Поместный собор 1917 1918 кратко

Обновлено: 04.07.2024

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918, выдающийся по своему историческому значению собор Русской православной церкви (РПЦ), памятный прежде всего восстановлением патриаршества.

Подготовка к созыву высшего съезда, который призван был определить новый статус церкви на фоне тех радикальных политических перемен, которым дала старт Февральская революция, развернулась по решению Синода с апреля 1917; при этом был учтен опыт Предсоборного присутствия 1905–1906 и Предсоборного совещания 1912–1914, чья программа осталась нереализованной из-за начала Первой мировой войны. Всероссийский поместный собор открылся 15 (28) августа в Успенском соборе Московского Кремля, в день Успения Пресвятой Богородицы; председателем его был избран Тихон (Белавин), митрополит Московский. Наряду с белым и черным духовенством в число участников вошло и немало мирян, впервые получивших столь значительное представительство в церковных делах (среди последних были бывший обер-прокурор Синода А.Д.Самарин, философы С.Н.Булгаков и Е.Н.Трубецкой, историк А.В.Карташев – министр исповеданий во Временном правительстве).

Избрание патриарха, отвечавшее давним чаяниям религиозной общественности, явилось по своему революционным, открывающим совершенно новую главу в истории РПЦ событием. Патриарха решено было избирать не только голосованием, но и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей) архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя жребий пал на святителя Тихона; его интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря) в кремлевском Успенском соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вскоре собор принял определение О правовом положении Церкви в государстве (где провозглашались: первенствующее публично-правовое положение РПЦ в Российском государстве; независимость церкви от государства – при условии согласования церковного и светского законоуложений; необходимость православного исповедания для главы государства, министра исповеданий и министра народного просвещения) и утвердил положения о Св. Синоде и Высшем церковном совете – как высших органах управления под верховным начальственным наблюдением патриарха. После этого первая сессия завершила свою работу.

Третья сессия проходила в июле – сентябре 1918. Среди ее актов особое место занимает Определение о монастырях и монашествующих; оно восстановило древний обычай избрания настоятеля братией обители, подчеркнуло предпочтительность общежительного устава, а также важность того, чтобы в каждом монастыре был старец или старица, опытные в духовном руководстве иноков. Специальное Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения разрешило прихожанкам участвовать отныне в епархиальных собраниях и церковном служении (в должности псаломщиц). Был разработан проект Положения о временном высшем управлении православной Церковью на Украине, ставший существенным шагом к утверждению автокефального украинского православия. Одно из последних определений собора касалось охраны церковных святынь от захвата и поругания.

В условиях усиливающегося нажима со стороны властей (к примеру, помещения, где проходил собор в Кремле, были конфискованы еще до его окончания) намеченную программу не удалось полностью выполнить. Еще труднее оказалось провести соборные решения в жизнь, поскольку в ближайшие два десятилетия жестокие гонения свели на нет всякую возможность нормального, юридически обеспеченного церковного управления. К тому же революционный террор, до предела усилив ответный консерватизм, ликвидировал ближайшие перспективы более энергичного диалога РПЦ с обществом. Однако в любом случае собор показал, что русское православие отнюдь не стало пассивной жертвой злосчастных политических обстоятельств: исполнив главную свою задачу, избрание патриарха, он наметил круг важнейших вопросов на будущее, которые в значительной мере не решены до сих пор (поэтому в пору гласности и перестройки священноначалие РПЦ обратило особое внимание на то, чтобы документы собора были переизданы на предмет их тщательного изучения).

13.09.2017 5486

Поместный собор 1917-1918 гг. как переломный момент церковной истории

В этом году на праздник Успения приходится столетие всероссийского церковного собора 1917–1918 гг., на котором было восстановлено патриаршество.

Тематика соборных заседаний и дискусий во многом и по сей день вызывает интересы современников. И не случайно — ведь состоялся он в переломный момент российской истории, на смене двух эпох. О решениях собора и его главных моментах в беседах со священноначалием Владивостокской епархии.

Разговор с протоиереем Игорем Шевчуком, клириком храма прп. Серафима Саровского на Народном проспекте.

— Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. открылся 15 августа 1917 года, в праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля. Собор был посвящен решению вопросов реорганизации высшего церковного управления: восстановления патриаршества, избрания патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами, о деятельности высших органов церковного управления, о местоблюстителе Патриаршего Престола, епархиальном управлении, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. На нем также намечено было выработать постановления о монастырях и монашествующих; о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.

— Сначала на Соборе были избраны три кандидата на патриаршество: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон. А 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение. Во время него были изготовлены три бумажных жребия (записки), которые были вложены в ковчежец. После того как он был особым образом опечатан, его вынесли на амвон. Перед чтением Евангелия в храм из Успенского собора прибыла Владимирская икона Божией Матери. Она была помещена рядом с ковчежцем. По окончании Литургии был совершен особый молебен. После чего состоялась церемония вскрытия ковчежца. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) поднял крышку и благословил схи-

Заседание Поместного собора в Соборной палате Московского епархиального дома Wikimedia Commons

Поместный собор открылся 28 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля. Он заседал до сентября 1918 года. Помимо восстановления патриаршества (это решение Собор принял 10 ноября по новому стилю) на нем на нем обсуждались и другие вопросы. О чем спорили на Соборе и о его значении рассуждают историки Петр Чистяков и Ксения Сергазина*.

Разговоры о необходимости церковных реформ, в том числе реформ церковного управления, начались задолго до начала Собора и задолго до революций 1905 и 1917 годов. Для многих была очевидна необходимость реформ. Особенно для интеллигенции, членов религиозно-философских собраний начала XX века, интерес которых к Церкви значительно усилился еще в конце XIX века (и был связан, вероятно, с социально-психологическим кризисом, охватившим многих думающих людей того времени). Но не только для интеллигенции.

Разговоры о необходимости церковных реформ, в том числе реформ церковного управления, начались задолго до начала Собора. Митрополита и других церковных чиновников не устраивала сохранявшаяся с петровского времени полная несамостоятельность епископата, их зависимость от "охранительной" политики обер-прокурора Синода Константина Победоносцева

Еще в начале 1890-х годов тогдашний ректор Московской духовной академии Антоний (Храповицкий), будущий митрополит и фактический основатель Русской православной церкви за рубежом (а также, по легенде, прототип Алеши Карамазова), публично говорил о том, что "мысль о созыве Всероссийского Собора давно уже зреет в сознании мудрых архипастырей русской Церкви". Митрополита и других церковных чиновников не устраивала сохранявшаяся с петровского времени полная несамостоятельность епископата, их зависимость от "охранительной" и консервативной политики обер-прокурора Синода Константина Победоносцева.

Церковь была в состоянии своеобразного "застоя", который не мог не влиять и на ее членов. Один из синодальных чиновников, хорошо знавший ситуацию в российских монастырях, писал, в частности, в своем дневнике, что в монахи тогда "шли только карьеристы 96-й пробы, драпируясь, конечно, в мантию спасения и благочестия"[1].

Государственные чиновники тоже шли навстречу реформам. Так, в 1904–1905 годах обсуждалось всерьез "воссоздание православного прихода как особого церковно-общественного учреждения", причем приходская проблема рассматривалась в контексте общегосударственных реформ — введения народного представительства в сочетании с самодержавной формой правления. Князь П.Д. Святополк-Мирский, руководитель министерства внутренних дел, в 1904 году подготовил программу преобразований, в которой он планировал сблизить деятельность церковно-приходских попечительств с общественным управлением земств и городов[2].

Церковь была в состоянии своеобразного "застоя", который не мог не влиять и на ее членов. Один из синодальных чиновников, хорошо знавший ситуацию в российских монастырях, писал, в частности, в своем дневнике, что в монахи тогда "шли только карьеристы 96-й пробы, драпируясь, конечно, в мантию спасения и благочестия"

Более того, на волне преобразований 1905 года, принятия указа "Об укреплении начал веротерпимости", позволявшего россиянам выбирать самим свою религию, можно было поставить вопрос и о реформе Русской церкви, "чтобы нас не упрекали, — как скажет С.Ю. Витте царю, — что, мол, сектантством и инославными исповеданиями мы занимаемся, а о православии молчим"[3]. Прежде всего заговорили о введении в Синод кроме постоянных членов временных членов, выбираемых из числа архиереев, а также о восстановлении патриаршества.

Император Николай II, во многом прислушиваясь к мнению обер-прокурора, относился к проведению реформ сдержанно, не раз говорил об их несвоевременности. Поместный собор важен, считал он, но "когда наступит благоприятное время".

В итоге открытие Собора летом 1917 года стало де-факто одним из следствий Февральской революции — важным следствием, которое, к сожалению, не пережило Октябрьского переворота.

Весной 1917 года в "Церковных ведомостях" было опубликовано обращение Святейшего Синода к "архипастырям, пастырям и всем верным чадам Российской православной церкви" о предстоящем созыве Всероссийского Поместного собора, цель которого — "спешное приведение в жизнь некоторых изменений в области церковного управления".

1917. Столкновение с бездной

Обращение было рекомендовано прочесть в храмах в первый воскресный или праздничный день после службы. Послание было подписано Сергием (Страгородским), Агафангелом (Преображенским), Михаилом (Богдановым) и Андреем (Ухтомским), единоверческим епископом, позднее перешедшим в старообрядчество, а также священниками Николаем Любимовым, Александром Смирновым, Александром Рождественским и Федором Филоненко.

Собор начал свою работу спустя три недели после тобольского заточения Николая II и работал более года. Основные средства на его проведение были выделены Временным правительством в октябре 1917 года — по ходатайству Антона Карташева оно ассигновало два миллиона рублей беспроцентной ссуды сроком на пять лет (что составляло примерно четвертую часть от планировавшихся первоначально финансовых расходов), остальные деньги поступали из средств монастырей.

В период с 28 августа по 20 сентября (здесь и далее даты указаны по новому стилю – прим. ТАСС) было проведено три сессии Собора: первая — в период с 28 августа по 22 декабря 1917 года, вторая — со 2 февраля по 20 апреля 1918 года, третья — со 2 июля по 20 сентября 1918 года. В работе Собора, своеобразного церковного Учредительного собрания, приняло участие 564 человека, из них 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

О чем же они спорили больше года?

Проблемы, которые нужно было решать

Начиная разговор о церковных реформах, нужно вспомнить, что представляла собой Русская церковь в начале XX века. 200 лет, начиная с петровского времени, она была лишена патриарха и фактически представляла собой одну из государственных структур, сталкиваясь таким образом со всеми сложностями и издержками любой бюрократической системы. Кроме того, Церковь выполняла функции современных ЗАГСов — вела учет населения, записывая в книги сведения о родившихся, умерших и вступивших в брак.

Патриарх Кирилл: отрицая Божию правду, мы разрушаем мир

Каждый житель Империи (речь, конечно, не шла о территориях, где традиционно проживали мусульмане, буддисты или евреи) должен был раз в год, Великим постом, приходить на исповедь и к причастию. Сведения об этом хранились в церковных исповедных ведомостях. Поскольку православие было государственной религией Российской Империи, отступление от православия (и неверие вообще) до указа о веротерпимости (1905 года) преследовалось по закону, что, конечно, предопределило появление верующих формально, внешне, "не на самом деле", и во многом способствовало впоследствии утверждению советского атеизма.

Формальное соблюдение православных обрядов и невысокая грамотность россиян не позволяли полностью изжить средневековые магические представления граждан (да что говорить: и сейчас нельзя сказать, что они полностью изжиты), что создавало духовенству немалые проблемы. Понимал это еще царь Петр, искоренявший суеверия и ратующий за повышение уровня образования — хотя бы духовенства. Ситуация осложнялась (как и теперь) тем, что основным языком богослужения был не очень понятный церковнославянский.

"Издревле господствующее в Православной церкви выборное начало должно быть проведено во все доступные для него формы церковного управления. Широкое участие всех членов Церкви в делах церковных, при нерушимости присвоенных каждому прав и обязанностей, должно привлечь всех к живой деятельности на пользу Церкви и сделаться основою церковного устроения в настоящее время. Необходимы соответствующие изменения и в духовной школе, и в церковном суде. Все эти и подобные мероприятия должны привести к упорядочению церковной жизни и к возможному единообразию возникающих повсеместно церковных организаций", — было сказано в послании Синода.

Из документа видим, как важно было сохранить выборность — церковного совета, епископата, патриарха, необходимо проведение реформы церковного образования и церковного суда (эти сферы и до сих пор требуют реформ, а с выборностью теперь стало гораздо хуже, чем было в начале века).

Предсоборное присутствие и Предсоборный совет

Нужно отметить, что фактически подготовка к Собору 1917–1918 годов была предпринята в начале 1906 года, когда Святейший Синод принял решение о создании Предсоборного присутствия для обсуждения всех намеченных для рассмотрения вопросов.

В состав Предсоборного присутствия вошли не только епископы и священники, но и светские лица — профессора духовных школ. Обсуждали вопросы церковной автономии, невмешательства государства во внутренние дела Церкви, а церковных иерархов — в дела государства, вопрос учреждения новых митрополичьих округов, то есть изменение административного деления, вопросы церковного устава и церковного суда (предполагалось, что Церковь должна иметь возможность судить своих членов за несоответствие церковно-судебному уставу, а самого устава при этом не было[4]). Отдельно решались вопросы отношения к неправославным и с неправославными (в первую очередь со старообрядцами и сектантами — молоканами, духоборами, субботниками, толстовцами, хлыстами).

В состав Предсоборного присутствия вошли не только епископы и священники, но и светские лица — профессора духовных школ. Обсуждали вопросы церковной автономии, невмешательства государства во внутренние дела Церкви, а церковных иерархов — в дела государства

Надеялись, что Собор начнет свою работу в 1907 году. Но это случилось лишь спустя 10 лет, уже в другой России. При этом статус религиозных конфессий в "демократической" России — после Февральской революции — определяла светская власть, но как эта власть будет понимать декларируемую "религиозную свободу", было неясно. Именно поэтому с созывом Собора торопились.

11 июня 1917 года был создан Предсоборный совет, в составе которого было десять отделов, посвященных уже обсуждавшимся темам, — выборам на Поместный собор, образованию церковных округов (отчасти соответствующих современным митрополиям, но с другими полномочиями), епархиальному управлению, церковному суду, приходской жизни и возможности изменять традиционные границы прихода, старообрядчеству и единоверию (единоверческих приходов в начале века было очень много, и их богослужение полностью соответствовало дораскольному, староверческому), правовому положению Русской церкви, монастырям и духовным школам.

Подготовка Собора шла в трудных условиях. "Опасность анархии, — как пишет историк Русской церкви Сергей Фирсов, — к середине лета 1917 года стала настолько осязаемой, что Святейший Синод решил обратиться к православным с особым посланием", в котором призывал народ к покаянию и борьбе с новым врагом — хищениями, грабежами, разбоями, озлоблением и братоубийственной войной[5]. В августе 1917 года было принято специальное послание к православному народу, в котором звучало предупреждение о надвигающемся всеобщем разорении и голоде. "Россия гибнет, — говорилось в послании, — совесть народная затуманена, совершаются неслыханные кощунства и святотатства, местами пастыри изгоняются из храмов"[6].

Собор был открыт в Москве в праздник Успения Богородицы — 28 августа — и больше года действовал в нынешних зданиях Свято-Тихоновского университета — в Епархиальном доме в Лиховом переулке.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон APIC/Getty Images

Первая сессия Собора — с 28 августа по 22 декабря 1917 года — была посвящена реформе церковного управления — главным образом, избранию патриарха и — уже после Октябрьского переворота — обсуждению статуса Православной церкви в советской России. В голосовании приняли участие 257 членов Собора, на первом голосовании было избрано 25 кандидатов в патриархи. Наибольшее количество голосов в первом туре получил Антоний (Храповицкий) — 101. Во втором туре выбирали троих из 25. Лидировал все тот же Антоний (Храповицкий), у него было 159 голосов, Арсений (Стадницкий) набрал 148 голосов, а Тихон (Белавин) меньше всех — 125 голосов. В третьем туре Тихон получил 162 голоса. Однако решающим было не итоговое голосование, а жеребьевка.

18 ноября 1917 года после литургии и молебна в Храме Христа Спасителя старец Зосимовской пустыни Алексий (Соловьев) после долгой молитвы с земными поклонами вынул жребий. Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: "Митрополит Тихон". Хор запел величание Патриарху. 4 декабря в Успенском соборе Кремля была совершена интронизация нареченного и избранного Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина).

Вторая сессия Поместного Собора — со 2 февраля по 20 апреля 1918 года — рассматривала вопросы епархиального управления, приходской жизни и устройства единоверческих приходов, вопросы, связанные с бракоразводными процессами. Обсуждался также вопрос об охране кремлевских святынь и перемещении их в приходские храмы и ризницы при них.

Решения Собора принимались, безусловно, с учетом тогдашней внутриполитической ситуации. Так, Собор не вынес никакого определения об убийстве царской семьи, хотя эта трагедия произошла во время действия Собора. Более того, шли дебаты даже по поводу того, нужно ли совершать панихиду по убиенному императору или нет (пятая часть участников Собора была против панихиды)

Третья сессия — со 2 июля по 20 сентября 1918 года — должна была решить вопросы о церковном управлении, в том числе о правах и обязанностях Местоблюстителя патриаршего престола, о роли мирян в приходской жизни и о роли женщин в Церкви (вопрос о диакониссах и женщинах-псаломщицах). Обсуждали и возможности второго брака для овдовевших священников в случае снятия ими сана, говорили о монастырях и монашествующих, о старцах и старицах в монастырях. На сессии было вынесено ряд постановлений, касающихся охраны церковной собственности от "кощунственного захвата и поругания" (принятые постановления, впрочем, не спасли Русскую церковь от изъятия церковных ценностей в 1922 году).

Все эти решения принимались, безусловно, с учетом тогдашней внутриполитической ситуации. Так, историк Михаил Бабкин обращает внимание на то, что Собор не вынес никакого определения об убийстве царской семьи, хотя эта трагедия произошла во время действия Собора — 17 июля 1918 года. Более того, шли дебаты даже по поводу того, нужно ли совершать панихиду по убиенному императору или нет (пятая часть участников Собора была против панихиды).

Завершился Собор 20 сентября 1918 года Соборным определением, предоставляющим право Святейшему патриарху созвать очередной собор через два с половиной года — весной 1921 года.

Следствия Собора 1917–1918 годов

По мнению историка Дмитрия Поспеловского, "продлись Собор еще на 1919 год, Церковь вступила бы в наш бурный XX век во всеоружии, не пережитком отсталого царизма, как ее представляла богоборческая пропаганда, а живым динамичным организмом, непоколебимым в своих вероучительных основах, но откликающимся на требования века, отвечающим духовным запросам и понятиям современного человека"[7].

Единственным, пожалуй, решением Собора, имевшим долгосрочные последствия, было восстановление патриаршества. Некоторые другие решения Собора исполнялись, но отчасти. Например, действовало принятое на Соборе решение признавать вторые браки — гражданские — фактическим концом церковного брака

Понятно, впрочем, что продлить заседания Собора на 1919 год в разгар красного террора и гражданской войны, при отсутствии денег и поддержки со стороны государства, да и вообще при невозможности как-то нормализовать государственно-конфессиональные отношения, было невозможно. Как невозможно было претворить в жизнь решения Поместного Собора. Единственным, пожалуй, решением, имевшим долгосрочные последствия, было восстановление патриаршества и определение полномочий Местоблюстителя патриаршего престола (после смерти Патриарха Тихона (Белавина) и до Архиерейского собора 1943 года им был митрополит Сергий (Страгородский).

Некоторые другие решения Собора исполнялись, но отчасти. Например, действовало принятое на Соборе решение признавать вторые браки — гражданские — фактическим концом церковного брака. Действовала де-факто и принятая на нем мера о возможности изменять границы приходов по желанию прихожан (в советское время все приходы должны были пройти регистрацию, но границы приходов определялись верующими и могли не совпадать со старым делением на приходы, особенно в случаях закрытия церквей). Отчасти и практика служения женщин в алтаре, сформировавшаяся, вероятно, в военное время, соответствовала духу Собора 1917–1918 годов.

Другие вопросы — о реформе духовных школ, о переводе Библии, о богослужении, о календаре — не решены до сих пор.

Петр Чистяков, к.и.н., доцент Учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета

Ксения Сергазина, к.и.н., доцент Учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета

[1] Цит. по: Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен. М., 2002. С. 85.

[3] Цит. по: Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен. М., 2002. С. 156.

[5] Там же. С. 517-518.

[7] Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 45.

Деяния Священного Собора Православной российской церкви 1917-1918 годов. М., 1994 (Репринт 1918 года).

Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004.

Священный Собор Православной российской церкви 1917-1918 годов. Обзор деяний. М., 2000, 2001, 2002.

Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX века - 1918 год). Исследования и материалы. М., 2011.

Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001.

Балашов Н., прот. Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Некоторые детали предыстории: В.К. Саблер и К.П. Победоносцев в 1905 году // Церковь и время. 2000. № 3 (12).

Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.

Кравецкий А.Г. Церковная миссии в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). М., 2012.

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918)



Поме́стный собо́р Правосла́вной Росси́йской Це́ркви (1917—1918), Всероссийский Поместный Собор — первый с конца XVII века Поместный собор Правосла́вной Росси́йской Це́ркви, открывшийся 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля. Важнейшим его решением было восстановление 28 октября 1917 года Патриаршества в Российской Церкви, положившее конец синодальному периоду в истории Русской Церкви.

Собор, подготовка к которому велась с начала 1900-х, открылся в период господства антимонархических настроений в Церкви. В состав Собора входили 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян. Присутствовали глава Временного правительства А. Ф. Керенский, министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев, представители печати и дипломатического корпуса.

Содержание

Подготовка к Собору

Предсоборное присутствие 1906 года

Предсоборное совещание 1912 года

Съезд союзов духовенства в мае 1917 года

Предсоборный совет

На Совете в качестве основы программы Собора были приняты церковные постановления Съезда союзов духовенства, в том числе и его формулировка положения Церкви, принятая Собором, но фактически невыполнимая в условиях советского государства.

Созыв Собора

29 апреля 1917 года Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви одобрил проект обращения к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви, гласившего:

Давно уже в умах православных русских людей жила мысль о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской Православной Церкви и вообще для устроения нашей церковной жизни на незыблемых началах, данных Божественным Основателем и Главою Церкви в Священном Писании и в правилах св. Апостолов, св. Вселенских и Поместных Соборов и св. Отец. Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым… [1]

11 августа 1917 года было опубликовано постановление Временного правительства о правах Священного Собора.

Состав, полномочия и органы Собора

Своим Почётным Председателем Собор утвердил старейше­го иерарха Российской Церкви митрополита Киевского Владимира (Богоявленского); Председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин) [7] . Был образован Собор­ный Совет; учреждено 22 отдела, которые предваритель­но готовили доклады и проекты Определений, выносившихся на пленарные сессии [7] .

Ход работы Собора

Первая сессия Собора. Избрание Патриарха

Первая сессия Собора, продолжавшаяся с 15 августа по 9 декабря 1917 года, была посвящена вопросам реорганизации высшего церковного управления: восстановления патриаршества, избрания патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами, а также обсуждению правового положения Православной церкви в России.

Сразу же с первой сессии Собора возникла острая дискуссия о восстановлении патриаршества (предварительное обсуждение вопроса находилось в компетенции Отдела о высшем церковном управлении; Председатель Отдела — епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский)). Наиболее активными поборниками восстановления патриаршества, наряду с епископом Митрофаном, выступали члены Собора архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архимандрит (впоследствии архиепископ) Иларион (Троицкий) [8] . Противники патриаршества указывали на опасность того, что оно может сковать соборное начало в жизни Церкви и даже привести к абсолютизму в Церкви; среди видных противников восстановления патриаршества были профессор Киевской духовной академии Пётр Кудрявцев, профессор Александр Бриллиантов, протоиерей Николай Цветков, профессор Илья Громогласов, князь Андрей Чагадаев (мирянин от Туркестанской епархии), профессор Петербургской духовной академии Б. В. Титлинов, будущий идеолог обновленчества. Профессор Николай Кузнецов считал, что существует реальная опасность, что Священный Синод, как исполнительный орган власти, действующий в межсоборный период, может превратиться в простой совещательный орган при Патриархе, что также явится умалением прав архиереев — членов Синода [9] .



11 октября вопрос о патриаршестве был вынесен на пленарные заседания Собора. К вечеру 25 октября в Москве уже знали о победе большевиков в Петрограде.

  1. В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административ­ная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместно­му Собору, периодически, в определённые сроки созываемо­му, в составе епископов, клириков и мирян.
  2. Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляет­ся Патриархом.
  3. Патриарх является первым между равны­ми ему епископами.
  4. Патриарх вместе с органами церков­ного управления подотчётен Собору. [12]

По результатам подсчёта 257-и записок, были оглашены имена 25 кандидатов, включая Александра Самарина (3 голоса) и протопресвитера Георгия Шавельского (13 голосов); наиболшее количество голосов получил архиепископ Антоний (Храповицкий) (101), далее шли Кирилл (Смирнов) и Тихон (23) [19] . Шавельский обратился с просьбой снять его кандидатуру [20] .



7 декабря Собор принял акты, относящиеся к деятельности высших органов церковной власти:

9 декабря 1917 года первая сессия Собора завершила свою работу.

Вторая сессия Собора

Вторая сессия Собора, проходившая с 20 января по 7 (20) апреля 1918 года, рассматривала вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов.

25 января 1918 года был убит после взятия Киева большевиками митрополит Владимир Киевский, гибель которого была воспринята как акт открытого гонения на духовенство. В тот же день Собор принял резолюцию, которой Патриарху поручалось назвать имена трёх лиц, которые могли бы стать патриаршими местоблюстителями в случае его смерти до выборов нового патриарха; имена должны были держаться в тайне и быть оглашены в случае невозможности для Патриарха исполнять свои обязанности.

Принятый 7 (20) апреля 1918 года Приходской устав (заключительное, 129-е деяние второй сессии Собора) закрепил определённую степень автономности прихода; предусматривалось и создание союзов приходов.

Вторая сессия Священного Собора завершилась 7 (20) апреля 1918 года.

Третья сессия Собора

В повестке третьей сессии, проходившей с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября 1918 года, намечено было выработать соборные Определения о деятельности высших органов церковного управления, о Местоблюстителе Патриаршего Престола; о монастырях и монашествующих; о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения; об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.

13 (26) августа, по докладу профессора Петроградского университета Бориса Александровича Тураева, Собор принял решение о восстановлении празднования памяти всех российских святых [43] .

20 сентября 1918 года члены Собора собрались на последнее заседание. Соборное Определение от 7/20 сентября 1918 года гласило:

В тот же день, обращаясь к собравшимся, Патриарх Тихон объявил о прекращении работы Собора.

Читайте также: