Положение о земской полиции от 1 июля 1837 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

Серьезным потрясением для монархии и нового императора Николая I стало восстание декабристов. Император считал, что главным недостатком в деятельности государственного аппарата, особенно его местных органов, является слабый контроль за ними со стороны центральных органов государственной власти и управления. В центральных и местных учреждениях ослабла исполнительная дисциплина, было много злоупотреблений. Николай I не собирался проводить существенных реформ государственного управления, ограничившись совершенствованием существующей системы и создания нового органа политической полиции

Прикрепленные файлы: 1 файл

Полицейская реформа Николая Первого.docx

Серьезным потрясением для монархии и нового императора Николая I стало восстание декабристов. Император считал, что главным недостатком в деятельности государственного аппарата, особенно его местных органов, является слабый контроль за ними со стороны центральных органов государственной власти и управления. В центральных и местных учреждениях ослабла исполнительная дисциплина, было много злоупотреблений. Николай I не собирался проводить существенных реформ государственного управления, ограничившись совершенствованием существующей системы и создания нового органа политической полиции. В июне 1826 г. в составе Собственной Его Императорского Величества (СЕИВ) канцелярии создается III Отделение, ставшее вскоре известным как орган политической полиции. Ее исполнительной структурой стала жандармерия. Все чиновники Особенной канцелярии министра внутренних дел во главе с ее начальником были переведены в состав III Отделения (СЕИВ) канцелярии. Таким образом, из компетенции МВД были изъяты функции политической полиции.

В 1828 г. МВД состояло из канцелярии министра, совета министра, в который входили руководители департаментов, отделений, департамента государственного хозяйства и публичных зданий, департамента полиции, медицинского департамента и цензурного комитета. Основным структурным подразделением министерства внутренних дел являлся Департамент полиции. В его функции входили вопросы определения штатной численности и формирования полицейских органов в городах и в сельской местности, а главное, контроль за их деятельностью, особенно за расходованием денежных средств, отпущенных на полицию 38 .

Важное значение имели меры по укреплению общей полиции, проведенные в 1830-е годы. Эти меры заключались прежде всего в расширении низового аппарата полиции в уездах, где учреждены были должности становых приставов, подчиненных исправнику. В большинстве местностей империи утвердился принцип назначения исправников правительством 39 .

В состав земского суда помимо земского исправника и заседателей, выбираемых на уездном дворянском собрании, вводились два представителя от казенных (государственных) крестьян, называвшимися сельскими заседателями, что было хотя и небольшим, но все же отступлением от принципа формирования руководящего звена сельских административно-полицейских органов только из дворянского сословия.

В Положении о земской полиции 1837 года более четко определялся порядок ее взаимодействия с другими учреждениями.

В 1850 г. в истории Министерства внутренних дел произошло своеобразное знаменательное событие – первое сокращение штатов этого учреждения, что было проявлением новых усилий императора Николая I для укрепления дисциплины как средства повышения эффективности управления. Сокращение штатов всех департаментов закончилось благополучно для чиновников Министерства внутренних дел 41 .

Таким образом, развитие полицейских органов в XIX веке до начала реформ 1860-1870-х годов характеризовалось совершенствованием их организационной структуры, прежде всего аппарата центрального управления. Целью реорганизаций было более эффективное выполнение задач по охране общественного порядка. Стабильность социально-экономического, государственного строя, невысокий уровень преступности не вызывали потребности глубоких изменений в политико-правовой сфере, в реорганизации судебных, полицейских учреждений. Такая потребность возникает после отмены крепостного права, вступления России в новый этап социально-экономического, политического развития.

Наиболее значительным изменением в компетенции полиции было изъятие из ее ведения следствия, произошедшее в 1860 году, накануне известных реформ. Функции, выполняемые полицией, не претерпели существенных изменений в дореформенный период.

Наделение полиции значительным объемом административно-хозяйственных функций вызывалось слабостью органов местного самоуправления, а также соединением на уездном уровне администрации и полиции в одном органе – нижнем (с 1837 года) просто уездном земском суде.


В первой половине XIX в. деятельность местных учреждений, осуществлявших административно-полицейские функции, базировалась на Учреждении о губерниях 1775 г. Преобразования, касавшиеся этой сферы управления, в целом были немногочисленны, в основном носили частный характер и не сопровождались коренными изменениями устоявшегося порядка.

Комплекс этих мероприятий, который мы условно определяем как административно-полицейская реформа, довольно хорошо известен исторической науке 3 См, например: Анучин Е.Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. СПб., 1872; Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел: [в 7 т.]. Ч. III, кн. 2. СПб., 1862; Ерошкин Н.П. Российское самодержавие: к 75-летию Ист.-арх. ин-та. М., 2006; Морякова О.В. Система местного управления России при Николае I. М., 1998; Тот Ю.В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке. СПб., 2002; и др.. В настоящем исследовании предпринимается попытка отразить реакцию местного общества на изменения в деятельности полицейских учреждений. Источником послужили материалы, сохранившиеся в фонде III Отделения С.Е.И.В.К. Государственного архива Российской Федерации (ф. 109). Речь идет о донесениях губернских штаб-офицеров: в нашем распоряжении оказались материалы, представленные в феврале 1839 г. на рассмотрение шефа жандармов А.Х. Бенкондорфа начальником 2-го округа корпуса жандармов генерал-майором С.В. Фильдеперсовым 4 См.: О суждениях и толках в обществах на счет преобразования губернских правлений и земской полиции (1839 г.) // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 109. 1 эксп. Оп. 14. Д. 44..

Подводя итог, отметим, что даже не самые значительные изменения в работе местных учреждений вызывали оживленное обсуждение и сопровождались неоднозначными оценками последствий практической реализации нововведений. Далеко не все из них признавались полезными для системы управления и совершенно справедливо были отмечены многие недостатки реформы. При этом недовольство в среде чиновничества вызывало стремление правительства к обеспечению строгого соблюдения законности и усилению отчетности должностных лиц без соответствующего материального обеспечения их службы, повышения окладов и поддержания престижности должностей. Сформировавшиеся к этому периоду устойчивые представления служащих о справедливости оплаты труда и ее соразмерности званию, уровню ответственности, объемам и сложности выполняемой работы во многом определяли их отношение к происходившим изменениям.

Плех Олеся Анатольевна, к.и.н. (Институт российской истории Российской академии наук)

Читайте также: