Попечительное о тюрьмах общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

История посещения тюрем в России восходит к началу XIX века. Тогда по инициативе членов Лондонского тюремного общества, прибывших в Россию, и тогдашнего министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына начало создаваться Попечительское о тюрьмах общество. Создание его растянулось на долгих пять лет. Стартовало оно в 1816 году, когда князь Голицын и его лондонские коллеги обследовали два десятка российских тюрем. Окончательно общество сформировалось в 1821 году под эгидой Императора Александра I: высочайшим указом был утвержден устав общества и образованы его руководящие органы.

До начала XIX века проблемы посещения тюрем, как таковой, в России не существовало. Вплоть до екатерининских времен казенным питанием заключенные не обеспечивались, и находящиеся в следственных тюрьмах и в других видах тюрем просто выводились на площадь, связывались или сковывались по три человека и под присмотром надсмотрщика собирали деньги себе на пропитание. Любой человек имел возможность с ними пообщаться, поговорить, спросить их об условиях отбывания наказания. Такой порядок был запрещен Екатериной. Но окончательно этот вид кормежки узников был ликвидирован при Александре I.

В момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли примерно те же самые проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполнение, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применяемых спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников и прочего. Естественно, перед инициаторами создания Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы.

Надо сказать, что Попечительское о тюрьмах общество по тогдашней традиции носило общественно-государственный характер. Первым президентом этого общества стал сам Александр Голицын, вторым его президентом был оберполицмейстер Петербурга, третьим — министр юстиции России. Хотя во главе попечительских обществ стояли официальные лица, их членами были лица частные — крупные предприниматели, священнослужители, писатели, общественные деятели и т.п. Со временем попечительские о тюрьмах общества приобрели достаточно мощную и разветвленную структуру. Просуществовали общества до 1893 года, потом их преобразовали в тюремно-благотворительные комитеты, большинство функций у них было изъято и они стали чем-то вроде сегодняшних попечительских структур.

До 1893 года на попечительские о тюрьмах общества были возложены следующие задачи: организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т.д. По сути дела эти общественно-государственные структуры взяли на себя значительную часть функций тюремной администрации. К слову сказать, сегодня у нас, в 150 миллионной России, Главное управление исполнения наказания имеет штат почти тысячу человек. А в начале ХХ века в 180 миллионной России штат центрального аппарата Главного тюремного управления составлял всего 160 человек. Как мы видим, численность госаппарата была невелика, и помощь общественности была крайне существенна.

Структура попечительских обществ в XIX веке была такой: Председатель (или несколько сопредседателей), директор и члены общества. Директоров обычно было от 20 до 30 человек. Система их назначения была достаточно сложной. Часть директоров назначалась председателем, часть — Императором (в губерниях — местным градоначальником или губернатором), часть назначалась местными думами, часть избиралась от сословий. Фактически, в директорате были представлены все слои общества. Членами же Общества становились только те люди, которые вносили деньги. Был статус пожизненного почетного члена, им мог стать человек, который внес не менее тысячи рублей. Те, кто вносил более 500 рублей, становились просто почетными членами, человек, который нашел возможность внести более 10 рублей записывался обыкновенным членом. Правда, через три года ему надо было вносить следующие 10 рублей, иначе членство в Обществе прекращалось.

К 1829 году в Петербурге и Москве Попечительские о тюрьмах общества имели две автономных структуры. Было Общество как таковое, и был еще Дамский Комитет общества, который занимался женщинами-заключенными. Дамский комитет имел совершенно отдельную структуру, и если покровителем Общества являлся Император, то покровителем петербургского Дамского Комитета, например, в 20-е годы ХХ века была Императрица.

В структуре тюремного управления в России был так называемый смотритель, в 1813 году его заменили на директора, который фактически выполнял функции нынешнего начальника тюрьмы. Это был человек, который руководил всей режимной и оперативной деятельностью. И были попечители — люди, на которых лежали воспитательные, духовные, культурно-просветительские и отчасти финансово-хозяйственные функции. Уже после смерти Александра I, в 1835 году, функции попечительских обществ были еще более расширены. Один из попечителей назначался главой местной власти (как правило, губернатором), второго попечителя назначало Попечительское о тюрьмах общество.

С самых первых дней своего существования основным направлением деятельности Общества было посещение тюрем. Именно после первого отчета о посещении тюрем в 1819 году Александр I окончательно запретил сбор денег на содержание заключенных на площадях городов. Результатом отчета о посещении тюрем 1825 года было запрещение передачи спиртных напитков (до этого в тюрьмы можно было передавать спиртное — вино и водку). Также по результатам посещений в 1829 году было принято решение о том, что вся гуманитарная помощь, предназначенная не для конкретного заключенного, а для помощи всем в целом, будет распределяться только через Попечительское о тюрьмах общество, а не через администрацию. Теперь частные лица не могли просто так передать свои пожертвования в тюрьму, они могли это делать только через Общество.

В 1865 году благодаря усилиям Общества было запрещено пеше-маятниковое этапирование. Главная смертность была тогда не в тюрьмах, а на этапах. Самыми массовыми (около половины всего тюремного населения) пенитенциарными учреждениями в России были исправительно-арестантские отделения, позже преобразованные в исправительно-арестантские роты. Смертность в этих учреждениях была не очень большой, потому что этапирование производилось на 500-700 верст. Из тех же, кто шел в каторжные тюрьмы, каждый четвертый умирал в этапе. Почему? Потому что они шли три дня подряд, ночевали, где придется. Только на третий день был нормальный ночлег. Каторжники во время этапа были скованы друг с другом: в шеренгах колонны — по три человека, левоидущие в строю — по пять человек. Если кто-то из них умирал, у начальника этапной партии не было даже ключа от замка, чтобы умершего убрать. Так они этого умершего и тащили с собой. Эта система просуществовала до 1865 года и благодаря усилиям попечительского общества была прекращена. Следует заметить, что российское государство в тот момент переживало сложный экономический период: после отмены крепостного права начались массовые разорения. Но под очень мощным давлением общественности государство, увеличив в 25 раз расходы на этапирование, нашло возможным перевозить заключенных по железным дорогам и по водным путям. Например, каторжников, отправляемых в Сибирь, переправляли по Каме. Одними из первых пассажиров железных дорог, в тот момент довольно привилегированного вида транспорта, стали именно заключенные.

Между Попечительским о тюрьмах обществом и властью было очень много конфликтов, что отчасти связано с полугосударственным характером самого Общества. Из-за подобных конфликтов был снят в 1824 году князь Александр Голицын. Пришел на заседание общества в Петербурге обер-полицмейстер Петербурга и занял место председательствующего. Вот таким мощным было давление полицейского лобби, что император вынужден был освободить Голицына от этой должности, и хотя он остался почетным Председателем общества, его фактическим руководителем стал обер-полицмейстер Санкт-Петербурга.

До 1879 года в России не было единого тюремного управления, было 15 ведомств, которым подчинялись тюрьмы. Например, у Сената, который имел право осудить человека, была собственная тюрьма прямо в подвале. Осужденный там сидел, и никто, кроме самого Сената, не мог пересмотреть этот приговор. Местные тюрьмы были подчинены губернаторам. В 1879 году создается главное тюремное управление, большинство тюрем переходит в его ведение, и с этого времени деятельность Попечительских о тюрьмах обществ постепенно сворачивается. И это несмотря на все то, что эти Общества сделали. Например, именно Попечительские о тюрьмах общества создали школы в тюрьмах. Это был несомненный успех, за 80 лет деятельности обществ школы удалось создать повсюду. Тем не менее, деятельность Обществ была оценена негативно, и в 1893 году они были преобразованы в Тюремные благотворительные комитеты. Точнее, Попечительские общества формально сохранились, но лишились большинства своих полномочий. Тюремно-благотворительные комитеты занимались только вопросами материальной помощи заключенным.

И все же, в России до 1917 года тюрьмы были открыты для общественности. К осужденному всегда мог прийти представитель сельской общины, городского или местного сообщества, к которому он относился, так же как и священник или представитель его прихода. Почему? Потому что одним из видов освобождения в тот момент было освобождение под поручительство прихода или общины. Например, член общины отбывал наказание где-нибудь в Канской тюрьме, но по ходатайству общин перед Императором этого осужденного освобождали и передавали на поруки общине. И до 1917 года посещение тюрем носило самый массовый и широкий характер.

Ситуация меняется после революции, несмотря на то, что тогда были созданы так называемые Распределительные комиссии. Эти Комиссии объединяли в своих рядах начальника тюрьмы, педагога, директора местной школы, руководителя местного клуба, тюремного учителя, руководителя оперативной части и т.д. Сохранилась и общественно-государственная структура, куда входили представители общественных организаций. Но Распределительные комиссии были жестко централизованы и имели очень узкие функции. В основном они решали вопросы по досрочному освобождению осужденного. Распределительные комиссии просуществовали до 1924 года, после чего были окончательно ликвидированы.

В 1919 году в некоторых Распределительных комиссиях были созданы Наблюдательные комиссии, функцией которых был контроль за пенитенциарными учреждениями. До 1917 года Наблюдательные комиссии тоже существовали и являлись одной из структур Попечительских обществ. Члены Комиссии приходили, осматривали заключенных на предмет заболеваний, беседовали с ними, выясняли их намерения с трудоустройством после освобождения, сносились с теми общинами, где эти люди раньше жили. Кроме того, эти комиссии контролировали материальное обеспечение заключенных. Тогда Наблюдательные комиссии не были связаны с властью. Они выбирались из случайных лиц, в основном, из местных дворян, людей, имевших свободное время.

После революции Наблюдательные комиссии формировались в основном из представителей общественных организаций: профсоюзов, комсомола, партийной организации. Их функции также были изменены. Осталось то же самое название, но они стали заниматься изучением вопросов, связанных со степенью исправления осужденного. Члены Комиссии беседовали с заключенным и давали свою оценку: можно человека освобождать или нет. До 1926 года освобождение осуществлялось самими Наблюдательными комиссиями, даже без участия администрации. С 1919 года Наблюдательные комиссии несколько раз реформировались. Были периоды времени, когда они имели очень широкие полномочия. В 40-е годы, например, они занимались организацией образования, наблюдали за медицинской помощью. В начале 50-х годов Наблюдательные комиссии были фактически ликвидированы.

Мне хотелось бы отметить еще несколько существенных моментов столетней истории посещения тюрем в России — с начала XIX по начало XX века.

Во-первых, огромную роль в тюремных делах, в области исполнения уголовного наказания играли государственно-общественные структуры.

Во-вторых, не было закрытых от общества сфер, любая проблема, даже связанная с охраной заключенных, с режимными вопросами, была открыта для общественности.

Третья особенность — активнейшее участие религиозных деятелей. В состав Попечительских о тюрьмах обществ обязательно входили представители церкви, священники и миряне, которые занимались религиозным просвещением заключенных.

Четвертая особенность заключалась в том, что несмотря на свой государственно-общественный характер, попечители не стеснялись критиковать государство. Критика государства была достаточно резкой. Как следует из отчетов главного тюремного управления, только в 80-е годы под давлением общественности, посещающей тюрьмы, было отменено 15 циркуляров. Например, был отменен циркуляр, предусматривающий в качестве иных возможностей наказания телесное воздействие на человека. До 1914 года телесное воздействие в качестве уголовного наказания было в нашей стране разрешено. А в тюрьме телесное воздействие на человека в качестве дисциплинарного наказания было запрещено в 1880-е годы под влиянием общественности.

И еще одна особенность. Тюремная система учитывала национальную специфику. Например, у казачьего населения была своя пенитенциарная система, контролируемая государством, но относительно независимая. Кроме того, посещение тюрем разрешалось не только представителям господствующей национальности, господствующей религии, но и иноверцам, инородцам и т.п., то есть демократизм в отношении прав меньшинств был достаточно высоким.

основано в 1819 г. благодаря известному лондонскому филантропу Вальтеру Веннингу, представившему обширную записку о лучшем содержании тюрем, в духе идей Джона Говарда (см.). П. общество, поставленное под покровительство императора, имело целью нравственное исправление содержащихся под стражей преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей. Средства исправления были указаны следующие: 1) ближайший и постоянный падзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место. Исполнительными органами общества были комитеты, мужской и женский; членам комитетов было предоставлено право посещать во всякое время тюрьмы и дома, где содержатся заключенные. Во главе общества поставлен президент, по назначению Государя. В 1851 г. утвержден новый устав общества, действующий, с некоторыми изменениями, до настоящего временя. Целью общества признается улучшение как нравственного и физическакого состояния заключенных, так и мест заключения. Вместе с главным тюремным управлением общество перешло, в 1895 г., в ведомство м-ства юстиции. В состав общества входит СПб. и московские мужские и женские благотворительно-тюремные комитеты, имеющие свой особый устав (см. ниже); мужские комитеты в губернских и портовых городах; отделения женские в губернских и портовых, мужские — в уездн. городах. В городах Одессе, Керчь-Еникале, Екатеринбурге состоят отдельные комитеты, на правах губернских; в г. Закаталах учрежден окружной комитет, на правах комитетов в портовых городах; в гг. Серпухове и Юрьеве состоят женские отделения губернских комитетов. Во главе губернских комитетов стоят вице-президенты — генерал-губернатор, губернатор, епархиальный архиерей, прокурор судебной палаты, — во главе мужских отделений — председательствующие директоры, во главе женских отделений — председательницы. Из членов общества избираются директоры комитетов и отделений. Кроме того, по должности директорами комитетов состоят главные должностные лица губернии или уезда. Число избираемых директоров и директрис: в комитетах тифлисском, тобольском, томском и иркутском — до 30, во всех остальных губ. и портовых комитетах и в тюкалинском отделении — до 20, в мужских уездных и в женских отделениях — до 10. Средства общества составляют: суммы, получаемые из казначейств на продовольствие арестантов, пользование их в тюремных больницах и постройку для них одежды, белья и обуви; из городского общественного управления — на отопление и освещение тюрем; пожертвования, сборы из кружек и т. д. При назначении в тюрьмы смотрителей, их помощников и других лиц, местное начальство предварительно сносится о тех лицах с тюремными комитетами и отделениями. Попечение общества распространяется на тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремные замки), полицейские места заключения и исправительные арестантские отделения; при последних состоят особые попечительства. Что касается столиц, то в СПб. — в 1893 г., в Москве — в 1895 г. тюремные комитеты упразднены и учреждены мужские и дамские тюремно-благотворительные комитеты, совершенно устраненные от участия в хозяйстве мест заключения; за ними оставлена лишь чисто благотворительная деятельность — содействие в приискании средств к жизни лицам, освобожденным из-под стражи или отбывшим срочное заключение, попечение об участи выпущенных из заключения несовершеннолетних, призрение детей, впредь до освобождения из-под стражи их родителей, оказание помощи семействам заключенных и осужденных в ссылку, попечение о выкупе лиц, заключенных за долги, помощь их семействам. Члены комитетов могут быть почетные, благотворители, пожизненные, действительные и соревнователи; почетные члены избираются общим собранием и утверждаются Государем, прочие избираются правлениями комитетов. Правления комитетов состоят из председателя или предстательницы, по назначению Высочайшей власти, и 20 директоров или директрис, избираемых общими собраниями сроком на четыре года. Правления избирают из своей среды представителей в наблюдательные комиссии над тюрьмами и арестантскими помещениями при полицейских домах. Правлениям предоставляется устройство для лиц, содержащихся в местах заключения, чтения религиозно-нравственных книг, религиозных собеседований и т. п. По СПб. мужскому комитету к 1 янв. 1897 г. состояло членов 74, капиталов — 264916 р., в том числе на выкуп неисправных должников — 186432 р.; доходов за 1896 г. поступило 20387 р., израсходовано 12820 руб., в том числе на находящийся при комитете Александровский приют арестантских детей — 5136 руб.; в приюте к 1 января 1897 г. находилось 30 детей. Деятельность комитета фактически направлена почти исключительно на облегчение участи освобождаемых из мест заключения. При московских комитетах состоит Сергиево-Елисаветинский приют, для помещения добровольно следующих за преступниками в Сибирь жен и детей.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Попечительное о тюрьмах общество" в других словарях:

Комитет — постоянная или временная коллегия, выделяемая из своей среды более значительным собранием для предварительного обсуждения и разработки какого либо специального вопроса или для приведения в исполнение принятого решения. Такое же значение имеют… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Голицыны, русские полководцы и государственные деятели — (князья) 1) Г. Михаил Иванович (Голица), боярин, в 1512 г. был в походе против крымских татар, а в 1514 г. против Литвы. Взятый в плен в сражении под Оршею, он освобожден был лишь в 1552 г. и по возвращении на родину принял монашество в Троицкой… … Большая биографическая энциклопедия

Голицыны русские полководцы и государственные деятели — (князья) 1) Г. Михаил Иванович (Голица), боярин, в 1512 г. был в походе против крымских татар, а в 1514 г. против Литвы. Взятый в плен в сражении под Оршею, он освобожден был лишь в 1552 г. и по возвращении на родину принял монашество в Троицкой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Директор — в России название должностных лиц, стоящих во главе департаментов и канцелярий министерств и различных учебных и научных учреждений: гимназий, лицеев, институтов, народных училищ (целой губернии), библиотек, музеев, консерваторий, обсерваторий, а … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Голицыны, князья (русск. полководцы и государственные деятели) — 1) Г. Михаил Иванович (Голица), боярин, в 1512 г. был в походе против крымских татар, а в 1514 г. против Литвы. Взятый в плен в сражении под Оршею, он освобожден был лишь в 1552 г. и по возвращении на родину принял монашество в Троицкой лавре (†… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века. Эта статья о тюрьмах, каторжных заведениях и прочих местах… … Википедия

История пенитенциарных учреждений со Средних веков до начала XX века — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века. Эта статья о тюрьмах, каторжных заведениях и прочих местах… … Википедия

Тюрьма — Под словом Т. (от нем. Thurm башня) понимается: А) в конкретном смысле изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Патронат тюремный — имеет целью покровительствовать освобожденным из тюрем. Если выпущенный из тюрьмы сразу, на первых порах, не встретит ни от кого поддержки, то он, хотя бы в силу одной трудности найти честный заработок трудности, усиливающейся вследствие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сан-Марино — Республика Сан Марино, гос во в Европе, на Аппенинском п ове, окружено территорией Италии. Основал в 301 г. далматинец Марино, бежавший от гонений на христиан императора Диоклетиана, как религиозную общину, независимую от императора и от папы.… … Географическая энциклопедия

1818—1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы, так как в эти годы произошел заметный сдвиг в тюрем­ной политике руководящих правительственных кругов. Это было тесно связано с тогдашними настроениями в русском обществе.

Война с Наполеоном, походы за границу, знакомство с политиче­скими и религиозными организациями за рубежом, с одной сто­роны, а с другой — противоречия между самодержавным строем и ростом сознания более образованных слоев русского дворянства порождали стремление их к объединению на почве общих интере­сов. Именно к этому времени относится образование первых ячеек будущих декабристов. B менее либеральных или даже в консервативных кругах аристократии это стремление на почве общих интересов выразилось в учреждении различных религи­озных кружков, иногда мистического характера.* Здесь особое место занимали не политические идеи, а задачи нравственного самоусовершенствования. Одним из средств последнего считалась благотворительность. Если она всегда проповедовалась как могу-

гарантии его деятельности. Царь брал общество под свое покро­вительство. Ему самому принадлежало право избрания и назна­чения президента общества. Хотя общество и получало право выбора своих членов на должности 12 директоров комитета, но н сюда вмешивалась царская воля: общество избирало на каждую из этих 12 должностей по три кандидата, а царь делал соот­ветствующий отбор по своему усмотрению.

Вторая статья устава перечисляла пять следующих средств исправления: 1) ближайший и постоянный надзор над заключен­ными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями и 5)заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

Эта статья находилась в полном противоречии с установив­шейся тюремной практикой, которая совершенно не знала ни од­ного из первых четырех перечисленных средств, а вместо пятого широко пользовалась рогатками, колодками, кандалами и цепями всякого рода и веса. Ho, перечисляя указанные пять средств водворения нового тюремного режима, высочайше утвержденный устав оставлял в полной неприкосновенности весь старый режим тюрьмы со всеми его атрибутами. Поэтому неудивительно, что. создавалось совершенно нелепое положение: нравственное воздей­ствие должно было оказываться на людей, сидевших в тюрьме на шейных цепях, вделанных в тюремные стены, с кандалами, колодками и рогатками.

B полной неприкосновенности оставался и распорядок тю­ремного дня или, вернее, беспорядок тюремного режима, так как общей тюремной инструкции в то время не существовало, она не была издана вплоть до 26 мая 1831 г.

Наиболее важным в уставе было разрешение членам комитета общества (т. e. лишь утвержденным в этом звании самим царем)

посещать места заключения во всякое время. Это открывало воз­можность личного ознакомления членов комитета с состоянием тюрем, и они могли увидеть совершенно новые для них картины тюремного быта. Картины же тюремнсй жизни не могли их не поразить.

Таков был в основных чертах устав о деятельности первого в России тюремного общества. Первыми членами общества были лица, лишь лично знакомые министру духовных дел князю Го­лицыну, в числе 30 человек. Общество начало свою деятельность 11 октября 1819 г.

Первоначальный состав членов общества включал представи­телей родовой аристократии. Здесь было восемь человек титуло­ванных, но вместе с тем сюда же вошли также митрополит, архи­епископ и пастор. Среди членов общества оказались и оба брата Венинги. B дальнейшем число членов общества значительно уве­личилось, но представители высшей аристократии попрежнему занимали в нем преобладающее место.

Состав общества определял характер его деятельности. B этой деятельности преобладающее значение было отведено религиоз­ной пропаганде, как это и было предусмотрено самим уставом общества. Эту черту в деятельности общества старательно под­черкивали его ежегодные печатные отчеты, начиная с первого отчета за 1819 год.

Наиболее яркий пример дан на страницах отчета общества за 1827 год. Он имел место в орловском тюремном замке. Здесь содержался среди пересыльных каменец-подольский житель не­христианского вероисповедания.

Хотя оно и было частным, но по своему составу носило в действительности официозный характер. Это сказыва­лось также в его печатных отчетах. Вот в каких выражениях от­чет за 1824 год описал посещение царем вновь выстроенного в

В целом развитие пенитенциарной системы России, несмотря на свою специфику, обусловленную потребностями в колонизации окраин и сохранением крепостного права, хотя и со значительным опозданием, двигалось по тому же пути, что и уголовно-исполнительные системы экономически развитых держав.

С конца XVIII в. и вплоть до 1820-х гг. в пенитенциарной практике цивилизованных стран доминировали филантропические идеи, виднейшим проповедником которых был Д. Говард.

Главными своими задачами поборники филантропических идей считали гуманизацию условий отбытия наказаний в тюрьмах и побуждение преступников к раскаянию через приобщение к религии.

При императоре Александре I под влиянием проживавших в Санкт-Петербурге английских филантропов братьев Виннингов отечественное законодательство обратило внимание на необходимость улучшения материального и духовного состояния тюрем, материально-бытовых условий заключения, а также решения проблем, связанных с организацией тюремных работ, религиозного воспитания и школьного обучения арестантов.

В 1808 г. император повелел устроить в каждом губернском городе тюремный замок с раздельным содержанием заключенных по роду их преступлений. В свет вышло несколько инструкций, регламентирующий обязанности тюремной администрации:

– Инструкция для офицера военного караула Петербургской тюрьмы;

– Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и о должности караульного офицера в тюремном замке;

– Инструкция, разработанная Петербургским губернским прокурором для столичной тюрьмы (1819 г.).

Большинство из них содержали прогрессивные нормы законодательства в отношении условий содержания в тюрьме, но ни одна из этих инструкций не получила статуса обязательной к исполнению на территории Российской империи. Смотрители тюрем по-прежнему самостоятельно устанавливали правила содержания в тюрьме. Тюрьмы, особенно уездные, были ветхи и, как правило, переполнены. Совместно иногда содержались даже лица разного пола. Взаимодействие между смотрителем тюрьмы и офицером, командовавшим вооруженной охраной, отсутствовало. Арестанты, большинство из которых являлись подсудимыми, пребывали в праздности и с легкостью доставали нужные им запрещенные предметы и спиртные напитки.

В 1819 г. по примеру Британского библейского общества в России было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. Главной целью Общества было содействие нравственному исправлению преступников.

В 1832 г. Попечительное о тюрьмах общество было причислено к органам управления тюрьмами. Ему вменялись следующие обязанности:

1) внутреннее устройство мест заключения с целью создания условий для поддержания здоровья арестантов;

2) контроль за правильным размещением арестантов, подразделение их по полу, званию, возрасту и роду преступлений;

3) обеспечение их продуктами питания;

4) контроль за содержанием мест заключения в исправном состоянии;

5) забота о поддержании тюремных больниц в должном состоянии и обеспечение нормального лечения больных арестантов;

6) обеспечение арестантов одеждой, бельем, обувью и удовлетворение иных их потребностей;

7) исправление нравственности арестантов;

8) сооружение церквей в тех местах заключения, где их нет, и содержание всех тюремных церквей в надлежащем состоянии;

9) забота о скорейшем разрешении участи заключенных;

10) забота о пересылаемых арестантах;

11) выкуп заключенных – неисправных должников.

Исполнительными органами Общества были его губернские комитеты; мужской и женский, членам которых было предоставлено право в любое время посещать тюрьмы. Во главе Общества стоял президент, назначаемый императором.

В 1855 г. Общество влилось в Министерство внутренних дел, а его президентом стал глава министерства, после чего оно полностью утратило свой общественный характер.

Одним из лучших представителей Попечительного о тюрьмах общества был Ф.П. Гааз, на протяжении многих лет занимавший должность главного врача московских тюрем. В своей служебной деятельности он проявлял искреннюю заботу и сострадание к арестантам, истратив на облегчение их участи свое состояние.

Предпринимались также попытки упорядочить работу тюрем с помощью инструкций. В первой половине XIX в. правительства европейских стран осознали невозможность эффективной борьбы с ростом преступности исключительно посредством реализации филантропических идей. Назрела необходимость вырабатывать системный подход к перевоспитанию преступников. Взоры европейских пенитенциаристов обратились к Североамериканским Штатам, которые в то время как европейские державы вели войны на континенте, смогли создать и опробовать на практике две конкурирующие друг с другом тюремные системы: пенсильванскую (филадельфийскую) и обурнскую.

Пенсильванская система предполагала полную изоляцию заключенных в одиночных камерах. Отсюда ее другое название – келейная (целлюларная). Обурнская система (названа по имени города Обурна) базировалась на перевоспитании заключенных через труд и предписывала их полное молчание как во время работы, так и на отдыхе.

Обе системы были усвоены европейскими странами в 1830-е гг. Система одиночного заключения была особенно популярна в Англии, где была построена Пентонвильская образцовая тюрьма (1839–1842 гг.). Одним из ее почетных посетителей стал император Николай I. В 1836 г. в официальном печатном органе Министерства внутренних дел публикуется одна из первых в русской печати статей об американских тюрьмах. Таким образом, не только у царя, но и у значительного числа представителей российской общественности впервые появилась возможность сравнить усилия, предпринимаемые в деле совершенствования уголовно-исполнительной системы у нас и за границей.

В 1857 г. из этого закона был выделен Устав о содержащихся под стражей, который регулировал порядок и условия исполнения наказаний в местах лишения свободы гражданского ведомства. Условия отбывания наказаний в военно-пенитенциарных учреждениях (на гауптвахтах и в крепостях) регулировались Военно-уголовным уставом (1839 г.).

К уголовным наказаниям относились:

– лишение всех прав состояния и смертная казнь;

– лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы;

– лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь или на Кавказ.

Для лиц, не принадлежащих к непривилегированным сословиям, предусматривалось еще и наказание плетьми.

К исправительным наказаниям относились:

– содержание в арестантских ротах;

– заключение в крепость;

– в смирительный и рабочий дома;

В пенитенциарной теории XIX в. значительное внимание уделялось тюремной архитектуре. Проектируемые здания были хорошо приспособлены под особенности той или иной исправительной системы, но они оказались очень дорогими.

В середине 1840-х гг. появился отечественный проект строительства тюрем для содержания заключенных по одиночной системе. Всего предполагалось выстроить 75 таких тюрем стоимостью по 300 тыс. руб. Это огромная сумма даже для экономически развитых стран, для отстающей российской экономики она была неподъемной, что затормозило строительство. В результате вместо требуемых миллионов казна выделила всего 500 тыс. руб.

Таким образом, желания создать в России передовую уголовно-исполнительную систему, правительство столкнулось с непреодолимым препятствием – скудостью бюджета, порожденной рядом социально-экономических проблем, важнейшая из которых – действующее крепостное право.

Читайте также: