Поощрение и ответственность муниципальных служащих кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: На современном этапе развития государством уделяется значительное внимание повышению престижа государственной службы в целом, и гражданской в частности. Прежде всего, это выражается в реализации государством политики по закреплению правовых, социальных, экономических и иных гарантий, способствующих стимулированию государственных служащих на повышение качества и эффективности исполнения ими своих служебных обязанностей, дальнейшему карьерному росту. Вместе с тем, взаимосвязь государственной и муниципальной службы обуславливает необходимость повышения престижа и муниципальной службы. В этой связи представляется актуальным и своевременным исследование вопросов, связанных с анализом государственных мер, направленных на создание позитивного имиджа местного самоуправления, мотивацию деятельности органов местного самоуправления, стимулирование муниципальных служащих. В статье исследуются предусмотренные законодательством и муниципальными актами, применяемые на практике формы стимулирования муниципальных служащих, выявляется уровень их эффективности, предлагаются дополнительные меры стимулирования муниципальных служащих к эффективному и качественному исполнению должностных обязанностей, развитию их творческой активности и инициативы. Исследовательскую базу работы составили научные взгляды правоведов и нормативные правовые источники, анализируемые посредством общих и специальных методов научного познания. Результаты данной работы могут быть полезны законодателю в целях дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов в сфере поощрения и стимулирования муниципальных служащих, ученым-правоведам, занимающимся исследованиями в данной сфере, практическим работникам органов местного самоуправления, а также студентам-юристам для уяснения базовых понятий, видов и порядка применения поощрений к муниципальным служащим.


Ключевые слова: местное самоуправление., муниципальная служба, престиж, поощрение, награждение, гарантии, стимулирование, законодательство, муниципальные акты, мотивация

Abstract: At present the state pays significant attention to the promotion of public service at large and civil service in particular. Chiefly it is manifested in the government policy of legal, social, economic, and other guarantees encouraging public servants towards the increase of quality and effectiveness of their work and a further career progress. At the same time, the correlation between state and municipal service determines the need for promotion of municipal service. Thus it is important and reasonable to study the government measures aimed at the promotion of the positive image of local government, the encouragement of local authorities and public servants. The article studies the forms of encouragement of public servants, provided by the legislation and municipal acts and applied in practice; the author detects the level of their effectiveness and offers the extra measures of municipal servants encouragement towards the effective work and development of creativity and initiative. The research base is composed of the scientific views of legal scholars and the legal sources which are analyzed with the help of general scientific and special methods. The results of the study can be used by the legislator for a further improvement of statutory acts in the sphere of encouragement of municipal servants, by legal scholars and students.

local government, municipal service, prestige, encouragement, rewarding, guarantees, incentives, legislation, municipal acts, motivation

Местное самоуправление в России признается и гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ) [1] . Следовательно, государство должно создать необходимые условия для его становления и развития. Повышение престижа муниципальной службы в Российской Федерации – задача тоже, прежде всего, государственная.

Муниципальная служба – институт местного самоуправления, динамично развивающийся, реагирующий на изменение общественных отношений в сфере местного самоуправления. Приоритетными направлениями государственной политики по повышению значимости муниципальной службы на современном этапе являются: обеспечение взаимосвязи муниципальной и государственной службы; повышение уровня профессионализма муниципальных служащих; повышение привлекательности муниципальной службы для граждан посредством закрепления гарантий, поощрений, награждений и льгот.

Стимулирование муниципальных служащих может выражаться в их поощрении и быть как материальным, так и моральным. Применение поощрений к служащим это право представителя нанимателя, а не его обязанность. Однако применение мер поощрения к муниципальным служащим представляется действенной мерой, способствующей эффективной деятельности органов местного самоуправления в целом.

Представляется такая ситуация не совсем логичной. Юридическая терминология при регламентации поощрительных процедур должна быть выверенной, не позволяющей двоякого и вольного ее толкования субъектами правоприменительной деятельности.

В целом анализ положений законов субъектов Российской Федерации позволил сделать вывод о том, что в них предусматриваются различные основания для применения поощрительных мер, а конкретный порядок их применения и вовсе зачастую отсутствует. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в федеральном законодательстве вопросы поощрений не урегулированы на должном уровне, ввиду чего субъекты Российской Федерации толкуют их вольно. Кроме того, это создает условия для злоупотребления своими правами представителя нанимателя, который может по своему усмотрению применять поощрительные меры к муниципальным служащим. Вместе с тем поощрительная политика государства должна быть прозрачной, и служащий вправе знать, за что его могут поощрить, а за что наградить, и что для этого нужно сделать.

Нужно отметить, что в юридической науке тоже нет единого мнения относительно соотношения поощрений и наград. Например, А.В. Малько, А.В. Кайшев по сути отождествляют награды и поощрения [18, 19] . А.П. Алехин выделяет присущие наградам особенности: выражение их в определенных символах, знаках, орденах и т.п.; отсутствие признака единовременности; регламентация специальными нормативными правовыми актами; возможность их лишения в случаях, установленных законодательством [20] . Н.А. Виноградов полагал, что поощрения выражаются в одобрении деятельности, стимулируя ее совершенствование, а награда сопровождается выдачей документов, знаков отличия или выдачей материальных или денежных ценностей [21] . Е.В. Типикина считала награды более значимыми, нежели иные виды поощрений [22] .

Безусловным стимулом для всех муниципальных служащих являются социальные гарантии. В их число входит создание для муниципальных служащих благоприятных условий труда, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы, своевременная и в полном объеме выплата денежного содержания, пенсионное обеспечение за выслугу лет на муниципальной службе. Муниципальным служащим необходимо обеспечить достойное содержание, чтобы уровень заработной платы позволял удовлетворять не только необходимые человеческие потребности, но и стимулировал их к дальнейшему совершенствованию, профессиональному росту и продвижению по службе, формировал антикоррупционное поведение служащих. Однако заработная плата на муниципальной службе невелика, что снижает престиж муниципальной службы [23] .

Мотивация труда муниципальных служащих имеет особое значение тогда, когда сама муниципальная служба представляет собой один из видов престижной и авторитетной профессиональной деятельности граждан. Муниципальная служба привлекает, в первую очередь, молодежь предусмотренными законодательством социальными гарантиями, фиксированной заработной платой и определенной уверенностью в завтрашнем дне, но текучесть кадров объясняет отсутствие условий для быстрого роста по карьерной лестнице, на что, как правило, и рассчитывают молодые специалисты.

Однако представляется, что именно муниципальная служба может послужить хорошим стартом для служащего. Органы местного самоуправления имеют широчайший круг полномочий, при ежедневном разрешении которых муниципальный служащий получает глубокие знания федерального, регионального законодательства, муниципальных правовых актов и богатейший опыт решения возникающих проблем, которых у муниципалитетов немало. У муниципального служащего в силу возложенных на него обязанностей имеется хорошая возможность положительно зарекомендовать и проявить себя во взаимоотношениях с органами государственной власти, в частности с судами, прокуратурой, органами юстиции, что будет способствовать его продвижению по службе, в том числе и в других органах власти.

Получение дополнительного профессионального образования за счет средств работодателя тоже играет немаловажную роль в мотивации муниципальных служащих. Дополнительное профессиональное образование включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. Ст. 196 ТК РФ определяет, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Следовательно, в муниципальных образованиях вопрос о необходимости профессиональной подготовки и переподготовки муниципальных служащих определяется представителем нанимателя.

В то же время п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ закрепляет право муниципального служащего только лишь на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Однако это не только право муниципального служащего, но и его обязанность, установленная п. 5 ч. 1. ст. 12 Федерального закона № 25-ФЗ. Муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Кроме того, муниципальный служащий должен постоянно состоятельно совершенствовать свои знания, отслеживать изменения законодательства, исследовать актуальные вопросы муниципального управления.

Примечательно, что в администрациях ряда муниципальных образований проявляют интерес не только к профессиональным качествам и навыкам муниципальных служащих, но и к их спортивным достижениям. Муниципальных служащих привлекают к здоровому образу жизни. Так, например, в городском округе – городе Барнауле ежегодно среди работников городской и районных администраций проводится спартакиада. Соревнования проходят по 12 видам спорта (мини-футбол, волейбол, бильярд, шахматы, плавание, стрельба из винтовки и пистолета, настольный теннис, боулинг, стритбол, биатлон, бадминтон). Сотрудники администрации города организовано посещают бассейн, имеют возможность поиграть в футбол, а в зимнее время года для них еженедельно организуются выезды на лыжную базу [26] .

В муниципальных образованиях Российской Федерации все большее количество муниципальных служащих вовлекается в спортивные мероприятия, у них появляются общие интересы и в спортивной сфере, общий дух, стремления. Стимулирование муниципальных служащих для занятия спортом, создание условий для диспансеризации способствуют не только укреплению их здоровья, но и повышению работоспособности при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Хорошей мотивацией для муниципальных служащих является организация доставки работников на работу и с работы служебным транспортом, что способствует прибытию служащих на рабочее место вовремя и положительно влияет на служебную дисциплину.

В муниципальных образованиях сохраняется традиция приглашения муниципальных служащих для участия в наиболее значимых мероприятиях, присутствия в качестве официальных гостей на крупных мероприятиях, что, с одной стороны, демонстрирует степень доверия руководителя, а, с другой стороны, позволяет муниципальному служащему значительно расширить круг своего профессионального общения, стимулирует для достижения наиболее высоких результатов в своей сфере деятельности.

Отношение работодателя тоже влияет на исполнение своих обязанностей муниципальными служащими. Так, например, поздравление именинников, коллектива с праздниками, оглашение благодарственных писем от жителей в адрес муниципальных служащих на аппаратных и расширенных совещаниях благотворно повлияют на их работу.

Безусловно, это не исчерпывающий перечень методов стимулирования муниципальных служащих. На данном этапе этот институт находится на этапе своего становления и начального развития, формы поощрений и награждений следует совершенствовать и расширять, что будет способствовать успешной деятельности муниципальных служащих. К сожалению, не все муниципальные образования в силу скромного бюджета могут применять меры материального стимулирования. В этом случае в их арсенале должны преобладать меры хотя бы морального характера.

В этой связи необходимо совершенствовать законодательство субъектов Российской Федерации, которое должно ориентировать и направлять органы местного самоуправления в вопросах правового регулирования поощрений и награждений муниципальных служащих на уровне муниципальных правовых актов, повышать активность наградной политики органов местного самоуправления. Необходимо установить четкую и понятную процедуру поощрений и награждений муниципальных служащих, в которой закрепить всю последовательность действий представителя нанимателя, определить компетентных лиц, подающих представление на муниципального служащего, основания и заслуги служащего, подготовку документации.

Анализ региональных и муниципальных актов в сфере стимулирования муниципальных служащих показал, что на уровне местного самоуправления принимается большее количество правовых актов. Однако значимость данной сферы необходимо усиливать принятием актов органов государственной власти.

Кроме того, представляется важным изменять культуру взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, развивать формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления в целях повышения мотивации муниципальных служащих и престижа муниципальной службы в целом [28] , привлекать органы местного самоуправления к разработке программ развития муниципальной службы, внедрять кадровые технологии и повышать информационную открытость органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (часть I). Ст. 3.

Кайшев А.В. Уголовно-правовое значение компромиссов и поощрений: Дисс. … канд. юрид. наук. – Ижевск, 2005. С. 35.

Малько А.В. Правовые льготы и поощрения: понятие, признаки, функции // Вопросы теории государства и права: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 (10). – Саратов, 1998. С. 60–61.

Типикина Е.В. Заслуга как основание для правового поощрения: Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 52–53.

Шамарова Г.М. Современные тенденции мотивации труда муниципальных служащих // Управление персоналом. 2007. № 22. С. 67.

Шугрина Е.С. Основные направления повышения престижа муниципальной службы // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10(59). С. 89.

Казанцева О.Л. Взаимодействие органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления в условиях государственно-правовой централизации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Тюменский государственный университет. Барнаул, 2011. С. 19-20.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

В соответствии с Законом № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа МСУ, избирательной комиссии МО либо сокращением штата работников органа МСУ, аппарата избирательной комиссии МО муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.

В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы:

1) на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) на муниципальных должностях;

3) на государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ;

4) на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, помимо указанных выше, устанавливается законом субъекта РФ. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

В Законе № 25-ФЗ говорится о возможностях поощрения муниципального служащего и его дисциплинарной ответственности. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

При прохождении муниципальной службы к работнику, добросовестно выполняющему свои обязанности, за продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут применяться различные поощрения: благодарность; единовременное денежное поощрение; награждение ценным подарком; вручение почетного подарка; присвоение почетного звания, учрежденного органами МСУ, – лучший муниципальный служащий, лучший специалист в своей отрасли и т. п.; занесение в книгу почета; помещение фотографии на доске почета муниципального образования; представление к государственным наградам РФ и др.




За совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится на основании муниципального правового акта. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Финансирование муниципальных служащих осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с Законом № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа МСУ, избирательной комиссии МО либо сокращением штата работников органа МСУ, аппарата избирательной комиссии МО муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.

В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы:

1) на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) на муниципальных должностях;

3) на государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ;

4) на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, помимо указанных выше, устанавливается законом субъекта РФ. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

В Законе № 25-ФЗ говорится о возможностях поощрения муниципального служащего и его дисциплинарной ответственности. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

При прохождении муниципальной службы к работнику, добросовестно выполняющему свои обязанности, за продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут применяться различные поощрения: благодарность; единовременное денежное поощрение; награждение ценным подарком; вручение почетного подарка; присвоение почетного звания, учрежденного органами МСУ, – лучший муниципальный служащий, лучший специалист в своей отрасли и т. п.; занесение в книгу почета; помещение фотографии на доске почета муниципального образования; представление к государственным наградам РФ и др.

За совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится на основании муниципального правового акта. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Финансирование муниципальных служащих осуществляется за счет средств местных бюджетов.

к решению Собрания представителей

муниципального района Исаклинский

от 26.05.2008 г. № 176

Положение
о видах поощрения муниципального служащего и порядке их применения

1.1 Поощрение муниципального служащего – это форма признания заслуг и оказания почёта за достигнутые результаты в профессиональной деятельности, направленная на усиление заинтересованности муниципальных служащих в повышении профессионального уровня, своевременном и качественном выполнении своих обязанностей, повышении ответственности за выполняемую работу.

1.2. Поощрение муниципальных служащих производится на основе индивидуальной оценки качества исполнения служебных обязанностей каждым муниципальным служащим и его личного вклада в решение задач, поставленных перед органом местного самоуправления, в котором осуществляет свою деятельность соответствующий муниципальный служащий.

1.3. Применение к муниципальному служащему установленных видов поощрения основывается на:

- добросовестном исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей;

- продолжительной и безупречной службе;

- выполнении муниципальным служащим заданий особой важности и сложности.

1.4. Под добросовестным исполнением муниципальным служащим своих служебных обязанностей понимается качественное и своевременное их исполнение, творческий подход и проявление инициативы, обеспечивающие эффективность работы соответствующих органов местного самоуправления.

1.5. Безупречность службы определяется отсутствием дисциплинарных взысканий на день принятия решения о поощрении муниципального служащего.

1.6. Особая важность и сложность заданий, выполняемых муниципальным служащим, определяется в каждом конкретном случае руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления или представителем нанимателя (работодателя).

2. Виды поощрений муниципальных служащих

2.1. К муниципальным служащим применяются следующие виды поощрений:

а) объявление благодарности;

б) выплата денежной премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение почетной грамотой.

д) присвоение почетного звания – почетный гражданин муниципального района Исаклинский.

3. Порядок применения поощрений

3.2. Вопрос о поощрении муниципального служащего рассматривается представителем нанимателя (работодателя):

- по собственной инициативе;

- по ходатайству руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, в которых осуществляет свою деятельность муниципальный служащий, о применении к муниципальному служащему поощрения (далее – ходатайство);

- по рекомендации аттестационной комиссии.

3.3. Ходатайство должно быть мотивированным и отражать степень участия муниципального служащего в решении конкретной задачи, стоящей перед органом местного самоуправления, в котором он осуществляет свою деятельность.

3.4. Ходатайство подписывается руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления, в котором осуществляет свою деятельность муниципальный служащий.

Соответствующая запись о поощрении заносится в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего.

3.7. В отношении муниципального служащего одновременно могут быть применены несколько видов поощрения.

3.8. За выдающиеся заслуги перед обществом и государством муниципальные служащие могут быть представлены к государственным наградам в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Стимулирование и поощрение на государственной и муниципальной службе – это система материальных и нематериальных побудительных стимулов, обеспечивающих заинтересованность государственных и муниципальных служащих в своей службе и эффективность их деятельности.

Сущность и значение стимулирования и поощрения на государственной и муниципальной службе

В системе побуждения государственных и муниципальных служащих к добросовестному выполнению своих обязанностей особое место занимает система стимулирования и поощрения.

Стимулирование и поощрение на государственной и муниципальной службе – это деятельность органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц, призванная выражать применение к государственным и муниципальным служащим мер материального и нематериального стимулирования, на основе признанных заслуг государственных и муниципальных служащих, добросовестного и успешного исполнения должностных обязанностей в течение продолжительного периода времени, выполнения заданий особой сложности и важности.

Стимулирование и поощрение выражается через воздействия субъектов в лице российского Президента, федеральных министров, руководителей органов государственного и муниципального управления, на интересы, потребности, волю, сознание, поведение государственных и муниципальных служащих, и соответственно, результаты их труда, государственной служебной деятельности. Стимулирование и поощрение обеспечивают улучшение дисциплины в органах государственного и муниципального управления, повышает качество государственной и муниципальной службы, воспитывает ответственность и инициативу.

К поощрению и стимулированию государственных и муниципальных служащих применяются требования своевременности, значимости, весомости. Эффект от стимулирования и поощрения достигается в том случае, если они выступают в качестве реального стимула, обеспечивающего достижение высоких результатов труда государственных и муниципальных служащих.

Основания для стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих

В качестве общих оснований для стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих можно рассматривать следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, исполнение должностных обязанностей государственным и муниципальным служащим успешно, добросовестно и качественно;
  • во-вторых, признание заслуг государственных и муниципальных служащих, а также особых отличий при несении государственной и муниципальной службы;
  • в-третьих, несение продолжительной, эффективной и безупречной службы;
  • в-четвертых, выполнение государственным и муниципальным служащим заданий особой сложности и важности;
  • в-пятых, проявление мужества при выполнении служебных обязанностей государственным или муниципальным служащим.

Виды поощрения и стимулирования государственных и муниципальных служащих

Стимулирование и поощрение государственных и муниципальных служащих можно классифицировать по различным основаниям. Так, в частности, в зависимости от того, на кого направлено стимулирование и поощрение оно может быть:

  • во-первых, индивидуальным, когда поощрение или стимулирование направляются на конкретную государственного или муниципального служащего;
  • во-вторых, коллективным, когда поощрение осуществляется в отношении определенного коллектива или нескольких государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с критерием содержания стимулирование и поощрение государственных и муниципальных служащих может быть:

  • во-первых, материальным, то есть выражающимся в определенном денежном эквиваленте;
  • во-вторых, моральным, то есть не имеющим денежного выражения;
  • в-третьих, смешанным, то есть сочетающим в себе материальные и нематериальные элементы.

В зависимости от формы оформления стимулирования и поощрения может быть:

  • во-первых, устным, то есть выражающим определенную благодарность, похвалу;
  • во-вторых, оформленным соответствующим документом, как правило, приказом.

Материальное стимулирование и поощрение государственных и муниципальных служащих осуществляется в форме заработной платы, премирования, награждения ценным подарком и так далее. Факты поощрения государственных и муниципальных служащих фиксируется в их личных делах.

Процесс стимулирования и поощрения можно представить в виде следующих этапов:

  • во-первых, возбуждении ходатайства относительно поощрения;
  • во-вторых, направление представления о поощрении в орган государственного или муниципального управления;
  • в-третьих, рассмотрение возможности поощрения и принятия решений по результатам этого рассмотрения;
  • в-четвертых, осуществление поощрения государственного и муниципального служащего.

Следует различать такие виды стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих, как:

  • во-первых, благодарность, сопровождаемая выплатой поощрений на единовременное основе;
  • во-вторых, почетная грамота, сопровождаемая выплатой поощрений на единовременной основе или вручением ценного подарка;
  • в-третьих, иные награждения органами государственного и муниципального управления;
  • в-четвертых, выплаты единовременных поощрений при выходе на пенсию за выслугу лет;
  • в-пятых, поощрения Правительства России, Президента России;
  • в-шестых, почетные звания России и знаки отличия России;
  • в-седьмых, награждение медалями и орденами России.

При организации системы стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих следует понимать, чтобы первостепенное значение в условиях несения государственной и муниципальной службы имеет материальное стимулирование. Моральные стимулы и поощрения государственных и муниципальных служащих начинают работать тогда, когда материальное вознаграждение обеспечивает нормальный уровень удовлетворения потребностей государственных и муниципальных служащих и членов их семей. При выстраивании системы стимулирования и поощрения государственных и муниципальных служащих необходимо обеспечивать сбалансированность применяемых форм и методов стимулирования.

Читайте также: