Понимание мира в натурфилософских учениях кратко

Обновлено: 16.05.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.

В 17—18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д. М. Вел-ланский, а также некоторые естествоиспытатели.

Диалектич. материализм, исходя из ленинского разграничения филос. понятия материи и естеств.науч. её исследования, исключает возможность существования Н. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естеств. науками и директивной по отношению к ним.

Кузнецов Б. Г., Эволюция картины мира, М., 1961 ; Dingler H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932 ; Naturphilosophie. Von der Spekulation zur Wissenschaft, hrsg. v. H. Horn, R. Lother, S. Wollgast, B., 19G9.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от лат. natura – природа и философия) – философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Стихийно-материалистич. тенденции древнейшей филос. мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеч. опыта и естествознания, приобрели форму Н. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистич. гипотеза. В эллинистическо-римский период из Н. выделяется ряд науч. дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математич. исследования природы был крайне ограничен, Н. продолжала оставаться осн. формой теоретич. осмысления природы.

В ср. века, когда философия должна была обосновывать теоцентрич. представления, Н. почти исчезает с филос. горизонта, лишь отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Напр., восходящая к неоплатонизму метафизика света у христ. теологов 13–14 вв., элементы перипатетич. Н. и космологии у Фомы Аквинского, элементы теологически извращенной атомистики у мутакаллимов.

Бурный рост интереса к природе – одно из следствий развивающегося капиталистич. способа произ-ва – в философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патрици. Н. эпохи Возрождения развивалась на основе натуралистич. пантеизма, динамизма и гилозоизма. Особенно широко был использован принцип тождества микро- и макрокосмоса. С одной стороны, это привело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеч. организмом и к появлению многих фантастич. утверждений. С другой же, оно усиливало принцип целостного рассмотрения природы и порождало ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения). Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастич. характер. Оно включало, напр., астрологич. суеверия. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистич. и пифагорейской мистикой чисел и т.п.

В 17–18 вв., в эпоху бурного прогресса экспериментально-математич. и механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обобщить достижения современного ему естествознания (в частности, электрич. открытий Гальвани и Вольты, электрохимич. исследований Дэви, открытия кислорода Лавуазье, биологич. теории Броуна и Кильмейера). На идеалистич. и телеологич. основе Шеллинг выдвигает диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первонач. единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Шеллингова Н. имела талантливых сторонников (Окена, Велланского). К ней примкнули также нек-рые естествоиспытатели (напр., физик Эрстед, геолог Стеффенс, биологи Тревиранус и Карус, психолог Шуберт).

Маркс и Энгельс высоко оценивали историч. значение "старой натурфилософии", однако показали ее историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она ". заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи. натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом н а з а д" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304–05.) В дальнейшем такой шаг назад был сделан Оствальдом, Дришем, Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии Уайтхеда.

Лит.: Reichenbach H., Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie, Lpz., 1931; Dingler H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Holländer Α., Vom Wesen der Natur. Einführung in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; May E., Kleiner Grundriß der Naturphilosophie, Meisenheim, 1949.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия — форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Понимание натурфилософии изменялось в истории человеческой мысли и обусловлено тем, как трактовалась природа (то ли как совокупность всего изменчивого и становящегося, то ли как нечто, противоположное душе, истории, культуре, свободе, то ли как внутренний принцип вещей, то ли как область причинно-закономерного и каузально-необходимого). Термин “натурфилософия” возник давно и употреблялся вместе с равнозначными терминами “метафизика природы”, “философия природы”, “спекулятивная физика”. Аристотель говорил о “физике”, Сенека и X. Вольф о “philosophia naturalis”, Шеллинг — о спекулятивной физике.

Первый этап в развитии натурфилософии связан с определением первоначал всего сущего, которые по-разному трактовались (эйдосы, атомы, материя и форма, стихии, гомеомерии и др.). Этот этап можно назвать космологической натурфилософией. Античная и средневековая философия еще не знали разделения натурфилософии и наук о природе. Физика как учение о фюсис (природе) охватывала в античности три области: космологию (учение о неорганическом мире), телеологию (учение об органическом мире) и психологию (учение о душе). Фюсис в античном смысле связан с ростом, рождением, возникновением и противопоставляется таким понятиям, как “номос” (закон), “техне” (искусство), “матесис” (обучение). Учение о космосе, развитое пифагорейцами и Платоном, особенно в “Тимее”, связано с представлениями о нем как живом организме, наделенном душой и умом, состоящем из четырех стихий и обладающем сферической формой. В античной атомистике атомы рассматривались как неделимые начала вещей. Аристотель в “Метафизике” (V 4; 1041 в1б — 1015а 17) отмечает, что фюсис — это и акт возникновения вещей, и начало процесса, и первичный материал (стихии) вешей и сущность вещей (их материя и форма и их цель, их внутренняя движущая сила). Разделив материю как неопределенное начало всего сущего и универсальное начало возникновения, изменения и движения от формы как источника конкретной определенности вещей, Аристотель выдвигает учение о четырех видах причин (материальной, формальной, действующей и целевой) и пяти стихиях, важные для его философской концепции природы. Натурфилософия Аристотеля носила квалитативистский характер, исходила из метафор организма в описании космоса, его структуры и действующих причин.

В римской философии акцент смещается с натурфилософских на этические проблемы, хотя и здесь философия подразделялась на нравственную и естественную (philosophia naturalis) у эпикурейцев, на этику, натурфилософию и гносеологию у стоиков. Естественная философия, в свою очередь, подразделялась ими на учение о телесных и бестелесных вещах (Сенека. Письма к Луцилию. М-, 1977, с. 198—199). Подчинив систему образования и философию жизненно практическим задачам — воспитанию этических добродетелей, римские мыслители не оставили без внимания проблемы натурфилософии (ср.: “Изыскания о природе” Сенеки; “Естественная история” в 37 кн. Плиния Старшего), однако исследования природы носили не теоретический, а описательный характер, ориентируясь на практически-утилитарное познание природных событий и феноменов. Природа мыслилась у стоиков как пневма, у эпикурейцев как система атомов, у неоплатоников как эманация божественного Единого (Плотин. Эннеады. IV 4,13).

Второй этап в развитии натурфилософии можно назвать креационистской натурфилософией. В средневековой философии природа рассматривалась как творение Богом из ничто, учение о творении мира в шесть дней составляло основу описания природных явлений и существ (эти описания представлены в различных “Шестодневах” и комментариях к Книге бытия Библии), причем мифологема шести дней творения трактовалась по-разному: либо символически как одновременность творения, либо как последовательное творение день за днем всего многообразия природы. Иерархия мира” построенная в соответствии с порядком творения, задавала и способы описания мира и построения различных энциклопедий, сумм и трактатов: напр., труды Исидора Севильского “О природе вещей” (De rerum natura), “О порядке творений” (De ordine creaturam) и “О порядке природных вещей” (De Universe da rerum naturalis), Фомы из Шантемпре “О природе вещей” (De natura rerum), Александра Неккама “О природе вещей” (De naturis rerum) н др. Наряду с трактовкой природы как реальности, лежащей в основании всех вещей, уже в 19 в. у Эриугены возникает более сложное разделение природы на 1) природу творящую и не сотворенную; 2) природу сотворенную, но творящую; 3) природу сотворенную и не творящую; 4) природу не сотворенную и не творящую. Природные явления интерпретировались как символы определенного отношения Бога к человеку. Философия природы в средние века занимала подчиненное место не только относительно теологии, но и относительно практической философии (прежде всего этики). Лишь в 12 в. формируется теоретический интерес к философии природы; Радульф Арденский в труде “Seculum Universale” выделяет совокупность спекулятивных дисциплин, изучающих природу и причины вещей, и среди них физику, в “Дидаскаликоне” Гугона Сен-Викгорского теоретическая философия подразделяется на теологию, математику и физику как учение о природе. Доменико Гундиесалин в трактате

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Натурфилософия в самом широком смысле понимается как досократический этап развития древнегреческой философии, рассматривающей основополагающие закономерности развития Космоса (мира природы): происхождения, устройства и формирования действительности.

Основные ранние философские школы:

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

– ярко выраженный космоцентризм;

– Основное влияние к объяснению окружающей природы;

– Поиск первоначала, породившего всё сущее;

– гилозоизм (одушевление неживой природы);

– недискуссионный характер философских учений.

– весь материальный мир состоит из атомов;

– между атомами пространство заполнено пустотой;

– атомы находятся в вечном движении, в круговороте: вещи, организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;




Натурфилософия в самом широком смысле понимается как досократический этап развития древнегреческой философии, рассматривающей основополагающие закономерности развития Космоса (мира природы): происхождения, устройства и формирования действительности.

Основные ранние философские школы:

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

– ярко выраженный космоцентризм;

– Основное влияние к объяснению окружающей природы;

– Поиск первоначала, породившего всё сущее;

– гилозоизм (одушевление неживой природы);

– недискуссионный характер философских учений.

– весь материальный мир состоит из атомов;

– между атомами пространство заполнено пустотой;

– атомы находятся в вечном движении, в круговороте: вещи, организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

Античную философию принято делить на досократическую и постсократическую - настолько колоссальным было влияние Сократа на всю последующую мысль. Вместе с тем, его феномену предшествовала так называемая натурфилософия.

Древнегреческие мыслители проглядывали особый порядок в мире, который повторялся в деятельности и организации жизни людей. Одни усматривали, что причиной всего являются стихии, другие - атомы, а некоторые полагали, что в основании мира лежит нечто, которое человек не может определить, вроде апейрона Анаксимандра. Этот период мысли называется натурфилософией, поскольку тогда представлялось, что первой причиной сущего является природное начало.

Считается, что первым натурфилософом был Фалес Милетский (7-6 в. До н. э.). Известно, что он увлекался астрономией. Благодаря этим знаниям мыслитель поделил год на 365 суток, а возможность определить, когда будет солнцестояние и затмение, позволила ему предсказать богатый урожай оливок. Аристотель в этом ключе указывал, что занятия философскими дисциплинами могут оказаться полезным и даже прибыльным, если человек сам того захочет.

Другим ярким представителем милетской школы был Анаксимандр (ок. 610 - 547-540 до н.э.). Он говорил, что основой мира является апейрон (ἄπειρον) – то, у чего нет границ, беспредельное . Опытным путём не постичь первопричину, ибо она неконкретна. Природу можно понять только разумом.

Учение Пифагора (570 – 490 до н.э.) предполагало практику. Последователи пифагорейского союза представляли из себя общину со сводом правил. К примеру, Пифагор всегда носил белую одежду, не употреблял в пищу мясо, а также воздерживался от бобов (на этой почве строится множество теорий и предположений). Пифагорейцы считали, очищающие ритуалы позволят им переродиться в соответствии со своим достоинством при жизни. То есть человек может стать после смерти камнем, если он этого заслужил, сами философы рассчитывали на большее.

По мнению Пифагора, в основании сущего лежит единица (монада) и двоица (диада). Неделимая единица соответствует точке, двоица – линии. Если их соединить получается первая плоскость, а из четвёрки уже получается первое пространство. Таким образом, философ конструировал всё сущее. Примечательно, что такое устройство позволяет говорить о благоустройстве мира, порядке в космосе греческого полиса, законе лежащем в его основании.

Разумеется, это неполный спектр философский учений данной эпохи. Также были другие представители упомянутых школ и мыслители из иных течений.

Использованные материалы: История античной философии. Отв. ред. Светлов Р. В.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

В натурфилософии Гегель выступает с критикой не только оптики Ньютона, но и его математических идей о бесконечно малых, послуживших истоком дифференциального исчисления. Спекулятивное построение натурфилософии означало, что естественные науки ограничивались у Гегеля описанием, фиксацией признаков, нахождением законов в опыте и обоснованием этих законов с помощью введения некоей силы, или вещественной субстанции. Тем самым естествознание обрекалось у Гегеля на эмпиризм и должно быть восполнено спекулятивным знанием – натурфилософией.

Во 2-й пол. 19 в. натурфилософия отождествляется с анализом и обобщением естественнонаучных теорий и результатов. Этот подход характерен не только для позитивизма (О.Конта, Г.Спенсера), но и для И.Ф.Гербарта, Г.Т.Фехнера, Э. фон Гартмана, Э.Геккеля, Г.Липпса, для которых натурфилософия основывается на разработке понятий естествознания и представляет собой критический анализ естественных наук. Эта линия, усматривающая в натурфилософии или завершение естествознания, или объединение его результатов в единую картину мира, нашла свое продолжение в трактовке неокантианцами натурфилософии как части методологии и как науки, осмысляющей принципы и методы наук о природе (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Вместе с тем в этот же период возрождается учение о натурфилософии как наиболее общей теории опытного естествознания, обобщающей и объединяющей наши знания о природе (Освальд В. Философия природы. СПб., 1903), как науки о предпосылках, методах и основаниях естественных наук, метафизически истолковывающей И холистски упорядочивающей результаты естественных наук (Driesch H. Zwei Vortrage über Naturphilosophie, 1910).

Хотя проблематика натурфилософии существенно изменялась в ходе развития натурфилософии – от выявления первоначал мира к осмыслению природы в целом, решающая стратегия – организмическая стратегия – сохранялась на протяжении веков. С этой стратегией связано выявление единого плана строения организмов, понимание мира как организма, обладающего мировой душой, детерминацией целым своих частей, трактовка природы как развивающегося органическо-системного целого, разворачивающегося в своих функциональных подсистемах. Такого рода органицистское понимание природы позволило осмыслить взаимодействие подсистем внутри целостных систем, рассмотреть каузальность как разновидность взаимодействия, показать значение целесообразности и телеономических связей внутри организма природы, раскрыть многообразие форм изменений внутри природы, перейти от исследования природных тел к изучению природных процессов. С этой же организмической стратегией были связаны такие особенности натурфилософии, как акцент на спекулятивной дедукции, критика атомизма, особенно химического атомизма, неприятие механицизма и интерпретация механизма как производного от организма, антиредукционизм (как методологическая установка прежней натурфилософии). В современной философии можно выделить следующие направления в трактовке натурфилософии: 1) натурфилософия как философия и методология естествознания (В. Дубислав, М.Шлик, Г.Моргенау); 2) неосхоластическая концепция натурфилософии как объяснения природы из последних, предельных, теистических оснований в противоположность естествознанию и возрождающая учение о четырех причинах Аристотеля (А.Демпф, В.Бруггер, К.Ранер); 3) онтологическая трактовка натурфилософии Н.Гартмана, где выявляются различные модусы бытия и натурфилософии, связываются с осмыслением физико-материального и органического уровня бытия, распадаясь на три части в соответствии с тремя типами категорий (измерения, космологии, органологии); 4) натурфилософия в трактовке концепции эмерджентной эволюции (С.Александер, А.Уайтхед), где каждый уровень Вселенной обладает отличительным качеством, несводим к другому, строится органическая философия природы и космология, предметом исследования стали различного рода процессы.

1. Костычев С.П. Натурфилософия и точные науки. Пг., 1922;

2. Горфункелъ А.X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977;

3. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995;

4. Карпинская Р.С., Лисеев Т.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995;

5. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII в. СПб., 1996;

6. Dingler H. Die Grundlagen der Naturphilosophie. В., 1910;

7. Siegel G. Geschichte der deutschen Naturphilosophie. В., 1913;

8. Reichenbach H. Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie. Wien, 1931;

9. Whitehead A.N. The Concept of Nature. N.Y., 1926;

10. Bavink B. Ergebnisse und Probleme der Naturphilosophie. Lpz., 1924;

Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.

Что такое натурфилософия

Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.

Натурфилософия

Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.

Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.

Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.

Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Ранняя древнегреческая натурфилософия

Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.

В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.

Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.

Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.

Пифагореизм

Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.

Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.

Элейская школа

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.

Учение Демокрита

Основой его учения являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.

Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.


Представители натурфилософии

Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.

Фалес

Фалес

Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.

Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.

Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.

Анаксимандр

Анаксимандр

Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.

Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.

Анаксимен

Анаксимен

Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.

Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Пифагор

Родился на острове Самос (540 - 490 г. до н. э.). Был известным философом, но прославился также тем, что основал научную школу. В Кротоне было создано научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.

Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.

Ксенофан

Ксенофан

Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.

Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.

В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.


Гераклит

Гераклит

Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.

Парменид

Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.


Зенон

Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.

Мелисс

Анаксагор

Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.

Демокрит

Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.

Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.

Читайте также: