не выше глаз) над следами от палок на снегу (не над лыжней) и активно, ударом, ставит ее, втыкая в снег.

Подцель фазы I — меньше терять скорость и подготовиться к отталкиванию палкой.

  1. уменьшить трение лыжи по снегу,
  2. не затягивать время скольжения,
  3. дать отдых мышцам,
  4. предупредить потери энергии к моменту постановки палки.

Фаза II — скольжение с выпрямлением опорной ноги (до подседания). Начинается с постановки палки на снег и заканчивается началом подседания (сгибания в колене) на выпрямившейся опорной ноге. В течение фазы II лыжник энергичным нажимом на палку с накло­ном туловища (навал) стремится увеличить или поддержать скорость скользящей лыжи. Опорная нога в это время выпрямляется, подготавливаясь к последующему подседанию.

Подцель фазы II — увеличить скорость скользящей лыжи.

  1. использовать при отталкивании палкой мощные мышцы туловища,
  2. обеспечить жесткую передачу усилий с палки на скользящую лыжу,
  3. подготовить подседание на опорной ноге,
  4. постепенно начать активные махи ногой и рукой.

1. начать нажим на палку наклоном туловища до 5°, далее движением рукой, сохраняя жесткую передачу усилий (зафиксированы локтевой и лучезапястный суставы), наклоняя палку примерно от 70 до 38° и не допуская ее поперечных отклонений,

2. сохраняя опору на пятку при слегка выдвинутой стопе опорной ноги, не допуская этим преждевременного переката, выпрямить ногу к концу фазы,

В скольжении до подседания особенно важно ускорить скольжение лыжи нажимом на палку, облегчая этим вертикальное давление на лыжу и не допуская преждевременного переката в голеностопном суставе. Создание жесткой передачи усилий (рука — туловище — нога) и выдвижение стопы предупреждают потери энергии (уступающую работу мышц при амортизации). Место постановки палки зависит от условий скольжения: при лучших условиях — больше вперед, у крепле­ния лыжи; при худших условиях — больше назад, ближе к каблуку бо­тинка.

Фаза III — скольжение с подседанием. Начинается со сгибания опорной ноги в коленном суставе (подседание перед отталкиванием ногой) и заканчивается в момент остановки лыжи. Лыжник, продолжая отталкивание палкой, заканчивает скольжение и при этом начинает перекат (активное продвижение вперед над опорой).

Подцель фазы III — ускорить перекат.

  1. использовать вес и силы инерции тела (при опускании после взлета) для ускорения подседания,
  2. обеспечить возможно большую скорость маха ногой и рукой,
  3. быстрее остановить лыжу.
  1. ускоряя подседание на опорной ноге (наклон голени вперед на 20—25°) вниз, максимально усилить нажим на палку,
  2. энергично усилить мах выпрямленной рукой и мах ногой с поворотом таза вперед, стремясь стопой маховой нога догнать и даже обогнать к концу фазы стопу другой ноги.

Фаза IV — выпад с подседанием. Начинается с момента остановки скользящей лыжи и заканчивается началом выпрямления опорной (толчковой) ноги в коленном суставе. Лыжа маховой ноги, скользя вперед по снегу, начинает постепенно принимать на себя опору тела. Толчковая нога, сгибаясь в коленном суставе, завершает подседание, но продолжает разгибание в тазобедренном (до верти­кального положения бедра)- Создается поза готовности к завершающе­му усилию отталкивания выпрямлением ноги.

Подцель фазы IV — ускорить выпад.

  1. обеспечить максимальную скорость выпада,
  2. завершить подседание для эффективного отталкивания ногой.

Фаза V — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. (начинается с ее разгибания в коленном суставе и заканчивается началом отрыва лыжи от снега. Лыжник энергично выпрямляет толчковую ногу, завершая выпад и ускоренный мах рукой, делает рывок туловищем вверх, завершает отталкивание палкой и переносит опору на маховую ногу, чтобы следующий скользящий шаг провести на возможно большой скорости (свободное скольжение уже на другой ноге).

Подцель фазы V — ускорить активный взлет.

Видео YouTube

Попеременный двухшажный ход (картинки, иллюстрирующие его, будут представлены ниже) считается основным способом передвижения на лыжах в различных условиях рельефа местности и скольжения. Наиболее эффективен он на пологих (до 2°) и крутых (до 5°) подъемах при отличных и хороших условиях сцепления со снегом. Попеременно двухшажный ход на лыжах имеет большое прикладное значение. Он также достаточно часто применяется при средних и плохих условиях на равнине. На подъемах большой крутизны (около 8°) применяется попеременный двухшажный коньковый ход. Этот способ эффективен и при плохих условиях скольжения, на мягкой лыжне и на менее крутых подъемах. Какова техника попеременного двухшажного хода? Об этом далее в статье.

попеременно двухшажный ход на лыжах

Попеременный двухшажный ход. План

Конспект позволяет выстроить схему цикла движений. Техника выполнения попеременного двухшажного хода включает в себя 2 скользящих шага. Вместе с этим при помощи разноименных палок осуществляются толчки. В начале фазы свободного скольжения заканчивается отталкивание правой ногой, при этом лыжу следует оторвать от снега. Далее осуществляется переход к одноопорному скольжению левой ногой. В момент завершения отталкивания правой и начала скольжения голень левой нижней конечности должна иметь вертикальное положение. Толчок направляется по прямой линии. Правой рукой при этом выносится палка вперед. При осуществлении скольжения левой лыжей движение правой ноги, немного согнутой в колене по направлению назад-вверх, должно быть свободным, расслабленным.

попеременный двухшажный лыжный ход

Голень опорной нижней конечности остается в вертикальном положении. Правой рукой продолжается вынос палки, а левая должна быть расслаблена и несколько отбрасывается назад по инерции. При этом угол наклона тела не изменяется. Далее одноопорное скольжение продолжается на левой ноге. После толчка правой опорную ногу выпрямляют. Вместе с этим начинают движение тела "на взлет".

Правая нога должна быть немного согнутой в колене, расслабленной и находиться в крайней задней позиции. Это создает благоприятные условия для махового ее выноса вперед. Нижний конец палки выводится правой рукой вперед. Левая верхняя конечность при этом в расслабленном состоянии находится в крайней задней позиции. По завершении свободного скольжения начинается маховый вынос вперед правой ноги. Палка справа ставится на снег, а левую следует вынести вперед. Толчок начинают практически выпрямленной рукой. Для начала эффективного отталкивания палку располагают под углом. Левая рука выносится вперед, выпрямляется опорная нога, и осуществляется маховый вынос вперед правой ноги.

Скольжение при опоре на палку

Первая фаза отталкивания предполагает усиление толчка правой руки, сгибаемой в локте. Левую верхнюю конечность следует энергично вынести вперед. Из-за сильного нажима на палку правой рукой, несмотря на то что опорная нога выпрямляется, давление на опорную лыжу не повышается, а может даже и снизиться. Это будет способствовать поддержанию скорости. При этом начинается наклон тела вперед.

попеременный двухшажный ход

После того как ноги поравнялись, начинается отталкивание при одновременном разгибании в тазобедренном суставе. Угол сгибания нижней конечности в колене называется "моментом подседания". В это время осуществляется отталкивание правой рукой. При этом создается максимальное давление на палку.

Энергичным движением левую руку следует выносить вперед. Вместе с этим маховая нога получает постепенную нагрузку. В то время как правая рука завершает отталкивание, левая должна быть вынесена вперед. Далее продолжается толчок левой нижней конечности. После завершения отталкивания правая рука, по инерции расслабленная, отбрасывается назад. Заканчивается толчок ногой.

Направление отталкивания "голень-бедро-тело" провоцирует движение туловища вперед-назад. В результате сохраняется скорость движения на этапе одноопорного скольжения. Так осуществляется попеременный двухшажный классический ход в первой половине цикла. В его второй части все движения нижних и верхних конечностей повторяются в той же последовательности.

Попеременный двухшажный ход. Обучение

Несмотря на привычную, как при обычном движении пешком, перекрестную координацию, этот метод считается достаточно сложным. На его освоение требуется довольно много времени. Определенные трудности, которые предполагает попеременный двухшажный ход, обуславливаются наличием фазы скольжения, изменением ритма при движении во время преодоления подъемов, контролем времени работы ног и рук. В связи с этим изучение этого способа вводится в начальных классах после восстановления и повторения навыков скользящего передвижения.

Методика обучения попеременному двухшажному ходу предполагает практические занятия, на которых преподаватель дважды-трижды показывает движение на разной скорости. При этом он обращает внимание учеников на согласованность движений рук и ног. Кратко объяснив учащимся, что собой представляет техника попеременного двухшажного хода, преподаватель предлагает несколько раз принять позицию посадки на месте, начав тренировку.

попеременный двухшажный классический ход

После прохождения двух или трех кругов по первому представлению учитель переходит к изучению цикла работы рук. Стоя на месте, преподаватель показывает и разъясняет постановку и вынос палки, движение отталкивания. Далее учащиеся начинают имитировать работу верхних конечностей. Движения осуществляются как с палками, так и без них. К концу этих занятий учащиеся должны понимать, что собой представляет техника выполнения попеременного двухшажного хода.

Практические занятия на снегу

Все движения, которые включает в себя попеременный двухшажный ход, должны выполняться под уклон и с твердой опорой под палки. Ученики под руководством преподавателя начинают скольжение. Лыжня при этом должна быть хорошо откатана. Каждый учащийся поочередно выносит вперед палку, ставит ее под углом в снег кольцом назад. Нажимая на нее рукой в результате движения туловища, ученики завершают отталкивание. После того как будет выполнено это упражнение, то же самое осуществляется другой рукой. Далее упражнения выполняются без остановок непрерывно. При этом отталкивание палками и их вынос осуществляются поочередно: одна рука выносит, другая отталкивается.

Распространенные ошибки

Попеременный двухшажный ход следует изучать при хорошем скольжении. В этом случае учащимся не нужно будет прилагать много усилий для отталкивания. При плохих условиях высока вероятность совершения ошибок. Среди основных следует отметить слабую постановку и недостаточный нажим или вынос палки кольцом вперед, недостаточный наклон верхней части тела, неправильное направление толчка. В связи с этим освоение рассматриваемого способа передвижения на лыжах должно осуществляться под руководством преподавателя. Исправление недочетов и ошибок происходит после повторного объяснения и повторения, а также правильного показа учителем движений.

методика обучения попеременному двухшажному ходу

Дополнительные упражнения

Совершенствование попеременного двухшажного хода предполагает изучение махового выноса нижней конечности, подседания на отталкивающей ноге и толчки ею. Упражнения начинаются со спокойного отведения ноги назад и маятникообразных движений (вперед-назад). За счет незначительного поворота таза усиливается амплитуда. Упражнения выполняются шесть-восемь раз. При этом руки с палками помогают сохранять равновесие и находятся в опущенном положении.

Далее начинается передвижение короткими скользящими шагами вперед. При этом внимание акцентируется на маховых движениях ноги, а не на силе толчка. За счет маха происходит увеличение скольжения. Палки следует держать за середину и совершать незначительные маятникообразные движения. Затем переходят к скольжению на одной лыже. Внимание при выполнении этого упражнения акцентируется на отталкивании ноги.

На следующем шаге при скольжении быстрым коротким движением сгибается нижняя конечность в колене. В результате выполняется подседание, и переносится давление на носок ботинка. Между ногами расстояние должно быть приблизительно в полстопы. При усилении давления вниз осуществляется сильный толчок ногой.

Ошибки в ходе дальнейшего изучения упражнений

Осваивая попеременный двухшажный лыжный ход, ученики выполняют движения с одной, а затем с другой ногой несколько раз. Далее необходимо обратить внимание на согласование маха разноименных рук и быстрого выпада. При этом продолжительное повторение этого упражнения нецелесообразно, поскольку, в целом, учащиеся к этому времени изучили скользящий шаг, а повторы могут нарушить выработанный у них динамический стереотип.

В процессе совершенствования у учеников могут возникнуть некоторые ошибки. Наиболее популярные среди них следующие: отклонение назад бедра, медленное подседание, недостаточный мах ногой, неправильное направление давления на лыжу, незаконченное отталкивание стопой, слишком ранний отрыв от лыжи каблука ботинка и другие.

совершенствование попеременного двухшажного хода

Дальнейшее освоение схемы движений

Изучая далее попеременный двухшажный ход, особое внимание уделяют согласованности работы ног и рук. Кроме вышеперечисленных упражнений, применяется общий метод обучения с корректировкой и исправлением ошибок по циклу хода. Занятия проводятся как на равнинной местности, так и на участках, включающих в себя пологие подъемы (до 3 или 4°). Движение по таким лыжням и учебным кругам позволяет добиться наилучшей согласованности в работе ног и рук.

Целесообразнее разделить учащихся на группы в соответствии со степенью владения ими передвижением. На внутреннем кругу тренировочной площадки располагается слабая группа. Более подготовленные лыжники передвигаются по наружному. Преподаватель, как правило, не останавливает всех (если грубые ошибки не делает большинство). Учитель ограничивается отдельными замечаниями конкретным занимающимся. Все группы останавливаются в случае неверного выполнения движений многими учащимися или при объяснении и показе нового движения.

Причины и способы устранения основных ошибок

Изучая попеременно двухшажный ход на лыжах, чаще всего ученики выполняют слабый толчок практически выпрямленной ногой, короткое скольжение. Для исправления этой ошибки следует повторить посадку, изучить более низкое положение туловища. Особое внимание уделяется подседанию перед отталкиванием и энергичному перекату над стопой.

Еще одна ошибка – двухопорное скольжение – может быть вызвана плохим ощущением равновесия или ранней загрузкой ноги, осуществляющей маховое движение, что, в свою очередь, связано с недостаточным усвоением упражнения. Для исправления применяются движения, способствующие развитию равновесия, более активному переносу массы с одной ноги на другую. При этом используются разные имитационные упражнения - как на месте, так и помогающие освоить скользящий шаг в движении без палок.

попеременный двухшажный коньковый ход

Основные требования при проведении занятий

При выполнении упражнений учитель должен следить за тем, чтобы загрузка мышц вначале была постепенной и мягкой. Не допускается излишне длинный выпад и постановка лыж "ударом". Выполнение маховых движений должно осуществляться практически выпрямленными руками и ногами и быстро. Начинать их необходимо при постановке на снег противоположной палки. С поворотом таза усиливается мах ноги.

Подседание перед отталкиванием нижней конечностью выполняется энергично при одновременном усилении нажима на палку. Эти и прочие требования разъясняются преподавателем во время совершенствования учениками хода. При этом допускается при проведении отдельного занятия указать на два-три элемента, которые выполняются с ошибками. Нецелесообразно исправлять сразу все, особенно мелкие, недочеты, поскольку это может вызвать рассеивание внимания учащихся.

Заключение

Следует сказать, что большинство детей, приходящих в школу, не владеют техникой лыжного хода. Успешное овладение ею существенно облегчает изучение других способов передвижения. Это главным образом обусловлено тем, что скользящий шаг является основным компонентом прочих методов (за исключением бесшажного). Успех изучения и правильное восприятие всех движений зависят в первую очередь от учителя. Чем четче и внимательнее он будет проводить занятия, объясняя и показывая то или другое упражнение, тем быстрее и легче учащиеся поймут технику.

Читайте также: