Поп гапон кровавое воскресенье кратко

Обновлено: 05.07.2024

115 лет назад стянутые в Санкт-Петербург войска расстреляли колонны рабочих, шедших под предводительством священника Георгия Гапона к Зимнему дворцу с целью передать Николаю II петицию. Царя в городе не было, однако об этом никто не знал. Массовое убийство безоружных людей послужило толчком к началу первой русской революции.

115 лет назад в России произошли трагические события, которые традиционно рассматриваются историками как начало первой русской революции. 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу. Его возглавил уроженец Полтавской губернии священник Георгий Гапон. Он проявил себя хорошим оратором и имел влияние на толпу.

Кто такой поп Гапон

Подобный социальный романтизм привел к возникновению и гапоновской организации в Петербурге.

Как рабочих обманули с петицией

Однако на самом деле в петицию вместе с экономическими пунктами вошел ряд политических требований. Часть их них затрагивала основы государственного устройства и носила откровенно провокационный характер. Более того, составители петиции желали, чтобы царь поклялся перед толпой выполнить все требования.

Хронологию дня в своих мемуарах подробно дал Врангель-старший:

«9 января 1905 года, чуть свет, директор опять телефонировал, прося сейчас приехать. Я отправился. Но, проехав через Николаевский мост, вернулся. Там стоял наряд войск.

Полицейский офицер мне заявил, что на Васильевский остров ехать можно, но обратно не разрешит. Обратно через Неву никого пропускать не приказано. У Академии стояли стройными рядами рабочие, все прибывая. Сколько я мог заметить, они были одеты в праздничное платье. Я вернулся через Дворцовую площадь. Там стояли войска. Знакомый офицер мне передал, что людям розданы боевые патроны.

— На что? Рабочие настроены вполне миролюбиво. Я уверен, что Государь к ним выйдет.

— Разве вы не знаете, что Государя в городе нет? Он выехал.
— Выехал из города? Быть не может!
— Я знаю наверняка.
— Когда выехал?
— Этого я не знаю. Кто говорит — вчера, кто — раньше.

А вот как выглядели события глазами священника Гапона: «В 10 часов, как я назначил, собралась огромная толпа. Все, безусловно, были трезвы и пристойны, очевидно, сознавая все значение этого дня как для рабочих, так и для народа. Те, которые еще не знали содержания петиции, брали, чтобы прочесть ее. В начале одиннадцатого часа мы двинулись с юго-западной части города к центру, Зимнему дворцу. Это была первая из всех процессий, когда-либо шедших по улицам Петербурга, которая имела целью просить государя признать права народа. Утро было сухое, морозное. Я предупреждал людей, что те, которые понесут хоругви, могут пасть первыми, когда начнут стрелять, но в ответ на это толпа людей бросилась вперед, оспаривая опасную позицию.

Вдруг сотня казаков бросилась на нас с обнаженными саблями. Раздался крик ужаса, когда казаки обрушились на нас.

В спекуляциях о количестве жертв участвовали зарубежные газеты и Ленин

Трагедия произвела на Николая II тяжелое впечатление. Узнав о случившемся в Царском Селе, он сильно переживал.

«Все вожаки рабочих, всего около 18 человек, собрались в одном из трактиров, чтобы закусить и проститься друг с другом.

Кровавое воскресенье вдохновило Троцкого

«23 января 1905 года утром я вернулся в Женеву с рефератной поездки, усталый и разбитый после бессонной ночи в вагоне.

«Одно мне кажется несомненным: выйди Государь на балкон, выслушай он так или иначе народ, ничего бы не было, разве то, что царь стал бы более популярен, чем был.

1905 - 1907 годы были тяжелыми и непростыми для России. Потрясения Первой русской революции, происходившие под залпы русско-японской войны, очень сильно повлияли на нашу историю, предопределив ее будущее (ведь Февраль и Октябрь - это наследники Кровавого воскресенья 9 января 1905 года). Одним из зачинщиков революции, произошедшей в начале века, до сих пор считается священник Георгий Гапон. "Провокатор", "борец за права рабочих", "революционер", "идеалист", "агент тайной полиции" - такие разные точки зрения до сих пор бытуют об этом человеке. Сегодня мы расскажем о нем и о том самом дне, который изменил историю, - о 9 января 1905 года.

Прежде всего нужно кратко рассказать о самом Георгии Гапоне. Крестьянин и потомственный казак, родившийся в один год с Лениным (1870), Георгий Аполлонович Гапон свое детство и юность провел на Полтавщине. С раннего возраста в нем проявлялись одновременно милосердие, сострадание и желание перестроить жизнь по нравственности, сочетавшиеся с властностью, умением управлять людьми и бешеной энергией. Он получил духовное образование: сначала в училище и семинарии на Полтавщине, а затем, уже в 28 лет, в Петербургской академии. А во время учебы на родине он познакомился с толстовством, которое было тогда весьма распространенным учением, хоть и запрещенным властями. Его постулаты о непротивлении злу и нравственности нашли отклик в душе Гапона, но вскоре он с ними распрощался.

В 1894 году он стал священником кладбищенской церкви на окраине Полтавы, где смог реализовать черты своего характера. Красивая (почти цыганская) внешность Георгия, его голос и умение проповедовать и убеждать помогли молодому батюшке снискать славу и популярность хорошего проповедника, к которому люди шли толпами. Священники-коллеги даже обвиняли его в том, что Гапон ворует у них паству.

1898 год стал переломным в его жизни: умирает жена, поэтому Георгий решает уехать в Петербург и поступить в духовную академию, что ему удается. Его назначают священником на окраине Петербурга, где жили не только рабочие, но и самые низы общества - те самые люди из горьковского "На дне". Здесь он смог реализоваться не только как проповедник, но и как благотворитель: Гапон, которого рабочие любили и слушались, захотел проникать в души своих подопечных и пробуждать в них лучшие качества, а также просто помогать им.

Активным священником в 1903 году заинтересовался глава Особого отдела Департамента полиции Сергей Зубатов, который как раз воплощал на практике свою идею борьбы с революционными настроениями среди рабочих (он считал, что лучше создавать подконтрольные правительству рабочие объединения, в которых люди могли реализовываться и не попадать под влияние революционеров). Зубатов предложил Гапону создать проправительственное "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга", которое было бы платформой для деятельности отца Георгия. Священник согласился.

К этому времени Гапон понял для себя, что рабочие, которые живут и трудятся в недостойных условиях, должны бороться за свои права. Поэтому началась двойная игра: на публике батюшка сотрудничал с чиновниками и правительством, проводил нравственную работу, а втайне организовывал кружки, в которых изучались труды революционеров и обсуждались планы по борьбе за политические и экономические права. Кроме этого, в "Собрание" стали активно проникать представители революционных течений. Здесь уже стала проявляться другая черта Гапона - властолюбие. Он мечтал стать главой огромной оппозиционной организации, которая объединяла бы рабочих всей страны и боролась за интересы и права трудящихся. А еще ему льстило, что он на тот момент времени являлся самым популярным человеком и в среде рабочих, и в обществе вообще (светские дамы за честь принимали пригласить священника к себе).

В конце 1904 года с Путиловского завода были уволены несколько рабочих. Гапон и "Собрание" решаются вступиться за них, однако ситуация не изменилась. Вскоре начали бастовать десятки тысяч рабочих. Участники "Собрания" думали о том, как помочь своим коллегам, и вскоре приняли решение написать петицию и принести ее прямо к царю. Георгий, понимавший, что это авантюра, все-таки решился возглавить этот протест. С этого момента начинается его "звездное" время. Все начало января 1905 года он ходит по заводам, произносит речи и уверяет рабочих в том, что они должны подписаться под петицией, в которой народ обращался к своему единственному защитнику - царю. Кроме того, Гапон убеждает людей, что их просьбы будут приняты. Шествие назначено на воскресенье 9 января после богослужения. Власти знали об этом мероприятии и за день до этого приняли решение разгонять. Самого Николая II в Петербурге не было. Об этом, кстати, священник знал, но все равно решился вести народ к Зимнему дворцу, будучи уверенным, что массы народа заставят правительство принять их требования.

9 января 1905 года после воскресных богослужений около 50 000 человек (рабочие и их семьи) слились в единую колонну для шествия к царю, об отсутствии которого они не знали. Народ нес его портреты, хоругви и иконы, свято веря в то, что их примут, услышат и исполнят их просьбы. Все они были убеждены в своей правоте священником Георгием Гапоном. А дальше - известно: шествие было разогнано и расстреляно, погибли несколько сотен человек, а Гапон, раненный в руку, бежал с площади, сбрил бороду и усы, переоделся в мирскую одежду и скрылся у знакомых.

В дальнейшем судьба рабочих Гапона, который был лишен священнического сана, не особо заботила. Он сбежал за границу, стал сотрудничать с социал-революционерами, в Лондоне написал мемуары, а вскоре согласился сотрудничать с царской полицией и даже вернулся в Россию, правда, никого не сдал. Но за это согласие эсеры стали считать его предателем и приговорили к смерти. В апреле 1906 года революционеры заманили его на дачу под Петербургом, где и повесили. Так закончилась жизнь самого необычного священника и революционера в России, который начинал как идеалист, но закончил так, как закончил.

Русско-японская война завершилась не в пользу России. Это стало последней каплей в море негативных настроений, царящих в обществе и вылилось в Первую российскую революцию 1905-1907 годов. Однако главным толчком к началу повсеместных восстаний стало Кровавое воскресенье. 9 января 1905 года на улицы Санкт-Петербурга вышли 140 тысяч рабочих. Шествие возглавил священник Георгий Гапон.

Личность и краткая биография

Георгий Аполлонович Гапон родился 5 февраля 1870 года в селе Белики, в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в родном селе, где будущий священнослужитель занимался крестьянским трудом: пас овец, телят и свиней. Уже в детстве Георгий был чрезвычайно религиозен, верил в собственное предназначение и считал, что однажды сотворит чудо.

Георгий Гапон

В возрасте семи лет поступил в начальную школу. Здесь способного мальчика заметили, и по рекомендациям сельского священника родители отдали Гапона в Полтавское духовное училище, где он стал одним из лучших учеников.

После окончания учебы Георгий поступил в Полтавскую духовную семинарию, где попал под влияние толстовца Исаака Фейнермана. Толстовские идеи, которые поддерживал Гапон, привели его к конфликту с начальством семинарии. Ему пригрозили отказом в стипендии, но он сам от нее отказался и принялся зарабатывать частными уроками.

В 1893 году Гапон закончил обучение, однако из-за конфликта не получил диплома первой степени и был вынужден устроиться на работу в земскую статистику.

В 1894 году женился на купеческой дочери и по ее настоянию решился принять духовный сан. Был рукоположен по ходатайству епископа Иллариона и получил должность священника в церкви Всех Святых при Полтавском кладбище.

Однако учеба не дала успокоения, и Гапон отправился в Крым, где всерьез намеревался уйти в монахи. Однако посчитав, что монастырская жизнь несовместима со служением народу, он вернулся в Санкт-Петербург.

Кровавое воскресенье

Собрание рабочих

Именно Гапон призывал рабочих обратиться к царю с просьбой заступиться за рабочих. По его мнению Николай II обязательно должен был услышать мнение рабочего люда.

Какие требования выдвигались демонстрантами?

  • Сокращение рабочего дня до восьми часов;
  • Повышение заработной платы;
  • Защита от произвола чиновников и владельцев частных предприятий;
  • Предоставление базовых прав и свобод: неприкосновенности личности, свободы печати и собраний;
  • Отмена косвенных налогов и введение подоходного налога;
  • Отмена выкупных платежей;
  • Всеобщее равенство перед законом.

И вот, 9 января 1905 года, толпы празднично одетых рабочих, несущих портреты царя и иконы, вышли на улицы. Сам Николай в это время находился в Царском селе, но Гапон был уверен, что государь приедет в город и разрешит назревший вопрос.

Кровавое воскресенье

В результате ружейных залпов на месте погибло 96 человек, 34 человека скончались от ран впоследствии, более трехсот рабочих были ранены.

Последующие годы и смерть

События Кровавого воскресенья сделали Гапона знаковой фигурой. В Европе он встречался с видными представителями местных социалистических партий, вступил в РСДРП.

На короткий срок священник-революционер приобрел огромную популярность. Гапон верил, что станет вождем революции. Призывал Николая II отречься от престола и предать себя народному суду.

Несостоявшийся вождь революции. Почему убили Гапона

Русский священник, политический деятель Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906). Портрет работы неизвестного художника

Подготовка революции в России

Положение Российской империи было усугублено слабостью власти. В июле 1904 г. эсеры-террористы под руководством Азефа и Савинкова убили министра внутренних дел Плеве. В правительстве был устранен противовес либералу-западнику Витте. Более того, министерство внутренних дел (одно из самых важных в империи) возглавил либерал Святополк-Мирский. Жесткий контроль за оппозицией, прессой и земствами сразу ослабел.

Гапон

В начале XX века в Петербурге приобрел значительную популярность священник Георгий Аполлонович Гапон. Он родился в 1870 году и был родом из южнорусских крестьян, из Полтавщины. В детстве жил обычной жизнью крестьян, много трудился, отличался большой религиозностью. В начальной школе проявил хорошие способности к обучению, был отдан в Полтавское духовное училище, затем в семинарию. Познакомился с запрещенными идеями Л. Толстого, которые оказали на Георгия большое влияние.

Эмоциональный, энергичный, с даром слова, Георгий завоевал большой авторитет среди рабочих и бедняков. Вскоре он стал популярным и в петербургских придворных кругах. Особенное влияние Гапон оказывал на столичных дам. Они видели в нём чуть ли не пророка, который должен открыть новые истины и раскрыть тайны учения Христа. На священника началась мода. Гапон разработал несколько проектов реформы рабочих домов, о земледельческих исправительных колониях для безработных, нищих и т. д.

Зубатовщина

В 1902 г. начальник Особого отделения Департамента полиции Сергей Зубатов (человек редкого ума и работоспособности), в чьем ведении находились вопросы политического сыска, выступил с инициативой, что репрессивных мер недостаточно. Он предложил создавать под эгидой полиции легальные рабочие организации, через которые можно было бы вести культурно-просветительскую работу, и отстаивать экономические интересы рабочих перед предпринимателями. Также сообщать властям о проблемах, нарушениях законодательства.

Для организации профессиональных союзов требовались лидеры, яркие образованные люди. Осенью 1902 года Зубатов предложил сотрудничество и Гапону. Тот согласился, но потребовал полной самостоятельности. По его мнению, связь с полицией отпугивает рабочих от подобных организаций, делает их лёгкой мишенью революционных агитаторов. Георгий Гапон предлагал создать новую рабочую организацию по примеру независимых английских профсоюзов. Зубатов был против.


Без Зубатова Гапон остался без контроля. Движение быстро росло. В окружении самого священника появились темные личности, вроде Красина и эсера Рутенберга. Они умело обрабатывали духовное лицо. Петербургский градоначальник Фуллон чувствуя неладное, вызвал Гапона и стал говорить о неверном направлении движения. Мол, ему поручили укреплять христианскую мораль серди рабочих, а он разводит социализм. Однако Гапон уверял, что стоит на принципах религиозной нравственности.

В декабре 1904 года на Путиловском заводе уволили четверых рабочих, членов гапоновского общества. Священник просил директора, чтобы их восстановили. Тот почему-то упёрся, отказал. Тогда рабочие начали забастовку. От собрания к собранию их требования росли. К путиловским рабочим присоединились рабочие и других предприятий. Забастовка стала всеобщей, город встал, остался без газет и освещения. Очевидно, что сработал определённый механизм начала революции, суммы для этого требовались серьёзные, как и организация.

6 (19) января 1905 г., в праздник Крещения Господня, Георгий Аполлонович призвал идти всем к государю, подать ему петицию об улучшении положения рабочих. Эта идея была с восторгом поддержана народом. 6-8 января петицию подписали тысячи рабочих (по оценке самого Гапона, более 100 тыс.). Полиция предлагала арестовать мятежного священника. Однако градоначальник Фуллон, узнав, что охрана Гапона вооружена, пришёл в ужас, что будет стрельба, кровь, начнется бунт, и запретил какие-либо действия.

Сам царь с семьей был в Царском Селе. У правительства было два выхода: разгромить движение силой, арестовать зачинщиков, либо убедить государя выйти к людям, успокоить народ. Николай Второй собирался поговорить с народом, но его родственники убедили его это не делать. При этом МВД, охранка искажали реальные данные. Накануне охранное отделение представило митинг как мирное шествие, с семьями, иконами, царскими портретами. Но войска вызвали, ночью солдаты заняли позиции на улицах близ дворца. Утром 9 января 1905 г. толпы рабочих двинулись к царскому дворцу. Среди рабочих с высок поднятым крестом шёл и Гапон, около него был Рутенберг. На Обводном канале дорогу преградил кордон солдат. От рабочих потребовали разойтись.


Слава и смерть

Затем Гапона переправили за границу. В феврале 1905 года Георгий был в Женеве – одном из главных центров российских революционеров. Шум был огромным. О расстреле и Гапоне писали все европейские газеты. На короткий срок священник-революционер приобрел огромную популярность. Он пытался объединить революционные партии, но без успеха. От его имени в Женеве собрали очередную конференцию социалистов, националистов-сепаратистов. Правда, объединить их не вышло.

Читайте также: